ТРАДИЦИЯ НОШЕНИЯ СЕРЕГ МУЖЧИНАМИ У ЯКУТОВ (ИНТЕРПРЕТАЦИЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ДАННЫХ)
Бравина Розалия Иннокентьевна
д-р ист. наук, профессор, зав. сектором археологии Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов СО РАН, РФ, г. Якутск
E-mail: bravinari@bkl. ru
PRACTICE OF WEARING EARRINGS BY MEN IN YAKUTIA (INTERPRETATION OF ARCHAEOLOGICAL DATA)
Rosalia Bravina
doctor of Historical sciences, Professor, Head of the Sector of archaeology, Institute of Humanitarian research and Indigenous Peoples of the North, Siberian Branch of
the Russian Academy of Science, Russia, Yakutsk
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается традиция ношения серег мужчинами у якутов по археологическим, фольклорным и этнографическим материалам. Приводятся историко-сравнительные данные.
ABSTRACT
This paper observes the practice of wearing earrings by men in Yakutia according to archaeological, folklore and ethnographic materials and provides historical and comparative data.
Ключевые слова: Якутия; погребения; мужские серьги; типы серег; традиции ношения.
Keywords: Yakutia; Burials; Male earrings; Types of earrings; Practice of wearing.
Традиция ношения якутскими мужчинами серег по данным раскопок средневековых погребений зафиксирована в трех случаях. В бывшем Хоринском (ныне Хатасском) наслеге Хангаласского района Центральной Якутии в мочке левого уха мужчины находилась маленькая кольцеобразная металлическая серьга [16, с. 64]. Погребальный инвентарь сугубо мужской и включает лук в налучнике, копье с железным наконечником, скребок для чистки лошади, медный котел и манаага — деревянное приспособление для ношения клади за
спиной. На территории того же наслега в погребении Ат Дабаан в мочках ушей подростка зафиксированы по одной серьге в форме вопросительного знака с двумя нанизанными полыми привесками конусообразной формы [3, с. 118]. В погребении Джюсюлэн (Чурапчинский район), исследованном саха-французской экспедицией, на обеих мочках молодого мужчины имелось по одной серьге в форме вопросительного знака с нанизанными на проволоку круглыми бусинками белого и черного цвета в количестве семи штук. Общая длина серег 5,7 см, диаметр округлой части 2,1 см. Возраст погребения Джюсюлэн, согласно радиоуглеродному методу датирования, 1440— 1660 гг. [7, с. 66]. На древность погребения также указывают скорченное трупоположение, отсутствие гроба, седло под головой умершего. Металлический круг на шапке и богатый сопроводительный инвентарь указывают на достаточно высокий социальный статус погребенного.
Наиболее ранними из найденных в погребениях серег представляются бусинные серьги из погребения Джюсюлэн. Бронзовые серьги подобной формы были найдены в раннеякутском поселении Уганья, датируемом XIV— XV вв. [5, с. 93]. Основу таких серег составляет металлическая проволока, согнутая кольцом. Древнейшие аналоги этого типа серег были распространены на Алтае еще в скифское время. В дальнейшем серьги, изготовленные путем сгиба цельного куска проволоки, встречаются в средневековых памятниках Сибири, Приамурья, Поволжья и Средней Азии. Большинство найденных там серег изготовлено из медной и бронзовой проволоки, на которую нанизаны бусинки или
жемчуг [9, табл. XXXII, 4, 9; 17, с. 77, 99, 107, 108; 8, с. 115, 122; 4, с. 246—251]. Серьги из погребения Ат Дабаан такой же формы, но с дополнительной металлической привеской и являются, вероятно, переходной формой эволюции древних типов серег. Серьгу из Хоринского погребения можно отнести к типу под названием иэмэх. Слово иэмэх имело двоякое значение: первое — название небольших серег в виде колец, второе — верхняя часть серьги, вдеваемая в
ухо [14, с. 895]. Следует отметить, что в монгольском языке серьги называются зэмэг. К нему весьма близок эмек, киргизское иймэк (серьги) [15, с. 37].
Традиция ношения серег мужчинами уходит своими корнями в мир древних кочевников Центральной Азии и Южной Сибири. На территории Саяно-Алтая и Казахстана в погребениях раннескифского времени в мужских могилах обычно находят одну серьгу слева от черепа, в не потревоженных женских — две [1, с. 9—19]. Изучение серег из памятников Саяно-Алтая гунно-сарматского времени показало, что на территории Тувы серьги носили как женщины, так и мужчины. Женщины носили парные серьги одинаковой формы, мужчины — по одной серьге в левом или правом ухе [18].
В мужских погребениях хуннов в Забайкалье археологи обнаруживают по одной серьге [10, с. 169, 193, табл. 4]. Состав мужских и женских древнетюркских украшений сохраняют эти древние традиции. В погребениях с конем Саяно-Алтая VI—Х вв. обнаруживаются по одному или двум экземплярам серег. При этом в захоронениях женщин две серьги присутствуют чаще, чем в захоронениях мужчин [12, с. 47]. По одному экземпляру находят в мужских (юношеских) погребениях, где сопровождающий комплекс вещей соответствует второй половине IX—X в. [11, с. 139]. В Монголии в определенно мужском средневековом погребении, золотая серьга пока встречена только один раз (погребение с подбоем в окрестностях г. Дархана) [2].
Ношение серьги мужчинами отмечено вплоть до этнографической современности у многих сибирских народов. Хакасы-мужчины носили ызырга (ср. якут. ытарга) в мочке одного уха [13, с. 70], юноши-тувинцы — серьги разного типа в обеих мочках [12, с. 47]. У аборигенов Нижнего Амура и Сахалина (нанайцы, ульчи и нивхи) существовали специальные мужские серьги (хусэгдэсу) в виде широкого кольца из серебряной проволоки, иногда с небольшой подвеской — бусиной. Их носили в левом ухе [19, с. 188].
Серьги у якутов традиционно считаются женским видом украшений. Найденные в мужских захоронениях серьги ничем не отличаются от женских. Женщины носили парные серьги одинакового типа, иногда по несколько в одной
мочке уха. Среди средневековых памятников якутов в двух женских погребениях (м. Хатырык Юрюйэ, Усть-Алданский район и м. Тарат, Мегино-Кангаласский район) в левом ухе умерших были найдены по одной серьге: в первом случае это проволочная серьга в виде знака вопроса, во втором — спиралевидная проволочная серьга. В этой связи любопытно отметить, что в хуннских женских погребениях встречаются по одной серьге именно в мочке левого уха, в том числе спиралевидной формы [10, табл. 4]. Возможно, подобная традиция имеет древние корни и является своего рода этногенетическим признаком культуры.
Традиция ношения серег якутскими мужчинами прослеживается в фольклорных и этнографических материалах. Героем одного из сюжетов эпоса олонхо, записанного в 1941 г. в Чурапчинском районе, является «Кюлэр Чююччюк богатырь, носящий золотую кольцеобразную серьгу размером с озера», предназначенный высшими божествами стать защитником племени ураанхай саха [20, л. 132]. Золотая серьга героя является отличительным знаком его доблести и высокой миссии. По этнографическим записям А.А. Саввина, в Центральной Якутии, в Дюпсюнском (ныне Усть-Алданском районе) серьги-колечки иэмэх носили мужчины только из знатных семей, что «простым людям не полагалось» [22, л. 28]. В Анабарском районе на северо-западе Якутии мужчины-долганы обычно носили в одном ухе серебряную серьгу, а богач Болдьумаар носил две золотые серьги [21, л. 21]. Вероятно, количество серег с учетом материала изготовления определяло социальную принадлежность их владельцев.
Серьги традиционно относились к разряду амулетов так называемых ымыы, предназначенных оберегать ребенка от злых духов и нечистых сил. К детской колыбели привешивали наряду с другими амулетами различные металлические подвески, кольца и серьги [6, с. 116]. Металлические украшения якутские дети начинали носить с раннего возраста. Девочкам пяти-шести лет, иногда раньше, прокалывали уши. По материалам И.С. Гурвича, на Крайнем Севере оленекские якуты, особенно в тех семьях, где умирали мальчики, выжившим прокалывали
уши и вставляли серьги, чтобы ввести духов в заблуждение и защитить ребенка [6, с. 117].
Таким образом, серьги в ушах мужчин являлись своеобразными носителями информации: серьги были не просто украшением — по ним можно было установить социальное положение их владельца, историю семьи, а в ряде случаев, когда украшение носили наследники — такие серьги были оберегами, защищавшими от злых духов, а ношение одной серьги в одном ухе, возможно, являлся одним из этногенетических маркеров культуры.
Список литературы:
1. Абрамова М.П. Катакомбные и склеповые сооружения юга Восточной Европы // Археологические исследования на юге Восточной Европы. Ч. 2. М.: Государственный исторический музей, 1982. — С. 9—19.
2. Ахагвасурэн, Хоголбоон. Средневековые погребения монголов (XII-XIV вв.): Автореферат дис. ...канд. истор. наук. М., 1994. — 23 с.
3. Бравина Р.И., Попов В.В. Погребально-поминальная обрядность якутов: памятники и традиции (XV—XIX вв.). Новосибирск: Наука, 2008. — 296 с.
4. Вактурская Н.Н. О серьгах средневекового городища Шерлих // История, археология и этнография Средней Азии. М.: Наука, 1968. — С. 246—251.
5. Гоголев. Якуты, Якуты: (Проблемы этногенеза и формирования культуры). Якутск: Якут. ун-т, 1993. — 200 с.
6. Гурвич И.С. Культура северных якутов — оленеводов. К вопросу о поздних этапах формирования якутского народа. М.: Наука, 1977. — 247 с.
7. Древний мир Древний мир якутов: опыт междисциплинарных исследований (по материалам Саха-французской археологической экспедиции) / Под ред. Эрика Крюбези, Анатолия Алексеева. Якутск: Издательский дом СВФУ, 2012. — 226 с.
8. История Амурской области с древнейших времен до начала ХХ века / Под ред. А.П. Деревянко, А.П. Забияко. Благовещенск, 2008. — 424 см.
9. Киселев С.В. Древняя история Южной Сибири. М.: Изд-во АН СССР, 1951. — 643 с.
10. Коновалов П.Б. Хунну в Забайкалье (Погребальные памятники). Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1976. — 220 с.
11. Кызласов Л.Р. Древняя Тува (от палеолита до IX в.). М.: МГУ. 1979. — 208 с.
12. Овчинникова Б.Б. Тюркские древности Саяно-Алтая в VI—X веках. // Свердловск: УрГУ. 1990. — 223 с.
13. Патачаков К.М. Очерки материальной культуры хакасов. Абакан: Хакасское книжное издательство, 1982. — 88 с.
14. Пекарский Э.К. Словарь якутского языка: В 3 т. 2-е изд. М.: Изд-во АН СССР, 1959. Т. 1-3.
15. Савинов А.И. Традиционные металлические украшения якутов: Х1Х — начало ХХ века: (Историко-этнографическое исследование). Новосибирск: Наука, 2001. — 171 с.
16. Стрелов Е.Д. Лук, стрелы и копье древнего якута // Сборник трудов исследовательского общества «Саха кэскилэ». Якутск, — 1927. — Вып. 1 (4). — С. 58—74.
17. Тишкин А.А. Алтай в монгольское время (по материалам археологических памятников). Барнаул: Азбука. — 208 с.
18. Трифанова С.В. Украшения населения Саяно-Алтая гунно-сарматской эпохи.): Автореферат дис. .. .канд. истор. наук. Горно-Алтайск, 2006. — 23 с.
19. Смоляк А.В. Традиционное хозяйство и материальная культура народов Нижнего Амура и Сахалина. Этногенетический аспект. М.: Наука, 1984. — 246 с.
Материалы рукописного фонда Архива Якутского научного центра СО РАН:
20. Саввин А.А. Верования якутов (кэрэх, табык, духи др. материалы) / Ф. 4. Оп. 12. Д. 70. — 347 л.
21. Саввин А.А. Заметки по этнографии якутов. 1938, 1939, 1941 гг. / Ф. 4. Оп. 12. Д. 48. — 51 л.
22. Саввин А.А. Этнографические заметки. 1942, 1943, 1944 гг. / Ф. 4. Оп. 12. Д. 51. — 56 л.