Научная статья на тему 'Трактат "о пневме" (DeSpiritu) Аристотелевского корпуса'

Трактат "о пневме" (DeSpiritu) Аристотелевского корпуса Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
585
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛА АРИСТОТЕЛЯ / ПНЕВМА / ЖИЗНЕННЫЙ ДУХ / ЭМПЕДОКЛ / ФИЗИОЛОГИЯ / ДЫХАНИЕ / THE SCHOOL OF ARISTOTLE / PNEUMA / VITAL SPIRIT / EMPEDOCLES / PHYSIOLOGY / BREATH

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Афонасин Евгений Васильевич

Перипатетический трактат Peri pneumatos активно обсуждается в последнее время в научной литературе. Некоторые авторы, в особенности А. Бос и Р. Ферверда (Bos, Ferwerda 2008), пытаются доказать, что трактат принадлежит самому Аристотелю или, по крайней мере, все идеи, высказываемые его автором, восходят к аутентичным сочинениям Стагирита. Напротив, П. Григорич, О. Льюис и М. Кухар (Gregoric, Lewis, Kuhar 2015) убеждены в том, что развиваемые в трактате физиологические представления получили распространение лишь после Аристотеля, что подтверждает традиционную датировку трактата временем после Праксагора с Коса (ок. 300 до н. э.). В целом разделяя это последнее предположение, в настоящей работе я помещаю это древнейшее и уникальное свидетельство дискуссий об источнике роста и питания так называемой «внутренней пневмы» в контекст перипатетической традиции раннего эллинистического периода. Трактат переводится на русский язык впервые

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Corpus Aristotelicum. De spiritu: an introduction, a translation from the Greek into Russian and notes

The Peripatetic treatise Peri pneumatos has recently received a great deal of scholarly attention. Some authors, predominantly A. Bos and R. Ferwerda (2008), try to prove that the treatise is a genuine work of Aristotle and all the theories advanced in the text can be ultimately explained by references to this or that Aristotelian doctrine. Quite on the contrary, P. Gregoric, O. Lewis and M. Kuhar (2015) are firmly convinced that the treatise contains some physiological ideas introduced after Aristotle and are inclined to support the traditional dating of the treatise to the time after Praxagoras of Cos (ci. 300 BCE). Largely in agreement with the latter proposition, in the present study I tentatively place this earliest and unique witness of the discussions on the source of growth and nourishment of the so-called connate pneuma in the context of the Peripatetic tradition of the Early Hellenistic period. The treatise is translated into the Russian for the first time

Текст научной работы на тему «Трактат "о пневме" (DeSpiritu) Аристотелевского корпуса»

ТРАКТАТ «О ПНЕВМЕ» (DE SPIRITU) АРИСТОТЕЛЕВСКОГО КОРПУСА

Е. В. Афонасин Томский государственный университет Новосибирский государственный университет afonasin@post.nsu.ru

Eugene Afonasin Tomsk State University, Novosibirsk State University, Russia

Corpus Aristotelicum. De spiritu:

an introduction, a translation from the Greek into Russian and notes Abstract. The Peripatetic treatise Peri pneumatos has recently received a great deal of scholarly attention. Some authors, predominantly A. Bos and R. Ferwerda (2008), try to prove that the treatise is a genuine work of Aristotle and all the theories advanced in the text can be ultimately explained by references to this or that Aristotelian doctrine. Quite on the contrary, P. Gregoric, O. Lewis and M. Kuhar (2015) are firmly convinced that the treatise contains some physiological ideas introduced after Aristotle and are inclined to support the traditional dating of the treatise to the time after Praxagoras of Cos (ci. 300 BCE). Largely in agreement with the latter proposition, in the present study I tentatively place this earliest and unique witness of the discussions on the source of growth and nourishment of the so-called connate pneuma in the context of the Peripatetic tradition of the Early Hellenistic period. The treatise is translated into the Russian for the first time.

Keywords: the school of Aristotle, pneuma, vital spirit, Empedocles, physiology, breath. * Статья написана при поддержке программы повышения конкурентоспособности Томского государственного университета.

ЕХОЛН Vol. 12. 1 (2018) www.nsu.ru/classics/schole

© Е. В. Афонасин, 2018 DOI: 10.21267/AQUILO.2018.12.10425

Предисловие переводчика

«Во многих случаях пневма используется в живом организме в качестве инструмента. Подобно тому, как разные инструменты необходимы в ремеслах, например, молот и наковальня в кузнице, так же и пневма нужна в вещах, создаваемых природой» (Аристотель, О рождении животных 78дЬ8-12).

Чем питается душа? На этот вопрос пытается ответить неизвестный автор небольшого трактата лер1 пуги^атод, входящего в Аристотелевский корпус. О «внутренней пневме» (пуги|ла сти|Лфито\>) упоминает и Аристотель, связывая ее с «внутренним теплом». Она присутствует уже в семени и отвечает за его продуктивность (Аристотель, О рождении животных 7з6Ьзо сл.), а в трактате О движении животных Аристотель говорит, что внутренняя пневма присуща всем живым существам и в душевном начале выполняет ту же роль, что и точка опоры в сочленении, то есть позволяет двинуться вперед (70за10 сл.). Здесь же он отмечает, что в подходящем месте уже имел случай объяснить, каким образом пополняется запас внутренней пневмы в организме и что обеспечивает ее рост. Ничего подобного среди аутентичных сочинений Аристотеля не сохранилось, и автор нашего трактата должно быть предпринял попытку если не ответить на поставленный вопрос, то по крайней мере рассмотреть существующие по его поводу мнения.

Приток пневмы в организм связан с дыханием. То есть она или содержится в воздухе, или посредством какого-то внутреннего процесса, схожего с пищеварением, получается из воздуха. Она телесна, плотнее воздуха и более влажная. Распространяется пневма по «артериям». Как в точности это происходит, древнему автору не понятно, и существующие теории его также не удовлетворяют. Не имея возможности дать точный ответ, он формулирует целую серию вопросов, которые нужно решить для того, чтобы приблизиться к пониманию природы этого загадочного вещества. Метод типичен для многих трактатов Аристотелевского корпуса, хотя и не самого Аристотеля, который обычно знает правильный ответ. Наш текст более похож на медицинские разделы Проблем Аристотелевского корпуса или, например, на сочинение О первых началах Теофраста, также представляющее собой список апорий, связанных с определенной проблемой.

К сожалению, автор нашего трактата посвящает этой интригующей теме лишь первые две главы, углубляясь затем в обсуждения разных вопросов, связанных с дыханием живых организмов. Текст весьма конспективен. Многие темы лишь намечаются. И все же, неизвестному автору удается сказать достаточно много для того, чтобы заинтересовать читателя.

Каково происхождение трактата и кто мог быть его автором? Мнения исследователей по этому поводу расходятся. Сотню лет назад Вернер Йегер (Jeager 1913, 62 sq.) однозначно определил трактат как поздний и отвел ему весьма второстепенную роль. Напротив, в недавней работе Абрахам Бос и Рэй Ферверда (Bos, Ferwerda 2008) приводят множество доводов в пользу аутентичности если не самого дошедшего до нас текста, то по крайней мере его содержания. Эта крайняя позиция вызвала резкую критику Орли Льюис и Павла Грегорича (Lewis, Gregoric 20i5a-b и др.), которые считают, что трактат все же следует датировать временем после Аристотеля, хотя и не высказываются о нем столь же пренебрежительно, как это делали более ранние исследователи.

Итак, познакомимся с нашим текстом поближе. Перевод основан на издании Розелли (Roselli 1992) с учетом комментариев других авторов, прежде всего Боса и Ферверды (Bos, Ferwerda 2008).

Библиография

Афонасин, Е. В. (2009) «Диоген из Аполлонии. Фрагменты и свидетельства», ЕХОЛН (SchoLe) 3.2, 559-611.

Афонасин, Е. В. (2013) «Порфирий об одушевлении эмбриона», ЕХОЛН (SchoLe) 7.1, 176-238.

Афонасин, Е. В. (2017) «Два трактата Аристотеля о движении животных», М. С. Петрова, ред. Аристотель. Идеи и интерпретации. Москва: Аквилон, 53-92. Афонасин, Е. В., Афонасина, А. С. (2015) «Герофил о пульсе», ЕХОЛН (SchoLe) 9.1, 93104.

Афонасин, Е. В., Афонасина, А. С. (2017) IATPIKH TEXNH. Очерки истории античной

медицины. Санкт-Петербург: Изд-во РХГА. Афонасина, А. С. (2015) «Эмпедокл о дыхании», ЕХОЛН (SchoLe) 9.2, 353-362. Месяц, С. В. (2015) «Аристотель и его трактат Об ощущении и ощущаемом», В. Г. Вдо-

вина, ред. Мера вещей. Москва: Аквилон, 517-581. Петров, В. В. (2017) «Учение Аристотеля о росте и растущем и идентичность тела индивида», М. С. Петрова, ред. Аристотель. Идеи и интерпретации. Москва: Аквилон, 245-280.

Bos, A. P.; Ferwerda, R. (2008) Aristotle on the Life-Bearing Spirit ("De Spiritu"): A Discussion with PLato and His Predecessors on Pneuma as the Instrumental Body of the SouL. Leiden: Brill.

Dudley, J. (2017) "Aristotle's three teleologies," Petroff, V. V., ed. The Legacies of AristotLe as Constitutive ELement of European RationaLity. The Proceedings of the Moscow International Conference on Aristotle, October 17-19, 2016. Moscow: Aquillo Press, 175-186.

E. B. A^OHacHH / EXOAH Vol. 12. 1 (2018) 185

Gregoric, P.; Kuhar, M. (2014) "Aristotle's Physiology of Animal Motion: On Neura and

Muscles," Apeiron 46, 94-115. Harris, C. R. S. (1973) The Heart and the Vascular System in Ancient Greek Medicine: From

Alcmaeon to Galen. Oxford. Jaeger, W. (1913) "Das Pneuma im Lykeion," Hermes 48, 29-74. Lewis, O. (2017) Praxagoras of Cos on Arteries, Pulse and Pneuma. Leiden: Brill. Lewis, O.; Gregoric, P. (2015a) "The context of De spiritu" Early Science and Medicine 20,

125-149.

Lewis, O.; Gregoric, P. (2015b) "Pseudo-Aristotelian De spiritu: a new case against authenticity," Classical Philology 110, 159-167. Lewis, O.; Gregoric, P.; Kuhar, M. (2015) "The substance of De spiritu" Early Science and Medicine 20, 101-124.

MacFarlane, P. J. (2007) A Philosophical Commentary on Aristotle's "De Spiritu." Ph.D.

diss., Duquesne University. Pittsburgh. Roselli, A., ed. (1992) Ps.-Aristotele, "De spiritu."Pisa.

von Staden, H. (1989) Herophilus: The Art of Medicine in Early Alexandria. Cambridge. Wellmann, Max (1895) "Aristogenes," RE 2.1. Stuttgart, col. 932-33.

References (transliterated) Afonasin, E. V. (2009) «Diogen iz Apollonii. Fragmenty i svidetel'stva», IXOAH (Schole) 3.2, 559-611. Afonasin, E. V. (2017) «Dva traktata Aristotelja o dvizhenii zhivotnyh», M. S. Petrova, red.

Aristotel'. Idei i interpretacii. Moskva: Akvilon, 53-92. Afonasin, E. V., Afonasina, A. S. (2015) "Herophilus on pulse," EXOAH (Schole) 9.1, 93-104 (in Russian).

Afonasin, E. V., Afonasina, A. S. (2017) IATPIKH TEXNH. Ocherki istorii antichnoj mediciny. Sankt-Peterburg.

Afonasina, A. S. (2015) "Empedocles on breathing," EXOAH (Schole) 9.2, 353-362 (in Russian). Mesjac, S. V. (2015) «Aristotel' i ego traktat Ob oshhushhenii i oshhushhaemom», V. G. Vdovina,

red. Mera veshhej. Moskva: Akvilon, 517-581. Petrov, V. V. (2017) «Uchenie Aristotelja o roste i rastushhem i identichnost' tela individa», M. S.

Petrova, red. Aristotel'. Idei i interpretacii. Moskva: Akvilon, 245-280. Afonasin, E. V. (2013) "Porphyry, To Gaurus, On how embryos are ensouled," EXOAH (Schole) 7.1, 176-238 (in Russian).

Аристотелевский корпус

О пневме (ПЕР1 ПШУМАТОЕ)

I

481а Чем обусловлено постоянство внутренней пневмы (тои ¿¡лфитои п^ги^атод),1 и что обеспечивает ее рост? Ведь мы наблюдаем ее количественное увеличение и усиление в зависимости от возраста и состояния тела. Означает ли это, что ее количество увеличивается, как и в случае с другими веществами, благодаря некоторого рода при-5 бавлению? 2 Прибавляется же в живых организмах питание. Так что нам следует рассмотреть каково оно и откуда происходит в данном случае.

Питание обеспечивается двумя способами: при посредстве дыхания и в процессе пищеварения, которому подвержена всякая поступающая в организм пища, что характерно и для других частей тела. И из этих двух первый способ по-видимому также представляет собой своего рода питание (81а т^д троф^д). Ведь тело питается телом, а пневма телесной природы.

10 Каков же способ (питания)? Ясно, что путем извлечения питания из вен (гк т^д фАг^бд) и переваривания; ведь кровь - это окончательное питание, общее для всех.3 Как кровь принимает пищу в свой со-

1 «Внутренняя» или «врожденная» субстанция, «пневма», которая далее называется «первичной движущей силой» (481Ы7 и 485а7), согласно Аристотелю, присутствует уже в семени и призвана обеспечивать самые разнообразные функции организма, такие как чувственное восприятие, мышление и общий физический тонус (О рождении животных 7з6Ьзо сл.). В трактате О движении животных Аристотель говорит, что врожденная или, в данном случае, «со-рожденная» пневма (лvsu^а стu^фuтоv) присуща всем живым существам, через нее они проявляют силу и в душевном начале она выполняет ту же роль, что и точка опоры в сочленении (70за10 сл.). Естественно предположить, что в живом существе эта пневма должна каким-то образом пополняться и, по мере роста организма, ее количество должно также за счет чего-то увеличиваться. Автор трактата намеревается ответить на эти вопросы.

2 Аристотелевское учение о росте и соответствующую литературу см., например, в недавней работе В. В. Петрова (2017).

3 См. Аристотель, О рождении животных 7б6азз сл. и др.

суд (eig то ayysiov) [...] так и в то, что охвачено им (eig то nspisxo^svov), то есть в жизненное тепло (то Qsp^ov).4 Воздух поставляет пищу и производит действие (t^v svspysiav 15 tcoi&v), благодаря же приложению к ней пищеварительной способности (t^v те nsnTix^v) обеспечивается рост и питание организма.

В этом, похоже, нет ничего несообразного, в отличие от предположения, что то, что должно быть первым (то npwTOv), само создается благодаря пище. Ведь все, что связано с душой, должно быть чище, если, конечно, не считать, что сама душа формируется позже из разделяющегося (Siaxpivo^svwv) благодаря естественному процессу се-

5

мени.

4 Предложение содержит лакуну. Пища, поступающая в организм, переваривается и, превратившись в кровь, распространяется по живому существу посредством кровеносных сосудов. По-видимому, автор считает, что воздух, поступающий в организм в результате дыхания, аналогичным образом «переваривается» и обеспечивает пополнение в нем «жизненного тепла» (должно быть, субстанции, идентичной с «внутренней пневмой»). О пополнении «жизненного тепла» за счет вдыхаемого воздуха Аристотель упоминает и в трактате О дыхании [так обычно называют главы 7-27 трактата О юности, старости, жизни, смерти и дыхании, входящего в состав Parva naturalia] (47заю). Здесь эту «ошибочную» теорию Аристотель противопоставляет своей, согласно которой «жизненное тепло» создается только за счет обычной пищи, тогда как дыхание нужно исключительно для охлаждения организма. Следует также отметить, что здесь и далее автор нашего трактата различает вены (кровеносные сосуды) и артерии (сосуды, содержащие пневму), в отличие от Аристотеля, который термин «артерии» использовал только для дыхательных путей. В целом наш автор говорит о трех системах в организме: «нервах», артериях и венах. Кровь содержат только эти последние. Артерии заполнены пневмой и, в какой-то мере, жидкостью. Основная артерия (аорта) разветвляется на малые артерии, идущие вдоль ребер (48зЬ28 сл.), которые, в свою очередь, разветвляются на совсем маленькие артерии, заметные на коже, а также специальный канал для вывода семени. Однако кроме того, наш автор постулирует некий боковой канал, ведущий в живот и обратно (48за18), который должно быть предназначен для прохода воздуха в желудок и кишечник. Эта теория, при всей ее ошибочности, уникальна. Артерии связаны с сердцем. Вены предназначены для распространения пищи по организму. Венозная система начинается с большой вены (vena cava), через которую кровь поступает в разветвленную кровеносную систему, которая, странным образом, не связана с сердцем (возможно, автор знает об этом, но не упоминает). Подробнее см. Gregoric, Lewis, Kuhar 2015, 105 ff. В целом о сердечно-сосудистой системе в античной медицине см. Harris 1973.

5 «Внутренняя пневма» присутствует, согласно Аристотелю, уже в семени, поэтому она растет благодаря питанию, но ни в коем случае не возникает из него.

20 Но ведь всякое питание содержит непереваренные остатки (пгр(ттш^а). Каким же способом они удаляются в этом случае? Неразумно считать, что посредством выдоха. Ведь он следует немедленно за вдохом.6 Значит, остается лишь одна возможность - через поры в артерии (81а т^ т^д арт^рЕад ябр^).7 Выделяемые остатки должны быть тоньше или грубее; и в обоих случаях мы столкнемся с затруднениями, как только предположим, что пневма чище всех веществ. Если же она грубее, то нам придется предположить существование

Кроме того, предположение о том, что внутренняя пневма пополняется за счет вдыхаемого воздуха, породит затруднение в случае не дышащих живых организмов и растений. Как они пополняют свою внутреннюю пневму? В качестве альтернативы автор трактата упоминает распространенную теорию о том, что душа входит в живой организм в момент рождения с первым вздохом. Так думали, как известно, некоторые ранние философы, Платон и стоики. Бос и Ферверда считают, что в данном месте критикуется Эмпедокл (Bos, Ferwerda 2008, 64-65). Интересное обсуждение этой проблемы можно найти в небольшом трактате Порфирия, Об одушевлении эмбриона (пер. см. Афонасин 2013).

6 Ср. О дъхании 47заю, где Аристотель также отмечает, что пища и неиспользованные остатки в организме обычно не проходят через один и тот же канал, поэтому идея о том, что тепло в организме генерируется дыханием, вызывает затруднение, так как выдох следует немедленно за вдохом.

7 Или какие-то проходы в трахее. Аристотель использует термин «артерия» только в смысле воздуховода. Автор нашего текста, как это станет видно в дальнейшем, еще не различает венозную и артериальную кровяные системы, однако наблюдает «артерии» во всем организме, за пределами дыхательных путей в собственном смысле этого слова. По венам течет кровь, по артериям - пневма, смешанная, если верить дальнейшему (48зЬ22), с влагой. То есть речь идет о двух системах сосудов, которые должны каким-то образом взаимодействовать друг с другом. Кроме того, как будет видно ниже, третью систему сосудов образуют «нервы», причем этим термином называются как нервы в собственном смысле слова, так и связки. Примечательно, что аналогичную схему Аристотель приписывает Эмпедоклу, который, по его сообщению, думает, что процесс дыхания напоминает собой действие полой трубки (клепсидры): некоторые кровеносные сосуды имеют очень маленькие проходы («поры»), ведущие вовне; через них внешний воздух втягивается в сосуд движущейся вниз кровью и, напротив, уже поглощенный, выталкивается наружу кровяным потоком, движущимся вверх. Так происходит вдох и выдох (см. Аристотель, О дъхании 473Ы сл. = Эмпедокл, фр. B 100 DK). Возможно, в данном месте имеется в виду процесс подобного рода. Обсуждение этого сложного места см. в статье А. С. Афонасиной (2015). Там же см. ссылки на соответствующую литературу.

пор большего размера.8

25 Допущение, что мы принимаем и выделяем пищу через одни и те же проходы также выглядит странным и неразумным. Таковы затруднения, вызываемые предположением о том, что внутренняя пневма растет и поддерживается благодаря питанию.

II

Если, вместе с Архигеном, предположить, что прибавление пневмы

30 происходит благодаря дыханию (ведь он думает, что дыхание - это также питание и что воздух переваривается в легких, распределяется по сосудам, а излишки выводятся наружу), то это породит новые проблемы.9

481Ы Если вдыхаемый воздух переваривается, то за счет чего это происходит? Скорее всего, посредством его же самого, как и в случае с другими питательными веществами. Но разве это возможно, если этот воздух ничем не отличается от вдыхаемого извне? Так что за переваривание должно отвечать внутреннее тепло.10 5 Естественно также предположить, что это вещество должно быть плотнее воздуха, так как смешивается с влагой, находящейся в сосудах, и со всевозможными твердыми частицами; так что процесс переваривания делает его более телоподобным (то сшцатйЗгд).11 Что же касается остатков, то считать их более легкими еще менее правдо-подобно.12

8 Это обстоятельство Аристотель также отмечает в связи с Эмпедоклом, который думает, что поры должны быть очень маленькими, мельче, нежели любые твердые частицы (Аристотель, О дъхании 47зЬз). Аналогичный процесс на примере мельчайших частиц огня описывает и Платон в Тимее (78а).

9 Вышеописанную теорию автор трактата приписывает Архигену. Однако кто это? В Аристотелевском корпусе это имя упоминается лишь однажды. Известно о четырех Архигенах (Wellmann 1895), и лишь один из них, живший во времена македонского царя Антигона Гоната (276-239 до н. э.), был врачом. Бос и Ферверда, которые стремятся доказать если не аутентичность нашего трактата, то по крайней мере его близость к Аристотелю, отмечают, что подобная идентификация (которую почему-то безоговорочно принимают многие авторы) по меньшей мере спорна, так как контекст скорее указывает на полемику перипатетиков с досократика-ми и Платоном, нежели на эллинистическую медицину (Bos, Ferwerda 2008, 71 ff.).

10 Именно эту теорию критикует Аристотель в вышеупомянутом месте трактата О дъхании 47за2 сл.

11 Ср. далее, 48зЬ22.

12 Проблема, очевидно, в том, что если остатки, которые обычно плотнее переваренной пищи, способны проникать через «поры», то через них тем более про-

Невероятна и скорость переваривания. Ведь выдох следует немедленно за вдохом. Что может обеспечить столь быстрый метаболизм 10 и усвоение (цгтаРаАА^ ка! аААоюиу)? Каждый согласится, что это должно быть внутреннее тепло. Это предположение подтверждается и опытным путем, так как выдыхаемый воздух теплый.13

Но если то, что подлежит перевариванию, находится в легких и в трахее (¿V тф ка! артпр(а), то сила внутреннего тепла также

прилагается к ним. Однако они этого не говорят, настаивая на том, что пища согревается благодаря движению воздуха.14 15 Если бы она (пневма) втягивала пищу из чего-то еще или получала ее от какого-то иного движущего начала, то это было бы еще удивительнее. Ведь в этом случае первым двигателем оказалась бы не она. Далее, дыхание распространяется лишь по легким, как они сами говорят, однако проникает по всему организму. И если оно распро-20 страняется вниз и во все остальные части тела, то что обеспечивает столь быстрое пищеварение? Это еще удивительнее и порождает еще больше проблем. Ведь легкие не могут сразу же передавать еще не переварившийся воздух в нижние части тела. Но это, как представляется, было бы необходимо, если бы переваривание происходило в легких и если бы нижняя часть тела также участвовала в процессе дыхания, что привело бы к еще большей и еще более 25 парадоксальной ситуации, именно, предположению, что переваривание осуществляется в протоках (8108^) и от одного соприкосновения (0(^£1).15

И это неразумно и еще менее приемлемо, так как один и тот же проход (пород) будет использоваться и для пищи и для остатков. Ну а 482а! если она перемещается благодаря другому внутреннему органу, то

никнет и более тонкая переваренная пища. То есть артерии окажутся «дырявыми» и в них ничего не задержится. Поэтому остатки должны выводиться каким-то иным путем.

13 С другой стороны, как отмечает Аристотель в О дыхании 472Ьзз, вдыхаемый воздух холодный, поэтому он не может быть источником внутреннего тепла. Критикуемая теория развивается Платоном в Тимее 78с-е.

14 В данном случае имеется в виду именно воздуховод. Отметим, что автор трактата критикует всех приверженцев такой теории («их»), а не только «Архигена». Должно быть, сомнения высказываются по поводу теории, согласно которой разогрев воздуха происходит благодаря механическому движению легких.

15 В трактате О дыхании 48оЬз Аристотель говорит, что вдыхаемый воздух нагревается благодаря контакту с теплым телом.

возникнет то же самое возражение, если, конечно, не предположить, что не всякая пища образует остатки и не во всех живых организмах, совсем как у растений,16 ведь они отнюдь не обнаруживаются во всех частях тела, разве что только в том смысле, что формируют эту часть

17

тела как целое.

Сосуды увеличиваются так же, как и другие части тела, расширяясь 5 и удлиняясь, так что увеличивается количество воздуха, втекающего в них и вытекающего через них наружу. Но содержится ли в них что-либо, вот вопрос, на который необходимо ответить, каков этот естественный воздух и как он увеличивается здоровым образом - именно это должно в результате проясниться.

Как внутренняя пневма подпитывается и увеличивается у животных, которые не дышат?18 Ведь они не получают питание из чего-то поступающего извне. Если же они подпитывают ее чем-то внутренним (т&'У ¿уход), равно как и обычной пищей, то естественно предпо-10 ложить, что так же поступают и все остальные организмы. Ведь одни и те же причины обуславливают схожие следствия и подобным же образом. Можно, правда, предположить, что и в их случае нечто поступает снаружи, ведь воспринимают же они запахи. В таком случае это будет чем-то вроде дыхания.19

Достоверность этой точки зрения может быть проверена на основе этого возражения, а также вопроса о способе их питания (ведь 15 пневма втягивается таким же образом) и охлаждения, в котором они нуждаются, как и все остальные. 20

16 Согласно Аристотелю, питание, которое растения получают из земли, уже подготовлено для их употребления, как если бы вся земля была для них общим желудком (О частях животнъх б50а20 сл.).

17 Возможно, как в растительном мире, все растение поглощается землей и в конечном итоге становится общим кормом для молодой поросли.

18 См. О дъхании 471а20 сл., где Аристотель говорит о животных без легких (насекомых) и рыбах (которые, по его мнению, также не дышат).

19 См. О душе 41даз5 и 42Л25 сл., где Аристотель пишет, что некоторые живые организмы способны воспринимать запахи, независимо от их способности дышать, однако дышащие животные обоняют лишь вдыхая воздух. Ср. Об ощущении и ощущаемом 44заз, о рыбах и панцирных животных, которые способны обонять в воде, хотя там нет воздуха (в этом случае запах обеспечивает присутствующая в воде и пахнущая «сухая природа»). См. Месяц 2015, 570 сл.

20 См., например, О дъихании 474Ьз1 сл., где Аристотель высказывает предположение, что не дышащие насекомые охлаждаются благодаря мембране, разделяю-

Если же последнее происходит через их грудобрюшную преграду (81а тои ияо£ш|латод), то ясно, что и воздух должен поступать в них тем же путем. Тогда это будет чем-то вроде дыхания. Но что именно его

20 втягивает внутрь и по какой причине, остается неопределенным; а если ничто не втягивает, то за счет чего он поступает? Разве что сам по себе (аито^атшд). Этот вопрос должен быть рассмотрен отдельно.

Как внутренняя пневма подпитывается и растет у водных существ? Ведь сами они не дышат, и в воде, как и мы признаем, нет воздуха. Остается последняя возможность: внутренняя пневма подпитывается и растет у них за счет обычной пищи. Следовательно, либо способ этот у разных существ отличается, либо животные, вдыхающие воз-

25 дух, подпитывают и увеличивают свою внутреннюю пневму также за счет обычной пищи. Итак, выбор необходимо сделать из этих трех теорий.21 Сказанного о росте и подпитке пневмы достаточно.

III

Что касается дыхания, то некоторые не говорят о том, ради чего оно,

30 но лишь каким образом происходит.22 Таковы Эмпедокл и Демокрит. Другие не обсуждают даже того, как оно происходит, полагая, что это очевидно. Надлежит также прояснить, существует ли дыхание ради охлаждения? Ведь если жизненное тепло находится вверху, то низ не нуждается в охлаждении. Однако внутренняя пневма присутствует во всем организме, а начало для нее - легкие.23 Затем, как они

щей их напополам. Эта мембрана приводится в движение внутренней пневмой, и именно она издает слышимый нами жужжащий звук.

21 То есть решить, поддерживается ли запас внутренней пневмы в организме благодаря дыханию, обычной пище или же одним из этих двух способов в зависимости от вида живого организма. Наш автор считает, что, прежде чем сделать выбор, необходимо дополнительное исследование вопроса.

22 Обычное для Аристотеля и перипатетиков противопоставление теории о целевой причине ранним «натурфилософским» воззрениям. Ср., например, О дыхании 47за15, где говорится, что Эмпедокл описал процесс дыхания, не объяснив его цель. О Демокрите см. там же ранее, 47оЬ27 сл. и 47Л30 сл. Далее в крайне конспективной форме автор трактата ставит ряд вопросов, на которые необходимо найти ответ и тем самым доказать, что внутренняя пневма присутствует в организме независимо от дыхания и, следовательно, не является «переваренным» воздухом.

23 Аристотель бы сказал, что центром, откуда начинает свое распространение внутренняя пневма, является сердце. Легкие же нужны лишь для того, чтобы охлаждать слишком жаркую верхнюю часть животных, которые дышат воздухом. Напротив, более прохладные животные, такие как лягушки и черепахи, в подобном интенсивном охлаждении не нуждаются (О дыхании 47оЬ2з-26).

35 думают, вдыхаемое распределяется по всему организму благодаря непрерывности его частей. Остается доказать, что это не так.

Странно думать, что низ не нуждается в движущем начале и пита-482Ы нии какого-либо рода. Но если дыхание проникает во все части тела, то оно нужно уже не только лишь ради охлаждения. И невозможно ощутить распространение дыхания по телу, равно как и скорость его распространения. Движение в обратном направлении24 также кажется странным, если представить, что дыхание распространяется по всему телу. Можно, правда, предположить, что от самых удаленных частей тела оно продвигается другим путем, тогда как первич-5 ное и центральное движение происходит в области сердца. Но в таком случае действия и силы будут разделены между многими

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

началами. 25

Странным выглядит и то, что оно распространяется и на кости, ведь они говорят, что последние получают его из артерий.26 Поэтому, как сказано, нам надлежит рассмотреть дыхание: ради чего оно, для каких частей тела предназначено и каким образом происходит.

10 Кроме того, не похоже, чтобы питание во все части тела приносили артерии; например, таковы сами сосуды и некоторые другие части тела; так же и растения живут и получают пищу. Но детальное изучение этого более подходит для раздела о способах питания.27

IV

Известны три различных движения воздуха в артериях: дыхание, пульсация и третий вид, поставляющий и усваивающий пищу. Сле-

15 дует, поэтому, последовательно разобрать каждый из этих видов, где, как и ради чего они осуществляются.

Из них пульсирующее движение ясно ощущается при прикосновении к любой части тела, тогда как дыхательное движение постижи-

24 Обратное движение «жизненного тепла» Аристотель упоминает в трактате О сновидениях 4б1а6.

25 То есть, по-видимому, дыхание будет по-разному воздействовать на разные органы в различных частях организма.

26 Об этом автор трактата говорит ниже (особ. в шестой главе). Бос и Ферверда (с. 97) в этой связи отмечают интересное разделение костей на «заключающие в себе больше всего души» (череп и позвоночник) и «самые бездушные» (остальные) в Тимее Платона (74е и 77с).

27 Отдельное сочинение о росте и питании Аристотель упоминает несколько раз (О душе 41бЬз1, О сновидениях 456Ь6, О частях животнъсх б78а1б-19, О рождении жи-вотнъх 784Ь2 и др.), однако ничего подобного не сохранилось.

20 мо лишь отчасти благодаря ощущению, а в основном посредством умозаключения. Что же касается того движения, которое обеспечивает поступление пищи и ее усвоение, то о нем мы узнаем почти исключительно на основании умозаключения, базирующегося, впрочем, на некоторых чувственно воспринимаемых признаках, доступных нам привходящим образом.

Ясно, что начало дыхания расположено снаружи, назовем ли мы его душевной силой, самой душой или чем-либо еще, например, неким телесным смешением, которое при их посредстве обеспечивает требуемое втягивание. Питающее движение по-видимому происходит от дыхания, ведь это последнее циклично (оотало8(8ота1) и, 25 на самом деле, стабильно (о|ло(а). Но отвечает ли все тело на равномерное распространение этого движения, и действительно ли не наблюдается различий между отдельными его частями, - это следует рассмотреть.28

Пульсирующее движение - это нечто особенное, отличающееся от двух других движений. В одном отношении пульс кажется случай-30 ным, так как, в случае избытка тепла в жидкости, испаряющееся вещество (тб £кяv£u|лат0u|л£v0v), задерживающееся в сосудах, вызывает пульсацию. Но в другом отношении он присутствует с самого начала и первичен, так как по природе присущ всем первостепенным (тоТд пршто1д) частям тела. По преимуществу и прежде всего он присутствует в сердце, распространяясь отсюда по всем частям тела. Возможно, в отношении той сущности, которая подлежит всякому жи-35 вому существу (т^ ипоке^е^ оиста тои £фои), когда она проявляет себя в действительности (т^ гк т^д ^груг(ад), он оказывается необходимым следствием (яаракоЛои0£^).29

28 Должно быть, еще одна формулировка основной проблемы трактата: где, каким образом и по какой причине происходит в организме рост и пополнение пневмы, и действительно ли этот процесс неразрывно связан с дыханием, как полагают некоторые натурфилософы?

29 То есть пульсация в некотором смысле выглядит как простое следствие «кипения» жидкости в артериях под разогревающим влиянием пневмы. Но, с другой стороны, она есть признак работы сердца и именно благодаря его активности распространяется по другим частям тела. Это аристотелевская точка зрения, которую, впрочем, разделяло большинство античных врачей. Из ранних авторов другой позиции придерживался, как известно, Праксагор с Коса (ок. 300 до н. э.), который думал, что артерии пульсируют сами, обладая особой силой (Гален, О различиях пульсов 4.2 и др.). Не исключено, что последнее предложение этого параграфа как раз указывает

Пульс не связан с дыханием, на что указывает следующее наблюде-483a1 ние: дышим ли мы быстро или ровно, тяжело или легко, пульс остается тем же самым и не меняется; и напротив, нерегулярный и усиленный пульс возникает по причине душевных волнений, таких как страх, надежда или смятение.

5 Следует, далее, рассмотреть, верно ли то, что пульсация возникает и в артериях и с той же ли ритмичностью и регулярностью? Не похоже, чтобы это было так, по крайней мере в отношении частей тела, существенно удаленных друг от друга.

Кроме того, как уже сказано, пульсация не служит никакой определенной цели. Напротив, дыхание и поглощение пищи (т^д гпаушу^д), 10 совершенно ли они отделены друг от друга или же находятся в тесной связи, происходят с определенной целью (svsxa тои <paiv£Tai) и имеют некий смысл (e^ei Tiva Xoyov).

Из этих трех движений логичным будет первичными считать пульс и дыхание, так как питание - это всегда употребление чего-то уже существующего. Или это не так? Ведь самостоятельно дышать живое существо начинает лишь после отделения от материнского организма, тогда как снабжение питанием и употребление пищи свойственно 15 эмбриону и в процессе его формирования и после того, как он сформирован (£uvioTa^evou xai ^uvsornxoTog). Пульс же возникает с самого начала, как только начинает формироваться сердце, и наблюдается даже у высиживаемых яиц.30 В этом отношении это движение первично, и больше похоже на самостоятельное действие, нежели на результат задержки пневмы в сосуде (оик evanoX^ei nvsu^aTog), если конечно, эта последняя не вносит вклад в это действие.31

на это мнение. Подробнее об античном учении о пульсе в целом и теории Праксаго-ра в частности, см. Афонасин, Афонасина 2015 и 2017, 97-98, Gregoric, Lewis 2015, 135138, Lewis 2017, passim.

30 См. О рождении животнъх 734а23 сл., где говорится, что легкие формируются позже сердца, и О частях животнъсх 6б5азз сл., где Аристотель сообщает, что сердце и печень формируется в высиживаемых яйцах на очень ранних стадиях.

31 Ср. ниже 485Ьз4. Итак, поскольку внутренняя пневма присуща всем живым организмам, в том числе растениям и не дышащим (по мнению нашего перипатетика) животным, таким как насекомые и рыбы, то дыхание никак не может быть ее основным источником. Однако не исключено, что функция дыхания не сводится только к охлаждению «горячих» животных, и может каким-то образом способствовать пополнению пневмы. Что же касается функций организма, то питание безусловно первично, пульсация также может быть неким первичным движением,

V

Они говорят, что вдыхаемая пневма переносится в живот, однако не через горло (тои стто^а/ои), так как это невозможно, но через некий 20 проход вдоль спины (остфиу), через который вдыхаемая пневма передается от бронх в живот и тем же путем выходит обратно. Это можно даже ощутить.32

Однако в связи с этим ощущением возникает затруднение. Ведь если артерия способна ощущать, то происходит ли это благодаря пневме, которая протекает через нее, или же она ощущает всем сво-25 им объемом (тф оукш), или же, наконец, благодаря органическим тканям (тф сш|лат1)?33 Если же воздух первый проходит ниже души (ипб т^ фих^), то может ли артерия ощущать посредством того, что более важно и первично?34

Что же такое душа? Они называют ее той силой, которая является причиной движения подобного рода. И ясно, что нет причин критиковать и тех, кто силами считает мыслящую и чувствующую способ-

связанным с работой сердца, а не только побочным эффектом «кипения» жидкости в сосудах, тогда как дыхание существенно лишь для дышащих организмов, и некоторые животные без него обходятся. Правда, мы ничего не узнаем из текста о пульсации у насекомых и рыб.

32 «Проходом» в данном случае может быть только сама артерия, а не упоминаемые выше «поры». В Истории животнъх, прежде чем изложить свою теорию, Аристотель кратко рассказывает о двух альтернативных воззрениях на устройство кровеносной системы, развиваемых натурфилософом Диогеном из Аполлонии, учеником Гиппократа Полибом и иначе неизвестным Сиеннесисом с Кипра. Этот последний также говорит, что полая вена проходит вдоль спины (51Л25 сл.). Подробнее об анатомических воззрениях этих авторов см. Афонасин 2009, 600-605.

33 Относительно замечания об эмпирическом установлении факта движения воздуха следует согласиться с предположением Боса и Ферверды (р. 116), что, по мнению автора трактата, проход воздуха по каналу вдоль спины не может ощущаться, в отличие от самого выхода воздуха наружу (выдоха), который можно наблюдать. Однако очевидно, что вопрос о том, обладает ли ощущением сама артерия или же находящаяся там душа, поднимался его оппонентами. В таком случае, по их мнению (вообще говоря, не противоречащему тому, что говорит Аристотель), внутренняя пневма, изначально присутствующая в артериях и питаемая внешней пневмой, образуемой из воздуха, является тем инструментом, посредством которого ощущает душа. В этой связи Грегорич, Льюис и Кухар (Gregoric, Lewis, Kuhar 2015, 120) справедливо недоумевают, почему ощущают только артерии, хотя внутренняя пневма присутствует во всем организме?

34 То есть посредством самой души (которая, находится в сердце).

ности. Силами они их называют основательно.35 30 Но если душа и присутствует в воздухе, то речь идет об обычном воздухе. Разумно предположить, что он испытывает воздействие со стороны души и изменяется. Он одушевляется или становится душой по мере того, как душа движется в направлении того, что ей сродни (то CTuyysvsg), обеспечивая рост подобного через подобное. Или все совсем не так? Ведь целое (oXov) - это не воздух; 36 но воздух 35 вносит определенный вклад в эту силу. Или снова не так? Тогда он нечто такое, что создает эту силу; а то, что создает нечто, является его началом и основанием (unoGecig).

483b1 Что же касается не дышащих животных, то у них нет органа, в котором внутренний воздух перемешивался бы с внешним. Или же это не так? И подобное смешение все же имеет место иным способом? Чем воздух в артериях отличается от внешнего воздуха? Правдоподобно и, возможно, неизбежно, что он тоньше (Хгптбтпт!).37 5 Однако теплый он сам по себе или благодаря чему-то еще? Ведь воздух внутри такой же, как снаружи. Значит этому способствует охлаждение. Что из этого правильно? Воздух снаружи разрежен, заключенный же внутри становится пневмой, уплотняется и неким образом распространяется по артериям. Должен ли он стать некой смесью из-за того, что движется во влажной среде среди твердых частиц (cto|aaTixoig oyxoig)? Но тогда он будет не самым тонким веществом, так как пребывает в смеси. Однако естественно предполо-10 жить, что то вещество, которое первым принимает в себя душу (то npwTov §£ktik6v фи/^g), является очень тонким, если только сама душа не оказывается чем-то подобным, не чистым и отнюдь не несмешанным. 38

35 Предложенная схема больше всего напоминает платоническую теорию трех-частной души. О делении души, согласно ее силам см. Аристотель, О душе 3.9-10 (432а сл.).

36 Указание на аристотелевскую идею о том, что пневма астральной природы.

37 Наш автор вновь возвращается к уже высказанным аргументам. Допустим, внутренняя пневма подпитывается внешним воздухом или при посредстве воздуха, то как быть с живыми существами, которые не дышат? Или же они все же дышат, но каким-то иным способом?

38 Итак, внутренняя пневма и есть «первичное вместилище души» (ср. 48^17, где говорится, что она естественным образом связана с душой). Для нашего автора это, по-видимому, верно независимо от решения предыдущей апории, является ли пневма каким-то образом трансформировавшимся воздухом или же, напротив, это

Лишь артерии, по их словам, способны содержать пневму, но не жилы (v£uроv).зg Кроме того, лишь эти последние эластичны, тогда как артерии легко рвутся, как и вены. 15 На коже просматриваются вены, жилы и артерии. Если рассечь вену, то появится кровь, жилы определяются по их эластичности, а артерии - по наличию в них дыхания (8lапvо^v). Ведь только артерии могут содержать пневму.

Вены имеют поры, в которых находится жизненное тепло (тб 20 0ер^у), согревающее кровь как в плавильной печи (¿V хаХкг(ш). Ведь кровь не теплая по природе, и жидкой становится, подобно металлам, лишь будучи нагретой; поэтому она сворачивается (я^^ио"0а1); 40 что касается артерий, то в них также содержится влага, как внутри, так и в оболочке, которая их окружает. 25 Это показывает и рассечение, и то обстоятельство, что вены и артерии, которые должно быть втягивают в себя питание, связаны с внутренностями и животом. Из вен пища поступает в тело, но не через стенки, а через устье (тб огоца), подобное трубке.41 Ведь от стенок большой вены отходят малые вены, артерии же находятся у каждого 30 ребра так, что вена всегда располагается рядом с артерией.

Кости скреплены с жилами и венами, которые соединены посре-

некое более тонкое вещество, изначально присутствующее в организме и способное первым принять в себя душу? Если верно последнее, то, очевидно, проблемы с не дышащими животными не возникает.

39 Согласно Аристотелю именно внутренняя пневма обеспечивает растяжение и сжатие связок, которые позволяют животным двигаться (О движении животнъх 7601b 7 сл.). Поэтому естественно предположить, что в данном случае речь идет о том, что в нервах и связках отсутствует пневма, образуемая из воздуха, так как в них нет проходов. Внутренняя же пневма, согласно нашему автору, присутствует во всем организме (см. ниже 485а7, где это подтверждается). Подробнее см. Gregoric, Lewis 2015, 131-134.

40 Подобную аналогию проводит и сам Аристотель (О частях животнъих 667b25 и др.).

41 По-видимому, наш автор не считает, что проникновение питания через стенки не происходит вообще, так как все античные авторы допускают такую возможность. См., например, Аристотель, О рождении животнъсх 743а8, где проводится аналогия между проникновением влаги через стенки вен и аналогичным процессом, наблюдаемым в необожженных керамических сосудах. Должно быть, здесь речь идет об основном потоке питания. См. Gregoric, Lewis 2015, 138, которые в этой связи отмечают связь этой теории с тем, что мы знаем о Праксагоре и Эрасистрате.

дине и в сочленениях в началах костей (Tag cu^PoAag tov xsfpaAwv); через них они получают питание. 35 Рыбы также дышат. Если бы они не дышали, то немедленно умирали бы, будучи вынуты из воды.42 484a1 Вены и артерии связаны между собой, и это можно непосредственно наблюдать. Это было бы не так, если бы влаге не требовалась пневма, а пневме влага; тепло же присутствует как в жилах, так и в артериях и венах, причем, в жилах оно самое жаркое и пронизывающее (ipAoYtoSsaTaTov). Тепло (то 9sp^6v) неуместно (aTonov) в том же месте, где находится и пневма (тэд тои nvsu^aTog х^Р?), в особенности, если дыхание предназначено для охлаждения.43 Но если имеющееся в виду тепло - это животворящее тепло (avaZwnupsi 9гр|лф), тогда это совсем другое дело. Как поддерживается стабильное состояние (Sia^ov^) у всех тех животных, которые содержат внутреннее тепло, 10 если ничто ему не противоположно, не обеспечивает охлаждение? Ведь ясно, как представляется, что всякое живое существо нуждается в охлаждении. Это подтверждается тем, что кровь удерживает тепло в венах, как бы сохраняя его в них. Поэтому, когда кровь вытекает, тепло вытекает вместе с ней и животное гибнет; печень не имеет никаких артерий. 44

42 Бос и Ферверда (р. 135) совершенно правы, выделяя эти два предложения в отдельную ремарку (отсылающую к 482а21). Очевидно, что после нее рассуждение о жилах, венах и артериях просто продолжается. Замечание о рыбах не вполне уместно здесь, однако примечательно, так как противоречит позиции самого Аристотеля, отстаиваемой в трактате О дъсхании (470Ь4 сл.), где критикуются воззрения Демокрита, Анаксагора и Диогена из Аполлонии, которые допускали, что животные, живущие в воде, способны дышать. О дыхании рыб писал и Платон (Тимей 92а7 сл.).

43 Дыхание обладает охлаждающим эффектом и, как это объясняется далее, обеспечивает стабильное состояние живых организмов, спасая их от перегрева. Однако если пневма и тепло изначально оказываются в одном сосуде, то одно и то же место будет и охлаждаться, и разогреваться одновременно. Поэтому охлаждающее и разогревающее начала следует сначала разделить, поместив, согласно Аристотелю, источник тепла в сердце, а источник прохлады - в легкие.

44 Эту последнюю фразу естественно принять отдельным суждением о печени, возможно, не вполне уместным в данном контексте. Однако, как мы видим, это не первый случай в нашем трактате и обусловлен, скорее всего, конспективностью записи или, как полагают некоторые авторы, неумелым сокращением исходного текста. О том, что печень присоединена к большой вене и не связана с аортой, Ари-

VI

Проходит ли через артерии семя? И происходит ли это благодаря выдавливанию (стuv0XlP¿^£VOv), или же это случается только при 15 эякуляции (прогса)?45

Кости также, как кажется, меняются от крови, а жилы формируются (тргф£СТ0а1) из костей. Ведь они присоединены к костям. Или это неверно? Ведь жилы есть и в сердце. Кроме того, жилы присоединяются к костям лишь с одной стороны, с другой заканчиваясь в ткани. Однако это ничему не противоречит. Ведь питание они все же могут получать из кости. Или, напротив, питание поступает в кости из жил? 46 Это было бы странным, ведь кости по своей природе сухие и не имеют проходов для жидкости, пища же жидкая. Сначала рас-25 смотрим первую возможность. Если жилы получают питание от костей, то что питает кости? Возможно, по проходам пища поступает из вен и артерий. Во многих костях эти проходы легко различимы, в особенности, в позвоночных. Вены и артерии, ведущие из костей, образуют с ними единое целое, например, те, что проходят вдоль ребер. Но как в эти проходы поступает пища из области живота? И каким образом она в них поступает? Ведь большинство костей, подобно позвоночнику, не имеют хрящей (aхоv8ра). Если такие кости не предназначены для движения, то может быть 30 они нужны для соединения? Если кости питаются через жилы, то надлежит далее понять, что питает сами жилы? Мы утверждаем, что жилы питаются той липкой жидкостью (¿к т^д UYр¿тnтод уЛ(охрад),

стотель говорит в Истории животных 4g6bi6 сл. Правда, следует напомнить, что аорта у Аристотеля всегда означает воздушные пути.

45 Замечание, совершенно не связанное с общей темой главы, должно быть, как-то в глазах автора соотносится с предыдущим замечанием о печени. Речь должно быть идет о vas deferens, причем сам сюжет о движении семени достаточно хорошо известен. Аристотель дает на этот вопрос отрицательный ответ, отмечая, что семя движется своим путем без какого-либо давления со стороны пневмы (О рождении животных 737b2g). Напротив, Платон настаивает на том, что семя, «будучи одушевлено» и движимо стремлением оплодотворить, само стремится выйти наружу (Тимей 91b).

46 Ср. Тимей 74d, где Платон говорит, что связки формируются из смеси костей и плоти специального рода. Аристотель в Истории животных 515Ы7 сл. разделяет это мнение. В любом случае, альтернативная теория, согласно которой питание поставляют кости и другие твердые ткани, наталкивается на гораздо большие трудности (кости сухие, а пища влажная, не ясно, как она проходит сквозь кости и т. д.).

которая их окружает.47 Но откуда возникает это вещество и каким образом, это предстоит еще обсудить.48

Утверждение, согласно которому ткани состоят из вен и артерий, неверно, несмотря на тот факт, что, будучи разрезаны в любом месте, они источают кровь; неверно это и в случае с другими животными, такими 35 как птицы, змеи, рыбы и яйцекладущие. Но конечно же это свойственно лишь полнокровным (noXuai^tov) животным. Ведь если рассечь грудь маленькой птице, вытекает не кровь, а сыворотка (¡х^р).

484Ы По словам Эмпедокла ногти, затвердевая, возникают из жил.49 Не так ли соотносятся между собой кожа и мягкие ткани?

Как же ракообразные (oaTpaKoSep^oig) и мягкотелые моллюски 5 (^aXaxoCTTpaxoig) получают пищу извне посредством дыхания? Больше похоже на то, что получают они ее изнутри, нежели снаружи.

Как и какими путями питание распространяется из области живота? И как оно возвращается назад в ткани, даже если это нелогично? Ведь это кажется удивительным и совершенно невозможным.

Может, для одних подходит одно питание, а для других - другое? И далеко не для всех таким питанием будет кровь? Но другие получают питание через нее.

VII

Надлежит рассмотреть и вопрос о природе костей, предназначены 10 ли они для движения или же призваны поддерживать тело, сохранять его и ограждать, или же они представляют собой что-то вроде начала, подобного земной оси (n6Xog)? 50

47 Об этом говорит Аристотель в том же месте Истории животнъсх 515Ы6 сл.

48 Тема продолжается в нашем трактате ниже (485а! сл.).

49 См. также Эмпедокл А 78 DK (Аэций 5.21.1), где упоминается конкретный механизм затвердевания: жилы соприкасаются с внешним воздухом, охлаждаются и твердеют.

50 Эти сюжеты, включая аналогию с земной осью, Аристотель рассматривает в разных местах трактата О движении животнъих. О сходстве природы костей и жил он говорит в О частях животнъх 654а30 сл. Но все равно этот экскурс в анатомию и физиологию в данном контексте выглядит как пространная сноска, должно быть нужная, в глазах автора трактата, для того, чтобы перейти к заключительной части, посвященной обсуждению понятия «жизненное тепло». Ясно, что знание того, как работает двигательный аппарат, важно для ученого, который, вместе с Аристотелем и вопреки его оппонентам, считает, что за движение организма также отвечает пневма. Именно такой вывод и делается в самом начале следующей главы: за движение отвечают не кости, а жилы (то есть нервы и связки, которые античные ана-

Я говорю «для движения», имея в виду кости стопы, кисти, ноги или руки, обеспечивающие как изгиб, так и перемещение в пространстве. Ведь последнее невозможно без изгиба. Правда, они же и поддерживают тело. Кости сохраняют и ограждают тело: таковы, например, кости черепа, окружающие мозг, а те, кто считает костный мозг началом движения, ту же самую роль отводят позвоночнику. Окружают также и ребра. Неподвижным началом движения является позвоночник, к которому присоединяются ребра, предназначенные для того, чтобы предохранять. Ведь обязательно должно быть нечто подобное. Ведь все, что движется, всегда опирается на нечто неподвижное.

20 Кроме того, у всего должна быть цель, «то, ради чего» оно существует.51 Некоторые именно здесь усматривают начало, в костном и головном мозге. Кости же существуют ради соединения и ограждения, как, например, «ключевая кость» (кЛг(д), которая поэтому так и называется.

Всякая кость хорошо приспособлена для своей цели. Так, изгиб, полностью или частично, был бы невозможен, если бы не было таких костей, как позвонки, лодыжка или локоть. Именно они обеспечивают прогиб (ка^фм), необходимый для передвижения как ног, так и других конечностей.

25 Все они существуют ради чего-то, в том числе и составные кости, как, например, лучевая кость (кгршд) в предплечье нужна для того, чтобы поворачивать как предплечье, так и всю руку. Ведь мы не смогли бы без этой кости согнуть кисть, а также не в силах были бы поднять или опустить ступню без двух лучевых костей в нижней части ноги.

30 Точно так же следует рассмотреть и другие кости, к примеру, одна или больше костей ответственны за движение шеи. Следует обратить также внимание на кости, которые связывают и соединяют, например, коленную чашку, закрывающую колено, а также рассмотреть, почему другие кости не имеют ничего подобного.

35 Все движущиеся части (к1^т1ка), имеют связки в виде жил ^еир^) там, где они нужны, например, в сочленениях рук и ног, а также в кистях и ступнях. Другие жилы связывают те кости, которые в этом нуждаются, ведь некоторые обходятся малым количеством связок, или совсем без них, как, например, позвоночник, хотя каждый от-

томы еще не различали), благодаря содержащейся в них пневме (485а7). О мышцах в этом контексте Аристотель никогда не говорит (подробнее см. Gregoric, Kuhar 2014).

51 Методология, очень характерная для Аристотелевской биологии. Обсуждение и соответствующую литературу см., например, в недавней статье Dudley 2017.

дельный позвонок в них нуждается. Скрепляет их вместе серозное 48581 вещество (¡х^р) и слизистая жидкость (uYpoT^g ^¿S^g). Все остальные связаны жилами, в особенности в области сочленений.

VIII

Лучшее объяснение всего этого достигается исследованием именно такого рода.52 Однако следует рассмотреть и те начала, ради которых существует всякая вещь. Нам представляется, что для движения 5 предназначены скорее связки (vsupa) или их аналоги, а не кости, ведь именно в них содержится пневма, обеспечивающая движение. 53

Ведь движется даже живот, и сердце имеет жилы (vsupa).54 Кости есть не во всех [движущихся] частях тела и, напротив, все движущиеся части обязательно имеют жилы [...].

Осьминог способен перемещаться на небольшие расстояния и то с трудом.

Следует принять в качестве начала положение о том, что кости у всех животных предназначены не для чего иного, как для подходя-10 щего для каждого рода существ движения. Для этого предназначены ноги у наземных животных, две для прямоходящих, и большее число для животных, перемещающихся по земле, так как их тела состоят из более приземленной и холодной материи (uXn). (Некоторые животные перемещаются вообще без ног, прикладывая усилия свойственным им образом.)

15 Птицы же перемещаются благодаря крыльям, форма которых зависит от того, какова природа той или иной птицы: одни стремительны, другие более неуклюжи. Ноги им нужны, чтобы добывать пищу и

52 navTwv S' sari XoYog о ¡3sXTiwv wg xai vuv ZnTsiv. Автор уточняет, что знания об этом предмете достигаются эмпирическими исследованиями, однако не следует забывать и о более фундаментальных причинах.

53 Как отмечалось ранее (483Ы3), внешняя пневма в жилах отсутствует, однако они растут и функционируют за счет внутренней пневмы, присущей всякому организму по природе. Заметим, что Александрийские анатомы Герофил и Эрасистрат уже предполагали, что пневма перемещается по жилам, обеспечивая их работу (подробнее см. Gregoric, Lewis, Kuhar 2015, 121 и Gregoric, Lewis 2015). Очевидно, что наш автор не различает жилы и нервы и, в целом, ничто не указывает на то, что он знаком с понятием центральной нервной системы, открытой вышеупомянутыми Александрийскими медиками.

54 Ср. О частях животнъх 666Ы0 сл., где говорится, что сердце нуждается в жилах, так как должно обладать способностью сокращаться и расширяться, работая как помпа.

стоять, за исключением летучих мышей. Ведь эти последние ловят пищу в воздухе. Им не нужно для этого останавливаться. Впрочем, 20 как и для других целей.

Из морских животных ракообразные (оотрагаЗер^а) обладают ногами из-за своего веса. Именно так они передвигаются с места на место.

И, в целом, в отношении всего, что служит какой-нибудь иной цели, обнаружение указания (йф^г^ш) происходит индивидуально для 20 каждого существа, даже если это не всегда ясно. Почему, например, многоножки самые медленные из насекомых (тогда как четвероногие быстрее двуногих)? Потому ли, что их тела распластаны на земле, или потому, что они холоднее по природе и более медлительны, или по иной какой причине? 55

IX

Утверждающие, будто жизненное тепло (тб 0ер^у) не действует в телах, или будто огонь обладает одним лишь типом движения (фора) и одной лишь способностью - режущей (т^т1Х^), говорят неоснова-30 тельно. Ведь на неодушевленные тела огонь воздействует по-разному, одни уплотняя, другие разрежая, размягчая одни и делая твердыми другие. Нечто подобное надлежит предполагать и в отношении одушевленных тел, причем действия природного огня следует исследовать в сопоставлении с тем, как он используется в ремеслах. Ведь одних результатов при помощи огня достигает золотых или медных дел мастер, других - плотник, а третьих - повар. Хотя, 485Ы правильнее было бы сказать, что этого достигают сами ремесла, ведь, используя огонь в качестве инструмента, мастера размягчают, плавят и высушивают одни вещества, и упорядочивают другие.

Аналогично поступают и природные начала (а! фисад); отсюда происходят всевозможные отличия (§1афора) между ними. Поэтому смешно судить об этом по внешним признакам. Разделяет ли тепло или разжижает, разогревает или жжет - результат его воздействия будет различным, в зависимости от применения. Причем, для реме-5 сел огонь - это всего лишь инструмент, тогда как природа использу-

55 О способах передвижения животных Аристотель пишет в специальном трактате, где подробно разбираются как двуногие, так и четверо-, много- и безногие существа, включая осьминога, летучих мышей и многоножек. Перевод и соответствующая литература: Афонасин 2017. И опять же, все это автору трактата должно быть нужно для того, чтобы перейти к заключительному разделу.

ет его и в качестве материала (шд иХэд). 56

Однако затруднение состоит не в этом; по большей части оно связано с пониманием того, каким образом сама природа пользуется этим огнем, придавая ему упорядоченность (xov puQ^ov) посредством чувственно воспринимаемых способностей (тоТд аЕстЭ^тоГд naQsci). 10 Ведь это касается уже не огня и не пневмы. Посему примечательно, что эти вещества (огонь и пневма) смешиваются с указанной способностью (Suva^iv). То же самое удивляет и в связи с душой, так как и она в них присутствует (ev xouxoig yap unap/si). Поэтому не будет ошибкой предположить единство создающего агента (то Sn^ioupyouv) и движущего начала, либо полностью, либо в отношении определенной их части, так как природа, из которой все порождается, в обоих случаях остается одной и той же (xai yap ^ фиочд, аф' ^g xai ^ ysvscig).57 Но каково отличие (^ §1афора) тепла в том или ином случае, будь оно инструментом, материалом или тем и другим одновременно? В случае огня отличия определяются тем, больше его или меньше (ката то ^aXXov xai ^rrov). А это зависит от того, смешан он с чем-либо еще, или нет. Ведь чем чище огонь, тем его больше. 20 Для несмешанных (букв. «простых») вещей важен состав (Хоуод). Например, отличия костей и тканей коня и быка необходимо обусловлены либо тем, что они произведены из разных материалов, либо тем, что эти материалы в каждом случае использованы по-разному. Ну а если они различны, то каковы отличительные свойства каждого из простых веществ и что [...] есть то, что мы ищем? 58 Если же они идентичны (по природе), то должно быть различаются 25 по составу (тоТд Aoyoig). Необходимо верно либо одно, либо другое, как и во всех других случаях. Поэтому смеси вина и меда отличаются благодаря субстанциональному различию (Sia то unoxsi^svov) самих

56 То есть, аналогично положению из Аристотелева трактата О движении животных 70зад сл., душа в некотором смысле помещена в «пневму», которая и призвана «приводить в движение и прикладывать силу». Значит, именно пневма выступает в качестве инструмента души, ее действующей причины (485а28), и одновременно материальной причины, ее тела (485Ь6).

57 Нашему перипатетику важно подчеркнуть, что причиной чего-бы то ни было (движения, роста, развития и т. д.) не может быть только огонь. Сам он лишь вспомогательная причина, обеспечивающая некую цель, к которой стремится душа (ср. О душе 41бад сл.).

58 В тексте лакуна. Очевидно, автор отвергает первую возможность и переходит к обсуждению второй, полагая, что исходные ингредиенты должны быть идентичны.

веществ, тогда как само вино, если и отличается от другого вина, то лишь составом (81а т6v Л¿Yov).59

Поэтому Эмпедокл, полагая, что природа кости одна и простая [...] так что все кости имеют в смеси один состав (т6v айт6v X¿Yov г/а

получит в результате, что кости льва, коня и человека будут идентичными. Но на самом деле у них различны твердость, мяг-30 кость, плотность и другие качества. То же самое верно и в отношении тканей и других частей тела.

Но и различные части одного и того же живого существа отличаются свой плотностью, разреженностью и другими свойствами, так что 486а1 и смешение их не может быть идентичным. Плотность и тонкость, большое и малое - это количественные (¿V тф лостф), а твердость, плотность и другие противоположности - качественные (¿V тф поф отличия в смеси. Но так рассуждающие должны обязательно понимать, как создаваемое вещество видоизменяется через избыток или недостаток, обособление или соединение, или будучи разогрето внутри чего-то еще [вроде пищи, которая варится или жарится; то же самое верно и в их отношении]. Ведь именно благодаря перемешиванию производящее начало создает согласное природе. 486Ы То же самое можно сказать и о тканях. Ведь таковы же и различия; то же самое, пожалуй, можно сказать про вены, артерии и тому подобное. Так что одно из двух, либо их состав (о X¿YO?) в смеси (ката т^ не одинаков, либо эти составы (тоид Л¿Youg) не определяются через твердость, плотность и им противоположное.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

59 По-видимому, автор считает, что, при условии идентичности исходных ингредиентов, особый состав (букв. «логос») того или иного вещества (например, костей и тканей коня) создается определенным типом жизненного тепла, свойственного природе того или иного организма.

60 См. Эмпедокл, А 78 и В 96 DK (состав костей по Эмпедоклу таков: они содержат по две части воды и земли и четыре части огня).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.