Научная статья на тему 'ТРАДИЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ РЕЛИГИИ В РОССИИ И РАЗВИТИЕ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ В НОВЫЙ ПЕРИОД'

ТРАДИЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ РЕЛИГИИ В РОССИИ И РАЗВИТИЕ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ В НОВЫЙ ПЕРИОД Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
34
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗУЧЕНИЕ РЕЛИГИИ / НАУКА О РЕЛИГИИ / ИСТОРИОГРАФИЯ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Чжан Си

В статье рассматривается традиция изучения религии в России, раскрываются положительные тенденции в изучении религии для более глубокого осмысления процессов развития религиоведения в современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТРАДИЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ РЕЛИГИИ В РОССИИ И РАЗВИТИЕ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ В НОВЫЙ ПЕРИОД»



ТРАДИЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ РЕЛИГИИ В РОССИИ И РАЗВИТИЕ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ В НОВЫЙ ПЕРИОД

Чжан Си,

Институт философии Китайской академии общественных наук, г. Пекин, Китай

E-mail: zhxzhangxi@hotmail.com

Аннотация. В статье рассматривается традиция изучения религии в России, раскрываются положительные тенденции в изучении религии для более глубокого осмысления процессов развития религиоведения в современной России.

Ключевые слова: изучение религии, наука о религии, историография религиоведения.

В России процесс становления религиоведения имеет особенные черты: использование научно-теоретических и методологических основ западного религиоведения, опора на свою научную и философскую традиции, огромное воздействие социальных перемен на развитие науки о религии.

Прежде всего, значительный вклад западного религиоведения в процессе становления и развития российского религиоведения бесспорен. Были изучены многочисленные концепции, теории и парадигмы западной науки о религии. Однако следует признать, что в то же время в российском религиоведении существовала тенденция подходить с чрезмерными переоценками научно-исследовательских работ западного религиоведения, а не с критическим отношением к его опыту, постоянно приводилась абсолютизация западных религиоведческих теоретико-методологических парадигм. Следует отметить, что западному религиоведению не удалось преодолеть рационализм, индуктивизм и редукционизм, объективизм, субъективизм и т.д. Даже научный статус западного религиоведения в настоящее время постоянно подвергается сомнению.

Общеизвестно, что в формировании русской мысли и национального самосознания европейская культура оказала значительное влияние на русскую культуру. Однако влияние западной культуры на русскую культуру было лишь упрощенным и поверхностным, а глубинные духовные основы русской культуры берут свое начало из восточного византийского православия. Значительное своеобразие российского религиоведения состоит в том, что оно сформировалось в православной стране, где православие как государственная религия продолжает служить духовной жизни. Русская православная церковь,

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

отличающаяся от западной церкви, выступает за единство веры и разума. Для понимания православного сознания было фигуральное выражение: «нет мышления, оторванного от памяти о внутренней целостности ума». А что касается кредо российского религиоведения, то оно отмечается в работе Н.А. Бердяева: «... Против трех исторических сил, трех могучих течений, сходящих со сцены и вступающих на сцену истории: 1) против старой, омертвевшей церкви, старого, остановившегося религиозного сознания и освященной им государственности, 2) против позитивизма и атеизма, старого рационалистического сознания и освященной им социал-демократической лжерелигии, 3) против анархического иррационализма, хаотической мистики и основанного на них общественного нигилизма. Новое религиозное сознание, условно именуемое неохристианством, лежит в основе того, что я противополагаю ложным направлениям. Первое и последнее в моем религиозном, философском и общественном отношении к бытию есть реально-мистическое ощущение личности, напряженное самоощущение, вопрошающее мировую тайну об индивидуальной судьбе» [1, с.7]. Великая русская религиозная философия XIX-XX вв. прежде всего, создавала русскую мысль в иконописи, затем в славянофильском движении, потом в великой русской литературе XIX в. Значимый вклад религиозно-философских мыслей состоит в формировании полноты истины, т.е. в познании и разработке вещей и явлений не только с помощью разума, но и воли и чувства, тем самым именно такой единственно верный путь ведет к достижению истины. Эта методология показывала совершенно новый путь религиоведческой науке, но в то же время этот метод не отмечен западным религиоведением.

В период советской власти изучение религии велось в форме ее атеистической критики, и было вынуждено стать орудием идеологической борьбы. Семидесятилетняя идеологическая борьба с религией привела к затормаживанию развития российского религиоведения. Исследования религии были поставлены под жестокую идеологическую цензуру. Однако не следует считать, что изучение религии советского периода было полным провалом российского религиоведения, поскольку под жестоким идеологическим контролем среди советских ученых проходило объективное научное изучение религии. Были использованы такие методы, как философия, история, религиозная философия, этнография, сравнительное религиоведение, социология, психология, позитивизм, феноменология, герменевтика и т.д.

Таким образом, взаимодействие западных религиоведческих теоретико-методологических парадигм и собственной культурной традиции, философской мысли и научных концепций способствовало продолжительному развитию российского религиоведения в конце 20 - начале 21 вв.

В конце ХХ - начале XXI в. динамика российского общественного развития прокладывает широчайший путь для трансформации теоретического изучения религии. В российской академической сфере марксистский подход к рассмотрению вопросов религии в последние годы не пользуется

»

13

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

популярностью, религиоведение находится в статусе самостоятельного комплексного междисциплинарного проекта и получило новое развитие. В 90-х гг. 20 в. в России изучение религии продолжается в институтах Российской Академии наук, в которых созданы группы и центры по религиоведческой проблематике. На кафедре религиоведения Академии государственной службы при Президенте РФ систематически исследуется проблематика по государственно-церковным отношениям. В центре «Религия в современном обществе» при Российском независимом институте социальных и национальных проблем ведется многолетняя программа изучения динамики религиозности российского населения. На кафедре философии религии и религиоведения философского факультета МГУ, кафедре философии религии и религиоведения института философии СПбГУ и других кафедрах госуниверситетов проводится большая работа по изучению религии. Развиваются направления научных исследований религии, складывающиеся с XIX в. - сравнительное религиоведение, философия религии, история религии, антропология религии, феноменология религии и т.д. Также появилась новая проблемная сфера, например, новые религиозные движения, экология религии и т.д. Был проведен значительный объем работ по разработке всех областей науки о религии: были изданы монографии, сборники статей, учебные пособия, справочные издания и диссертации по религиоведению. Кроме того, российскими учеными активно используется опыт западных религиоведческих теоретических исследований. Однако требуются более масштабные и глубокие исследования теоретических вопросов религиоведения.

Российские религиоведы-исследователи религии ведут непрерывно внутреннюю самоидентификацию данной науки и многократно подчеркивают, что российская наука о религии имеет собственную опору на научную, религиозно-философскую и академическую традиции, включая изучение религии советского периода. Несмотря на то, что утверждено право на свободу совести Конституцией РФ, русская православная церковь раньше являлась государственной церковью и до сих пор занимает доминирующее место в российской общественной жизни. Атеистическая идеология советского времени в большей или меньшей степени воздействует на деятельность изучения религии. Тем самым сложная действительность привела к тому, что российские религиоведы неоднократно отмечали, что религиоведение отличается от атеизма и теологии и существует отдельно них.

Нисколько не преувеличивая, можно утверждать, что после переживших политико-социальных огромных перемен религиоведение в современной России достигло стремительного развития: объективная активная академическая атмосфера была сформирована, международные научные конференции по религиоведению регулярно организуются, а также созданы научно-исследовательские центры религии и различное сообщество исследователей религии, где начался процесс институционализации и интеграции религиоведения как научной и учебной дисциплины, например, Московское

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

религиоведческое общество и Российское Сообщество Преподавателей Религиоведения; периодически издаются профессиональные научно-теоретические журналы. Все это свидетельствует, о том, что работы российских исследователей не уступают зарубежным специалистам в академической компетентности, и нынешние российские исследования религии выходят на мировой уровень.

Список использованной литературы:

1. Новое религиозное сознание и общественность / Составление и комментарии В.В. Сапова. - М.: Канон+, 1999. - 464 с.

»

15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.