Проблемы управления: теория и практика
Гаврилюк А.В.
Трансфер технологий в условиях международной экономической интеграции стран ЕАЭС
Гаврилюк Артем Владимирович — аспирант, факультет государственного управления, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, РФ. E-mail: a. aavriliuk@mail.ru SPIN-код РИНЦ: 1567-0820
Аннотация
В рамках статьи рассматриваются возможности и перспективы инновационного развития государств — членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Объектом данного исследования является трансфер технологий на пространствах ЕАЭС, а также степень его влияния на обеспечение устойчивого развития экономик союзных государств. Перед руководством стран объединения стоит первоочередная, важная задача: перевод промышленности на рельсы инновационной, высокотехнологичной, конкурентоспособной экономики. Сегодня страны постсоветского пространства пытаются сократить технологический разрыв с ведущими державами, однако степень отставания отечественной экономики остается достаточно высокой. В современных условиях для быстрого роста экономик интеграционного образования необходимо развивать собственную промышленность на основе наиболее передовых, современных, уникальных технологий — благодаря им можно создавать максимальную добавочную стоимость, обеспечивая тем самым конкурентное преимущество производству. Однако перед высокотехнологичной отраслью стоит ряд острых, требующих незамедлительного решения проблем.
Ключевые слова
Международная интеграция, научно-техническое сотрудничество, инновационная активность, инновации, трансфер технологий, коммерциализация технологий, научно-технический прогресс, Евразийский экономический союз, ЕАЭС.
Евразийский экономический союз (ЕАЭС) — это наиболее перспективный, интеграционный проект на просторах бывших территорий СССР. Процесс интеграции позволит усилить экономики государств — членов данного объединения, что в свою очередь повлечет быстрое развитие новых технологий, диверсификацию реального сектора экономики, создавая новые конкурентные преимущества и дополнительные возможности в современном глобальном мире1.
В настоящее время страны Евразийского экономического союза направляют значительные ресурсы на модернизацию промышленности, в современное оснащение центров исследований и разработок при вузах. Однако показатели инновационной активности, число прикладных разработок и создаваемых технологий продолжают отставать от мирового уровня. Не проработан должным образом кадровый вопрос, не
1 Глазьев С.Ю. Реальное ядро постсоветской экономической интеграции: итоги создания и перспективы развития Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России // Российский экономический журнал. 2011. № 6. С. 24.
поддерживается и не стимулируется непрерывное развитие наукоемких технологий при создании высокотехнологичных производств. Среда генерации инноваций оставляет желать лучшего2.
Процесс экономической интеграции государств, входящих в ЕАЭС, в отличие от СНГ, протекает довольно активно благодаря таким факторам, как политическая воля в конвергенции стран, реализация механизмов поэтапной, разноуровневой и разноскоростной интеграции, системная нормативно-правовая основа экономического сотрудничества, наличие достаточно полных, всесторонних и реалистичных концептуальных документов, регулирующих вопросы экономической интеграции и предусматривающих в дальнейшем углубление сотрудничества в валютной сфере.
Усиление международных интеграционных процессов — это прежде всего международный обмен научно-техническими знаниями. Ни одно государство не в состоянии повысить уровень жизни населения без экономически эффективной реализации мировых достижений научно-технического прогресса (НТП). Научно-технический прогресс и инновации всегда способствовали экономическому развитию. Инновационные процессы в условиях ускоренного научно-технического прогресса приводят к расширению масштаба внешнеэкономических связей, усилению взаимозависимостей национальных звеньев межгосударственного хозяйства3.
Научно-технический прогресс определяет характер и содержание процессов, протекающих как в отдельных странах и регионах, так и во всей сфере международных отношений на постсоветском пространстве. Развитие современных технологий определяет уровень экономического состояния отдельных стран, степень участия в международном разделении труда, положение в мировом сообществе, способность успешно решать социально-экономические проблемы. Поэтому потребность в достижениях НТП испытывают все страны мира, независимо от уровня их экономического и технологического развития4.
В настоящее время международное движение научно-технических знаний, торговля передовыми технологиями — одна из быстроразвивающихся форм вывоза капитала. За последние 20 лет оборот мировой лицензионной торговли вырос более чем
2 Глазьев С.Ю., Клоцвог Ф.Н. Перспективы экономического развития СНГ при интеграционном и инерционном сценариях взаимодействия стран-участниц // Российский экономический журнал. 2008. № 7. С. 51.
3 Вардомский Л.Б. Экономический рост и региональная интеграция на постсоветском пространстве // Журнал новой экономической ассоциации. 2011. № 11. С. 142-143.
4 Волков С.Д., Кокушкина И.В. Особенности экономической интеграции на постсоветском пространстве // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2012. № 12. С. 48.
в 15 раз. Анализ мирового рынка свидетельствует, что в настоящее время в мире имеется более 50 макротехнологий (макротехнология — это совокупность всех технологических процессов: НИР, ОКР, подготовка производства, производство, сбыт и сервисная поддержка продукта — по созданию определенного вида продукции с заданными параметрами), которые формируют рынок высокотехнологичных изделий. При этом страны «Большой семерки» контролируют 80% рынка наукоемких технологий. Доля стран — участниц ЕАЭС на рынке наукоемкой продукции составляет 2,5%. Несмотря на сложное экономическое положение, интеграционное объединение имеет все шансы для успешного развития5.
Фундаментом интеграционного процесса является наличие общих интересов и выгод многостороннего взаимодействия стран — участниц ЕАЭС. Эффективная межгосударственная экономическая интеграция в состоянии обеспечить: снижение трансакционных издержек, наращивание оборотов во взаимной торговле и в экономическом росте; повышение конкурентоспособности производимых товаров, предприятий, национальных экономик; рост иностранных инвестиций; снижение межгосударственных различий в уровне и качестве жизни населения6.
Евразийская экономическая интеграция — сфера стратегически важных интересов как для России, так и для остальных стран — участниц интеграционного процесса, которым приходится вырабатывать новую стратегию взаимоотношений. Интеграционные образования на постсоветском пространстве имеют свои особенности: до недавнего времени объединяемые национальные экономические пространства были частью одной страны с единым народно-хозяйственным комплексом. С одной стороны, общая история и сложившиеся десятилетиями кооперационные связи определяют естественный ход интеграционных процессов, которые восстанавливают существовавшее единое экономическое пространство в новой правовой и экономической среде. С другой стороны, остро проявляется синдром сепаратизма, обусловленный болезненным страхом утраты только что обретенного национального суверенитета. Получившим независимость государствам впервые пришлось выстраивать собственную стратегию торгово-экономического сотрудничества и
5 Винокуров Е.Ю., Либман А.М. Две евразийские интеграции // Вопросы экономики. 2013. № 2. С. 53,58.
6 Васильева Н.А., Лагутина М.Л.Формирование Евразийского союза в контексте глобальной регионализации // Евразийская экономическая интеграция. 2012. № 3. С. 19-29.
создавать принципиально новые механизмы взаимодействия, которые соответствовали бы современным геополитическим реалиям7.
Последствием снижения генерации технологий в 90-е годы, стал упадок отечественной науки во всех отраслях, отсутствие эффективной организации НИОКР и трансфера их результатов в народно-хозяйственный комплекс, что привело к сокращению доли своих производств на рынках высоких технологий. Причинами в снижении адаптивных возможностей научно-технического комплекса, явились диспропорции в структуре научного потенциала, характерные для советского периода. В отличие от западной системы университетской науки, существующей во многом самостоятельно за счет преподавательской деятельности и связи с бизнесом, для постсоветских стран характерно обособление науки от высшего образования и от процесса производства. Здесь и в настоящее время преобладают самостоятельные научные организации разной ведомственной подчиненности, что создает организационно-экономические барьеры межотраслевой кооперации и трансферу технологий8.
Технологическая кооперация и интеграция в контексте становления нового технологического уклада носят обеспечивающий характер. Дезинтеграция научно-производственных объединений в 90-е годы повлекла за собой потери кооперационных связей между научно-исследовательскими институтами, опытно-конструкторскими бюро и производствами, входившими в производственные объединения. Это привело к сворачиванию НИОКР, утрате технологий и кадров, а впоследствии к деградации высокотехнологичных производств.
Парадоксальное развитие советской научно-технической сферы заключалось в том, что большинство проводимых исследований и разработок не имело практического применения. В итоге страна, имеющая мощный научно-технический комплекс, в гражданском секторе производства выпускала абсолютно неконкурентоспособную на мировом рынке продукцию. Как результат — в настоящее время технологическое отставание от Запада стало главной проблемой промышленности ЕАЭС.
Подводя черту под вышеизложенным, еще раз следует обозначить основные недостатки советской системы применения научных достижений: в СССР научные исследования осуществлялись широкоформатно, постоянная конкурентная борьба с
7 Глазьев С.Ю., Ткачук С.П. Перспективы развития евразийской экономической интеграции: от ТС — ЕЭП к ЕЭС (концептуальный аспект) // Российский экономический журнал. 2013. № 1. С. 7.
8 Глазьев С.Ю. Снова к альтернативной системе мер государственной политики модернизации и развития отечественной экономики // Российский экономический журнал. 2013. № 3. С. 8.
Западом в области научных исследований и разработок имела огромное значение в соизмерении с желанием использовать их на производстве. Кроме всего прочего, это приводило к «распылению» всех усилий в научной сфере; отсутствию соподчиненности подразделений научной сферы отраслевым министерствам. Отсутствие взаимодействия между ведомствами приводило к тому, что многие ученые повторялись в своих исследованиях, не работал механизм продвижения научных разработок, достижения оборонного комплекса были закрыты для гражданского использования. Эффективность НИОКР имела постепенную тенденцию к снижению.
Изучение интеграционных процессов в контексте корпоративной интеграции, технологической кооперации и повышения конкурентоспособности экономик отдельных стран — участниц ЕАЭС в целом является важной стратегической задачей аналитического и экспертного наблюдения, поскольку позволяет оценивать изменения, происходящие в сфере производства, обращения и научно-технического развития, отслеживать реальную траекторию развития и ее соответствие выбранным стратегическим ориентирам. Эти исследования и опыт прошлых лет дают основания для разработки рекомендаций по совершенствованию политики экономического сотрудничества и развития в странах ЕАЭС.
Фундаментом устойчивости экономик стран ЕАЭС в современных условиях является развитие предприятий и секторов экономики, производящих продукцию высокой степени обработки, эффективно наращивающих научную и технологическую кооперацию и корпоративную интеграцию, что неизменно основывается на развитии образования, научных организаций и продвижении наукоемких проектов. Для успешного решения таких задач важным является совершенствование институтов, через которые осуществляется государственное (и надгосударственное — для ЕАЭС) поощрение технологической и научной кооперации, корпоративной интеграции, стимулирование инновационной деятельности экономических субъектов, а также использование соответствующих инструментов бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики, создание перспективных стратегических концепций, разработка и реализация политики освоения экономиками стран ЕАЭС пятого и шестого технологического уклада.
Технологическое сближение экономик стран ЕАЭС рассматривается в качестве одной из основ повышения конкурентоспособности производств. Разработка и реализация согласованной научно-технологической политики, нацеленной на
технологическое сближение экономик стран-партнеров, будет содействовать повышению их конкурентоспособности и оптимальному использованию их ресурсного потенциала.
Научно-технологическая конкурентоспособность является одним из определяющих факторов динамичности развития регионального евразийского объединения, ядром его общей конкурентоспособности в свете нового качества экономического роста и смены доминирующего технологического уклада.
Важным для формирования нового технологического уклада является обеспечение непрерывного инновационного процесса, что предполагает внедрение в практику управления технологиями одновременного проектирования всех фаз научно-производственного цикла продукции. При имплантации технологий огромное значение играет тесная взаимосвязь между производителями оборудования для новейших технологий и его потребителями. Сохраняющаяся в ЕАЭС слабость межотраслевой координации инноваций препятствует использованию механизмов соединения технологий и определенных методов управления.
В странах — участницах интеграционного объединения можно выделить ряд центров со значительным научно-техническим потенциалом в различных наукоемких направлениях, но также есть и регионы, где ситуация фактически не изменилась с 90-х годов. Важно отметить тот факт, что в технологической модернизации нуждаются фактически все предприятия. В наиболее развитых научно-технологических центрах, таких как Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Минск, Астана и др., сосредоточены мощные научно-технические и образовательные ресурсы, но они достаточно разрозненны. Безусловно, в рамках одного города межвузовское взаимодействие еще возможно, например, оно достаточно сильно в Санкт-Петербурге.
Богатый опыт западных стран подтверждает факт того, что в настоящее время наиболее эффективным методом продвижения результатов НИОКР и их реализации на практике является взаимовыгодное коммерческое сотрудничество всех участников превращения научного результата в товар: коммерциализация научных разработок9.
Сотрудничество между университетами и промышленностью характеризуется взаимодействием двух различных культур. Для университетов — в приоритете общественные цели образования, основанные на безвозмездном обмене идеями, тем самым общественности предлагается доступность научной информации. Академическая свобода позволяет университетскому ученому выполнять программы исследований с открытыми целями, взаимодействовать с коллегами, бесплатно
9 Адрианов В.Д. Перспективы единого экономического пространства // Экономист. 2005. № 12. С. 58-59.
публиковать результаты. В противоположность этому подходу, работа промышленных компаний направлена на максимизацию прибыли держателей акций. Соответственно, промышленные программы НИОКР обычно имеют ориентацию на получение прибыли и ограничение публикаций для защиты конкурентных позиций.
Однако зачастую ценный опыт ученых требует дальнейшей проработки для определения той пользы, которая могла бы быть воплощена в конечный продукт. Поэтому большое значение имеют стимулирование патентования изобретений и их последующее внедрение в производство: разработчик может не видеть коммерческой ценности своего изобретения и не пытаться воплотить его в товар или услугу.
Главной целью производства является получение быстрого финансового результата от изобретения, в то время как ученые вузов движимы в своем исследовании прежде всего интересами общественной пользы и научного поиска, что позволяет им добиться высоких результатов, а иногда и целых открытий. Общеизвестно, что благодаря взаимодействию науки и производства, объединению знаний и практических навыков, удается получить наиболее эффективную коммерциализацию10.
В ЕАЭС есть примеры взаимодействия в рамках научно-технических направлений, особенно в фундаментальной науке, однако на этапе практических разработок междисциплинарное и межвузовское взаимодействие очень плохо развиты. Задел научных исследований и разработок во многих регионах стран — участниц ЕАЭС огромен, но не используется надлежащим образом. Никто должным образом не пытался консолидировать технопарки, технологические центры, центры коллективного пользования и вузы в межгосударственном взаимодействии. Главный вопрос, который в настоящее время стоит перед объединением, — как эффективно задействовать научно-технический потенциал в общем экономическом процессе?
Эффективность научно-исследовательских институтов интегрируемых стран зависит не только от государственного финансирования и даже не столько от значимости научных исследований, сколько от успешности взаимодействия с производством — от результативности трансфера технологий11.
Трансфер технологий является значимой формой продвижения инноваций, он включает в себя: трансфер ноу-хау; трансфер технологической информации и
10 Воронина Т.В. Эволюция теоретических подходов к анализу развития международной экономической интеграции // Terra Economicus. 2010. № 3. С. 212.
11 Глазьев С.Ю. К устойчивому росту — через справедливый мировой экономический порядок (доклад, представленный на V Астанинский экономический форум) // Российский экономический журнал. 2012. № 2. С. 60.
отчетности; реализацию беспатентных изобретений; трансфер патентов на изобретения; патентное лицензирование; трансфер технологических данных; обмен технической информацией; инжиниринг; выполнение предприятиями совместных исследований и инновационных разработок12.
Нельзя характеризовать трансфер технологий как поток больших доходов. Безусловно, трансфер технологий способствует поступлению в исследовательские учреждения потока денежных средств, часть которых идет на выплату вознаграждения ученым. Большинство вузов, которые основную часть разработок осуществляют в сотрудничестве с промышленностью, получает значительное финансирование для собственных исследовательских программ — становится возможным перетекание результатов финансируемых государственным бюджетом исследований во взаимоотношения между наукой и промышленностью. Трансфер технологий влияет на формирование новых научно-исследовательских объединений, способствует ораганизации совместной работы ученых и разработчиков из разных научных объектов стран — участниц ЕАЭС, обмену материалами, информацией и кадрами с производственными предприятиями, что открывает новые уровни для межуниверситетских исследовательских программ и предоставляет возможности для совместной работы ученых и студентов.
Все участники экономической интеграции ЕАЭС заинтересованы в развитии трансфера технологий, который позволяет ученым и всему обществу генерировать и коммерциализировать результаты исследований, порождает новые инвестиции, новые технологии, новые производства, рабочие места, и, соответственно, увеличивает налоговые поступления в бюджет. Данные факты напрямую связаны со взаимным ростом благосостояния интегрируемых экономик в ЕАЭС. Также одним из важнейших критериев оценки значимости трансфера для экономик стран — участниц ЕАЭС является повышение конкурентоспособности производства — тех товаров и услуг, которые появились на рынке благодаря развитию научно-технических, инновационных разработок. Таким образом, межгосударственное развитие трансфера технологий способствует повышению конкурентоспособности национальных экономик и переходу к устойчивому экономическому росту стран — участниц ЕАЭС13.
12 Теребова С.В. Трансфер технологий как элемент инновационного развития экономики // Проблемы развития территории. 2010. № 4.С. 34.
13 Глазьев С.Ю. ЕС и ЕврАзЭС: сходство и различия интеграционных моделей // Российский экономический журнал. 2013. № 3. С. 76-77.
В 60-70-е годы ХХ века на Западе столкнулись с проблемой недоверия ученых к участию в активном продвижении своих разработок в производство: многие разработчики не хотели коммерциализировать результаты научно-исследовательских работ. Потребовалось время для организации процесса трансфера технологий14.
Ключевым вопросом развития инновационных хозяйств на территории ЕАЭС и симметричном участии стран в высокотехнологичном внешнеэкономическом обмене является создание высокого спроса на научно-технологический продукт приоритетных направлений и взаимодействие национальных инновационных систем, с целью формирования общего инновационного пространства15.
Для эффективного экономического развития интегрируемых национальных хозяйств ЕАЭС необходимо выявить национальные научно-технологические преимущества, в области которых следует стимулировать создание и стабильный рост высокотехнологичного бизнеса16. Нужно определить те предприятия и регионы, которые обладают передовыми конкурентоспособными технологиями, объектами интеллектуальной собственности, потенциальным научно-техническим заделом. После проведения аудита необходимо определить, чего не хватает и с какими партнерами на зарубежном и отечественном рынке требуется организовать взаимодействие17.
Кроме того, важно обладать самой свежей и объективной информацией в технологическом и производственном сегменте, знать потенциальных отечественных потребителей технологий, уметь адаптировать технологии под конкретные задачи, при необходимости реализовывать опытно-конструкторские разработки, вплоть до пробной партии. Нужно осуществлять постоянный мониторинг мировых исследований и разработок. Это особенно актуально, так как одной и той же технологической проблемой параллельно занимаются несколько мировых центров, конкурирующих между собой. Например, на разработках нанотехнологий сконцентрированы десятки крупнейших научных центров Великобритании, Финляндии, Германии, США, Японии, Франции и т. д. Предметом пристального профессионального изучения должны явиться наиболее передовые решения, наиболее предпочтительные технологии для выполнения конкретных производственных задач,
14 Голиченко О.Г. Основные факторы развития национальной инновационной системы // Инновации. 2012. № 5. С. 5-6.
15 Лавров С.В. Евразийский экономический проект — устремленность в будущее // Евразийская интеграция в XXI веке. М.: Ленанд, 2012. С. 24.
16 Соловьев В.П. Новые возможности и новые проблемы инновационного развития экономики: опыт самоинтервью // Инновации. 2011. № 8. С. 94-96.
17 Егоров Н.Е. Концептуальные основы построения модели региональной инновационной системы на основе кластерного подхода // Инновации. 2011. № 8. С. 90.
а также тех институтов и предприятий, которые в ЕАЭС занимаются данными технологиями. Безусловно, чтобы решать эти задачи, необходимо наладить коммуникации с ведущими мировыми исследовательскими центрами18.
На следующем этапе взаимодействия и развития осуществляется передача научно-технического продукта производителям, после чего инжиниринговые компании воплощают в жизнь результаты научно-технических разработок в эскизный проект. Он необходим как для заказчика продукта, так и для инвестора, нуждающегося в информации не только об объеме необходимых инвестиций на реализацию проекта, но и о бизнес-стратегии развития предприятия, периоде окупаемости проекта и т. д.
Значимым этапом отбора высокотехнологичных направлений должна стать комплексная интегральная оценка социально-экономического эффекта от внедрения новых технологий в производство. При этом важно принимать во внимание региональный аспект, поскольку социально-экономический эффект будет не одинаков в силу высокой степени региональных различий и диспропорций интеграционного пространства ЕАЭС19.
Разработка методики интегральной оценки, а также системы корректировки этой оценки в зависимисти от региона — первоочередная задача современной экономической науки. Стратегия оценки потенциального социально-экономического эффекта от трансфера технологий в национальное хозяйство представлена на Рисунке 1. Важной практической задачей является обеспечение постоянного мониторинга технико-экономического состояния и развития национальных хозяйств ЕАЭС20.
Интернационализация инновационной деятельности созданных и развивающихся по такому принципу предприятий может осуществляться по схеме формирования стратегических высокотехнологичных альянсов, с целью ускоренного перехода производств на пятый и шестой технологические уклады. Это позволит выпускать товар с конкурентными преимуществами по современным международным стандартам.
18 Клочков В.В. Эффективность кооперации в сфере исследований и разработок: временные аспекты // Инновации. 2011. № 8.С. 73-74.
19 СпартакА.Н. Евразийская экономическая интеграция — состоявшийся и открытый для широкого международного сотрудничества интеграционный проект // Международная экономика. 2013. № 1. С. 58-60.
20 Егоров Н.Е. Концептуальные основы построения модели региональной инновационной системы на основе кластерного подхода // Инновации. 2011. № 8. С. 90.
Оценка потенциального социально-экономического эффекта от трансфера технологий в национальное хозяйство
Бюджетная и коммерческая отдача
Природная рента
Технологическая рента
Экологический эффект
Социальный эффект
> ' > ' > ]
Интегральный показатель социально-экономического эффекта использования принципиально новой техники и технологии в масштабах национального хозяйства (интеграционного пространства ЕАЭС)
Рисунок 1. Система интегральной оценки эффекта имплантации новых
технологий21
Как показывает практика, для эффективного взаимодействия науки и бизнеса требуется несколько составляющих:
- наличие высокотехнологичных корпораций, центра генерации знаний и технологий,
- доступность финансов в форме венчурных инвестиций,
- государственная поддержка на всех уровнях власти в форме льгот, субсидий, благоприятной экономической политики.
Главные задачи, которые стоят перед странами ЕАЭС для формирования экономики знаний и инноваций:
- соединить общие стремления научно-исследовательских центров,
- обеспечить их взаимодействие с работой лучших центров научных разработок мирового масштаба,
- способствовать созданию наукоемких промышленных технологий,
- а затем направлять их в те области, которые нуждаются в научно-технической поддержке.
Для выполнения указанных задач необходимо создать новый институт — международную сеть центров трансфера технологий на пространствах ЕАЭС. Она
21 Источник: составлено автором.
позволит эффективно распространять технологическую информацию и искать партнеров для реализации инновационных проектов.
Международная сеть центров трансфера технологий ЕАЭС будет содействовать развитию инновационного бизнеса и коммерциализации наукоемких технологий на интеграционном пространстве.
Приоритетными задачами международной сети центров трансфера технологий ЕАЭС являются:
1) международный трансфер технологий между научными сектороми и компаниями, а также внутри промышленного сектора,
2) поиск компаньонов с целью создания международной кооперации для разработки и имплантации новых наукоемких технологий.
Центр трансфера технологий (ЦТТ) — субъект инновационной инфраструктуры, который обеспечивает взаимодействие научно-исследовательских единиц региона, соединяя их с мировой научно-технической мыслью, и который способствует превращению научно-исследовательских идей в продукт, выпускаемый реальным сектором экономики22.
ЦТТ должны быть сформированы не только под конкретную отрасль и для развития определенной технологии, но и под региональный технологический кластер, который включает в себя предприятия, вузы и научно-исследовательские институты. Данный путь поможет объединить не только усилия различных научных коллективов и разнообразие приемов, но и междисциплинарное взаимодействие в прикладных разработках, которое позволит получать значительную прибыль и осуществлять прорывы в разработке новейших продуктов. Центры трансфера технологий в первую очередь должны функционировать в интересах наукоемких высокотехнологичных предприятий. Работа может осуществляться как для конкретного заказчика, который четко представляет, что ему необходимо, так и с целью привлечения инвестора. Например, заказчиками могут выступать крупные инвестиционные институты, такие как ОАО «Роснано» с его сетью предприятий23.
Следует обозначить важность передачи технологий в отдаленные от мегаполисов регионы. В большинстве регионов ЕАЭС есть мегаполисы с высокой
22 Теребова С.В. Трансфер технологий как элемент инновационного развития экономики // Проблемы развития территории. 2010. № 4. С. 34.
23 Тимофеева А.А. Управление процессом коммерциализации результатов инновационной деятельности предприятий // Известия вузов России. Сер. «Экономика, финансы и управление производством». 2011. № 3. С. 49-51.
плотностью населения, где очень дорогой рабочий труд, земля, производственная и социальная инфраструктура, где четко обозначена проблема экологической ситуации. К ним можно отнести Москву, Санкт-Петербург, Минск, в которых находится большое количество научно-исследовательских центров, вузов, компаний, институтов. Научно-исследовательские центры создают колоссальную добавочную стоимость, не ухудшая экологическую ситуацию и при этом не занимая больших производственных территорий. Это — главные причины, из-за которых производственные мощности переносятся в регионы. Многие регионы в ЕАЭС имеют потребность в высокотехнологичных производствах, так как в большинстве случаев это единственный эффективный путь развития промышленности. Некоторые регионы применяют стратегии инновационного развития, предоставляют выгодные условия для становления и развития высокотехнологичных производств. Именно туда ЦТТ должны имплантировать технологии и направлять компетентных специалистов. Представляется, что таким образом должна быть организована связь центров технологического развития и менее технологичных регионов стран — участниц ЕАЭС, чтобы ликвидировать технологическую асимметричность в развитии, что является и экономической, и социальной задачей государственного значения.
Центр трансфера технологий должен предлагать перспективные направления технологического развития для производства, рекомендовать лучшее технологическое решение, оказывать помощь в подборе зарубежных партнеров, обеспечивать организацию исследовательского центра, который будет курировать процесс разработки и внедрения технологии до запуска серийного производства, организовывать надлежащий подбор и подготовку кадров. Безусловно, для этого неоходимо объективно оценивать рынок технологий, уметь выбирать нужные и перспективные технологии и адаптировать их для производства в странах ЕАЭС.
Основной проблемой функционирования ЦТТ является дефицит квалифицированных кадров для его комплектования. Зачастую менеджмент ЦТТ не владеет ни теоретическими знаниями, ни практическим опытом по управлению инновационными проектами. Поэтому ЦТТ выполняет важную функцию подготовки высококвалифицированных кадров. Она включает в себя как подготовку региональных кадров и составление научно-образовательных программ, так и взаимодействие с вузами в организации подготовки кадров, которые ориентированы на заказчика в различных регионах24.
24 Мазур Н.З., Левина М.П. Инфраструктура создания и использования интеллектуальной собственности на региональном уровне // Инновации. 2005. № 7. С. 38-39.
Например, можно предложить обучение в бакалавриате или пройти один курс магистратуры в Минске или Астане, а оставшийся курс или технологический практикум — в Санкт-Петербурге или Москве. Совместная подготовка кадров является перспективным делом для каждого региона ЕАЭС. Университеты охотно поддерживают такого рода начинания.
Важной мерой для ускорения инновационной активности, по мнению автора, является государственное обеспечение внедрения создаваемых за счет бюджетных средств результатов научно-технической деятельности, права на которые принадлежат учреждениям науки и образования. Однако реализация такого проекта на практике сталкивается с рядом проблем — их преодоление невозможно без решения общих задач законодательного обеспечения инновационного развития экономик стран —участниц интеграционного процесса. Среди них следует отметить необходимость подготовки и принятия дополнительных законодательных инициатив с новым предметом регулирования:
1) об основах инновационной промышленной политики;
2) о венчурном инвестировании инновационной деятельности;
3) о научно-технической информации;
4) о финансовых институтах инновационной деятельности;
5) об обороте интеллектуальных прав в сфере технологий военного, специального и двойного назначения;
6) о реализации прав государств в сфере интеллектуальной собственности;
7) об инновационном образовании (о непрерывном профессиональном образовании и повышении квалификации)25.
Действующее законодательство в странах ЕАЭС не позволяет полноценно регулировать сложности в коммерциализации технологий с непосредственным участием государственных научных организаций и не обеспечивает механизмы коммерческого трансфера и взаимодействия с предпринимательским сектором.
Обозначенная ситуация является характерной только для ЕАЭС: в государствах ЕС также имелись ограничения для государственных институтов по созданию дочерних компаний, однако сегодня в законодательстве Европейского союза существует тенденция по созданию правовых норм, которые стимулируют государственные институты в организации стартапов.
25 Окрепилов В.В. «Сколково»: широкие возможности, большие перспективы // Инновации. 2011. № 6. С. 5-7.
Анализ развития инфраструктуры инновационной деятельности в регионах ЕАЭС позволяет судить о том, что есть конкретные недоработки в ее формировании. Требуется стимулировать в формате международного сотрудничества организацию техно- и промышленных парков, а также зон инновационного развития. В связи с этим необходимо разработать инновационную концепцию, а также создать организационно-экономические и правовые механизмы функционирования технопарковых структур.
На основе проведенных исследований было выявлено, что для повышения эффективности работы созданных и будущих структур в ЕАЭС требуются дальнейшие меры по совершенствованию правовых баз, которые должны предусматривать:
1) совершенствование механизма взаимодействия участников инновационной деятельности ЕАЭС;
2) инновационную ориентацию стратегического социально-экономического развития регионов ЕАЭС;
3) совершенствование взаимодействия венчурных фирм и инновационных технопарковых структур на интеграционном пространстве;
4) развитие информационной поддержки;
5) поддержку в развитии комплекса образовательных услуг и системы непрерывного образования.
Таким образом, анализ интегрируемого пространства показал, что целесообразно часть своих золотовалютных резервов странам — участницам ЕАЭС направить на финансирование большого количества высокотехнологичных компаний. При этом важно финансирование как начинающих, так и уже действующих малых, средних и крупных компаний. Новообразованным предприятиям следует компенсировать превалирующую часть затрат безвозмездно (возмещение средств только при достижении успешного результата), что следует сопровождать льготными условиями, вплоть до полного освобождения от налогообложения. Среднему и крупному бизнесу необходимо субсидировать часть расходов на инновационную деятельность и предоставить льготное налогообложение, в то же время ввести налог на «инновационную пассивность», унифицировать принятие объектов интеллектуальной собственности к бухгалтерскому учету по рыночной стоимости и ускоренную амортизацию. Данные мероприятия позволят создать широкий слой высокотехнологичного предпринимательства и запустить механизмы международного инновационного развития хозяйств ЕАЭС по оптимальному вектору мирового технологического развития.
Список литературы:
1. Адрианов В.Д. Перспективы единого экономического пространства // Экономист. 2005. № 12. С. 56-61.
2. Бобков В.А., Володькин А.А. Политическая сфера евразийской интеграции: содействие и препятствия (взгляд из Минска) // Журнал новой экономической ассоциации. 2011. № 11. С. 179-181.
3. Васильева Н.А., Лагутина М.Л. Формирование Евразийского союза в контексте глобальной регионализации // Евразийская экономическая интеграция. 2012. № 3. С. 19-29.
4. Вардомский Л.Б. Экономический рост и региональная интеграция на постсоветском пространстве // Журнал новой экономической ассоциации. 2011. № 11. С. 142-143.
5. Волков С.Д., Кокушкина И.В. Особенности экономической интеграции на постсоветском пространстве // Евразийская интеграция: экономика, право, политика.
2012. № 12. С. 42-52.
6. Воронина Т.В. Эволюция теоретических подходов к анализу развития международной экономической интеграции // Terra Economicus. 2010. № 3. С. 208-215.
7. Винокуров Е.Ю., Либман А.М. Две евразийские интеграции // Вопросы экономики.
2013. № 2. С. 47-72.
8. Глазьев С.Ю. Реальное ядро постсоветской экономической интеграции: итоги создания и перспективы развития Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России // Российский экономический журнал. 2011. № 6. С. 23-26.
9. Глазьев С.Ю. Клоцвог Ф.Н. Перспективы экономического развития СНГ при интеграционном и инерционном сценариях взаимодействия стран-участниц // Российский экономический журнал. 2008. № 7. С. 46-63.
10. Глазьев С.Ю., Ткачук С.П. Перспективы развития евразийской экономической интеграции: от ТС — ЕЭП к ЕЭС (концептуальный аспект) // Российский экономический журнал. 2013. № 1. С. 3-12.
11. Глазьев С.Ю. Снова к альтернативной системе мер государственной политики модернизации и развития отечественной экономики // Российский экономический журнал. 2013. № 3. С. 3-37.
12. Глазьев С.Ю. К устойчивому росту — через справедливый мировой экономический порядок (доклад, представленный на V Астанинский экономический форум) // Российский экономический журнал. 2012. № 2. С. 57-75.
13. Глазьев С.Ю. ЕС и ЕврАзЭС: сходство и различия интеграционных моделей // Российский экономический журнал. 2013. № 3. С. 73-79.
14. Голиченко О.Г. Основные факторы развития национальной инновационной системы // Инновации. 2012. № 5. С. 4-8.
15. Егоров Н.Е. Концептуальные основы построения модели региональной инновационной системы на основе кластерного подхода // Инновации. 2011. № 8. С. 89-91.
16. Клочков В.В. Эффективность кооперации в сфере исследований и разработок: временные аспекты // Инновации. 2011. № 8. С. 71-77.
17. Лавров С.В. Евразийский экономический проект — устремленность в будущее // Евразийская интеграция в XXI веке. М.: Ленанд, 2012. С. 26-30.
18. Мазур Н.З., Левина М.П. Инфраструктура создания и использования интеллектуальной собственности на региональном уровне // Инновации. 2005. № 7. С. 37-39.
19. Окрепилов В.В. «Сколково»: широкие возможности, большие перспективы // Инновации. 2011. № 6. С. 3-8.
20. Соловьев В.П. Новые возможности и новые проблемы инновационного развития экономики: опыт самоинтервью // Инновации. 2011. № 8. С. 90-97.
21. Спартак А.Н. Евразийская экономическая интеграция — состоявшийся и открытый для широкого международного сотрудничества интеграционный проект // Международная экономика. 2013. № 1. С. 55-64.
22. Тимофеева А.А. Управление процессом коммерциализации результатов инновационной деятельности предприятий // Известия вузов России. Сер. «Экономика, финансы и управление производством». 2011. № 3. С. 47-54.
23. Теребова С.В. Трансфер технологий как элемент инновационного развития экономики // Проблемы развития территории. 2010. № 4. С. 31-36.
Gavrilyuk A.V.
Technology Transfer in the Conditions of International Economic Integration of the EAEU
Artyom V. Gavrilyuk — graduate student, School of Public Administration, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation. E-mail: a.gavriljuk@mail.ru
Annotation
The article examines the possibilities and perspectives of innovation development in the member states of the Eurasian Economic Union (EAEU). The object of this study is the technology transfer within the EAEU, and the extent of its impact on sustainable development of the economies of the member states. The main goal of the governments of the member states leadership is the transition to innovative, high-tech, competitive industry. Today, the postSoviet attempt to catch up with the major powers in terms of technology, but the economical gap between them is still significant. In modern conditions, the rapid economic growth of the EAEU member states requires the development of domestic industry on the basis of the most advanced, modern, unique technologies — thus creating the maximum added value, thereby giving the industry as a whole a competitive advantage. However, the high-tech industry today faces a number of important issues requiring immediate solutions.
Keywords
International integration, scientific and technical cooperation, innovative activity, innovation, technology transfer, commercialization of technologies, scientific and technical progress.
References:
1. Adrianov V.D. Perspektivy edinogo ekonomicheskogo prostranstva. Ekonomist, 2005, 12, pp. 56-61.
2. Bobkov V.A., Volod'kin A.A. Politicheskaia sfera evraziiskoi integratsii: sodeistvie i prepiatstviia (vzgliad iz Minska). Zhurnal novoi ekonomicheskoi assotsiatsii, 2011, 11, pp. 179-181.
3. Vasil'eva N.A., Lagutina M.L. Formirovanie Evraziiskogo soiuza v kontekste global'noi regionalizatsii.
Evraziiskaia ekonomicheskaia integratsiia, 2012, 3, pp. 19-29.
4. Vardomskii L.B. Ekonomicheskii rost i regional'naia integratsiia na postsovetskom prostranstve. Zhurnal novoi ekonomicheskoi assotsiatsii, 2011, 11, pp. 142-143.
5. Volkov S.D., Kokushkina I.V. Osobennosti ekonomicheskoi integratsii na postsovetskom prostranstve.
Evraziiskaia integratsiia: ekonomika, pravo, politika, 2012, 12, pp. 42-52.
6. Voronina T.V. Evoliutsiia teoreticheskikh podkhodov k analizu razvitiia mezhdunarodnoi ekonomicheskoi integratsii. Terra Economicus, 2010, 3, pp. 208-215.
7. Vinokurov E.Iu., Libman A.M. Dve evraziiskie integratsii. Voprosy ekonomiki, 2013, 2, pp. 47-72.
8. Glaz'ev S.Iu. Real'noe iadro postsovetskoi ekonomicheskoi integratsii: itogi sozdaniia i perspektivy razvitiia Tamozhennogo soiuza Belorussii, Kazakhstana i Rossii. Rossiiskii ekonomicheskii zhurnal, 2011, 6, pp. 23-26.
9. Glaz'ev S.Iu. Klotsvog F.N. Perspektivy ekonomicheskogo razvitiia SNG pri integratsionnom i inertsionnom stsenariiakh vzaimodeistviia stran-uchastnits. Rossiiskii ekonomicheskii zhurnal, 2008, 7, pp. 46-63.
10. Glaz'ev S.Iu., Tkachuk S.P. Perspektivy razvitiia evraziiskoi ekonomicheskoi integratsii: ot TS — EEP k EES (kontseptual'nyi aspekt). Rossiiskii ekonomicheskii zhurnal, 2013, 1, pp. 3-12.
11. Glaz'ev S.Iu. Snova k al'ternativnoi sisteme mer gosudarstvennoi politiki modernizatsii i razvitiia otechestvennoi ekonomiki. Rossiiskii ekonomicheskii zhurnal, 2013, 3, pp. 3-37.
12. Glaz'ev S.Iu. K ustoichivomu rostu — cherez spravedlivyi mirovoi ekonomicheskii poriadok (doklad, predstavlennyi na V Astaninskii ekonomicheskii forum). Rossiiskii ekonomicheskii zhurnal, 2012, 2, pp. 57-75.
13. Glaz'ev S.Iu. ES i EvrAzES: skhodstvo i razlichiia integratsionnykh modelei. Rossiiskii ekonomicheskii zhurnal, 2013, 3, pp. 73-79.
14. Golichenko O.G. Osnovnye faktory razvitiia natsional'noi innovatsionnoi sistemy. Innovatsii, 2012, 5, pp. 4-8.
15. Egorov N.E. Kontseptual'nye osnovy postroeniia modeli regional'noi innovatsionnoi sistemy na osnove klasternogo podkhoda. Innovatsii, 2011, 8, pp. 89-91.
16. Klochkov V.V. Effektivnost' kooperatsii v sfere issledovanii i razrabotok: vremennye aspekty. Innovatsii, 2011, 8, pp. 71-77.
17. Lavrov S.V. Evraziiskii ekonomicheskii proekt — ustremlennost' v budushchee. Evraziiskaia integratsiia v XXI veke. Moscow: Lenand, 2012. Pp. 26-30.
18. Mazur N.Z., Levina M.P. Infrastruktura sozdaniia i ispol'zovaniia intellektual'noi sobstvennosti na regional'nom urovne. Innovatsii, 2005, 7, pp. 37-39.
19. Okrepilov V.V. "Skolkovo": shirokie vozmozhnosti, bol'shie perspektivy. Innovatsii, 2011, 6, pp. 3-8.
20. Solov'ev V.P. Novye vozmozhnosti i novye problemy innovatsionnogo razvitiia ekonomiki: opyt samointerv'iu. Innovatsii, 2011, 8, pp. 90-97.
21. Spartak A.N. Evraziiskaia ekonomicheskaia integratsiia — sostoiavshiisia i otkrytyi dlia shirokogo mezhdunarodnogo sotrudnichestva integratsionnyi proekt. Mezhdunarodnaia ekonomika, 2013, 1, pp. 55-64.
22. Timofeeva A.A. Upravlenie protsessom kommertsializatsii rezul'tatov innovatsionnoi deiatel'nosti predpriiatii. Izvestiia vuzov Rossii. Ser. "Ekonomika, finansy i upravlenie proizvodstvom ", 2011, 3, pp. 47-54.
23. Terebova S.V. Transfer tekhnologii kak element innovatsionnogo razvitiia ekonomiki. Problemy razvitiia territorii, 2010, 4, pp. 31-36.