УДК 339.9 В. С. Якушкин
доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономики и международного бизнеса ИПЭУ МГЛУ e-mail: viktor.jakusch@mail.ru
ТРАНСАТЛАНТИЧЕСКОЕ ТОРГОВО-ИНВЕСТИЦИОННОЕ ПАРТНЕРСТВО - ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ НА МЕЖДУНАРОДНУЮ ТОРГОВЛЮ
Анализируются цели создания Трансатлантическое торгово-инвестицион-ное партнерство как новой формы регионального торгового соглашения. Оцениваются перспективные положительные моменты для стран-участников. Делаются выводы об определенных угрозах для действующей международной торговой системы.
Ключевые слова: региональные торговые соглашения; Всемирная торговая организация (ВТО); валовый внутренний продукт; валовый региональный продукт; технические барьеры и стандарты; таможенные барьеры.
Jakushkin V. S.
Ph.D. (higher doctorate degree, Economics)
Professor, Economics and International Business Department, MSLU e-mail: viktor.jakusch@mail.ru
TRANSATLANTIC TRADE AND INVESTMENT PARTNERSHIP -THE ESTABLISHMENT AND PROSPECTIVE IMPACT ON INTERNATIONAL TRADE
The article analyzes the goal of creating a partnership transatlantic trade and investment, in a new form of regional trade agreements. Assess the prospects for positive aspects of the participating countries. The authors concluded that specific threats of modern international trading system.
Key words: regional trade agreements; the World Trade Organization (WTO); the gross domestic product; gross regional product; technical barriers and standards; customs barriers.
В феврале 2013 г. американский президент Барак Обама объявил о запуске проекта Трансатлантического торгово-инвестиционного партнерства (ТТИП), другими словами, о проекте трансатлантического пространства свободной торговли между США и странами ЕС. На сегодняшний день этот проект можно назвать одним из крупнейших
в истории торговых объединений с момента возникновения Всемирной торговой организации.
Впервые идея о создании официальной трансатлантической зоны свободной торговли или же более глубокой формы интеграции «партнерства» была выдвинута еще в 1990-х гг. ввиду тесного взаимодействия экономик США и стран ЕС. Однако ряд кризисов, в особенности мировой финансовый кризис 2008 г., затянул этот процесс.
В последнее время региональные торговые соглашения (интеграционные объединения) являются ключевым аспектом внешнеэкономической политики США, представляя собой существенный элемент антикризисной стратегии по преодолению последствия мирового финансового кризиса (прежде всего за счет увеличения экспорта товаров, услуг и технологий на внешние рынки).
США, столкнувшись с возможностью потери своего могущества и статуса сверхдержавы, в особенности с вызовами со стороны развивающихся быстрыми темпами стран Юго-Восточной Азии и Латинской Америки, решили использовать оружие интеграции в своих целях.
На данный момент США являются инициатором создания двух наиболее амбициозных проектов со времен создания ВТО, а именно Трансатлантического торгово-инвестиционного партнерства и Транстихоокеанского партнерства.
Рассматривая в данной работе только Трансатлантическое торгово-инвестиционное партнерство, во-первых, стоит отметить, что данный проект был запущен не случайно. Дело в том, что переговоры о создании данной организации велись довольно длительное время -с 1990-х гг., однако такие факторы, как затяжные кризисы наряду с несогласованностью мнений по ряду вопросов, не давали США и ЕС серьезно приступить к созданию данного объединения. Более того, уже налаженные тесные экономические и политические связи и взаимозависимость между США и странами ЕС явно не стимулировали ускорение экономической интеграции. Данное положение подтверждается следующими данными: по материалам Европейской комиссии, в 2012 г. импорт в США из ЕС составил 522 млрд долл., а экспорт американских товаров на рынки Евросоюза составил 459 млрд долл. [5]. Таблицы 1 и 2 иллюстрируют динамику изменения торговли товарами и услугами ЕС с США [8].
Таблица 1
Торговля товарами ЕС - США 2011-2013 гг. (в млрд евро)
Год Импорт ЕС Экспорт ЕС Баланс
2011 192 264,1 72,1
2012 206,5 292,8 86,3
2013 196 288,2 92,2
Таблица 2
Торговля услугами ЕС - США 2010-2012 гг. (млрд евро)
Год Импорт ЕС Экспорт ЕС Баланс
2010 134,7 138,0 3,3
2011 141,1 148,1 6,9
2012 148,9 163,0 14,1
Из данных таблиц можно сделать вывод, что за последние годы наблюдаются тенденции к увеличению торговли товарами и услугами между ЕС и США.
На долю США и ЕС приходится примерно треть мирового объема торговли, вместе эти два региона составляют половину мировой экономики. В мировом охвате страны ЕС и США производят около 40 % мировой продукции [7].
Трансатлантическое торгово-инвестиционное партнерство представляет собой торговое соглашение, которое на данный момент находится в разработке и по нему активно обсуждается ряд вопросов между ЕС и США. Согласно со стратегией ТТИП, основной целью его создания является наращивание торговых объемов и упрощение механизма торгового взаимодействия между двумя регионами. Основными инструментами достижения поставленной цели являются: устранение торговых барьеров в различных секторах экономики, введение общих высоких стандартов по охране окружающей среды, создание благоприятных условий для инвестирования, защиты прав интеллектуальной собственности и др.
Особенность процесса подготовки соглашения заключается в том, что США является отдельным государством, а ЕС - представляет собой содружеством 28 независимых государств, имеющих разные уклады и уровни развития экономики, что несомненно может вызвать ряд проблем при согласовании определенных вопросов. Тем не менее признано, что в мировом сообществе именно эти два партнера являются лидерами мировой экономики.
Отличительной особенностью содержания самого соглашения является то, что оно направлено в большой степени на гармонизацию норм, правил и стандартов, в отличие от таких вопросов, как тарифы и квоты, традиционно рассматриваемых в торговых соглашениях. На данный момент средние тарифы между США и странами ЕС составляют около 3-4% [9]. Может показаться, что цифры невелики, однако при крупном масштабе торговли, данные тарифы являются вполне ощутимыми.
Важно отметить, что помимо сокращения тарифов во всех секторах экономики, одной из важнейших целью США и стран ЕС также является устранение нетарифных барьеров (например разница в технических правилах и стандартах). Для многих международных компаний, которые хотят функционировать на рынках обоих партнеров, данный факт, выраженный в дополнительных затратах на изменение стандартов и времени, сказывается довольно негативно на их деятельности. Например, фирмы несколько раз должны проходить процедуру по установлению безопасности своих товаров и подтверждать ее согласно разным стандартам в зависимости от страны. Переговоры по созданию ТТИП уделяют особое внимание открытию обоих рынков-партнеров по услугам, инвестициям и вопросу госзакупок, что может значительно повлиять на стандартные правила игры во всем мире.
Круг вопросов, рассматриваемых в процессе согласования соглашения достаточно широк. В ходе переговоров большое внимание уделяется вопросам регулятивных мер и стандартов не только в области торговли, но и в области создания и обеспечения рабочих мест, контроля качества продукции, охраны окружающей среды, в частности: доступ сельскохозяйственных и промышленных товаров на рынок, правительственные закупки, инвестиции, энергетические и сырьевые материалы, нормативные вопросы, санитарные и фитосанитар-ные меры, услуги, права интеллектуальной собственности, конкуренция, таможенное / торговое содействие, а также взаимодействие
государственных предприятий. Самыми сложными вопросами в ходе обсуждения являются вопросы стандартизации санитарных и фито-санитарных норм, страховые выплаты по медицине, субсидирование фермеров (в США и ЕС самые крупные субсидии фермерам).
Страны ЕС сильно обеспокоены качеством сельскохозяйственной продукции из США. Представители ЕС резко выступают против импорта генно-модифицированной сельхозпродукции из США, а также мясной продукции. Также крайне важным вопросом является использование труда мигрантов. В рамках данного соглашения предстоит большая работа по урегулированию этого вопроса и создания режима здоровой конкуренции между рынками труда США и европейских стран. Автоконцерны, в свою очередь, хотели бы унифицировать требования по безопасности и экологичности, что позволило бы избежать необходимости производства разных моделей для американского и европейского рынков [10].
Совершенствование и резкое уменьшение нетарифных ограничений без сомнений является одним из центральных пунктов переговоров. Например, такие прямые дискриминационные меры, как импортные квоты или правила правительственных закупок, а также регулятивные нормы. В Европе и Америке действуют совершенно разные правила лицензирования медицинских препаратов, что создает огромные трудности в торговле между ЕС и США. Такой же эффект имеют разные стандарты безопасности потребительских товаров или отличия в процедурах инспекции.
Переговоры по созданию партнерства проходят на фоне того, что США и ЕС являются одними из крупнейших конкурентов, например, в авиационной промышленности, идет постоянная конкуренция между компаниями «Boeing» и «Airbus». Похожая ситуация наблюдается и в других отраслях, что также несколько усложняет ситуацию по переговорам. Но, несмотря на объективные противоречия между договаривающимися сторонами, следует отметить, что партнерство является крайне выгодным для обеих сторон в долгосрочной перспективе. Согласно независимому исследованию экономической политики, такое амбициозное и всеохватывающее интеграционное партнерство может пополнить бюджет ЕС на 119 млрд долл. всего через год после реализации проекта. Экспорт ЕС в США может вырасти на 28 %, принося экспортером годовой доход в размере 187 млрд долл.
Среднестатическая европейская семья из 4 человек будет получать дополнительный доход в размере 545 евро в год и 745 долл. средне-статическая семья в США. Экономика США, по оценкам экспертов, получит дополнительно 90 млрд долл. [3]. Также предполагается, что остальные страны мира смогут выиграть от данного сотрудничества и получат дополнительно около 100 млрд долл. США. Рост экспорта ЕС и США составят 6 % и 8 %, соответственно [7].
В таблице 3 рассматриваются различные ситуации и иллюстрируются возможные выгоды от полного и неполного соглашения [11]. Даже при неполном соглашении прогнозируются значительные выгоды для экономик-партнеров.
Таблица 3
Предположительный макроэкономический эффект соглашения
о Трансатлантической зоне свободной торговли по сравнению с базовым сценарием развития США и ЕС к 2027 г.
(в млн евро)
Показатель Неполное соглашение Полное соглашение
только тарифы только услуги только госзакупки менее амбициозный вариант амбициозный вариант
Рост ВВП
ЕС 23 753 5 298 6 367 68 274
США 9 447 7 356 1 875 49 543
Взаимный экспорт ФОБ
Из ЕС в США 43 840 4 591 6 997 107 811
Из США в ЕС 53 777 2 859 3 411 100 909
По различным отраслям прогнозируется рост от 0,06 % до 40 % в зависимости от отрасли. Влияние создания ТТИП на различные сектора экономики США приведено в таблице 4 [6].
Ожидается, что перспективное партнерство поможет повысить показатели ВВП стран - участниц ТТИП примерно на 0,5-1 % в год. Прогнозируется, что данные страны выиграют от сотрудничества за счет увеличения спроса и предложений без повышения госрасходов
и займов [8]. Однако наибольшую выгоду получат потребители от улучшения качества товаров, а производители - от сокращения затрат на производство.
Таблица 4
Влияние создания ТТИП на различные сектора экономики США
Производство металлических изделий +12 %
Пищевая продукция +9 %
Химикаты +9 %
Промышленные товары +6 %
Транспортное оборудование +6 %
Автомобили +40 %
Общее производство сельскохозяйственной продукции, лесной промышленности и рыбной ловли +0,06 %,
Европа и США продолжаются оставаться крупнейшими мастерскими мира. Европа выступает в этом качестве не только в виде региона, но и в качестве отдельных стран. Великобритания, например, имеет статус «финансовой мастерской», в то время как Германия считается «промышленной мастерской», а США - мастерской по различным видам деятельности.
На протяжении последних десятилетий в Европе усиливается тенденция единого экономического пространства, а именно растет внутренняя кооперация по всем направлениям, а на данный момент с созданием ТТИП также расширяется интеграция США и ЕС. Учитывая то, что европейская интеграция и единая внешнеэкономическая политика закрепила положение Европейского региона как мастерской мира, можно предположить, что амбициозное сотрудничество США и ЕС сможет значительно расширить как экономическое, так и политическое мировое влияние, оставив менее развитые страны за бортом, создавая собственные правила игры. Это может негативно сказаться и на экономиках менее конкурентоспособных стран, например России [2].
Фактически США являются на данный момент самым крупным партнером стран ЕС в отношении добавленной стоимости, экспортная доля которых составляет 23 % всего экспорта ЕС и импорт 20 %.
Рассматривая данный подход обе стороны в перспективе могли бы включить в соглашение пункты, позволяющие совместно использовать преимущества от участия в создании внутреинтеграционной добавленной стоимости, т. е. в большей степени распределяя специализацию на определенных отраслях и этапах производственного цикла внутри партнерства. Подобное соглашение могло бы сделать акцент на отношениях сторон, связанных с положениями взаимного признания, гармонизации, послабления в торговле, а также упрощения административных процедур, и борьбу с коррупцией и бюрократией, что привело бы к более тесному взаимодействию между поставщиками и производителями ЕС и США. Данные вопросы планирует рассматривать новый институт, который должен быть создан в рамках ТТИП. Также планируется в долгосрочной перспективе распространить данные стандарты и на другие страны, что означает допуск к участию в цепочки в этих регионах на основе унифицированных стандартов. Для того чтобы достичь полной либерализации, в соответствие с соглашением должны быть рассмотрены либерализация и унификация правил происхождении товаров. С точки зрения цепочки создания ценностей особую актуальность приобретает влияние цифрового преобразования информации и сертификация.
Быстрое развитие региональных и глобальных цепочек дало повод изменить некоторые правила торговой политики. Это означает, что понятия экспорта и импорта больше не рассматриваются со стандартного ракурса. Экономический рост и создание новых рабочих мест - это не только вопрос экспорта, но и импорта. Сейчас наиболее остро встает вопрос о том, куда и как могут эффективнее распределять ненужные издержки в ходе процесса создания продукта. И связующим звеном в данном процессе являются различные сопутствующие услуги. Поэтому очень важно отслеживать каждый этап и сокращать издержки.
Касательно услуг, в связи с цепочкой создания добавленной стоимости, необходимо отметить, что принципиально меняется их роль: с одной стороны, они являются движущим фактором цепочек, с другой - помогают объединять производственные процессы. Это особенно важно, так как услуги составляют более 50 % добавленной экспортной продукции в ЕС и 60 % экспортной продукции в США. Таким образом, важно рассматривать производство товаров и предоставление услуг в общем контексте [6].
В мировом масштабе ввиду увеличения торговли между двумя наиболее развитыми регионами мира может увеличиться и объем мировой торговля, а также мирового ВВП, а впоследствии дать толчок к возможному созданию и переходу на унифицированные мировые стандарты. Это вызывает определенную настороженность, так как данное партнерство может стать в перспективе альтернативой ВТО с попыткой распространить влияние и на третьи страны, создавая свои «правила игры», приобщая наиболее влиятельных партнеров. Другими словами, данное партнерство может изменить расстановку сил в мире и, более того, изменить направление торговых потоков в мировой торговле. Небезосновательно можно утверждать, что данные страны выработают негласные правила и будут применять новые протекционистские меры в отношении третьих стран, что, в свою очередь, приведет к отсутствию стимула к дальнейшей мировой либерализации торговли товарами и услугами среди остальных стран.
Данное партнерство уже негласно стали называть «экономическим НАТО», и США не скрывают своих целей: они пытаются возродить былое могущество и лидирующие позиции, пытаясь непосредственно потеснить некоторые быстро развивающиеся страны БРИКС. Создать противостояние Китаю как первому мировому экспортеру.
В ходе последних этапов переговоров также обсуждаются такие возможные угрозы для стран - участниц соглашения, как потеря суверенитета, отсутствие любых валютных правил, что может привести к валютным манипуляциям и махинациям, ведь на данный момент в рамках данного сотрудничество даже не упоминался вопрос ограничений по валютным операциям (манипуляциям) [4].
Все это может простимулировать «конкурентный блок развивающихся стран» создавать новые совместные объединения, имеющие принципиально новый характер, что приведет к непосредственной конфронтации между торговыми блоками или межрегиональными группировками.
На современном этапе развития торгово-экономических отношений взаимозависимость между странами неизбежна. А это означает дальнейшее углубление интеграционных процессов. Тенденцией последнего десятилетия является создание не только региональных, но и межрегиональных объединений. Стремительно меняется не только количество, но и качество интеграций, приобретая совершенно новые формы, в основе которых лежат классические формы, а также
часто базируются на правилах ВТО. Наглядным и ярким примером явилась инициатива США по созданию Трансатлантического торгово-инвестиционного партнерства, которая представляет собой новую форму интеграции. Самими участниками рассматриваемое партнерство оценивается как очень перспективное, за счет возможности обмена научными достижениями, технологиями, создания совместного производства товаров с новыми потребительскими свойствами на базе единых стандартов, охватывающих большинство отраслей экономики. Данное партнерство будет играть особую роль в мировом производстве, если рассматривать его с позиции участия стран-партнеров в цепочке создания добавленной стоимости. Это означает не только более активное прямое участие США и ЕС в создании мировой добавленной стоимости, но и более близкую кооперацию стран-партнеров, создание добавленной стоимости непосредственно в рамках партнерства. В долгосрочной перспективе возможна самообеспеченность товарами и услугами данных регионов на базе совместного производства и унифицированных стандартов. Существуют перспективы более активного разделения этапов производственного процесса продукции в зависимости от специализации стран.
В то же время следует отметить, что партнерство не только принесет значительные выгоды странам-участницам, но и может изменить существующий на данный момент мировой экономический порядок. Также вызывает опасение, что данное сотрудничество может оказать негативное влияние на невходящие в него развивающиеся экономики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Загашвили В. С. О создании Трансатлантической зоны свободной торговли. URL : www.imemo.ru/ru/publ/comments/2013/comm_2013_023.pdf (дата обращения 08.09.2013).
2. Хесин Е. С. Становление Европы как мастерской мира // Современная Европа. - 2014. - № 1. - С. 25.
3. EU, U.S. trade - Negotiators explore ways to help SMEs take advantage of TTIP, as fourth round of talks ends in Brussels [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://trade.ec.europa.eu/ doclib/press/ index.cfm?id=1041
4. EU-US Trade Talks: EU and US announce 4th round of TTIP negotiations in March; Stocktaking meeting in Washington D.C. to precede next set of talks [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://trade.ec.europa.eu/doclib/ press/index.cfm?id=1020
5. European Commission. Directorate-General for Trade [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://trade.ec.europa.eu/doclib/docs/2006/september/ tradoc_111704.pdf
6. Global Value Chains and the Transatlantic Trade and Investment Partnership [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kommers.se/ Documents/ dokumentarkiv/publikationer/2013/ rapporter/ report-global-value-chains-and-the-transatlantic-trade.pdf
7. Independent study outlines benefits of EU-US trade agreement [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://europa.eu/rapid/press-release_MEMO-13-211_en.htm.
8. Reducing Transatlantic Barriers to Trade and Investment An Economic Assessment [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://trade.ec.europa. eu/doclib/docs/2013/march/tradoc_150737.pdf
9. Transatlantic Trade and Investment Partnership [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://trade.ec.Europa.eu/doclib/docs/2013/september/tradoc_ 151787.pdf
10. Transatlantic Trade and Investment Partnership (TTIP) negotiations [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://transatlantic.sais-jhu.edu/ publications/CRS_TTIP_report_Feb_2014.pdf