Научная статья на тему 'Традиция и новации в творчестве народных мастеров Мордовии'

Традиция и новации в творчестве народных мастеров Мордовии Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
63
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регионология
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Традиция и новации в творчестве народных мастеров Мордовии»

прошлом, о самом костюме и обязательно о человеке как непосредственном создателе и носителе.

Информация костюма мордвы эрзи и мокши была закодирована в материале, крое, силуэте, колористике, орнаментике, декоре, способах ношения и комплектования элементов, воспроизводимых звуках. Кроме того, важны здесь и движения, жесты человека, косметические средства, аксессуары, а также дополнительные факторы, определяемые бессознательно и мгновенно, — «настроение» или «интонация». Традиционный костюм мордвы Х!Х — начала ХХ в. благодаря усвоению, хранению и трансляции социально значимой информации имел богатейший коммуникативный потенциал, реализуемый в рамках этнокультуры.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Байбурин А.К. Семиотические аспекты функционирования вещей // Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л., 1989. С. 80.

2 Лободанов А.П. Основы семиотики. Семиотика искусства: лекции по семиотике. Вып. 1. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2007. С. 42.

В. С. Святогорова,

кандидат культурологии, доцент

Традиция и новации в творчестве народных мастеров Мордовии

Стремление людей к прошлому объясняется желанием приспособиться к переменам, адаптироваться, не поддаться убыстряющемуся влиянию времени, сохранить историческую и культурную преемственность.

В Республике Мордовия в октябре — декабре 2010 г. прошел XIV Республиканский фестиваль народного творчества «Шумбрат, Мордовия!», посвященный главной культурно-политической идее республики — 1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государства. В рамках выставки «Мастерство и щедрость земли мордовской» муниципальные районы республики представили местный культурно-исторический материал, в том числе музейный и сохраняющийся в быту костюм, одеваемый во время обрядов жизненного цикла и в связи с выходом на сценические площадки.

Современные культурные практики

299

В мифопоэтической модели мира пространство «находит себя в вещи», дает ей жизнь, освобождая места для сакральных объектов и образуя «сакральную топографию», открывает через них свою суть, направляя ее в бытие. Одной из важнейших вещей, раскрывающих суть пространства, преобразующих природное тело в социальное и делающих его более значимым, с точки зрения мифологического мышления, является костюм. Он представляет собой мифологический, эстетический и социальный код. Складываясь в течение тысячелетий, он в спрессованном виде несет в себе приметы времени. Фольклор понимается не только как искусство слова, но и в широком своем смысле является органичной частью традиционной народной культуры. Он не просто сохраняет некую культурную информацию, воспроизводит картину мира, а выполняет важную функцию воспроизведения ее в социорегулятивных целях.

Современные мастерицы продолжают создавать традиционное платье, действуя при этом преимущественно в двух направлениях: либо точно копируют костюм, бытовавший в данной местности, либо создают его интерпретацию в соответствии со своими эстетическими представлениями. Это свидетельствует о позитивной динамике в развитии мокшанского и эрзянского костюма. Народные мастерицы используют новые ткани, более яркие цвета в вышивке (черный заменяют темно-синим и зеленым, однако красный всегда остается фаворитом), разноцветные пайетки, декоративную, преимущественно золотистую, тесьму. Причем в сознании народного мастера подчас происходит настолько полное слияние традиционного и привнесенного им, что он не может отделить одно от другого, считая свое произведение цельным, продолжающим традицию предков, что поддерживается односельчанами, руководителями районных отделов культуры и ужасает музейных работников.

Свои работы авторы считают продолжением и, главное, улучшением, украшением традиционного костюма, чувствуя вполне понимаемую гордость за созданное произведение. Так яркое авторское начало уживается с традицией. Следует согласиться с тем, что воспроизведение форм народного костюма зачастую происходит без понимания свойственной ему философии и эстетики.

Если мы признаем изменение традиционной картины мира и мировоззрения и признаем, что костюм является отражением картины мира, то обязаны признать эти мировоззренческие трансформации, отразившиеся в модифицированном костюме.

Ю. А. Кондратенко,

доктор искусствоведения, доцент

Некоторые аспекты развития балетного театра Мордовии

В 2010 г. Мордовский музыкальный театр им. И. М. Яуше-ва открыл свой семьдесят пятый сезон, ознаменовавшийся началом подготовки творческого коллектива к переходу на новую сцену. Этому событию предшествовал продолжительный период в истории развития театра, охватывающий время с конца 90-х гг. ХХ в. до сегодняшнего дня. В силу неравномерности происходивших изменений необходимо обратить внимание на ряд этапов в развитии балетной труппы в этот период. На первом и втором этапах происходил качественный рост исполнительского уровня артистов, существенно увеличилась доля классических постановок в репертуаре. Труппа того времени формировалась преимущественно из выпускников Республиканской детской хореографической школы и факультета национальной культуры Мордовского государственного университета. На них ставится ряд двух- и одноактных спектаклей: Л. Делиб «Коппелия» (хореография Т. Лебедевой), А. Адам «Жизель», Л. Минкус «Гранд па из балета «Пахита» и Ф. Шопен «Шопениана» (хореография О. Васильевой). С приходом нового балетмейстера В. Миклина ускорились процессы качественной перестройки труппы. Он редактирует имеющийся репертуар и дополняет его балетом П. Чайковского «Лебединое озеро». Будучи прекрасным педагогом-репетитором, он отказывается от практики приглашения солистов для исполнения главных партий, ориентируясь исключительно на силы артистов саранской труппы. Третий этап в развитии труппы связан с определенным творческим спадом, поскольку театр покинули балетмейстер и ряд талантливых солистов, практически прекратилось возобновление репертуарных спектаклей. С приглашением нового балетмейстера А. Батракова наметилась тенденция к возвращению труппы к изначальным творческим

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.