Научная статья на тему 'ТРАНСАКЦИОННО-СЕКТОРНЫЙ ПОДХОД ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЦЕЯ (НА ПРИМЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ЭКОСПУТНИК»)'

ТРАНСАКЦИОННО-СЕКТОРНЫЙ ПОДХОД ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЦЕЯ (НА ПРИМЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ЭКОСПУТНИК») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
25
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСАКЦИОННО-СЕКТОРНЫЙ ПОДХОД / ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СЕКТОР ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / НАУЧНЫЙ СЕКТОР / СОЦИАЛЬНЫЙ СЕКТОР / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР / ТРАНСАКЦИЯ (ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кулаева О.А., Севастьянова Е.С., Урсул Н.С.

Статья посвящена трансакционно-секторному подходу при организации проектно-исследовательской деятельности в лицее. Цель статьи - показать взаимодействие (трансакцию) разнонаправленных секторов (общеобразовательный, научный, социальный, государственный) при реализации проектно-исследовательской деятельности. По мнению авторов, необходимо создавать научно-исследовательские коллективы из представителей секторов общего образования, научного, социального и государственного. Приводятся признаки предложенного подхода. Взаимодействие (трансакция) секторов различной направленности приведет к успешным результатам в проектно-исследовательской деятельности. В статье рассмотрено взаимодействие (трансакция) общеобразовательного, социального, научного секторов. Субъектами общеобразовательного сектора выступили учащиеся и учителя лицея, субъекты научного сектора - преподаватели вуза, субъекты социального - сотрудники некоммерческих организаций. Авторы подробно описывают проект «ЭКОСПУТНИК»: появление идеи и создание учителями мотивационной среды для учащихся; трансакция с вузами и некоммерческими организациями; проведение лабораторных опытов; коммерциализация результатов; транслирование опыта проекта через олимпиады, конференции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSACTION AND SECTOR APPROACH IN THE ORGANIZATION OF RESEARCH ACTIVITIES OF THE LYCEUM (BASED ON THE EXAMPLE OF THE IMPLEMENTATION OF THE PROJECT "ECOSPUTNIK")

The article is devoted to a transaction-sector approach in organizing research activities at the Lyceum. The purpose of the article is to show the interaction (transaction) of sectors (general education, scientific, social, state) in the implementation of project-research activities. According to the authors’ opinion, it is necessary to create research teams from representatives of the sectors of general education, scientific, social and state. Signs of the proposed approach are given. Interaction (transaction) of sectors of various directions will lead to successful results in research activities. The article considers the interaction (transaction) of the general education, social, scientific sectors. Subjects of the general education sector were students and teachers of the lyceum, subjects of the scientific sector - professors of the university, subjects of the social sector - employees of non-profit organizations. The authors describe in detail the project "ECOSPUTNIK": the emergence of an idea and the creation by teachers of a motivational environment for students; transaction with universities and non-profit organizations; conducting laboratory experiments; commercialization of results; broadcasting the project experience through Olympiads, conferences.

Текст научной работы на тему «ТРАНСАКЦИОННО-СЕКТОРНЫЙ ПОДХОД ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЦЕЯ (НА ПРИМЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ЭКОСПУТНИК»)»

УДК 371

Трансакционно-секторный подход при организации проектно-исследовательской деятельности лицея (на примере реализации проекта «ЭКОСПУТНИК»)

Transaction and sector approach in the organization of research activities of the lyceum (based on the example of the implementation of the project "ECOSPUTNIK")

Кулаева О.А., Самарский государственный социально-педагогический университет, Лицей №1 «Спутник», Olga-kulaeva@mail.ru

Севастьянова Е.С., Лицей №1 «Спутник», super.siba2015@yandex.ru Урсул Н.С., Лицей №1 «Спутник», natali_ursul@li.ru

Kulaeva O., Samara State University of Social Sciences and Educacion, Liceum №1 «Sputnik», Olga-kulaeva@mail.ru

Sevastyanova E., Liceum №1 «Sputnik», super.siba2015@yandex.ru Ursul N., Liceum №1 «Sputnik», natali_ursul@li.ru

DOI: 10.51379/KPJ.2022.154.4.020

Ключевые слова: трансакционно-секторный подход, проектно-исследовательская деятельность, сектор общего образования, научный сектор, социальный сектор, государственный сектор, трансакция (взаимодействие).

Keywords: transaction sector approach, project-research activities, general education sector, scientific sector, social sector, state sector, transaction (interaction).

Аннотация. Статья посвящена трансакционно-секторному подходу при организации проектно-исследовательской деятельности в лицее. Цель статьи - показать взаимодействие (трансакцию) разнонаправленных секторов (общеобразовательный, научный, социальный, государственный) при реализации проектно-исследовательской деятельности. По мнению авторов, необходимо создавать научно-исследовательские коллективы из представителей секторов общего образования, научного, социального и государственного. Приводятся признаки предложенного подхода. Взаимодействие (трансакция) секторов различной направленности приведет к успешным результатам в проектно-исследовательской деятельности. В статье рассмотрено взаимодействие (трансакция) общеобразовательного, социального, научного секторов. Субъектами общеобразовательного сектора выступили учащиеся и учителя лицея, субъекты научного сектора - преподаватели вуза, субъекты социального - сотрудники некоммерческих организаций. Авторы подробно описывают проект «ЭКОСПУТНИК»: появление идеи и создание учителями мотивационной среды для учащихся; трансакция с вузами и некоммерческими организациями; проведение лабораторных опытов; коммерциализация результатов; транслирование опыта проекта через олимпиады, конференции.

Abstract. The article is devoted to a transaction-sector approach in organizing research activities at the Lyceum. The purpose of the article is to show the interaction (transaction) of sectors (general education, scientific, social, state) in the implementation of project-research activities. According to the authors' opinion, it is necessary to create research teams from representatives of the sectors of general education, scientific, social and state. Signs of the proposed approach are given. Interaction (transaction) of sectors of various directions will lead to successful results in research activities. The article considers the interaction (transaction) of the general education, social, scientific sectors. Subjects of the general education sector were students and teachers of the lyceum, subjects of the scientific sector - professors of the university, subjects of the social sector - employees of non-profit organizations. The authors describe in detail the project "ECOSPUTNIK": the emergence of an idea and the creation by teachers of a motivational environment for students; transaction with universities and non-profit organizations; conducting laboratory experiments; commercialization of results; broadcasting the project experience through Olympiads, conferences.

167

Введение. В современном мире существует необходимость формирования члена общества готового к решению и выполнению аналитических заданий; к анализу предшествующего опыта и выжимки необходимых, значимых результатов, достигнутых предыдущими поколениями исследователей и изобретателей, умения нестандартно решать задачи [1].

В решении задач, а непосредственно в обучении этому решению необходимы ряд условий. Основными являются, во-первых, среда образовательной организации. Возможность постановки и решения задач, постановки эксперимента, техническое оснащение, учебный

график, спланированность внеурочной и практической деятельности учащихся. Во-вторых, социум образовательной организации и домашние условия. Уже неоднократно [2] было доказано, что взаимодействие, см. рисунок 1, влечет за собой создание комфортного социума и, как следствие, благоприятной среды не только в образовательной организации, но и дома у учащегося. Где сам ученик является центром образовательного процесса, учитель является наставником и научным руководителем, а родители (законные представители) выполняют функцию поддерживающую, вдохновляющую ребенка и принимают участие в проекте минимально.

ученик

Рисунок 1. - Проектный коллектив

Анализируя работы ряда авторов А.В. Леонтович, М.А. Пинской, А.М. Михайлова, О.А. Рыдзе, О.А. Кулаевой, полагаем, на начальном этапе при формировании проектных навыков данная схема необходима. Здесь мы не говорим об исследовательских навыках, поскольку данный проект может быть краткосрочным. По времязатратности проект может выполняться за урок как минимум, с сентября по май (с учетом защиты результатов) как максимум. Выполнение такого проекта может быть индивидуальным, парным и коллективным, и результатом иметь некий продукт [2-4]. Данный проект будет являться разовым, другими словами, чаще всего не иметь продолжения, развития. Но он необходим в качестве первого опыта учащегося, в рамках которого будут освоены первые умения поисковой и аналитической деятельности и деятельности по созданию завершенного результата-продукта.

Желание проектно-исследовательского

коллектива (с 31 августа 2021 года в обновленных ФГОС появляется термин проектно-исследовательская деятельность [5]) создать работу, проект, которая может получить развитие

в научном, исследовательском и результативном направлениях, требует его формирование по рисунку 2, где ученик также является центром образовательного процесса, учитель выступает как тьютор, наставник и контролирующий, курирующий орган, научный руководитель - это представитель профессорско-преподавательского состава высшего учебного заведения, ученый, который предлагает тему исследования, обозначает этапы работы над исследовательским материалом. Научный руководитель, с одной стороны, представляет собой идеолога научного исследования для ученика и учителя, а, с другой стороны, мотивирующей и вдохновляющей силой для ученика, поскольку общение с живым ученым не может не произвести положительного впечатления на юного исследователя [6].

Именно в данном коллективе начинает формироваться исследовательский навык. Увлечение научно-исследовательской

деятельностью помогает учащемуся развивать логические, аналитические навыки, навыки самоконтроля, уверенности, тайм-менеджмента, ответственности.

научный руководитель

ученик

учитель

Рисунок 2. - Научно-исследовательский коллектив

Методология исследования. Исходя из опыта курирования организации проектно-

исследовательской деятельности учащихся мы можем сделать вывод, что несмотря на то, что коллективы, созданные по рисунку 1, количеством превышают коллективы, созданные по рисунку 2, (в проектную деятельность включены 80% учащихся лицея и 90% учителей из них по рисунку 2 работают 15% учащихся и 5% учителей) на более высокий (всероссийский и международный) уровень в большинстве выходят работы, созданные при научном сопровождении преподавателя высшего учебного заведения.

Различное территориальное нахождение участников (лицей: ученик, учитель; вуз: научный руководитель) [7;8] их различные сектора общего образовательного пространства приводят к наибольшему успеху развития личности юного исследователя, а также сформированности его исследовательских навыков.

Имея опыт работы по организации исследовательской деятельности «лицей ^ вуз», мы решили расширить предполагаемые возможности формирования проектно-исследовательских навыков при территориально-секторном сотрудничестве не только с образовательными организациями или с сектором образования, но и некоммерческими организациями (далее - НКО), это сектор волонтерской, просветительской и спортивной направленности.

В нашей работе мы предлагаем рассмотреть реализацию трансакционно-секторного подхода в образовании. Относительно социальных наук термины «трансакция» и «сектор» наиболее распространены в экономической сфере.

И.Ш. Хасанов, Т.М. Хабибуллин понимают «под трансакционно-секторным подходом ... взаимодействия и взаимосвязи важных секторов национальной и региональной экономики страны» [9].

Анализируя теорию, которую развивают в своих трудах И. Ш. Хасанов, Т.М. Хабибуллин,

выявлено, что «трансакция» происходит от латинского слова «гашасйо», что означает взаимодействие, прежде всего, в экономике это взаимосвязь экономических секторов. В условиях глобализации - между финансовым сектором и остальными секторами экономики [9].

Адаптируя экономический трансакционно-секторный подход к педагогической теории, в первую очередь, обратимся к терминам. Полагаем, что многие механизмы взаимоотношений (трансакций) функционируют и могут быть успешно использованы при описании решения задач в сфере образования.

Так Большая российская энциклопедия дает следующее определение сектору - «часть ... системы, в которую входят отрасли, имеющие сходные общие характеристики, ... цели, характер функционирования» [10].

Мы полагаем, что можем подразделить систему образования на секторы: общеобразовательный, высшего образования, дополнительного образования и пр. Универсальные признаки общеобразовательного сектора: 1) элемент системы, часть целого (часть образовательной системы); 2) субъекты и объекты объединены на основании определенного признака, параметра; 3) среда (реализация образовательного процесса во взаимодействии (трансакции) школа - ученик -родитель; 4) территориальная локация.

Считаем, что трансакционно-секторный подход можно рассматривать как системно-деятельностный. Поскольку основные его принципы следующие, во-первых, принцип деятельности, как и в нашем понимании ученики сами добывают знания, выполняя теоретический и лабораторный практикум. Во-вторых, принцип непрерывности. На каждом этапе проектно-исследовательской деятельности ученик получает необходимые знания (от представителей разных секторов: учителя, преподавателя вуза и пр.) в соответствии со своими возрастными особенностями. В-третьих, принцип целостности.

Ученик осознает, что результаты его работы могут быть интересны не только образовательному сектору, но и секторам бизнеса и НКО. В-четвертых, принцип минимакса. Благодаря трансакции лицея, вуза, НКО наши учащиеся получают возможность освоить содержание образования на максимальном для них уровне. В-пятых, принцип психологической комфортности. Работая над проектом вместе с учеником, учитель может повлиять на снижение стрессообразующего фактора (может возникать при трансакции с представителями научного и социального секторов). В-шестых, принцип вариативности. Взаимодействую с

представителями разных секторов у учащихся формируются навыки к системным знаниями ответственности за принятия решения. В-седьмых, принцип творчества. Умение творчески решать задачи, смотреть на проблему под двумя и более углами зрения помогает учащемуся успешнее осуществлять трансакцию в исследовательском коллективе.

С точки зрения организации взаимодействия (трансакции) секторов, которое обеспечивает эффективность и результативность сектора общего образования, мы будем опираться, с одной стороны, на модель тройной спирали Г. Ицковица (тесное взаимодействие университета, бизнеса и государства) [11], а, с другой стороны, на спираль Маслоу-Бусыгина [12]. Модель тройной спирали не просто направляет в нужное русло сотрудничество между тремя основными институциональными игроками, она представляет собой модель пространства. Речь идет о пространстве инноваций, согласия и знаний [11]. В модель тройной спирали мы вносим изменения. Наша модель будет состоять из четырех спиралей: 1) общеобразовательный сектор; 2) научный сектор (вузы, научные лаборатории и пр.); 3) сектор социальных организаций (НКО, бизнес организации и пр.); 4) государственный сектор (органы власти, которые связаны с организацией, реализацией и контролем образовательной деятельности. Эти 4 спирали могут взаимодействовать при реализации проектно-исследовательской деятельности как все вместе, так и различными трансакциями: 1+2, 1+3, 1+4, 1+2+3, 1+2+4, 1+3+4. Поскольку наше исследование акцентированно на трансакции общеобразовательного сектора с другими секторами, во всех комбинациях взаимодействия

секторов сектор общего образования присутствует.

Помещая наши четыре спирали в спираль Маслоу-Бусыгина, говорим об убедительном доказательстве того, что уровень экологической подготовки личности является своего рода панацеей в решении жизненно-важных проблем не только конкретного индивида, но и всего человечества [12]. В нашем случае это -удовлетворенность, успешность юного исследователя и субъектов каждого сектора, участвующего во взаимодействии (трансакции): сектор общего образования получает успешного учащегося; научный сектор - подготовленного к научной деятельности абитуриента; сектор социальных организаций - возможного/ вероятного будущего сотрудника;

государственный сектор - в зависимости от органа власти: органы власти, отвечающие за качество образования, - успешного учащегося, органы власти, курирующие научные разработки, - возможного/ вероятного будущего сотрудника/ изобретателя.

Результаты исследования. Лицей «Спутник» осуществляет образовательную деятельность с 2015 года. С 2016 года проектно-исследовательская деятельность стала одним из важных учебных направлений. Мы сравним уровень заинтересованности учащихся, родителей и учителей в реализации проектно-исследовательской деятельности. В 2018 году было опрошено 147 респондентов (из которых 82 учащихся, 35 родителей, 30 учителей). Значимость данного вида деятельности понимали и поддерживали - 47% респондентов; с необходимостью вовлечения максимального количества учащихся согласились - 40%; понимание трудоемкости проектно-

исследовательской деятельности осознавали 60%; выразили мнение о недостаточной консультативной базы, применения результатов на практике - 82%. Если мы сравним опрос, проведенный в 2021 году, то увидим изменения во многих показателях. В 2021 году участниками опроса стали 354 учащихся, 112 родителей, 75 учителей, см. рисунок 3. Произошло увеличение в показателях значимости деятельности, важности вовлечения большинства учащихся, понимании трудоемкости и резкое понижении показателя «недостаток консультативной базы».

5 4 3 2 1 0

Значимость

Вовлечение учащихся

Трудоемкость

Н2018 □ 2021

Недостаточный уровень консультирования

Рисунок 3. - Результаты опроса респондентов по основным критериям проектно-исследовательской деятельности

На основе взаимодействия (трансакции) Лицея №1 «Спутник» и НКО был создан проект «ЭКОСПУТНИК» в 2019 году, см. рисунок 4. Становление проекта «ЭКОСПУТНИК» происходило поэтапно. Учителями лицея организовывались ключевые мероприятия экологической направленности: организация

раздельного сбора мусора (макулатуры, батареек, пластика); проведение акции: «Кормушки для пернатых друзей», «Лицейский гектар»; посещение экофермы; проведение экоуроков и экофестеваля; проведение экологических мастер-классов: по раздельному сбору мусора, поделки из вторсырья.

Рисунок 4. - Трансакционно-секторный подход при организации проектно-исследовательской деятельности ОО

Далее были привлечены НКО: Поволжская Ассоциация территориального и экологического развития «Мастер-План», Автономная некоммерческая организация «Чистые водоёмы», Автономная некоммерческая организация «Центр

социальных новаций «Каскад-Гео»,

некоммерческое партнерство «Спортивно-туристический клуб «ВелоСамара»,

Экологическое объединение «КолСовет».

6

Представители сектора НКО проводили для учащихся и учителей лицея просветительские лекции, мастер-классы, беседы, в рамках которых учащиеся и сотрудники лицея могли наблюдать как дать «вторую жизнь» старой одежде, утилизировать неработающую технику и многое другое. Результатом данных занятий стало взаимодействие (трансакция) проектно-исследовательского коллектива лицея с представителями некоммерческих организаций. Первые исследования дали возможность участия команды проекта «ЭКОСПУТНИК» в Молодежном форуме Приволжского

федерального округа «¿Волга», проект был признан одним из лучших. Проект был отмечен грантом, лицей получил возможность приобрести эколабораторию. Команда лицея получила заказ от коммерческой фирмы «Чистые водоемы» (о. Проран, Самарская область). Проект получил поддержку АНО «Экологический Центр Поволжья» в лице директора, кандидата биологических наук О.В. Калашниковой. Рассматривая данный опыт, мы можем говорить об успешной коммерциализации знаний и результатов исследования команды лицея.

Таблица 1. -

Участниками коллектива проекта

«ЭКОСПУТНИК» на первоначальном этапе стали 5 учителей и 10 учащихся Лицея №1 «Спутник». Количество людей, охваченных экологической деятельностью (в том числе участники процесса и благополучатели) на сегодняшний день составляет 865 человек.

На этом же этапе был организован велодесант на реку Самара (пос. Красная Самарка, Самарская область) при участии некоммерческого партнерства «Спортивно-туристический клуб «ВелоСамара». Участники велодесанта проводили не только экологические и химические опыты с помощью эколаборатории, но и осуществляли очистку территории реки Самарка.

Получив возможность коммерциализировать результаты своей проектно-исследовательской деятельности коллектив Лицея №1 «Спутник» с успехом транслирует полученные в результате существования проекта «ЭКОСПУТНИК» знания и умения не только жителям Самарской области (численное подтверждение см. выше), но и представлять результаты своей деятельности на всероссийском и международном уровнях, см. таблицу 1.

Трансакция Лицея №1 «Спутник» с сектором НКО

Организация Взаимодействие Результат/ продукт

Поволжская Ассоциация территориального и экологического развития «Мастер -План» Исследование экопрактикума на озере возле дома по адресу г. Самара ул. Большая караванная, 152Ф; 19 июня 2021 г. Участие в фестивале, посвященному празднованию Дня молодёжи в Струковском саду (г. Самара). Создание интерактивной площадки и демонстрация ряд экологических опытов для жителей Самарской области

Автономная некоммерческая организация «Чистые водоёмы» Исследование экопрактикума на острове Поджабный, река Воложка - верхняя протока Волги, Бобровый ерик; 21 июня 2021 г. Написана учебно-исследовательская работа, представленная на Всероссийской олимпиаде школьников по экологии региональном этапе

Автономная некоммерческая организация «Центр социальных новаций «Каскад-Гео» Исследование экопрактикума на острове Поджабный, скважины №1,2,3,4; 20 июня 2021 г. Написана учебно-исследовательская работа, представленная на Всероссийской олимпиаде школьников по экологии региональном этапе

Некоммерческое партнерство «Спортивно -туристический клуб «ВелоСамара» Экологический велопоход; 1-3 июля 2021 Исследование качества воды в 2-х родниках вблизи села Красная Самарка

Экологическое объединение «КолСовет» Исследование экопрактикума на озере Леснуха по адресу г. Самара ул. 5-я просека; 19 мая 2021 г. Написана учебно-исследовательская работа, представленная на Всероссийской олимпиаде школьников по экологии региональном этапе, участие в проекте «Большая перемена»

Экологическое объединение «КолСовет» Акция «Лицейский гектар»; 14 октября 2019 Высажен Дубовый лес под г. Чапаевск (Самарская область)

АНО «Экологический Центр Поволжья» Круглый стол «Актуальные экологические проблемы и их решения» Создание нового «Экологического комитета» при НОЦ мирового уровня «Инженерия будущего»

Экологическая деятельность учреждения, показатели (экологические образовательные

включая качественные и количественные дисциплины и программы, научно-

исследовательская работа, экологическое проектирование, культурные проекты, общественные акции, организация и участие в выставках, конференциях, семинарах и пр., информационно-просветительская работа и пр.) была представлена и отмечена:

В 2021 году на выставке ВУЗПРОМЭКСПО в рамках Конгресса молодых ученых (г. Сочи) на площадке НОЦ мирового уровня «Инженерия будущего».

В рамках Международной недели науки «Сила Инженерии» коллектив Лицея (учителя и обучающиеся) был удостоен диплома лауреата премии НОЦ мирового уровня «Инженерия будущего» в номинации «Экологический десант» за подписью Губернаторов Самарской, Пензенской, Тамбовской областей и Глав Республики Мордовия, Чувашской Республики.

Поскольку в данной работе мы рассматриваем пример экологического проекта, а соответственно реализацию экологических исследований благодаря трансакции разных секторов социальной жизнедеятельности человека (общеобразовательного, научного, социального,

государственного), то следующие показатели, которые мы сопоставим, это учащиеся, выполняющие исследовательские проекты по экологии и биологии. Как мы указывали выше в 2019 году после проведения учителями ряда экологических мероприятий, руководством лицея были заключены договора с рядом НКО (см. выше), были приглашены преподаватели вузов Самарского региона для проведения лекториев, семинаров, лабораторных практикумов. Учащиеся лицея стали все больше заниматься экологическими проектами, увеличилось количество участников Всероссийской олимпиады школьников по экологии (участники данной олимпиады выполняют не только письменное задание, но и защищают экологический проект); на Международном форуме научной молодежи «Шаг в будущее» (г. Москва) (№ 803 в приказе Министерства Просвещения РФ №382 от 31.05.2022). Эти конкурсные мероприятия дают возможность поступления в вуз вне конкурсной основы (ВсОШ) или получения дополнительных баллов (форум).

Школьный этап

Окружной этап □ 2019 02021

Региональный этап

6

4 шш

2 шш шш

- ШШ

2019

2020

□ Количество участников

2021

Рисунок 6. - Результаты участия в Международном форуме

Рисунок 5. - Результаты участия во ВсОШ по экологии

Анализируя рисунок 5 об участии во ВсОШ по экологии, можем отметить, что на школьном этапе (олимпиада проходит в школе, лицее) учителя стараются максимально дать шанс участия всем учащимся (показатели равны), то на последующие этапы уже происходит отбор в соответствии с результатами предыдущего этапа. Поэтому мы видим резкое сокращение, а в 2019 г. даже отсутствие участников на региональном этапе. В 2021 году ситуация несколько исправляется, объясняется это трансакцией (взаимодействием) с сектором НКО и научным сектором (участники регионального этапа - это активные участники проекта «ЭКОСПУТНИК», а также участники университетских лекториев).

Возможность участия в Международном форуме научной молодежи «Шаг в будущее» участник получает в результате многоступенчатого отбора и рецензирования. На форум не принимаются рефераты, только работы с экспериментальной частью. И, если 3 - 4 года назад не было «достойных» работ, то в 2021 году из 6 участников форума 2 стали победителями, 2 - призерами, см. рисунок 6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключение. Как следует из вышеизложенного, трансакционно-секторный подход позволяет учащемуся добывать знания в процессе собственной деятельности, получать необходимую информацию от представителей других секторов, интерес сектора государства или

бизнеса повышает мотивацию учащегося, и при этом, способствует возможному формированию системных и творческих навыков. Реализуя трансакционно-секторный подход, мы ориентируемся на плотное взаимодействие общеобразовательного, научного, социального и государственного секторов, которое позволяет наиболее успешно решать задачи проектно-исследовательской деятельности, в этом и состоит новизна проведенного исследования. Значимость результатов исследования заключается в теоретическом обосновании трансакционно-секторного подхода при реализации проектно-исследовательской деятельности и определении понятийного поля проблемы. Авторский вклад заключается в описании взаимодействия вышеперечисленных секторов.

Трансакционно-секторный подход

предполагает системную организацию проектно-исследовательской деятельности при

целенаправленно скоординированных действиях субъектов всех задействованных секторов для достижения главной цели - показать обучающемуся перспективу возможной будущей профессии. Результаты работы могут быть использованы образовательными, социальными и государственными организациями для привлечения учащихся общеобразовательных организаций к исследовательским проектам.

Литература:

1. Карпов А.О. Генеративная учебная среда: конструкционная и креативные модели / А.О. Карпов // Педагогика. - М., 2018. - № 9. - С. 3-12.

2. Кулаева О.А. Комфортная среда частного образовательного учреждения / О.А. Кулаева // Поволжский педагогический вестник. - Самара: СГСПУ, 2021. - Т.9. - № 3(32). - С. 123-126.

3. Леонтович А.В. Исследовательская и проектная работа школьников. 5-11 классы / А.В. Леонтович. - М.: ВАКО, 2014. - 160 с.

4. Пинская М.А., Михайлова А.М., Рыдзе О.А. Навыки XXI века: как формировать и оценивать на уроке [Электронный ресурс] / М.А. Пинская, А.М. Михайлова, О.А. Рыдзе и др. - Режим доступа: https://edpolicy.ru/form-and-evaluate

5. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/401333920/

6. Кулаева О.А. Тьюторство и развитие критического мышления при организации научно-исследовательской деятельности учащихся в современной школе-лицее / О.А. Кулаева //

Поволжский педагогический вестник. - Самара: СГСПУ, 2019. - Т. 7. - № 4(25). - С. 161-166.

7. Бусыгин А.Г. Интеграционный аспект методологии образования в современной высшей школе / А.Г. Бусыгин // Интеграционные процессы в образовании взрослых / Материалы науч. -практич. конференции. - СПб., 1999.

8. Карпов А.О. Будущее образования / А.О. Карпов // Общественные науки и современность. -2018. - № 5. - С. 115-124.

9. Хасанов И.Ш., Хабибуллин Т.М. Трансакционно-секторный подход к определению топливно-энергетической и бюджетной безопасности региональной экономики [Электронный ресурс] / И.Ш. Хасанов, Т.М. Хабибуллин. - Режим доступа: https://cyberlemnka.rUartide/n/transaktsionno-sektomyy-podhod-k-opredelemyu-topИvno-energeticheskoy-i-byudzhetnoy-bezopasnosti-regionalnoy-ekonomiki/viewer

10. Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://bigenc.ru/economics/text/3546082

11. Ицковиц Г. Модель тройной спирали [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/model-troynoy-spirali

12. Бусыгин А.Г., Бусыгина А.Л. Спираль потребностей как основа теории здоровья здорового человека или строил ли когда-нибудь Абрахам Маслоу

«Пирамиду потребностей Маслоу?» / А.Г. Бусыгин, А.Л. Бусыпина. - Самара: СамГПУ, 2003.

References:

1. Karpov A.O. Generative learning environment: constructive and creative models / A.O. Karpov // Pedagogy. - M., 2018. - № 9. - S. 3-12.

2. Kulaeva O.A. Comfortable environment of a private educational institution / O.A. Kulaeva // Volga region Pedagogical Bulletin. - Samara: SGSPU, 2021. - V. 9. - № 3(32). - S. 123-126.

3. Leontovich A.V. Research and project work of school-children. 5-11 grades / A.V. Leontovich. - M.: VAKO, 2014. - 160 p.

4. Pinskaya M.A., Mikhailova A.M., Rydze O.A. Skills of the XXI century: how to form and evaluate in the lesson [Electronic resource] / M.A. Pinskaya, A.M. Mikhailova, O.A. Rydze et al. - Access mode: https://edpolicy.ru/form-and-evaluate

5. Order of the Ministry of Education of the Russian Federation dated May 31, 2021 No. 287 "On approval of the federal state educational standard for basic general education" [Electronic resource]. - Access mode: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/

6. Kulaeva O.A. Tutorship and the development of critical way of thinking in the organization of research activities of students in a modern lyceum / O.A. Kulaeva // Volga region Pedagogical Bulletin. - Samara: SGSPU, 2019. - V. 7. - № 4 (25). - S. 161-166.

7. Busygin A.G. Integration aspect of the methodology of education in modern higher education / A.G. Busygin // Integration processes in adult education / Materials of scientific-practical. conferences. - SPb., 1999.

8. Karpov A.O. The future of education / A.O. Karpov // Social sciences and modernity. - 2018. - № 5. - S. 115124.

9. Khasanov I.Sh., Khabibullin T.M. Transaction-sectoral approach to determining the fuel and energy and budgetary security of the regional economy [Electronic resource] / I.Sh. Khasanov, T.M. Khabibullin. - Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/transaktsionno-sektornyy-podhod-k-opredeleniyu-toplivno-energeticheskoy-i-byudzhetnoy-bezopasnosti-regionalnoy-ekonomiki/viewer

10. Great Russian Encyclopedia [Electronic resource]. - Access mode: https://bigenc.ru/economics/text/3546082

11. Itskowitz G. Triple helix model [Electronic resource]. - Access mode: https://cyberleninka.ru/ article/n/model-troynoy-spirali

12. Busygin A.G., Busygina A.L. The spiral of needs as the basis of the theory of health of a healthy person, or did Abraham Maslow ever build Maslow's pyramid of needs? / A.G. Busygin, A.L. Busygin. - Samara: SamGPU, 2003.

5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования (13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования)

Сведения об авторах:

Кулаева Ольга Александровна (г. Самара, Россия), кандидат филологических наук, доцент, кафедра английской филологии и межкультурной коммуникации, Самарский государственный социально-педагогический университет; заместитель директора Лицея №1 «Спутник», e-mail: Olga-kulaeva@mail.ru

Севастьянова Елена Сергеевна (г. Самара, Россия), учитель начальных классов, заместитель директора Лицея №1 «Спутник», e-mail: super.siba2015@yandex.ru

Урсул Наталья Сергеевна (г. Самара, Россия), учитель биологии и экологии, заместитель директора Лицея №1 «Спутник», e-mail: natali_ursul@li.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.