Научная статья на тему 'ТРАДИЦИОННЫЙ ВЗГЛЯД НА ГЕНДЕР В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ НА ПРИМЕРЕ ЖИВОПИСИ В.И.ПОДКУЙКО'

ТРАДИЦИОННЫЙ ВЗГЛЯД НА ГЕНДЕР В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ НА ПРИМЕРЕ ЖИВОПИСИ В.И.ПОДКУЙКО Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
278
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИВОПИСЬ / СЕМИОТИКА / ГЕНДЕР / ПОДКУЙКО / СОЦИОЛОГИЯ / ХУДОЖНИК / НАТУРЩИЦА / SEMIOTICS / GENDER / PODKUIKO / SOCIOLOGY / ARTIST / MODEL

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Крюков С.В.

Гендерный аспект в изобразительном искусстве рассмотрен на примере работ художника В.И. Подкуйко, автора женских портретов. Используя метод семиотического анализа Ролана Барта, определен комплекс высказываний, характерных для гендерного дискурса советского и постсоветского периода, в которые и под влиянием которых создавались рассматриваемые произведения. Сделан вывод об обоснованности традиционного взгляда на гендер в картинах Валерия Подкуйко как в денотативном, так и в коннотативном аспекте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TRADITIONAL VIEW ON GENDER IN THE FINE ARTS IN THE CONTEXT OF THE PAINTINGS BY V.I. PODKUIKO

The gender aspect in the fine arts has been analyzed in the context of the artworks by V.I. Podkuiko, the author of women portraits. The method of semiological analysis by Roland Bart has been applied to determine a series of expressions considered to be typical for the gender discourse in Soviet and post-Soviet period, during and under influence of which the artworks being analysed were produced. The conclusion presented justification of traditional view on gender in artworks by Valeriy Podkuiko in both denotative and connotative aspects.

Текст научной работы на тему «ТРАДИЦИОННЫЙ ВЗГЛЯД НА ГЕНДЕР В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ НА ПРИМЕРЕ ЖИВОПИСИ В.И.ПОДКУЙКО»

УДК 75

ТРАДИЦИОННЫЙ ВЗГЛЯД НА ГЕНДЕР В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ НА ПРИМЕРЕ ЖИВОПИСИ В.И.ПОДКУЙКО

С.В. Крюков

Пермский государственный национальный исследовательский университет

Тендерный аспект в изобразительном искусстве рассмотрен на примере работ художника В.И. Подкуйко, автора женских портретов. Используя метод семиотического анализа Ролана Барта, определен комплекс высказываний, характерных для тендерного дискурса советского и постсоветского периода, в которые и под влиянием которых создавались рассматриваемые произведения. Сделан вывод об обоснованности традиционного взгляда на тендер в картинах Валерия Подкуйко как в денотативном, так и в коннотативном аспекте.

Ключевые слова: живопись, семиотика, гендер, Подкуйко, социология, художник, натурщица.

В рамках исследования гендерного аспекта в изобразительном искусстве на примере произведений современного пермского художника В.И. Подкуйко, будет определено значение мужского и женского начал в общественно -культурном контексте, которые выражены посредством живописи, в частности женского портрета. О творчестве В.И. Подкуйко, особенно в гендерном преломлении, практически нет серьезных искусствоведческих исследований, лишь пресс-релизы выставок и небольшие статьи в СМИ. В необходимости заполнить этот пробел и состоит актуальность и новизна исследования.

Обзор литературы

Для раскрытия темы был привлечен ряд научных трудов. В частности, это статья Мишеля Фуко «Запад и истина пола» [1], где рассматривается генезис европейского восприятия гендер-

© Крюков С.В., 2020

ной проблематики, труд Уэста и Зиммермана «Создание тендера» [2], который поможет разобрать структуру моделей женского и мужского в современном обществе в плане искусства. Кроме того, в этом ряду работа Ирины Перельман «Методология изучения искусства как области тендерных исследований» [3], которая поможет сформировать исследовательский подход к заявленной теме, труд Наталии Каменецкой «Гендерные аспекты репрезентации тела в современном искусстве» [4], который поможет осмыслить произведения В.И. Подкуйко в жанре ню в контексте текущих тенденций. Для семиотического анализа использована статья Ролана Барта «Фотографическое сообщение» [5].

Во втором блоке литература, непосредственно касающаяся изобразительного искусства, в частности «Модернизм» Михаила Германа [6] и «Постмодернизм» Екатерины Андреевой [7], благодаря которым будут проведены параллели с произведениями изобразительного искусства известных мастеров.

Введение

Задавшись целью раскрыть гендерную составляющую в изобразительном искусстве на примере произведений В.И. Подкуйко, проанализируем, из чего складывался соответствующий социальный конструкт художника. Как пишут в статье «Создание гендера» К. Уэст и Д. Зиммерман, «в отличие от пола <...> гендер достигаемый статус. Он конструируется психологическими, культурными и социальными средствами» [2, с. 192]. Какие же факторы могли повлиять и сформировать в конечном итоге гендерную модель, нашедшую отражение в творчестве В.И. Подкуйко? Художник родился в 1947 г., и его юность и зрелые годы пришлись на советскую эпоху. Общая культурная среда, гендерные образы которой диктовались во многом через кинематограф, давала такие примеры для подражания как разведчик (Николай Тихонов), ученый (Любовь Орлова) и т.д. Для людей творческих профессий был востребован нарратив европейской художественной жизни, импрессионистского Парижа, творчество разрешенных советской цензурой художников, таких, например, как П. Сезанн и П. Пикассо.

Стоит обратить внимание, что тендерный конструкт выглядит значительно «в меньшей степени «достигнутым статусом» в контексте <...> антропологических, психологических и социальных норм, таких как разделение труда, формирование ген-дерных идентичностей и социальное подчинение женщин по отношению к мужчинам» [2, с. 192]. В этой связи можно отметить недостаток свободы выбора и определенный автоматизм в формировании гендерного поля художника, что и проявилось в нарративной составляющей картин, где женщина изображается как часть этой патриархальной парадигмы, зачастую в жанре ню.

Ясно, что гендерные стереотипы не возникают из воздуха, «от природы», а диктуются общественными процессами, массовой культурой. Как отмечают К. Уэст и Д. Зиммерман, «гендер «создается» мужчинами и женщинами, чья компетентность как членов общества является залогом их деятельности по созданию гендера. Создание гендера (doing gender) включает в себя комплекс социально контролируемых действий (по восприятию, микрополитике и взаимодействию), целью которых является выражение мужской и женской «природы» [2, с. 193]. Рассматриваемый нарратив с художником и моделью подразумевает ситуацию, где автор, как правило, мужчина, воспевает в живописи женскую красоту.

Образно говоря, пол - это вечная призма, оптика культурных исканий цивилизации. Мишель Фуко, анализирующий аспект сексуальности и связанного с ней удовольствия в культуре, видит в обществе «обреченность на «выражение» пола» [8, с. 195]. И наиболее ярко гендерный опыт проявляется в искусстве. «В художественном творчестве сосредоточен концентрированный опыт поколений, содержится суть, квинтэссенция человеческих отношений, переживаний, мыслей и чувств, воплощается идеал прекрасного» [3, с. 126]. Об этом пишет И.В. Перельман в статье «Методология изучения искусства как области гендерных исследований». В то же время в эпоху постгуманизма и постмодернистского дискурса прежние идеалы зачастую лишаются «классического» звучания и приобретают дополнительные значения. И всегда в центре художественной проблематики и творческого поиска находится

человек, если не формально, то незримо как автор - женщина или мужчина. Как отмечает В.И. Перельман, «искусство оказывается высокоорганизованной формой самоутверждения человека, утверждения его социальности. Это обстоятельство позволяет рассматривать искусство как область гендерной репрезентации» [3, с. 126]. В этом ключе на основе методологии Р. Барта будут рассмотрены произведения В.И. Подкуйко.

Основная часть

В работе «Тендерные аспекты репрезентации тела в современном искусстве» Н.Ю. Каменская отмечает, что «тело» -одно из ключевых понятий европейской культуры и художественной практики» [4, с. 224]. В.И. Подкуйко в своем творчестве постоянно обращается к изображению тела. В его работе с телесным заметны влияния различных художественных течений XX в., в русле которых переосмысливалось классическое наследие. В это время понятие «тела» «ускользает из зоны естественно-научного дискурса и становится инструментом философской мысли <...>, занятой деконструкцией античных, гуманистических и тоталитарных идеалов» [4, с. 224]. В изобразительном искусстве произошла соответствующая деконструкция, следы которой заметны и в рассматриваемых произведениях. При этом важно проследить, как гендер коррелирует с художественным образом, когда из-за разной степени изоморфизма меняется и сама телесность как визуально-нарративная составляющая произведения. Обратим внимание, что «гендер как «конечный», читаемый конструкт противопоставляется «бесконечному», не читаемому до конца образу» [9, с. 129].

В исследовании рассмотрен ряд работ, ограниченных одной темой - образ женщины. В.И. Подкуйко часто работает с обнаженной моделью. Как правило, на картине изображена женщина в непринужденной позе на кресле или на диване. Чтобы выявить комплекс высказываний в русле исследуемого дискурса, о котором пишет М. Фуко [8], применена система семиотического анализа, предложенная Р. Бартом [5].

Рис. 1. В.И. Подкуйко «Прищур»

Проанализируем картину «Прищур» по системе Р. Барта в плане ее денотативного и коннотативного характера. В первом случае - это просто изображение обнаженной женщины, во втором - художественное произведение, выполненное в определенном стиле (близком к фовизму) и предназначенное для показа в публичном пространстве, украшения интерьера и т.д. В поле заданного дискурса такое коннотативное сообщение повышает гендерный статус изображенной женщины, которая оказалась достойной быть запечатлена художником. В то же время в плане «эстетизма», (также категория, предложенная Р. Бартом для семиотического анализа), художественная манера, (широкие мазки, свойственные корпусной живописи), не позволяют с документальной реалистической точностью утверждать, что это образ какой-то конкретной женщины. Фигура представлена несколько обобщенным образом, что позволяет включить в поле гендерного дискурса этого произведения и круг женщин - знакомых художника и просто зрителей, которые могут увидеть в

этой фигуре и себя, и кого-то из окружающих, что опять же влияет на модуляцию их социального конструкта, усиливает эту гендерную волну. Поза как часть семиотического анализа по Р. Барту сообщает настроение непринужденности, носит характер приглашающего жеста в мир интимного и телесного, изображенного в картине. При этом в дискурс вовлекаются все зрители, проявляющие к изображению как симпатию, так и антипатию, заключенную в русле их гендерной рефлексии. Это тем более актуально, так как М. Фуко [8] рекомендует рассматривать дискурс непосредственно здесь и сейчас, а не где-то у его неведомых истоков. В части объектов, еще одной составляющей семиотического анализа по Р. Барту, представлены диван, простыня, покрывало и подушка. Такой набор вкупе с обнаженной женщиной в непринужденной позе создает в поле гендерного дискурса данного произведения нарратив любовной сцены, в который вольно или невольно включается и созерцающий его зритель. В дальнейшем, после анализа еще ряда картин В.И. Подкуйко, будет выявлен синтаксис, который в рамках семиотического метода Р. Барта связывает эти визуальные сообщения в русле гендерного дискурса.

Картина «Дамочка в шляпе» созвучна предыдущей работе. В денотативном плане здесь также изображена сидящая обнаженная женщина. В коннотативном ключе картина передает зрителю заряд легкомысленности и праздности, свойственной атмосфере творческой мастерской. В плане эстетизма как части семиотического метода Р. Барта можно говорить об условности и обобщенности женского образа, портрете в жанре ню. Женский образ передан широкими мазками, решен в традициях модернизма. Художественное произведение здесь служит задачам эстетизации интимной стороны жизни, что напрямую связано с гендерным восприятием. Обнаженность модели усиливает суггестивный эффект вовлечения в мир частного и сокровенного. Объекты в картине создают мотив псевдотеатральной атмосферы. Фактурно смятая драпировка, на которой сидит задумавшаяся модель, шляпа - (единственный предмет из одежды), картина за спиной. Здесь вспоминается закулисный мир Тулуз-Лотрека, мир условной артистической вседозволенности, варьете, где зритель косвенно вовлекается в игру с легкомысленными ген-107

дерными ролями. В рамках семиотического анализа по Р. Барту это называется когнитивной коннотацией.

Рис. 2. В.И. Подкуйко «Дамочка в шляпе»

Гендерный дискурс в картине «Спортсменка» укладывается в советские представления о женской красоте, когда идеологически закамуфлированная сексуальность прочитывалась в образах артисток, как у художника А.И. Пименова, или спортсменок, как у А.Н. Самохвалова. И коннотативное сообщение является постмодернистским ответом на прежние советские образы, когда спортсменка предстает в картине уже без соответствующего контекста. В плане эстетизма по Р. Барту образ решен весьма условно, черты лица даны широкими мазками. Поза модели открытая, она несколько возвышается над зрителем из-за взятого

художником ракурса и словно бы подавляет стоящего перед картиной своей мощной статной фигурой. Полузакрытые глаза модели говорят о некотором смущении, что соответствует роли и поведению гендерной модели. Из объектов - лишь картина за спиной позирующей. Р. Барт говорит и о «когнитивной» коннотации [5, с. 390]. В этом плане воображение зрителя может трактовать условно изображенные губы модели как «цветок страсти», а желтую раму на заднем плане как окно или портал в «мир чувственного». Такие символы и образы звучат в гендер-ном дискурсе как маркеры в программе поведения тех или иных социальных конструктов.

Рис. 3. В.И. Подкуйко «Спортсменка»

Рис. 4. В.И. Подкуйко. «Автопортрет»

В «Автопортрете» в плане гендерного дискурса важна поза модели. Художник сидит, по-хозяйски расставив руки, у него чеканный профиль, суровый взгляд. Коннотативно возникает образ царя, властного повелителя. Обнаженный вид мужчины, рассматриваемый в плане синтаксиса по Р. Барту вместе с предыдущими картинами, усиливает традиционный взгляд на гендер, когда мужчина, окруженный множеством женщин, являет собой пример силы, власти и успеха.

Вывод

Традиционный взгляд на гендер в творчестве художника В.И. Подкуйко был подтвержден с помощью семиотического анализа по методу Р. Барта [5] относительно гендерного дискурса в представлении М. Фуко [8]. Ряд портретов обнаженных женщин и автопортрет художника были рассмотрены в плане позы, окружающих объектов, дополнительных смыслов, возникающих при восприятии произведения в поле гендерного дис-

курса. Результаты анализа говорят о гендерной модели патриархального общества в картинах В.И. Подкйко. Коннотативные образы, связанные с феминным и маскулинным аспектами, продиктованы гендерным дискурсом советской эпохи, постмодернистски переосмысленном в настоящее время. Формальный подход к сюжету и композиции вытесняет идеологию, сохраняя традиционную основу социальной модели - без гендерной деконструкции.

Библиографический список

1. Фуко М. Запад и истина пола // Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью. М.: Праксис, 2002. С. 193-200.

2. Уэст К., Зиммерман Д. Создание гендера // Хрестоматия феминистских текстов. СПб., 2000. С. 192-219.

3. Перельман И.В. Методология изучения искусства как области гендерных исследований // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 9(35),

ч. II. С 126-131.

4. Каменецкая Н.Ю. Гендерные аспекты репрезентации тела в современном искусстве // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». С 224-232.

5. Барт Р. Фотографическое сообщение // Система моды. Статьи по семиотике культуры. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2003. С. 378-392.

6. Герман М.Ю. Модернизм. Искусство первой половины XX века. СПб.: Азбука-классика, 2008. 480 с.

7. Андреева Е.Ю. Постмодернизм. Искусство второй половины XX - начала XXI века. СПб.: Азбука-классика, 2007. 488 с.

8. ФукоМ. Археология знания. СПб.: ИЦ «Гуманитарная Академия»; Университетская книга, 2004. 416 с.

9. Мутер Р. Мировая живопись. Шедевры. Жанры. Направления. М.: Эксмо, 2010. 544 с.

THE TRADITIONAL VIEW ON GENDER IN THE FINE ARTS IN THE CONTEXT OF THE PAINTINGS BY V.I. PODKUIKO

S.V. Kryukov

Perm State University

The gender aspect in the fine arts has been analyzed in the context of the artworks by V.I. Podkuiko, the author of women portraits. The method of semiological analysis by Roland Bart has been applied to determine a series of expressions considered to be typical for the gender discourse in Soviet and post-Soviet period, during and under influence of which the artworks being analysed were produced. The conclusion presented justification of traditional view on gender in artworks by Valeriy Podkuiko in both denotative and connotative aspects.

Keywords: semiotics, gender, Podkuiko, sociology, artist, model.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.