Научная статья на тему 'Традиция как методологическое основание исследования исполнительского искусства'

Традиция как методологическое основание исследования исполнительского искусства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
214
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Пристай София Дмитриевна

Статья посвящена изучению профессионального исполнительского искусства Южного Урала с точки зрения формирования и функционирования традиции. Опираясь на общефилософский подход М. Розова и И. Быченковой, автор статьи предлагает его в качестве базового для изучения основных направлений исполнительского искусства любого региона, а также формулирует условия, необходимые для рождения и поддержания традиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Традиция как методологическое основание исследования исполнительского искусства»

УДК 78 ББК 85.31

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

Пристай София Дмитриевна

аспирант г. Челябинск Традиция как методологическое основание исследования исполнительского искусства

Статья посвящена изучению профессионального исполнительского искусства Южного Урала с точки зрения формирования и функционирования традиции. Опираясь на общефилософский подход М. Розова и И. Быченковой, автор статьи предлагает его в качестве базового для изучения основных направлений исполнительского искусства любого региона, а также формулирует условия, необходимые для рождения и поддержания традиции.

В комплексном развитии Южно-Уральского региона значительное место занимают культура и искусство, в том числе, - профессиональное музыкальное исполнительство. Однако, несмотря на активное осмысление в последнее десятилетие культурных процессов региона, исполнительство оказалось сферой, наименее исследованной как с точки зрения качественного наполнения данного музыкального явления, так и с позиций формирования в музыкальной практике жанровых направлений, степени устойчивости и характера воздействия их на культурную среду, возможности обогащения и воспроизводства накопленного опыта. Авторы, как правило, фиксировали результат, не углубляясь в процесс, ведущий к нему, не отслеживали временную жизнь и условия, способствующие закреплению и воспроизводству в практике тех или иных явлений исполнительского искусства на Южном Урале. Речь здесь, очевидно, должна идти о традициях

как наиболее крупных дефинициях исследовательского поиска. В этом плане изучение процесса формирования и функционирования традиций в профессиональном исполнительском искусстве Южного Урала представляется актуальным.

Многократное воссоздание того или иного музыкального произведения (а в этом и состоит природа исполнительского искусства) тонкими и многообразнейшими нитями связывает музыкальные ценности и их создателей со слушательской аудиторией. Этот непрерывный процесс оказывает огромное воздействие на имманентную сущность исполнительского искусства, откристаллизовывая присущие ему профессионально-деятельностные характеристики художественного воплощения музыки, его индивидуальные и общие особенности (школу, стиль, манеру, традиции, технологическую базу и т. д.)

Являясь одним из фундаментальных понятий культуры (в том числе и художественной), традиция воплощает ценностную сущность накопленного опыта, отбирая в виде устойчивых, закрепляемых на определённое время в качестве нормы, наиболее значимых и востребованных людьми явлений. Поэтому рассмотрение традиций как «формы социальной памяти», способа передачи культурного наследия очень важно для осмысления роли и места исполнительского искусства в культуре общества, культуре конкретного региона.

Различным аспектам традиций в музыкальном искусстве посвящено множество работ. Несмотря на то, что в большинстве из них вопросы, связанные с традицией рассматриваются как сопутствующие, в совокупности их разработка дает ценный методологический материал. Наиболее общие моменты теории традиций затрагивают С. Лисса, Е. Назайкинский, В. Холопова, М. Тараканов: традиции как динамический процесс и их неразрывная связь с новаторством, влияние социума на бытование традиций музыкального искусства, традиции как питательная среда для творчества. Очень важны для разработки данной темы работы, охватывающие большие

временные рамки, где традиции, хотя и являются предметом косвенного рассмотрения, анализируются в динамике: В. Конен «Рождение джаза» и «Очерки по истории зарубежной музыки», Л. Гаккель «Фортепианная

музыка XX века», Е. Дуков «Концерт в истории западноевропейской культуры», М. Тараканов «Традиции и новаторство в современной советской музыке» и др. В ряде исследований традиции изучаются через различные формы их преломления - стиль, жанр, канон, творческую школу: теоретические труды М. Михайлова, С. Скребкова, А. Сохора, Ю. Кремлева, В.

Медушевскго, Е. Назайкинского, В. Холоповой и др. Не менее актуальными являются работы, в которых затрагиваются отдельные условия формирования традиций в музыкальном искусстве. Наиболее широко освещаются вопросы, отражающие формирование традиций восприятия, их зависимость от социальной среды и влияние на творческий процесс (Б. Асафьев, Е. Назайкинский, С. Хентова, А. Ивашкин, Л. Гинзбург, В. Медушевский, М. Блок, Р. Косачева, Т. Чередниченко). В ряде исследований рассматриваются условия, влияющие на бытование традиций: зависимость уровня воспроизводства традиций от степени развития системы профессиональных образовательных учреждений (В. Стасов, С. Танеев М. Блок, Е. Кулова, Л. Горбовец); влияние выдающейся личности на формирование творческой школы (В. Стасов, И. Бэлза, Е. Рихтер, Л. Мельникас, С. Хентова, Л. Горбовец, Г. Цыпин, С. Грохотов, Б. Бородин); творческая школа как важнейший фактор формирования и воспроизводства традиций (С. Понятовский, Л. Раабен, С. Хентова, Г. Денисова - В. Курочкин, Л. Наумов).

Опираясь на труды названных исследователей, можно выделить два основных уровня представленности традиций, условно обозначаемые нами как структурно-результативный и функционально-динамический. В применении к исполнительскому искусству первый уровень рассматривает содержательный анализ внутреннего слоя традиционного, т. е. сформированного константного результата (индивидуальный стиль исполнителя, определенной школы, авторский почерк и т.п.). Второй - ориентирован на анализ динамического

контекста, связан с внешними условиями проявления традиций в поле исполнительства, что оказывается чрезвычайно важным для исследования процессуальной стороны бытования традиций (механизмов формирования, функционирования и воспроизводства).

Несмотря на довольно большое количество трудов, затрагивающих проблемы традиций исполнительского искусства, отсутствие в них целостного подхода вызвало необходимость обращения к работам общефилософского плана. В данном случае мы опирались на работы М. Розова [10] и И. Быченковой [3], где теория традиций представлена наиболее полно, и традиция понимается, прежде всего, как трансляция социальной памяти. Постоянное воспроизведение образцов деятельности и поведения Розов считает основой передачи культуры от одного поколения к другому. Согласно его концепции традиции могут быть вербализованными, существующими в виде текстов, и невербализованными, бытующими в форме неявного знания. Именно последние, передача которых осуществляется от учителя к ученику или от поколения к поколению на уровне непосредственной демонстрации образцов деятельности, он называет социальными эстафетами. В исполнительстве для воспроизводства традиции огромную роль играет опыт, непосредственно передаваемый на уровне образцов действий и образцов продуктов от учителя к ученику: следовательно, в основе передачи знаний и навыков в этой сфере деятельности лежат социальные эстафеты. Таким образом, данные научные разработки представляют для изучения исполнительского искусства несомненный интерес.

И. Быченкова [3], взяв за основу подход М.Розова [10], исследовала процессы подключения к традиции и способы ее поддержания, а также механизмы внедрения и закрепления новаций и предложила своеобразные «сечения» типологизации традиций:

- состав программ, составляющих традицию (простые и сложные);

- время жизни (делит традиции на долгоживущие и короткоживущие);

- способ вхождения в культуру (имманентно возникающие и искусственно создаваемые);

- способ ухода из культуры (отжившие, т. е. исчерпавшие свой эволюционный потенциал, или искусственно прерванные);

- эволюционный потенциал (допускающие новации или не допускающие, т. е. разрушающиеся от них).

Основательность теоретических выводов И. Быченковой позволяет использовать их в качестве базовых. Вместе с тем, вся история исполнительства Южного Урала подсказывает необходимость расширения приведённой выше типологии. Здесь в качестве дополнительных «классификаторов» могут выступать:

интенсивность (процессуальность) жизненного цикла (традиции зарождающиеся, доминирующие и угасающие);

- ареал распространения традиций;

- жёсткость следования традиции (общепринятые традиции, следование которым выступает обязательной нормой для большинства и специфические (свободно избираемые);

- прерывность и непрерывность функционирования традиции;

- инновационный потенциал (степень новизны, соотношение нового и традиционного).

Представленная в таком дополненном виде классификация позволит, на наш взгляд, более детально отразить в теоретических положениях реальные характеристики основных направлений исполнительского искусства Южного Урала, выявить не только их эволюцию от момента зарождения до расцвета или угасания, но и их влияние на музыкальную жизнь региона в зависимости от временного срока существования, интенсивности и степени устойчивости. При этом не менее важным оказывается анализ условий, в которых протекают процессы исполнительства. Так одним из важнейших объективных условий, влияющих на процессы формирования и поддержания традиций,

является социальная жизнь общества, его политический уклад. Социально-политический фактор в значительной мере обуславливает способ вхождения традиций в культуру, а также способ их ухода из культуры. Это может быть связано с необходимостью поддержания политической системы, отдельных социальных институтов, насаждения определенной психологии, мировосприятия, норм поведения и т. п. Вследствие этого некоторые традиции могут быть искусственно прерваны, а другие - стать обязательной нормой. Канонизация каких-либо норм, с одной стороны, сдерживает естественную динамику развития культурных традиций и ограничивает их инновационный потенциал, с другой - расширяет сферу их функционирования и ареал распространения.

Поскольку художественное творчество является сферой, в которой всегда присутствует индивидуальное начало (даже в коллективных формах деятельности), оно неизбежно зависит от личностного фактора. Выдающиеся творческие личности образуют вокруг себя, по определению Л. Мельникас, «своеобразные силовые поля», в зоне действия которых формируются устойчивые традиции, «воздействие которых усиливается по мере приближения к эпицентру гравитации - фигуре крупного мастера» [7,177]. Взаимодействуя, творческие индивидуальности формируют тенденции культурного развития и в целом все культурное пространство. Влияние выдающихся творческих личностей на формирование традиций можно проследить во всех областях музыкальной деятельности: создание учреждений культуры (образовательных, творческих) и исполнительских коллективов, влияние на интенсивность развития жанров музыкального творчества и на степень их популярности в композиторском и исполнительском творчестве.

Воспроизводство традиций в музыкально-исполнительском искусстве связано с исполнительской школой, одним из условий возникновения которой является наличие лидера, объединяющего вокруг себя единомышленников.

Следовательно, личностный фактор имеет непосредственное отношение к возникновению традиции как таковой, к поддержанию ее инновационного

потенциала, а также оказывает воздействие на создание других необходимых для формирования исполнительского искусства условий (коллективное воспроизводство через учреждения и исполнительскую школу, воспитание традиций восприятия).

Традиции музыкального исполнительства тесно связаны с уровнем развития всей музыкальной культуры общества, состоящей из сочленяющихся и соподчиняющихся друг другу компонентов, имеющих как духовную, так и материальную природу. Наличие учреждений культуры (концертно-творческих и образовательных) и их материально-техническое обеспечение создают базу для социального функционирования традиций музыкального искусства путем непосредственного воспроизводства образцов деятельности, воспитания преемников, формирования норм восприятия и т. д., тем самым во многом определяя как процессуальную сторону бытования традиций, так и константный результат их развития.

На бытование традиций исполнительского искусства существенное воздействие оказывает музыкальные издательства и критики, которые способствуют распространению и закреплению традиций исполнительства посредством популяризации творчества композиторов и исполнителей (нотные издания, аудио- и видеозаписи, рецензии и критические статьи), создания определенных критериев оценки результатов их деятельности и формирования вкусов у слушателей

В свою очередь стереотипы восприятия влияют на распространение продуктов музыкального творчества, поскольку без принятия данной музыки исполнителем и хотя бы небольшим числом слушателей это распространение невозможно. Традиции восприятия определяют степень целесообразности того или иного вида деятельности. Ориентация на спрос в связи с коммерциализацией искусства на сегодняшний день делает ограниченным или невозможным внедрение музыкальных явлений, к которым массовый вкус остается равнодушным. Это влияет на содержание и формы деятельности учреждений культуры, на судьбу профессионального творчества, в том числе

определяет основные направления развития жанров музыкального исполнительства.

Таким образом, все перечисленное позволяет нам сформулировать ряд условий, необходимых для рождения и поддержания традиций исполнительского искусства:

1) согласованность (соответствие среды) - уровень формально-институционального допущения;

2) творческое рождение - личностный уровень, наличие вершины, определяющей и задающей после дующую традицию;

3) интерпретирующее продолжение традиции - уровень коллективного воспроизводства, пересекающийся с первым условием в плане институционального закрепления за конкретными учреждениями;

4) интерпретирующее отражение - институт критики, обеспечивающий поле интерпретации сформировавшегося результата;

5) сложившиеся формы восприятия, традиции восприятия.

Анализ реальных процессов регионального исполнительства с точки зрения рассмотренной классификации традиций и условий, благоприятствующих развитию исполнительского искусства, позволит с наибольшей полнотой изучить состояние данной сферы художественной культуры Южного Урала и, в свою очередь, явится проверкой основательности теоретических положений.

Различное сочетание условий, либо отсутствие некоторых из них, а также особенности их внутреннего наполнения в каждом отдельно взятом регионе порождают специфику бытования культурных традиций.

Библиографический список

1. Асафьев, Б. В. Русская музыка XIX и начала XX века [Текст] / Б. В. Асафьев. - 2-е изд. - Л.: Музыка, 1979. - 344 с.

2. Быченкова, И. А. Традиции как объект гуманитарного познания [Текст]: автореферат канд. фил. наук / И. А. Быченкова. - Новосибирск: Новосибирский гос. ун-т. - 2000. - 31 с.

3. Дуков, Е. В. Концерт в истории западноевропейской культуры [Текст] / Е. В. Дуков. -М.: Классика - XXI, 2003.-256 с.

4. Коган, Г. М. Феруччо Бузони [Текст] / Г. М. Коган. - Изд. 2-е, доп. - М.: Совет, композитор, 1971. - 232 с.

5. Конен, В. Дж. Очерки по истории зарубежной музыки [Текст] / В. Дж. Конен. - М.: Музыка, 1997. - 640 с.

6. Лисса, С. Традиции и новаторство в музыке [Текст] / С. Лисса // VII Международный музыкальный конгресс. Музыкальные культуры народов: традиции и современность. - М.: Совет, композитор, 1973. - С. 42-51.

7. Мельникас, Л. Экология музыкальной культуры [Текст] / Л. Мельникас. -М.: Композитор, 2000. - 328 с.

8. Московская консерватория: 1866 - 1966 [Текст]. - М.: Музыка, 1966. -727 с.

9. Назайкинский, Е. В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания [Текст] / Е. В. Назайкинский // Восприятие музыки: сб. ст. - М.: Музыка, 1980. - С. 91 - 111.

Ю.Розов, М. А. Наука как традиция [Текст] / М. А. Розов // Философия науки и техники: учеб. пособие для высших учеб. заведений / В. С. Степин, В. Г. Горохов, М. А. Розов. - М.: Контакт-Альфа, 1995. - С. 85 -141.

11 .Сохор, А. Н. Социология и музыкальная культура [Текст] / А. Н. Сохор. -М.: Совет, композитор, 1975. - 208 с.

12.Тараканов, М. Е. Традиции и новаторство в современной советской музыке (опыт постановки проблемы) [Текст] / М. Е. Тараканов // Проблемы традиций и новаторства в современной музыке. - М.: Совет, композитор, 1982. - С. 30-51.

13.Хентова, С. М. Музыка и ее исполнители [Текст] / С. М. Хенггова. - М. Совет. Россия. 1961. - 128 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.