Либерализация торговли страховыми услугами между США и ЕС
Ольга Анатольевна КОЗЛОВА, УДК: 339.5 (100)
кандидат экономических наук, МГИМО (У) МИД России ББК: 65.428 (0)
(Москва, пр. Вернадского, д.76), К-592
кафедра Международных экономических отношений и внешнеэкономических связей - доцент, e-mail: olga.ameo@gmail.com Денис Андреевич СТРОКАТОВ,
МГИМО (У) МИД России (Москва, пр. Вернадского, д.76) -магистрант,
e-mail: strokatov.d.a@my.mgimo.ru
Аннотация
В статье рассматриваются ход переговоров по Трансатлантическому торговому и инвестиционному партнерству и Соглашению по торговле услугами, текущее состояние взаимной торговли услугами страхования США и ЕС, ожидания обеих сторон от данных соглашений и возможные последствия их подписания. Отмечены вероятные пути либерализации торговли страховыми услугами. Оценка возможных последствий осуществляется на основе анализа результатов эконометрических моделей, посвященных отмене тарифных и нетарифных барьеров во внешней торговле между США и ЕС. Выявлены причины заинтересованности Европейской стороны в данных соглашениях и неприятия их другой стороной.
Ключевые слова: Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнёрство (ТТИП), Соглашение о торговле услугами (СТУ), страховой рынок, преференциальное торговое соглашение, внешняя торговля, тарифные и нетарифные барьеры.
Liberalization of trading in insurance services between the US and the EU
Olga Anatolyevna KOZLOVA,
Moscow State Institute of International Relations MFA Russia (76 pr. Vernadskogo, Moscow), the Department of International Economic Relations and Foreign Economic Relations - Associate Professor, e-mail: olga.ameo@gmail.com Denis Andreevich STROKATOV,
Moscow State Institute of International Relations MFA Russia (76 pr. Vernadskogo, Moscow) -master, e-mail: strokatov.d.a@my.mgimo.ru
Abstract
The article deals with the progress of negotiations on the Transatlantic Trade and Investment Partnership and on the Trade in Services Agreement, the current status of mutual trade in US and EU insurance services, the expectations of both parties from the agreements and the possible consequences of their signing. Possible ways to liberalize trade in insurance services are shown. The assessment of possible consequences is carried out on the basis of the analysis of the results of econometric models devoted to the abolition of tariff and non-tariff barriers in trade between the US and the EU. The reasons for the interest of the European side in these agreements and their rejection by the other party have been identified.
Keywords: Transatlantic Trade and Investment Partnership (TTIP), Trade in Services Agreement (TiSA), insurance market, preferential trade agreement, foreign trade, tariff and nontariff barriers.
США и страны ЕС остаются крупнейшими экономиками мира и важнейшими торговыми партнерами друг для друга, и их торгово-экономическое сотрудничество в значительной степени определяет состояние мировой торговли в целом. В 2016 году на США приходилось 24,7% мирового ВВП, 15,2% экспорта и 10,3% импорта услуг1, 28,6% собранных страховых премий2, на ЕС - соответственно 21,8% мирового ВВП, 24,9% экспорта и 21,1% импорта услуг, 28,6% собранных премий.
Развитые страны, в том числе США и ЕС, в 2012 г. начали разработку Соглашения по торговле услугами (СТУ), так как развивающиеся страны, более заинтересованные в получении доступа на рынки сельского хозяйства развитых стран, фактически сорвали ход переговоров по либерализации рынка услуг в рамках ВТО3. Более того, ГАТС содержит многочисленные ограничения по национальному режиму и доступу на рынок, что сильно осложняет деятельность транснациональных корпораций на рынках других стран4.
В 2013 году руководство США и ЕС после публикации положительных результатов исследований Рабочей Группы Высокого Уровня приняло решение о необходимости разработки, согласования и подписания ещё одного преференциального торгового соглашения между США и ЕС - Трансатлантического торгового и инвестиционного партнёрства (ТТИП), которое может стать крупнейшим соглашением по макроэкономическим показателям стран-участниц.
Во время избирательной компании кандидат от республиканцев, Дональд Трамп, выступал противником многосторонних соглашений, в том числе ТТИП и СТУ, заявляя, что подобные соглашения тормозят экономический рост в США и поддерживают значительный дефицит сальдо торгового баланса, наращивая тем самым государственный долг. Трамп предлагал вести открытые и прозрачные переговоры в двустороннем формате со странами-торговыми партнёрами из ЕС, без участия Еврокомиссии. Двусторонний формат, по его мнению, позволил бы подписывать более выгодные для США преференциальные торговые соглашения5.
После вступления в должность нового президента США переговоры по ТТИП и СТУ были приостановлены. В январе 2017 года Еврокомиссия опубликовала последние отчёты о ходе переговоров по ТТИП и уже достигнутых договоренностях6. Однако страны-партнёры из ЕС отказывались вести переговоры о торговых преференциях с новым президентом США без участия Еврокомиссии. После встречи с канцлером ФРГ Ангелой Меркель в марте 2017 года Трамп был вынужден отказаться от ещё одного своего предвыборного обещания - о заключении справедливых торговых сделок, которые бы создали новые рабочие места и сократили бы дефицит торгового баланса.
Тем не менее, министр торговли США Уилбур Росс заявил, что в рамках переговоров США и ЕС должны прийти к взаимовыгодному соглашению, которое позволило бы сократить значительный внешнеторговый дефицит США7. Со своей стороны, в соответствии с новой торговой и инвестиционной стратегией ЕС продолжает вести переговоры о создании зон преференциальной торговли со стра-нами-партнёрами, уже заключил такие соглашения с Канадой и Японией, и в том числе готов вернуться к переговорам с США.
Страхование является одним из наиболее динамично растущих секторов американской внешней торговли и продемонстрировало пятикратный рост экспорта и импорта с 1999 по 2016 гг.: экспорт вырос с 3,1 млрд долл. до 16,3 млрд долл., а импорт - с 9,4 млрд долл. до 48,1 млрд долл. С 2011 по 2015 гг. экспорт услуг рос более медленными темпами (с 15,1 млрд долл. до 16,2 млрд долл.), а импорт - сокращался (с 55,6 млрд долл. до 47,8 млрд долл.)8, доля ЕС в экспорте страховых услуг из США росла (с 22,7% до 27,3%), а доля в экспорте в США - оставалась почти неизменной (с 22,5% до 22,8%) (см. рисунок 1). Таким образом, почти четверть экспорта и импорта услуг страхования США приходилось на ЕС. Среднегодовой темп прироста экспорта страховых услуг из США составил 6%, а импорта - 1% за период 2005-2015 гг. 9 С 2011 по 2015 гг. экспорт услуг из США также стабильно возрастал (с 3,4 млрд долл. до 4,4 млрд долл.), а импорт из ЕС - сокращался (с 12,5 млрд долл. до 10,9 млрд долл.) (см. рисунок 2). За указанный период США являлись чистым импортером страховых услуг из ЕС, однако, дефицит сальдо счета текущих операций для США в части торговли данным видом услуг имел тенденцию к сокращению: с 9,1 млрд долл. в 2011 году до 6,5 млрд долл. в 2015 году.
Рисунок 1
Динамика внешней торговли США страховыми услугами 2011-2015 гг.
(в млрд долл. и %)
«1,0 50,0 400 300 200 400 0,0 С •р ■
*—я.*.*,.*.-.-.:''
г
*■ »■ 1 ч-
2011 2042 2043 2044 2045
^^»Зкспорт услуг из США 15,1 46,3 46,7 47,3 46,2
: ~ )И мл орт услуг в США 55,7 55,5 53,4 54,0 47,8
• Доля ЕС в экспорте из США 22, та 22,3% 24,та 20,4% 27, та
Доля ЕС в импорте в США 22,5% 230% 22,3% 23, та 22 та
Источник: составлен авторами на основе данных Бюро экономического анализа Министерства торговли США и данных Всемирной торговой организации, режим доступа: https://www.bea.gov/Intemational/index.htm и http://i-tip.wto.org/services/default.aspx (дата обращения: 01.11.2017)
Рисунок 2
Динамика взаимной торговли США и ЕС страховыми услугами в 2011-2015 гг.
(в млрд долл.)
Источник: составлен авторами на основании данных Всемирной торговой организации, режим доступа: http://i-tip.wto.org/services/default.aspx (дата обращения: 01.11.2017)
С 2011 по 2016 гг. основными партнёрами в торговле услугами страхования среди стран-членов ЕС были: Германия (доля в экспорте стран-членов ЕС в США составила 23,4%, а в импорте из США - 61,4% в 2015 году), Франция, Великобритания, Италия и Бельгия. Показатели взаимной торговли услугами страхования с основными партнёрами по ЕС представлены в таблице 1.
По мнению Еврокомиссии, дальнейшая либерализация взаимной торговли с США должна быть связана с устранением нетарифных барьеров в торговле, так как среднее значение применяемой импортной тарифной ставки в ЕС чуть больше 2%, а в США - только 3,3%, и в целом они достаточно низкие по сравнению с показателями других членов ВТО10. Поэтому, по некоторым оценкам, почти 80% потенциала экономического роста ТТИП приходится на устранение нетарифных барьеров11.
Таблица 1
Взаимная торговля страховыми услугами между США и основными партнёрами по ЕС в 2016 году (в млрд долл.)
Показатель торговли / партнер по ЕС Германия Франция Италия Бельгия
Экспорт услуг в США 2,44 0,68 0,11 0,12
Импорт услуг из США 2,27 0,64 0,18 0,10
Торговый баланс для страны-члена ЕС 0,17 0,05 -0,07 0,02
Источник: составлен авторами на основании данных Всемирной торговой организации, режим доступа: http://i-tip.wto.org/services/default.aspx (дата обращения: 01.11.2017)
Еврокомиссия и многие эксперты ссылаются на результаты исследований Нидерландского Агентства Ecorys в части отмены нетарифных барьеров во взаимной торговле США и ЕС. В данном исследовании была построена гравитационная эконометрическая модель, которая должна была оценить вклад нетарифных барьеров в конечную стоимость товаров и услуг при экспорте через Атлантику (в процентах от конечной стоимости), то есть оценить значение эквивалентной импортной пошлины, которая оказывала бы такое же влияние на конечную стоимость товара или услуги. Было установлено, что значительный вклад нетарифные барьеры вносят в конечную стоимость страховых услуг: 19,1% при экспорте из ЕС и 10,8% при экспорте из США. При этом среднее значение эквивалентной импортной пошлины при торговле услугами составило 8,9% при экспорте из ЕС и 8,5% при экспорте из США12.
В случае реализации амбициозного сценария (отмены 100% тарифных и 25% нетарифных барьеров), эксперты Ифо-института и фонда Бертельсмана прогнозировали дополнительный ежегодный темп прироста экспорта страховых услуг из
США в размере 340 млн долл. (10% от экспорта страховых услуг США в ЕС в 2011 году) на период с 2017, ожидаемой даты имплементации соглашения, до 2027 гг.13 В своей работе они опирались на результаты исследования Лондонского центра экономической политики (CEPR)14 и Ecorys. Главный фактор роста американского экспорта ученые видят в сокращении 10,8% нетарифного барьера при экспорте из США.
В ЕС существует почти 250 видов услуг, доступ к которым ограничен. Особый интерес у США вызывают наиболее защищенные секторы услуг ЕС, в том числе финансы и страхование. США желают сократить данный список до 9 видов услуг, однако за это ЕС требует большей уступчивости для себя на рынке США. По мнению Ecorys, нетарифные барьеры в секторе торговли товарами между США и ЕС оказываются более обременительными, чем в секторе торговли услугами. Однако, по мнению Еврокомиссии, ЕС имеет больше относительных преимуществ в секторе торговли услугами, так как рынок услуг растёт гораздо быстрее рынка товаров, и почти 60% населения ЕС уже занято в сфере услуг, часть из которых экспортируется в США15. Поэтому большие надежды Еврокомиссия возлагает именно на устранение нетарифных барьеров в торговле услугами16. США и ЕС являются примерами того, как сильно нетарифные барьеры - в условиях достаточно низких ставок тарифных барьеров - могут влиять на взаимную торговлю.
Страхование является одной из самых зарегулированных сфер услуг в ЕС. Поэтому большая часть нетарифных барьеров во взаимной торговле связана с различиями в регулировании по обе стороны Атлантики, что приводит к значительным, иногда дублируемым, издержкам для страховых компаний. В представленном проекте соглашения ТТИП летом 2016 для устранения нетарифных барьеров в торговле услугами были предложены гармонизация, взаимное признание, сближение и взаимодействие в части регулирования17.
В представленных предложениях ЕС по проекту СТУ предлагалось ввести три прогрессивных механизма в части регулирования предоставления финансовых услуг и страхования. Во-первых, принцип «не хуже, чем было» («standstill», Статья 5 проекта СТУ) требует от правительств стран-членов зафиксировать принятые на себя обязательства во время подписания соглашения, и в дальнейшем государствам не будет позволено отказываться от выполнения взятых обязательств. Во-вторых, принцип «улучшения не отменять» («ratchet», Статья 2) автоматически придаёт статус перманентности любым экспериментам, которые государство будет проводить в сфере либерализации внешней торговли услугами, при этом исключается возможность обратного движения. В-третьих, принцип «согласия с обновлением» (Статья 13, раздел «Новые финансовые услуги») разрешает распространение новых торговых услуг, которые станут доступными благодаря технологическим инновациям, без проведения дополнительных согласований и обсуждений с пра-вительством18.
11 различных ассоциаций американских и европейских страховщиков и представителей финансового сектора (в том числе, The American Insurance Association, Insurance Europe, The Association for Financial Markets in Europe, The American Council of Life Insurers, Global Federation of Insurance Associations), которые представляют интересы ключевых представителей секторов страхования жизни и иных видов страхования, высказывали свою полную поддержку переговорам по ТТИП и СТУ19. По их мнению, ТТИП способен стимулировать внешнюю торговлю страховыми услугами и повысить взаимные инвестиции в отрасль, установить высокие стандарты для будущих переговоров с третьими странами, способствовать продуктивному диалогу регулирующих органов по обе стороны Атлантики, улучшить информационный обмен, усилить экономический рост, конкуренцию и создать дополнительные рабочие места20.
По мнению Глобальной Федерации страховых ассоциаций21, СТУ должно способствовать отмене дискриминационных мер по отношению к иностранным страховым компаниям, в том числе дополнительных привилегий для государственных компаний, предоставляющих услуги страхования (то есть данная ассоциация ожидает предоставление иностранным компаниям полноценного национального режима). Также к американским компаниям должны применяться те же условия работы в странах ЕС, что и к другим иностранным компаниям (то есть ассоциация ожидает предоставление полноценного режима наибольшего благоприятствования). Более того, данное соглашение позволит страховым компаниям самостоятельно решать, в какой именно стране им хранить и обрабатывать информацию о клиентах, так как, например, обязательное хранение информации компаниями из США на европейских серверах приводит к дополнительным издержкам и неэффективности их бизнеса22. Поэтому СТУ способно стимулировать конкуренцию в сфере страхования, создать открытую глобальную экономику, снизить диверсифи-кационные риски для компаний, занимающихся перестрахованием, повысить их финансовую устойчивость и расширить предоставляемый спектр страховых продуктов для потребителей.
Лондонский Ллойд также выступает сторонником свободной торговли и отмены барьеров в торговле услугами страхования и перестрахования23. Однако его представители обеспокоены ростом международного протекционизма применительно к перестрахованию (ограничением по количеству трансграничных операций и созданием новых аффилированных предприятий, требованием по дополнительной локализации активов, использованием дискриминационных практик). Поэтому совет Ллойда видит в ТТИП возможность для более тесной кооперации регулирующих органов США и ЕС.
Страховые компании из США, по мнению Американской страховой ассоциа-ции24, являются самыми конкурентоспособными в мире, однако, дискриминационные меры и нетарифные барьеры подрывают справедливую конкуренцию и
лишают их преимуществ на европейском рынке. Также ассоциация уверена, что Solvency II, Брексит и вводимые ограничения на трансграничную поставку услуг ещё больше ограничат доступ американских компаний на европейский рынок.
Представители американской стороны на переговорах с большей неохотой включили страхование в повестку переговоров по ТТИП, несмотря на пожелания представителей американского бизнеса, что может быть объяснено нежеланием органов США приводить в порядок непоследовательное и фрагментированное регулирование сектора страхования, которое различается от штата к штату25.
По мнению представителей Центра исследования в области Европейской политики (CEPS), экспорт страховых услуг ЕС будет расти быстрее импорта (показатель отношения импорта-экспорта больше 2), а для США наоборот - импорт расти быстрее экспорта (показатель отношения импорта-экспорта меньше 1)26. Также в амбициозном сценарии (то есть в случае устранения нетарифных барьеров в секторе страхования и гармонизация регулирования) исследователи из Ecorys ожидают 4,3% рост экспорта страховых услуг из ЕС и 2,3% из США через 10 лет после подписания ТТИП. Однако предоставление данного вида услуг в ЕС вырастет на 0,7%, а в США - сократится на 0,7% (за счёт эффекта создания торговли, то есть потребители из США будут наращивать потребление импортных страховых услуг из ЕС за счет сокращения потребления услуг американских компаний)27. Более того, совокупная страховая премия как доля ВВП в США составляла 7,5% в 2015 году, а в странах ЕС колеблется от 1,2% до 11,8% (или 7,4% в среднем по ЕС),28 что свидетельствует об одинаковом уровне проникновения страхования в ЕС и США. Поэтому европейские страховые компании и органы регулирования более своих американских партнёров заинтересованы во взаимной либерализации торговли страховыми услугами.
Диалог по регулированию финансовых рынков (The Financial Markets Regulatory Dialogue) уже обеспечивает возможность для представителей обеих сторон обмениваться мнениями и пожеланиями в части облегчения условий ведения страхового бизнеса, однако, ТТИП должен пойти ещё дальше. С одной стороны, облегчить признание соответствия американских страховых компаний требованиям Solvency II и ослабить для них излишнюю зарегулированность. С другой стороны, устранить чрезмерные требования к залогу и капитальным активам, а также дискриминацию по налоговым сборам для европейских страховщиков на американском
29
рынке29.
Подписание ТТИП и СТУ окажет влияние и на внешнюю торговлю услугами с третьими странами. С одной стороны, ожидается сокращение торговли с третьими странами в пользу усиления взаимной торговли между США и ЕС (за счёт эффекта отклонения торговли, то есть потребители из США и ЕС будут наращивать потребление дешевеющих страховых услуг за счет сокращения потребления услуг из третьих стран). С другой стороны, ожидается рост взаимной торговли между
третьими странами и появление у них желания подписывать преференциальные торговые соглашения как с США и ЕС, так и между собой. Более того, опасения третьих стран остаться «за бортом» подобных соглашений могут оживить переговоры по либерализации услуг в рамках ВТО и вынудить их присоединиться к плюратеральным соглашениям30. Либерализация в рамках ВТО может потребовать отказа от принципов консенсуса и единого пакета - его базовых положений. В итоге, данные соглашения могут стимулировать глобальную либерализацию торговли товарами и услугами, что в целом приведёт к росту мирового экспорта и импорта.
В 2015 году российские компании экспортировали в ЕС страховых услуг на 387,62 млн долл., что составило 0,96% от всего импорта страховых услуг странами-членами ЕС, и на 15,37 млн долл. в США, что составило менее 0,03% от всего импорта страховых услуг США31. Однако 65,85% всего экспорта страховых услуг из России приходится на долю ЕС и США (т.е. 402,99 млн долл. из 611,97 млн долл. в 2015 году). Более того, несмотря на спад в российской экономике в 2015 году, экспорт страховых услуг в страны ЕС вырос на 79%. Таким образом, можно утверждать, что имеется односторонняя зависимость российских экспортеров страховых услуг от рынков стран-членов ЕС.
В случае подписания соглашений ТТИП и СТУ продукты страховых компаний из России, прежде всего, на рынках стран-членов ЕС, станут менее конкурентоспособными за счёт удешевления услуг страхования компаний из США. Следовательно, российские страховые компании могут потенциально пострадать в результате подписания данных соглашений. Поэтому профильным министерствам необходимо предусмотреть механизмы поддержки российских страховщиков на зарубежных рынках, а самим российским компаниям - продумать возможности географической диверсификации экспорта страховых услуг.
Следовательно, на основании практического рассмотрения возможных результатов подписания ТТИП и СТУ для взаимной торговли страховыми услугами между США и ЕС можно сделать следующие выводы:
□ американский и европейский страховой бизнес, как и Еврокомиссия, более заинтересованы в подписании данных соглашений, нежели органы регулирования США;
□ страховой сектор является одним из наиболее динамично растущих секторов внешней торговли США, почти четверть экспорта и импорта услуг страхования США приходится на ЕС;
□ по мнению Еврокомиссии, дальнейшая либерализация взаимной торговли должна быть связана с устранением нетарифных барьеров путем гармонизации, взаимного признания, сближения или взаимодействия органов регулирования;
□ от данных соглашений ожидают:
1) роста взаимной торговли страховыми услугами;
2) роста взаимных инвестиций в отрасль;
3) установления продуктивного диалога регулирующих органов;
4) отмены дублирующих налогов и сборов;
5) отмены дискриминационных мер;
6) создания условий для справедливой конкуренции;
7) создания дополнительных рабочих мест;
□ ежегодный темп прироста экспорта услуг из США может вырасти на 340 млн долл. (10% от экспорта страховых услуг США в ЕС в 2011 году);
□ экспорт страховых услуг ЕС будет расти быстрее импорта, для США наоборот - импорт быстрее экспорта;
□ подписание ТТИП и СТУ может вынудить третьи страны ускоренно разрабатывать и подписывать подобные соглашения с США, ЕС и между собой;
□ российские страховые компании могут потенциально пострадать в результате подписания данных соглашений и должны продумать варианты географической диверсификации экспорта страховых услуг;
□ несмотря на временную приостановку в переговорах по данным соглашениям, руководство ЕС и США может в любой момент их возобновить.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1 Statistics database [Электронный ресурс] // World Trade Organization. - 2017. -Режим доступа: http://stat.wto.org (date of access: 20.11.2017)
2 World insurance in 2016: the China growth engine steams ahead [Электронный ресурс] // Swiss Re. - Zurich, 2017. - 05 Jule. - Режим доступа: http://www.swissre.com/library/publi-cation-sigma/sigma_3_2017_en.html (date of access: 20.11.2017)
3 Гоулд Э. TISA - Соглашение о торговле услугами: «Настоящие друзья...» Соглашения о транснациональных корпорациях [Электронный ресурс] / Э. Гоулд // Интернационал общественного обслуживания. - 2014. - Режим доступа: http://www.world-psi.org/ sites/defauh/files/documents/research/ru_reportjisa-good-friends_lr.pdf (дата обращения:
01.11.2017)
4 Данильцев А. В. Торговля услугами: практические аспекты в свете присоединения России ко Всемирной торговой организации: пособие для бизнеса / А. В. Данильцев и др. - Москва: [б. и.], 2008. - С. 18-27.
5 Трамп назвал соглашение о TTIP самой большой опасностью на сегодняшний день [Электронный ресурс] // РИА Новости. - 2016. - 28 июня. - Режим доступа: https://ria. ru/economy/20160628/1453892174.html (дата обращения: 01.11.2017)
6 U.S.-EU Joint Report on TTIP Progress to Date [Электронный ресурс] // European Commission. - Brussels, 2017. - 17 January. - Режим доступа: http://trade.ec.europa.eu/doclib/ docs/2017/january/tradoc_155242.pdf (date of access: 01.11.2017)
7 LaRocco L.A. Wilbur Ross says he’s ‘open to resuming’ talks on mega-trade deal with Europe [Электронный ресурс] // CNBC. - Washington, 2017. - Режим доступа: https://www. cnbc.com/2017/05/30/exclusive-wilbur-ross-says-hes-open-to-resuming-ttip-negotiations.html (date of access: 01.11.2017)
8 International Economic Accounts [Электронный ресурс] // Bureau of Economic Analysis U.S. Department of Commerce. - Washington, 2017. - Режим доступа: https://www.bea. gov/International/index.htm (date of access: 20.06.2017)
9 I-TIP Services [Электронный ресурс] // World Trade Organization. - Geneva, 2017. -Режим доступа: http://i-tip.wto.org/services/default.aspx (date of access: 01.11.2017)
10 World Tariff Profiles 2016 [Электронный ресурс] // World Trade Organization. - Geneva, 2016. - Режим доступа: https://www.wto.org/English/res_e/publications_e/world_tariff_ profiles16_e.htm (date of access: 01.11.2017)
11 United States. EU and United States // European Commission. - Режим доступа: http://ec.europa.eu/trade/policy/countries-and-regions/countries/united-states/ (date of access:
01.11.2017) .
12 Berden K., Francois J. Non-Tariff Measures in EU-US Trade and Investment - An Economic Analysis [Электронный ресурс]// Ecorys. - Rotterdam, 2009. - 11 December. - Режим доступа: http://trade.ec.europa.eu/doclib/docs/2009/december/tradoc_145613.pdf_(date of access: 01.11.2017)
13 Insurance Services and TTIP [Электронный ресурс] / gov.uk. - 2016. - Режим доступа: https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/288147/ TTIP_and_the_US_Insurance_Sector.pdf (date of access: 01.11.2017)
14 Francois J. Reducing Transatlantic Barriers to Trade and Investment: An Economic Assessment [Электронный ресурс]// Centre for Economic Policy Research. - London, 2013. -Режим доступа: http://trade.ec.europa.eu/doclib/docs/2013/march/tradoc_150737.pdf (date of access: 01.11.2017)
15 Services in TTIP [Электронный ресурс] // European Commission. - Brussels, 2015. -Режим доступа: http://trade.ec.europa.eu/doclib/html/152999.htm (date of access: 01.11.2017)
16 Felbermayr G. TTIP and Jobs [Электронный ресурс] / G. Felbermayr// European Commission. - Brussels, 2016. - April. - Режим доступа: http://www.europarl.europa.eu/ RegData/etudes/STUD/2016/578984/IPOL_STU%282016%29578984_EN.pdf (date of access:
01.11.2017)
17 Сидоров А.А. Трансатлантическая интеграция и проблемы конкурентоспособности развитых стран // Вестник МГИМО-Университета. - 2016. - №3(48). - С. 253-255.
18 The EU publishes TiSA position papers // European Commission. - Режим доступа: http://trade.ec.europa.eu/doclib/press/index.cfm?id=1133 (date of access: 01.11.2017)
19 Transatlantic insurance industry continues to see need for financial services regulatory cooperation in the TTIP [Электронный ресурс] // The American Insurance Association. - Washington, 2016. - 07 July. - Режим доступа: http://www.aiadc.org/media-center/all-news-releases/2016/july/transatlantic-insurance-industry-continues-to-see-need-for-financial-services-regulatory-cooperation-in-the-ttip (date of access: 01.11.2017)
20 Insurance Europe position paper for the TTIP [Электронный ресурс] // Insurance Europe. - Brussels, 2014. - 12 December. - Режим доступа: https://www.insuranceeurope.eu/ position-paper-ttip (date of access: 01.11.2017)
21 GFIA statement on Trade in International Services Agreement [Электронный ресурс] // Global Federation of Insurance Associations. - Brussels, 2015. - Режим доступа: http://www. gfiainsurance.org/en/Media-room/News-2015/GFIA-statement-on-Trade-in-International-Ser-vices-Agreement-TiSA/-print/ (date of access: 01.11.2017)
22 Simchak S. Viewpoint: How Trade Agreements Could Help P/C Insurers in Global Mar-
ket [Электронный ресурс] // Insurance Journal. - 2016. - 08 September. - Режим доступа: http://www.insurancejoumal.com/news/national/2016/09/08/425709.htm (date of access:
01.11.2017)
23 Trade Negotiations [Электронный ресурс] // Lloyd’s. - London, 2016. - Режим доступа: https://www.lloyds.com/the-market/operating-at-lloyds/regulation/government-policy-and-affairs/international/trade (date of access: 01.11.2017)
24 AIA Endorses (TiSA) Agreement Negotiations; Supports Energy Coverage Inclusion [Электронный ресурс]// Insurance Journal. - 2014. - 20 June. - Режим доступа: http://www. insurancejournal.com/news/international/2014/06/20/332530.htm# (date of access: 01.11.2017)
25 Insurers lead moves to include financial services in TTIP [Электронный ресурс] // Euractiv. - 2015. - 23 April. - Режим доступа: https://www.euractiv.com/section/trade-society/ news/insurers-lead-moves-to-include-financial-services-in-ttip/ (date of access: 01.11.2017)
26 Messerlin P. The Transatlantic Trade and Investment Partnership: The Services Dimension [Электронный ресурс] // Center for European Policy Studies. - 2015. - 08 May. - Режим доступа: https://www.ceps.eu/publications/services-dimension-ttip (date of access: 01.11.2017)
27 Berden K., Francois J. Non-Tariff Measures in EU-US Trade and Investment - An Economic Analysis // Ecorys. - Режим доступа: http://trade.ec.europa.eu/doclib/docs/2009/decem-ber/tradoc_145613.pdf
28 World insurance in 2016: the China growth engine steams ahead // Swiss Re. - Режим доступа: http://www.swissre.com/library/publication-sigma/sigma_3_2017_en.html (date of access: 20.11.2017)
29 Stephenson T. Transatlantic Trade & Investment Partnership (TTIP) - What it might
mean for the insurance sector [Электронный ресурс] // Robus. - 2015. - 19 January. - Режим доступа: http://www.robus-risk.com/transatlantic-trade-investment-partnership-ttip-might-
mean-insurance-sector/ (date of access: 01.11.2017)
30 Messerlin P. The Transatlantic Trade and Investment Partnership: The Services Dimension // Center for European Policy Studies. - Режим доступа: https://www.ceps.eu/publications/ services-dimension-ttip (date of access: 01.11.2017)
31 I-TIP Services // World Trade Organization. - Режим доступа: http://i-tip.wto.org/ser-vices/default.aspx_(date of access: 01.11.2017)
БИБЛИОГРАФИЯ:
Данильцев А. В. Торговля услугами: практические аспекты в свете присоединения России ко Всемирной торговой организации: пособие для бизнеса / А. В. Данильцев и др. -Москва: [б. и.], 2008. - С. 18-27. (Danil’cev A. V. Torgovlya uslugami: prakticheskie aspekty v svete prisoedineniya Rossii ko Vsemirnoj torgovoj organizacii: posobie dlya biznesa / A. V. Danil’cev i dr. - Moskva: [b. i.], 2008. - S. 18-27.)
Гоулд Э. TISA - Соглашение о торговле услугами: «Настоящие друзья...» Соглашения о транснациональных корпорациях [Электронный ресурс] / Э. Гоулд // Интернационал общественного обслуживания. - 2014. - Режим доступа: http://www.world-psi.org/sites/default/ files/documents/research/ru_report_tisa-good-friends_lr.pdf (дата обращения: 01.11.2017) (Gould EH. TISA - Soglashenie o torgovle uslugami: «Nastoyashchie druz’ya.» Soglasheniya o transnacional’nyh korporaciyah// Internacional obshchestvennogo obsluzhivaniya)
Сидоров А.А. Трансатлантическая интеграция и проблемы конкурентоспособности развитых стран // Вестник МГИМО-Университета. - 2016. - №3(48). - С. 253-255. (Sidorov A.A. Transatlanticheskaya integraciya i problemy konkurentosposobnosti razvityh stran [Transatlantic Integration and Developed Countries Competitiveness Problems]. Vestnik MGIMO-Uni-versity, no 3. pp. 253-255.)
Трамп назвал соглашение о TTIP самой большой опасностью на сегодняшний день [Электронный ресурс] // РИА Новости. - 2016. - 28 июня. - Режим доступа: https://ria.ru/ economy/20160628/1453892174.html_(дата обращения: 01.11.2017) (Trump called the agreement on TTIP the greatest danger to date // RIA News)
Berden K., Francois J. Non-Tariff Measures in EU-US Trade and Investment - An Economic Analysis [Электронный ресурс]// Ecorys. - Rotterdam, 2009. - 11 December. - Режим доступа: http://trade.ec.europa.eu/dodib/docs/2009/december/tradoc_145613.pdfJdate of access:
01.11.2017)
Felbermayr G. TTIP and Jobs [Электронный ресурс] / G. Felbermayr// European Commission.
- Brussels, 2016. - April. - Режим доступа: http://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/ STUD/2016/578984/IPOL_STU%282016%29578984_EN.pdf(date of access: 01.11.2017)
Francois J. Reducing Transatlantic Barriers to Trade and Investment: An Economic Assessment [Электронный ресурс]// Centre for Economic Policy Research. - London, 2013.
- Режим доступа: http://trade.ec.europa.eu/doclib/docs/2013/march/tradoc_150737.pdf (date of access: 01.11.2017)
LaRocco L.A. Wilbur Ross says he’s ‘open to resuming’ talks on mega-trade deal with Europe [Электронный ресурс] // CNBC. - Washington, 2017. - Режим доступа: https://www.cnbc. com/2017/05/30/exclusive-wilbur-ross-says-hes-open-to-resuming-ttip-negotiations.html (date of access: 01.11.2017)
Simchak S. Viewpoint: How Trade Agreements Could Help P/C Insurers in Global Market [Электронный ресурс] // Insurance Journal. - 2016. - 08 September. - Режим доступа: http:// www.insurancejournal.com/news/national/2016/09/08/425709.htm (date of access: 01.11.2017)
Stephenson T. Transatlantic Trade & Investment Partnership (TTIP) - What it might mean for the insurance sector [Электронный ресурс] // Robus. - 2015. - 19 January. - Режим доступа: http://www.robus-risk.com/transatlantic-trade-investment-partnership-ttip-might-mean-insurance-sector/ (date of access: 01.11.2017)
AIA Endorses (TiSA) Agreement Negotiations; Supports Energy Coverage Inclusion [Электронный ресурс]// Insurance Journal. - 2014. - 20 June. - Режим доступа: http://www. insurancejournal.com/news/international/2014/06/20/332530.htm# (date of access: 01.11.2017)
GFIA statement on Trade in International Services Agreement [Электронный ресурс] // Global Federation of Insurance Associations. - Brussels, 2015. - Режим доступа: http://www. gfiainsurance.org/en/Media-room/News-2015/GFIA-statement-on-Trade-in-International-Services-Agreement-TiSA/-print/ (date of access: 01.11.2017)
Insurance Europe position paper for the TTIP [Электронный ресурс] // Insurance Europe.
- Brussels, 2014. - 12 December. - Режим доступа: https://www.insuranceeurope.eu/position-paper-ttip (date of access: 01.11.2017)
Insurance Services and TTIP [Электронный ресурс] / gov.uk. - 2016. - Режим доступа: https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/288147/TTIP_ and_the_US_Insurance_Sector.pdf (date of access: 01.11.2017)
Insurers lead moves to include financial services in TTIP [Электронный ресурс] // Euractiv. - 2015. - 23 April. - Режим доступа: https://www.euractiv.com/section/trade-society/news/ insurers-lead-moves-to-include-financial-services-in-ttip/ (date of access: 01.11.2017)
International Economic Accounts [Электронный ресурс] // Bureau of Economic Analysis U.S. Department of Commerce. - Washington, 2017. - Режим доступа: https://www.bea.gov/ International/index.htm_(date of access: 01.11.2017)
I-TIP Services [Электронный ресурс]// World Trade Organization. - Geneva, 2017. - Режим доступа: http://i-tip.wto.org/services/default.aspx_(date of access: 01.11.2017)
Messerlin P. The Transatlantic Trade and Investment Partnership: The Services Dimension [Электронный ресурс] // Center for European Policy Studies. - 2015. - 08 May. - Режим доступа: https://www.ceps.eu/publications/services-dimension-ttip (date of access: 01.11.2017) Services in TTIP [Электронный ресурс] // European Commission. - Brussels, 2015. - Режим доступа: http://trade.ec.europa.eu/doclib/html/152999.htm (date of access: 01.11.2017) Statistics database [Электронный ресурс] // World Trade Organization. - 2017. - Режим доступа: http://stat.wto.org (date of access: 20.11.2017)
Trade Negotiations [Электронный ресурс] // Lloyd’s. - London, 2016. - Режим доступа: https://www.lloyds.com/the-market/operating-at-lloyds/regulation/government-policy-and-affairs/international/trade (date of access: 01.11.2017)
Transatlantic insurance industry continues to see need for financial services regulatory cooperation in the TTIP [Электронный ресурс] // The American Insurance Association. -Washington, 2016. - 07 July. - Режим доступа: http://www.aiadc.org/media-center/all-news-releases/2016/july/transatlantic-insurance-industry-continues-to-see-need-for-financial-services-regulatory-cooperation-in-the-ttip (date of access: 01.11.2017)
U.S.-EU Joint Report on TTIP Progress to Date [Электронный ресурс] // European Commission. - Brussels, 2017. - 17 January. - Режим доступа: http://trade.ec.europa.eu/doclib/ docs/2017/january/tradoc_155242.pdf_(date of access: 01.11.2017)
United States. EU and United States // European Commission. - Режим доступа: http:// ec.europa.eu/trade/policy/countries-and-regions/countries/united-states/ (date of access:
01.11.2017)
World insurance in 2016: the China growth engine steams ahead [Электронный ресурс] // Swiss Re. - Zurich, 2017. - 05 Jule. - Режим доступа: http://www.swissre.com/library/ publication-sigma/sigma_3_2017_en.html (date of access: 20.11.2017)
World Tariff Profiles 2016 [Электронный ресурс]// World Trade Organization. - Geneva, 2016. - Режим доступа: https://www.wto.org/English/res_e/publications_e/world_tariff_ profiles16_e.htm (date of access: 01.11.2017)