Научная статья на тему 'ТРАГИЧЕСКАЯ СУДЬБА МАТЕРИ И СЫНА (КУУЛАР ХАНДЫЖАП МЕДИКЕЙ УРУУ, КУУЛАР СУНГАР-ООЛ ТОВУНАК ОГЛУ)'

ТРАГИЧЕСКАЯ СУДЬБА МАТЕРИ И СЫНА (КУУЛАР ХАНДЫЖАП МЕДИКЕЙ УРУУ, КУУЛАР СУНГАР-ООЛ ТОВУНАК ОГЛУ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
политические репрессии / расстрел / Тувинская АССР / ТНР / реабилитация / Аллея памяти / political repression / execution / Tuva ASSR / TNR / rehabilitation / Memory Alley

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Танзы-Белек Джигмед Сергеевич

Статья посвящена биографии видного государственного деятеля Куулара Сунгар-оола Товунак оглу, уполномоченного представителя Тувинской Народной Республики (ТНР) в Монгольской Народной Республике, репрессированного в 1938 г. по «Делу девяти» и его матери Куулар Хандыжап Медикей уруу – знаменитой шаманке Овюрского кожууна, репрессированной дважды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TRAGIC FATE OF A MOTHER AND SON (KUULAR KHANIJAP MEDIKEI URUU, KUULAR SUNGAR-OOL TOVUNAK OGLU)

The article is devoted to the biography of a prominent statesman, an Authorized representative of the Tuvan People's Republic in the Mongolian People's Republic, who was repressed in 1938 in the "Case of the Nine" and about his mother, the famous shaman of the Ovyur kozhuun, who was repressed twice.

Текст научной работы на тему «ТРАГИЧЕСКАЯ СУДЬБА МАТЕРИ И СЫНА (КУУЛАР ХАНДЫЖАП МЕДИКЕЙ УРУУ, КУУЛАР СУНГАР-ООЛ ТОВУНАК ОГЛУ)»

урожайные годы. Н. Ондар за день во время жатвы получал 40-42 бункера проса. 1 бункер - это 2,5 тонны проса. В итоге хлебороб за день получал 100-110 тонны проса. Долог путь хлеба от поля до нашего стола. Круглый год трудятся хлеборобы. Весной надо пахать и сеять, летом ухаживать за посевами. Николай Ондар посвятил этой нелегкой профессии более сорока лет.

По воспоминаниям Н. Ондара полеводы работали день и ночь по 48 часов, т.е. двое суток без отдыха. В результате получали надбавки к зарплате 3,5 или 10 рублей. В советский период по указу Коммунистической партии и правительства труженики полей ставили перед собой большие планы, чтобы достигнуть хороших результатов.

В начале 1980 гг. дирекция совхоза «Тиилелге» приняло решение о поощрении хлеборобов для поднятия рабочего духа, для стимулирования объявлялись социалистические соревнования. Помимо небольших денежных поощрений, передовикам предоставлялись талоны на приобретение без очереди автомобилей, холодильников, телевизоров, а также путевки на известные курорты страны.

В 1984 г. молодой 29-летний хлебороб Н. Ондар занял 1 место по конным скачкам и в качестве главного приза ему вручили коня-скакуна. На следующий год занял 2 место и получил путевку в Прибалтику на 25 дней.

В 1986 г. передовик был принят в члены КПСС, три раза был избран депутатом Совета Кур-Чер, четыре раза в Кызылский районный Совет депутатов. Николай Даш-оолович не только передовик-механизатор, но и общественник. Внес большой вклад в развитие агропромышленного комплекса Тувы, наставник молодого поколения.

В 1977 г. он создал крепкую семью с Марией Хурешовной. За годы семейной жизни достойно воспитали четверых детей. В настоящее время у них 16 внуков, многие из них живут и работают в Кызыле. Супруги являлись неоднократными обладателями диплома «Примерная семья».

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Донгак Айкизэ Алексеевна, методист отдела методического сопровождения по вопросам истории и этнографии, Национальный музей имени Алдан-Маадыр Республики Тыва. Кызыл, Россия. Электронный адрес: dongak.aykiz@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Dongak Aykize Alekseevna, methodist of methodological support on issues of history and ethnography department, National Museum named after Aldan-Maadyr of the Republic of Tyva. Kyzyl, Russia. E-mail: dongak.aykiz@mail.ru

УДК 433

ТРАГИЧЕСКАЯ СУДЬБА МАТЕРИ И СЫНА (КУУЛАР ХАНДЫЖАП МЕДИКЕЙ УРУУ, КУУЛАР СУНГАР-ООЛ ТОВУНАК ОГЛУ)

Танзы-Белек Д. С.

Аннотация. Статья посвящена биографии видного государственного деятеля Куулара Сунгар-оола Товунак оглу, уполномоченного представителя Тувинской Народной Республики (ТНР) в Монгольской Народной Республике, репрессированного в 1938 г. по «Делу девяти» и его матери Куулар Хандыжап Медикей уруу - знаменитой шаманке Овюрского кожууна, репрессированной дважды.

Ключевые слова: политические репрессии; расстрел; Тувинская АССР; ТНР; реабилитация; Аллея памяти

THE TRAGIC FATE OF A MOTHER AND SON (KUULAR KHANIJAP MEDIKEI URUU, KUULAR SUNGAR-OOL TOVUNAK OGLU)

Tanzy-Belek D. S.

Annotation. The article is devoted to the biography of a prominent statesman, an Authorized representative of the Tuvan People's Republic in the Mongolian People's Republic, who was repressed in 1938 in the "Case of the Nine" and about his mother, the famous shaman of the Ovyur kozhuun, who was repressed twice.

Keywords: political repression; execution; Tuva ASSR; TNR; rehabilitation; Memory

Alley

В истории нашей республики есть трагические страницы, о которых должно знать молодое поколение. С конца 1920-х до начала 1950-х годов в Советском Союзе, в том числе и в Тувинской Народной Республике, а с 1944 года в Тувинской автономной области, судебными и административными органами были применены репрессии по политическим мотивам в отношении граждан Тувы, России, Монголии, Кореи и т.д.

При работе с архивными источниками выяснилось, что точное количество репрессированных людей в Туве до сего времени точно не известно, но, по мнению ученых, число политических репрессированных составляет больше тысячи человек. Политические репрессии в Республике Тыва коснулись всех национальностей, живших в ТНР.

В основном, политические репрессии были связаны с советским влиянием на Туву и резкой сменой политического курса государства. Одни стояли за сохранение традиционных хозяйств и культуры, а другие выступали за построение социализма путем ликвидации феодалов как класса и проведение сплошной коллективизации.

В 1929 году состоялся съезд революционной партии ТНРП, была произведена смена партийного руководства на новую политическую элиту, воспитанную на большевистских идеях коммунистической идеологии, которая решила ликвидировать богатых, монахов и шаманов. С этого момента начались трагические страницы Тувы1.

Во времена политических репрессий ярким примером против борьбы с религией можно привести судьбу известной шаманки Куулар Хандыжап Медикей уруу.

Хандыжап Медикей уруу родилась 15 июня 1885 году в Дзун-Хемчикском кожууне, местечке Шеми. В возрасте 5-ти лет уже была молодой дояркой, а в 13 лет уже стала настоящей швеёй. Однажды, когда она пасла стадо овец и коз, внезапно пошел град, в неё ударила молния, после чего она потеряла сознание. Очнувшись она увидела, что над ней играл бубен великого шамана, благословлявший её на путь небесного-шамана.

Живя у своих родителей, в один прекрасный день ее посватали. Её мужем стал молодой человек из соседнего племени Куулар. В семье Хандыжап и Товуунак Кууларов родилось девять детей: шестеро мальчиков и три девочки. Когда начались репрессии, в 1932 г. к ней нагрянули военные из МВД. Изъяв всё имущество и уничтожив шаманские атрибуты на костре около жилья Хандыжап, её вместе с мужем выслали местность Бора-Шей Овюрского кожууна.

Вторая трагедия в её судьбе произошла 7 октября 1938 года. Обвинения в ее адрес заключались в том, что она являлась матерью врага народа Куулар Сунгар-оол Товунак оглу, а также за шаманство. В итоге ей дали срок тюремного заключения до 5 лет. Освободившись, она возвратилась домой в Бора-Шей.

1 Трагедия тувинского шаманства. Документальный фильм по материалам экспедиции в Туву в июне -июле 2006 г. Интервью М. Б. Кенин-Лопсана https://yandex.ru/video/preview/14234502797625926766 (Дата обращения 18.10.2023)

В третий раз шаманка стала жертвой коммунистической идеологии. В 1948 году она была осуждена по ст. 58-10 части II на основании ст. 59-7, части I Уголовного Кодекса РСФСР за антисоветскую агитацию и пропаганду. Ей дали 15 лет тюремного заключения и выслали в Черногорский лагерь.

Находясь в черногорской тюрьме, к ней обратился начальник лагеря с просьбой вылечить его дочь, так как советская медицина оказалась бессильна против такой болезни. Согласившись, шаманка в кабинете генерал-майора провела обряд камлания с помощью шаманского зеркала (кузунгу) над маленькой девочкой. В результате дочка начальника лагеря излечилась от тяжелой болезни (Кенин-Лопсан, 2016: 176).

В знак благодарности генерал-майор 20 июня 1953 году досрочно освободил Куулар Хандыжап. Возвращаясь домой, она скончалась в Чадане, так и не доехав до родной стоянки в Бора-Шей. Первое обвинение, в результате которого она была выслана из своей родины Шеми, в документах осталось не зафиксированным. По второму обвинению, 24 января 1990 г. была реабилитирована прокурором Тувинской АССР, а 11 января 1995 г. судебной коллегией Верховного Суда РФ с были нее сняты обвинения и по третьему делу.

Старший сын Куулар Хандыжап, родился 24 августа 1908 году в местечке Бора-Шей (м. Хам-Дыт) Овюрского кожууна Тувинской Аратской Республики. Родители назвали своего первенца Сунгар-оолом. Маленький мальчик азы грамоты постигал у хозяина соседнего аала - Шыырапа1.

В 19-летнем возрасте (1927 г.) у молодого юноши начинается трудовая деятельность - он занимает руководящую должность в Барум-Хемчикском кожууне. С 1932 по 1937 год он был на должности посла ТНР в Монголии, затем некоторое время был секретарем Президиума Малого Хурала ТНР2.

В 1938 г. талантливого молодого человека направили на обучение в Коммунистический университет трудящихся Востока (КУТВ) в Москву. Вскоре руководство Тувы отозвало его домой, где в итоге он подвергся аресту. Его обвинение заключалось в преступлении, направленном против «революционного порядка».

В докладе С.К. Тока на III пленуме ЦК ТНРП, который состоялся с 31 августа по 6 сентября 1938 г., группа во главе Сат Чурмит-Тажы, была названа «контрреволюционной, прояпонской и шпионской, троцкистской и террористической организацией, а ее члены - «злейшими врагами народа». Судебная коллегия, назначенная Президиумом Малого Народного Хурала ТАР, рассмотрела дело обвиняемых и приговорила их к высшей мере наказания - расстрелу, с конфискацией имущества. 16 октября приговор был приведен в исполнение.

3 сентября 1964 г. решением коллегии по уголовным делам Верховного Суда РСФСР внесудебное решение чрезвычайной судебной коллегией Верховного Суда ТАР от 13 октября 1938 г. в отношении руководителей ТАР отменен из-за отсутствия состава преступления, Куулар Сунгар-оол Товунак оглу был полностью реабилитирован (Доржу, Иргит, 2017: 32-39).

29 октября 2022 г. на Аллее Памяти жертв политических репрессий в городе Кызыле рядом с филиалом истории политических репрессий Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва, открыли четвертый мемориальный бюст - Куулар Сунгар-оолу.

30 октября 2018 г. на Аллее памяти был установлен первый бюст одному из расстрелянных 16 октября 1938 г. по «Делу девяти» - Оюну Танчаю, организатору ввода в обращение тувинской денежной единицы - акша. Следом, 20 сентября 2019 г. там же

1 Монгуш А. Авыралдыг авашкылар // Тыванын аныяктары. - 1994. № 23-24 (10076-77) - июнь 25. С. 3.

2 Куулар Сунгар-оол // Люди и события. - 1998. - Указ - календарь по Тыве на 1998 г. Кызыл, 1997. С 5257.

были установлены еще два бюста - Председателю Совета Министров ТНР и Министру иностранных дел ТНР - Сату Чурмит-Тажы и Председателю Президиума Малого Хурала ТНР - Адыг-Тюлюшу Хемчик-оолу. 2023 г. планируются открытие мемориального бюста, заместителю прокурора ТНР - Оюну Сенгиижику Танчай оглу.

Таким образом, страницы истории, годы репрессий в Туве - это и урок, и укор. Политики подготовили, отобрали, обучили кадры, которые не боятся человеческой боли, горя и крови. Для подтверждения фактических данных нужна документальная основа. Конечно, у шаманки небесного происхождения должны быть внуки, внучки. К сожалению, они носят чужие фамилии, вот главная трудность для выяснения древнего рода Кууларов.

Список литературы:

Доржу З. Ю., Иргит О. Ю. «Дело Девяти»: судебный процесс 1938 года над государственными деятелями ТНР в годы политических репрессий. // Вестник Калмыцкого университета. 2017. №2 (34). С. 32-39.

Кенин-Лопсан М. Б. Судьба Шаманки. Абакан: ООО «Кооператив «Журналист», 2016. 176 с.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Танзы-Белек Джигмед Сергеевич, студент Кызылского техникума экономики и права потребительской кооперации, г. Кызыл, Россия. Электронный адрес: Aydys989@gmail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Tanzy-Belek Dzhigmed Sergeevich, student of the Kyzyl College of Economics and Law of Consumer Cooperation, Kyzyl, Russia. E-mail: Aydys989@gmail.ru

УДК 904

РУССКИЙ ТЮРК Верещагина Т. Е.

Аннотация. В статье показана деятельность журналиста и общественного деятеля Забелина Юрия Николаевича (1931-2012) для объединения на духовном уровне всех Саяно-Алтайских народов. Поводом для этого стала юбилейная дата - 130-летие дешифровки орхоно-енисейской или древнетюркской письменности в 1893 году.

Ключевые слова: Дни тюркской письменности; Ю. Н. Забелин; дешифровка рунических знаков; Н. М. Ядринцев; В. В. Радлов

RUSSIAN TURK Vereshchagina T. E.

Annotation. The article shows the activities of the journalist and public figure Yuri Nikolaevich Zabelin (1931-2012) to unite all the Sayan-Altai peoples at the spiritual level. The reason for this was the anniversary date - the 130th anniversary of the decipherment of the Orkhon-Yenisei or ancient Turkic writing in 1893.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.