приставкои хьума , которое повсеместно встречается в Коране, - это калька с иудейского "элохим" - боги).
Таким образом, становится очевидным, что иудаизм не сразу стал монотеизмом. В начале второго тысячелетия до н.э. евреи, как и многие семитские племена Аравии и Палестины, были политеистами; в свой пантеон богов они включали все новых и новых богов, авторитетных среди завоеванных ими народов и племен. Яхве, также, вначале не был выразителем единобожия, а всего лишь одним из племенных богов, пусть одним из самых авторитетных.
Да и сам Авраам, родоначальник еврейского народа, но не оставивший нам никакого писания, его сын Исаак, внук Иаков и 12 правнуков, вероятнее всего, не сразу стали выразителями единобожия. Пожалуй, лишь с появлением на историческую арену Моисея из колена Левия, еврейский народ обрел своего вождя и идеолога, мессию, позволившую освободить от египетского плена и вывести еврейский народ на землю обетованную. Поэтому, вполне оправданно, именно он считается отцом иудейского монотеизма. А что важнее для исторических судеб народа - быть отцом нации или отцом веры, объединившей этот народ в единое целое, вопрос, скорее, риторический: наверное, и тот, и другой.
Скорее всего, именно в этом смысл, встречающегося в Коране утверждения, согласно
которому Авраам не был ни иудеем, ни мусульманином, а был предавшемуся Богу ханифом (т.е. принявшим истинную религию единобожия и отказавшимся от ложных верований).
Таким образом, мы убеждаемся в том, что формирование религиозного монизма или монотеизма происходило более или менее одновременно в различных регионах мира. Поэтому утверждать, что иудаизм является исторически первой формой монотеизма можно с большой натяжкой.
Литература:
1. Бараш Р.Э. Культура и мультикультурализм: от философского к системно-теоретическому осмыслению // Вопросы философии. - 2016. - №1. -С. 38-42.
2. Магомедов K.M. Монотеизм vs политеизм (статья первая) // Исламоведение. - 2017. - № 3. - С. 95112.
3. Раммохан Рай. Дар верующим в единого Бога // Вопросы философии. - 2010. - № 11. - С. 159-168.
4. Раммохан Рай. Иша-упанишада // Вопросы философии. - 2016. - №4. - С.139-149.
5. См.: http://fb.ru/article/161033/monoteisticheskie-religii-ponyatie-monoteisticheskaya-religiya [Электронный ресурс]. Обр.15.02.2018.
6. Скороходова Т.Г. Этический монотеизм versus индуистский политеизм: интерпретация Иша-упа-нишады в религиозной мысли Раммохана Рая // Вопросы философии. - 2016. - № 4. - С. 129-138.
7. Скороходова Т.Г. История Индии в философском контексте: Сурендронатх Банерджи //Вопросы философии. - 2012. - №9. - С.134-144.
8. См.: http://peacefromharmony.org/?cat=ru_c&key =238 [Электронный ресурс]. Обр.15.02.2018.
00 1-Н
О си
Q-<
СО си
■А«'', т7£
K1NI V
s
131
TRADITIONAL ISLAM IN NORTHERN CAUCASUS
Soultanakhmedova Zalina Gadzhitaevna, Senior instructor, Department of Philosophy and Socio-Poiiticai science, Dagestan State University, Makhachkala, Republic of Dagestan
The article analyzes the potential of the integration and stabilizing role of traditional Islam in the North Caucasus. In the spiritual and ideological vacuum that has developed in local societies as a result of the collapse of communist ideology, some representatives of the local spiritual and political elite are making attempts to politicize Islam, turning it into the dominant state ideology. The second manifestation of the politicization of Islam is Islamic extremism in the form of Wahhabism. The politicization of traditional Islam destroys its socio-stabilizing and integrative functions. The factor limiting the integration stabilizing potential of traditional Islam is also the confessional fragmentation of traditional Islam, characteristic of the North Caucasus with its ethnic diversity and diversity. The authors argue that traditional Islam can be more actively and productively used to combat Islamic extremism. In this connection, the main directions of counteracting traditional Islam to Islamic extremism are singled out: 7. Maintenance of interfaith peace, dialogue and cooperation with Orthodoxy as the leading confession of Russia, 2.Preventing politicization and extremist "modernization" of Islam, 3. Effective organization of Islamic education focused on values of traditional Islam and the exclusion of extremist elements from Islamic education, 4.ideological and organizational struggle against Islamic extremism.
Keywords: traditional Islam; the North Caucasus; Islamic extremism; Wahhabism; politicization of Islam.
ТРАДИЦИОННЫЙ ИСЛАМ НА СЕВЕРНОМ УДК 141.41
КАВКАЗЕ ВАК РФ 09.00.14
В статье анализируется потенциал интеграционной и стабилизирующей роли © Султанахмедова З.Е., 2018 традиционного ислама на Северном Кавказе. В условиях духовного и идеоло-
ш
о
е
о о о с
* *
132
СУЛТАНАХМЕДОВА Залина Гаджитаевна, старший преподаватель, кафедра Философии и социально-политических наук, Дагестанский государственный университет, Махачкала, Республика Дагестан гаНпа_ oh@mail.ru
гического вакуума, сложившегося в местных обществах в результате краха коммунистической идеологии, некоторыми представителями местной духовной и политической элиты предпринимаются попытки политизации ислама, превращения его в господствующую государственную идеологию. Вторым проявлением политизации ислама является исламский экстремизм в форме ваххабизма. Политизация традиционного ислама разрушает его социально-стабилизирующие и интеграционные функции. Фактором, ограничивающим интеграционный стабилизирующий потенциал традиционного ислама, является также конфессиональная фрагментация традиционного ислама, характерная для Северного Кавказа с его этнической пестротой и многообразием. Авторы доказывают, что традиционный ислам может быть более активно и продуктивно использован для борьбы с исламским экстремизмом. В связи с этим выделяются основные направления противодействия традиционного ислама исламскому экстремизму: 1) поддержание межконфессионального мира, диалога и сотрудничества с православием, как ведущей конфессией России;
2) предотвращение политизации и экстремистской "модернизации" ислама;
3) эффективная организация исламского образования, ориентированного на ценности традиционного ислама и исключение из исламского образования экстремистских элементов; 4) идейная и организационная борьба с исламским экстремизмом.
Ключевые слова: традиционный ислам; Северный Кавказ; исламский экстремизм; ваххабизм; политизация ислама.
I
Ислам является одной из ведущих конфессий в Российской Федерации. Он глубоко и прочно интегрирован в российское социокультурное пространство. Особенностью ислама в России является его адаптация к местным цивилизационным и социокультурным особенностям. Именно этот адаптированный к местным российским условиям ислам и принято определять как "традиционный ислам". Особенно важна роль адаптации ислама к местным особенностям в политэническом и поликультурном Северокавказском регионе.
В условиях кризиса советской, социалистической идеологии с начала 90-х годов на Северном Кавказе традиционный ислам оказался одной из конструктивных идеологических альтернатив для местных республик в условиях кризиса советской, социалистической идеологии в 90-е годы. "Традиционный ислам оказался в условиях реформ идеологией, наиболее адаптированной к местным условиям, что обеспечило его растущее влияние в широких слоях населения и поддержку со стороны правящих северокавказских элит". [3]
Стабилизирующая роль традиционного ислама на Северном Кавказе проявляется в том, что официальные представители этой конфессии поддерживают социально-экономическую и политическую систему, сложившуюся в результате реформ в России, и в частности в местных республиках Северного Кавказа. "Крайне важным конструктивным моментом традиционного ислама является его установка на социокультурную автономию и плюрализм местных культур под общим патронажем ислама, а также на мирное сосуществование различных этносов, и в особенности религиозных конфессий и течений внутри самого традиционного ислама". [3]
В целом представители традиционного исламского духовенства на Северном Кавказе поддерживают местные политические элиты и выступают за дружественные, мирные межэтнические и межконфессиональные отношения. Не проявляют представители традиционного ислама и никаких сепаратистских тенденций, видя будущее региона только в составе Российской цивилизации.
Важную роль в выполнении традиционным исламом социально-конструктивных функций является диалог с православием. "Такой
диалог будет способствовать устранению межконфессиональных противоречий и конфликтов, созданию атмосферы стабильности и мира". [5]
Однако потенциал интеграционной и стабилизирующей роли традиционного ислама в России в регионах его распространения, реализуется далеко не в полной мере. Причины этого лежат, с одной стороны, в некоторых особенностях самого традиционного ислама, с другой стороны, в особенностях социально-политической ситуации в местных исламских сообществах.
Если говорить о факторах первой группы, следует выделить, во-первых, противоречивость идеологического потенциала традиционного ислама, который обнаруживает как социально стабилизирующие,так и дестабилизирующие моменты."Традиционный ислам, стремясь реализовать свои претензии на ведущую идеологию северокавказских обществ, обнаруживает не только стабилизирующий потенциал, но и дестабилизирующий потенциал". [3]
Попытки некоторых политических и религиозных деятелей в северокавказских субъектах РФ перевести ислам из статуса религиозной конфессии в статус государственной, политической идеологии ведут не только к политизации ислама, но и к ослаблению социальной стабильности в северокавказском обществе. "...Чрезмерная политизированность ислама уже привела в некоторых Северокавказских республиках (Чечне, Ингушетии) к ис-ламизации отдельных сфер общественной и личной жизни". [8]
Потенциальная политизация заложена, по мнению многих специалистов, в самой природе ислама. P.A. Левшуков отмечает, что она является результатом тесной связи между религиозной доктриной и социально-политической программой организации исламского общества. "Одной из главных внутренне обусловленных особенностей ислама является нераздельное единство духовного и светского, ислама и политики, предполагающих единство идеологии и религии". [4]
Эту внутренне присущую исламу связь религии и политики легко можно актуализировать и акцентировать, но эта акцентуация лишь усиливаема не ослабляет дестабилизирующее воздействие политизированного ислама на общество. Кроме того, поскольку политизированный традиционный ислам утверждается в борьбе с оппозиционными религиозными течениями, постольку усиление его позиций не
снижает, а парадоксальным образом усиливает конфликтогенность и напряженность в местных исламских обществах.
Т.о. политизация традиционного ислама разрушает его социально-стабилизирующие и интеграционные функции. Это убедительно демонстрирует пример Северного Кавказа. Противоречивый и неоднозначный процесс "исламского возрождения", бурно протекавший на Северном Кавказе с начала 90-х годов, выражался не только в количественном росте числа мечетей и различного рода исламских организаций, увеличении числа верующих и членов мусульманских общин, формировании институтов исламского образования. Этот процесс сопровождался также усилением разногласий, конфликтов и противоречий в среде мусульманского духовенства и рядовых верующих. "К расколу по национальному признаку в последнее время прибавился и раскол верующих на разные течения, приведший в ряде случаев к массовому противостоянию и кровопролитию". [8]
Наконец, "исламское возрождение" сопровождалось появлением множества исламских политических партий, выступавших за создание исламского государства и тем самым, вступавших в конфликт со светской властью и конституционными принципами российской политической системы.
Второй особенностью традиционного ислама, потенциально ослабляющей его интеграционный потенциал, является его организационная и конфессиональная фрагментация, дифференциация на множество течений.
А. Ваторопин подчеркивает организационную фрагментацию российского традиционного ислама. "Как это принято у мусульман всего мира, в нашей стране тоже нет единой исламской организации. Существуют структуры, претендующие на общероссийский статус. .. Следует отметить, что между этими структурами существует конкуренция, и у всеху них наблюдаются определенные трения с органами государственной власти". [2]
Конфессиональная фрагментация традиционного ислама особенно характерна для Северного Кавказа с его этнической пестротой и многообразием. Этническое разнообразие Северного Кавказа естественным образом обусловила, т.о. и его конфессиональную многоли-кость.
Эта многоликость проявляется в принадлежности разным течениям ислама (шииты и сунниты), разным догматико-правовым школам (ханафиты и шафииты), "...кразным суфий-
ским братствам (накшбандийа, кадирийа, ша-зилийа)". [10]
Конфессиональная пестрота традиционного ислама на Северном Кавказе, естественно, существенно ослабляет его потенциальную стабилизирующую и интеграционную роль в местном обществе. "В случае каждого конкретного народа мы должны рассматривать специфическую версию ислама, выражающую именно его социокультурную самобытность" [3] Т.о. традиционный ислам по своей сути регионален, что затрудняет его интеграционную функцию в российском обществе.
Теперь рассмотрим внешние социально-политические факторы, ослабляющие конструктивный потенциал традиционного ислама. Социально-конструктивные функции традиционного ислама проблематизируются, с одной стороны, в результате внутренних социально-экономических проблем исламских обществ, с другой стороны, как следствие неэффективной политики российской власти в отношении исламских регионов. Нельзя забывать также о том, что первые две причины служат питательной почвой для эффективной деятельности зарубежных распространителей исламского экстремизма и сепаратизма (т.е. для внешнего экспорта в Россию исламского экстремизма). "После того как поднялся "железный занавес", российские мусульмане подверглись индокт-ринации с юга, принесшей идеи иного, ранее неведомого ислама... Появление новых идей сопровождалось интенсивным проникновением зарубежных исламских правительственных, неправительственных и международных организаций, преследовавших и гуманитарные, и политические цели" [6]
Действие социально-экономических факторов, а также не вполне эффективная борьба с исламским экстремизмом, нередко ведут к перерождению традиционных исламских общин в экстремистские. Эту опасность отмечают многие исследователи.
По мнению И. Добаева, неумеренное давление власти, оказанное на сторонников сала-фийи, жесткие антиваххабистские законы, принятые во многих республиках Северного Кавказа, спровоцировали не снижение исламского экстремизма, а, напротив, его рост и радикализацию. Кроме того, неумелое привлечение представителей официального ислама к борьбе с исламским экстремизмом вело к радикализации этих представителей и политизации традиционного ислама и к обострению конфликта традиционного ислама и ваххабизма, уже не по линии только догматического религиозного
противостояния, но и по линии организационно-политического противостояния. И. Доба-ев пишет: "К борьбе с "ваххабитами" активно привлекают традиционалистов, прежде всего представителей "официального ислама", в результате чего традиционалисты неуклонно политизируются и радикализируются. Их противостояние с салафитами идет по нарастающей". [1]
Социально-политические и экономические факторы, а также активная борьба традиционалистов с салафитами,т.о. иногда способствуют переходу части традиционалистов к экстремистскому, оппозиционному исламу. Именно это дает основание некоторым специалистам утверждать, что сам термин "традиционный ислам" уже не вполне адекватен состоянию официальной исламской конфессии в России. "Сегодня традиционность ислама -весьма спорный вопрос". [9]
Рассмотрим вытекающие из современного проблематического положения традиционного ислама направления оптимизации выполнения им социально-конструктивных, интегрирующих функций.
Эти направления политики в отношении традиционного ислама можно разделить на внешние, связанные с управлением социально-экономической и политической ситуацией в исламских регионах, и внутренние, связанные с деятельностью традиционных исламских религиозных организаций. Говоря о борьбе с исламским экстремизмом на Северном Кавказе, И. Добаев отмечает: "Стратегическим направлением борьбы с терроризмом в регионе, безусловно, является нейтрализация "ключевых" аспектов (социально-экономических и политических), способствующих его активизации". [1] Политика в отношении исламского экстремизма, по мнению Добаева, должна быть комплексной, не ограничиваясь лишь силовыми мерами по отношению к исламским экстремистам. Важнейшим направлением этой политики должно стать перекрытие каналов финансирования исламских экстремистских организаций.
Основными направлениями деятельности традиционного ислама, по противодействию исламскому экстремизму, на наш взгляд, должны быть следующие: 1) поддержание межконфессионального мира, диалога и сотрудничества с православием как ведущей конфессией России; 2) предотвращение политизации и экстремистской "модернизации" ислама; 3) эффективная организация исламского образования, ориентированного на ценности традиционного ислама и исключение из исламского обра-
зования экстремистских элементов; 4) идейная и организационная борьба с исламским экстремизмом.
Важность привлечения мусульманских священников к борьбе с религиозным экстремизмом подчеркивают многие специалисты. И. Добаев подчеркивает единство интересов государства и лояльных, традиционных исламских организаций в борьбе с исламским экстремизмом" [1]
Принципиально важна роль эффективной, с точки зрения противодействия исламскому экстремизму организации исламского образования. Подчеркивает роль мусульманского образования, нельзя забывать о необходимости контроля государства над мусульманским образованием. Важно навести порядок в системе мусульманского образования, оказав поддержку лояльным учебным заведениям и пресекая деятельность исламских образовательных учреждений, в которых наблюдаются элементы экстремистской идеологии.
Безусловно, без грамотной политики государства в отношении традиционного ислама и исламского экстремизма, невозможно реализовать интеграционный потенциал ислама. При этом некоторые исследователи отмечают, что лояльный традиционный ислам нуждается не только в государственной поддержке, но и в модернизации.
Интеграционная роль ислама в смысле консолидации местного общества, а также консолидации северокавказского региона и федеральным центром зависит "...от возможности государства создать условия для модернизации ислама, выстраивания диалога и взаимоподдержки государства и ислама при проведении культурной политики на региональном уровне". [7]
В данном контексте следует лишь уточнить термин "модернизация ислама". Очевидно, что модернизация традиционного ислама означает не его перерождение в экстремистскую версию ваххабизма, а адаптацию традиционного ислама к современным социально-экономическим, политическим условиям, а также обновление форм исламского образования и религиозной деятельности с использованием современных информационных технологий.
В заключение отметим, что социальный статус и роль ислама в российском обществе зависят от социально-политической и экономической ситуации в стране. Кризисное состояние провоцирует активизацию радикального ислама, или исламского экстремизма. Социальная стабильностьукрепляеттрадиционный ислам.
По своему характеру ислам - потенциально легко политизирующаяся религия. Незавершенность и непрочность возрождения традиционного ислама способствует его легкой политизации в кризисной ситуации.
Несмотря на все проблемы и издержки исламского возрождения в России, начавшегося в 90-е годы XX века, традиционный ислам является конструктивной альтернативой исламскому экстремизму и сепаратизму в субъектах РФ, где велика доля мусульманского населения.
Борьба с религиозным экстремизмом предполагает эффективное взаимодействие государства с традиционым исламом. "Мусульманское сообщество не сможет в одиночку справиться с набирающим силу исламским радикализмом". [9] Т.о. в борьбе с исламским экстремизмом российское государство нуждается в поддержке традиционного ислама, также, как и традиционный ислам нуждается в поддержке Российского государства.
Литература:
1.Добаев И.П. Традиционализм и радикализм в современном Исламе на Северном Кавказе" // Ислам и политика на Северном Кавказе. - Ростов-на-Дону, 2000.
2. Ваторопин A.C. Исламистское движение в современной России: генезис, характерные черты и перспективы развития // Социологический журнал. -2013. -№ 2.
3. Гурбанов Э. А.-О., Поломошнов А.Ф. Северный Кавказ в российском социокультурном пространстве. - п. Персиановский, 2013. - С. 163.
4. Левшуков P.A. Ислам в социокультурном пространстве Северного Кавказа : автореф. дис. ... канд. соц. наук. - Ростов-на-Дону, 2003.
5. Лескин Д. Исламский фактор в жизни России: опыт диалога // Материалы IX Международной научно-практической конференции, посвященной Дню славянской письменности и культуры памяти святых равноапостольных Кирилла и Ме-фодия "Наука и культура России" 23-25 мая 2012 г. - Самара, 2012.
6. Малашенко А. Россия: ислам в оппозиции // Ислам для России. - М., 2007.
7. Митрахович В.А. Ислам в формировании культурной целостности Юга России // Каспийский регион: политика, экономика, культура. - 2005. - № 1 (б).
8.Религиозно-политический экстремизм: сущность, причины, формы проявления, пути преодоления / под ред. М.Я. Яхъяева. - М.: Парнас, 2011.
9. Сидоров Д. Проблемы традиционного ислама в России// Обозреватель-Obsever. - 2014.- № б.
10. Ханбабаев K.M. Трансформация ислама на Кавказе в постсоветское время / K.M. Ханбабаев // Двадцать лет реформ: итоги и перспективы : сб. ст. / под ред. М.К. Горшкова, А.Н.-З. Дибирова. -М - Махачкала : Лотос, 2011.