Научная статья на тему 'Трагический эпизод крымской эвакуации осенью 1920 года'

Трагический эпизод крымской эвакуации осенью 1920 года Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
723
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трагический эпизод крымской эвакуации осенью 1920 года»

Трагическии эпизод крымской эвакуации осенью 1920 года

В.В. Лобыцын (а1ехеу f@hotbox.ru)

Российский фонд культуры

В два часа пятьдесят минут пополудни 2 ноября 1920 года с Графской пристани Севастополя на крейсер "Генерал Корнилов" прибыл главнокомандующий Русской армией генерал Врангель и отдал приказание сниматься с якоря. Началась эвакуация армии, флота, учреждений и всех русских людей, не пожелавших остаться в советской России, из портов Крыма в Константинополь. На кораблях Черноморского флота, французских военных кораблях, судах Добровольного флота, русских и французских коммерческих судах в Константинополь было эвакуировано около ста пятидесяти тысяч человек. По приходе всех судов в Босфор выяснилось, что нет лишь эскадренного миноносца "Живой"...

Рис1. Эскадренный миноносец "Живой" в Севастополе, 1910 г. Фотография из собрания общества "Родина" РФК

Эскадренный миноносец "Живой" накануне эвакуации находился в Керчи в составе кораблей 2-го отряда Черноморского флота, пришедших с Азовского моря. Здесь же для посадки войск были сосредоточены три транспорта, четыре парохода и семь паровых шхун. Когда же в ходе посадки обнаружилось, что войск и беженцев намного больше предполагаемого числа, их стали грузить и на все корабли 2-го отряда. На "Живой" - эсминец (заложенный в 1902 году как миноносец "Рыбец" водоизмещением 410 т) -было погружено 250 пассажиров из числа Донского офицерского резерва и эскадрона 17-го гусарского Черниговского полка. Из-за неисправности машины "Живой" самостоятельно идти на мог и должен был двигаться "на привязи" у буксира "Херсонес". Однако его команда решила не покидать родины, и тогда

на буксир вместо штатного перешел почти весь экипаж "Живого" во главе с его командиром капитаном 2 ранга Павлом Эмеретли. На "Живом" были оставлены лейтенант Евгений Нифонтов и корабельный гардемарин Владимир Скупенский, прибывшие в Крым из Владивостока, и пять членов команды.

5 ноября 1920 года "Живой" на буксире "Херсонеса" вышел из Керчи. В ночь с 6 на 7 ноября разыгрался шторм, достигший силы в семь баллов, во время которого буксирный конец, соединявший "Живого" с "Херсонесом", лопнул. Нештатному экипажу "Херсонеса" в условиях шторма не удалось ни подать на "Живой" новый буксирный конец, ни снять с него людей, когда стало очевидным, что новая буксировка невозможна. "Живой" с людьми был оставлен в штормовом море. Так этот трагический эпизод описан в работе члена военно-морского исторического кружка в Париже капитана 2 ранга Н.С.Чирикова "Краткий очерк действий флота при эвакуации Крыма в ноябре 1920 г. и его пребывание на чужбине". Ее полный текст хранится в архиве-библиотеке Российского фонда культуры, усилиями которого в 1998 г. в Россию было возвращено собрание Американо-русского историко-просветительного и благотворительного общества "Родина" (Лейквуд, Нью-Джерси,США). В составе собрания "Родины" с 1974 г. находились исторические материалы Общества офицеров Российского Императорского флота в Америке (указанная выше работа анонимно в виде сокращенной статьи с тем же названием была напечатана в Морских записках, тт. ХШ-ХУ1, 1955-1958, Нью-Йорк).

Из-за отсутствия радиотелеграфа о пропаже эсминца стало известно лишь по приходу кораблей в Константинополь. Тотчас на поиски "Живого" был послан транспорт "Далланд", к которому присоединились английские и французские миноносцы и посыльные суда. Но найти "Живого" или каких-то его следов не удалось. С 257 людьми на борту "Живой" бесследно исчез в штормовом море.

И впоследствии никаких следов этой трагедии не открылось - во всяком случае, ни в эмигрантской, ни в советской, ни в зарубежной печати каких-либо сообщений, проясняющих судьбу "Живого", не появилось. И вдруг сенсация - в сборнике документов и материалов "Русская военная эмиграция 20-х - 40-х годов", первый том которого вышел в московском издательстве "Гея" в 1998 году, появляется сообщение о том, что эскадренный миноносец "Живой" не погиб во время шторма, а был приведен в Севастополь. Поскольку сборник включал ранее не публиковавшиеся документы из Центральных архивов ФСБ и СВР России, это сообщение вызвало огромный интерес историков Белого движения.

В книге первой "Исход" первого тома "Так начиналось изгнанье 19201922 гг." в коллективном "Предисловии" на с. 30 сообщалось: "Караван судов из Керчи в море попал в семи балльный шторм. По счастливой случайности не затонул вместе с пассажирами и командой эскадренный миноносец "Живой": на его борту было до 260 человек". О судьбе "Живого" упомянуто в двух из опубликованных в сборнике документов. В документе №56 - выписке из ежемесячного рапорта штаба французской Восточно-Средиземноморской эскадры Генеральному штабу вооруженных сил Франции за ноябрь1920 г. -говорится: "Благодаря прекрасной погоде, главный конвой русских транспортов отправился из Крыма в Константинополь, не имея потерь, за исключением "Живого", буксир которого поломался и который был брошен своим буксировщиком. "Живой" так и не был отыскан, несмотря на весьма

интенсивные поиски"(с.245). Во втором документе №62 - еженедельной сводке разведотдела штаба Восточно-Средиземноморской эскадры на 27 ноября 1920 г. - сообщается: "Эвакуация в Константинополь завершена, все отбывшие корабли вернулись, за исключением миноносца "Живой", который из-за нехватки топлива был взят на буксир; буксир лопнул, корабль уклонился от курса и до сих пор не найден" (с. 255).

К приведенным строкам из документа №56 имеется примечание за №38: "Поиски "Живого" впоследствии ничего не дали. Считалось, что на нем погибло около 260 человек. В действительности он был отбуксирован из-за поломки машин в Севастополь" (с.395). Какого-либо подтверждения этому высказыванию в примечании не приведено. В то же время, как следует из цитированных выше упоминаний о судьбе "Живого" в рассекреченных французских документах, никаких новых данных они не содержат. Иными словами, сенсационное сообщение оказалось "без комментариев".

Поначалу казалось, что знакомство с "подноготной" сенсационного сообщения оставит его на совести автора. Однако авторитет издания, впервые опубликовавшего документы, ранее недоступные историкам, приводит к тому, что вопрос о том, что "Живой" не погиб, а был приведен в Севастополь, периодически возникает в среде исследователей. Когда же такой вопрос со ссылкой на новые данные, опубликованные в упомянутом издании, был задан русским парижанином и историком флота А.В.Плотто, стало ясно, что необходимо взяться за перо, как сказали бы раньше, или сесть за компьютер, как приходится говорить сейчас, чтобы разобраться, что же в действительности кроется за сенсационным сообщением о судьбе "Живого".

Мне удалось выяснить, что автором сообщения был ведущий научный сотрудник Института военной истории В.А.Авдеев. В подтверждение своего высказывания он указал на два следующих факта. Во-первых, на одной из виденных им схем-диспозиций Морских сил Черного моря начала 20-х годов в Севастополе указано место боевого корабля "Живой". Во вторых, согласно сборнику "Документы внешней политики СССР" в 1921 году советское правительство передало корабль под таким названием Турции.

Но что же в действительности стоит за этими фактами? При эвакуации из Крыма в Севастополе белыми был оставлен ряд приведенных в негодность кораблей Черноморского флота. И среди них - катер-истребитель американской постройки СК-3, в октябре 1917 года зачисленный в Черноморский флот и числившийся быстроходным моторным катером. В декабре 1920 года он был включен в состав Морских сил Черного моря, поставлен на ремонт и в мае 1921 года переименован в "Живой" (кстати, и все другие корабли дивизиона катеров-истребителей получили имена черноморских миноносцев: "Беспокойный", "Дерзкий", "Зоркий" и т.д.). Нет сомнения, что именно этот "Живой" и был указан на севастопольской диспозиции Морских сил Черного моря. А 3 октября 1921 г. морской истребитель "Живой" был передан советским правительством Турции, о чем сказано в третьем томе указанного выше сборника документов (М., 1959, с.675 - примечание 54). Про истребитель "Живой" и его передачу Турции можно было прочесть в справочнике, составленном под руководством покойного С.С.Бережного, - "Корабли и вспомогательные суда Советского Военно-морского флота (1917-1927 гг.)", Москва, 1981, который хорошо известен историкам флота. Возможно, автор комментария не придал значения тому, что английским термином destroyer - истребитель в то время в русском

флоте было принято называть сторожевые катера американской постройки, тогда как в своем основном значении - эскадренный миноносец - этот термин до сих пор употребляется в британском и американском флотах.

Так что выявленные В.А.Авдеевым факты относятся к катеру-истребителю "Живой", а бесследное исчезновение в штормовом море эскадренного миноносца "Живой" в ноябре 1920 года до сих пор остается неизвестной страницей крымской эвакуации.

Список моряков, погибших на "Живом", до сих пор обнаружить не удалось. Оказались известными лишь два имени.

Лейтенант Евгений Иванович Нифонтов по окончании Морского корпуса (который с ноября 1914 года назывался Морским Его Императорского Высочества

Наследника Цесаревича корпусом) 30 июля 1915 года был произведен в мичманы и назначен в Сибирскую флотилию. 1 января 1919 г. адмиралом Колчаком за боевое отличие был произведен в лейтенанты. В январе 1920 года ушел из Владивостока на транспорте "Якут". В Порт-Саиде сошел с "Якута", чтобы поскорее добраться до Крыма, куда прибыл в августе 1920 года и получил назначение на эсминец "Живой".

Рис2. Гардемарин Морского корпуса Евгений Нифонтов (сидит крайний слева),1915. Фотография из коллекции Музея и архива Белого движения (Москва)

Корабельный гардемарин Владимир Сигизмундович Скупенский был воспитанником Морского училища во Владивостоке. Вместе с училищем ушел оттуда в январе 1920 года на вспомогательном крейсере "Орел" и в числе старших гардемарин, окончивших курс училища, 2 апреля 1920 года был произведен в корабельные гардемарины (производство состоялось на "Орле", стоявшем на рейде Сингапура, - начальник училища капитан 1 ранга М. А. Китицын не имел права производства в мичманы). Когда в порту Дубровник "Орел" был возвращен Добровольному флоту, Владимир Скупенский вместе с другими корабельными гардемаринами перешел на "Якут", на котором в составе команды прибыл в Севастополь. Все 47 прибывших корабельных гардемарин 10 декабря 1920 года были произведены генералом Врангелем в мичманы (со старшинством от 11 апреля 1920 г.). Поскольку этот приказ готовился еще в Крыму, фамилия В.Скупенского при

Щ #

#- « ; т\ :

подписании в Константинополе исключена не была, и он - таким образом, посмертно - был произведен в мичманы.

В материалах по истории 17-го гусарского Черниговского полка, поступивших в составе собрания общества "Родина" и хранящихся в архиве-библиотеке Российского фонда культуры, удалось найти список 17 офицеров полка, погибших при эвакуации из Крыма на эскадренном миноносце "Живой". Вот эти имена, никогда ранее не появлявшиеся в печати: корнет Власенко, штабс-ротмистр Богуславский, полковник Гонскевич, поручик Данилов [Николай], корнеты Данилевич и Дзичканец, поручик Куражковский, корнет Лукьянов, поручик Повалишин, ротмистр Романовский, полковник Сабуров, штабс-ротмистр Сасин, корнет Тарасов, штабс-ротмистр Фадеев, корнет Чиж [Евгений Сергеевич], штабс-ротмистры братья Ярошевы - Дмитрий и Николай.

...На память приходит один эпизод из истории Первой мировой войны на Черном море, участником которого было суждено стать "Живому". 27 февраля 1916 года при подходе отряда кораблей Черноморского флота к болгарским берегам эсминцы "Лейтенант Пущин" и "Живой" были посланы в разведку. "Лейтенант Пущин" наскочил на мину, взорвался, переломился пополам и затонул. "Живой" приблизился к месту его гибели, и с него спустили шлюпку для спасения людей. Но, приняв какой-то предмет на поверхности моря за перископ неприятельской подводной лодки, "Живой" не счел возможным атаковать ее из-за находившихся на воде людей и на полном ходу ушел с места гибели "Лейтенанта Пущина". На шлюпке удалось спастись пятерым офицерам и десяти матросам, которые выгребли к болгарскому берегу, где были взяты в плен. И как знать, не явилась ли гибель "Живого" карой за нарушение одной из главных воинских заповедей: сам погибай, а товарища выручай? Ведь изо всех ушедших из Крыма кораблей погиб только один "Живой" - вопреки своему названию...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.