УДК 78 ББК 85.31
ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
Пристай София Дмитриевна
аспирант г. Челябинск Традиция как методологическое основание исследования исполнительского искусства
Статья посвящена изучению профессионального исполнительского искусства Южного Урала с точки зрения формирования и функционирования традиции. Опираясь на общефилософский подход М. Розова и И. Быченковой, автор статьи предлагает его в качестве базового для изучения основных направлений исполнительского искусства любого региона, а также формулирует условия, необходимые для рождения и поддержания традиции.
В комплексном развитии Южно-Уральского региона значительное место занимают культура и искусство, в том числе, - профессиональное музыкальное исполнительство. Однако, несмотря на активное осмысление в последнее десятилетие культурных процессов региона, исполнительство оказалось сферой, наименее исследованной как с точки зрения качественного наполнения данного музыкального явления, так и с позиций формирования в музыкальной практике жанровых направлений, степени устойчивости и характера воздействия их на культурную среду, возможности обогащения и воспроизводства накопленного опыта. Авторы, как правило, фиксировали результат, не углубляясь в процесс, ведущий к нему, не отслеживали временную жизнь и условия, способствующие закреплению и воспроизводству в практике тех или иных явлений исполнительского искусства на Южном Урале. Речь здесь, очевидно, должна идти о традициях
как наиболее крупных дефинициях исследовательского поиска. В этом плане изучение процесса формирования и функционирования традиций в профессиональном исполнительском искусстве Южного Урала представляется актуальным.
Многократное воссоздание того или иного музыкального произведения (а в этом и состоит природа исполнительского искусства) тонкими и многообразнейшими нитями связывает музыкальные ценности и их создателей со слушательской аудиторией. Этот непрерывный процесс оказывает огромное воздействие на имманентную сущность исполнительского искусства, откристаллизовывая присущие ему профессионально-деятельностные характеристики художественного воплощения музыки, его индивидуальные и общие особенности (школу, стиль, манеру, традиции, технологическую базу и т. д.)
Являясь одним из фундаментальных понятий культуры (в том числе и художественной), традиция воплощает ценностную сущность накопленного опыта, отбирая в виде устойчивых, закрепляемых на определённое время в качестве нормы, наиболее значимых и востребованных людьми явлений. Поэтому рассмотрение традиций как «формы социальной памяти», способа передачи культурного наследия очень важно для осмысления роли и места исполнительского искусства в культуре общества, культуре конкретного региона.
Различным аспектам традиций в музыкальном искусстве посвящено множество работ. Несмотря на то, что в большинстве из них вопросы, связанные с традицией рассматриваются как сопутствующие, в совокупности их разработка дает ценный методологический материал. Наиболее общие моменты теории традиций затрагивают С. Лисса, Е. Назайкинский, В. Холопова, М. Тараканов: традиции как динамический процесс и их неразрывная связь с новаторством, влияние социума на бытование традиций музыкального искусства, традиции как питательная среда для творчества. Очень важны для разработки данной темы работы, охватывающие большие
временные рамки, где традиции, хотя и являются предметом косвенного рассмотрения, анализируются в динамике: В. Конен «Рождение джаза» и «Очерки по истории зарубежной музыки», Л. Гаккель «Фортепианная
музыка XX века», Е. Дуков «Концерт в истории западноевропейской культуры», М. Тараканов «Традиции и новаторство в современной советской музыке» и др. В ряде исследований традиции изучаются через различные формы их преломления - стиль, жанр, канон, творческую школу: теоретические труды М. Михайлова, С. Скребкова, А. Сохора, Ю. Кремлева, В.
Медушевскго, Е. Назайкинского, В. Холоповой и др. Не менее актуальными являются работы, в которых затрагиваются отдельные условия формирования традиций в музыкальном искусстве. Наиболее широко освещаются вопросы, отражающие формирование традиций восприятия, их зависимость от социальной среды и влияние на творческий процесс (Б. Асафьев, Е. Назайкинский, С. Хентова, А. Ивашкин, Л. Гинзбург, В. Медушевский, М. Блок, Р. Косачева, Т. Чередниченко). В ряде исследований рассматриваются условия, влияющие на бытование традиций: зависимость уровня воспроизводства традиций от степени развития системы профессиональных образовательных учреждений (В. Стасов, С. Танеев М. Блок, Е. Кулова, Л. Горбовец); влияние выдающейся личности на формирование творческой школы (В. Стасов, И. Бэлза, Е. Рихтер, Л. Мельникас, С. Хентова, Л. Горбовец, Г. Цыпин, С. Грохотов, Б. Бородин); творческая школа как важнейший фактор формирования и воспроизводства традиций (С. Понятовский, Л. Раабен, С. Хентова, Г. Денисова - В. Курочкин, Л. Наумов).
Опираясь на труды названных исследователей, можно выделить два основных уровня представленности традиций, условно обозначаемые нами как структурно-результативный и функционально-динамический. В применении к исполнительскому искусству первый уровень рассматривает содержательный анализ внутреннего слоя традиционного, т. е. сформированного константного результата (индивидуальный стиль исполнителя, определенной школы, авторский почерк и т.п.). Второй - ориентирован на анализ динамического
контекста, связан с внешними условиями проявления традиций в поле исполнительства, что оказывается чрезвычайно важным для исследования процессуальной стороны бытования традиций (механизмов формирования, функционирования и воспроизводства).
Несмотря на довольно большое количество трудов, затрагивающих проблемы традиций исполнительского искусства, отсутствие в них целостного подхода вызвало необходимость обращения к работам общефилософского плана. В данном случае мы опирались на работы М. Розова [10] и И. Быченковой [3], где теория традиций представлена наиболее полно, и традиция понимается, прежде всего, как трансляция социальной памяти. Постоянное воспроизведение образцов деятельности и поведения Розов считает основой передачи культуры от одного поколения к другому. Согласно его концепции традиции могут быть вербализованными, существующими в виде текстов, и невербализованными, бытующими в форме неявного знания. Именно последние, передача которых осуществляется от учителя к ученику или от поколения к поколению на уровне непосредственной демонстрации образцов деятельности, он называет социальными эстафетами. В исполнительстве для воспроизводства традиции огромную роль играет опыт, непосредственно передаваемый на уровне образцов действий и образцов продуктов от учителя к ученику: следовательно, в основе передачи знаний и навыков в этой сфере деятельности лежат социальные эстафеты. Таким образом, данные научные разработки представляют для изучения исполнительского искусства несомненный интерес.
И. Быченкова [3], взяв за основу подход М.Розова [10], исследовала процессы подключения к традиции и способы ее поддержания, а также механизмы внедрения и закрепления новаций и предложила своеобразные «сечения» типологизации традиций:
- состав программ, составляющих традицию (простые и сложные);
- время жизни (делит традиции на долгоживущие и короткоживущие);
- способ вхождения в культуру (имманентно возникающие и искусственно создаваемые);
- способ ухода из культуры (отжившие, т. е. исчерпавшие свой эволюционный потенциал, или искусственно прерванные);
- эволюционный потенциал (допускающие новации или не допускающие, т. е. разрушающиеся от них).
Основательность теоретических выводов И. Быченковой позволяет использовать их в качестве базовых. Вместе с тем, вся история исполнительства Южного Урала подсказывает необходимость расширения приведённой выше типологии. Здесь в качестве дополнительных «классификаторов» могут выступать:
интенсивность (процессуальность) жизненного цикла (традиции зарождающиеся, доминирующие и угасающие);
- ареал распространения традиций;
- жёсткость следования традиции (общепринятые традиции, следование которым выступает обязательной нормой для большинства и специфические (свободно избираемые);
- прерывность и непрерывность функционирования традиции;
- инновационный потенциал (степень новизны, соотношение нового и традиционного).
Представленная в таком дополненном виде классификация позволит, на наш взгляд, более детально отразить в теоретических положениях реальные характеристики основных направлений исполнительского искусства Южного Урала, выявить не только их эволюцию от момента зарождения до расцвета или угасания, но и их влияние на музыкальную жизнь региона в зависимости от временного срока существования, интенсивности и степени устойчивости. При этом не менее важным оказывается анализ условий, в которых протекают процессы исполнительства. Так одним из важнейших объективных условий, влияющих на процессы формирования и поддержания традиций,
является социальная жизнь общества, его политический уклад. Социально-политический фактор в значительной мере обуславливает способ вхождения традиций в культуру, а также способ их ухода из культуры. Это может быть связано с необходимостью поддержания политической системы, отдельных социальных институтов, насаждения определенной психологии, мировосприятия, норм поведения и т. п. Вследствие этого некоторые традиции могут быть искусственно прерваны, а другие - стать обязательной нормой. Канонизация каких-либо норм, с одной стороны, сдерживает естественную динамику развития культурных традиций и ограничивает их инновационный потенциал, с другой - расширяет сферу их функционирования и ареал распространения.
Поскольку художественное творчество является сферой, в которой всегда присутствует индивидуальное начало (даже в коллективных формах деятельности), оно неизбежно зависит от личностного фактора. Выдающиеся творческие личности образуют вокруг себя, по определению Л. Мельникас, «своеобразные силовые поля», в зоне действия которых формируются устойчивые традиции, «воздействие которых усиливается по мере приближения к эпицентру гравитации - фигуре крупного мастера» [7,177]. Взаимодействуя, творческие индивидуальности формируют тенденции культурного развития и в целом все культурное пространство. Влияние выдающихся творческих личностей на формирование традиций можно проследить во всех областях музыкальной деятельности: создание учреждений культуры (образовательных, творческих) и исполнительских коллективов, влияние на интенсивность развития жанров музыкального творчества и на степень их популярности в композиторском и исполнительском творчестве.
Воспроизводство традиций в музыкально-исполнительском искусстве связано с исполнительской школой, одним из условий возникновения которой является наличие лидера, объединяющего вокруг себя единомышленников.
Следовательно, личностный фактор имеет непосредственное отношение к возникновению традиции как таковой, к поддержанию ее инновационного
потенциала, а также оказывает воздействие на создание других необходимых для формирования исполнительского искусства условий (коллективное воспроизводство через учреждения и исполнительскую школу, воспитание традиций восприятия).
Традиции музыкального исполнительства тесно связаны с уровнем развития всей музыкальной культуры общества, состоящей из сочленяющихся и соподчиняющихся друг другу компонентов, имеющих как духовную, так и материальную природу. Наличие учреждений культуры (концертно-творческих и образовательных) и их материально-техническое обеспечение создают базу для социального функционирования традиций музыкального искусства путем непосредственного воспроизводства образцов деятельности, воспитания преемников, формирования норм восприятия и т. д., тем самым во многом определяя как процессуальную сторону бытования традиций, так и константный результат их развития.
На бытование традиций исполнительского искусства существенное воздействие оказывает музыкальные издательства и критики, которые способствуют распространению и закреплению традиций исполнительства посредством популяризации творчества композиторов и исполнителей (нотные издания, аудио- и видеозаписи, рецензии и критические статьи), создания определенных критериев оценки результатов их деятельности и формирования вкусов у слушателей
В свою очередь стереотипы восприятия влияют на распространение продуктов музыкального творчества, поскольку без принятия данной музыки исполнителем и хотя бы небольшим числом слушателей это распространение невозможно. Традиции восприятия определяют степень целесообразности того или иного вида деятельности. Ориентация на спрос в связи с коммерциализацией искусства на сегодняшний день делает ограниченным или невозможным внедрение музыкальных явлений, к которым массовый вкус остается равнодушным. Это влияет на содержание и формы деятельности учреждений культуры, на судьбу профессионального творчества, в том числе
определяет основные направления развития жанров музыкального исполнительства.
Таким образом, все перечисленное позволяет нам сформулировать ряд условий, необходимых для рождения и поддержания традиций исполнительского искусства:
1) согласованность (соответствие среды) - уровень формально-институционального допущения;
2) творческое рождение - личностный уровень, наличие вершины, определяющей и задающей после дующую традицию;
3) интерпретирующее продолжение традиции - уровень коллективного воспроизводства, пересекающийся с первым условием в плане институционального закрепления за конкретными учреждениями;
4) интерпретирующее отражение - институт критики, обеспечивающий поле интерпретации сформировавшегося результата;
5) сложившиеся формы восприятия, традиции восприятия.
Анализ реальных процессов регионального исполнительства с точки зрения рассмотренной классификации традиций и условий, благоприятствующих развитию исполнительского искусства, позволит с наибольшей полнотой изучить состояние данной сферы художественной культуры Южного Урала и, в свою очередь, явится проверкой основательности теоретических положений.
Различное сочетание условий, либо отсутствие некоторых из них, а также особенности их внутреннего наполнения в каждом отдельно взятом регионе порождают специфику бытования культурных традиций.
Библиографический список
1. Асафьев, Б. В. Русская музыка XIX и начала XX века [Текст] / Б. В. Асафьев. - 2-е изд. - Л.: Музыка, 1979. - 344 с.
2. Быченкова, И. А. Традиции как объект гуманитарного познания [Текст]: автореферат канд. фил. наук / И. А. Быченкова. - Новосибирск: Новосибирский гос. ун-т. - 2000. - 31 с.
3. Дуков, Е. В. Концерт в истории западноевропейской культуры [Текст] / Е. В. Дуков. -М.: Классика - XXI, 2003.-256 с.
4. Коган, Г. М. Феруччо Бузони [Текст] / Г. М. Коган. - Изд. 2-е, доп. - М.: Совет, композитор, 1971. - 232 с.
5. Конен, В. Дж. Очерки по истории зарубежной музыки [Текст] / В. Дж. Конен. - М.: Музыка, 1997. - 640 с.
6. Лисса, С. Традиции и новаторство в музыке [Текст] / С. Лисса // VII Международный музыкальный конгресс. Музыкальные культуры народов: традиции и современность. - М.: Совет, композитор, 1973. - С. 42-51.
7. Мельникас, Л. Экология музыкальной культуры [Текст] / Л. Мельникас. -М.: Композитор, 2000. - 328 с.
8. Московская консерватория: 1866 - 1966 [Текст]. - М.: Музыка, 1966. -727 с.
9. Назайкинский, Е. В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания [Текст] / Е. В. Назайкинский // Восприятие музыки: сб. ст. - М.: Музыка, 1980. - С. 91 - 111.
Ю.Розов, М. А. Наука как традиция [Текст] / М. А. Розов // Философия науки и техники: учеб. пособие для высших учеб. заведений / В. С. Степин, В. Г. Горохов, М. А. Розов. - М.: Контакт-Альфа, 1995. - С. 85 -141.
11 .Сохор, А. Н. Социология и музыкальная культура [Текст] / А. Н. Сохор. -М.: Совет, композитор, 1975. - 208 с.
12.Тараканов, М. Е. Традиции и новаторство в современной советской музыке (опыт постановки проблемы) [Текст] / М. Е. Тараканов // Проблемы традиций и новаторства в современной музыке. - М.: Совет, композитор, 1982. - С. 30-51.
13.Хентова, С. М. Музыка и ее исполнители [Текст] / С. М. Хенггова. - М. Совет. Россия. 1961. - 128 с.