УДК 261
Елена МИРОШНИКОВА Михаил СМИРНОВ
ТРАНСФОРМАЦИИ РЕЛИГИИ В СТРАНАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА КАК ПРЕДМЕТ АКАДЕМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Аннотация. В современном европейском пространстве происходят трансформации исторически сложившихся конфигураций "религиозного ландшафта". Авторы выделяют три определяющих фактора этих изменений. Первым фактором стала секуляризация, которая привела к резкому снижению влияния религиозных организаций (преимущественно церквей разных христианских конфессий) на политическую, социальную и личную жизнь европейцев. Широкое распространение получила культура секулярного общества, как бы параллельная христианской культуре. Христианские ценности уступают место светским ценностям политкорректности и мультикультурализма, а права человека стали новой сакрально-стью. Вторым фактором трансформаций стало изменение этнического состава населения большинства европейских стран в результате широкомасштабных миграционных потоков в Европу. Растёт удельный вес религиозных сообществ, к которым принадлежат мигранты. Значительное влияние в ряде государств приобретают объединения последователей ислама. Это также порождает своего рода параллелизм - новые европейцы-мусульмане формируют свои модели правовых, социальных, семейных и бытовых отношений, дистанцируясь от устоявшегося уклада жизни местного населения европейских стран. Третьим важным фактором можно считать мировоззренческий плюрализм, обусловивший возникновение множества новых религиозных и иных сообществ, обычно в статусе меньшинств, которые воплощают право духовного выбора граждан демократических государств Европы. Со всеми этими факторами связана и корректировка отношения к религии в образовательных страте-
© Мирошникова Елена Михайловна - доктор философских наук, главный научный сотрудник Научно-исследовательского центра религиоведческих и этнополити-ческих исследований, Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина. Адрес: 196605, Россия, Санкт-Петербург, Пушкин, Петербургское шоссе, д. 10. E-mail: [email protected] © Смирнов Михаил Юрьевич - доктор социологических наук, профессор, Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина. Адрес: 196605, Россия, Санкт-Петербург, Пушкин, Петербургское шоссе, д. 10. E-mail: mirsnov@yandex. ru
Исследование выполнено при поддержке РНФ, проект 19-18-00054 "Трансформации глобального конфессионального геопространства: феномен "параллельных" обществ в системе международно-политических отношений". DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope52019122131
гиях европейских стран. Анализ этих факторов и последствий их действия стал содержанием трудов современных европейских исследователей религии. В статье рассматриваются наиболее значимые направления, темы и проблемы таких исследований, представленные в академическом поле нового научного сообщества - Европейской Академии религии.
Ключевые слова: Европейская Академия религии, идентичность, меньшинства, миграция, параллельные сообщества, религиозные ценности, светские ценности, секуляризация.
Введение
Геополитические процессы последнего столетия изменили систему международных отношений в Европе. Произошла интернационализация экономической деятельности. Развитие новых технологий меняет привычные способы коммуникации и образ жизни. Всё это создало качественно иной контекст существования религий в европейском пространстве. Религиозные организации перестали быть теми инстанциями, которые своим влиянием определяют повседневные социальные отношения и политическое поведение. Этические установки секулярного общества замещают собой религиозные ценности. В первую очередь это касается христианства [Андреева, Смирнов, Щербаков, 2018].
В то же время, нельзя категорично утверждать, что европейское общество неуклонно избавляется от религии. Христианство по-прежнему воспринимают как один из базовых устоев европейской цивилизации. Истоки религиозных потребностей намного глубже, чем политические, экономические и прочие "земные" обстоятельства существования конкретных религиозных сообществ. Религиозность генерируется мистико-сотериологическими состояниями психики и ментальности. Поэтому "смена формата" присутствия религий в публичном пространстве означает, скорее, возникновение более эффективных модусов реализации религиозных потребностей. С этой точки зрения, наблюдаемый ныне религиозный плюрализм следует рассматривать не как упадок, но как реструктуризацию духовной жизни общества.
Уместно определить современную ситуацию как колеблющийся "баланс" между (1) адаптированными к секулярному обществу исторически сложившимися религиозными институтами и (2) своего рода "новым фундаментализмом", апеллирующим к религиозной принадлежности как маркеру идентичности (этнической, политической, гражданской).
На уровне повседневности религиозность проявляется не столько в массовом формализованном ритуально-культовом поведении, сколько в индивидуальных практиках, активизирующихся в значимых обстоятельствах жизненного цикла. Это даёт основание исследователям религий утверждать о "скрытом", "диффузном", "невидимом" и тому подобных модусах религиозности, о "вере без принадлежности" и "замещающей религии" [Энциклопедический словарь социологии религии, 2017: 144, 146-148].
Большинство европейского населения по-прежнему декларирует религиозную принадлежность. Например, по данным Pew Research Center на 2018 г., во всех 15 странах Западной Европы были крещены и называют себя христианами более 90%. В то же время, из общего числа причисливших себя к христианам, лишь 58% говорят, что верят в Бога [Being Christian in Western Europe, 2018]. Иными словами, востребованной часто становится конфессиональная маркировка идентичности, с при-
Современная Европа, 2019, №5
близительным воспроизведением внешних признаков, тогда как конституирующие вероисповедание доктринальные смыслы, выраженные в священных текстах и религиозных документах, остаются маргинальными или вообще незнакомыми приверженцам религий. Но именно религия, в силу многовековой укорененности в жизни европейцев, рассматривается как наиболее надёжный ориентир самоидентификации.
Аналогичная ситуация возникает и в среде пополняющих население Европы мигрантов (особенно, из африканских и азиатских стран, где распространён ислам) -религиозная идентичность востребована как средство сохранения собственных этнических социокультурных паттернов при встрече с европейским типом цивилизации.
Динамика религии в контексте современной жизни Европы создаёт пространное поле для научных исследований - как эмпирических, призванных дать более точную картину происходящего, так и теоретических, позволяющих обобщить и концептуально осмыслить трансформации религий на континенте. Академические исследования, проводимые на базе университетских центров, стали одним из ресурсов, который международные европейские организации используют в выработке адекватных решений при различных коллизиях взаимоотношений религии и общества [Ventura, 2019]. Не случайно именно под патронажем Европарламента была образована международная исследовательская структура - Европейская Академия религии (European Academy of Religion - EuARe), деятельность которой как бы фокусирует внимание на наиболее значимых направлениях и тематике исследований, представленных в академическом поле современных европейских наук о религии.
Европейская Академия религии
Европейская Академия религии (ЕАР) была учреждена 5 декабря 2016 г. в Болонье, при участии представителей академических и университетских организаций, научных журналов и издательств из ряда европейских стран. Инициаторами создания стали Fondazione per le scienze religiose Giovanni XXIII (FSCIRE), Болонский университет и ряд других европейских научно-образовательных организаций, действующие под патронажем Европарламента и при поддержке Министерства образования и МИД Италии.
Стратегической целью форума было объявлено создание "платформы" для регулярной международной научной коммуникации исследователей из академических и университетских организаций Европы, средиземноморского региона, Ближнего Востока и России, которые изучают проблемы религии в самом широком диапазоне тематик, подходов, интерпретаций, мировоззренческих и идеологических позиций [Cadeddu, 2019: 2].
К настоящему времени состоялось три конференции ЕАР (2017, 2018, 2019), на каждой из которых были представлены исследователи религии не только из европейских стран, но и из научных центров других регионов мира [European Academy of Religion, 2017: 2; European Academy of Religion, 2018: 18]. Итоговые документы конференций каждый раз рассматривают в комитетах Европарламента (подкомитет по правам человека, комитеты по культуре и образованию, по гражданским свободам и правам) [European Academy of Religion, 2019].
Применительно к европейской религиозной ситуации можно обозначить следующие исследуемые предметные области: (1) влияние глобализации и секуляризации
Современная Европа, 2019, №5
на социокультурные паттерны европейцев; (2) существенное изменение "религиозного ландшафта" Европы в связи с миграционным процессами на рубеже XX и XXI веков; (3) кризис христианской основы европейской идентичности и проблема реви-тализации христианских ценностей; (4) конфронтация между секулярными и конфессиональными настроениями населения европейских стран; (5) положение религиозных и иных мировоззренческих меньшинств, их правовой и социальный статус; (6) образовательные стратегии государств Европы в отношении религии.
Глобализация и секуляризация
Общей установкой исследований является соотнесение событий вокруг религии в публичном пространстве Европы с процессом глобализации [Dargent, 2017: 104]. Преобладает характеристика европейского общества как секулярного, при неоднозначности оценок самой секуляризации (от положительных до резко критикующих). Заметное влияние на трактовки последствий секуляризации для Европы -плюрализм и индивидуализм религиозного выбора, влияние секулярности на развитие толерантности и демократии, новый политический активизм религиозных сообществ и др. - оказала позиция таких авторитетных исследователей религии как Питер Бергер [Berger, 2014], Грейс Деви [Davie, 2007], Хосе Казанова [Casanova, 2007; Казанова, 2015], на труды которых ссылались многие участники дискуссий. Конечно, поднимается и вопрос о так называемом постсекулярном обществе (например, с отсылкой к его трактовке Ю. Хабермасом [Habermas, 2006]), хотя концепт "постсекулярного" рассматривается, скорее, в гипотетическом плане, как возможный, но небесспорный подход к описанию происходящих трансформаций.
В качестве актуального аспекта европейской религиозной жизни обсуждается возникновение множества сообществ с разными мировоззренческими установками, как "вызов светскому государству" [Pace, 2019]. Констатируется расширение пространства публичного функционирования религиозных объединений, каждое из которых получает возможность заявить о себе и привлекать последователей.
Нарастающий религиозный плюрализм обнаруживается не столько через появление новых религий, хотя они периодически возникают, сколько через увеличение свободы группового и индивидуального религиозного выбора, придающего новые оттенки даже традиционным религиозным воззрениям и действиям. Как следствие, перед государством и обществом возникают вызовы устоявшемуся правовому и социокультурному укладу, исходящие от новых субъектов публичной деятельности, часто противопоставляющих себя существующему порядку.
Конфронтации могут возникать не только между институциями правопорядка и носителями религиозной или идеологической "самодеятельности", но и между самими мировоззренческими сообществами, большими и малыми, на почве расхождений в убеждениях и образе жизни. Остроту конфронтациям придают различные религиозные ориентации, которыми мотивируются особые социальные притязания.
Миграционные потоки в Европу за последние десятилетия заметно изменили этнический и религиозный состав населения. В 2017 г. Европейский союз "пополнили" 2,4 млн мигрантов из неевропейских стран (преимущественно азиатских и африканских); на 1 января 2018 г. из 512,4 млн жителей государств ЕС 22,3 млн
Современная Европа, 2019, №5
(4,4%) не имели гражданства ЕС; в 2018 г. в Евросоюзе было зарегистрировано ещё около 1,3 млн мигрантов [Migration and migrant population statistics, 2019, 2 Aug.].
Исследователи постоянно указывают, что либеральная модель многих европейских толерантных государств с трудом выдерживает, скажем, демонстративное игнорирование юридических и культурных норм этих государств большим количеством мигрантов из разных регионов мира, для которых новое место пребывания не связано с необходимостью инкультурации [Furseth, 2014]. При этом встречается и оптимистический взгляд или, по крайней мере, надежда на интеграцию исламских институтов в экономическую и социальную инфраструктуру европейских государств [Gole, 2014].
Религиозный фактор в диахронном и синхронном измерениях
Значительное место в исследованиях занимает аналитика причинно-следственных связей современных религиозных явлений с их историческими основаниями и с текущими процессами в европейском обществе [Pace, 2019]. Можно говорить, например, о своего рода ревизии исторических представлений о формировании "религиозного ландшафта" Европы от эпохи античности до наших дней. Такой подход - не радикальный пересмотр истории, но уточнение и концептуализация трактовок существенных событий, повлиявших на положение религий в Европе. В таком ракурсе рассматривается, например, процесс конфессионализации, сопряжённый с Реформацией и изменением географической конфигурации "распределения" религий на европейском континенте после Вестфальского мира. Переосмысление исторического материала необходимо для экспликации христианских оснований европейской культуры, с акцентом на динамику влияния христианских ценностей в политике, социальной и личной жизни европейцев в прошлом и в настоящее время. В повестке исследований ныне актуален вопрос о перспективах христианского единства европейских народов (новый импульс к экуменизму) в свете поисков европейской идентичности [Dargent, 2017].
Обсуждаются вопросы адаптации религии к новому коммуникативному пространству (в частности, роль информационных социальных сетей), влияние цифровых технологий на религиозные воззрения и практики. Также в предметном поле исследовательских дискуссий отметим отношение религиозных сообществ к проблемам гендера, трансгуманизма, новых форматов брака и семьи. Острота социо-религиозной проблематики побуждает обращаться к её осмыслению, наряду с религиоведами, и представителей теологической мысли, которые ставят вопрос о практической ориентированности теологии на злободневные сюжеты современности.
Ряд исследований выявил новую тенденцию - формирование в Европе межкультурного пространства на основе социального обновления, культурной инклю-зивности и диалогового режима в решении острых проблем. Для обозначения этой тенденции было предложено широко толкуемое понятие инноваций в сфере отношения общества к религии, а именно - комплекс, включающий диалог религиозной и светской частей общества, диалог государства с религиозными и светскими об-
Современная Европа, 2019, №5
щественными объединениями, встреча религий "лицом к лицу" и межрелигиозный диалог [Ventura, 2019].
Религия, государство и право
Одним из общих направлений исследований, который консолидировал широкий спектр конкретных кейсов, можно считать аналитику правовых аспектов трансформации религий в европейском обществе. Как отмечают эксперты, к привычным позициям нейтральности государства в вопросах религии, толерантности, гарантий соблюдения свободы совести, ныне правовую повестку дополняет необходимость реагировать на преследования за веру, дискриминацию меньшинств, религиозно мотивированный экстремизм, терроризм и насилие на религиозной почве [Государства и религии в Европейском союзе, 2009: 3].
ЕАР включила в программу конференции 2019 г. специальную сессию, посвященную обсуждению "Декларации о человеческом достоинстве везде и для каждого", принятой на конференции в Пунта Дель Эсте (Уругвай, 2-4 декабря 2018 г.) международной группой ведущих учёных и экспертов в области религиозной свободы и прав человека [Human Dignity for Everyone Everywhere, 2018]. Подтверждая неприкосновенность человеческого достоинства, закреплённую в Хартии Европейского союза об основных правах, участники сессии сконцентрировали внимание, в частности, на необходимости философской и нормативной интерпретации человеческого достоинства судебными инстанциями, особенно при принятии решений о праве на свободу убеждений.
При общем академическом формате конференций ЕАР, своего рода новацией стало проведение международного конкурса "Игровой судебный процесс по религии и праву" (Moot Court Law and Religion Compétition) для молодых ученых, студентов юридических факультетов - в виде моделирования судебных кейсов по конкретным проблемам, возникающим на религиозной почте в государстве и обществе. Конкурс, при участии Международного консорциума по изучению права и религии (International Consortium for Law & Religion Studies), проводился по модели Европейского суда по правам человека (на английском языке). Основная часть кейсов была посвящена теме защиты свободы частных предпринимателей (владельцев семейного бизнеса и т. п.), которые по религиозным убеждениям отказывали в услугах потенциальным клиентам.
Следует отметить, что включение правовой тематики в предметное поле исследований религии существенно повышает их актуальность и востребованность (в частности, предоставляя судебным инстанциям компетентные религиоведческие экспертизы, позволяющие учитывать конфессиональные особенности процессуальных сторон).
Атлас прав религиозных меньшинств в странах-участницах Совета Европы
Проблема статуса религиозных и иных мировоззренческих меньшинств и прав их участников стала одной из наиболее обсуждаемых на всех конференциях ЕАР. В этой связи выделим международный проект он-лайн Атласа прав религиозных меньшинств в странах-участницах Совета Европы (The Online Atlas of Religious Mi-
Современная Европа, 2019, №5
norities Rights in the Council of Europe Countries), которым руководит профессор Миланского университета Сильвио Феррари, как пример нового теоретического подхода, инновационных технологических средств и эффективных стратегий осмысления вызовов религиозного плюрализма [European Academy of Religion, 2018: 6]. Цель проекта - аккумулировать актуальную объективную информацию, которая поступает в режиме постоянного обновления, для придания нового импульса развитию научного исследования старых и новых религиозных меньшинств, доступности этого знания для широкой общественности, помощи религиозным меньшинствам в их повседневной жизни, противостоянии дискриминации. Предусмотрены картография меньшинств, краткие исторические справки об их возникновении и деятельности, обзор текущего правового положения.
Концепция Атласа включает и аналитику множественности мировоззренческих меньшинств, выработку достоверных определений их растущим разновидностям. В этом контексте предметом исследования становятся не только религиозные меньшинства, но и сообщества сторонников светского гуманизма, атеистов, агностиков, число которых нарастает. Проект предусматривает регулярное получение информации как из экспертных источников (государственных, общественных, исследовательских организаций), так и от самих изучаемых сообществ.
Уже первые итоги этого проекта - сравнительный обзор номенклатуры и распространения религиозных меньшинств в Западной и Восточной Европе - дали содержательный материалдля корректировки государственной политики снижения конфликтогенного потенциала в условиях мировоззренческого плюрализма в странах Европейского союза [The Online Atlas of Religious Minorities Rights, 2018].
Религия и образование
В качестве одного из ключевых инструментов удержания стабильности и порядка в обществе с растущей полиэтничностью и полирелигиозностью рассматривается существенное обновление образовательных стратегий, то есть, по сути, профилактика посредством просвещения. В этом контексте исследуется опыт разных европейских стран по созданию оптимальных моделей включения религиозного компонента в образование: (1) изучение религий с привлечением к преподаванию служителей этих религий, (2) получение знаний о религиях в ракурсе светского культурологического подхода, (3) свобода выбора между религиозными и светскими знаниями, (4) право на религиозное образование.
На конференциях ЕАР 2018 и 2019 г. специальные дискуссии состоялись по теме академической теологии в плюралистическом и светском обществе, соотношению теологии и религиоведения [Gisel, 2019]. Участники признали, что в современной Европе как со стороны секулярного общества, так и со стороны церквей, испытывающих нехватку убедительной теологической аргументации своей миссии, брошен двойственный вызов христианской теологии. Обозначился и политический запрос на академическую исламскую теологию как противовес радикализму в исламской среде. Важной темой стали перспективы в подготовке учителей, преподающих знания о религиях. Характерно, что доминирующий акцент в образователь-
Современная Европа, 2019, №5
ном пространстве ставился не на усвоение вероучительной догматики, а на культурное и этическое содержание религий.
Заключение
Проведенный аналитический обзор позволяет сделать несколько основных выводов.
1. Ключевую тематику европейских исследований религии задает продолжающаяся нелинейная секуляризация, которая представляет собой не процесс "отмирания" религии, но реструктуризацию религиозной жизни населения и интеграцию конфессиональных институтов в демократический строй светского государства и общества. Секулярность принесла европейскому обществу мировоззренческий и идейный плюрализм, создала возможности для индивидов и групп уйти от единообразия (чаще всего, принудительного) и идентифицировать себя сообразно множественности религиозных и иных убеждений.
Наряду с позитивными последствиями, секулярность создала и проблемные ситуации. В отношении к религии обществу потребовалась корректировка устоявшихся за века и поколения образов религиозного присутствия в публичном пространстве, а государства столкнулись с необходимостью устанавливать новые правовые параметры для религиозных сообществ, учитывая при этом актуальность соблюдения свободы совести в мировоззренчески неоднородном социуме.
2. Заметные изменения этнического и конфессионального состава населения европейских странпоследних десятилетий внесли в повестку исследований проблему социокультурной и религиозной адаптации мигрантов к исторически сложившемуся укладу европейской цивилизации. Благодаря действию государственных и общественных институтов накоплена успешная практика такой адаптации. Одним из её проявлений становится вариативность образовательных стратегий, позволяющая давать молодым людям из разной этнической и социальной среды адекватные знания о религии в форматах, взаимно приемлемых государству, религиозным объединениям и светскому обществу.
3. Очевидной стала межцивилизационная напряжённость, конфликтность культурных паттернов жителей государств Европы и миграционной части населения. Радикальным проявлением такой напряжённости можно считать возникновение так называемых "параллельных сообществ", участники которых следуют моделям социального поведения, игнорирующего правовые и этические нормы европейских стран. Религиозная идентичность, чаще всего - исламская, становится мотивирующим основанием "параллельности".
4. Укоренившаяся в социогуманитарном дискурсе стилистика рассмотрения вопросов множественности мировоззрений и идентичностей с позиций мультикуль-турализма и толерантности, вольно или невольно, побуждает часть исследователей избегать прямых однозначных характеристик и обсуждать болевые темы в манере политкорректности. Нередко акценты смещаются от конфликтных ситуаций в сторону обсуждения прав разного рода меньшинств, в том числе религиозных.
Тем не менее, исследования религиозных трансформаций в Европе достаточно точно обозначают реальные процессы и предлагают в целом эффективную оптику
Современная Европа, 2019, №5
их научного рассмотрения. Европейская среда исследователей религии стремится к новым формам консолидации, дополняя действующие национальные и региональные научные ассоциации регулярными международными форумами, пример - Европейская Академия религии, созданная при поддержке государственных институтов, заинтересованных в объективной информации о роли религии в европейских странах.
Лейтмотив деятельности ЕАР - преодоление водоразделов между светскими и конфессиональными учеными на основе исследований единого предметного поля, которое образуется из вызовов, порождаемых существенной трансформацией "религиозного ландшафта" современной Европы. Тем самым, академические исследования становятся одним из весомых ресурсов для формирования политических стратегий стран Европейского союза в отношении религиозной сферы.
Список литературы
Андреева Л.А., Смирнов М.Ю., Щербаков В.П. (2018) Процесс дехристианизации в Европейском Союзе, Современная Европа, № 5, с. 120-130.
Робберс Г. (ред.) (2009) Государства и религии в Европейском союзе, Институт Европы РАН, Москва, Россия.
Казанова Х. (2015) Страх Европы перед религией. Берлинские речи о религиозной политике, Свобода совести в России: исторический и современный аспекты, вып. 11, Дальневост. федерал. ун-т. Владивосток, Россия, с. 88-105.
Смирнов М.Ю. (ред.) (2017) Энциклопедический словарь социологии религии, Платоновское философское общество, Санкт-Петербург, Россия.
References
Andreeva L.A., Smirnov M.Yu., Shcherbakov V.P. (2018). "Process dechristianizatsii v Evropeiskom Soyuze" [The De-Christianization Process in the European Union] Sovremennaya Yevropa, no. 5, pp. 120130.
Being Christian in Western Europe (2018) Available at: https://www.pewforum.org/2018/05/29/being-christian-in-western-europe.
Berger P. (2014) The Many Altars of Modernity: Toward a Paradigm for Religion in a Pluralist Age, Boston; Berlin: De Gruyter.
Cadeddu Fr. (2019) European Academy of Religion, In Die. News Bulletin of FSCIRE, no. 1, 03/2019,
p. 2.
Casanova J. (2007) "Immigration and the New Religious Pluralism: EU/US Comparison" in: Banchoff T. (ed.) Democracy and the New Religious Pluralism, Oxford Univ. Press, Oxford, N.Y., pp. 59-84.
Casanova J. (2009) Europas Angst vor der Religion. Berliner Reden zur Religionspolitik (Europe's Fear of Religion), Svoboda sovesti v Rossii: istoricheskiy i sovremennyy aspekty, issue 11, Dal'nevost. federal. un-t. Vladivostok, Russia, pp. 88-105.
Dargent C. (2017) "Religious Change, Public Space and Beliefs in Europe" in: Brechon P. and Gonthier F. (eds.) European Values. Trends and Divides Over Thirty Years, Brill, Leiden, pp. 104-122.
Davie G. (2007) "Pluralism, Tolerance, and Democracy: Theory and Practice in Europe" in: Banchoff T. (ed.) Democracy and the New Religious Pluralism, Oxford Univ. Press, Oxford, N.Y., pp. 223-242.
European Academy of Religion (2017) Ex Nihilo. A "Zero Conference" on Research in the Religious Fields (18-21 June, 2017): Concept. Bologna: EuARe; FSCIRE.
European Academy of Religion (2018) First Annual Conference (5-6 March, 2018). Short Program. Bologna: EuARe; FSCIRE.
European Academy of Religion (2019) Annual Conference (4-7 March, 2019). Program. Bologna: EuARe; FSCIRE.
Furseth I. et al. (2014) The Changing Soul of Europe: Religions and Migrations in Northern and Southern Europe, Routledge, London, UK.
Современная Европа, 2019, №5
Gisel P. (2019) A Productive Coexistence for Theology and Religious Studies» What Kind of Work is Needed on Both Sides?, EuAre Lectures: Ex Nihilo and First Annual Conference 2017-2018, European Academy of Religion (EuARe); Fondazione per le scienze religioze Giovanni XXIII (FSCIRE), Bologna, pp. 40-70.
Gole,Nilufer (ed.). (2014) Islam and Public Controversy in Europe, Routledge, London, UK.
Habermas J. (2006) Religion in the Public Sphere, European Journal of Philosophy, vol. 14, no. 1, pp.1-25.
Human Dignity for Everyone Everywhere (2018) Available at: https://www.iclrs.org/blurb/punta-del-este-conference-human-dignity-for-everyone-everywhere.
Migration and migrant population statistics (2019) Available at: https://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php?oldid=244940.
Pace E. (2019) The Changing Soul of Europe: The Challenge to the Secular State, EuAre Lectures: Ex Nihilo and First Annual Conference 2017-2018, European Academy of Religion (EuARe); Fondazione per le scienze religioze Giovanni XXIII (FSCIRE), Bologna, pp. 71-86.
Robbers G. (ed.). (2009). Gosudarstvo i religii v Evropeiskom Soyuze [State and Religions in the European Union] Institute of Europe RAS, Moscow, Russia.
Smirnov M.Yu. (ed.) (2017) Entsiklopedicheskiy slovar' sotsiologii religii, Platonovskoye filosofskoye obshchestvo, St. Petersburg, Russia.
The Online Atlas of Religious Minorities Rights in the Council of Europe Countries (2018) Available at: https://isa-rc22.org/call-for-collaborators-the-online-atlas-of-religious-minorities-rights-in-the-council-of-europe-countries.
Ventura M. (2019) Position Paper of the Center for Religious Studies Fondazione Bruno Kessler, Tren-to: Center for Religious Studies Fondazione Bruno Kessler.
Transformation of Religion in the European Union Countries as a Subject
of Academic Research
Authors: Miroshnikova E., Doctor of Science (Philosophy), chief research fellow, Scientific research centre for religious and ethno-political studies, Pushkin Leningrad state university, Russian Federation. Address: 10, Peterburgskoe shosse, Pushkin, S.-Petersburg, Russia, 196605. E-mail: miroshniko-vaem@gmail. com
Smirnov M., Doctor of Science (Sociology), full professor, Pushkin Leningrad state university, Russian Federation; Address: 10, Peterburgskoe shosse, Pushkin, S.-Petersburg, Russia, 196605. E-mail: [email protected]
Abstract. The transformations of religious landscape are taking place in the modern European society. The authors highlight three main factors of these changes. The first one is secularization, which has led to a sharp decline in the influence of religious organizations (mainly churches of different Christian confessions) on the political, social and personal life of Europeans. The culture of a secular society is widespread. Christian values are giving way to secular values of political correctness and multiculturalism, and human rights have become a new sacredness. The second factor of transformation is the change in the ethnic composition of the most European countries as a result of large-scale migration. Associations of Islam followers provide significant influence in a number of European countries. This process leads to a kind of parallelism - new European Muslims create their models of legal, social, family and domestic relations, distancing themselves from the style of life of indigenous population. The third important factor is the worldview pluralism, which generates new religion- and belief communities, usually being a minority, according to the right of each person's choice of world-view in democratic societies. All these factors are closely linked to religious educational strategies of EU countries. The analysis of these factors and their consequences constitutes the actual content of modern European theoretical and empirical researches of religious Studies. The article deals with the most important areas, topics and problems of such research presented in the academic field of the new scientific community - the European Academy of religion.
Key words: European Academy of Religion, identity, minorities, migration, parallel communities, religious values, secular values, secularization.
DOI: http://dx. doi.org/10.15211 /soveurope52019122131
Современная Европа, 2019, №5