УДК: 821.161.1
ББК: 83.3(2=411.2)6
Машенкова И. О.
«ТРАКТАТ О СЮРКОНСЬЯНСИЛИЗМЕ» И.М. ЛЕВИНА КАК
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ «КЛЮЧЕЙ МАРИИ» С.А. ЕСЕНИНА
Mashenkova I. O.
«TRAKTAT O SYURKONSYANSILIZME» BY I. M. LEVIN AS AN AESTHETIC INTERPRETATION OF «KLYUCHI MARII» BY S.A. YESENIN
Ключевые слова: имажинизм, сюрконсьянсилизм, космизм, архетип, Русская Америка, С.А. Есенин, И.М. Левин, К.Г. Юнг, «Трактат о сюрконсьянсилизме», «КлючиМарии».
Keywords: imaginism, surconsciencilism, cosmism, archetype, Russian America, S.A. Yese-nin, I.M. Levin, C.G. Jung, «Traktat o Surkons'yansilizme», «Klyuchi Marii».
Аннотация: в статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с феноменом Русского зарубежья и проблемой творческого взаимодействия писателей.
Цель статьи - рассмотреть творческий потенциал философско-эстетических воззрений С.А. Есенина, заключённых в трактате «Ключи Марии», в аспекте его влияния на культурную жизнь Русской Америки на примере разработанного художником и писателем И.М. Левиным нового направления в живописи - сюрконсьянсилизма, теоретические основы которого были изложены им в статье «Трактат о сюрконсьянсилизме».
Герменевтический подход в сочетании с биографическим, историко-культурным и историко-литературным методами, а также сравнительным и семантическим методами позволяет сопоставить положения, выдвинутые Есениным и Левиным в их философских трактатах.
В результате исследования устанавливается преемственность взглядов Есенина и Левина, экстраполировавшего эстетическую концепцию Есенина применительно к живописи. Более того, выявляется общий философский каркас их положений, основанный на идеях космизма и связанный с теорией архетипов.
Выявленная таким образом связь теоретических воззрений Есенина с развитием изобразительного искусства может послужить отправной точкой для дальнейших исследований на стыке литературоведения, истории искусств и философии. Результаты исследования могут иметь практическое значение в научно-иследовательской дятельности студентов и аспирантов, а также в практике школьного и вузовского преподавания русской литературы и истории искусства.
Abstract: the article deals with the urgent questions concerning the phenomenon of Russia Abroad and the problem of writers' creative interaction.
The aim of the article is to examine the creative potential of philosophical and aesthetical views of S. Yesenin expressed in his treatise "Klyuchi Marii" in the aspect of his influence upon the cultural life of Russian America in the case of surconsciencilism, that is a new artistic movement developed by the artist and writer J. Levin and described by him in his article "Traktat o Surkons'yansilizme ".
The hermeneutic approach combined with the biographical, historical and cultural, historical and literary, comparative, semantic methods allows to compare the theses put forward by Yesenin and Levin in their philosophical treatises.
The investigation results in establishing the continuity of the ideas of Yesenin and Levin, the latter having extrapolated the aesthetical concept of Yesenin on the fine art. Beyond that, it reveals their common philosophical framework based on the ideas of the cosmism and connected with the theory of archetypes.
The link of Yesenin's theoretical views with the development of fine arts thus revealed can serve as a starting-point for the further research at the junction of literary study, history of arts and philos-
ophy. The results of the investigation conducted may be ofpractical importance in the research activity at high schools as well as in school teaching literature and history of arts.
Создание творческой биографии писателя в историко-литературном и культурно-историческом контексте эпохи представляет одно из приоритетных направлений современного литературоведения; не менее актуальной является проблема творческого взаимодействия писателей. Проведённое в настоящем исследовании сопряжение этих двух проблем на стыке литературоведения и истории живописи с культурным феноменом Русского Зарубежья, являющегося в настоящее время предметом пристального внимания мирового гуманитарного знания, в полной мере может быть отнесено к наиболее востребованным вопросам современной филологии.
Трактат С.А. Есенина «Ключи Марии» (1918), во всей глубине своих художественно-философских смыслов, был и остаётся объектом пристального изучения литературоведов,
среди которых в первую очередь стоит отме-
1 2 тить С.И. Субботина , В.Г. Базанова,
Н.И. Шубникову-Гусеву. В частности, Шуб-никова-Гусева достаточно подробно исследовала тему «Есенин как теоретик искусства»: «Есенин разработал оригинальную эстетику, которая не только органически вытекала из его поэтической практики, но существенно обогащала её и намечала пути самобытного развития русского искусства»3. Концептуальное послание о путях развития русской культуры, адресованное Есениным собратьям по поэтическому цеху, возможно продуктивно экстраполировать и на изобразительное искусство. В этой связи перспективным представляется обращение к творческому наследию художника и писателя И.М. Левина (1894-1979), которого с Есениным связывала дружба.
1 См. реальный комментарий к статье «Ключи Марии» - Есенин С.А. Полное собрание сочинений: В 7 т. / Гл. ред. Ю.Л. Прокушев; Рос. акад. наук. Ин-т мировой лит. им. А.М. Горького. М.: Наука: Голос, 1995. Т. 5. С. 433-498.
2 Базанов В.Г. Древнерусские ключи к «Ключам Марии» Есенина // Миф - фольклор - литература. (отв. редактор В.Г. Базанов), Л.: Наука, 1978. С. 204-249; его же: Сергей Есенин и крестьянская Россия. Л.: Сов. писатель: Ленингр. отд-ние, 1982. С. 46-79.
3 Шубникова-Гусева Н. Есенин как теоретик искусства. К постановке вопроса [Электронный ресурс] URL: http://independent-academy.net/science/tetradi/14/ shubnikova.html (Дата обращения: 10.02.2019)
Для решения обозначенной проблемы представляется целесообразным применение в первую очередь биографического, историко-культурного и историко-литературного методов, позволяющих воссоздать и дополнить страницы творческой биографии Есенина и Левина в контексте литературного процесса, исторических событий и их личных отношений, а также сравнительного и семантического методов, позволяющих выявить причинно-следственные связи в их творчестве.
Левин - автор посмертного портрета Есенина, стихов и статей о нём4. Он родился в Петербурге в семье портного, сумевшего привить всем пятерым своим сыновьям любовь к искусству. В 1910-1913 гг. Левин обучался в школе при Императорском обществе поощрения художеств, возглавляемом Н.К. Рерихом, затем обучался в США, а после Февральской революции вернулся в Россию и работал в Москве в студии академика Ф.И. Рерберга. Именно в этот период произошла его первая встреча с Есениным, описанная впоследствии в его воспоминаниях: «С Есениным я встретился впервые в 1918 г. в Москве. Светло-голубые глаза, васильковые, льняные волосы, прямая статная фигура. Он носил тогда косоворотку и казался милым пастушком, убежавшим из деревни»5. В этом же году Левин с группой литераторов и художников уезжает в Сибирь, а затем в Китай, где проходят выставки его картин. Следующая их встреча состоялась в Москве в 1923 году, по возвращении Есенина из Америки. По воспоминаниям Левина, они часто встречались в кафе «Стойло Пегаса»; Левин много раз договаривался с Есениным о встрече, чтобы написать его портрет, но каждый раз при появлении поэта его окружала толпа. Портрет был написан лишь в траурную ночь с 30 на 31 декабря 1925 года, когда гроб с останками поэта был помещён для прощания в Доме Союза писателей в Москве6.
4 Левин В., Левин И. О Есенине и о себе. Тамбов, 2016. - 366 с.
5 Левин И.М. Сергей Есенин // Новая заря. 1963. 19 октября.
6 Там же.
STENDAHL GALLERY NOV. 20—DEC. 2, 1944
3006 Wilshire Blvd. 9 a.m. to 5:30 p.m. Daily
/btzis
MOULIN ROUGE, By J. Levin
Рисунок 1 - Каталог выставки «Париж на картинах Иосифа Левина». 1944 г.
Вскоре после смерти поэта, в начале 1926 года, Левин переехал в Париж. Три года подряд, с 1928 по 1930, он был участником выставок Салона Независимых (le Salon des Indépendants), в которых наряду с французскими художниками принимали участие десятки русских художников-эмигрантов, в том числе М. Ларионов и Н. Гончарова, с которыми он общался ещё в России 1. Безусловно, взаимодействие с выдающимися представителями художественного авангарда в значительной степени дало и стимул, и
1 Société des artistes indépendants. Catalogue de la 39e exposition 1928 au Grand Palais des Champs-Elysées du 20 janvier au 29 février. Paris, 1928. P. 176, 226, 236; Société des artistes indépendants. Catalogue de la 40e exposition 1929 au Grand Palais des Champs-Elysées du 18 janvier au 28 février. Paris, 1929. P. 161, 212, 223; Société des artistes indépendants. Catalogue de la 41e exposition 1930 au Grand Palais des Champs-Elysées du 17 janvier au 2 mars. Paris, 1930. P. 159, 209, 221.
направление творческим поискам Левина. При этом заслуживает внимания утверждение итальянского критика Франки Каль-цавакка (Franca Calzavacca) о влиянии Есенина на творчество художников-авангардистов, и в частности на Левина: «...русский художник (Левин - И.М.) активно посещал группы художников-авангардистов с Ларионовым, а затем с Малевичем, Татлиным, Эль Лазаром [Лисицким], которые сформулировали общую эстетическую идею, отождествлявшуюся с имажинизмом Есенина и нацеленную на поиски "живой души цвета" (перевод мой. -И.М.)»2. Влияние Есенина на Левина-художника и Левина-писателя рассматривалось в ряде исследований3. Интерес представ-
2 Calzavacca, Franca. Joseph Levin presenta la sua vita di pittore. // Paese Sera. 1979. 26 Gennaio. p. 18.
3 См. статьи: Середа В.П. Сергей Есенин и Иосиф
лял необычный ракурс восприятия творчества Есенина его другом сквозь призму личных и творческих отношений и собственных духовных исканий. Однако предыдущие работы носили большей частью описательный характер, и попытки анализа были ограничены в первую очередь недостаточностью материала. В настоящее время, в свете вновь открывшихся документальных источников из архива племянницы художника И. Левиной (1930-2017), появилась возможность всесторонне изучить этот вопрос.
Есенинское обращение к современникам было, несомненно, услышано Левиным и оригинально интерпретировано им в собственной теории сюрконсьянсилизма, или космического реализма. Основные идеи этой теории сконцентрированы в термине «8игсопс81епсШ8ш», который сам Левин переводил как «сверхчувственная» или «сверхсознательная живопись». Однако перевод «надчувственная, надсозна-тельная живопись» представляется более точным в определении сущности этой теории как обращения к новому уровню выражения и восприятия.
Левин // Сергей Есенин: диалог с XXI веком. Сборник научных трудов по материалам Международного научного симпозиума, посв. 115-й годовщине со дня рождения С.А. Есенина. Москва - Константиново -Рязань, 2011. С. 360-372; его же: Иллюстрации Иосифа Левина к книге С.А. Есенина «Исус Младенец» // Сергей Есенин и его современники. Сборник научных трудов. Москва - Константиново - Рязань, 2015. С. 487-493; Машенкова И.О. Иоланда Левина: «Мой отец был другом Есенина» // Биография и творчество Сергея Есенина в энциклопедическом формате. Сборник научных трудов по материалам Международной научной конференции, посв. 116-летию со дня рождения С.А. Есенина. Москва - Рязань - Константиново, 2012. С. 453-458; её же: Сергей Есенин в творчестве Иосифа Левина // Сборник трудов по материалам Международной научной конференции, посв. 117-летию со дня рождения С.А. Есенина и Году российской истории. Москва - Константиново - Рязань, 2013. С. 360-366; Есенинские «Ключи...» к
сюрконсьянсилизму Иосифа Левина // Сергей Есенин и искусство. Сборник научных трудов. Москва -Константиново - Рязань, 2014. С. 350-354; Ветхозаветные реминисценции: взгляд на поэму С.А. Есенина «Пугачёв» по прочтении пьесы И.М. Левина «Моисей» // Сергей Есенин и его современники. Сборник научных трудов. Москва - Константиново -Рязань, 2015. С. 354-361; Сергей Есенин в воспоминаниях Иосифа Левина: новые находки // Сергей Есенин. Личность. Творчество. Эпоха. Сборник научных трудов. Москва - Константиново - Рязань, 2016. С. 634637.
Художественная теория Левина возникла как преодоление реалистической эстетики собственного творчества. Он вошёл в живопись как яркий представитель реалистического направления. Критики отмечали непринуждённость и точность его кисти. Во время выставки «Париж на картинах Иосифа Левина» в Лос-Анджелесе в 1944 году американская пресса восторженно отзывалась о довоенных картинах и литографиях Левина, описывающих различные грани парижской жизни, призывая: «Французы, страдающие ностальгией, приходите смотреть Париж на картинах Левина! (перевод мой. - И.М.)»1. Однако в том же году Левин начинает развивать идеи сюркон-сьянсилизма и работать в совершенно новой манере.
Своеобразной точкой отсчёта переосмысления художественных принципов для Левина стала выставка его картин в Пекине в 1922 году. Во время обеденного перерыва неизвестный шутник, воспользовавшись отсутствием служителей, перевернул несколько картин вверх ногами. Вместо негодования этот поступок вызвал у художника размышления. -«Посетитель, очевидно, не понял эти картины и решил наказать таким, доступным ему, способом автора их, - объясняет Левин. - Этот приём меня сильно озадачил»2. Многолетние поиски привели Левина к заключению: композиции картин должны быть выстроены со всех четырёх сторон на подрамнике таким образом, что у картины нет ни верхней, ни нижней, ни правой, ни левой стороны. Эта идея является воплощением образа, приведённого Есениным в «Ключах Марии» как знака, данного нам предками: «Человек, идущий по небесному своду, попадёт головой в голову человека, идущего по земле. Это есть знак того, что опрокинутость земли сольётся в браке с опро-кинутостью неба»3. Сделанный Есениным вывод «Пространство будет побеждено» послужил для Левина основополагающей идеей.
1 Paris in Paintings by Joseph Levin. Stendahl Gallery, Los Angeles, 1944. P. 2
2 Левин И.М. Космос и фантастика // Новая заря. 1973. 23 июня.
3 Есенин С.А. Полное собрание сочинений: В 7 т. / Гл. ред.- Ю.Л. Прокушев; Рос. акад. наук. Ин-т мировой лит. им. А.М. Горького. - М.: Наука: Голос, 1995. Т. 5. С. 203.
Рисунок 2 - И. Левин. Композиция
Принцип четверной композиции, предложенный Левиным, нарушал перспективу изображения. Для него это означало не только преодоление двухмерного пространства, составлявшее его задачу как художника-реалиста, но и выход за пределы трёхмерного пространства в пространственно-временной континуум, компонентом которого является движение. Это движение, получившее импульс подсознательного мира, то есть движение души, Левин назвал «цен-трофугой»1.
Таким образом, в основе творческого манифеста Левина лежит представление о тождественности космического мира человеческой душе. Эта идея, свидетельствующая об обращении к «Ключам Марии», была выражена Левиным в «Трактате о сюр-консьянсилизме» (1962). Трактат начинается с обоснования поиска новых средств выражения: «Наша эпоха исключительна тем, что в наши дни происходит переоценка всего культурного наследства... Искусство обогатилось новыми средствами, новым опы-
1 Левин И.М. Космос и фантастика.
2
том, которых оно не знало раньше»2. Об этом же писал Есенин в «Ключах Марии»: «Да, мы едем, едем потому, что земля уже выдышала воздух, она зарисовала это небо и рисункам её уже нет места. Она к новому тянется небу, ища нового незаписанного места, чтобы через новые рисунки, через новые средства, протянуться ещё дальше»3. Именно стремление «к новому небу» как центробежное движение космического мира является одним из основных понятий сюр-консьянсилизма. О таком же движении души, сметающей круг за кругом, писал и Есенин: «...буря наших дней должна устремить и нас от сдвига наземного к сдвигу космоса... Человеческая душа слишком сложна для того, чтобы заковать её в определённый круг звуков какой-нибудь одной
4
жизненной мелодии или сонаты...» .
2 Левин И. Трактат о сюрконсьянсилизме. (Центрофуга) // Вениамин Левин, Иосиф Левин. О Есенине и о себе. Тамбов, 2016. С. 345.
3 Есенин С.А. Полное собрание сочинений: В 7 т. / Гл. ред. Ю.Л. Прокушев; Рос. акад. наук. Ин-т мировой лит. им. А.М. Горького. М.: Наука: Голос, 1995. Т. 5. С. 212.
4 Там же. С. 211.
Перекличка космических мотивов в идеях Есенина и Левина не случайна. Трактат Есенина был создан в период всплеска интереса русской творческой среды к космизму. В 1924 году В.Л. Львов-Рогачевский, отстаивая тезис о неоднородности имажинизма, противопоставлял урбанистическому футуризму В.Г. Шершеневича «космизм сына полей Есенина», теория и практика которого «овеяны живым дыханием природы»1. Левин создавал свою теорию в период Второй мировой войны, связывая с окончанием войны надежды на художественное преобразование мира. Его определение сюрконсьянсилизма как космического реализма нашло подтверждение спустя полтора десятилетия его работы в новом направлении: его «надсознатель-ные» изображения на новом этапе освоения космоса стали восприниматься как реальные объекты. В 1959 году корреспондент «Дейли телеграф» в репортаже с открытия выставки Левина в Лондоне писал: «Я спросил его, имеет ли его картина "Фигурация" какое-либо отношение к Спутнику. "Нет, - засмеялся он. -Она была написана до того, как мы услышали о Спутнике" (перевод мой. - И.М.)» . Материализация творческой фантазии художника, ставшая потрясением для зрителей, заслуживает отдельного внимания, поскольку соотносит трактаты Есенина и Левина с концепцией фантазии К.Г. Юнга, выраженной в теории архетипов. «Ключи Марии» построены на воссоздании космологических архетипов, зашифрованных в фольклоре, в народном орнаменте, русской азбуке. «Трактат о сюрконсьянсилиз-ме» призывает к освобождению от стереотипов и возвращению к ощущению космического мира, определяя сюрконсьянсилизм как «дерзание проникнуть в миры выше нашего зрения и сознания, шестого чувства, ибо мир вовсе не таков, каким мы его привыкли видеть нашим слабым зрением и сознанием»3. Левин ссылается на Юнга, определяя фантазию как творческую энергию души и говоря о профе-тизме творчества, опережающего науку4. От
1 Львов-Рогачевский В.Л. Новейшая русская литература [взгляд из 1924 г.] М. Издательство Юрайт, 2019. С. 296.
2 Paintings of the Atom Era. "Surconscious" Art Comes to London. // Daily Telegraph. 1959. May, 30.
3 Левин И. Трактат о сюрконсьянсилизме... С. 355.
4 ср.: «Так как активная фантазия составляет главный признак художественной деятельности духа, то
трактовки фантазии, данной Юнгом, Левин обращается непосредственно к архетипам словесного орнамента, отражённых в «Ключах Марии»: «Очень яркий пример дают дети: они любят непонятные слова, звуки слов, потому что в слове есть орнамент, который создаёт особый мир чувств и понятий. Тайна звука, словесный орнамент непостижимы, как само творчество»5.
Представляется логичным утверждение, что Левин рассматривал трактат «Ключи Марии» не только как идейную основу для создания сюрконсьянсилизма, но и как модель для создания собственного манифеста, оперируя аналогичными понятиями. В статье «Сергей Есенин», посвящённой 40-летию посещения Есениным Нью-Йорка, он пишет: «В "Ключах Марии" Есенин говорит о том, что поэт должен искать новые пути, искать новые образы, с которыми поэт связался бы с незримым ми-ром»6. Задачу нового искусства Левин видит в прорыве на новый уровень творчества: «Нам необходим прорыв в сверхчувственный мир в сторону создания новых объектов, проникнутых космическим мироощущением пространства и массы» . «Прорыв» и для Левина, и для Есенина - это преодоление слепоты, «двойное зрение», по Есенину, и «психическое зрение», по Левину. Психическое зрение, согласно Левину, воспринимает цвет и движение центробежной силы. Оно разрушает рамки обычной перспективы и выводит нас из трёхмерного пространства в четырёхмерное. Сюрконсь-янсилизм апеллирует не к разуму, а исключительно к чувствам, однако именно это чувственное восприятие должно, по замыслу Левина, создать новый тип мышления - над-чувственный и надсознательный: «В своём поступательном движении искусство не доказывает, а показывает. Благодаря показу,
возникает новый строй мысли, чувств, ве-
8
дущих к миропознанию...» .
художник есть не только изобразитель, но творец и, следовательно, воспитатель, ибо его творения имеют ценность символов, предначертывающих линии будущего развития» - Юнг К.Г. Психологические типы / Пер. с нем. Софии Лорне; под общей ред. В. Зеленского. Спб.; М.: Ювента; Прогресс-Универс, 1995. С. 571-578.
5 Левин И. Трактат о сюрконсьянсилизме... С. 352.
6 Левин И.М. Сергей Есенин // Новая заря. 1963. 19 октября.
7 Левин И. Трактат о сюрконсьянсилизме... С. 348.
8 Там же.
Характеризуя творчество древних русских сказителей, Есенин пишет о лежащем в основе его расчёте, о «строго высчитанной сумме образов». На расчёте основан и левинский сюрконсьянсилизм. С категорией числа в живописи он соотносит цвет: «Если говорить на языке искусства - живописи, то вместо чисел будут краски, вписанные в пространство холста, выражающие какую-то величину, движимую центробежной силой»1. Этот расчёт позволяет художнику прорываться из системы привычных образов в область «психического зрения». В противном случае, считает Левин, живопись представляет собой либо «литературу в картине», либо элемент интерьера.
Сюрконсьянсилизм Левина был встречен с интересом. Его картины выставлялись в Нью-Йорке, Париже, Лондоне, Амстердаме, Риме, Гаване. Критики отмечали: «Как у многих русских художников, в частности Малевича, его искусство более духовно, нежели интеллектуально (перевод мой. -И.М.)» . Поэт и публицист Леонид Опалов, посетивший студию Левина в Нью-Йорке, вспоминал, что картины произвели на него впечатление воображаемого полёта спутников в межпланетное пространство: «Это движение масс, меняющее форму в пространстве! Души вещей... он стремится передать стихию цвета без рассказа. У него - показ» .
В Советском Союзе творчество Леви-на-сюрконсьянсилиста было встречено с меньшим энтузиазмом. В 1967 году художнику удалось осуществить давнюю мечту -приехать на родину с выставкой. Литературовед Е.Ф. Никитина, чей дом долгое время оставался средоточием творческой среды столицы, местом проведения знаменитых «Никитинских субботников», характеризовала творчество Левина как необычайно сложное для восприятия. Она писала тамбовскому коллекционеру Н.А. Никифорову о встрече с Левиным, их общим другом: «Он был у меня дважды за эти дни. Подписал. картину. Т.о. я знаю, где верх у
неё.» . В результате уже после того как картины были развешены для выставки, Никитина распорядилась убрать сюрконсь-ялистические полотна, оставив только экспрессионистские. Левину пришлось ограничиться докладом о «космическом реализме» и обещанием выставить «сложные для восприятия» картины в следующий раз5. Здесь уместно заметить, что на выставке экспонировался также посмертный портрет Есенина, сделанный Левиным в 1925 году. Портрет был подарен Никитиной, а она, в свою очередь, передала его в дар Государственному литературному музею. Второй вариант рисунка был подарен автором Никифорову и в настоящее время хранится в Тамбове.
Хотя Левин относил понятие сюркон-сьянсилизма исключительно к живописи, для него было важно донести до зрителя идею своего творчества. Поэтому он неоднократно обращался к толкованию этой идеи в своих литературных произведениях. Так, в статье «О театре В.Э. Мейерхольда» (1965) он пишет: «Лично я ввёл в живопись "центрофугу", которая перестраивает заново перспективу, используя краску в соответствии с массой, пространством, что приобретает космическое выражение... Эта "биомеханика" пришла ко мне в живопись ещё до космических полётов».
В романе «Адамово зачатье» (1976) Левин появляется сам в образе второстепенного персонажа - художника, объясняющего зрителям смысл космического реализма: «Живопись должна передавать стихию цвета, краску, положенную на холст, как материал и фактуру. Они живут в нашей
душе, ища выхода в абстрактной форме, пе-~ ~ 6 редавая окружающий нас невидимый мир» .
1 Там же. С. 346.
2 Joseph Levin. Sessantanni di pittura. Gallería "Il Grifo", Roma, 1977. P. 8.
3 Опалов Л.В студии художника Иосифа Левина. //
Новая заря. 1960.
Письмо Е.Ф. Никитиной Н.А. Никифорову от 12 октября 1967 г. Фонды Литературно-художественного музея С. Денисова, Тамбов.
5 Левин И.М. Космос и фантастика.
6 И.М. Левин. Адамово зачатье. Париж, Гриф, 1976. С.148.
Рисунок 3 - И. Левин выступает на «Никитинских субботниках» с докладом о своём творчестве
Следует отметить, что и в этом случае можно провести параллель с «Ключами Марии». Левин устами художника объясняет зрителям разницу между идеалистической основой сюрконсьянсилизма и материалистической - кубизма: «Прежде всего супер-чувствительность не к окружающему миру предметов, как то было провозглашено кубизмом, а явление внутреннего мира человека духовного»1. Есенин пишет о бездуховности футуризма: «Бессилие футуризма выразилось главным образом в том, что, повернув сосну кореньями вверх и посадив на сук ей ворону, он не сумел дать
жизнь этой сосне без подставок» .
В романе «Адамово зачатье» Левин провозглашает триумф нового искусства: «Мы вступаем в эпоху новых взаимоотношений человека с миром, не как раба машины, а как создателя и повелителя её, по заранее выработанному плану»3. Рядом с этими строками слова Есенина звучат уже не только как идейная основа нового искусства, но как пророчество: «...в свой творческий рисунок мира люди, как в инженерный план, вдунут осязаемые
4
грани строительства» .
Рисунок 4 - И. Левин. Портрет Есенина. 31 декабря 1925 года. Рисунок из коллекции Н.А. Никифорова
Есенин С.А. Полное собрание сочинений: Т. 5.
С. 208.
1 Там же.
Левин И.М. Адамово зачатье. С. 148.
Есенин С.А. Полное собрание сочинений: Т. 5.
С. 203.
2
3
4
Таким образом, художественная концепция, разработанная Есениным в 1918 году, оказала ощутимое влияние спустя четверть века на развитие нового направления в живописи Левина. Применяя используемые Есениным принципы тождественности «душа - космос», движения души «круг за кругом» на новые уровни, преодоления трёхмерного пространства, востребованно-
сти «двойного зрения», «строго высчитанной суммы образов» и следуя эстетическим принципам, разработанным Есениным, Левин экстраполировал их на проблемы современного изобразительного искусства, тем самым показав востребованность и творческий потенциал теоретических положений, сформулированных в «Ключах Марии».
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Базанов, В.Г. Древнерусские ключи к «Ключам Марии» Есенина // Миф - фольклор - литература (отв. редактор В.Г. Базанов). - Л.: Наука, 1978. - С. 204-249.
2. Базанов, В.Г. Сергей Есенин и крестьянская Россия. - Л.: Сов. писатель: Ленингр. отд-ние, 1982. - С. 46-79.
3. Левин, В., Левин, И. О Есенине и о себе. - Тамбов, 2016. - 366 с.
4. Левин, И.М. Адамово зачатье. - Париж: Гриф, 1976. - С. 148.
5. Левин, И.М. Космос и фантастика // Новая заря. - 1973, 23 июня.
6. Левин, И.М. О театре В.Э. Мейерхольда // Новая заря. - Нью-Йорк, 1965, 9 октября.
7. Левин, И.М. Сергей Есенин // Новая заря. - 1963, 19 октября.
8. Львов-Рогачевский, В.Л. Новейшая русская литература [взгляд из 1924 г.]. - М.: Юрайт, 2019. - С. 296.
9. Машенкова, И.О. Есенинские «Ключи...» к сюрконсьянсилизму Иосифа Левина // Сергей Есенин и искусство: сборник научных трудов. - М. - Константиново - Рязань, 2014. -С. 350-354.
10. Машенкова, И.О. Ветхозаветные реминисценции: взгляд на поэму С.А. Есенина «Пугачёв» по прочтении пьесы И.М. Левина «Моисей» // Сергей Есенин и его современники: сборник научных трудов. - М. - Константиново - Рязань, 2015. - С. 354-361.
11. Машенкова, И.О. Иоланда Левина: «Мой отец был другом Есенина» // Биография и творчество Сергея Есенина в энциклопедическом формате: сборник научных трудов по материалам Международной научной конференции, посв. 116-летию со дня рождения С.А. Есенина. - М. - Рязань - Константиново, 2012. - С. 453-458.
12. Машенкова, И.О. Сергей Есенин в воспоминаниях Иосифа Левина: новые находки // Сергей Есенин. Личность. Творчество. Эпоха: сборник научных трудов. - М. - Константиново - Рязань, 2016. - С. 634-637.
13. Машенкова, И.О. Сергей Есенин в творчестве Иосифа Левина: сборник трудов по материалам Международной научной конференции, посв. 117-летию со дня рождения С.А. Есенина и Году российской истории. - М. - Константиново - Рязань, 2013. - С. 360-366.
14. Опалов, Л. В студии художника Иосифа Левина // Новая заря. - 1960.
15. Середа, В.П. Иллюстрации Иосифа Левина к книге С.А. Есенина «Исус Младенец». // Сергей Есенин и его современники: сборник научных трудов. - М. - Константиново - Рязань, 2015. - С. 487-493.
16. Середа, В.П. Сергей Есенин и Иосиф Левин // Сергей Есенин: диалог с XXI веком: сборник научных трудов по материалам Международного научного симпозиума, посв. 115-й годовщине со дня рождения С.А. Есенина. - М. - Константиново - Рязань, 2011. - С. 360-372.
17. Субботин, С.И. Комментарий к статье «Ключи Марии» // Есенин С.А. Полное собрание сочинений: в 7 т. / гл. ред. Ю.Л. Прокушев; Рос. акад. наук. Ин-т мировой лит. им. А.М. Горького. - М.: Наука: Голос, 1995. Т. 5. - С. 433-498.
18. Шубникова-Гусева, Н. Есенин как теоретик искусства. К постановке вопроса. [Электронный ресурс]. - ЦКЪ: http://independent-academy.net/science/tetradi/14/shubnikova.html (Дата обращения: 10.02.2019).
19. Юнг, К.Г. Психологические типы / пер. с нем. Софии Лорне; под общей ред. В. Зе-
ленского. - СПб.; М.: Ювента; Прогресс-Универс, 1995. - С. 571-578.
20. Calzavacca, Franca. Joseph Levin presenta la sua vita di pittore. // Paese Sera. 1979. 26 Gennaio. P. 18.
21. Joseph Levin. Sessantanni di pittura. Galleria "Il Grifo", Roma, 1977. P. 8.
22. Paintings of the Atom Era. "Surconscious" Art Comes to London. // Daily Telegraph. 1959. May, 30.
23. Paris in Paintings by Joseph Levin. Stendahl Gallery, Los Angeles, 1944. P. 2.
24. Société des artistes indépendants. Catalogue de la 39e exposition 1928 au Grand Palais des Champs-Elysées du 20 janvier au 29 février. Paris, 1928. Pp. 176, 226, 236.
25. Société des artistes indépendants. Catalogue de la 40e exposition 1929 au Grand Palais des Champs-Elysées du 18 janvier au 28 février. Paris, 1929. Pp. 161, 212, 223.
26. Société des artistes indépendants. Catalogue de la 41e exposition 1930 au Grand Palais des Champs-Elysées du 17 janvier au 2 mars. Paris, 1930. Pp. 159, 209, 221.