Научная статья на тему 'Трансакционные издержки: территориальный подход'

Трансакционные издержки: территориальный подход Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
720
76
Поделиться
Ключевые слова
ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ВАЛОВОЙ ПРОДУКТ

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Вдовенко Т. В.

В статье рассматриваются существующие подходы к определению трансакционных издержек, к их классификации. Автор предлагает дополнить существующие подходы к классификации, положив в основу классификации трансакционных издержек территориальный признак. В соответствии с предложенным подходом выделяются внутритерриториальные трансакционные издержки. Предложена формула расчета доли трансакционных издержек в совокупности расходов на образование валового продукта рассматриваемой территории.

TERRITORYAPPROACHTOTHETRANSACTION COSTS

The article considers the existing approaches to transaction costs and their classifications. Territory approach described in the article supplements them. Territory approach allows to single out in-territory transaction costs. Formula for transaction costs portion in overall expenditure for the territory gross product is worked out.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Трансакционные издержки: территориальный подход»

щими мировыми производителями, выходу на мировые рынки с новыми высокотехнологичными продуктами;

- содействовать повышению конкурентоспособности массовых обрабатывающих производств промышленности (в том числе переработке сырья, металлургии, химии, производству строительных материалов, автомобилестроению, пищевой промышленности) с целью рационализации импорта и увеличения экспорта продуктов переработки;

- способствовать развитию малого и среднего бизнеса;

в) в области расширения глобальных конкурентных

преимуществ в традиционных отраслях:

- преодолевать дефицит энергетических мощностей (в генерации электрической энергии и сетевом хозяйстве), развертывать масштабные инвестиционные проекты в отрасли;

- завершать крупномасштабные проекты в области добычи, переработки и транспортировки углеводородов, направленных на обеспечение внутреннего спроса и диверсификацию их экспорта;

- реализовывать масштабные проекты по развитию транспортной сети, повышать качество и снижать стоимость транспортных услуг для населения и бизнеса.

Государство в отношениях с субъектами предпринимательской деятельности должно руководствоваться следующими принципами:

- создание условий для свободы предпринимательства и конкуренции, развитие механизмов саморегулирования предпринимательства, обеспечение равных условий конкуренции в тех секторах, где наряду с государственными функционируют частные компании;

- снижение административных барьеров в экономике;

- формирование условий для создания новых частных компаний во всех отраслях экономики, совместная с бизнесом работа по повышению общественного статуса и значимости предпринимательства;

- устранение избыточного государственного регулирования экономики и переход преимущественно к косвенным методам регулирования экономических процессов;

- поэтапное сокращение участия государства в управлении собственностью в конкурентных отраслях экономики путем применения прозрачных приватизационных процедур, основанных на принципах рыночной оценки, равного доступа к имуществу и открытости деятельности органов государственной власти;

- концентрация государственного предпринимательства главным образом в отраслях, связанных с обеспечением обороноспособности и национальной безопасности, развитием инфраструктуры;

- поддержание макроэкономической стабильности и предсказуемости изменения основных макроэкономических параметров;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- развитие частно-государственного партнерства, направленного на снижение предпринимательских и инвестиционных рисков, прежде всего в сферах исследований и разработок, распространения новых технологий, развития транспортной, энергетической и коммунальной инфраструктуры;

- активная поддержка российских компаний на внешних рынках, в том числе прямых иностранных инвестиций российских компаний, при соблюдении норм международного права и обязательств Российской Федерации в данной области, защита интересов российского бизнеса в случае нарушения его прав в иностранных государствах;

- расширение участия предпринимательского сообщества в подготовке решений органов государственной власти, связанных с регулированием экономики.

1. Индикаторы инновационной деятельности: 2002: стат. сб. М., 2007.

2. Россия в цифрах: 2008: крат. стат. сб. М.: Росстат, 2008.

УДК 336.7

ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ПОДХОД

Т.В. Вдовенко,

аспирант кафедры менеджмента, Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации (г. Москва)

ВЕСТНИК. 2009. № 2(26)

В научный оборот категорию трансакционных издержек ввел Р Коуз. Под трансакционными издержками он понимал издержки, возникающие в результате функционирования рыночного механизма [6], поэтому некоторые исследователи предполагали, что трансакционные издержки существуют только в рыночной экономике. Другой точки зрения придерживается К. Эрроу. Согласно его пониманию, к трансакционным следует относить издержки эксплуатации экономических систем, те. такой вид издержек характерен не только для рыночной экономики [5].

Ф. Хайек утверждал, что в свободном обществе информация распространяется быстрее, чем в регулируемом административно, поэтому с точки зрения экономии на трансакционных издержках рынок имеет огромное преимущество перед полным государственным регулированием. Он пишет: «... не только истоки, но и сохранение нашей цивилизации зависит от того, что можно точно описать лишь как расширенный порядок взаимодействия людей, - порядок, который в обыденной жизни, хотя и не вполне корректно, называют капитализмом» [7].

В.В. Радаев под трансакционными издержками понимает те, которые связаны с входом на рынок и выходом с рынка, доступом к ресурсам, передачей, спецификацией и защитой прав собственности, заключением и обслуживанием деловых отношений. К ним исследователь относит расходы на следующие виды операций: поиск и отбор партнеров; заключение деловых соглашений и контроль за их соблюдением; поддержание деловых соглашений и применение санкций к нарушителям; получение доступа к ресурсам и правам собственности; получение прав на использование ресурсов и прав собственности; оценка и защита ресурсов и прав собственности [3].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Классификацию трансакционных издержек в числе первых предложили Д. Норт и Дж. Уоллис. Они выделяют трансакционные издержки:

- возникающие до обмена и включающие затраты на получение информации о ценах, контрагентах, качестве товара и возможных альтернативах;

- возникающие в процессе обмена - они состоят из затрат, связанных с осуществлением расчетов, ожиданием, получением документов;

- возникающие после обмена и включающие затраты по защите контрактов, проверке их выполнения и т.п. [2].

Попытка классифицировать возникающие трансакционные издержки соответственно их природе была предпринята П. Милгромом и Дж. Робертсом [1]. Согласно их классификации различают два вида трансакционных издержек: издержки координации и издержки мотивации.

Издержки координации - расходы, направленные на обеспечение временного и пространственного соответствия контрагентов. Могут возникать как внутри фирмы, так и при рыночных трансакциях. В первом случае они представляют собой издержки передачи информации по различным уровням фирмы, выработки эффективного плана ее деятельности, доведения плана до непосредственных исполнителей и по-следующего его осуществления. Кроме того, сюда же относят альтернативные издержки потерянного времени.

Издержки мотивации - расходы на обеспечение контроля, мониторинга, сбора информации о соблюдении контрагентами взаимных обязательств по контракту и тд. Подобно издержкам координации, они могут возникать как внутри фирмы, так и на рынке. Издержки мотивации возникают из-за неполноты и несовершенства информации, а также оппортунистического поведения участников взаимодействия. Заметим, что несовершенство информации значительно снижает стимулы к вступлению в сделку. Поэтому может возникнуть необходимость создания дополнительных стимулов, например, гарантий.

Классификация Милгрома-Робертса позволяет выделить потенциальные источники трансакционных издержек, но ее использование осложняет оценку самих этих издержек в конкретной сделке. Эту задачу можно решить при использовании классификации, предложенной Д. Нортом и более четко сформулированной Т. Эггертссоном. Согласно классификации Норта-Эггертссона, выделяют шесть видов трансакционных издержек:

- издержки поиска информации;

- издержки ведения переговоров;

- издержки составления контракта;

- издержки мониторинга;

- издержки принуждения к исполнению контракта;

- издержки защиты от третьих лиц [4].

Приведенная классификация основана на выявлении признаков осуществляемой деятельности, которая порождает соответствующие издержки. Поэтому эта классификация позволяет выделить тот или иной вид издержек по мере реализации этапов контрактных отношений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Существует несколько подходов к классификации трансакционных издержек. Мы считаем, что целесообразно дополнить существующие подходы, положив в основу классификации трансакционных издержек территориальный признак. Совокупность транс-акци-онных издержек, возникающих на рассматриваемой территории, логично будет называть внутритеррито-риальными. Под территорией в зависимости от целей, которые ставит перед собой исследователь, можно понимать различные объекты. Для анализа может быть выбрана территория муниципального образования, территория субъекта Российской Федерации и т.д. Так, например, совокупность трансакционных издержек, возникающих на территории муниципального образования «город Хабаровск», представляет собой внутритерриториальные (ВТ) трансакционные издержки (ТАИ) указанного муниципального образования (МО), сокращенно - ВТ ТАИ МО «город Хабаровск».

В связи с тем, что применяемая в настоящее время в России система национальных счетов не предусматривает выделения трансакционных издержек, необходимо искать альтернативные способы учета ВТ ТАИ. В качестве одного из возможных вариантов предлагается доверить учет расходов непосредственно тем, кто их осуществляет В рамках большинства бизнес-структур ведется управленческий учет, на основе которого представляется целесообразным накапливать данные о понесенных трансакционных издержках. Достаточно распространенной является практика объединения предпринимателей в союзы, ассоциации и т.п. В структуре такого объединения должно быть создано подразделение, аккумулирующее и обрабатывающее информацию о ВТ ТАИ. Безусловно, не все предприниматели найдут возможность и/или сочтут оправданным формировать такую информацию и делать ее открытой. Сильным аргументом в пользу такого решения является распространение практики оптимизации трансакционных действий (поиск контрагента, заключение с ним соглашения, идентификация прав собственности и т.п.), а также учета ошибок и просчетов, совершенных другими экономическими агентами. Кроме того, большее представительство предпринимателей, осуществляющих свою деятельность на определенной территории, позволит не только более точно выявить стратегию снижения трансакционных издержек, но и с большей убедительностью артикулировать интересы участников объединения, в том числе и в компетентных органах государственной власти и местного самоуправления.

Выделение ВТ ТАИ позволяет сравнивать совокупные расходы предпринимателей на проведение трансакций, осуществляющих хозяйственную деятельность на разных территориях, анализировать затратность трансакций, а также доли трансакционных издержек, формируемых за счет трансакционных услуг, таких как информационное консультирование, кредитование, юридическое сопровождение сделок, и в результате несовершенства институциональной среды. Это означает, что может быть определен потенциал сокращения издержек не только за счет регулирования рынка трансакционных услуг, но и совершенствования условий институциональной среды. Под институциональной средой мы понимаем эффективность организации взаимодействий субъектов.

Интерес для исследователя представляет не только абсолютный, но и относительный размер трансакционного сектора, о котором можно судить по доле ТАИ во всей совокупности понесенных затрат. Так как существует затратный способ вычисления валового продукта, то формула расчета доли ТАИ в муниципальном валовом продукте (ВМП) приобретает вид:

= 1 ТАИ

3 =

ВМП

Получаемая таким образом доля ТАИ является весьма информативным показателем, отражающим эффективность трансакционных действий, осуществляемых хозяйствующими субъектами на рассматриваемой территории. Кроме того, этот индикатор может быть косвенным критерием оценки результативности деятельности уполномоченных государственных органов, деятельность которых направлена на создание и поддержание благоприятного предпринимательского климата. Очевидно, что разработанный показатель исключительно удобен для сопоставления сложностей, возникающих в процессе реализации ресурсного потенциала муниципальных образований и их групп. Относительно низкий показатель трансакционной нагрузки территории может свидетельствовать как о неразвитости сектора трансакционных услуг, так и о его высокой эффективности. И только углубленный анализ собранных территориальным объединением предпринимателей данных о структуре внутритерриториальных трансакци-

онных издержек позволит сделать определенные выводы об эффективности территориального трансакционного сектора.

Несмотря на отсутствие проработанных механизмов полного учета ВТ ТАИ, применение территориального принципа позволяет не только получить более объективную информацию о состоянии рынка трансакционных услуг, но и о состоянии институциональной среды каждой конкретной территории. Помимо этого, разработанные на основе территориального принципа индикаторы, такие как доля ТАИ, дают представление о сравнительной конкурентоспособности экономики местного сообщества, субъекта РФ и т.д.

Автор полагает, что эффект сокращения ТАИ не ограничится простым снижением совокупных затрат. За счет сокращения удельной стоимости совершения сделок их число возрастет. Этому будет способствовать и увеличение реальных располагаемых доходов населения, достигаемых за счет снижения цены потребления, в которую, безусловно, включаются и аккумулируемые ТАИ.

Территориальный подход к рассмотрению ТАИ позволяет не только получить объективные данные об абсолютных суммарных расходах, понесенных в связи с осуществлением сделок, структуре этих расходов, но и организовать деятельность по оптимизации трансакционных действий, формированию более совершенной институциональной среды. Отсюда следует, что дальнейшая разработка территориального аспекта трансакционных издержек имеет как научно-исследовательские, так и прикладные перспективы.

1. Милгром П., Робертс Дж. Экономика, организация и менеджмент: в 2 т. СПб., 1999. Т. 1.

2. Олейник А.Н. Институциональная экономика. М., 2000.

3. Радаев В.В. Российский бизнес: структура трансакционных издержек // Общественные науки и современность. 1999. № 6. С. 5 - 9.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Эггертссон Т. Экономическое поведение и институты. М., 2001.

5. Arrow K.J. The Limits of Organization. New York, 1974.

6. Coase R. The Nature of the Firm // Economica. New Series. 1937. Vol. 4 № 16.

7. HyekF.A. The Fatal Conceit. The Errors of Socialism. London, 1988.