Научная статья на тему 'Траектория развития педагогического сообщества Кировской области в аспекте возрастной гетерогенности'

Траектория развития педагогического сообщества Кировской области в аспекте возрастной гетерогенности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
235
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОЗРАСТНАЯ ГЕТЕРОГЕННОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА / ВОЗРАСТНАЯ СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА / ТРУДОВОЙ СТАЖ ПЕДАГОГОВ / НОРМАЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП / AGE HETEROGENEITY OF THE TEACHING STAFF / AGE STRUCTURE OF THE PEDAGOGICAL COMMUNITY / SENIORITY OF TEACHERS / NORMAL DISTRIBUTION OF AGE GROUPS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Утёмов Вячеслав Викторович, Симонова Галина Ивановна

Развитие регионального педагогического сообщества является одним из направлений стратегии образования в Российской Федерации. Так, с одной стороны, прогнозная численность обучающихся и педагогического персонала в прогнозе до 2030 г. в сравнении с 2018 г. говорит о росте численности обучающихся и педагогов в среднем на 20% как в России, так и в Кировской области. С другой стороны, специфика педагогического сообщества по сравнению с любым другим трудовым коллективом определенно существует, поскольку педагогический коллектив развивается в единстве с ученическим. В таком ракурсе рассмотрения свойство возрастной гетерогенности приобретает особую актуальность. В связи с этим ключевым моментом в управлении развитием регионального педагогического сообщества является использование результатов анализа существующей возрастной структуры педагогических работников по каждому школьному предмету. Пренебрежение анализом возрастных характеристик педагогических работников может привести к неэффективности реализации программы развития региональной системы образования. В первую очередь увеличивается риск нехватки учителей-предметников в ближайшей перспективе. Поэтому весьма актуальным остается анализ возрастной структуры педагогических работников системы образования региона. Соответственно, целью статьи является анализ и прогнозирование развития гетерогенности возрастной структуры педагогического сообщества Кировской области. На основе анализа данных экспертно-аналитической оценки кадрового потенциала общеобразовательных организаций Кировской области авторами статьи обосновывается необходимость принятия управленческих решений в кадровой политике в сфере образования Кировской области. Ведущими подходами при этом выступают методология нормального и естественного распределения возрастных групп в структуре педагогического сообщества региона. В результате проведенного исследования авторами статьи констатируется: средний возраст педагогов Кировской области выше на 5 лет среднего возраста педагогов по РФ; существенный дефицит педагогов в возрасте от 30 до 45 лет; неприемлемое состояние по возрастному составу педагогов наблюдается среди учителей физики, математики, биологии и химии; средняя ставка школьного учителя по одному предмету равна 0,70; наибольшую учебную нагрузку имеют учителя математики, начальных классов, русского языка и литературы, иностранного языка и физической культуры. Теоретическая значимость статьи обусловлена вкладом в разработку научных представлений о возрастной гетерогенности педагогического коллектива в общеобразовательных организациях. Практическое использование результатов исследования позволяет выстроить траектории развития педагогического сообщества Кировской области на основе реализации комплекса управленческих и организационных мероприятий по достижению нормального состояния возрастной структуры педагогического сообщества региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Утёмов Вячеслав Викторович, Симонова Галина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Траектория развития педагогического сообщества Кировской области в аспекте возрастной гетерогенности»



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Раздел 13.00.00 Педагогические науки

ART 181067 2018, № 9 (сентябрь) УДК 37.014

Траектория развития педагогического сообщества Кировской области в аспекте возрастной гетерогенности

Утёмов Вячеслав Викторович1

Вятский государственный университет, Киров, Россия vv_utemov@vyatsu.ru

Симонова Галина Ивановна2

Вятский государственный университет, Киров, Россия gi_simonova@vyatsu.ru

Аннотация. Развитие регионального педагогического сообщества является одним из направлений стратегии образования в Российской Федерации. Так, с одной стороны, прогнозная численность обучающихся и педагогического персонала в прогнозе до 2030 г. в сравнении с 2018 г. говорит о росте численности обучающихся и педагогов в среднем на 20% как в России, так и в Кировской области. С другой стороны, специфика педагогического сообщества по сравнению с любым другим трудовым коллективом определенно существует, поскольку педагогический коллектив развивается в единстве с ученическим. В таком ракурсе рассмотрения свойство возрастной гетерогенности приобретает особую актуальность. В связи с этим ключевым моментом в управлении развитием регионального педагогического сообщества является использование результатов анализа существующей возрастной структуры педагогических работников по каждому школьному предмету. Пренебрежение анализом возрастных характеристик педагогических работников может привести к неэффективности реализации программы развития региональной системы образования. В первую очередь увеличивается риск нехватки учителей-предметников в ближайшей перспективе. Поэтому весьма актуальным остается анализ возрастной структуры педагогических работников системы образования региона. Соответственно, целью статьи является анализ и прогнозирование развития гетерогенности возрастной структуры педагогического сообщества Кировской области. На основе анализа данных экспертно-ана-литической оценки кадрового потенциала общеобразовательных организаций Кировской области авторами статьи обосновывается необходимость принятия управленческих решений в кадровой политике в сфере образования Кировской области. Ведущими подходами при этом выступают методология нормального и естественного распределения возрастных групп в структуре педагогического сообщества региона. В результате проведенного исследования авторами статьи констатируется: средний возраст педагогов Кировской области выше на 5 лет среднего возраста педагогов по РФ; существенный дефицит педагогов в возрасте от 30 до 45 лет; неприемлемое состояние по возрастному составу педагогов наблюдается среди учителей физики, математики, биологии и химии; средняя ставка школьного учителя по одному предмету равна 0,70; наибольшую учебную нагрузку имеют учителя математики, начальных классов, русского языка и литературы, иностранного языка и физической культуры. Теоретическая значимость статьи обусловлена вкладом в разработку научных представлений о возрастной гетерогенности педа-

Поступила в редакцию Received 19.07.2018 Получена положительная рецензия Received a positive review 30.07.2018

Принята к публикации Accepted for publication 30.07.2018 Опубликована Published 31.08.2018

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)

1 Утёмов Вячеслав Викторович, кандидат педагогических наук, декан факультета педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия

2 Симонова Галина Ивановна, доктор педагогических наук, директор педагогического института ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия

гогического коллектива в общеобразовательных организациях. Практическое использование результатов исследования позволяет выстроить траектории развития педагогического сообщества Кировской области на основе реализации комплекса управленческих и организационных мероприятий по достижению нормального состояния возрастной структуры педагогического сообщества региона.

Ключевые слова: возрастная гетерогенность педагогического коллектива, возрастная структура педагогического сообщества, трудовой стаж педагогов, нормальное распределение возрастных групп.

Введение

Развитие регионального педагогического сообщества во многом обусловливает качество образования и успешность выпускников образовательных организаций на всех уровнях обучения. Процесс подготовки педагогических кадров является многоступенчатым, но в каждом случае он должен способствовать обновлению профессиональной педагогический деятельности. Важно, чтобы он обеспечивался прозрачным механизмом взаимодействия всех заинтересованных сторон (органы управления образованием различных уровней, образовательные организации, выпускающие учителей, общеобразовательные организации и другие стейкхолдеры) [1]. Ключевым моментом в этом механизме является опора на существующую возрастную характеристику педагогических работников по каждому школьному предмету. Пренебрежение актуальным анализом возрастных характеристик педагогических работников в условиях лимитированного числа поступающих на педагогические направления подготовки может привести к нерациональному распределению бюджетных мест приема в организациях, готовящих будущих педагогов, и, как следствие, к увеличению рисков нехватки учителей-предметников в достаточно определенной перспективе.

Дополнительные риски нерационального распределения бюджетных мест приема по укрупненной группе специальностей «Образование» связаны с отсутствием в регионе комплексного анализа, основанного на технологии сдвига возрастных контингентов школьников по годам обучения и пересчете нагрузки по каждому предмету на несколько лет вперед, что может быть вариантом нормативных методов прогноза. Но если учесть, что численность учащихся в общеобразовательных учреждениях Кировской области к 2020 г. достигнет 128,2 тыс. чел. (по данным Центра социального прогнозирования и маркетинга, 2013 г. [2]) или 137,4 тыс. чел. (по данным Института социологии РАН, 2015 г. [3]), то рост численности обучающихся по сравнению с 2016 г. будет в пределах 7%. Чтобы учесть данный рост, необходимо наложить его на планируемый к 2020 г. кадровый состав школьных учителей по предметным специализациям. Таким образом, экспертно-анали-тическая оценка возрастного состава педагогических кадров общеобразовательных организаций Кировской области является необходимым условием оптимизации процесса подготовки педагогических кадров и выстраивания адекватных траекторий развития педагогического сообщества Кировской области в аспекте возрастной гетерогенности.

Развитие регионального педагогического сообщества является одним из направлений реализации стратегии образования в Российской Федерации. Поиск траекторий развития педагогического сообщества Кировской области зиждется на результатах комплексного анализа кадрового потенциала образовательных организаций Кировской области. В конце 2016 г. Вятский государственный университет поддержал проект Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина (Мининский университет) и провел соответствующее исследование в Кировской области. В целом результаты исследования дали объективную обобщенную оценку педагогических кадров общеобразовательных организаций Кировской области по возрасту, уровню

образования, предметной специализации; содержат прогнозную оценку потребности в педагогах до 2022 г. [4]

В аналитическом докладе, составленном по итогам исследования, содержались выводы, обосновывающие необходимость принятия управленческих решений в области кадровой политики в сфере образования региона. Так, например:

- выявлена низкая динамика обновления педагогических коллективов молодыми специалистами и устаревание большинства педагогических сообществ учителей-предметников;

- наиболее критическими по возрастному составу группами педагогов являются учителя физики, химии, географии, биологии, изобразительного искусства и черчения, русского языка и литературы;

- имеется необходимость в повышении профессиональной квалификации руководящих кадров в общем образовании.

Летом 2018 г. Мининский университет в аналитическом докладе «Возрастная структура педагогического сообщества: анализ и прогноз развития» представил сравнительную аналитику естественного развития возрастной структуры педагогического сообщества и составил прогноз ее развития для регионов Российской Федерации до 2050 г. [5]

Так как аналитика по Кировской области носит обобщенный характер, ученые ВятГу совместно с коллегами из Мининского университета в 2017-2018 гг. провели дополнительный анализ, с результатами которого предлагаем познакомиться.

Обзор отечественной и зарубежной литературы

Исследования в отечественной и зарубежной литературе по вопросу развития педагогических сообществ в аспекте возрастной гетерогенности достаточно разрозненны.

Л. Кио с группой ученых осуществлял прогностический анализ доли молодых и возрастных педагогов на начало каждого учебного года [6]. Б. Оерке и Ф. Богнер в своих исследованиях выявляют значимость учета возрастных характеристик в педагогическом коллективе и их влияние на педагогический процесс [7]. Отдельные исследования описывают представления о структурных ограничениях (возраст, инвалидность, этническая принадлежность и гендерные аспекты), которые препятствуют карьере учителей [8, 9].

учет возрастных особенностей педагогического коллектива является значимым компонентом в управлении педагогическим коллективом. Так, Д. Чжоу с коллегами делают вывод о том, что мотивация к профессиональному развитию больше всего у учителей среднего возраста, с увеличением возраста мотивация заметно снижается [10]. «Явление старения» педагогических кадров характерно и для высшей школы. Так, средний возраст преподавателей во французских университетах более 49 лет. В работах Н. Росчник делается вывод о необходимости молодых вузовских педагогов в активизации учебной и исследовательской деятельности [11]. В исследованиях возрастной структуры педагогического коллектива встречается и описание структуры трудоспособности в зависимости от возраста педагогов. Так, лишь 4% финских учителей старше 45 лет имеют плохую трудоспособность. Но среди всех педагогов в этом возрасте наименьший уровень трудоспособности имеют преподаватели профессиональных образовательных организаций и учителя специальных (коррекционных) образовательных школ [12].

Р. Сеибт с группой ученых провели исследования интеллектуальных способностей двух групп учителей-женщин (первая группа - учителя младше 45 лет; вторая

группа - учителя старше 45 лет). В результате незначительные эффекты были в пользу младших учителей. Отмечается, что незначительные различия были замечены и в выраженности чувств согласованности, восприимчивости к стрессу и состояния болезненности [13]. Эта же группа ученых приходит к выводу о том, что компоненты интеллектуальных способностей учителей подтверждены возрастным изменениям. Но в то же время непрерывное обучение позволяет поддерживать или улучшать интеллектуальные способности в любом возрасте [14]. С другой стороны, постоянная перегрузка и стресс у педагогических работников с возрастом приводят к постепенному снижению устойчивости нервной системы [15]. Возрастные тенденции, хотя и не сильно выраженные, демонстрируют высокую нервозность у учителей старшей возрастной группы [16].

Встречаются исследования реакций педагогов на изменения в образовании с учетом возраста [17]. Но уровень готовности к изменениям, как показывают исследования М. Этерингтона, для лиц старшего возраста зависит от сформированного опыта преподавания [18]. К такому же выводу приходит А. Тумова, подчеркивая, что влияние возраста и стажа на отношение учителей к образовательным инновациям не так сильно коррелирует, как можно было ожидать [19]. Стоит указать, что встречаются и критические обзоры, в которых отмечается, что внедрение инноваций в систему образования может приводить к снижению качества обучения. В этой связи адекватная реакция на инновацию может быть полезна [20]. Но, бесспорно, необходимы периодические изменения в педагогической работе у педагогов с различным стажем [21, 22].

Ряд исследований анализируют зависимость уровня трудоспособности от возрастной группы. Так, выявлено, что 24% учителей младшей возрастной группы и 49% учителей старшей возрастной группы имеют слабый уровень проявления трудоспособности, что указывает на необходимость принятия мер по повышению трудоспособности педагогов [23]. С другой стороны, стаж работы у отдельных педагогов (кор-рекционных школ, учреждений профессионального обучения, дошкольного образования и др.) играет существенную роль в качестве выполняемой работы [24, 25].

Хотя знания и являются составной частью профессионализма преподавателей, профессиональная компетентность включает в себя не только знания. Навыки, отношения и мотивационные переменные также способствуют овладению педагогическими технологиями. С. Бломеке и С. Делайней предложили модель, которая идентифицирует когнитивные способности и аффективно-мотивационные характеристики как два основных компонента профессиональной компетентности учителей [26]. Первый компонент содержит профессиональные, методические и общепедагогические знания. Данный компонент может быть проанализирован через оценку мнений обучающихся [27, 28]. Второй компонент включает мотивацию, саморегулирование и профессиональные представления о преподавании и содержании преподаваемого предмета. Отметим, что вопрос о профессиональном представлении учебного предмета и его методики у различных педагогов является отдельным направлением исследования [29, 30].

Материалы и методы исследования

В основе исследования гетерогенности возрастной структуры регионального педагогического сообщества использована методология нормального и естественного распределения возрастных групп.

Нормальное распределение способствует стабильному функционированию системы образования при соблюдении баланса образовательной организации между возможностью развития и сохранением традиции. Естественное распределение опирается на инвариантность в развитии педагогического сообщества, представленную равной численностью каждой возрастной группы.

1. Состояние возрастной структуры педагогических сообществ Кировской области

В исследовании оптимальное распределение численности педагогов по возрасту в любом педагогическом сообществе должно приближаться к нормальному распределению (распределению Гаусса) с характеристиками как для ряда от 25 до 65 с шагом 5. Так, распределение педагогов РФ по возрасту представлено на рис. 1.

250000 200000 150000 100000 50000 О

20 25 30 35 40 45 50 55 60 65 7(

Рис. 1. Распределение педагогов РФ по возрасту

Красная линия - нормальное распределение (распределение Гаусса); синяя линия - реальное распределение.

Анализ распределения возрастных групп в структуре педагогических сообществ регионов по состоянию на 2016-2017 гг. показал отклонение распределения возрастных групп в регионах в сторону возрастов, соответствующих средней и старшей укрупненным возрастным группам.

Для сравнения нами получено распределение педагогов Кировской области по возрасту, представленное на рис. 2.

4000 3500 3000 2500 2000 1500 1000 500 0

20 30 40 50 60 70

Рис. 2. Распределение педагогов Кировской области по возрасту

Отметим:

- средний возраст педагогов Кировской области (пик реального распределения) выше на 5 лет среднего возраста педагогов по РФ. Наши расчеты с надежностью 95% показывают, что средний возраст педагогов региона равен 48,1±0,2 года;

- в регионе выявлен существенный дефицит педагогов от 30 до 45 лет;

- количество педагогов старше 45 лет в регионе существенно превышает норму.

Дополнительный анализ коэффициента отклонения регионов РФ от идеального состояния характеризует распределение возрастной структуры педагогического сообщества в Кировской области как «неприемлемое состояние». Коэффициент в Кировской области достигает 72% (7-я позиция снизу списка всех регионов). С худшим значением коэффициента обозначены только Приморский край, Ульяновская, Магаданская, Оренбургская области, Чеченская Республика и Республика Мордовия [31].

Таким образом, возрастная структура педагогических сообществ в регионе нуждается в приведении к нормальному распределению.

2. Различия в характере распределения педагогов Кировской области по возрасту с учетом профиля

Для выявления характера распределения педагогов Кировской области по возрасту с учетом профиля нами были построены соответствующие графики. Стоит отметить, что, используя данные, собранные совместно с Мининским университетом, по сравнению с концом 2016 г. мы располагаем не только уточненной статистикой по школьным педагогам, но и данными по педагогам дошкольных образовательных организаций. Для того чтобы сравнить характер отклонения, нами был рассчитан коэффициент отклонения от идеального состояния по каждой группе педагогов. Ранжированный список групп педагогов по уровню отклонения представлен на рис. 3.

Рис. 4. Коэффициент отклонения от идеального состояния по каждой группе педагогов

в процентном соотношении

Отметим:

- «кризисное состояние» по возрастному составу педагогических кадров характерно для учителей физики, математики, биологии и химии (отклонение близко к 50% и более);

- «критическое состояние» по возрастному составу педагогов занимают учителя иностранного языка, МХК, обществознания, ОБЖ, истории, русского языка и литературы, экономики и технологии (отклонение более 30%);

- возрастной состав воспитателей детских садов показывает наиболее близкое распределение к нормальному в сравнении с другими группами педагогов области.

Таким образом, констатируются существенные различия в характере распределения педагогов Кировской области по возрасту с учетом профиля преподаваемого предмета.

3. Различия в характере распределения педагогов Кировской области по структуре учебной нагрузки с учетом профиля

Еще одним отличием собранной аналитики от аналитики 2016 г. явилась возможность сделать анализ структуры учебной нагрузки педагогов области. Так, наши расчеты показывают:

- средняя ставка школьного учителя по одному профилю равна 0,70. С надежностью 95% можно утверждать, что она лежит в пределах 0,6-0,8 ставки;

- средняя ставка у воспитателя равна 0,82;

- средняя ставка учителя-дефектолога и учителя-логопеда равна 0,77.

Расчеты совокупной доли педагогов по структуре нагрузки представлены на

рис. 4: отображен процент педагогов, выполняющих нагрузку больше ставки (>1), меньше 0,5 ставки (<0,5) и в диапазоне от 0,5 до 1,0 ставки (<1).

Анализ доли педагогов с учетом профиля по структуре учебной нагрузки показывает (см. рис. 5):

- доля педагогов, выполняющих нагрузку больше 1,0 ставки, у учителей русского языка и литературы, математики, иностранного языка, начальных классов и физической культуры;

доля педагогов, выполняющих нагрузку меньше 0,5 ставки, у учителей МХК, обществознания, ИЗО, экономики и химии.

Еще одним результатом стал рассчитанный средневзвешенный объем ставки педагогов с учётом профиля преподаваемого предмета (см. рис. 6).

>1 41%

<1 49%

Рис. 4. Структура учебной нагрузки педагогов Кировской области

Рис. 5. Структура учебной нагрузки педагогов Кировской области

Рис. 6. Объем учебной нагрузки педагогов Кировской области

Отметим, что наибольшую учебную нагрузку имеют учителя математики, начальных классов, русского языка и литературы, иностранного языка и физической культуры.

Таким образом, полученные данные необходимо учитывать при сочетании профилей подготовки бакалавров по направлению Педагогическое образование.

4. Различия в характере распределения педагогов Кировской области по среднему возрасту с учетом профиля

Результаты расчёта средневзвешенного значения возраста педагогов Кировской области с учетом профиля представлены на рис. 7. Нормальное значение среднего возраста равно 45 годам, а среднее значение по региону равно 48,1 года.

Биолагин

Учителя-/огспеды География

Технология -1--5 ОбщЕС-эоз-ание

Сс ^ИЕ/ ьн педагоги П^БГСГИ-псижологи

Русски" Р^Ык и литература

Фактический Бсзраст □ Средний возраст по региону Г_! Нормальное значение среднее возраста

Рис. 7. Средний возраст педагогов Кировской области с учетом профиля

Отметим, что наиболее проблемной представляется ситуация по учителям физики, математики, химии, биологии, технологии, географии, русского языка и литературы.

В настоящее время единственной характеристикой качества возрастной структуры педагогического сообщества является удельный вес численности педагогов в возрасте до 35 лет. Так, Приказом Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2017 г. № 955 «удельный вес численности учителей до 35 лет в общей численности учителей» установлен показателем мониторинга образовательных организаций [32]. С другой стороны, удельный вес численности педагогов старше 60 лет может показать ограниченность перспектив развития образовательной организации. Результаты анализа данных показателей представлены на рис. 8 и 9.

Рис. 8. Доля педагогов Кировской области с учетом профиля младше 35 лет

Рис. 9. Доля педагогов Кировской области с учетом профиля старше 60 лет

Отметим:

- в естественном распределении педагогов младше 35 лет нормальным показателем является 33% от численности педагогического коллектива (на рисунке отмечено синей кривой). Так, наиболее критический результат выявлен по выборке учителей технологии, МХК, физики, математики и географии;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- в естественном распределении педагогов старше 60 лет нормальным показателем является 11% от численности педагогического коллектива (на рисунке отмечено красной кривой). Так, наиболее критический результат выявлен по выборке учителей технологии, математики, биологии, химии и физики;

- значения, приближенные к нормальным, демонстрируют воспитатели, педагоги-психологи, учителя информатики и ИКТ, учителя-логопеды, учителя начальных классов, учителя иностранного языка и учителя ИЗО.

Таким образом, можно констатировать, что в отношении учителей технологии, физики и математики естественное распределение нарушено во всех возрастных группах.

5. Возрастная структура педагогов Кировской области по группам

Возрастная структура педагогического сообщества в данном исследовании представлена в совокупности девяти возрастных групп, составляющих три укрупненные возрастные группы:

- младшая возрастная группа - до 25, 25-30, 30-35 лет;

- средняя возрастная группа - 35-40, 40-45,45-50 лет;

- старшая возрастная группа - 50-55, 55-60, 60 лет и старше.

Расчеты доли педагогов, принадлежащих возрастным группам, представлены на рис. 10. Анализ по возрастным группам, представленный на рис. 10, подтверждает изложенные ранее выводы, а именно:

- распределение по возрастным группам, соответствующее естественному, выявлено у воспитателей, педагогов-психологов, учителей информатики и ИКТ, учителей-логопедов, учителей начальных классов, учителей иностранного языка и учителя ИЗО;

- наиболее критичные данные по возрастному составу педагогического сообщества демонстрируют учителя биологии, математики, физики и технологии.

Таким образом, анализ данных экспертно-аналитической оценки кадрового потенциала общеобразовательных организаций Кировской области позволил определить состояние структуры педагогических сообществ Кировской области в аспекте возрастной гетерогенности с учетом профиля преподаваемого предмета и учебной нагрузки, что явилось основанием для определения траектории развития педагогического сообщества Кировской области в аспекте возрастной гетерогенности.

Результаты исследования

По данным анализа, в Кировской области в среднем за 5 лет из образовательных организаций выбывают 2458 педагогов. Таким образом, для естественного восполнения дефицита педагогических кадров необходимо каждый год выпускать более 490 педагогов. Если дополнительно учитывать, что в регионе 1953 педагога пенсионного возраста (старше 60 лет), возникает существенный риск роста численности педагогов, выбывающих из образовательных организаций области (при 5-летнем интервале ухода на пенсию в среднем возникает дополнительный дефицит в 390 педагогов в год). Естественное восполнение педагогов старшей возрастной группы (55 и более лет) педагогами средней возрастной группы (40-50 лет) невозможно, так как численность педагогов старшей возрастной группы на 22% больше вследствие недостаточной численности педагогов средней возрастной группы.

^иттлл-лсгипкды V-I т^-чи-дкфкнтагаги Ви.г ? I .ITW1H ^KUhUMHK.I

тми*

4н]нч|к|ик KY.'ih~YP>i

Лнтелн начальных к/нисиы ТекнолигиА Сицшльньм? щздлгиги

PyrLKH Н Иын И riTepdrVPU

ПГ.П ffllW Д"ИШИ№ГМ Ü6iiJtiCTDLClHaH№

OLM

МИН М атсмяГика Исшрпл И нфи лпитнни н ИКТ V iiUL'p.ll IHbJ Л Ü.IhlK

ИЗО Щц|Чии

Бналаплл

С?; Ъ7~-><: 1O0S;

Младшая Средняя ИСтаэ-иая

Рис. 10. Возрастная структура педагогов Кировской области по возрастным группам

Осуществив корреляционный анализ данных по учебной нагрузке и возрастному составу, произведя расчеты по выявлению характера зависимости, мы пришли к следующим выводам:

- существует умеренная связь между численностью средней возрастной группы и структурой их учебной нагрузки;

- существует слабая связь между численностью младшей возрастной группы и структурой их учебной нагрузки;

- отсутствует связь между численностью старшей возрастной группы и структурой учебной нагрузки.

Педагоги среднего возраста реализуют большую часть учебной нагрузки, в то время как педагоги младшего возраста чаще всего выполняют меньший объем учебной нагрузки. В отношении педагогов старшего возраста выявлено, что объем их учебной нагрузки является минимальным. Данный факт дополнительно показывает критичность роста педагогов старшего возраста в педагогическом сообществе региона.

Представленные результаты в сочетании с данными демографического прогноза Росстата по Кировской области на период до 2036 г. позволяют сделать еще несколько обобщений [33]:

- снижение численности педагогов среднего возраста наиболее критично сказывается на объеме реализуемой учебной нагрузки (учителя средней возрастной группы реализуют в среднем на 30% больше учебной нагрузки, чем учителя младшей возрастной группы);

- через 15 лет численность педагогов среднего возраста может снизиться на 55%;

- прогнозное значение снижения доли детей в Кировской области за 15 лет в пределах 20% .

Таким образом, снижение численности педагогов среднего возраста идет более быстрыми темпами, чем численности детей в регионе, что может привести к обострению дефицита учителей. Данный дефицит требует притока молодых учителей в численности больше на 30% , чем работающих учителей среднего возраста.

В целом, подводя итог анализу и прогнозированию развития гетерогенности возрастной структуры педагогического сообщества Кировской области, можно отметить, что для Кировской области прогноз достижения идеального состояния возрастной структуры педагогического сообщества при реализации комплекса мероприятий возможен после 2050 г. наряду с 19 субъектами РФ [34]. У остальных субъектов РФ прогнозные значения положительнее.

Заключение

Таким образом, возникает необходимость построения траектории развития педагогического сообщества Кировской области на основе реализации комплекса мероприятий по достижению нормального состояния возрастной структуры педагогического сообщества региона.

К основным траекториям развития педагогического сообщества Кировской области в аспекте возрастной гетерогенности можно отнести:

1) управленческую:

- проведение открытых конкурсов регионального министерства образования на право проведения курсов повышения квалификации для учителей;

- реализация проекта «Мобильный учитель»;

- создание образовательных кластеров;

- переход от целевого приема к целевому обучению;

- формирование областного заказа на выделение бюджетных мест из федерального бюджета на подготовку педагогических кадров;

- формирование областного заказа на подготовку кадров из областного бюджета;

2) организационную:

- создание образовательных консорциумов;

- создание областной методической службы;

- организация «педагогических классов» в общеобразовательных школах;

- организация программ профессиональной переподготовки для лиц с непрофильным образованием (до одного года);

3) содержательную:

- формирование образовательной сети на основе «опорных школ»;

- включение школьников области в систему дистанционного обучения с учителем-профессионалом;

- обновление перечня и содержания программ повышения квалификации и переподготовки учителей-предметников;

- формирование педагогических команд из студентов различных профилей для работы в образовательных организациях;

- создание педагогических интернет-сообществ.

Правительством Кировской области и Вятским государственным университетом ведется работа по разработке и реализации указанных выше траекторий развития педагогического сообщества Кировской области. Эффекты, риски, барьеры также являются предметом мониторинга ученых.

Ссылки на источники

1. Информационная система «Педагогические кадры Новосибирской области / НГПУ. - URL: http://pedkadry.nspu.ru.

2. Приказ Росстата от 17.08.2016 № 429 «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством образования и науки Российской Федерации федерального статистического наблюдения за деятельностью организаций, осуществляющих подготовку по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования».

3. Численность обучающихся, педагогического и преподавательского персонала, потенциального числа образовательных организаций всех уровней образования: прогноз до 2035 года. - М.: ЦСП и М., 2017. - 408 с.

4. Пугач В. Н., Утёмов В. В. Экспертно-аналитическая оценка возрастного состава кадрового потенциала общеобразовательных организаций Кировской области // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 17. - С. 974-986. - URL: http://e-koncept.ru/2016/46371.htm.

5. Возрастная структура педагогического сообщества: анализ и прогноз развития: аналитический доклад. - Н. Новгород: Мининский университет, 2018. - URL: http://book.mininuniver.ru.

6. (2011). A non-econometric analysis with algebraic models to forecast the numbers of newly hired and retirement of public primary school teachers in Taiwan / L. Kuo, H. Yang, Y. Lin, S. Su // Educational Research and Reviews. -2011. - 6 (18). - Р. 943-951. doi:10.5897/ERR11.044.

7. Oerke B., Bogner F. X. Gender, age and subject matter: Impact on teachers' ecological values // Environmentalist.

- 2010. - 30(2). - Р. 111-122. doi:10.1007/s10669-009-9250-4.

8. Who gets ahead?:The effect of age, disability, ethnicity and gender on teachers' careers and implications for school leaders / V. Wilson, J. Powney, S. Hall, J. Davidson // Educational Management Administration & Leadership. - 2006. - 34(2). - Р. 239-255. doi:10.1177/1741143206062496.

9. Cau-Bareille D., Teiger C., Volkoff S. Revealing the hidden processes behind discrimination against part-time teachers in France: A lever for improving their situation. - 2019. doi:10.1007/978-3-319-96065-4_29.

10. Grey relational analysis of pudong teacher training-studying network - though the survey data and grouped under age and gender / D. Zhou, J. Huang, L. Tang, Y. Zhu, Z. Fei, Y. Li. Paper presented at the Proceedings of 2011 IEEE International Conference on Grey Systems and Intelligent Services, GSIS'11 - Joint with the 15th WOSC International Congress on Cybernetics and Systems, 2011. - Р. 121-126. doi:10.1109/GSIS.2011.6044008

11. Weekly iron supplements given by teachers sustain the haemoglobin concentration of schoolchildren in the Philippines / N. Roschnik, A. Parawan, M. A. B. Baylon, T. Chua, A. Hall // Tropical Medicine and International Health.

- 2004. - 9(8). - Р. 904-909. doi:10.1111/j.1365-3156.2004.01279.

12. Kinnunen U., Parkatti T., Rasku A. Occupational well-being among aging teachers in Finland // Scandinavian Journal of Educational Research. - 1994. - 38(3-4). - Р. 315-332. Doi:10.1080/0031383940380312

13. Age-related effects on mental ability and their associations with personal characteristics among female teachers [Altersbez ogene Effekte mentaler Leistungsfähigkeit und deren Zusammenhang zu personenbezogenen Merkmalen bei Lehrerinnen] / R. Seibt, A. Steputat, S. Spitzer, D. Druschke, K. Scheuch // Gesundheitswesen. - 2015. -77(1). - Р. 39-45. doi:10.1055/s-0034-1367029.

14. Ibid.

15. Status of heart rate variability and hemodynamic parameters of women-teachers according to age / M. Burumba-yeva, A. Mussina, R. Suleimenova, K. Tebenova, G. Alshynbekova, A. Kulov // Drug Invention Today. - 2018. -10(1). - Р. 102-107.

16. Powell M., Ferraro C. D. Sources of tension in married and single women teachers of different ages // Journal of Educational Psychology. - 1960. - 51(2). - Р. 92-101. doi:10.1037/h0041826

17. Hargreaves A. Educational change takes ages: Life, career and generational factors in teachers' emotional responses to educational change // Teaching and Teacher Education. - 2018. - 21(8). - Р. 967-983. doi:10.1016/j.tate.2005.06.007.

18. Etherington M. B. A study of the perceptions and worldviews of mature age pre-service teachers aged between 31 and 53 // Journal of Adult Development. - 2011. - 18(1). - Р. 37-49. doi:10.1007/s10804-010-9104-9

19. Tumova A. Effects of age and length of professional experience on teacher's attitudes to curricular reform // Central European Journal of Public Policy. - 2012. - 6(2). - Р. 84-99.

20. Pedro L. F. M. G., Barbosa C. M. M. O., Santos C. M. N. A critical review of mobile learning integration in formal educational contexts // International Journal of Educational Technology in Higher Education. - 2018. - 15(1). doi:10.1186/s41239-018-0091-4.

21. Lynch P. Shadow living: Toward spiritual exercises for teaching // College English. - 2018. - 80(6). - Р. 499-516.

22. Dare E. A., Ellis J. A., Roehrig G. H. Understanding science teachers' implementations of integrated STEM curricular units through a phenomenological multiple case study // International Journal of STEM Education. - 2018. - 5(1). doi:10.1186/s40594-018-0101-z.

23. Assessment of work ability and vitality-a study of teachers of different age groups / G. Freude, R. Seibt, E. Pech, P. Ullsperger. - 2005. doi:10.1016/j.ics.2005.02.099.

24. Blomeke S., Delaney S. Assessment of teacher knowledge across countries: A review of the state of research // ZDM Mathematics Education. - 2012. - 44. - Р. 223-247.

25. Early deprivation disruption of associative learning is a developmental pathway to depression and social problems / M. A. Sheridan, K. A. McLaughlin, W. Winter, N. Fox, C. Zeanah, C. A. Nelson // Nature Communications. - 2018. - 9(1). doi:10.1038/s41467-018-04381-8.

26. Occupational stigma communication: The anticipatory socialization of sex educators / A. Selzer King, R. E. Jensen, C. Jones, M. J. McCarthy // Health Communication. - 2018. - 33(12). - Р. 1401-1409. doi:10.1080/10410236.2017.1353867.

27. Evaluation for teacher's ability and forecasting student's career based on big data / Z. H. Moe, T. San, H. M. Tin, N. Y. Hlaing, M. M. Tin. - 2019. doi:10.1007/978-981-13-0869-7_3

28. The dimensional validation of the student engagement questionnaire (SEQ) with a spanish university population. students' capabilities and the teaching-learning environment [Validación dimensional del student engagement questionnaire (SEQ) en población universitaria española. Capacidades del alumno y entorno de enseñanza/aprendizaje]/ B. Gargallo, J. M., Suárez-Rodríguez G Almerich., I. Verde, M. À. Cebrià I Iranzo // Anales De Psicologia. -2018. - 34(3). - Р. 519-530. doi:10.6018/analesps.34.3.299041

29. Demonty I., Vlassis J., Fagnant A. Algebraic thinking, pattern activities and knowledge for teaching at the transition between primary and secondary school // Educational Studies in Mathematics. - 2018. - 99(1). doi:10.1007/s10649-018-9820-9.

30. Teaching transition self-determination knowledge and skills using the ME! bell ringers / M. E. Lingo, K. L. Williams-Diehm, J. E. Martin, A. E. McConnell // Career Development and Transition for Exceptional Individuals. - 2018. -41(3). - Р. 185-189. doi:10.1177/2165143417753582.

31. Возрастная структура педагогического сообщества: анализ и прогноз развития: аналитический доклад.

32. Приказ Минобрнауки России от 22.09.2017 № 955 «Об утверждении показателей мониторинга системы образования».

33. Демографический прогноз Росстата по Кировской области на период до 2036 года. - URL: http:// http://ki-rovstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/kirovstat/ru/statistics/population.

34. Возрастная структура педагогического сообщества: анализ и прогноз развития: аналитический доклад.

Vyacheslav V. Utemov,

Candidate of Pedagogical Sciences, Dean of Pedagogy and Psychology Faculty, Vyatka State University, Kirov, Russia

vv_utemov@vyatsu.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Galina I. Simonova,

Doctor of Pedagogical Sciences, Head of Pedagogical Institute, Vyatka State University, Kirov, Russia gi_simonova@vyatsu.ru

Trajectory of Kirov region teaching community development in terms of age heterogeneity

Abstract. The development of the regional pedagogical community is one of the education strategy directions in the Russian Federation. Therefore, on the one hand, the forecasted number of students and teaching staff in the forecast until 2030 as compared to 2018 indicates an increase in the number of students and teachers by an average of 20% in both Russia and the Kirov region. On the other hand, the specificity of the pedagogical community as compared with any other labor collective definitely exists, since the pedagogical team develops in unity with the student body. In this perspective, the characteristics of age heterogeneity is of particular relevance. In this regard, the key point in managing the development of the regional pedagogical community is the use of the existing age structure analysis for each school subject teachers. Neglecting the analysis of teachers' age characteristics may lead to ineffective implementation of the regional education system development program. First, the risk of subject teachers' shortage in the nearest future increases. Therefore, the analysis of teachers' age structure in the regional education system remains highly relevant. Accordingly, the purpose of the article is to analyze and forecast the development of the age structure heterogeneity among pedagogical community of the Kirov region. Based on the data analysis of the expert-analytical assessment of the educational institutions' personnel potential in the Kirov region, the authors of the article justify the need for management decisions in personnel policy of the Kirov region education. The leading approaches here are the methodology of the normal and natural distribution of age groups in the structure of the regional pedagogical community. As a result of the study, the authors of the article note: the average age of teachers in the Kirov region is 5 years higher than the average age of teachers in the Russian Federation; a significant shortage of teachers aged 30 to 45 years; unacceptable teachers' age structure is observed among teachers of physics, mathematics, biology and chemistry; the average rate of a school teacher in one subject is 0.70; teachers of mathematics, Russian language and literature, foreign languages, physical training instructors and primary school teachers have the greatest academic load. The theoretical significance of the article is due to the contribution to the development of scientific ideas about the age heterogeneity of the teaching staff in educational institutions. Practical use of the research results allows us to build trajectories of the Kirov region

pedagogical community development on the basis of implementing a complex of management and organizational measures to achieve the normal state of the pedagogical community age structure in the region. Key words: age heterogeneity of the teaching staff, age structure of the pedagogical community, seniority of teachers, normal distribution of age groups.

Научно-методический электронный журнал «Концепт» (раздел 13.00.00 Педагогические науки) с 06.06.2017 включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (перечень ВАК Российской Федерации).

www.e-koncept.ru

Библиографическое описание статьи:

Утёмов В. В., Симонова Г. И. Траектория развития педагогического сообщества Кировской области в аспекте возрастной гетерогенности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 9 (сентябрь). - С. 799-814. - URL: http://e-koncept.ru/2018/181067.htm.

DOI 10.24422/MCITO.2018.9.16657

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2018 © Утёмов В. В., Симонова Г. И., 2018

9772304120180

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.