Научная статья на тему 'Трансформации этнополитических измерений в ценностях европейской культуры (о кризисе мультикультурализма в европейском сообществе и реакции на процесс государств новых демократий: на примере республики Молдова)'

Трансформации этнополитических измерений в ценностях европейской культуры (о кризисе мультикультурализма в европейском сообществе и реакции на процесс государств новых демократий: на примере республики Молдова) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
508
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / МИГРАЦИЯ / КУЛЬТУРА / КСЕНОФОБИЯ / ПОЛИЭТНИЧНОСТЬ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ЯЗЫК / MULTICULTURALISM / IDENTITY / MIGRATION / CULTURE / XENOPHOBIA / POLYETHNICITY / TOLERANCE / LANGUAGE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Степанов Вячеслав Петрович

В публикации автор останавливается на анализе проблемы кризиса мультикультурализма, переживаемой европейским сообществом и резонирующей в Республике Молдова. Автор демонстрирует наличие общего начала в межэтническом противостоянии, когда общество в отдельно рассматриваемых странах разделилось на коренных и пришлых. Автор приводит параллель между позицией отталкивания европейской культурой иноэтничных ценностей мигрантов и современной этнической политикой в буферной зоне российских и европейских ценностей на примере Республики Молдова. Где на протяжении двадцати пяти лет независимости происходит выталкивание русскокультурных ценностей. В статье рассматривается современный кризис молдавской этнической идентичности. Это проявляется в ходе дискуссий между сторонниками молдавской и румынской идентичностей. В ходе анализа ситуации специальное внимание уделяется этнязыковым трансформациям в молдавском сообществе. В частности рассматривается проблема искусственного сокращения использования русского языка в этнической политике молдавского государства. Особое внимание фокусируя на специфике региональной идентичности и ценностях. Вышеназванные процессы сказываются на трансформации «культурного кода» в рассматриваемом полиэтническом социуме. Автор призывает придерживаться ценностей, наработанных мировым и европейским сообществом, в том числе, международного законодательства и не отказываться от полиэтнической культуры.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the author analyzes the problem of crisis of multiculturalism that is typical both for the European society and for the Republic of Moldova. The author shows common basis of interethnic opposition in the situation when the society is divided onto indigenous and strangers in particular countries. The author cites a parallel between the position of the repulsion of European culture ethnic values of migrants and modern ethnic politics in the buffer zone of the Russian and European values in the case of the Republic of Moldova. Where for twenty-five years of independence, being forced Russian cultural values. The article deals with the current crisis of the Moldovan ethnic identity. This is evident in the debates between the supporters of the Moldovan and Romanian identities. During the analysis of the situation, special attention is paid to language transformations in Moldovan society. The author pays attention to the problem of an artificial reduction in the usage of Russian in the ethnic policy of the Moldovan state. Particular attention is focusing on the specifics of regional identity and values. The above processes affecting the transformation of "cultural code" in this multi-ethnic society.

Текст научной работы на тему «Трансформации этнополитических измерений в ценностях европейской культуры (о кризисе мультикультурализма в европейском сообществе и реакции на процесс государств новых демократий: на примере республики Молдова)»

ТРАНСФОРМАЦИИ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ В ЦЕННОСТЯХ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ (О КРИЗИСЕ МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМА В ЕВРОПЕЙСКОМ СООБЩЕСТВЕ И РЕАКЦИИ НА ПРОЦЕСС ГОСУДАРСТВ НОВЫХ ДЕМОКРАТИЙ: НА ПРИМЕРЕ

РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА)

Степанов В. П.

Степанов Вячеслав Петрович, доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник научно-образовательного центра социальной антропологии, Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева,

302026, г. Орел, Комсомольская, 95.

E-mail: vpstepanovpochta@gmail.com

В публикации автор останавливается на анализе проблемы кризиса мультикультурализма, переживаемой европейским сообществом и резонирующей в Республике Молдова. Автор демонстрирует наличие общего начала в межэтническом противостоянии, когда общество в отдельно рассматриваемых странах разделилось на коренных и пришлых. Автор приводит параллель между позицией отталкивания европейской культурой иноэтничных ценностей мигрантов и современной этнической политикой в буферной зоне российских и европейских ценностей на примере Республики Молдова. Г де на протяжении двадцати пяти лет независимости происходит выталкивание русскокультурных ценностей. В статье рассматривается современный кризис молдавской этнической идентичности. Это проявляется в ходе дискуссий между сторонниками молдавской и румынской идентичностей. В ходе анализа ситуации специальное внимание уделяется этнязыковым трансформациям в молдавском сообществе. В частности рассматривается проблема искусственного сокращения использования русского языка в этнической политике молдавского государства. Особое внимание фокусируя на специфике региональной идентичности и ценностях. Вышеназванные процессы сказываются на трансформации «культурного кода» в рассматриваемом полиэтническом социуме. Автор призывает придерживаться ценностей, наработанных мировым и европейским сообществом, в том числе, международного законодательства и не отказываться от полиэтнической культуры.

Ключевые слова: мультикультурализм, идентичность, миграция, культура, ксенофобия, полиэтничность, толерантность, язык.

Многовекторность политики мультикультурализма в Америке и Европе

Основной задачей данного исследования выступает анализ проблемы кризиса идеи мультикультурализма в европейском сообществе и реакции, порой в кривом зеркале, на происходящее, стран новых демократий (на примере Республике Молдова).

Данная тематика напрямую затрагивает тему границ культуры как таковой. В частности и культуры пограничья, вынося на гребень актуальности проблему наработок Евросоюза в области прав человека и национальных меньшинств, конфликта культурных ценностей меняющейся Европы и трансформирующегося ближнего зарубежья России.

Исследователь П. Л. Карабущенко в своей публикации, посвященной теории фронтира, обратил внимание на то, что «фронтир -весьма распространенное явление, которое мы можем встретить в своей повседневности везде, где возникают структурные разрывы в системе. Столь расширенное толкование этого явления обусловлено тем, что указанные нами разрывы обладают определенной стабильностью и некоторой продолжительностью, что позволяет его рассматривать в качестве отдельно взятой структуры» (2016, стр. 92-93).

Сравнивая процессы, переживаемые в Молдове и Украине, с теми, которые протекают в Европе, можно констатировать, что в обоих случаях мы являемся свидетелями структурных общественных трансформаций. Разница состоит лишь в том, что в современной Европе прослеживается активное включение внешнего фактора, в том числе иноконфессионального, а точнее мусульманского, пытающегося навязать свои ценности в новых местах проживания. А в названных странах происходят несколько иные процессы, направленные на вытеснение русскокультурного влияния, получившего историческое распространение, в том числе и в годы Советской власти.

Само определение мультикультурализма насчитывает около ста разного рода вариаций, которые затрагивают различные рычаги, включающие в процесс диалога столь же многогранное понятие «культура».

Родина идеи «мультикультурализма» - Америка. Впервые она получила распространение в Канаде, где на рубеже 60-70-х гг. ХХ в. происходит столкновение двух этносоциальных групп, составляющих основу государства - франкоязычного Квебека и англоязычной части страны.

В Канаде эта идея способствовала снижению напряженности между вышеназванными территориями, прежде всего потому, что был выработан механизм, позволивший двум указанным территориальным образованиям удовлетвориться в самоутверждении своих культурных ценностей, на базе которых проводится политика аккультурации мигрантов, желающих окунуться в новый мир Канады. В сущности, насыщение внутренних потребностей страны с привлечением мигрантов придало здесь новый уклон мультикультурализму. При этом можно утверждать, что именно на

родине мультикультурализма, в Канаде, данная теория достигла наибольших результатов в сравнении со странами ЕС.

Можно сказать, что мультикультурализм пришел в Америку на смену широко распространенной в начале ХХ в. идее «плавильного котла», неудачной политики ассимиляции мигрантов, которая не оправдала ожидания устроителей.

С подачи Х. Коллэна (Kallen) получает распространение концепция «салата», впоследствии получившая название теории «культурного плюрализма». По ней общественные группы объединяются происхождением, а не культурой. Таким образом, культуры Америки не плавятся, превращаясь в единую унифицированную гомогенную культуру, а вступают в кросскультурный диалог, сохраняя свои историкокультурные особенности, не синтезируясь друг с другом. Здесь уместно вспомнить китайские «чайна-тауны», «русские» и «афроамериканские» кварталы (Цатурян, Филимонов, 2012, стр. 62).

Отдельная тема, которая мало выносится на обсуждение вне экспертных кругов - вопрос о том, что в Штатах к середине XXI в. может произойти расовая революция, так как рождаемость у афроамериканцев намного превышает прирост населения у белого населения страны. Аналогичная ситуация складывается и в развитых Европейских странах (Самым популярным именем в Англии стал Мухаммед; см.: https://point.md/ru/novosti/v-mire/samim-populyamim-imenem-v-anglii-stal-muhammed (03.09 2016)).

Тем не менее, Штаты своей целенаправленной политикой сумели сформировать американскую нацию, включающую в себя такое разное и одновременно объединенное общей национальной идеей население, которое, вместе с тем, осталось этнически неоднородным, сохранив в себе ценности культур стран происхождения отдельных представителей американского гражданства (яркий пример - китайцы). США специфичны тем, что предоставляют желающим аккультурироваться, одновременно сохраняя право оставаться в своем культурном пространстве. В целом обстановка за океаном в рассматриваемом вопросе является гораздо более благоприятной, чем в европейских странах.

Ведущие политики Г ермании, Великобритании, Франции,

Нидерландов, Бельгии с 2011 года высказывают свои разочарования и опасения в отношении политики мультикультурализма (Меркель заявила о провале мультикультурализма; см.:

http://www.bbc.com/russian/international/2010/10/101016_merkel_multicultura lism_failed.shtml (17.10.2010); О кризисе мультикультурализма см.: http://thedecline.info/ru/part1 (20.10 2015); The Decline of Europe. Часть первая: О кризисе мультикультурализма; см.: http://thedecline.info/ru/part1

(04.10.2015)). Сопричастность с данными реалиями продемонстрировали Швеция и Норвегия (здесь достаточно вспомнить акцию Андреса Беринг Брейвика).

Наряду с либеральной программой мультикультурализма современная Европа столкнулась со старо-консервативной идеей этноцентризма. Вот и А. Меркель пошла на поводу общественных настроений, заявив о кризисе «мультикульти» (Розэ А., 04.09.2015) после выхода в свет нашумевшей праворадикальной книги Тило Саррацина (2010), поддержанной миллионами немцев.

Исторические этносоциальные сообщества Европы оказались не готовы к тому, что к ним проникнут новые насельники, не всегда желающие принимать европейскую культуру, а скорее наоборот, демонстрирующие устойчивую позицию относительно сохранения своей собственной этнокультурной идентичности («Записки жительницы Мюнхена о коричневой волне беженцев, поглотившей Германию»; см: http://zametki.pw/?s=%D0%B6%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8 C%D0%BD%D0%B8%D 1 %86%D 1 %8B+%D0%BC%D 1 %8E%D0%BD%D 1 %85%D0%B5%D0%BD%D0%B0 (19.11.2015)).

Причем парадокс ситуации заключается в том, что как бы ни складывалась ситуация в странах Запада, там, по сути, нет иного пути, кроме как соблюдать ими же установленное международное законодательство.

Как отметил политолог и общественный деятель В. Д. Малинкович, кстати долгие годы живущий в Мюнхене, спустя четыре месяца после того как в октябре 2010 г. отправила в отставку мультикультурализм А. Меркель, в марте 2011 г. в Швеции состоялась научная конференция, на которой общественности были предложены совершенно новые определения таких понятий, как «ассимиляция», «дискриминация», причем именно в эту дефиницию поместили мультикультурное общество. Вот как подстроились политики под настроения масс. Тем не менее, понятие «интеграция» в новой редакции «предполагает включение в общество новых групп населения без того, чтобы они утратили собственную культурную идентичность, одновременно они не должны быть изолированы от большинства». «То есть мультикультурализм теперь будет называться интеграцией», - продолжает Владимир Малинкович (2013, стр. 133-134).

Но и с подобным определением стоит быть осторожным, достаточно вспомнить слова Теодора Адорно, которые приводит В. А. Шнирельман: «Идеальное состояние культуры в виде полной интеграции находит свое логическое выражение в геноциде» (Шнирельман, 2007, стр. 95; Eagleton, 2000, р. 44).

Вместе с тем, сам процесс миграции последние месяцы стал все более походить на продуманную операцию заселения европейского континента мужчинами в основном призывного возраста, о чем широко заявляют западные политики (Исламизация Европы. Речь Геерда Уайлдерса - члена голландского парламента, председателя партии Свободы в Нью-Йорке; см: vk.com/topic-21601167_23712458 (04.10.2010)) и СМИ (Аврутин М. Чем закончится третье нашествие мусульман на Европу?; см: http://evreimLr.com/106538/15-09-27-avrutin_3jihad/

(27.09.2015) ; Глава «Аль-Каиды» призвал мусульман атаковать Европу и США из www.ntv.ru/novosti/1519456 (13.09.2015)).

На границе с Европой скопилось свыше ста тысяч мигрантов (Число мигрантов на границах Европы бьет все рекорды; см: www.bbc.com/Russian/international/2015/08/150818_europe_refugee/crisis

(18.08.2015) ). По прогнозу канцлера ФРГ в 2015 г. в страну прибудет один

миллион беженцев (Беженцы в Германии: история и цифры; см: zametki.pw/archives/587 (19. 11. 2015)). Дошло до того, что отдельные европейские страны стали заявлять о строительстве заборов от них (Венгрия), а значительное число мигрантов на Балканах привело к заявлению А. Меркель о том, что там может начаться война в случае, если страны-члены ЕС закроют свои внутренние границы для них. В частности, если это сделают Германия и Австрия (Меркель предупредила о возможной войне на Балканах; см:

https:news.mail.ru/politics/23847284/?frommail=1 (03.11.2015)).

«Практические возможности Евросоюза принимать новых беженцев почти достигли своих пределов. Об этом заявил президент Евросовета Дональд Туск на совместной пресс-конференции с президентом Еврокомиссии Жан-Клодом Юнкером» (Туск: Возможности ЕС по приему беженцев достигли пределов; см: https://point.md/ru/novosti/v-mire/tusk58-vozmozhnosti-es-po-priemu-bezhencev-dostigli-predelov (04.09.2016)).

Президент Евросовета назвал внушительную цифру - 65 миллионов перемещенных лиц. В своем интервью в Г уанчжоу перед началом саммита G20 политик подчеркнул мысль о том, что «Большая двадцатка» должна гораздо ответственнее реагировать на эту проблему, создавая условия для того, чтобы люди массово «не покидали родные дома и не искали убежища в других местах» (Туск, (04.09.2016)).

Проблема с беженцами становится одной из глобальных проблем современности. Об этом свидетельствует повестка дня саммита по делам беженцев, который состоялся 20 сентября, в Нью-Йорке. Данный форум призван обсудить глобальные вызовы современности, стоящие перед человечеством. Председательствовал на данной встрече президент страны, которую часто называют «мировым полицейским» - Барак Обама

(Последняя общеполитическая дискуссия Б. Обамы на посту президента США; см: http://daily.com.ua/http-daily-com-ua-newsfrompartners/1601541-ostannya-zagalnopolitichna-diskusiya-b-obami-na-posti-prezidenta-ssha (13.09. 2016)).

Буферные государства на востоке Евросоюза, еще «вчера» входившие в буферную зону Варшавского договора не менее остро -прежде всего, в силу географического месторасположения - испытывают на себе миграционное влияние, нацеленное, в первую очередь, на страны «золотого миллиарда», но, тем не менее, сказывающееся и на них (Болгарский премьер-министр Бойко Борисов заявил, что страна не может больше принимать экономических мигрантов; см

https://point.md/ru/novosti/v-mire/bolgariya-boljshe-ne-mozhet-prinimatj-ekonomicheskih-migrantov (04.09.2016); В Венгрии на работу набирают «охотников» для отлова беженцев; см: https://point.md/ru/novosti/v-mire/v-vengrii-na-rabotu-nabirayut-quotohotnikovquot-dlya-otlova-bezhencev

(04.09.2016)).

Для того чтобы защитить страны Европы от неконтролируемой миграции, в 1990 г. было принято Дублинское соглашение. Главная его идея заключалась в том, что ответственность за мигранта несет та страна, которая первая зафиксировала его прибытие в Европу. Таким образом, ведущие европейские страны пытались обезопасить себя от проблемы. Одновременно, именно на их благополучие и были нацелены интересы увеличивающегося числа мигрантов. «Италия, Греция и другие страны, служащие беженцам плацдармом для дальнейшего перемещения по Европе, тоже не спешат соблюдать правила Дублинского соглашения, пропуская приезжих на север. Это не раз вызывало критику, например, у Германии, которая и приняла на себя основной поток мигрантов» (Богданов Е. Пересмотр Дублинского соглашения: еще больше беженцев для Финляндии?; см: http://fontanka.fi/articles/25726/ (13.09.2016)). В свою очередь, перенасыщенная мигрантами Германия, используя нормы Дублинского документа, начала отправлять их обратно в Грецию, как первую страну прибытия беженцев в Евросоюз (Германия хочет отправлять беженцев обратно в Грецию; см: https://point.md/ru/novosti/v-mire/germaniya-hochet-otpravlyatj-bezhencev-obratno-v-greciyu (04.09.2016)).

По сути, уже идет третья мировая война, так называемая «гибридная война». Профессор Латвийского университета Леонс Тайванс напомнил о словах Папы Римского Франциска, что началась война, а также о высказывании бывшего премьер-министра Сингапура, что третья мировая война начнется в форме терроризма (Исламское государство - это оружие Третьей мировой войны»; см: http://www.3world-war.su/3-

mirovaya-voyna/1179-islamskoe-gosudarstvo-jeto-oruzhie-tretej-mirovoj.html

(17.11.2015) ). Ее оружием сейчас называют ИГ, но шире политику терроризма исламские идеологи применяют на протяжении последних двадцати лет. Не менее активно контрмеры против них принимают США, Франция, Великобритания, Россия. Одновременно в Европе и США наблюдается реабилитация неонацизма, идет эскалация ксенофобии (О реабилитации неонацизма, эскалации ксенофобии в Европе и США. Доклад члена Общественной палаты, директора Московского бюро по правам человека А. С. Брода; см: http://1aya.ru/paper/art-141424.php

(15.11.2015) ).

Так, на недавно состоявшихся выборах в земле Мекленбург-Передняя Померания Ангела Меркель и ее партия, ранее заметно лидировавшая среди остальных в регионе, внезапно уступили место недавно созданной партии правой ориентации «Альтернатива для Германии», которая вышла вперед благодаря миграционной политике немецкого канцлера (В Германии проходят выборы, от которых может зависеть судьба Меркель; см: https://point.md/ru/novosti/v-mire/v-germanii-prohodyat-vibori-ot-kotorih-mozhet-zavisetj-sudjba-merkelj (04.09.2016); Благой И. (2016). Сторонники германского канцлера проиграли на выборах там, где когда-то Меркель подарили билет в Бундестаг; см: https://www.1tv.ru/news/2016/09/11/309745-

storonniki_germanskogo_kantslera_proigrali_na_vyborah_tam_gde_kogda_to_ merkel_podarili_bilet_v_bundestag (11.09.2016)).

Несмотря на политику поддержки мигрантов, Европа сталкивается с продолжающимися актами терроризма (Число погибших при теракте в Ницце достигло 86 человек»; см: https://point.md/ru/novosti/v-mire/chislo-pogibshih-pri-terakte-v-nicce-dostiglo-86-chelovek (19. 08.2016)) со стороны отдельных радикальных элементов, попадающих в Европу с потоком беженцев. Естественно, это порождает настроения критического отношения к социальным программам поддержки мигрантов (Организаторы терактов в Париже и Брюсселе получили 50 тысяч евро соцвыплат; см: https://point.md/ru/novosti/v-mire/organizatori-teraktov-v-parizhe-i-bryussele-poluchili-50-tisyach-evro-socviplat (05.11.2016)) и противостояние им в виде эскалации праворадикальных идей и ценностей. Дистанцирование европейцев от проблем мигрантов вызывает и экономическая составляющая, не только в виде многомиллионных социальных выплат, направляемых на их обустройство и поддержку, но и тех многочисленных финансовых потерь, которые несут отдельные европейские регионы в связи с резким сокращением числа туристов. Последние просто отказываются посещать такие крупные культурные центры, как Париж, из-за опасения провокаций со стороны мигрантов (Туристический сектор Парижа недосчитался за полгода 750 млн евро из https://point.md/ru/novosti/v-

mire/turisticheskij-sektor-parizha-nedoschitalsya-za-polgoda-750-mln-evro

(23.08.2016); Самая опасная страна Европы. Во Франции за полтора года произошло 10 терактов из https://meduza.io/feature/2016/07/15/samaya-opasnaya-strana-evropy (15.06.2016); Выдвинуто обвинение в попытке взорвать Нотр-Дам из http://izrus.co.il/obshie_novosti/news/2016-09-11/101895.html (11.09.2016)).

Важно напомнить, что начиная со времен коричневой чумы и вплоть до середины 70-х гг. прошлого столетия многие страны Европы стояли на позициях формирования чистой расы. Эта малопопулярная сегодня тема получила огласку в Швеции, Австрии, Швейцарии (Униженные и оскорбленные из http://komersant.ru/doc/13746 (18.10.2015)). Следует учитывать, что с тех пор прошло совсем немного времени, а подобные «ценности» столь быстро не стираются. Наоборот, в период усиления внешней миграции крайние настроения находят своих сторонников.

Сегодня Евросоюз испытывает не только активную внешнюю миграцию, но и серьезные внутренние перемещения. Достаточно вспомнить движения ромов. При этом, например, во Франции оказались не готовыми к их массовому притоку, что вызвало серьезные политические и общественные дебаты (Василенков (07. 10. 2013)).

Важно отметить, что проблемы ксенофобии и нетерпимости получили серьезное распространение не только в США и в Западной Европе, но и в России.

В отличие от Запада, российская модель межэтнического общежития закладывалась веками. Каждому времени, соответственно, подходила своя политика, которая с точки зрения современной правовой культуры в чем-то может показаться жестокой и кровопролитной (к примеру, Кавказская война 1817-1864 гг. или массовые переселения народов в сталинскую эпоху). Но современные межэтнические проблемы в России закладываются системой постсоветских реалий. Несмотря на то, что страна после коллапса 1991 г. оказалась отброшенной на много десятилетий назад, Россия, по сравнению с бывшими союзными республиками, ныне странами новых демократий, прежде всего благодаря своим масштабам и природным богатствам, находится в более выгодном и стабильном положении. Поэтому в нее осуществляется массовая миграция, прежде всего из бывших союзных республик. Только, в связи с военными действиями на востоке Украины в Россию в 2015 г. переехало около 1 млн чел. (ФМС: почти миллион человек переехало в Россию с Донбасса за время войны из http://www.mk.ru/politics/2015/03/17/fms-pochti-million-chelovek-pereekhalo-v-rossiyu-s-donbassa-za-vremya-voyny.html

(17.03.2015)). В 2016 г. в Россию с целью обоснования на постоянное

место жительства въехало 6 млн чел. (Миграция в России 2016 из http://rusdni.ru/obschestvo/migraciya/migraciya-v-rossii-2015.html

(16.04.2016)). Число лиц, желающих переехать в Россию по государственной программе добровольного переселения, насчитывает несколько сотен тысяч человек, причем по данным ФМС это число с каждым годом увеличивается (ФМС: В 2014 году в Россию из-за рубежа могут переехать десятки тысяч соотечественников из http://poHtikus.ru/v-rossii/10565-fms-v-2014-godu-v-rossiyu-iz-za-rubezha-mogut-pereehat-desyatki-tysyach-sootechestvennikov.html (03.01.2014)).

Напомним, что СССР был разрушен в немалой степени благодаря эскалации напряженности вокруг «национального вопроса», дающего о себе знать вплоть до времени написания данной работы (Шнирельман, 2007, стр. 82-105; Шнирельман, 2015; Губогло, 2003; Этнополитическая ситуация в России и сопредельных государствах в 2011 году, 2012 и мн. др.). В 90-е гг. по странам Балтии, Украине, Молдове, другим союзным республикам прокатилось массовое движение народных фронтов. Еще долго в душах людей будут резонировать последствия локальных конфликтов в Чечне, Абхазии, Южной Осетии, Приднестровье. Болезненная ломка сознания послужила благоприятной средой для проявления крайних позиций национализма (Национализм в мировой истории, 2007; Верховский, 2005; Ларюэль, 2008. Русский национализм. Социальный и культурный контекст, Москва. «Новое литературное обозрение» из hse.ru/data/519/724/1238/russk_nats.doc (15.09.2016) и др.) и расизма (Шнирельман, 2011).

Но вместе с перечисленными тяготами переходного времени Россия, по крайней мере, часть ее интеллектуальной элиты, пришла к выводу о том, что необратимость происшедших перемен не должна сказаться на игнорировании достижений толерантности и международного права. Известный российский эксперт В. Тишков подчеркивает: «Речь идет о том, как улучшить управление в современных государствах, а не как переиграть прошлое или похоронить демократию» (Тишков, 2013, стр. 150).

Модель мультикультурализма в Республике Молдова и ее составляющие

С 1991 г. в республике идет борьба сторонников румынской идеи и молдовенистов. Первые пропагандируют мысль о том, что молдавская нация в качестве самостоятельной отсутствует. Молдовенисты, наоборот, подчеркивают уникальность молдавского этноса. При этом ценности поликультурной общности, сложившейся в советский период и

базирующейся на фундаменте русскокультурности, не устраивают новую национальную элиту Молдовы.

Республика Молдова - территория культурного пограничья восточнороманской (румыны, молдаване), восточнославянской (украинцы, русские), южнославянской (болгары) и тюркской (гагаузы) культур. Здесь же следует упомянуть уникальную цыганскую культуру, огромное культурное наследие в регионе оставила еврейская культура. Лишь молдаван и часть украинского населения, проживающего на севере республики, можно отнести к историческому населению края. Что касается представителей других этнокультурных сообществ, они включились в освоение и развитие края позже, в разное время. Но их проживание насчитывает два и более веков. Для них молдавская земля стала Родиной. Многие жители республики восприняли русскую культуру и язык, наряду с родными, как неотъемлемую данность.

Русский период в истории Бессарабии 1812-1918 гг., советский период 1940-1991 гг. способствовал формированию языковой общности с русским языком межэтнического общения.

Однако условия перехода, после распада Союза, не сложились. Вопрос о создании общей, знаковой для всех культуры привел к замыканию существующих в поликультурной среде сообществ, на что оказало влияние компактное проживание целого ряда этносоциальных групп и первоначальная политика начала 90-х гг., направленная на резкое этнокультурное размежевание сообщества. Исследователь С. В. Чешко, анализируя этнополитическую ситуацию в Молдове начала 90-х, подчеркнул: «Национализм в Молдавии наглядно проявил одну из своих характерных черт - сугубо выборочный подход к праву на самоопределение: это право признается за собой, но не признается за другими. Обоснованием такого подхода служило ложное разделение народов на "коренные" и "некоренные"» (Чешко, 2000, стр. 293).

В Молдове сменились ценностные приоритеты, русская культура была потеснена национальными ценностями, по-разному интерпретируемыми сторонниками молдовенизма и румынизма. При этом сами эти ценности за годы независимости общими еще не стали.

Исследователи С. Н. Якушенков и О. С. Якушенкова справедливо подчеркнули, что «именно фронтирная территория (а Республика Молдова, как и соседствующая с ней Украина, вполне могут рассматриваться в качестве таковой - В. С.), удаленная от мест первоначального проживания субъекта, формирует его инаковость, трансформируя его в Другого, а порой даже и Чужого. Эта инаковость в отдельные кризисные моменты истории может совсем отдалить подобное фронтирное сообщество от его первоначального этнического ядра,

поставив его в антагонистическое отношение к нему» (Якушенков, Якушенкова, 2015).

Можно констатировать, что ведущие государства выступают своего рода «законодателями моды» на межэтнические отношения. Малые страны, как правило, следуют в фарватере политики страны-патрона, или государства, культурные ценности которого наиболее близки и знаковы.

Республика Молдова после обретения независимости развивается как второе румынское государство. Румыния и Молдова входят в число стран франкофонии. А законодатель этнополитической моды в данном сообществе, Франция, свою этническую политику ориентирует на аккультурацию и ассимиляцию иммигрантов (Филиппова, 2010, стр. 268269).

Аналогичную позицию занимает Румыния. Причем еще недавно по отношению к национальным меньшинствам Трансильвании и Добруджи официальные власти Румынии проводили серьезную ассимиляционную политику; яркий тому пример - этническая политика в годы правления Чаушеску («Систематизация». Демографическая политика Чаушеску из http://blog-of-art.livejoumal.com/1795.html (09.09.2013)). Естественно, время расставляет определенные акценты. Румыния вынуждена считаться с интересами компактно проживающих венгров и немцев Трансильвании, так же как и Франция, но, тем не менее, общая стратегия этнополитики румынского государства выстраивается по модели Франции: все

обладатели румынских паспортов - румыны. Такой подход получил дополнительное основание называть Республику Молдову вторым румынским государством, особенно после вхождения Румынии в Евросоюз, когда сотни тысяч жителей Молдовы стали оформлять румынские паспорта, не столько из патриотических соображений, а чтобы использовать их в поисках трудоустройства в европейских странах. В 2012 г. уже каждый десятый житель Молдовы обладал румынским паспортом (Каждый десятый житель Молдовы получил гражданство Румынии из http: //www.kp.md/online/news/1408669 (05.04.2013)).

Как справедливо отмечает исследователь А. Девятков, «эта мера препятствует становлению Молдовы как состоявшегося государства, поскольку многие ее жители уже въезжают на территорию ЕС в качестве граждан соседней страны» (Девятков (29.12.2013)).

Гораздо более сдержанная политика в отношении предоставления двойного гражданства наблюдается со стороны России («РГ», 2010, июнь, стр. 6).

Можно констатировать, что в последние годы, с приходом к власти либерально-демократического правительства, усилился ряд мер, направленных на укрепление позиций официального румынизма в

Республике Молдова. Показательным выглядит факт заявления о том, что молдавской нации не существует в ходе встречи президента Республики Молдовы с Трэяном Бэсеску, о чем последний заявил на совместной с молдавским президентом пресс-конференции 3 мая 2012 г (Румынский президент: «Молдавской нации не существует» из

http://www.politforums.net/world/1336120441.html (04.05.2012)).

Ценности поликультурной общности, которые официально пропагандировались в советский период и базировались на фундаменте интернационализма с русскокультурным фундаментом, не устраивали новую национальную элиту Молдовы. При этом условия перехода не сложились ни в начале 90-х, ни позже. Вопрос о создании общей, знаковой для всех культуры привел к замыканию существующих в поликультурной среде сообществ, национальных меньшинств, чему дополнительно способствовало компактное проживание целого ряда этносоциальных групп - болгар, гагаузов, здесь же можно назвать русскоязычное Приднестровье. В республике получило распространение значение региональной идентичности.

Возрожденческие процессы на местах зачастую способствуют отдалению от центра, в связи с крайними и непопулярными действиями политической элиты в отношении национальных меньшинств.

Этнополитическое конструирование и изменение языковой схемы на этапе становления и развития современной молдавской государственности: штрихи к портрету

Молдова исторически является полиэтнической по своей структуре территорией. В силу этносоциальных трансформаций, протекающих в стране в годы независимости, в ней осуществляется вялое противостояние между сторонниками молдавского языка и культуры и их основными оппонентами, гораздо более организованно отстаивающими ценности румынской культуры и языка (о чем уже говорилось). Таким образом, даже в элите молдавского сообщества отсутствует единство видения самоназвания (молдаване или румыны), названия официального языка (молдавский). Со времени обретения независимости, вплоть до 5 декабря 2013 г., официальный язык в кругах молдавской политической элиты именовали безличностно - limba de stat (государственный язык), хотя в Конституции он был обозначен как молдавский. С указанной даты, решением Конституционного суда республики государственным языком в ней признан румынский (Румынский язык признан государственным языком Молдавии из http://ria.ru/world/20131205/982217874.html (05.12.2013)).

Длительное время (XIX - конец XX вв.) языком межэтнической коммуникации в силу политики царской России, а позже коммунистических правительств Москвы и республики выступал русский язык. Советская Молдавия относилась к тому небольшому числу бывших союзных республик, в которой не требовали знания молдавского языка от населения. Вероятно, загвоздка заключалась в том, что молдавская элита изначально была несильна и по сути сформирована и оформлена поначалу царским Санкт-Петербургом, а позже советской Москвой. Что же касается румынской идеи, то она просто не допускалась и санкционировалась.

Ситуация резко изменилась после распада Союза ССР. Идея румынских ценностей получила распространение, прежде всего, в системе образования и идеологических наук, что сказалось на сформировавшемся поколении, уже влившемся в различные сферы деятельности, в том числе в большую политику.

Русский язык в Молдове

В современной Республике Молдова можно выделить пять зон различного языкового распространения.

Северные регионы Республики Молдова, несмотря на наличие многочисленных украинских населенных пунктов, могут быть выделены как территория, наиболее приближенная к распространяемой официальным Кишиневом молдо/румынским ценностям, хотя северная столица - г. Бельцы до сих пор продолжает оставаться во многом русскоязычным городом.

Столица республики Молдова представляет собой поликультурное сообщество, выступая своего рода зеркалом этносоциального многообразия республики, что особенно заметно на бытовом уровне. При этом в официальной политике и системе образования превалируют ценности румынской культуры.

Что касается центральных районов страны, где преобладает молдавское население, то они следуют в фарватере программных установок официального Кишинева.

На юге республики компактно проживают потомки задунайских переселенцев - болгары и гагаузы.

В настоящее время оба территориальных образования (АТО Гагаузия и Тараклийский район) обладают особыми культурными правами, в них действуют два университета, обеспечивающих потребности, прежде всего, жителей юга республики, исходя из чего уровень образования в них не высок, ощущается дефицит специалистов, а образовательный процесс осуществляется в основном на русском языке. Он же продолжает оставаться для населения юга Молдовы языком

общения с миром. Показательный «звоночек» прозвучал, когда в 2011 г. гагаузские выпускники массово получили отрицательные оценки по румынскому языку и литературе, что вызвало новую волну напряженности на юге республики (Цырдя, (08.09.2011)).

Следует согласиться с мнением В. А. Тишкова, который подчеркивает, что «языки мировых культурных систем (top world languages), к которым относятся как русский язык, так и английский, испанский, и французский языки, всегда будут в предпочтительном положении даже при формальном равноправии всех языков» (Тишков, 2013, стр. 166).

Относительно гагаузского и болгарского языков следует сказать, что они сохраняют свой реальный статус языков регионального использования.

В качестве отдельной социально-культурной территории выделяется историко-культурное сообщество левобережных регионов современной Республики Молдова, которое в настоящее время входит в состав самопровозглашенного государственного образования -Приднестровской Молдавской Республики с ориентацией на русскокультурное поле развития.

В Приднестровье сложилась устойчивая языковая схема. При наличии трех официальных языков (молдавского, украинского и русского), узаконенных Конституцией непризнанного государства, единственным, реально работающим там является русский язык.

Страны постсоветского пространства являются плацдармом, где разворачиваются серьезные комбинации, разработанные западными политтехнологами, деятельность которых направлена на вытеснение влияния русской культуры. Примером тому являются инициативы ряда молдавских политиков (Терехов, (2013, февраль); Гражданский конгресс: закон либералов противоречит Конституции РМ и международным законам (2013, апрель), 13 (419), стр. 9.).

Подогреваемая этнофобия порой доходит до крайности: бывают случаи, когда люди в белых халатах требуют, чтобы больной знал государственный язык (Ростова Я. (2009, май); Терехов Д. (2013, март)).

***

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, если сравнивать политику мультикультурализма Евросоюза и устремленной на евростандарты Республики Молдова, можно утверждать, что между ними в плане восприятия инаковости есть немало общего, но все-таки внутренние процессы разнятся. Евросоюз не может «усвоить» и «переварить» того количества мигрантов, которые устремлены к его благополучию и одновременно игнорируют ценности стран, в

которые попадают. Это вызывает естественные процессы отторжения пришельцев как на политическом, так и на бытовом уровнях. Что касается Молдовы, равно как и соседней Украины, то их элиты нацелены, в том числе Брюсселем и Вашингтоном, на вытеснение русскокультурного фактора из жизни этих стран, превратившихся в буферную зону между Евросоюзом и Россией. Утрируя ситуацию, отношение к русскокультурности в Молдове можно сравнить с восприятием ромов после их распространения по странам Европы, по факту открытия внутриевропейских границ. Ослабление влияния России на юго-западном этнокультурном пограничье - интерес большого геополитического проекта современности.

Говоря о сходстве, нельзя не коснуться и той стороны вопроса, которая отличает негативное отношение к инаковости в Евросоюзе и в Молдове. Евросоюз столкнулся со сложностями аккультурации и ассимиляции иноконфессионального и инородного сообщества, в большой своей части негативно настроенного на восприятие еворопейской культуры и образа жизни. Что же касается русскокультурного населения Молдовы и Украины, то оно представляет собой социальную общность, на протяжении многих веков проживающую в названных государствах, много сделавшую для развития их экономик и культуры. Ее вытеснению способствовала смена культурного кода (Степанов, 2015, стр. 132-146), которая сделала русскоязычную часть населения ненужной в политическом и экономическом переустройстве собственности в странах новых демократий, после развала Союза ССР. На вытеснение русскокультурного населения большое влияние оказал и внешний фактор, о котором говорилось выше.

Итак, и в Евросоюзе, и у его ближайших соседей, в том числе у Республики Молдова и Украины, наблюдается кризис ценностей мультикультурализма.

Насколько возобладает такой расклад, покажет время и обстоятельства.

В деле решения вопроса этно в каждом государстве существует свой подход. Сегодня его ищут страны Европы, каждая по отдельности и все европейское сообщество. Моделирует свою этнополитику Россия. Трудное время переживает Украина. Много нерешенных задач в этнополитике есть у Молдовы.

Но все же у всех перечисленных политических объединений и отдельных государств есть важный механизм, от которого необходимо отталкиваться, - выработанное временем международное законодательство. Именно оно не должно допустить опускания человечества до состояния дикости при решении этноязыковых и

религиозных вопросов. Человечество переросло эту стадию и должно найти в себе силы двигаться дальше к прогрессу.

Библиографический список

1. Аврутин М. Чем закончится третье нашествие мусульман на Европу? из http://evreimir.com/106538/15-09-27-avrutin_3jihad/ (27.09.2015).

2. Беженцы в Германии: история и цифры из zametki.pw/archives/587 (19.

11. 2015).

3. Благой И. Сторонники германского канцлера проиграли на выборах там, где когда-то Меркель подарили билет в Бундестаг из https://www.1tv.ru/news/2016/09/! 1/309745-

storonniki_germanskogo_kantslera_proigrali_na_vyborah_tam_gde_kogda_ to_merkel_podarili_bilet_v_bundestag (11.09.2016).

4. Богданов Е. Пересмотр Дублинского соглашения: еще больше

беженцев для Финляндии? из http://fontanka.fi/articles/25726/

(13.09.2016) .

5. Болгарский премьер-министр Бойко Борисов заявил, что страна не

может больше принимать экономических мигрантов из

https://point.md/ru/novosti/v-mire/bolgariya-boljshe-ne-mozhet-prinimatj-ekonomicheskih-migrantov (04.09.2016).

6. В Г ермании проходят выборы, от которых может зависеть судьба Меркель из https://point.md/ru/novosti/v-mire/v-germanii-prohodyat-vibori-ot-kotorih-mozhet-zavisetj-sudjba-merkelj (04.09.2016).

7. В Венгрии на работу набирают «охотников» для отлова беженцев из https://point.md/ru/novosti/v-mire/v-vengrii-na-rabotu-nabirayut-quotohotnikovquot-dlya-otlova-bezhencev (04.09.2016).

8. «РГ». (2010, июнь). В первом чтении принят законопроект о соотечественниках. Русское слово, 22 (283), стр. 6.

9. Василенков С. «ЕС подарит Украине всех цыган» из

www.pravda.ru/world/europe/european/07-10-2013/1177066-ukrain-0/ (07.

10. 2013).

10. Верховский А. (2005). Цена ненависти. Национализм в России и противодействия расистским преступлениям, Информационноаналитический центр Москва, «Сова».

11. Выдвинуто обвинение в попытке взорвать Нотр-Дам из

http://izrus.co.il/obshie_novosti/news/2016-09-11/101895.html

(11.09.2016) .

12. Германия хочет отправлять беженцев обратно в Грецию из https://point.md/ru/novosti/v-mire/germaniya-hochet-otpravlyatj-bezhencev-obratno-v-greciyu (04.09.2016).

13. Глава «Аль-Каиды» призвал мусульман атаковать Европу и США из www.ntv.ru/novosti/1519456 (13.09.2015).

14. Гражданский конгресс: закон либералов противоречит Конституции РМ и международным законам (2013, апрель). Русское слово. 13 (419), стр. 9.

15. Губогло М. Н. (2003). Идентификация идентичности. Этносоциологические очерк (764 стр.). Москва, «Наука».

16. Девятков А. «Контуры румынской политики в отношении Республики

Молдова» из

http://www.perspektivy.info/history/kontury_rumynskoj_politiki_v_otnoshe nii_respubliki_moldova_2012-07-08.htm (08.07.2012).

17. «Записки жительницы Мюнхена о коричневой волне беженцев,

поглотившей Германию» из

http://zametki.pw/?s=%D0%B6%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D 1 %8C%D0%BD%D0%B8%D 1 %86%D 1 %8B+%D0%BC%D 1 %8E%D0% BD%D 1 %85%D0%B5%D0%BD%D0%B0 (19.11.2015).

18. Исламизация Европы. Речь Геерда Уайлдерса - члена голландского парламента, председателя партии Свободы в Нью-Йорке из vk.com/topic-21601167_23712458 (04.10.2010).

19. Исламское государство - это оружие Третьей мировой войны». из http://www.3world-war. su/3-mirovaya-voyna/1179-islamskoe-gosudarstvo-jeto-omzhie-tretej-mirovoj.html (17.11.2015).

20. Каждый десятый житель Молдовы получил гражданство Румынии из http: //www.kp.md/online/news/1408669 (05.04.2013).

21. Карабущенко П.Л. (2016). Элита и фронтир. Фронтирные исследования (Frontier Studies), № 2. Астрахань. стр. 92-93.

22. Ларюэль М. (2008). Русский национализм. Социальный и культурный

контекст, Москва. «Новое литературное обозрение» из

hse.ru/data/519/724/1238/russk_nats.doc (15.09.2016).

23. Малинкович В. (2013). Кризис мультикультурализма в Германии. М. Б. Погребинский, А. К. Толпыго (ред.). Кризис мультикультурализма и проблемы национальной политики. ». Москва. «Весь мир. стр. 133-134.

24. Меркель заявила о провале мультикультурализма из

http://www.bbc.com/russian/international/2010/10/101016_merkel_multicul turalism_failed.shtml (17.10.2010).

25. Меркель предупредила о возможной войне на Балканах из https:news.mail.ru/politics/23847284/7frommaiH1 (03.11.2015).

26. Миграция в России 2016 из

http://rusdni.ru/obschestvo/migraciya/migraciya-v-rossii-2015.html

(16.04.2016).

27. Национализм в мировой истории (2007). В.А. Тишков, В. А. Шнирельман. Москва. «Наука».

28.О кризисе мультикультурализма из http://thedecline.info/ru/part1 (20.10 2015).

29. О реабилитации неонацизма, эскалации ксенофобии в Европе и США. Доклад члена Общественной палаты, директора Московского бюро по правам человека А.С. Брода из http://1aya.ru/paper/art-141424.php

(15.11.2015).

30.Число погибших при теракте в Ницце достигло 86 человек из https://point.md/ru/novosti/v-mire/chislo-pogibshih-pri-terakte-v-nicce-dostiglo-86-chelovek (19. 08.2016).

31. Организаторы терактов в Париже и Брюсселе получили 50 тысяч евро соцвыплат из https://point.md/ru/novosti/v-mire/organizatori-teraktov-v-parizhe-i-bryussele-poluchili-50-tisyach-evro-socviplat (05.11.2016).

32. Последняя общеполитическая дискуссия Б. Обамы на посту президента США из http://daily.com.ua/http-daily-com-ua-newsfrompartners/1601541-ostannya-zagalnopolitichna-diskusiya-b-obami-na-posti-prezidenta-ssha (13.09. 2016).

33. Ростова Я. (2009, май). Лечиться будем с переводчиком. Русское слово, № 21 (236), Кишинев, стр. 4.

34. Розэ А. Миф о провалившейся политике «мультикульти» из echo.msk.ru/blog/annarose/1616008-echo/ (04.09.2015).

35. Румынский президент: «Молдавской нации не существует» из

http://www.politforums.net/world/1336120441.html (04.05.2012).

36. Румынский язык признан государственным языком Молдавии из http://ria.ru/world/20131205/982217874.html (05.12.2013).

37. Самым популярным именем в Англии стал Мухаммед из https://point.md/ru/novosti/v-mire/samim-populyamim-imenem-v-anglii-stal-muhammed (03.09 2016).

38. Самая опасная страна Европы. Во Франции за полтора года произошло 10 терактов из https://meduza.io/feature/2016/07/15/samaya-opasnaya-strana-evropy (15.06.2016).

39. «Систематизация». Демографическая политика Чаушеску из http://blog-of-art.livejoumal.com/1795.html (09.09.2013).

40. Степанов В. П. (2015). Этнополитическое конструирование гражданской идентичности на двух берегах Днестра (1989-2014 гг.). Москва - Тирасполь, стр. 132-146.

41. Терехов Д. (2013, февраль). «Пещерная ксенофобия. Праворадикальная Либеральная партия вновь отметилась маргинально-ксенофобским заявлением на сей раз устами депутата Парламента А. Гуцу». Русское слово, №6 (412), Кишинев, стр. 5.

42. Терехов Д. (2013, март). Воз летит под откос. Русское слово, № 8 (414), Кишинев, стр. 9.

43. Тишков В. (2013). Полиэтническое общество и государство: понимание и управление культурным разнообразием. М. Б. Погребинский, А. К. Толпыго (ред.) Кризис мулътикулътурализма и проблемы национальной политики (стр. 150). Москва, «Весь мир».

44. Тишков В. (2013). Языковое разнообразие и языковая политика. М. Б. Погребинский, А. К. Толпыго (ред.), Кризис мулътикулътурализма и проблемы национальной политики (стр. 166) Москва, «Весь мир».

45. Туристический сектор Парижа недосчитался за полгода 750 млн евро из https://point.md/ru/novosti/v-mire/turisticheskij-sektor-parizha-nedoschitalsya-za-polgoda-750-mln-evro (23.08.2016).

46. Туск: Возможности ЕС по приему беженцев достигли пределов из https://point.md/ru/novosti/v-mire/tusk58-vozmozhnosti-es-po-priemu-bezhencev-dostigli-predelov (04.09.2016).

47. Униженные и оскорбленные из http://komersant.ru/doc/13746

(18.10.2015).

48. Шнирельман В. А. (2007). Цивилизационный подход как национальная идея. В. А. Тишков, В. А. Шнирельман (ред.). Национализм в мировой истории., Москва. «Наука», стр. 95: со ссылкой на Eagleton T. (2000). The idea of culture. Oxford, р. 44.

49. Шнирельман В. А. (2011) «Порог толерантности»: идеология и практика нового расизма. В 2-х тт., изд-во, Москва, «Новое литературное обозрение», Т. 1. 552 стр., Т. 2. 848 стр.

50. Шнирельман В. А. (2015) Арийский миф в современном мире. в 2 тт. Москва. «Новое литературное обозрение», 536 с.

51. Филиппова Е. И. (2010). Территории идентичности в современной Франции. Москва, ФГНУ «Росинформагротех», стр. 268-269.

52. ФМС: В 2014 году в Россию из-за рубежа могут переехать десятки тысяч соотечественников из http://politikus.ru/v-rossii/10565-fms-v-2014-godu-v-rossiyu-iz-za-rubezha-mogut-pereehat-desyatki-tysyach-sootechestvennikov.html (03.01.2014).

53. ФМС: почти миллион человек переехало в Россию с Донбасса за время войны из http://www.mk.ru/politics/2015/03/17/fms-pochti-million-chelovek-pereekhalo-v-rossiyu-s-donbassa-za-vremya-voyny.html

(17.03.2015) .

54. Цатурян С.А., Филимонов Г.Ю. (2012). «Мультикультурализм в США и Европе: политтехнологи в действии». Политика и общество, № 2, Москва, стр. 62.

55. Цырдя Б. Молдавско-гагаузский разлом из

gagauzinfo.md/index.php?newsid=1465 (08.09.2011).

56.Чешко С.В. (2000). Распад СССР: этнополитический анализ. Москва, ИЭА РАН, 2-е изд., стр. 293.

57. Число мигрантов на границах Европы бьет все рекорды из www.bbc.com/Russian/international/2015/08/150818_europe_refugee/crisis

(18.08.2015) .

58.Число погибших при теракте в Ницце достигло 86 человек» из https://point.md/ru/novosti/v-mire/chislo-pogibshih-pri-terakte-v-nicce-dostiglo-86-chelovek (19. 08.2016).

59. (2012). Этнополитическая ситуация в России и сопредельных государствах в 2011 году. Ежегодный доклад Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов, В. А. Тишков, В. В. Степанов (ред.), , Москва, ИЭА РАН, 641 стр.

60. Якушенков С.Н., Якушенкова О.С. (2015). «Власть земли»: формирование новой инаковости в условиях фронтира. Фронтирные исследования (Frontier Studies). № 1. Астрахань.

61. Eagleton T. (2000). The idea of culture. Oxford.

62. The Decline of Europe. Часть первая: О кризисе мультикультурализма из http: //thedecline. info/ru/part 1_(04.10.2015).

63.Sarrazin T. (2010). Deutschland schaff sich ab. Wie wir unser Land aufs Spiel setzen. Deutsche Verlags Anstalt

TRANSFORMATION OF ETHNOPOLITICAL DIMENSION IN THE VALUES OF EUROPEAN CULTURE (ABOUT THE CRISIS OF MULTICULTURALISM IN EUROPEAN COMMUNITY AND REACTION ON THE PROCESS OF THE NEW DEMOCRACIES: THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC

OF MOLDOVA)

Stepanov V. P.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Stepanov Vyacheslav Petrovich - doctor of historical sciences, professor, chief researcher at the Research and Education Center of Social Anthropology,

Orel State University. Turgenev, 302026, Orel, Komsomolskaya, 95.

E-mail: vpstepanovpochta@gmail .com

In the article the author analyzes the problem of crisis of multiculturalism that is typical both for the European society and for the Republic of Moldova. The author shows common basis of interethnic opposition in the situation when the society is divided onto indigenous and strangers in particular countries. The author cites a parallel between the position of the repulsion of European culture ethnic values of migrants and modern ethnic politics in the buffer zone of the Russian and European values in the case of the Republic of Moldova. Where for twenty-five years of independence, being forced Russian cultural values. The article deals with the current crisis of the Moldovan ethnic identity. This is evident in the debates between the supporters of the Moldovan and Romanian identities. During the analysis of the situation, special attention is paid to language transformations in Moldovan society. The author pays attention to the problem of an artificial reduction in the usage of Russian in the ethnic policy of the Moldovan state. Particular attention is focusing on the specifics of regional identity and values. The above processes affecting the transformation of "cultural code" in this multi-ethnic society.

Keywords: multiculturalism, identity, migration, culture, xenophobia, polyethnicity, tolerance, language.

References

1. Avrutin M. How will the third invasion of Muslims in Europe? from http: //evreimir.com/106538/15-09-27-avrutin_3j ihad/ (27.09.2015).

2. Refugees in Germany: History and figures from zametki.pw/archives/587 (19. 11. 2015).

3. Blagoi I. Supporters of German Chancellor lost the election, where once Merkel gave a ticket to the Bundestag from https://www.1tv.ru/news/2016/09/11/309745-

storonniki_germanskogo_kantslera_proigrali_na_vyborah_tam_gde_kogda_ to_merkel_podarili_bilet_v_bundestag (11.09.2016).

4. Bogdanov E. Revision of the Dublin agreement: more refugees to Finland? from http://fontanka.fi/articles/25726/ (13.09.2016).

5. The Bulgarian Prime Minister Boyko Borisov said that the country can no

longer accept

economic migrants from https://point.md/ru/novosti/v-mire/bolgariya-bolj she-ne-mozhet-prinimatj -ekonomicheskih-migrantov (04.09.2016).

6. In Germany the elections take place, which may affect the fate of Merkel

from https://point.md/ru/novosti/v-mire/v-germanii-prohodyat-vibori-ot-

kotorih-mozhet-zavisetj-sudjba-merkelj ( 04.09.2016).

7. In Hungary, the employment gain "hunters" for the capture of refugees from https://point.md/ru/novosti/v-mire/v-vengrii-na-rabotu-nabirayut-quotohotnikovquot-dlya-otlova-bezhencev (04.09. 2016).

8. "RG". (2010, June). In the first reading the bill on compatriots. Russian word, 22 (283), p. 6.

9. Vasilenkov S. "The EU will give Ukraine all Roma" from www.pravda.ru/world/europe/european/07-10-2013/1177066-ukrain-0/ (07.

10. 2013).

11. Accused of trying to blow up the Notre Dame of

http://izrus.co.il/obshie_novosti/news/2016-09-11/101895.html

(11.09.2016).

12. Germany wants to send refugees back to Greece from

https://point.md/ru/novosti/v-mire/germaniya-hochet-otpravlyatj-bezhencev-obratno-v-greciyu (04.09.2016).

13. The head of "Al-Qaeda" called on Muslims to attack Europe and the United States of www.ntv.ru/novosti/1519456 (13.09.2015).

14. Civic Congress: the law contrary to the Constitution of Moldova Liberals and international laws (2013, April). Russian word. 13 (419), p. 9.

15. Guboglo MN (2003). Identity Authentication. Ethnosociological essay (764 pp.). Moscow, "Nauka".

16. Devyatkov A. "The contours of the Romanian policy towards the Republic

of Moldova" from

http://www.perspektivy.info/history/kontury_rumynskoj_politiki_v_otnoshe nii_respubliki_moldova_2012-07-08.htm (08.07.2012).

17. "Notes Munich resident of brown wave of refugees, engulfed Germany" from zametki.pw/arhives/584 (19.11.2015).

18. The Islamization of Europe. It Geerda Uayldersa - Dutch MP, chairman of the Freedom Party in New York from vk.com/topic-21601167_23712458 (04.10.2010).

19. The Islamic state - the weapon of World War III. " of http://www.3world-war.su/3-mirovaya-voyna/1179-islamskoe-gosudarstvo-jeto-oruzhie-tretej-mirovoj.html (17.11.2015).

20. Every tenth resident of Moldova became a citizen of Romania from http: //www.kp.md/online/news/1408669 (05.04.2013).

21. Karabushchenko P. L. (2016). Elite and Frontier. Front Research (Frontier Studies), № 2. Astrakhan. pp. 92-93.

22. Laruelle M. (2008). Russian nationalism. The social and cultural context,

Moscow. "New Literary Review" from

hse.ru/data/519/724/1238/russk_nats.doc (15.09.2016).

23. Malinkovich V. (2013). The crisis of multiculturalism in Germany. M. B. Pogrebinsky, Tolpygo A. (eds.). The crisis of multiculturalism and national policy issues. ". Moscow. "The whole world. pp. 133-134.

24. Merkel said about the failure of multiculturalism from

http://www.bbc.com/russian/international/2010/10/101016_merkel_multicul turalism_failed.shtml (17.10.2010).

25. Merkel warned of a possible war in the Balkans from https:? News.mail.ru/politics/23847284/ frommail = 1 (3.11.2015).

26. Migration in Russia in 2016 from

http://rusdni.ru/obschestvo/migraciya/migraciya-v-rossii-2015.html

(16.04.2016).

27. Nationalism in history (2007). V. A. Tishkov, V. A. Shnirel'man., Moscow. "The science".

28. On the crisis of multiculturalism from http://thedecline.info/ru/part1 (20.10 in 2015).

29. On the Rehabilitation of neo-escalation of xenophobia in Europe and the US. Report of a member of the Public Chamber, the director of the Moscow Bureau for Human Rights Alexander Wade of http://1aya.ru/paper/art-141424.php (15.11.2015).

30. The number of those killed in the terrorist attack in Nice, reached 86 people from https://point.md/ru/novosti/v-mire/chislo-pogibshih-pri-terakte-v-nicce-dostiglo-86-chelovek (19. 08.2016) .

31. The organizers of the terrorist attacks in Paris and Brussels received 50 thousand euros of social payments from https://point.md/ru/novosti/v-mire/organizatori-teraktov-v-parizhe-i-bryussele-poluchili-50-tisyach-evro-socviplat

32. The last general debate of Barack Obama as US president from http://daily.com.ua/http-daily-com-ua-newsfrompartners/1601541 -ostannya-zagalnopolitichna-diskusiya-b-obami-na-posti-prezidenta -ssha (13.09. 2016).

33. Rostov J. (2009, May). Dermatologic will be an interpreter, Russian word, number 21 (236), Kishinev, p. 4.

34. Roze A. Myth of the failed "Multikulti" policy of echo.msk.ru/blog/annarose/1616008-echo/ (04.09.2015).

35. The Romanian President: "Moldavian nation exists" from

http://www.politforums.net/world/1336120441.html (04.05.2012).

36. The Romanian language is recognized as the official language of Moldova http://ria.ru/world/20131205/982217874.html (05.12.2013).

37. The most popular name in England became Muhammad from https://point.md/ru/novosti/v-mire/samim-populyarnim-imenem-v-anglii-stal-muhammed (03.09 in 2016).

38. The most dangerous country in Europe In France, there have been 10 terrorist attacks of https://meduza.io/feature/2016/07/15/samaya-opasnaya-strana-evropy (15.06.2016) for the half year.

39. "Systematics". Demographic policy of the Ceausescu http://blog-of-art.livejournal.com/1795.html (09.09.2013).

40. Stepanov, V. P. (2015). Ethnopolitical construction of civic identity in the two banks of the Dniester (1989-2014 gg.). Moscow - Tiraspol, pp 132-146.

41. Terekhov D. (2013, February). "Cave xenophobia. Right-wing Liberal Party again noted marginally xenophobic statement at this time the mouth of the Parliament deputy A. Gutu »// Russian word, №6 (412), Kishinev, p. 5.

42. Terekhov D. (2013, March). Woz is flying down the slope. Russian word, number 8 (414), Kishinev, p. 9.

43. Tishkov V. (2013). Multi-ethnic state and society: understanding and managing cultural diversity. M. B. Pogrebinsky, А. К. Tolpygo A. (eds.) The crisis of multiculturalism and problems of national policy (p. 150). Moscow, "The whole world".

44. Tishkov, V. (2013). Linguistic diversity and language policy. M. B. Pogrebinsky, A. K. Tolpygo (eds.), The crisis of multiculturalism and problems of national policy (p. 166) Moscow, "The whole world".

45. Paris Tourist sector has missed half a year to 750 million euros from https://point.md/ru/novosti/v-mire/turisticheskij-sektor-parizha-nedoschitalsya-za-polgoda-750-mln-evro (23.08.2016) .

46. Tusk: EU Opportunities for Refugee Reception reached the limits of https://point.md/ru/novosti/v-mire/tusk58-vozmozhnosti-es-po-priemu-bezhencev-dostigli-predelov (04.09.2016).

47. The Insulted and Injured of http://komersant.ru/doc/13746 (18.10.2015).

48. Shnirel'man V. A. (2007). Civilizational approach as a national idea. V. A. Tishkov, V. A Shnirel'man (eds.). Nationalism in world history., Moscow. "Science", pp., 95: with reference to Eagleton T. (2000). The idea of culture. Oxford, p. 44.

49. Shnirel'man V. A. (2011) "threshold of tolerance": the ideology and practice of a new racism. In 2 vols., Publishing House, Moscow, "New Literary Review", T. 1. 552 pp., T. 2. 848 pages.

50. Shnirel'man V. A. (2015) Aryan myth in the modern world. 2 vols. Moscow. "New Literary Review", 536 p.

51. E. I. Filippova (2010). Areas of identity in contemporary France. Moscow, Federal State "Rosinformagroteh", pp. 268-269.

52. FMS: In 2014 in Russia from abroad may move tens of thousands of

compatriots from http://politikus.ru/v-rossii/10565-fms-v-2014-godu-v-rossiyu-iz-za-rubezha -mogut-pereehat-desyatki-tysyach-

sootechestvennikov.html (03.01.2014).

53. FMS: nearly a million people moved to Russia from the Donbas during the war of http://www.mk.ru/politics/2015/03/17/fms-pochti-million-chelovek-pereekhalo-v-rossiyu-s- donbassa-za-vremya-voyny.html (17.03.2015).

54. Tsaturian S. A., Filimonov G. Y. (2012). "Multiculturalism in the US and Europe: political scientists in action." Politics and Society, № 2, Moscow, p. 62.

55. Tirdea B. Moldovan-Gagauz fault of

gagauzinfo.md/index.php?newsid=1465 (08.09.2011).

56. Cheshko S. V. (2000). The collapse of the USSR: the ethno-political analysis. Moscow, IEA RAS, 2nd ed., P. 293.

57. The number of migrants at the borders of Europe is breaking all records of www.bbc.com/Russian/international/2015/08/150818_europe_refugee-/crisi s (18.08.2015).

58. The number of those killed in the terrorist attack in Nice, reached 86 people "from https://point.md/ru/novosti/v-mire/chislo-pogibshih-pri-terakte-v-nicce-dostiglo-86-chelovek (19. 08.2016 ).

59. (2012). Ethno-political situation in Russia and the Neighbouring States in 2011. The annual report of the Network for Ethnic Monitoring and Early Warning Conflict, V. A. Tishkov, V. V. Stepanov (eds.), Moscow, IEA RAS, 641 p.

60. Yakushenkov S. N. Yakushenkova O. S. (2015). "The power of the earth": the formation of a new frontier in the conditions of otherness. Frontirnye research (Frontier Studies). Number 1. Astrakhan. 61. Eagleton T. (2000). The idea of culture. Oxford.

62. The Decline of Europe. Part One: The crisis of multiculturalism http://thedecline.info/ru/part1 (04.10.2015).

63. Sarrazin T. (2010). Deutschland schaff sich ab. Wie wir unser Land aufs Spiel setzen. Deutsche Verlags Anstalt.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.