300
Круглый стол
Если мы признаем изменение традиционной картины мира и мировоззрения и признаем, что костюм является отражением картины мира, то обязаны признать эти мировоззренческие трансформации, отразившиеся в модифицированном костюме.
Ю. А. Кондратенко,
доктор искусствоведения, доцент
Некоторые аспекты развития балетного театра Мордовии
В 2010 г. Мордовский музыкальный театр им. И. М. Яуше-ва открыл свой семьдесят пятый сезон, ознаменовавшийся началом подготовки творческого коллектива к переходу на новую сцену. Этому событию предшествовал продолжительный период в истории развития театра, охватывающий время с конца 90-х гг. ХХ в. до сегодняшнего дня. В силу неравномерности происходивших изменений необходимо обратить внимание на ряд этапов в развитии балетной труппы в этот период. На первом и втором этапах происходил качественный рост исполнительского уровня артистов, существенно увеличилась доля классических постановок в репертуаре. Труппа того времени формировалась преимущественно из выпускников Республиканской детской хореографической школы и факультета национальной культуры Мордовского государственного университета. На них ставится ряд двух- и одноактных спектаклей: Л. Делиб «Коппелия» (хореография Т. Лебедевой), А. Адам «Жизель», Л. Минкус «Гранд па из балета «Пахита» и Ф. Шопен «Шопениана» (хореография О. Васильевой). С приходом нового балетмейстера В. Миклина ускорились процессы качественной перестройки труппы. Он редактирует имеющийся репертуар и дополняет его балетом П. Чайковского «Лебединое озеро». Будучи прекрасным педагогом-репетитором, он отказывается от практики приглашения солистов для исполнения главных партий, ориентируясь исключительно на силы артистов саранской труппы. Третий этап в развитии труппы связан с определенным творческим спадом, поскольку театр покинули балетмейстер и ряд талантливых солистов, практически прекратилось возобновление репертуарных спектаклей. С приглашением нового балетмейстера А. Батракова наметилась тенденция к возвращению труппы к изначальным творческим
Современные культурные практики
301
позициям. По мере количественного увеличения состава балета был частично восстановлен старый репертуар. Сам балетмейстер ориентировался на постановки в современном стиле, например, можно отметить его балеты-миниатюры «Урод» на музыку И. Стравинского и «Корабль дураков» на музыку Р. Вагнера. Одновременно расширился классический репертуар. В 2010 г. был поставлен вечер балета «Гранд па» (хореография С. Цветкова). Однако все это не смогло остановить процесс спада технического мастерства, обусловленного отсутствием профессиональных педагогов-репетиторов, способных поддерживать должное качество спектаклей классического репертуара. Прослеживая динамику развития балета, можно предположить, что очередным этапом в развитии труппы станет переход на сцену нового театра, который потребует значительной редактуры текущих спектаклей, освоения национального материала, приглашения новых солистов, балетных педагогов и перемен в руководстве балетной труппы.
С. А. Исаева,
кандидат культурологии, доцент
Образ «фольклорного фортепиано» в творчестве композиторов Мордовии
Фортепианная музыка композиторов Мордовии второй половины XX в. отличается разнообразием форм и жанров. Она тесно связана с традициями русской и европейской классики. В ней также находит преломление характерный для национальных школ 50—60-х гг. XX в. образ «фольклорного фортепиано»1. Так, важной чертой фортепианного творчества мордовских авторов является его яркая национальная почвенность. Цитируя в своих произведениях образцы песенно-инструментальной мордовской культуры, а также переосмысливая и обновляя их с современных позиций, композиторы обогащают эстетические нормы применения фольклорных традиций в профессиональном композиторском творчестве.
Палитра фортепианных сочинений композиторов Мордовии достаточно разнообразна. Среди них следует выделить цикл «Одиннадцать фортепианных пьес» Л. П. Кирюкова — один из первых примеров органического претворения мордовско-