Научная статья на тему 'Трансфер инновационных технологий: готовность, препятствия, возможности'

Трансфер инновационных технологий: готовность, препятствия, возможности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
478
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Акперов Имран Гурруевич, Петрашов Александр Владимирович

В статье проводится анализ малых предприятий и научных учреждений Ростовской области в сфере трансфера инновационных технологий. Анализируется готовность к трансферу инновационных технологий, мешающие факторы, а также источники ресурсов, которые могут обеспечить этот процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transfer of innovative technologies: the readiness, obstacles, opportunities

In the article small businesses and scientific organisations are analysed in the sphere of innovative technologies transfer. Readiness to the innovative technologies transfer, troubleshooting factors and recourse sources, which can this process support are analysed.

Текст научной работы на тему «Трансфер инновационных технологий: готовность, препятствия, возможности»

ИННОВАЦИИ № 05 (115), 2008

Трансфер инновационных технологий:

готовность, препятствия, возможности

•А

И. Г. Акперов,

д. э. н., профессор, ректор Института управления, бизнеса и права

А. В. Петрашов,

аналитик, аспирант, НОУ ВПО «Институт управления, бизнеса и права»

В статье проводится анализ малых предприятий и научных учреждений Ростовской области в сфере трансфера инновационных технологий. Анализируется готовность к трансферу инновационных технологий, мешающие факторы, а также источники ресурсов, которые могут обеспечить этот процесс.

In the article small businesses and scientific organisations are analysed in the sphere of innovative technologies transfer. Readiness to the innovative technologies transfer, troubleshooting factors and recourse sources, which can this process support are analysed.

Стремление к интеграции региональной экономики в рыночные процессы глобального масштаба, вступление России в ВТО предъявляют все более высокие требования к конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, которые сегодня можно обеспечить только за счет непрерывного внедрения инноваций.

Как показывает мировой опыт, трансфер инновационных технологий является одним из инструментов инновационной трансформации национальной (региональной) экономики, и как принято считать, предоставляет ряд стратегических возможностей:

— встраивание в транснациональную инфраструктуру;

— адаптация и перенос достижений развитых стран;

— развитие внутреннего рынка;

— развитие восходящих отраслей.

Инновационная трансформация региона предполагает выработку индивидуального подхода к трансферу инновационных технологий, учитывающего условия, возможности, резервы и перспективы, т.е. потенциал региона.

Для оценки условий, возможностей, резервов и перспектив Ростовской области в сфере трансфера инновационных технологий, будем использовать результаты исследования взаимодействия малого бизнеса и науки проведенного Институтом управления, бизнеса и права по заказу Администрации Ростовской области (государственный контракт №83 от 26 мая 2006 — 2007г.).

В Ростовской области сформированы практически все важнейшие составляющие, которые существуют в

национальных и региональных инновационных системах стран с развитой постиндустриальной экономикой.

В сфере малого бизнеса экономики Ростовской области действуют около 150 тысяч средних и малых предприятий (СМП), в том числе 31353 малых предприятий, 103,5 тысяч индивидуальных предпринимателей, а также 15,7 тысяч крестьянских (фермерских) хозяйств в форме юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Также действуют около 180 объектов инфраструктурной поддержки развития в этой сфере, в том числе: 16 Фондов поддержки малого предпринимательства, 18 Агентств поддержки малого и среднего бизнеса, 25 информационных и консалтинговых центров, 13 бизнес-инкубаторов, инженерно-технических центров и технопарков; 6 лизинговых компаний, 58 кредитных потребительских кооперативов;42 общественных объединений предпринимателей; Ростовский центр субконтрактации; предприятия, оказывающие информационную и PR — поддержку субъектам малого предпринимательства.

Рисунок 1 демонстрирует возможности, которыми обладают представители бизнеса для внедрения инноваций.

Прежде всего следует отметить, что только 10% опрошенных не готовы внедрять инновационные технологии.

Остальные 90% респондентов в той или иной степени готовы участвовать в инновационных процессах. Но:

• только у 15% исследован рынок;

• лишь 13% подготовили бизнес-план;

• у 10% подготовлена схема финансирования;

Рис. 1.

Готовность

бизнеса

респондентов

к внедрению

инноваций

1. подготовлена производственная база

2. подготовлена схема финансирования

3. подготовлен бизнес-план

4. Имеется квалифицированный персонал

5. Исследован рынок

6. Имеется информация о научных разработках, необходимых для развития бизнеса

7. морально готов

8. Хотел бы использовать шире

9. Не готов

• лишь 16% имеют информацию о научных разработках, необходимых для развития бизнеса;

• у 28% имеется соответствующий квалифицированный персонал;

• у 23% подготовлена необходимая производственная база.

перечисленные факторы — составляющие вектора поддержки малого бизнеса в его инновационном развитии, которая призвана:

• помочь и/или научить исследовать рынок;

• помочь и/или научить бизнес-планированию;

• оказать консалтинговую и/или образовательную поддержку в сфере финансового менеджмента;

• оказать информационную поддержку относительно имеющихся научных разработок, готовых к внедрению;

• помочь в подготовке квалифицированного, инновационно-ориентированного персонала;

• оказать содействие в подготовке производственной базы, необходимой для инновационной деятельности.

Развитие малого бизнеса в перечисленных направлениях является необходимым условием для его конкурентоспособности на мировых рынках, где победителей сегодня отличает главная черта — инновационность.

Ниже на рисунке 2 представлены факторы, которые образуют препятствия для внедрения инновационных технологий в бизнес респондентов.

Среди факторов, в наибольшей степени мешающих успешному внедрению инноваций, 51% респондентов назвали «Недостаток собственных средств», 28% — «Высокую стоимость заемных средств».

Это подтверждает, что доступ к финансовым ресурсам — один из важнейших факторов, определяющих проблему трансфера инновационных технологий. То, что половина респондентов отмечает в качестве важнейшего «мешающего» фактора «Недостаток собственных средств» прямо связанно с высокой стоимостью заемных средств (последнее, в свою очередь, обусловлено 1) повышенным риском инновационной деятельности и 2) тем, что инновационным предприятиям часто нечего предложить в качестве обеспечения кредита).

Приведенные данные можно дополнить результатами общероссийского исследования «Инновационное малое и среднее предпринимательство: проблемы развития», проведенного в начале 2006г. Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «Опора России» и Всероссийским центром изучения общественного мнения ВЦИОМ (опрошены руководители ЗОО предприятий, представляющих Москву — 53; Московскую область -49; Санкт-Петербург — 42; Тулу -20; Ростов-на-Дону — 38; Новосибирск -50; Казань -27; Ярославль -21).

Респонденты, на вопрос «какими источниками финансирования Вы могли бы воспользоваться?», ответили:

Рис. 2.

Факторы,

мешающие

успешному

внедрению

инноваций

1. Высокие издержки

2. Финансовые затраты на охрану интеллектуальной собственности (патентование промышленной собственности, регистрация товарного знака, оформление авторского права)

3. Высокая стоимость заемных средств

4. Недостаточный уровень квалификации специалистов (отсутствие или недостаточное количество квалифицированного персонала)

5. Недостаток собственных средств

6. Иное

ИННОВАЦИИ № 05 (115), 2008

ИННОВАЦИИ № 05 (115), 2008

• Собственные средства (71%);

• Прямое финансирование конкретного проекта заказчиком (54%);

• Банковский кредит (33%);

• Венчурные инвестиции (15%).

В упомянутом исследовании отмечается также, что виды возмездного финансирования для «инновационных» предпринимателей менее предпочтительны; их использования сдерживается отсутствием соответствующих знаний и опыта, а также страхом потерять свой бизнес.

Инфраструктура венчурного финансирования в России развита недостаточно: недостает венчурных фондов, эффективных управляющих компаний, специалистов по оценке технологий, охране и трансферу интеллектуальной собственности и т.д.

Возвращаясь к рисунку 2, следует отметить, что 21% респондентов отметили, в качестве «мешающего фактора», высокие издержки (внедрения инноваций) и 12% — недостаточный уровень квалификации специалистов (последний результат хорошо согласуется с результатами уже упоминавшегося исследования, проведенного «Опорой России» и ВЦИОМ: в числе приоритетов на ближайшие 2 года респонденты назвали «подбор высококвалифицированного персонала»).

В результатах, представленных на рисунке. 2, обращает на себя внимание небольшое число респондентов (9%), которые в качестве «мешающего фактора» отметили «Финансовые затраты на охрану интеллектуальной собственности». Это существенно противоречит опыту стран с инновационной экономикой и подтверждает, что у нас процессы обращения интеллектуального капитала развиты явно недостаточно и требуют целенаправленной поддержки — правовой, организационной и др.

Научные учреждения являются одним из основных источников трансфера инновационных технологий для представителей бизнеса, и взаимодействие с ними является необходимым. Рисунок 3 отражает факторы межующие представителям бизнеса взаимодействовать с научными учреждениями.

То, что только 10% респондентов не видят потребности в сотрудничестве малого бизнеса и науки, тем самым они исключают науку из потенциальных источников трансфера инновационных технологий. это свидетельствует о большом и «активном» потенциале инновационного развития малого бизнеса в Ростовской области (полностью подтверждая ответ на вопрос «Готовность бизнеса респондентов к инновациям»).

«мешающие» факторы, приведенные в ответах —

2) «недостаточность информации об инновационных разработках, изобретенных, технологиях» (24% ответов), 3) «незнание форм и методов сотрудничества» (23% ответов), 7) «Отсутствие информации о потенциальных возможностях взаимодействия малого бизнеса и науки» — непосредственно свидетельствуют о необходимости усиления информационной поддержки малого бизнеса относительно практических взаимо-

Рис. 3.

Факторы, мешающие активному взаимодействию бизнеса и науки

1. Отсутствие потребности в сотрудничестве

2. Недостаточность информации об инновационных разработках, изобретениях, технологиях

3. Незнание форм и методов сотрудничества

4. Низкий уровень доверия к партнерам

5. Недоступная цена научных разработок

6. Отсутствие активной позиции науки по продвижению инноваций

7. Отсутствие информации о потенциальных возможностях взаимодействия бизнеса и науки

8. Наука не формирует портфель заказов для малого бизнеса

9. Недостаточно активная позиция Администрации по поддержке инновационного малого бизнеса

10. Слабая защищенность прав на инновационную продукцию

11. Высокая степень риска

12. Отсутствие финансирования

13. Иное

действий и механизмов использования потенциала научных разработок. К этой группе факторов «информационного дефицита» можно отнести и ответ «Низкий уровень доверия к партнерам» (15% ответов).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Еще одна группа ответов содержит оценки «науки» со стороны «бизнеса» (с позиций их взаимодействия); к ним относятся «Недоступная цена научных разработок» (12% ответов), «Отсутствие активной позиции науки по продвижению инноваций» (17% ответов), «Наука не формирует портфель заказов для малого бизнеса» (15% ответов).

Ответы: 9) «Недостаточно активная позиция Администрации по поддержке инновационного малого бизнеса» (11%), 10) «Слабая защищенность прав на инновационную продукцию» (7%), 11) «Высокая степень риска» (инновационного бизнеса) — 19% отве-

тов, отражают потребность в мерах институциональной поддержки инновационной активности малого бизнеса на федеральном и региональном уровнях.

Важно отметить, что фактор «Отсутствие финансирования» (23% ответов) по значимости рассматривается респондентами на том же уровне, что и недостаточность информационного обеспечения. это хорошо согласуется с результатами уже упомянутого ранее исследования Организаций «Опора России» и ВЦИОМ (2006 г.), в котором респонденты отмечали высокий уровень потребности в 1) информации об источниках финансирования, 2) в маркетинговой информации и

3) информации об исследованиях и разработках.

В целом вопрос о факторах, мешающих активному взаимодействию малого бизнеса и науки, позволил выделить три желательных составляющих вектора управления улучшением ситуации в этой сфере:

• информационная поддержка;

• повышение активности научных организаций в области коммерциализации результатов исследований и разработок (и стимулирование этой активности);

• институциональная поддержка инновационного развития малого бизнеса.

Гарантией эффективности этих управляющих воздействий является 90%-ная направленность малого бизнеса на сотрудничество с наукой.

Основными источниками ресурсов, которые могут помочь в процессе трансфера инновационных технологий являются: государство; банки; венчурные фонды; инвестиционные фонды; собственные средства; кредитные кооперативы; отечественны частные инвесторы; иностранные инвестиции. на рисунке 4 представлены перечисленные выше источники в соответствии со своей значимостью для представителей бизнеса.

Три источника финансирования, на которые традиционно рассчитывают большинство респондентов: «Кредиты банков» (39%), «Государственное финансирование» (37%), «Собственные средства» (31%).

следующая группа ответов (в два раза меньше по численности) включает также источники ресурсов трансфера инновационных технологий, как «Средства венчурных фондов» (17%), «Средства отечественных частных инвесторов» (15%), «Средства инновационных фондов» (14%) и «Гранты» (12%). В целом — это источники инновационных процессов, более характерные для экономик, значительно продвинувшихся по пути инновационной трансформации. Соотношение этих двух групп фактически используемых источников финансирования, по-видимому, может служить определенным индикатором развития финансовой поддержки трансфера инновационных технологий.

Таким образом, анализ предполагаемых источников финансирования тарнсфера инновационных технологий подтверждает необходимость значительного изменения их представлений в этой сфере (опираясь на мировой опыт системы финансирования инновационной экономики), а также подтверждает необхо-

Рис. 4.

Источники

ресурсов,

которые

могут

помочь

внедрению

инноваций

в бизнесе

1. Государственное финансирование

2. кредиты банков

3. Средства венчурных фондов

4. Средства инвестиционных фондов

5. Собственные средства

6. Займы кредитных кооперативов

7. Средства отечественных частных инвесторов

8. Иностранные инвестиции

9. Гранты

10. Иное

димость целенаправленного формирования подобной системы.

Научно-техническая и образовательная составляющие Ростовской области представлены:

• 95 организациями, выполняющими исследования и разработки (ИиР) — среди них 54 научно-исследовательских организаций, 15 конструкторских, 14 высших учебных заведений, 12 научно-технических подразделений на промышленных предприятиях;

• 87 государственными и негосударственными высшими и средними профессиональными образовательными учреждениями, 350 образовательными учреждениями подготовки кадров;

• научным центром РАН, рядом ведомственных и межотраслевых информационных центров, и др. представители научных учреждений являются

одним из основных источников трансфера инновационных технологий для бизнеса. Готовность представителей науки к передаче своих разработок представлена на рисунке 5.

В соответствии с результатами опроса, представленными на рис. 5, около половины ответов респондентов (47%) свидетельствуют о наличии в их организациях «научных заделов для решения актуальных

ИННОВАЦИИ № 05 (115), 2008

ИННОВАЦИИ № 05 (115), 2008

Рис. 5.

Степень готовности к коммерциализации научных разработок организаций респондентов

1. Подготовлены коммерческие предложения для бизнеса

2. Имеющиеся научные разработки не защищены авторскими правами

3. Существует научный задел для решения актуальной задачи

4. Исследована потребность в имеющихся научных разработках

5. Нет пригодных для коммерциализации научных разработок

6. Иное

задач», а 45% имеют «подготовленные коммерческие предложения для бизнеса». Однако то, что исследованы потребности в имеющихся научных разработках, отмечено только в 14% ответов. 21% респондентов отметили, что имеющиеся научные разработки не защищены авторскими правами.

Оценивая в целом ответы на вопрос о готовности респондентов к коммерциализации результатов ИиР, следует признать ее невысокой: несмотря на «наличие научных заделов» и «готовых коммерческих предложений для бизнеса», незнание подавляющим большинством респондентов реальных потребностей рынка инноваций показывает, что существует очевидные проблемы маркетинга, которые ими пока не решены. Вторая задача, подлежащая решению — защита прав на интеллектуальную собственность в организациях респондентов.

Факторы, влияющие на успешную коммерциализацию научных разработок, имеют для участников исследования различную значимость (рис. 6).

На первом месте (по числу ответов) — «Недостаточность финансирования» (48%); на достаточно близкой позиции находится фактор «Недостаток информации о наших научных разработках у представителей бизнеса» (41% ответов), что еще раз подтверждает уже обсуждавшуюся ситуацию: «пространство

взаимодействия» малого бизнеса и науки плохо обеспечено информационно.

Этот фактор, по-видимому, частично отражен также в ответах «Невостребованность научной продукции бизнесом» (24% всех ответов) и «Инертность бизнеса» (22%). Однако, в этих случаях, помимо недостаточной информированности бизнеса об имеющихся инновационных разработках, может проявляться также плохое видение бизнесом все возрастающей роли инноваций в обеспечении конкурентоспособности на мировых и региональных рынках.

Рис. 6.

Факторы,

препятствующие

успешной

коммерциализации

научных

разработок

1. Новизна продукции

2. Недостаток информации о наших научных разработках у представителей бизнеса

3. Невостребованность научной продукции бизнесом

4. Административные барьеры

5. Инертность бизнеса

6. Недостаточность финансирования

7. Высокая цена инновационной продукции

8. Иное

«Административные барьеры» как фактор, мешающий коммерциализации, находится на 4-м месте по значимости, хотя и остается достаточно весомым (22% ответов). Такие факторы, как «Новизна продукции» и «Высокая цена инновационной продукции», являются малозначимым.

Взаимодействие научных учреждений с бизнесом, является необходимым условием для трансфера инновационных технологий. Рисунок 7 отражает факторы межующие научным организациям взаимодействовать с бизнесом.

Среди факторов, мешающих взаимодействию науки и бизнеса, на первом месте респонденты обозначили «Недостаточно информации о потребностях бизнеса в инновациях» (44% ответов); это практически полностью совпадает с мнением о недостатке ин-

Рис. 7.

Факторы, мешающие активному взаимодействию науки и бизнеса

1. Отсутствие потребности в сотрудничестве

2. Недостаточность информации о потребностях бизнеса в инновациях

3. Незнание форм и методов сотрудничества

4. Низкий уровень доверия к партнерам

5. Недоступная цена научных разработок

6. Отсутствие активной позиции бизнеса по расширению спроса на инновации

7. Отсутствие информации о потенциальных возможностях взаимодействия науки и бизнеса

8. Недостаточно активная позиция Администрации по поддержке инновационного малого бизнеса

9. Слабая защищенность прав на инновационную продукцию

10. Высокая степень риска

11. Отсутствие финансирования на коммерциализацию инноваций

12. Иное

формации у бизнеса о имеющихся научных разработках (см. рис. 6). Таким образом, бизнес и наука плохо информированы о возможностях друг друга.

На втором месте отмечен фактор «Отсутствие активной позиции бизнеса по расширению спроса на инновации» (38% ответов), затем — «Отсутствие финансирования на коммерциализацию инноваций» (36%). эти два фактора (по крайней мере, частично) вполне могут быть также следствием недостаточной взаимной информированности бизнеса и науки; если дополнительно рассмотреть такие варианты ответов, как «Низкий уровень доверия к партнерам» (26% ответов), «Отсутствие информации о потенциальных возможностях взаимодействия бизнеса и науки» (21%), «Незнание форм и методов сотрудничества» (16% ответов), что окажется, что около 71% всех ответов респондентов относительно факторов, мешающих активному взаимодействию науки и бизнеса,

прямо или косвенно связаны с их недостаточной взаимной информированностью. 29% ответов, в которых отмечается «Недостаточно активная позиция Администрации по поддержке малого инновационного бизнеса», подтверждают высокую востребованность такой поддержки, а приведенные выше оценки респондентов определяют наиболее целесообразное направление такой поддержки — создание подсистемы взаимного информирования бизнеса и науки на качественно ином уровне, что и явится мощным стимулом и эффективной поддержкой инновационных процессов в регионе.

Основными источниками ресурсов, которые могут помочь коммерциализации научных разработок являются: государство; банки; венчурные фонды; инвестиционные фонды; собственные средства; кредитные кооперативы; отечественны частные инвесторы; иностранные инвестиции. На рисунке 8 представлены перечисленные выше источники в соответствии со своей значимостью для научных учреждений.

На первом месте, по мнению респондентов, среди предполагаемых источников финансирования коммерциализации научных разработок находится государственное финансирование (64% ответов). В

Рис. 8.

Предполагаемые источники финансирования коммерциализации научных разработок респондентов

1. Государственное финансирование

2. кредиты банков

3. Средства венчурных фондов

4. Средства инвестиционных фондов

5. Собственные средства

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Займы кредитных кооперативов

7. Средства отечественных частных инвесторов

8. Иностранные инвестиции

9. Гранты

10. Иное

ИННОВАЦИИ № 05 (115), 2008

ИННОВАЦИИ № 05 (115), 2008

общем, это соответствует усилиям развитых стран по поддержке инновационных процессов в экономике, которые реализуются, в том числе, в различных формах финансирования науки и малого инновационного бизнеса.

Большие надежды (48%) организации респондентов возлагают на гранты (в основном, по-видимому, зарубежных гранто-дателей, т.к. бюджеты немногочисленных отечественных фондов весьма скромны). Далее, следуют источники: средства венчурных фондов (29%), собственные средства (28%), средства инвестиционных фондов (26%), средства отечественных частных инвесторов (26%), кредиты банков (21%), иностранные инвестиции (6%), иные источники финансирования (5%) и средства кредитных кооперативов (2%).

Следует отметить, что надежды на иностранных инвесторов рассчитывают только 5%, что отчасти свидетельствует о невысокой уверенности респондентов в конкурентоспособности результатов их ИиР на мировых рынках знаний и инновации (что, однако, может быть связано и с недостатком информации об этих рынках).

В целом, структура финансирования ИиР, соответствует общепринятой в экономически развитых странах.

Вместе с тем, обладая значительным комплексным потенциалом инновационного развития, Ростовская область имеет пока недостаточный уровень инновационного развития.

Подводя итоги анализа можно отметить, что

эта ситуация является следствием ряда факторов,

в том числе:

• недостаточным уровнем развития инфраструктуры поддержки инновационных процессов, включая финансовое, информационное, консалтинговое, маркетинговое обеспечение;

• недостаточной инвестиционной привлекательностью инновационной сферы, в сравнение с другими отраслями экономики, из-за высокой рискованности проектов;

• слабого взаимодействия науки и бизнеса;

• отсутствия системы экспертизы, конкурсного отбора и венчурного финансирования научно-технических проектов, обеспечивающих создание высокотехнологичной продукции;

• неразвитости системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров для инновационной сферы;

• дефицитом собственных финансовых ресурсов, тормозящим инновационную активность регионального сектора экономики;

• технологической отраслью и, как следствием, низкой конкурентоспособностью продукции ряда отраслей промышленности;

• неразвитостью сферы малых инновационных предприятий, обладающих необходимой гибкостью для быстро меняющихся условий рынка;

• низкой эффективностью деятельности по защите прав на интеллектуальную собственность.

ТАЛОН ПОДПИСКИ ЖУРНАЛА

«ИННОВАЦИИ»

Подписка в редакции — это получение журнала сразу после тиража. Подписка па 2008 год (12 номеров) 7200 руб. 00 коп. (Семь тысяч двести рублей), в том числе НДС — 654 руб. 55 коп.

Название организации _______________________________________________________________________

Фамилия, имя, отчество______________________________________________________________________

Должность__________________________

Почтовый адрес (адрес доставки).

Просим высылать нам журнал «Инновации» в количестве

Нами уплачена сумма ___________________________________

Платежное поручение №____________ от __________________

.экземпляров.

200

Панковские реквизиты редакции:

ОАО «ТРАНСФЕР», ИНН 7813002328, КПП 781301001 р/с 40702810727000001308 в Приморском филиале ОАО «Банк Санкт-Петербург», г. Санкт-Петербург»,

к/с30101810900000000790, БИК 044030790

Дата заполнения талона подписки____________________ Подпись___________________

Подписка на год, а также полугодие оформляется с любого месяца.

Заполненный талон подписки мы принимаем по факсу: (812) 234-09-18 Контактное лицо: А. Б. Каминская..

По каталогу «Агентство “РОСПЕЧАТЬ"» ГАЗЕТЫ. ЖУРНАЛЫ-2007 (Москва) подписка принимается на общих основаниях.

Подписной индекс: 38498.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.