17. Титаренко ИМ. Философские проблемы развития технических наук // История и философия науки: взаимосвязи - парадигмы и дискурсы. - СПб.: Изд-во СПбГЭТУ <^ЭТИ», 2006. - С. 225-228.
18. Степин B.C. Теоретическое знание. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 744 с.
19. Степин B.C. Наука и философия // Вопросы философии. - 2010. - № 8. - С. 58-75.
Статью рекомендовал к опубликованию д.ф.н. АД. Майданский.
Титаренко Инна Николаевна - Технологический институт федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге; e-mail: i_titarenko@pochta.ru; 347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44; тел.: 88634371615; кафедра философии; заведующий кафедрой; д.ф.н.
Titarenko Inna Nikolaevna - Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Autonomy Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”; e-mail: i_titarenko@pochta.ru; 44 Nekrasovsky, Taganrog, 347928, Russia; phone:
+78634371615; the department of philosophy; the head; dr. of phil. sc.
УДК 338.242
T.B. Федосова
ТРАНСФЕР ОБЪЕКТОВ ПРОМЫШЛЕННОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ
СОБСТВЕННОСТИ: СУЩНОСТЬ, МЕСТО В ИННОВАЦИОННОМ , -
Проведен анализ моделей инновационного процесса и уточнено место трансфера объектов промышленной интеллектуальной собственности (ПИС) в структуре данного процесса. Проведено разграничение понятий «трансфер» и «диффузия». Выявлено, что товарная форма объектов ПИС, сокращение жизненного цикла товаров, развитие информационных технологий являются предпосылками для использования проектноинформационного подхода при моделировании процессов трансфера. Предложена авторская трактовка категории «трансфер объектов промышленной интеллектуальной соб».
Трансфер; промышленная собственность; инновационный процесс; диффузия инноваций; сетевая модель; стратегия; проект; информационные технологии.
T.V. Fedosova
TRANSFER OF OBJECTS OF INDUSTRIAL INTELLECTUAL PROPERTY:
ESSENCE, THE PLACE IN INNOVATIVE PROCESS, THE DESIGNINFORMATION APPROACH
In article the analysis of models of innovative process is carried out and the place of a transfer of objects of industrial intellectual property (IIP) in structure of the given process is specified. Differentiation of concepts "transfer" and "diffusion" is spent. It is revealed that the commodity form of objects HP, reduction of life cycle of the goods, development of information technology are preconditions for use of the design-information approach at modeling of processes of a transfer. The author's treatment of a category «a transfer of objects of industrial intellectual property» is offered.
Transfer; the industrial property; innovative process; diffusion of innovations; network model; strategy; the project; information technology.
Одним из важнейших компонентов обеспечения перехода страны к инновационному типу развития является развитие рынка объектов интеллектуальной собственности. Трансфер (передача) этой собственности должен обеспечивать распространение наиболее эффективных способов производства материальных благ. Вместе с тем необходимо признать, что в настоящее время результативность трансфера недостаточна, так как среди возможных типов трансфера преобладает личностно-ориентированный трансфер, существенно сужающий возможности рынка по вовлечению в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной дея.
Интеллектуальная собственность - это собственность на результаты интел, , объектов авторского и изобретательского права. Под исключительными (интел) -пользованию объекта его интеллектуальной собственности другими лицами без разрешения правообладателя, а также права давать разрешение (лицензию) другим лицам на использование такого объекта. Они реализуются правообладателем путем извлечения денежных выгод, в том числе путем использования интеллектуальной собственности самостоятельно и возможности предъявлять определенные имущественные требования третьим лицам.
Объекты интеллектуальной собственности, которые связаны с правами на произведения литературы и искусства, программы для ЭВМ, защищены нормами , -ности предоставляется автоматически с момента их создания. Другими объектами интеллектуальной собственности являются объекты промышленной собственности, в которую входят - изобретения, промышленные образцы, полезные модели,
- , , , .
Все вышесказанное дало основания для следующей условной классификации объектов промышленной интеллектуальной собственности в соответствии с частью четвертой Гражданского Кодекса РФ (рис. 1).
Объекты промышленной интеллектуальной собственности
I
Результаты интеллектуальной деятельности (п. 1 ст. 1225 гл.69 ГК РФ)
Средства индивидуализации ( гл. 76 ГК РФ)
1. фирменное название
2. коммерческое обозначение
3. товарный знак
5. наименование места происхождения товара
Рис. 1. Классификация объектов промышленной интеллектуальной собственности [2]
Владение исключительными правами на объекты промышленной собственности, которые лежат в основе деятельности предприятия, является важным оружием в борьбе с недобросовестной конкуренцией. Если объект в силу причин разного рода не используется в собственном бизнесе, например разработчик не в состоянии довести свое техническое решение до конечной стадии, или в результате исследований получен новый результат, доведение которого до стадии коммерциализации на данном предприятия нецелесообразно, или слишком высоки бюрократические препоны продвижению нового продукта на рынок, то объекты промышленной интеллектуальной собственности приобретают товарную форму, представая в виде: научно-технического отчета, патента, макета с патентом и ре, -нечного товара для реализации на рынке. Товарная форма промышленной интеллектуальной собственности (дштее ПИС) не тождественна инновации в общепринятом ее восприятии, рынок результатов интеллектуальной деятельности формируется как сложная, масштабная, динамически развивающаяся и пока недостаточно изученная система экономических отношений, в которой применение экономических законов спроса и предложения усложняется неоднозначностью объектов ПИС как предметами торга.
Сущность трансфера объектов промышленной интеллектуальной собственности и его место в системе рыночных взаимодействий проявляется в традиционной модели инновационного процесса с указанием этапов, фильтров и барьеров,
-
идеи до диффузии и трансфера инноваций. Трансфер объектов ПИС, как и диффу-, , -ленной на рис. 2 схеме выделен уже на этапе прохождения тонких фильтров в стадии разработки продукции (объект в форме ноу-хау), затем на этапе коммерциализации при прохождении инновационных институциональных (патентование) и ( ) . , , -чие от самой инновации, обретает товарную форму на более ранних этапах инно-.
Трансфер промышленной
Внутренние барьеры Внешние барьеры
Рис. 2. Традиционная модель инновационного процесса с разбивкой на этапы и обозначением инновационных фильтров
Требует уточнения и разграничения понятий «трансфер» и «диффузия». Согласно официальным рекомендациям Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (OECD), руководству Фраскати, трансфер технологий - это пе-
- - -луг, применения технологических процессов, выпуска продукции [4]. Слово «трансфер» сохраняет и свое обычное значение: 1) переносить, передавать; 2) пе-, .
В отличие от трансфера, диффузия как способ передачи научно-технических знаний и информации реализуется либо в тех случаях, когда владелец научнотехнического знания не осознает, не имеет возможности или не заинтересован в его коммерциализации, либо в случаях, когда само знание, являясь фундаменталь-, , .
Диффузия инноваций - это процесс, посредством которого инновация распространяется по коммуникационным каналам во времени и пространстве [7].
, -альной деятельности в новые продукты, услуги или процессы, по мнению неоклассиков, были автоматическими. Впервые Н. Розенберг (1982) стал рассматривать данный процесс как «черный ящик» [8]. Сущность таких процессов не укладывается в параметры одностороннего перемещения объектов ПИС в хозяйственную среду, что позволяет трактовать его в расширенном варианте, в том числе: как способ обмена данными с обратной связью, как способ передачи инновационных потребностей в сегмент производства, как коммерческий проект. Ломаная кривая внутри основной магистрали продвижения объекта ПИС, представленная на рис. 3, показывает процесс получения знаний как из неориентированного потока -диффузии, так и из направленного потока - трансфера. Трансфер может принимать различные формы, введенные в научный оборот и достаточно хорошо формализованные: торговля лицензиями (лайсензинг) франчайзинг (бренд), спилловер (побочный эффект).
В настоящее время выделяют 6 моделей инновационного процесса, последо-
. 4.
Рис. 3. Ломаная кривая трансфера и диффузии промышленной интеллектуальной
собственности
Тип модели
1950 1960 1970 1980 1990 2000 2010
Рис. 4. Эволюция моделей инновационного процесса
Модель технологического толчка и модель рыночного притяжения инноваций относят к «линейным» или «неоклассическим» моделям, в рамках которых считалось, что для получения результатов в виде новых продуктов или услуг необходимо было концентрировать усилия на первых стадиях инновационного процесса, а именно на НИОКР, а трансфер был автоматическим. Интерактивная модель состояла из двух типов взаимодействий: внутренние - между подразделениями фирмы и внешние - с другими компаниями, клиентами, для достижения результата подчеркивалась необходимость усиления связей между различными под, -приятия сначала должны обратиться к существующим знаниям. Интегрированная модель сфокусировала внимание на основных внутренних характеристиках процесса: его параллельной и интегрированной сущности. Каждая из перечисленных моделей не отменяет, а дополняет предыдущую [4-7, 9].
Значение трансфера в пятой и шестой моделях инновационного процесса, относящихся к сетевому типу, становится определяющим. Основная идея модели стратегических сетей - это взаимодействие и обмен знаниями не только между различными подразделениями предприятия, но и с другими «источниками знаний» (предприятия, университеты, исследовательские центры, потребители, поставщики), что, в свою очередь, привело к появлению большого числа IT-решений, которые облегчают хранение и обмен информации.
В модели стратегического обучения основной упор делается на механизмы, которые позволяют увеличивать скрытые знания/Implicit (Tacit) knowledge. Скрытые знания - это персональные знания, неразрывно связанные с индивидуальным опытом. Инновационный процесс продолжает оставаться сетевым интегрирован, , -, . модели стратегического обучения явились: усиление конкуренции, сокращение жизненного цикла товаров, глобализация.
Подобие и отличительные черты в основных элементах стратегии при осуществлении пятой и шестой моделей инновационного процесса выделены на основе отечественных и зарубежных исследований [1, 5] и представлены в табл. 1.
Таблица 1
Основные стратегические элементы
Фактор времени является определяющим Время и пространство сжато
Фокусирование на качестве и других не це новых факторах - тотальный менеджмент качества (Total quality management) Фокусирование на нематериальных активах как на главных ресурсах предприятия
Корпоративная гибкость обеспечивается развитыми базами данных Возможность устанавливать связи с другими хозяйствующими субъектами, вовлекая в этот процесс высшее руководство
Потребитель - важнейшее звено стратегии Совладельцы — важное звено стратегии
Стратегическая интеграция с основными поставщиками Стратегическая интеграция с конкурентами
Стратегии электронной обработки данных Фокусирование на скрытых знаниях
Обучение стало источником конкурентоспособного преимущества предпри-, , реагировать на рыночные изменения с инновационными продуктами и услугами. Обучение в инновационной деятельности неразрывно связано с трансфером ПИС, в силу того обстоятельства, что временной фактор не позволяет предприятиям только самостоятельно разрабатывать новые идеи с последующим воплощением их в инновационном продукте или услуге, необходимо использовать уже накопленные базы знаний.
Вышеизложенное позволило определить категорию «трансфер промышленной интеллектуальной собственности» как триединую и представить в виде:
♦ процесса - передача ПИС как разновидности товара потребителю или некого блага на возмездной (или невозмездной) основе;
♦ явления — динамичное и позитивно оцениваемое взаимодействие между источником (собственник или его агент) и внешней средой (экономической, социальной, политической и т.п.) в результате целенаправленно осуществляемого источником ПИС изменения состояния практической деятельности вследствие применения к ней нового либо не использовавшегося в данной области знания;
♦ вида деятельности — посреднические услуги по передаче на возмездной (или невозмездной) основе промышленной интеллектуальной собственности для оказания научно-технических услуг, применения технологических
, .
Определение категории «трансфер промышленной интеллектуальной собст-»
необходимости отбора методов решения задач моделирования трансфера на уровне хозяйствующего объекта.
В современном бизнесе существует ряд глобальных тенденций, таких как переход от регулирования и концентрации к координации и распределенности; сокра-
щение жизненного цикла изделий и услуг, в особенности сроков разработки и запуска; персонализация спроса и предложения, продуктов и услуг; потребность в ПИС и ее трансфере.
В целом можно говорить об изменении основной модели бизнеса: бизнес начинают рассматривать как совокупность взаимосвязанных проектов, поэтому проектный подход адекватно отразит эту особенность.
Информационный подход включает следующие компоненты: информационный анализ процессов и явлений, информационное описание объектов, отношений и связей, построение информационных моделей, применение метрик в
, . -лизуется в едином информационном пространстве, которое представляется как совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их ин-
.
В целом применение проектно-информационного подхода позволит при осуществлении трансфера ПИС:
♦ получить более предсказуемые результаты, так как при разработке проекта задается четкая цель, проводится ее декомпозиция по уровням иерархии, составляется план, разбитый на этапы, выявляются риски, разрабатываются меры по их предотвращению;
♦
техники управления проектом, а преимуществом становится гибкое поведение в изменчивой внешней среде;
♦
;
♦ реализовать деятельн ость по трансферу ПИС, не являясь узкопрофильным специалистом в конкретной области знаний.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Гареев Т.Ф. Эволюция моделей инновационного процесса // Вестник Академии управления «ТИСБИ». - Казань: Академия управления «ТИСБИ», 2006. - № 2. - С. 24-32.
2. Гражданский кодекс (ГК РФ), часть четвертая в ред. Федерального закона от 18 декабря 2006 г. № 231-Ф3.
3. : / . . . , . . -
цева, Л.Э. Миндели. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЦИСН, 2006. - 508 с.
4. Arrow K. Economic welfare and the allocation of resources for invention. The rate and direction of inventive activity / Nelson R. (Ed.), Princeton: Princeton University Press, 1962. P. 609-629.
5. Dodgson M. and Rothwell R. (Eds.). The Handbook of Industrial Innovations. - Aldershot: Brookfield, 1994. - P. 78-93.
6. Nelson R. The Simple Economics of Basic Research. / The Journal of Political Economy, Vol. 67, No. 3 (Jun., 1959), The University of Chicago Press. - P. 297-306.
7. Rogers, E.M. Diffusion of innovations (4th ed.). New York: The Free Press, 1995. - P. 367.
8. Rosenberg N. Inside the Black Box, Cambridge: Cambridge University Press, 1982. - P. 304.
9. Smith K. Interactions in Knowledge Systems: foundations, policy implications and empirical methods. Oslo: STEP Group report, 1994. - P. 69-102.
Статью рекомендовала к опубликовани. д.э.н., профессор ИЛ. Олейникова.
.
Федосова Татьяна Викторовна - Технологический институт Федерального государственного автономного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге; e-mail: fedosova.tv@ya.ru; 347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44; тел.: +79282141949, кафедра экономики; к.э.н.; доцент.
Fedosova Tatyana Viktorovna - Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Autonomy Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”; e-mail: fedosova.tv@ya.ru; 44 Nekrasovsky, Taganrog, 437928, Russia; phone: +79282141949; the department of economy; cand. econ. sc.; associate professor.
ББК 67.3
B.B. Клочков ПРЕРОГАТИВНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ АНГЛИЙСКОЙ МОНАРХИИ В РАННЕЕ НОВОЕ ВРЕМЯ
Статья посвящена анализу исторического развития представлений о королевской прерогативе и ее теоретическому оформлению. Автор рассматривает привилегии и полномочия английского монарха, их юридические основания и соответствующие им компоненты королевской прерогативы, включая ординарную, экстраординарную, феодальную прерогативу и прерогативу по божественному праву. Проводится анализ идей и точек зрения на королевскую прерогативу известных английских юристов, политиков и общественных деятелей эпохи. В работе также рассмотрен ряд вопросов по историографии дан.
Королевская прерогатива; ординарная прерогатива; экстраординарная прерогатива; ; .
V.V. Klochkov PREROGATIVE POWERS OF THE ENGLISH MONARCHY IN EARLY
MODERN TIMES
This article analyzes the historical development of ideas about the royal prerogative and its theoretical formulation. Author examines privileges and powers of English monarch, their legal basis and the appropriate components of the royal prerogative, including ordinary, extraordinary, feudal one and prerogative of «jus divinum». The article analyses ideas and viewpoints on the royal prerogative of the famous English lawyers, politicians and public figures of the epoch. The paper also discusses a number of issues on the historiography of the problem.
The royal prerogative; ordinary prerogative; extraordinary prerogative; English monarchy; Early Modern England.
Монархия абсолютна по определению, в этом заключается ее политический смысл. Монархическая власть могла быть реализована в различных стилях властвования. Принимал ли монарх решения лично, позволял ли принимать такие решения за себя ближайшему кругу своих приближенных или устранялся от дел, как это некогда сделал Г енрих VIII, - количество лиц, осуществляющих управление, не имело особого значения, поскольку их действия подкреплялись королевским авторитетом. Именно корона была высшей инстанцией власти. С середины XVII в. ни один монарх не позировал для парадного портрета без ее торжественного сияния. Для персональных монархий раннего Нового времени вопрос о том, что может делать монарх и каковы границы его власти или прерогативы, был одним из наиболее существенных в политической повестке.