Н.В. Манохина
В статье рассматриваются новые подходы, разработанные в современной научной среде, из которых одни применяются сравнительно редко, а другие фактически не используются в рамках проводимых теоретических экономических исследований. Автор раскрывает содержание, специфику и потенциал трансдисциплинарных подходов, применяемых в различных направлениях экономического анализа.
Ключевые слова: междисциплинарный подход, мультидисциплинарный (полидисциплинарный) подход, трансдисциплинарный подход, аутопойезис, фрактал, турбулентность.
Появление новых подходов в современной науке, прежде всего в экономической теории, обусловлено рядом причин объективного порядка. В качестве основных следует выделить нарастающий вакуум в существующих методологических подходах (как общенаучных, так и частных), специфических для конкретного направления экономической науки (например, инсти-туционализма), которые начали формироваться еще в рамках учений А. Смита и Д. Риккардо, дополнены марксистской и неоклассической школами, но сих пор весьма традиционны и фактически законсервированы. Кроме того, в современном экономическом пространстве происходит многократное усложнение различных процессов и явлений, их взаимосвязей, что, несомненно, проецируется на цели и задачи настоящих и будущих исследований и требует методологических подходов более высокого уровня.
Мировая исследовательская практика в различных областях знаний доказывает: в науке нет ограничений на число методологических подходов, которые появляются, развиваются, совершенствуются и (или) остаются в научном арсенале (метод абстракции) или теряют свою актуальность и постепенно исчезают (примат обращения над производством) вместе с развитием науки, научного мировоззрения. Применение конкретной методологии в научном исследовании принципиально, поскольку предопределяет результативность, успех или, наоборот, фиаско в решении конкретных проблем.
По степени полноты познания окружающего мира, как критерия классификации научных подходов, выделяют четыре их основных вида: дисциплинарный, междисциплинарный, мультидисциплинарный (полидисциплинарный) и трансдисциплинарный системный подходы. Дисциплинарный подход «нарезает» окружающий мир, среду на отдельные предметные области. Междисциплинарный допускает прямой перенос методов исследования из одной научной дисциплины в другую, что обусловлено сходством исследуемых предметных областей. Мультидисциплинарный (полидисциплинарный) подход стремится использовать обобщенную картину предмета исследования, по отношению к которой все ее дисциплинарные картины предста-
ют в качестве ее частей, поэтому перенос методов исследования из одной дисциплины в другую, как правило, не происходит и все дисциплины продолжают оставаться в рамках собственных методологических принципов. Сопоставление результатов дисциплинарных исследований в рамках мульти-дисциплинарного (полидисциплинарного) подхода позволяет найти новые, ранее не обнаруживаемые сходства исследуемых предметных областей, что генерирует новые междисциплинарные исследования. В качестве удачного опыта междисциплинарных исследований в экономических исследованиях отметим работу В.А. Мельникова «Квантовая экономика» [2]. В свое время квантовая физика обеспечила научно обоснованный «выход за границы» классической физики в сторону микромира, и это значительно обогатило научные знания и дало обществу ядерную энергию и нанотехнологии.
В методологии более высокого уровня - трансдисциплинарного исследования как способа расширения научного мировоззрения - то или иное явление рассматривается вне рамок какой-либо одной научной дисциплины; при этом «выход» направлен в сторону макромира. Каждый фрагмент данного мира, среды, всякая их область, имеющая естественные физические и (или) логические границы, изначально рассматриваются как «упорядоченная среда», к исследованию которой можно применить одни и те же принципы, подходы и модели.
Понятие «трансдисциплинарность» и его первое определение как размещения междисциплинарных отношений внутри глобальной системы без строгих границ между дисциплинами были предложены Ж. Пиаже в 1970 г. [1]. Сейчас трансдисциплинарный подход получил «прописку» в системе научных методов, применяемых в различных областях знаний. В современной науке существуют четыре вида трансдисциплинарности (по Э. Джаджу) [5]:
• трансдисциплинарность-1 (основывается на усилиях формальной взаимосвязи пониманий отдельных дисциплин, обеспечивает формирование логических мета-рамок, посредством которых знания могут быть интегрированы на более высоком уровне абстракции, чем это происходит в междисци-плинарности, часто используется при работе различных экспертных систем и экспертных групп);
• трансдисциплинарность-2 (имеет более тесную внутреннюю связь с личным опытом исследователя, включая медитацию);
• трансдисциплинарность-3 (связана с использованием генеральных метафор, имеющих фундаментальное познавательное значение, во главу угла ставятся единоцентризм и конкретность истины);
• трансдисциплинарность-4 (ее методология - это способ понимания, познания и описания объекта в составе единой упорядоченной среды; способ управления состоянием (гармонизация) объекта и естественной среды его обитания, реализуется в двух направлениях - получение новых знаний об ок-
ружающем мире, поиск решения сложных многофакторных проблем природы и общества. Базовый принцип - конкретность истины - обусловливает единый порядок, трансдисциплинарная система представлена пространственной, информационной и временной единицами этого порядка).
Отрадно, что в отечественной науке существует русская школа транс-дисциплинарности, позволяющая сохранить имеющиеся позиции и конкурентоспособность в мировой науке. Первые теоретические работы по философским аспектам трансдисциплинарности появились в России в 20042005 гг. (Л.П. Киященко). Представителями русской школы трансдисциплинарности являются А.О. Жамборова, В.С. Мокий [3], М.С. Мокий [4], О.Е. Шегай, Н.Я. Диденко, С.А. Беседин, Р.Б. Богатуров и др. В 2007 г. создана автономная некоммерческая организация «Институт трансдисциплинарных технологий», его основными задачами являются дальнейшее развитие трансдисциплинарности как самостоятельной научной дисциплины, внедрение в практику решения сложных многофакторных проблем методик и технологий трансдисциплинарного подхода. Однако в ходе двадцатилетней работы выяснилось, что большинство разработанных трансдисциплинарных технологий и технологических идей, подготовленных к практической реализации, имеет «двойное назначение», избирательность публикаций по отдельным темам в открытой печати. К 2013 г. сформировались несколько основных отраслевых направлений, где достигнута наибольшая практическая реализация с позиций трандисциплинарного подхода, - экономика, экология, образование, здравоохранение, архитектура и строительство, профилактика антиобщественной и террористической опасности.
Трансдисциплинарный подход не только обогащает научные знания, но и позволяет разработать технологии управления макрообъектами и макропроцессами, в том числе общим состоянием объектов природы и общества, общим состоянием человека и сложного технического объекта, созданием способов и технических средств получения и обработки информации, прежде всего компьютеров нового поколения, и т.д.
На наш взгляд, в современной науке с учетом мировых трендов ее развития должно быть уделено подобающее внимание использованию теорий и концепций, имеющих трансдисциплинарный характер в качестве базовых методологических подходов. Это предложение имеет основание. На кафедре институциональной экономике в СГСЭУ, существующей с 2004 г., проведены разработки в рамках фундаментальных научных исследований, в частности ГК № 16.740.11.0417 «Институциональное управление и аутопойезис в российской инновационной среде» в рамках программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы», «Институциональная модель формирования наноиндустрии в России» в рамках Федеральной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)», проекта № 6.1837.2011 «Институциональные матрицы в условиях технологической сингулярности» в рамках программы «Научный
потенциал высшей школы». Кроме того, интересные научные разработки с позиций трансдисциплинарного подхода имеются в работах аспирантов и докторантов данной кафедры. Агрегируя имеющийся опыт и полученные результаты, выделим следующие перспективные трансдисциплинарные теории, присущие им методологические подходы, применимые в экономической области исследования:
• теория аутопойезиса (основатели - У. Матурана и Ф. Варела, 1970 г.), согласно которой механизм, превращающий системы в автономные единства, проявляется через аутопойезис - процесс воспроизводства (самопорождения) системой своих компонентов с целью сохранения своей самотождественности. Применение теории аутопойезиса позволяет расширить методологическую базу и предметное поле научного исследования, выявить «зоны самовоссоздания» в инновационной среде и разработать адекватные механизмы институционального управления;
• теория сложности (complexity), обобщаюшая целую совокупность новых междисциплинарных и трансдисциплинарных подходов, фокусирующаяся на процессах генерации и развития самоорганизующихся структур в системах, являющихся динамическими, эмерджентными, фактальными, нелинейными. Теория сложности основана на посылке, когда теория хаоса, нелинейность и сложность рассматриваются как единая парадигма. Теория сложности базируется на базовых понятиях: адаптивность, самотождественность или фрактальность, когда отдельные элементы и подсистемы на различных уровнях единой целостной системы подобны между собой, самоорганизация и саморегуляция, аттракторы - совокупность эндогенных и экзогенных условий, соотношение которых в пространстве и времени меняется хаотично, «грань хаоса», представляющая собой пограничное состояние, узкую зону между системой, находящейся в состоянии равновесия, порядка, и хаосом, разрушающим эту систему. Именно в таком состоянии систем, находящихся на «грани хаоса», генерируются процессы их самоорганизации, «холмистый ландшафт» - неопределенность и нелинейность процессов обусловливает непредсказуемость в среде сосуществования систем, чередование «холмов успеха и эффективности» с «низинами нестабильности и дисбаланса».
Используя подходы теории сложности, можно исследовать процессы, происходящие в сложной системе, которые никогда в точности не повторяются, приходят в равновесие всякий раз к разным точкам фазовой плоскости, проявляют самотождественность; сами сложные адаптивные системы обладают также способностью к самоорганизации, результат функционирования их не может быть задан заранее, даже с некоторой вероятностной оценкой адекватности;
• теория фракталов, понимающая под ними различные структуры, состоящие из частей, которые в определенном смысле подобны целому; это самоподобные структуры, рекурсивные модели, когда каждая часть повторя-
ет в своем развитии развитие всей модели в целом. Применение фракталов позволяет формализовать сложные процессы и объекты, что ценно в области институционального моделирования, описать нестабильные системы и процессы и, самое главное, предсказать тренды будущего развития таких объектов;
• теория турбулентности, представляющая ее как явление самоорганизации, в результате которого происходят регулярные или нерегулярные хаотические переходы от беспорядка к порядку и обратно, как особо сложную траекторию движения и национальной экономики, и отдельных субъектов (фирмы) в «вихревом потоке» разнообразных перемен, когда им приходится постоянно выживать и обеспечивать поступательное движение вперед, как крайнюю степень нестабильности глобальной экономической системы, когда вероятность достижения точки ее бифуркации и (или) слома чрезвычайно высока, всепроникающим становится риск в различных секторах экономики. Данная теория позволяет выявить, какие разнонаправленные силы и действия содержит экономическая турбулентность, каковы новые правила игры в этих сложных для всех хозяйствующих субъектов условиях;
• теория экономической генетики, изучающая свойства наследственности и изменчивости различных экономических систем, отношений и взаимосвязей, форм хозяйства, возникающих между субъектами и отражающихся в материальных и идеальных носителях этих отношений (продуктах человеческой жизнедеятельности). Данная теория позволила обосновать, что эволюция фирмы как института экономики имеет генетическую природу и осуществляется через передачу экономических генов — механизма воспроизведения активов знания о сущностных характеристиках фирмы и ее саморегуляции, в том числе институциональной, применяемых бизнес-моделях, содержании различных видов факторов производства и их взаимодействии, институциональных противоречиях и способах их разрешения, провалах фирмы и методах их устранения, факторах роста и трендах развития фирмы, ее жизненном цикле.
Итак, применение трансдисциплинарных подходов в современной науке не только возможно, но и необходимо, поскольку продвигает методологическую основу на более высокий уровень и дает новые, весьма неожиданные результаты.
Литература
1. Жан Пиаже. Теория, эксперименты, дискуссия / Под ред. Л.Ф. Обуховой, Г.В. Бурменской. - М.: Академика, 2001.
2. Мельников В.А. Квантовая экономика. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2007.
3. Мокий В.С. Основы трансдисциплинарности. - Нальчик: Изд-во «ЭльФа», 2009.
4. Мокий М.С. Пространственно-временные факторы в развитии экономических систем. - М.: Московская академия экономики и права, ИИК «Калита», 2001.
5. Judge A. Conference Paper. 1st World Congress of Transdisciplinarity. - Brussels: Union of International Associations, 1994.