УДК 316
Траектория миграции сельской молодежи Республики Татарстан*
Мухаметзянова Л.К.
Кандидат биологических наук,
главный специалист научно-организационного отдела Академии наук Республики Татарстан
Хизбуллина Р.Р.
Кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии, политологии и права Казанского государственного энергетического университета
В статье на основании эмпирических данных, полученных в результате проведенного авторским коллективом социологического исследования в районах Татарстана среди сельской молодежи в возрасте 16-23 лет, проанализированы факторы социально-профессиональной мобильности и степень ее интенсивности среди сельской молодежи; отмечены меры по сохранению кадрового состава в аграрно-промышленном комплексе, произведен сравнительный анализ полученных данных особенностей изменения социального положения сельской молодежи с выводами других исследований.
Ключевые слова: сельская молодежь, миграция, социально-профессиональная мобильность, профессиональное самоопределение, социальные факторы, мотивация, профессиональная ориентация.
В настоящее время в России социальные лифты используются сельской молодежью, исходя из понимания их экономической и социальной значимости. Другими словами, в жестких условиях выживания для молодых людей из сельской местности значимость социально-экономического показателя их уровня жизни, который могут дать каналы мобильности (образование, трудоустройство и пр.), значителен. Особенность современного изучения социальной мобильности сельской молодежи зависит от социальных изменений в системе разделения труда, иерархии социальных статусов, появления новых профессий и их востребованности.
Известно, что существенное внимание нуждам сельской молодежи уделялось в советский период, однако в постсоветский период интерес начал снижаться и, по мнению исследователей [1], риторика большинства публикаций сводилась к описанию проблем ухудшения качества жизни молодежи.
В настоящее время проблема оттока сельской молодежи из аграрно-промышленного комплекса (далее - АПК) вызывает активный научный интерес и изучается в рамках социологии села, социологии молодежи, политической социологии, экономической социологии, демографии и др. (в работах Н. Бояк, Г.В. Морозовой, Л.Н. Гатаул-линой, В.И. Ильина, Е.И. Головаха, Л.Е. Петровой, О.А. Аслановой, Г.Г. Силласте, М.П. Гурьяновой, Н.С. Маликовой, Т.А. Салимовой, О.В. Лясковской и др.). В условиях современного российского общества одним из основополагающих механизмов социальной мобильности сельской молодежи является система образовательной и профессиональной подготовки, в процессе которой формируются личные и профессиональные качества, повышают-
* Работа подготовленна в рамках поддержанного Российским фондом фундаментальных исследований и Правительством Республики Татарстан научного проекта № 17-13-16006.
ся шансы на построение желаемой карьерной траектории.
Результаты авторского социологического исследования, проведенного среди представителей сельской молодежи в Республике Татарстан, позволяют говорить, что понимание результатов использования каналов социальной мобильности лежит в плоскости интереса к получению в первую очередь экономических благ (высокая зарплата), профессиональной востребованности, высокого уровня качества жизни, работы на территориях с развитой инфраструктурой (более 70 % выбранных ответов по экономическому показателю). По мнению респондентов, каналы мобильности формируют статусное и профессиональное продвижение (65 %) и помогают утвердиться в профессиональной среде (34 %), сформировать влиятельный круг общения (13 %), найти новых друзей и единомышленников (9 %), получить социально-профессиональное признание (26 %). Признание респонденты связывают в первую очередь с получением высокооплачиваемой работы (52 %), дипломом об образовании (46 %), при этом уточняя, что рабочая профессия так же может обеспечить востребованность и профессиональный рост (31 %) (данные по множественным ответам) [2].
Сравнивая полученные результаты с данными, имеющихся в научной литературе смежных исследований, можно заключить: уверенность современной молодежи и ее оптимизм все также проявляются в оценках своих жизненных перспектив и планов. Согласно приведенным в исследованиях, посвященных анализу образа жизни и ценностным приоритетам молодежи Института социологии РАН (2007 г.) данным, более половины молодых россиян устойчиво уверены в том, что смогут добиться большего, чем их родители. За последние 10 лет структура этих оценок практически не изменилась, а незначительная динамика отражает скорее некоторый рост оптимизма. В целом в 2007 г. 76 % (в 1997 г. - 68 %) российской молодежи уверены в том, что они способны по меньшей мере воспроизвести тот социальный статус, который имеют их родители, и лишь считанные проценты (2 %) думают, что им и это не под силу [3].
Поскольку каналы мобильности формируют возможности продвижения сельской молодежи по социальной лестнице, формируя систему и механизмы социальной селекции, определяя траекторию их миграции и степень интенсивности социально-профессиональной мобильности сельской молодежи, то результирующей влияния перечисленных социальных механизмов является перераспределение трудовых ресурсов на селе, интенсивность урбанизации и трансформация ценностей молодежи в сельской местности.
В исследованиях, проведенных на базе Центра специальной связи и информации ФСО России в
Алтайском крае (2016 г.), определены эмпирические индикаторы изменения социального положения сельской молодежи [4] и выявлены точки напряженности, связанные с построением миграционных траекторий современной сельской молодежи. Наиболее актуальными проблемами, связанными с занятостью молодежи на селе, согласно результатам исследования О.А. Ивановой [4], явились: низкая величина оплаты труда (70 %), проблемы в области условий труда (35 %), страх потери места работы (19 %), проблемы обеспечения социальных гарантий (16 % ответов, соответственно по списку гарантий).
Результаты исследования, проведенного в Алтайском крае, некоторым образом коррелируют с данными авторского социологического исследования, проведенного в Республике Татарстан среди представителей сельской молодежи (2017-2018 гг., описание когорт см. выше) в части оценок обеспокоенности опрошенной молодежью перспективами и величиной оплаты труда (68 %), наличием социальных гарантий (22 %), условиями и перспективами трудоустройства (35 %). Суммарно реперные точки построения миграционной траектории молодежи на селе характеризуют высокий потенциал их мобильной активности.
Однако современная социально-политическая обстановка в Республике Татарстан позволяет говорить об изменении трендов в построении траектории миграции сельской молодежи из АПК в сторону экстенсивности, чему способствует реализация социальных программ поддержки молодежи на основе внедрения в практику Положений в рамках социально-политической программы поддержки села. Так, например, из республиканского бюджета ежегодно выделяется значительная господдержка, направленная на развитие отрасли и сельских территорий, работает более 30 программ. Сегодня сельское хозяйство в РТ рассматривается не только с позиции сектора экономики, а как современный образ жизни. Здесь существенная роль отведена РОО «АМО РТ», выступающей в качестве надежного партнера Минсельхозпрода Республики Татарстан в реализации проектов, направленных на поддержку молодежи АПК, и представленной на сегодняшний день в 23 муниципальных образованиях РТ [5; 6].
В настоящее время в целях решения стоящих перед сельской молодежью проблем районным отделениям Региональной общественной организации «Аграрное молодежное объединение Республики Татарстан» возможно в практику работы с сельской молодежью отдаленных районов (где информативный доступ о возможностях и программах содействия молодежи на селе может быть затруднен) внедрять предложения по повышению социального и экономического статуса села на основе количественных и качественных методов современной социологической науки, эмпирических данных о
потребностях молодежи, их пожеланий, что может способствовать сохранению численности и молодого контингента районов РТ.
Конечно, говорить об абсолютных успехах в деле нивелирования миграционных потоков молодежи из села рано, однако проводимые на площадках республики форумы и мероприятия с участием Правительства Республики Татарстан, представителей бизнеса и сельской молодежи районов являются катализатором в вопросах их поддержки.
В целом стоит отметить, что сегодня такие факторы социально-профессиональной мобильности сельской молодежи, как экономические (материальное обогащение за счет возможности увеличения заработка вне исторической территориальности), социально-профессиональные (сложности с трудоустройством по специальности, сомнения в перспективах карьерного роста), социально-культурные (отсутствие желаемых инфраструктур) суммарно формируют социальную результирующую - ориентацию сельской молодежи на построение профессиональных траекторий вне территорий АПК, увеличивая риск ее интенсификации и смену социальной аскриптив-ности. Интенсификация социально-профессиональной мобильности, увеличение процесса урбанизации становится причиной утраты сельской молодежью исторической самобытности. Перечисленное влияет на траекторию развития сельской молодежи вне ее территориальной идентичности и представляет собой наиболее массовые причины социально-профессиональной мобильности в среде АПК.
Литература:
1. Мухаметзянова Л.К., Хизбуллина Р.Р. Ориентация сельской молодежи на получение рабочей профессии и реализацию на селе (на примере конкретно-социологического исследования в Республике Татарстан) // Казанский социально-гуманитарный вестник. - 2017. - № 6 (29). - С. 37-40.
2. Фарахутдинов Ш.Ф. Удовлетворенность жизнью сельской молодежи в Западно-Сибирском регионе России // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. -2017. - № 5. - С. 233-250.
3. Горшков М.К., Петухов В.В., Андреев А.Л. и др. Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты // Информационно-аналитический бюллетень Института социологии Российской академии наук. - 2007. - № 4. - С. 4-95.
4. Иванова О.А. Особенности изменения социального положения сельской молодежи Алтайского края // Дискуссия. - 2016. - № 2(65). - С. 85-89.
5. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан. Доклад. - URL: http:// agro.tatarstan.ru/rus/index.htm/news/921457.htm
6. Подпрограмма «Сельская молодежь на 2014 -2020 годы». - URL: http://amo-rt.tatarstan.ru/rus/ podprogramma-selskaya-molodezh-na-2014-2020-godi.htm
Trajectory of Migration of Rural Youth of the Republic of Tatarstan
L.K. Mukhametzyanova Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan
R.R. Khizbullina Kazan State Power Engineering University
In the article, on the basis of empirical data obtained as a result of a sociological research conducted in the author's team in the regions of Tatarstan among rural youth aged 16-23 years, the factors of social and professional mobility and the degree of its intensity among rural youth are analyzed proposed a measure to preserve the personnel composition in the agro-industrial complex, made a comparative analysis of the characteristics of changes in the social situation of rural youth in related studies.
Key words: rural youth, migration, social and professional mobility, professional self-determination, social factors, motivation, vocational guidance.