Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИИ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ МЕХАНИЗМОВ БАНКОВСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РФ И ЕС'

ТРАНСФОРМАЦИИ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ МЕХАНИЗМОВ БАНКОВСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РФ И ЕС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
34
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Legal Concept
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БАНКОВСКОЕ КРЕДИТОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЗЕЛЕНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ЭФФЕКТИВНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ЗЕЛЕНЫЙ БАНКИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кокорева Татьяна Васильевна

Введение: статья посвящена исследованию вопросов гражданско-правового регулирования банковского кредитования экологического предпринимательства через анализ таких понятий как «зеленый банкинг», «экологическое предпринимательство», «социальная цель зеленого финансирования». С этой целью автор рассматривает понятие и признаки банковского кредитования экологического предпринимательства, их существенные особенности, выделяемые цивилистической доктриной и используемые судебной практикой. С помощью методов научного познания, прежде всего, метода системного и сравнительного анализа, автор выделяет конституирующие признаки банковского кредитования экологического предпринимательства путем применения сущностно-субстанционального подхода к изучению понятия экологического предпринимательства и его развитие в России с помощью банковского кредитования. Результаты: установлено, что в современной научной литературе нет единого подхода к пониманию банковского кредитования экологического предпринимательства. В целях определения основных подходов к пониманию банковского кредитования экологического предпринимательства проведена систематизация авторских подходов к определению данного явления. Выводы: автором сделан вывод о том, что в банковском секторе фактически отсутствуют методологически обоснованные подходы к вопросам финансирования экологического предпринимательства. Представляется, что решение такой проблемы возможно путем создания универсальной основы по методическому обеспечению оценки рисков для целей применения банковского кредитования экологического предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кокорева Татьяна Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF CIVIL LAW REGULATION OF BANK LENDING TO ENVIRONMENTAL ENTREPRENEURSHIP IN THE RUSSIAN FEDERATION AND THE EUROPEAN UNION

Introduction: the paper considers thestudyofthe issues of thecivil law regulation ofbanklending toenvironmental entrepreneurship through the analysis of such concepts as “green banking”, “environmental entrepreneurship”, and “social goal ofgreen financing”. Purpose: the author examines the concept and features ofbank lendingtoenvironmental entrepreneurship, their essential features, highlighted by the civil doctrine and used by judicial practice. Using the methods of scientific cognition, primarily the method of systematic and comparative analysis, the author identifies the constitutive features ofbank lending to environmental entrepreneurship by applying an essential-substantive approach to the study of the concept of environmental entrepreneurship and its development in Russia with the help of bank lending. Results: it is established that there is no single approach to understanding bank lending to environmental entrepreneurship in the modern scientific literature. Todetermine the main approaches tounderstanding bank lending to environmental entrepreneurship, the author’s approaches to the definition of this phenomenon are systematized. Conclusions: the author concludes that there are nomethodologicallysound approaches to the financing ofenvironmental entrepreneurship in the banking sector. It seems that the solution to such a problem is possible by creating a universal framework for the methodological support of risk assessment to applybank lending to environmental entrepreneurship.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИИ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ МЕХАНИЗМОВ БАНКОВСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РФ И ЕС»

DOI: https://doi.org/10.15688/lc.jvolsu.2021.4.18

UDC 346.7 LBC 67.407

Submitted: 20.07.2021 Accepted: 10.09.2021

TRANSFORMATION OF CIVIL LAW REGULATION OF BANK LENDING TO ENVIRONMENTAL ENTREPRENEURSHIP IN THE RUSSIAN FEDERATION AND THE EUROPEAN UNION

Introduction: the paper considers the study of the issues of the civil law regulation of bank lending to environmental entrepreneurship through the analysis of such concepts as "green banking", "environmental entrepreneurship", and "social goal of green financing". Purpose: the author examines the concept and features of bank lending to environmental entrepreneurship, their essential features, highlighted by the civil doctrine and used by judicial practice. Using the methods of scientific cognition, primarily the method of systematic and comparative analysis, the author identifies the constitutive features of bank lending to environmental entrepreneurship by applying an essential-substantive approach to the study of the concept of environmental entrepreneurship and its development in Russia with the help of bank lending. Results: it is established that there is no single approach to understanding bank lending to environmental entrepreneurship in the modern scientific literature. To determine the main approaches to understanding bank lending to environmental entrepreneurship, the author's approaches to the definition of this phenomenon are systematized. Conclusions: the author concludes that there are no methodologically sound approaches to the financing of environmental entrepreneurship in the banking sector. It seems that the solution to such a problem is possible by creating a universal framework for the methodological support of risk assessment to apply bank lending to environmental entrepreneurship.

Key words: bank lending, environmental entrepreneurship, green financing, effective public policy, green banking.

Citation. Kokoreva T.V. Transformation of Civil Law Regulation of Bank Lending to Environmental Entrepreneurship in the Russian Federation and the European Union. Legal Concept = Pravovaya paradigma, 2021, vol. 20, no. 4, pp. 136-142. (in Russian). DOI: https://doi.org/10.15688/lc.jvolsu.202L4.18

Введение: статья посвящена исследованию вопросов гражданско-правового регулирования банковского ^н кредитования экологического предпринимательства через анализ таких понятий как «зеленый банкинг», «эко-о логическое предпринимательство», «социальная цель зеленого финансирования». С этой целью автор рассматривает понятие и признаки банковского кредитования экологического предпринимательства, их суще-Н' ственные особенности, выделяемые цивилистической доктриной и используемые судебной практикой. С по-« мощью методов научного познания, прежде всего, метода системного и сравнительного анализа, автор выделяет конституирующие признаки банковского кредитования экологического предпринимательства путем при-^ менения сущностно-субстанционального подхода к изучению понятия экологического предпринимательства © и его развитие в России с помощью банковского кредитования. Результаты: установлено, что в современной

Tatyana V. Kokoreva

Volgograd State University, Volgograd, Russian Federation; LLC "Heat Supply Concessions", Volgograd, Russian Federation

УДК 346.7 ББК 67.407

Дата поступления статьи: 20.07.2021 Дата принятия статьи: 10.09.2021

ТРАНСФОРМАЦИИ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ МЕХАНИЗМОВ

БАНКОВСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РФ И ЕС

Татьяна Васильевна Кокорева

Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, Российская Федерация; ООО «Концессии теплоснабжения», г. Волгоград, Российская Федерация

научной литературе нет единого подхода к пониманию банковского кредитования экологического предпринимательства. В целях определения основных подходов к пониманию банковского кредитования экологического предпринимательства проведена систематизация авторских подходов к определению данного явления. Выводы: автором сделан вывод о том, что в банковском секторе фактически отсутствуют методологически обоснованные подходы к вопросам финансирования экологического предпринимательства. Представляется, что решение такой проблемы возможно путем создания универсальной основы по методическому обеспечению оценки рисков для целей применения банковского кредитования экологического предпринимательства.

Ключевые слова: банковское кредитование, экологическое предпринимательство, зеленое финансирование, эффективная государственная политика, зеленый банкинг.

Цитирование. Кокорева Т. В. Трансформации гражданско-правовых механизмов банковского кредитования экологического предпринимательства в РФ и ЕС // Legal Concept = Правовая парадигма. - 2021. - Т. 20, № 4. - С. 136-142. - DOI: https://doi.Org/10.15688/lc.jvolsu.2021.4.18

Введение

На сегодняшний день целый ряд направлений в гражданско-правовом регулировании является новым, одним из них выступает и «зеленое финансирование». Представляется важным с позиции гражданско-правового аспекта уточнить предпосылки и концептуальные направления гражданско-правового регулирования «зеленого финансирования». С этой целью необходимо рассмотреть особенности существующих подходов к правовому регулированию банковского кредитования экологического предпринимательства и позиции ученых по данному вопросу.

Предпосылки

и концептуальные направления гражданско-правового регулирования «зеленого финансирования»

В последние годы происходит формирование так называемого экологического предпринимательства и экологического рынка. При этом, в данной сфере прослеживаются следующие тенденции:

- формирование подходов к экологическому предпринимательству как к межотраслевому институту, которое регламентируется нормами различных отраслей права, в том числе и гражданского;

- экологический рынок включает в себя различные общественные отношения, урегулированные нормами права, в первую очередь гражданско-правовыми нормами, ключевая роль в которых с точки зрения рассматриваемого вопроса отводится регулированию кредитно-финансовой деятельности.

По мнению С.В. Злобина, «экологическая предпринимательская деятельность - это об-

щественно значимая, самостоятельная, инициативная деятельность лиц, связанная с осознанным принятием на себя потенциального риска наступления невыгодных последствий в сфере производства продукции природоохранного назначения, заключающаяся в проведении научно-исследовательской, кредитно-финансовой деятельности, выполнении экологически значимых работ и оказании услуг, направленная на получение прибыли (дохода)» [2, с. 7].

Как правило, основной предпосылкой для формирования зеленого финансирования становится развитие правоотношений, связанных в первую очередь с возникновением необходимости финансирования в сфере экологического предпринимательства. Становление и развитие предпринимательской деятельности в России, несомненно, датируется периодом 1990-х годов.

До этого времени развитие предпринимательства сдерживалось применением административно-командных способов регулирования экономических отношений со стороны государства. В связи с этим отсутствовало и соответствующее гражданско-правовое развитие подобных правоотношений.

Несомненно, становление вопросов гражданского регулирования отношений по поводу банковского кредитования экологического предпринимательства базируется на тех процессах в сфере экологии, которые направлены на снижение антропогенной нагрузки и улучшение качества окружающей природной среды, при этом необходимость формирования новых подходов в Российской Федерации обусловлена мировыми тенденциями в рассматриваемой сфере.

В настоящее время начинает формироваться концепция устойчивого развития в виде ответственного инвестирования, где цели пред-

принимательской деятельности тесно переплетаются с социальными. В таком аспекте банковское кредитование приобретает особую социальную цель, на основе которой может происходить реализация полученных средств.

На сегодняшний день отсутствует единообразный подход к гражданско-правовым аспектам регулирования банковского кредитования экологического предпринимательства. Как правило, применяются общие положения, регулирующие предпринимательскую деятельность и банковское кредитование. ГК РФ не содержит специализированных норм о банковском кредитовании экологического предпринимательства. Однако можно отследить тенденции по поводу влияния государства на сферу кредитования так называемых зеленых проектов.

Находясь на стадии формирования, зеленое финансирование во многом испытывает на себе влияние государственной политики. В связи с незначительным распространением на практике зеленого финансирования, устойчивые подходы в данной сфере еще не сложились. В основу применения зеленого финансирования положены многие нормативные акты, определяющие направления государственной политики. При этом в отдельных из них косвенно затрагиваются исследуемые вопросы, например:

- Постановление Правительства РФ от 14.12.2010 № 1016 [6], в котором речь идет о поддержке инвестиционных проектов;

- Постановление Правительства РФ от 03.01.2014 № 3 [5], закрепляющее возможность поддержки государства для выплаты процентов по кредитам, связанным с реализацией инноваций в сфере гражданского права.

В целом, «зеленое финансирование» в Российской Федерации находится на стадии становления. Имеют место предпосылки для его функционирования, присутствуют определенные действия со стороны государства, закладываются основы государственной политики в данной сфере. Принят ряд нормативных правовых актов, которые направлены на рост инноваций и инвестиций для экологического предпринимательства. Однако законодательная база относительно положений именно гражданского законодательства не имеет достаточных оснований для формирования финансирования экологического предпринимательства.

Между тем, несмотря на то, что экологическое предпринимательство не является развитым в необходимой степени, нельзя сказать, что оно совсем отсутствует. Так, согласно исследованиям Р.А. Беспалова, С.В. Антоненко: «Зеленый банкинг требует тщательной осмотрительности в соответствии с руководящими принципами управления экологическими рисками (ЕЯМ). В последние годы банки уделяют значительное внимание энергоэффективности» [1, с. 148].

Отдельные «зеленые проекты» реализуются участниками гражданско-правовых отношений, однако широкого распространения данный подход на практике не находит. По мнению А.М. Фатхутдиновой, «на современном этапе требуется проводить работу над уже имеющимися законодательными актами, а также разрабатывать новые, которые помогли бы и дальше развивать эколого-ориентированную деятельность как отдельный институт в области экологического предпринимательства, что позволит развивать природоохранительную деятельность». Автор отмечает, что экологически ориентированная экономика обеспечивает повышение конкурентоспособности всей национальной экономики [7, с. 112].

При этом, существенную проблему представляет и отсутствие официальной дефиниции «экологическое предпринимательство». По мнению М.М. Митрофановой, «большинство ученых и практиков под экологическим предпринимательством понимают вид предпринимательской деятельности по производству продукции, выполнению работ и предоставлению услуг природоохранного назначения, которая осуществляется с целью охраны окружающей среды» [4].

В настоящее время в законе не определено, какое предприятие следует считать экологически ориентированным, равно как и отсутствуют устойчивые подходы по отношению к вопросам определения критериев экологического предпринимательства, его характеристик, а значит и субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Фактически, это негативно влияет на вопросы «зеленого финансирования», так как не заложены концептуальные основы для развития подобной деятельности.

Представляется, что в качестве субъектов экологического предпринимательства в Российской Федерации могут выступать субъекты, которые способны реализовывать

полномочия по осуществлению предпринимательской деятельности.

Необходимо учитывать, что экологическое предпринимательство обладает определенной спецификой, основанной на концепции устойчивого развития, обусловленной высокой социальной значимостью экологического предпринимательства. Между тем в международных правовых актах, равно как и в отечественном законодательстве, отсутствует определение тех признаков и критериев, которые позволяют четко разграничить экологическое предпринимательство от иных видов предпринимательской деятельности.

Фактически создается ситуация, когда роль и значение экологического предпринимательства подчеркивается, равно как и возникает необходимость в разработке эффективных средств ее гражданско-правового регулирования, однако необходимые меры в данной области не предпринимаются.

Представляется, что в Российской Федерации на сегодняшний день имеются общие условия для формирования рынка «зеленого» финансирования. Так, на уровне стратегического планирования имеет место развитие данной сферы в системе нормативно-правового обеспечения. Такое положение прослеживается в системе принимаемых в последние годы нормативно-правовых актов.

Однако с позиции гражданско-правового регулирования фактически отсутствует развитие в сфере экологического предпринимательства и банковского кредитования в данном секторе. В целом существующая законодательная база является недостаточной для организации рынка «зеленого» финансирования в России. Имеют место и недостатки именно в методическом обеспечении. В то же время в регламентации гражданско-правовых отношений в указанной сфере имеет весомое значение именно участие государства, которое должно стимулировать развитие банковского кредитования экологического предпринимательства.

Тенденции развития эффективного правового регулирования

финансирования экологического предпринимательства

Представляется целесообразным рассмотреть нормативно-правовую базу, приме-

няемую к правоотношениям по поводу банковского кредитования экологического предпринимательства. Данная деятельность имеет общие признаки предпринимательской деятельности, однако приобретает в своей основе особую социальную направленность.

Соответственно, можно говорить о том, что так как экологическое предпринимательство имеет особую специфику и направленность, а зачастую и не может приносить ощутимую финансовую прибыль, как иные виды предпринимательской деятельности, ему необходима особая поддержка со стороны государства. При этом в целом мировые тенденции свидетельствуют об усилении такого аспекта.

Тенденции развития эффективного правового регулирования финансирования экологического предпринимательства можно увидеть и в странах Европейского Союза (далее - ЕС).

Так, в ЕС вопросы зеленого финансирования разработаны на достаточно глубоком уровне. Основой политической международной инициативы в этом направлении стало взаимодействие Совета по финансовой стабильности G20 и Целевой группы по раскрытию информации, связанной с изменением климата, на пути к подготовке рекомендаций по добровольному раскрытию финансовой информации, связанной с изменением климата [9]. В частности, специалисты пришли к выводу, что субъекты хозяйствования должны предоставлять в том числе банкам информацию о собственных мероприятиях по управлению климатическими рисками в четырех направлениях: политическом и правовом (обязательства по ценообразованию и отчетности на углерод, наличие судебных дел и т. п.); технологическом (технологии, товары, услуги и их экологическая безопасность или планы по их замене на более экологически безопасные; неудачное инвестирование в новые технологии); рыночном (изменение поведения клиентов; неопределенность рыночных сигналов, увеличение стоимости сырья). Соответствующие рекомендации были разработаны для определенных промышленных и финансовых секторов. В них содержатся в том числе аргументы для оценки рисков, с которыми сталкивается предприятие, особенно при переходе страны к низкоуглеродной экономике. Ряд

стран на данный момент уже одобрили и ввели рекомендации Целевой группы на государственном уровне.

При этом ЕС придерживается нескольких важных подходов, затрагивающих вопросы финансирования экологического предпринимательства:

- прозрачность информации, ее раскрытие с целью формирования устойчивости на финансовом рынке;

- нормативный нейтралитет, который должен в равной степени использоваться различными операторами финансового рынка;

- мониторинг ситуации на рынке со стороны уполномоченных органов.

Соответственно, подобные подходы позволяют реализовать две важные цели - осуществить поддержку экологического предпринимательства со стороны государства и разработать соответствующие меры, направленные на совершенствование гражданско-правового регулирования.

Рассматривая вопросы зеленого финансирования в Российской Федерации, следует отметить, что единый нормативный акт (раскрывающий основные его цели, понятие, основополагающие компоненты и иные принципиально важные вопросы) в данной сфере отсутствует. Хотя направления государственной политики по данному поводу находят косвенное отражение в различных нормативных правовых актах в основном подзаконного уровня, комплексное толкование принципиально значимых вопросов отсутствует.

Так, если говорить о банковском кредитовании экологического предпринимательства, то здесь следует отметить, что применяются общие положения о кредитовании, закрепленные в структуре ГК РФ. Фактически в структуре ГК РФ отсутствуют предпосылки для становления банковского кредитования экологического предпринимательства как самостоятельного направления кредитных правоотношений. Хотя меры государственной поддержки для так называемого экологического предпринимательства существуют, что находит отражение в системе нормативных правовых актов.

В связи с развитием экологического предпринимательства и сопутствующего ему банковского кредитования в стране, на сегод-

няшний день необходима разработка эффективной государственной политики в данной сфере, применение эффективных рычагов воздействия, которые смогли бы обезопасить стороны от тех рисков, возникающие у них в связи с заключением кредитных договоров.

Существенную проблему представляет тот факт, что в банковском секторе фактически отсутствуют методологически обоснованные подходы к вопросам финансирования экологического предпринимательства, о чем неоднократно указывалось в научной литературе. Так, по мнению Е.П. Федоровой, «многие банки и институциональные инвесторы еще не разработали методики, способные идентифицировать и количественно оценить кредитные и рыночные риски, которые могут возникнуть в результате реализации проектов» [8].

Представляется, что решение такой проблемы возможно и созданием универсальной основы по методическому обеспечению оценки рисков для целей применения банковского кредитования экологического предпринимательства [3]. ЦБ РФ напрямую не участвует в гражданском обороте, однако в силу его особого положения регулятора финансовой стабильности рубля он может в меру своих полномочий значительно изменять экономическое поле России. В контексте рассматриваемой проблемы ЦБ РФ как регулятор гражданских правоотношений намерен создать условия для развития рынка «зеленых» и социальных облигаций, «зеленой» ипотеки, а также способствовать адаптации участников финансового рынка к климатическим рискам.

Подводя итоги, следует отметить, что в настоящее время в сфере гражданско-правового регулирования банковского кредитования экологического предпринимательства имеют место следующие проблемы:

1) отсутствие специализированных норм в структуре ГК РФ, которые затрагивали бы данные вопросы;

2) у банков и иных кредитных организаций отсутствуют стандарты кредитования экологического предпринимательства, позволяющие комплексно учитывать экологические, социальные аспекты, влияющие на вопросы одобрения кредитов для экологического предпринимательства;

3) публичный аспект осуществления экологического предпринимательства, необходимость пропаганды данного направления со стороны государства;

4) установление требований к субъектам, которые задействованы в сфере экологического предпринимательства, в том числе для целей кредитования.

Основу финансовой экосистемы должно составить венчурное финансирование, «зеленые» кредиты и облигации, краудфандинг, а также различные инструменты государственной финансовой и нефинансовой поддержки и стимулирования.

Итак, под банковским кредитованием экологического предпринимательства мы понимаем деятельность кредитных организаций по финансированию зеленых проектов имеющих экологическую направленность и социально значимые цели, а также по стимулированию предпринимателей на ведение экобизнеса с соблюдением Принципов Экватора [10].

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Беспалов, Р. А. Создание «зеленого» банка в условиях «цифровизации» экономики / Р. А. Беспалов, С. В. Антоненко // Вестник Брянского государственного университета. - 2019. - № 2. - С. 143-151.

2. Злобин, С. В. Правовое регулирование экологического предпринимательства в Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук / Злобин Сергей Владимирович. - Волгоград, 2011. - 27 с.

3. Концепция организации в России методологической системы по развитию зеленых финансовых инструментов и проектов ответственного инвестирования. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://cbr.rn/Content/Document/File/ 84163/press_04102019.pdf. - Загл. с экрана.

4. Митрофанова, М. М. Правовые основы экологического предпринимательства в России / М. М. Митрофанова // Environmental Law: Theory, Practice, Issues. - С. 109-122.

5. Постановление Правительства РФ от 03.01.2014 № 3 (ред. от 19.04.2021) «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в 2014-2019 годах в российских кредитных организациях и государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ», а также в международных финансовых организациях, созданных в соответ-

ствии с международными договорами, в которых участвует Российская Федерация, на реализацию комплексных инвестиционных проектов по приоритетным направлениям гражданской промышленности и (или) выплату купонного дохода по облигациям, выпущенным в 2014-2019 годах в рамках реализации комплексных инвестиционных проектов по приоритетным направлениям гражданской промышленности» // Собрание законодательства РФ. -2014. - №3. - Ст. 272 ; 2021. - № 17. - Ст. 2989.

6. Постановление Правительства РФ от 14.12.2010 № 1016 (ред. от 07.06.2017) «Об утверждении Правил отбора инвестиционных проектов и принципалов для предоставления государственных гарантий Российской Федерации по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым на осуществление инвестиционных проектов» // Собрание законодательства РФ. - 2010. - № 52 (ч. 1). - Ст. 7081.

7. Фатхутдинова, А. М. Правовое регулирование экологического предпринимательства / А. М. Фатхутдинова // Современный юрист. - 2020. - N° 3 (32). -С.112-120.

8. Федорова, Е. П. Роль государства в решении проблем развития «зеленого» финансирования / Е. П. Федорова // Финансовый журнал. -2020.- № 4. - С. 37-51.

9. Худякова, Л. С. Международное сотрудничество в развитии «зеленого» финансирования / Л. С. Худякова // Деньги и кредит. - 2017. - № 7. -С. 10-18.

10. Equator Principles. - Electronic text data. -Mode of access: https://equator-principles.com/. -Title from screen.

REFERENCES

1. Bespalov R.A., Antonenko S.V. Sozdanie «zelenogo» banka v usloviyah «cifrovizacii» ekonomiki [Creation of a "Green" Bank in the Context of "Digitalization" of the Economy]. Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Bryansk State University], 2019, no. 2, pp. 143-151.

2. Zlobin S.V. Pravovoe regulirovanie ekologicheskogo predprinimatel'stva v Rossijskoj Federacii: dis.... kand. yurid. nauk [Legal Regulation of Environmental Entrepreneurship in the Russian Federation. Cand. jurid. sci. diss.]. Volgograd, 2011. 27 p.

3. Koncepciya organizacii v Rossii metodologicheskoj sistemy po razvitiyu zelenyh finansovyh instrumentov i proektov otvetstvennogo investirovaniya [The Concept of Organizing a Methodological System in Russia for the Development of Green Financial Instruments and Responsible Investment Projects]. URL: https://cbr.ru/Content/ Document/File/84163/press_04102019.pdf.

4. Mitrofanova M.M. Pravovye osnovy ekologicheskogo predprinimatel'stva v Rossii [Legal Foundations of Environmental Entrepreneurship in Russia]. Environmental Law: Theory, Practice, Issues, pp. 109-122.

5. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 03.01.2014 № 3 (red. ot 19.04.2021) «Ob utverzhdenii Pravil predostavleniya subsidij iz federal'nogo byudzheta rossijskim organizaciyam na vozmeshchenie chasti zatrat na uplatu procentov po kreditam, poluchennym v 2014-2019 godah v rossijskih kreditnyh organizaciyah i gosudarstvennoj korporacii razvitiya «VEB.RF», a takzhe v mezhdunarodnyh finansovyh organizaciyah, sozdannyh v sootvetstvii s mezhdunarodnymi dogovorami, v kotoryh uchastvuet Rossijskaya Federaciya, na realizaciyu kompleksnyh investicionnyh proektov po prioritetnym napravleniyam grazhdanskoj promyshlennosti i (ili) vyplatu kuponnogo dohoda po obligaciyam, vypushchennym v 2014-2019 godah v ramkah realizacii kompleksnyh investicionnyh proektov po prioritetnym napravleniyam grazhdanskoj promyshlennosti» [Decree of the Government of the Russian Federation No. 3 Dated January 3, 2014 (As Amended on April 19, 2021)"On Approval of the Rules for the Provision of Subsidies from the Federal Budget to Russian Organizations to Reimburse Part of the Cost of Paying Interest on Loans Received in 2014-2019 in Russian Credit Organizations and the State Development Corporation 'VEB.RF', As Well As in International Financial Organizations Created in Accordance with International Treaties in Which the Russian Federation Participates, for the Implementation of Complex Investment Projects in Priority Areas of the Civil Industry and (or) Payment of Coupon Income on Bonds Issued in 2014-2019 As Part of the Implementation of

Complex Investment Projects in Priority Areas of the Civil Industry"]. Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Legislation of the Russian Federation], 2014, no. 3, art. 272; 2021, no. 17, art. 2989.

6. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 14.12.2010 № 1016 (red. ot 07.06.2017) «Ob utverzhdenii Pravil otbora investicionnyh proektov i principalov dlya predostavleniya gosudarstvennyh garantij Rossijskoj Federacii po kreditam libo obligacionnym zajmam, privlekaemym na osushchestvlenie investicionnyh proektov» [Decree of the Government of the Russian Federation No. 1016 Dated December 14, 2010 (As Amended on June 7, 2017) "On Approval of the Rules for the Selection of Investment Projects and Principals for the Provision of State Guarantees of the Russian Federation on Loans or Bonded Loans Attracted for the Implementation of Investment Projects"]. Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Legislation of the Russian Federation], 2010, no. 52 (part 1), art. 7081.

7. Fatkhutdinova A.M. Pravovoe regulirovanie ekologicheskogo predprinimatel'stva [Legal Regulation of Environmental Entrepreneurship]. Sovremennyj yurist [Modern Lawyer], 2020, no. 3 (32), pp. 112-120.

8. Fedorova E.P. Rol' gosudarstva v reshenii problem razvitiya «zelenogo» finansirovaniya [The Role of the State in Solving the Problems of the Development of "Green" Financing]. Finansovyj zhurnal [Financial Journal], 2020, no. 4, pp. 37-51.

9. Khudyakova L.S. Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo v razvitii «zelenogo» finansirovaniya [International Cooperation in the Development of "Green" Financing]. Den'gi i kredit [Money and Credit], 2017, no. 7, pp. 10-18.

10. Equator Principles. URL: https://equator-principles.com.

Information About the Author

Tatyana V. Kokoreva, Postgraduate Student, Department of Civil and Private International Law, Volgograd State University, Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation; Head of the Department for Interaction with the Law Enforcement Agencies and Internal Investigation, LLC "Heat Supply Concessions", Port-Saida St, 16A, 400066 Volgograd, Russian Federation, t.korotkova@teplovolgograd.ru, gimchp@volsu.ru, https://orcid.org/0000-0002-2159-0682

Информация об авторе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Татьяна Васильевна Кокорева, аспирант кафедры гражданского и международного частного права, Волгоградский государственный университет, просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация; начальник отдела по взаимодействию с правоохранительными органами и проведению служебных расследований, ООО "Концессии теплоснабжения", ул. Порт-Саида, 16А, 400066 г. Волгоград, Российская Федерация, t.korotkova@teplovolgograd.ru, gimchp@volsu.ru, https://orcid.org/0000-0002-2159-0682

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.