ЭТНОЛОГИЯ, ЭТНОГРАФИЯ
Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2021. Т. 8, № 2 (30). С. 145-154. УДК 397(636.294)
DOI 10.24147/2312-1300.2021.8(2).145-154
В. Н. Нувано
ТРАДИЦИОННЫЙ ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЦИКЛ ВАЕЖСКИХ ОЛЕНЕВОДОВ:
1980-е - НАЧАЛО 2000-х гг.
Описывается традиционный годовой культурно-хозяйственный цикл ваежских оленеводов, которого придерживались вплоть до начала 2000-х гг. Констатируется, что оленеводы были носителями экологических знаний, хранителями и трансляторами обрядовой культуры. Календарь пастуха полностью соотносился с природно-географической и духовной средой чукчей-оленеводов.
Ключевые слова: ваежские чукчи; хозяйственный уклад; оленеводческий цикл; традиционные праздники.
V. N. Nuvano
TRADITIONAL ECONOMIC CYCLE OF VAEGI REINDEER HERDERS: 1980s - BEGINNING OF 2000s
Article describes the whole annual economical and cultural cycle of Vaegi reindeer herders, which they followed until the beginning of 2000s. Those reindeer herders were the carrier of the traditional ecological knowledge, the keepers and the transmitters of the ritual culture. The herder's calendar fully related to the habitat and its geography, as well as with the spiritual surrounding of the Reindeer Chukchi.
Keywords: Vaegi Chukchi; economic cycle; reindeer cycle; ethnic celebrations.
Культура любого общества формируется на основе определённых материальных ценностей. До недавнего времени для оленеводческих народов Севера главными такими ценностями были домашние олени и земля (территория, пастбища), на которой они их выпасали. Носители экологических знаний в пределах определённой, известной им территории придерживались веками установленных правил пастьбы. В советский период при землеустройстве каждая оленеводческая группа была наделена землеотводом, где предусматривались сезонные пастбища. При этом, несмотря на изменения в методах выпаса, обрядность, сопровождающая оленеводов, оставалась неизменной.
В работе рассматривается оленеводческий цикл чукчей-оленеводов ваежской тун-
дры. Оленеводы, о которых идёт речь в данной статье, - это сборная группа, имеющая довольно сложный состав. Возникла она сравнительно недавно, в первой половине -середине ХХ в., в период коллективизации нескольких оленеводческих объединений южных чукчей и соседствующих с ними представителей других народов: вилюней-ских чукчей вилюн'эйрэмкын [1, с. 155], телькепских (туманских) чукчей тэлк 'эп-рэмкын [2, с. 13], онмыланских (внутренних) чукчей онмылъырамкын [3, с. 1072], эйгыск'ылъыт (общее название чукчей, коряков и оленных чуванцев, живущих в районе р. Еропол и Яблон). Кроме чукчей, оленеводами в ваежской тундре являлись потомки коряков танн 'ыт, или лыгэтанн 'ыт, кереков кэрэгрэмкын, ламутов (эвенов)
к 'аарамкын, или, как их ещё называли, к'орэмтэк'аарамкыт [2, с. 8; 4, с. 82].
При подготовке статьи были использованы несколько групп источников: описания традиционной чукотской оленеводческой культуры в том виде, как она существовала ещё до коллективизации [1; 2; 5-9], очерки современной культуры оленеводов Чукотки [4; 10-12] и некоторые учебные пособия по оленеводству [13-16].
Образование современной территориальной системы
В начале 1930-х гг. на месте слияния р. Ваеги и Майн существовало небольшое селение Ваеги (Старые Ваеги). На этой территории в 1930-е гг. были объединены в ры-боловецко-оленеводческое товарищество «Светлая жизнь» ламутские (эвенские) мало-оленные хозяйства. В нижнем течении р. Ваеги и выше паслись стада корякского оленеводческого товарищества. В берёзов-ской тундре по р. Берёзовой, Великой в нескольких товариществах объединялись ви-люнейские, телькепские (туманские) чукчи.
В 1940 г. в с. Ваеги в колхоз «Светлая жизнь» были объединены два товарищества - «Светлая жизнь» и корякское оленеводческое товарищество. Одновременно в с. Бе-рёзово путём слияния товариществ вилюней-ских, телкепских (туманских), а позже и он-мыланских (внутренних) чукчей-оленеводов образовался колхоз «Полярная звезда».
В 1951 г. на базе колхозов «Светлая жизнь» и «Полярная Звезда» был создан колхоз «Путь к коммунизму». Центральную усадьбу переместили ниже по р. Майн с образованием нового населённого пункта с прежним названием - с. Ваеги (Новые Вае-ги). В 1959 г. колхоз «Путь к коммунизму» реорганизовали в одноименный совхоз, который просуществовал до 1995 г. В настоящее время оленеводческое хозяйство зарегистрировано как Муниципальное унитарное предприятие сельскохозяйственных производителей (МУП СХП) «Ваежский».
Территория хозяйственной деятельности ваежских оленеводов
Территория проживания и хозяйственной деятельности ваежских оленеводов расположена в юго-западной части Анадырского района и занимает бассейны р. Майн, Вае-ги, Берёзовой, Великой. На северо-западе она
граничит с землями жителей с. Марково, на северо-востоке - с землями уже не существующего оленеводческого хозяйства - совхоза им. XXII съезда КПСС тавайваамской тундры (с. Тавайваам); на юго-востоке -с землями хатырских чукчей и живших здесь ещё недавно кереков; на юго-западе - с территорией Корякского автономного округа (ныне Камчатский край). Протяжённость этой территории с севера на юг составляет 220 км, с запада на восток - 192 км.
Растительный покров территории представлен в основном лиственничными редколесьями и лесами; пойменными лесами и крупнокустарниковыми зарослями по долинам рек; мелко- и крупнокустарниковыми зарослями и тундрами на водоразделах и в верховьях речных долин; горными тундрами на самых возвышенных участках, а также многочисленными болотами и лугами. На ва-ежской территории произрастают ценные для нужд оленеводов деревья твёрдых пород: берёза вылгил, высокоствольная / древовидная рябина элот, лиственница гээв.
Сезонный цикл ваежских оленеводов
В 1970-1980-е гг. иерархия в стойбище оставалась такой же, как до коллективизации. Так, «переднедомным», или «главно-домным», ытъёлралъын мог быть потомок хозяев стада, а бригадир с семьёй оставался йаалральын - «заднедомным» [2, с. 142]. Костяк бригады в основном формировался по родственному принципу. Условия пастьбы, технология выпаса оставались традиционными. Л. М. Баскин отмечал, что в 1980-е гг. бригада № 6 совхоза «Путь к коммунизму» состояла из семи взрослых мужчин-пастухов, трёх женщин-чумработниц, трёх пенсионеров на разных хозяйственных работах и детей [10, с. 32].
Чукотский «оленеводческий год» был устроен не по обычным календарным сезонам (зима, весна, лето и осень). Начинался он не с 1 января, а с завершения летней оленеводческой кампании. В основном «оленеводческий год» строился на фенологических наблюдениях самих оленеводов, которые заметили сезонную ритмику изменений окружающей природы и приспособили свой календарь к главному стержню собственной культуры - оленеводству [2, с. 30; 11]. Например, физиологические изменения живот-
ных в сентябре приводили к завершению летней кампании и проведению праздника Вылгык'аанмат, когда забивали быков-производителей. В это время их вес достигал максимума, а у телят весеннего отёла шкура приобретала наилучшие качества.
Перед самым отёлом оленей в весенние месяцы традиционным и необходимым мероприятием была разбивка стада на плодовую и неплодовую части, пээчвагъёнратгыр-гын (примерно 20-30 марта). Таким образом, «зимний сезон» оленеводов полностью заканчивался только после проведения праздника Кильвэй (обычно около 10 мая), когда фактически завершался отёл и большинство обитателей стойбища перекочевывали на место летней стоянки. Собственно весенние мероприятия начинались после устройства летнего стойбища и проведения праздников Ваамк 'аанмат и Ранн 'атгыргын, когда максимально использовали ближние к стойбищу пастбища, на которых становилось достаточно зелёного корма. При завершении любого оленеводческого мероприятия неизменно проводили традиционные праздники, которые служили своего рода социальной кульминацией, символом успешности каждого сезона.
Август - Сентябрь. Н'эргэръйилгын
Название праздника Вылгык 'аанмат (68 сентября) буквально переводится как «тонкошерстного оленя забой», «ульгикааньмат» [5, с. 62] или «выльгы-к'аанматгыргын» [8, с. 267].
Все чукотские оленеводы после летней кампании, которая длилась с начала июля до 20-х чисел августа или даже до начала сентября, подгоняли свои стада к летним стойбищам анолъатынвын, где на лето оставались старики, женщины и дети.
Подгоняемое к летнему стойбищу анолъатынвын /анолъатын стадо люди встречали громкими возгласами, выстрелами в воздух, мальчики пускали в сторону стада подожжённые стрелы из детских луков, кто-то из мужчин в пляске, потрясая копьём, шёл к приближающемуся стаду, женщины кидали горящую дернину, подожжённую «чистым» огнём, разведённым с помощью гыргыр «огненного предмета». Оленеводы стойбища полагали, что люди и олени долгое время были далеко от своего жилища и семейных
охранителей, поэтому подвержены опасности - для этого они отпугивали «чужих» «вредоносных» духов и проводили обряд очищения.
Во время этого праздника забивают быков-производителей на питание и телят этого года на пошив зимней одежды. Эти жертвенные олени, в понимании чукчей, такалгыт (мн. ч.), т. е. «парное содружество». Для чукчей-оленеводов все здоровые олени, забиваемые на питание и на другие производственные нужды в самой бригаде, всегда были жертвами какой-либо «высшей» сущности, которую обязательно необходимо благодарить.
Старики оценивали состояние стада по упитанности забитых оленей, по шкурам, особенно от забитых телят, - красивы ли они, прочно ли шерсть лежит на шкуре и не будет ли она лезть после пошива новой одежды. Хвалят к 'аанталъын - того оленевода, который во время летней кампании был старшим пастухом в дневной смене. До коллективизации указания к'аанталъын беспрекословно слушал даже хозяин большого стада, а в советское время - бригадир. «Оккако Коравье гинэнрэн 'увлин» (в пер. с чук. «Как хорошо Коравье содержал оленей - они упитанны и хорошо выглядят»), - сдержанно отмечали старшие мужчины стойбища. «Эчвэра рэ-тэн'э'йн'эн'ыт тыркыльыт» (в пер. с чук. «Если всё останется так же хорошо, то и производители хорошо пойдут в гон»), -продолжали рассуждать старики1.
Проведение гона э'йн'эйылгын (случной период)
Сентябрь - «месяц гона быков-производителей» [11, с. 223], эйнэилгын - спаривание [5, с. 61]. «Ынн 'от лыгэк 'ааат нъэйн 'эк 'инэт» (в пер. с. чук. «В это время настоящие (чукотские домашние) олени "кричат" (гон)»), -говорили оленеводы2.
Для оленевода было важно получить как можно больший приплод, а для этого необходимо хорошо провести гон (случку), чтобы быки-производители покрыли всех важенок (самок). Гон у чукотских оленей начинается в 10-х числах сентября, т. е. раньше, чем у домашних оленей других пород. Обычно период случки у чукотских оленей приходится на раннеосенний маршрут, который чукчи называют н 'аргарк 'аальатгыргын,
и продолжается во время позднеосенней кампании гытгак 'аалъатгыргын. Принято считать, что производитель 2-3-летнего возраста может покрыть за сезон 15-18 важенок. Но наблюдения показали, что взрослый производитель в течение случного периода при вольной случке покрывает до 50-60 важенок [14, с. 47].
Для того чтобы гон прошёл дружно и не растягивался до начала ноября, необходимо вовремя отбраковать (кастрировать) больных и слабых быков-производителей, не допускать чрезмерного рассредоточения стада, при этом сильное скучивание нежелательно, чтобы не допускать случаев беспокойства стада. Также на результаты гона сильно влияла работа коллектива (бригады) в летний период, особенно от умения старшего оленевода к 'аанталъын (ед. ч.) - от того, как он проводил летние маршруты, как пасли стадо днём, хорошо ли поили стадо ночные дежурные рыюлъыт (мн. ч.) во время ночной пастьбы, какие наставления старший давал молодым оленеводам.
При хорошем содержании животных наиболее крупные и здоровые телята-самки к 5-6-месячному возрасту достигали половой зрелости, и во время гона у них может происходить течка, поэтому их тоже могли покрывать самцы-производители тыркылъыт. У годовалой самки через 7'Л месяца может родиться здоровый телёнок. Их оленеводы уважительно называют ычвакытльа - «телёнок-мама». За счёт этих неучтённых важенок приплод в советское время мог достигать 87 и более телят от 100 январских важенок.
Н'аргарк'аальатгыргын - раннеосен-няя оленеводческая кампания (9-20 сентября)
Чукотское слово н'аргарк'аальатгыргын («ранней осени продвижение оленей») происходит от названия чукотского месяца де^ес-^ьп «слегка морозный месяц» (примерно с 20 августа по 20 сентября) [2, с. 30] и слова к 'аалъатгыргын («продвижение оленей») - от к'аа / к 'оран 'ы («олень»), лъат / рылъатэтык («увести» / «отнести»), гыргын / вагыргын («бытие»). Автор считает, что название месяца и оленеводческой кампании произошло от чукотского слова н 'эрык («очищать рога»), так как в 20-х числах августа у быков-производителей, а в начале сен-
тября у важенок начинают очищаться рога от пантов (шкурка на окостенелости рога).
Впервые за несколько месяцев ночью возле стада не дежурили рыюлъыт. Оленеводы с наслаждением отдыхали в ярангах. Но на следующий утро после праздника почти все оленеводы уходили на малый осенний маршрут, который называли н 'аргарк 'аальатгыргын («ранней осени продвижение оленей»).
Во время раннеосенней кампании пастухи не дежурили ночью у стада, но уже в 4.00-4.30 часа утра они были на ногах и находили на рассвете начинающих разбредаться оленей, которых ночью удерживали быки-производители. Прохладная погода, остатки зелени, обилие грибов и ягеля, полувольный выпас и относительный покой оленей способствует их нажировке.
В это же время старшие оленеводы в стойбище анолъатынвын /анолъатын ремонтировали нарты, женщины шили новую зимнюю одежду и ремонтировали старую. Все готовились к длинной зимовке.
Октябрь - Ноябрь. Гытгайъэлгын
Праздник Ваамк'аанмат (21-23 сентября)
Перед ледоставом третий раз проводили праздник Ваамк'аанмат («убой оленя реке, воде»). В тундре становилось меньше воды, на реках появлялись забереги. Стадо снова подгоняли к стойбищу, забивали оленей и делали жертвоприношение «хозяину водной стихии», чтобы олени не оставались без воды.
Гытгак'аалъатгыргын - позднеосен-няя оленеводческая кампания (24 сентября - 28 октября)
Чукотское слово гытгак'аальатгыргын («поздней осени продвижение оленей») происходит от названия чукотского месяца: gьtga-elgьn (с 20 сентября по 20 октября) -«осенний месяц» [2, с. 30]; октябрь - гитха-ильгин [5, с. 61].
После праздника начиналась поздне-осенняя оленеводческая кампания. Снова оленеводы уходили на новый маршрут. Оленеводы всегда ждали, когда выпадет первый снег, который восполнит недостаток воды. А пока для пастбищ выбирали низкогорный сглаженный ландшафт с широкими лощинами кочкарной тундры с незамерзающей во-
дой (обычно это лужицы в траве на заболоченных склонах горной тундры). Ягеля везде достаточно, но олени также к этому времени использовали остатки зелёных растений, побеги осоки, пушицы, злаков. У отдохнувших, слегка отъевшихся быков-производителей появлялось «второе дыхание», возникала охота у запоздавших самок - гон мог продолжиться до конца октября.
С первым снегом, обычно в середине октября, за стадом начинали кочевать с небольшим оленьим аргишем, а опытные ездоки уже начинали ездить на ездовых оленях, которых называли гытгак'аат (букв. «позд-неосенние олени»). Из них к зиме формировали упряжку для оленьих гонок или для дальних поездок. К концу октября оленеводы со стадом снова возвращались к ярангам летнего стойбища, чтобы после короткой передышки, уже со всеми жителями стойбища, передвигаться на зимовку.
29 октября - 1 ноября
На летнем стойбище анолъатынвын / анолъатын весь осенний период продолжалась подготовка к зимовке. Обычно к этому времени летние жилища уже были упакованы, и люди переходили жить в облегчённые жилища. С 1950-х гг. в обиход оленеводов вошли меховые палатки с печкой. Когда стадо снова подгоняли к стойбищу, то проводился небольшой забой на питание. Пастухи отдыхали в ярангах и готовились к зимовке: тщательно проверяли имущество, которое будет необходимо зимой, а «летнюю утварь» упаковывали и поднимали на лабаза милк'ымил, укрывали непромокаемым материалом, увязывали. Этот скарб оставался на лабазах до весны следующего года. Это место так и называли - рамай (ра / яран 'ы «жилище», май /магны «место хранения / склад»). Готовились к кочеванию на зимние пастбища, а в советское время на место проведения осенней корализации (кораль - стационарный или переносный загон, где осуществляется разбивка, просчёт оленей и другие зооветмероприятия). Стоянка на месте проведения коральных работ становилась промежуточным стойбищем перед зимовкой.
Ялгытгыргын («кочевание») - кочевание на зимние пастбища (1-3 ноября)
Основной груз уже был уложен в грузовые нарты. Только с раннего утра оставалось
разобрать жилища, и начинали ловить ездовых оленей. Для стойбища в пять жилищ необходимо было иметь минимум 50 грузовых нарт, у каждого из 13 взрослых жителей стойбища должна была быть ездовая нарта [10, с. 32]. Некоторые ездовые нарты грузились в груз аргиша, так как их хозяева могли в это время охранять стадо или быть в отъезде. Первый перегон каравана на зимние стойбища старались производить на коротких дистанциях, в последующем увеличивая расстояния между стоянками.
Проведение осенней корализации (320 ноября)
В советское время место проведения осенней корализации (разбивки стада) становилось промежуточной стоянкой стойбища по пути на зимние пастбища. Во всех девяти бригадах в советское время были построены стационарные корали [16, с. 307] с двумя загонами, камерами для ветеринарных обработок. Выбирали широкое место, чтобы было достаточно пастбищ на несколько разбивоч-ных кампаний.
На осенней корализации выбраковывались олени для промышленного убоя в Марковский торгово-заготовительный пункт. Со всех бригад совхоза «Путь к коммунизму» отбивали на забой в «товарняки» (местный жаргон) от 6 до 8 тыс. голов оленей3.
Перед переходом на зимние пастбища из бригады выделялись две упряжки, которые обследовали летние и осенние маршруты движения стад. Оленеводы должны были убедиться, что они не оставили отколы оленей. При их возвращении через несколько дней начинали кочевать на зимние пастбища.
Лъалъан'этын - зимняя оленеводческая кампания (20 ноября - 20 марта)
Стада бригад совхоза постепенно продвигались на зимние пастбища. Так как часть пастухов уходила с товарными стадами, а другие уезжали в посёлок, то оставшиеся мужчины перегоняли грузы на место зимовки частями. Прибыв на место зимовки, разбивали стадо на две части. Первую часть стада называли яран 'алвыл (ра /яра «дом», «жилище», н 'элвыл «стадо»). Чукчи из других районов Чукотки такое стадо называли к'аагтолгын. Это олени, которые оставались при основном зимнем стойбище. В него отбивали ездовых быков и несколько быков-
кастратов для убоя на питание. Здесь же оставались важенки и олени из других половозрастных групп, приученных к моче, представляющих своеобразный «якорь» для стада, поскольку они часто приводили оленей к зимнему стойбищу [9, с. 40; 17, с. 219]. Сюда же отбивали приглянувшихся молодых самцов, которых должны были обучать для упряжи. В таком стаде обычно оставалось не более 200 голов, чтобы до марта для них было достаточно корма около стойбища. Вторую - двухтысячную часть стада бригады -называли нутэн 'элвыл (нутэнут «земной простор», н 'элвыл «стадо») или эвынн 'элвыл (эвын «настоящий, основной», н 'элвыл «стадо»), она паслась вдали от основного зимнего стойбища. Для основной части стада, при постоянно меняющихся условиях, были необходимы новые пастбища, поэтому при нём было небольшое мобильное, лёгкое стойбище из 1-2 жилищ и небольшой аргиш.
В бригадах совхоза технология выпаса оленей оставалась неизменной вплоть до 1990-х гг. Поэтому в каждой бригаде знали, что в 20-х числах марта обе части стада будут соединены, вновь образуется единое стойбище. И тогда проводили отбивку на плодовое рэквыт и неплодовое пээчвак поголовье.
Пээчвагъёнратгыргын - Проведение весенней корализации (20-30 марта)
Пээчвагъёнратгыргын разделение
оленьего стада, т. е. «отделение прошлогодних телят от стада» [8, с. 294]. Для успешного проведения отёла важно вовремя провести отбивку и снова разделить стадо на две части: рэквыт маточную (плодовую) и пээчвак самцовую (не плодовую). На это мероприятие из соседних стойбищ съезжались оленеводы, чтобы помочь при отбивке. Вместе строили кораль (в это время использовали переносной матерчатый загон) и непременно забивали ритуальных животных - на удачу. Оленей загоняли в кораль, а оттуда к проходу - там уже выстроились пастухи с арканами, образуя коридор. Чётким движением они заарканивали самцов. Старые наученные самки сразу устремлялись к выходу [12, с. 69].
Сразу определяли, кто проведёт отёл. «Мэн'ин рагролъаты(н')?» (в пер. с чук. «Кто проведёт отёл?») - сначала спрашивали друг у друга старики. «Этъопэл Аттак ныг-
ролъаты(н'), эвыръым Лёнкантэ ынк'о ны-рэквытылъэтынэт» (в пер. с чук. «Аттак с семьёй и помощниками в этом году останется в пик отёла, так как он опытный, потом же его сын Лёнька с помощниками до соединения обеих частей может остаться в маточном стаде»)4.
В каждой бригаде, где заканчивали отбивку, устраивали спортивные состязания. Самое интересное событие - гонки на оленьих упряжках с обязательными призами от организатора.
Гролъатгыргын - первая часть отёль-ной кампании (начало и пик отёла, 30 марта - 10 мая)
Это - самая ответственная часть отельной кампании. Проводил её самый опытный оленевод. Слово гролъатгыргын происходит от чукотских корней грокы / гырокы - «период теления», так же называется месяц гройъэлгын - месяц отёла [11, с. 220]; gгo-elgьn - месяц теления [2, с. 30]; гироэль-гин [5, с. 68].
Разделённые части стада уходили каждая по своему маршруту. Для малочисленной и мобильной неплодовой части стада пээчвак не требовались широкие долинные пастбища. У оленеводов при этом стаде пээчвакылъыт (мн. ч.) оставалось больше свободного времени, и поэтому основной зимний скарб они могли частями перемещать к рамай, где с прошлой осени было складировано летнее имущество и где предполагалось обустроить новое летнее стойбище.
Тем временем плодовая часть рэквыт старались выпасать на широких долинах рек, на сглаженных склонах невысоких гор. В самом начале отельной компании рэквыт ещё выпасали по-зимнему, т. е. на зимних пастбищах.
В первой половине мая, пока оба стойбища находились на близком расстоянии друг от друга (в разгар отёла), проводили праздник рогов Кильвэй, когда символически подводили итоги отёла. До коллективизации сброшенные рога отелившихся важенок собирали и возили с собой во время кочёвок. Чем больше и выше была куча рогов во время праздника Кильвэй, тем более был заметен итог отёла [7, с. 78; 8, с. 300]. После этого праздника опытный оленевод, завершивший первую часть отёла, со своим аргишем, же-
ной и детьми присоединялся к основному стойбищу. Они начинали кочевать на летник, где в ноябре прошлого года оставляли летние жилища и скарб.
Раквытылъатгыргын - вторая часть отёльной кампании (до воссоединения частей стада, 10 мая - 5 июня)
Вторая часть проведения отёльной кампании проходила после массового отёла до воссоединения плодовой и неплодовой частей стада. Слово раквытылъатгыргын происходит от корня словарэквыт «оленематка».
До воссоединения обеих частей стада в его плодовой части некоторое время оставались молодые, менее опытные оленеводы (примерно до 5 июня). Их задача была сохранить приплод и выпасать плодовую часть стада так, чтобы телята окрепли ещё до воссоединения частей стада. Когда вскрывались реки, то плодовую часть выпасали недалеко на сглаженных вершинах гор, где на небольших ручьях слабые телята не могли утонуть. Обычно к середине мая на проталинах осо-ково-кочкарной тундры появлялась первая зелень - к 'очап (пушица влагалищная). Первая зелень и обилие ягеля позволяли важенкам быстро набирать вес, их молоко приобретало лучшие качества, а телята становились крепче и уже могли переходить водные преграды без ущерба для здоровья. Это было сигналом к воссоединению частей стада.
Анолъатынвын /анолъатын - летняя стоянка (стойбище, 1 июня - 1 ноября)
Слово анолъатынвын / анолъатын происходит от основы апок («второе лето» [2, с. 30]). Вскоре после 20 мая основной зимний аргиш (санный поезд) из нескольких семей прибывал на место рамай, где в лабазах всю зиму сохранялось тщательно увязанное имущество, оставленное с прошлого ноября. Выражение «Н'утку н'утынгивик мытранъ-олъанмык» («Здесь в этом году остановимся на лето») констатирует факт разбивки летнего стойбища. На этом месте разбивали временный лагерь и ставили зимние жилища. Имущество прошлого года разбирали и сушили, а летнее жилище ремонтировали, к шатру пришивали новые, выделанные зимние шкуры. Этот лагерь ещё не мог называться анолъ-атынвын /анолъатын, так как на новое место не пришли олени и ещё не были выполнены определённые обязательные обряды.
Праздник Ваамк'анмат (10 июня)
К этому времени реки уже вскрылись. Объединённое стадо подходило на место ра-май. У временных жилищ (зимние меховые палатки) готовились к празднику по случаю вскрытия рек («приходу воды»). Первый раз после долгой зимы празднуют праздник Ва-амкаанмат «убой оленя реке, воде». «Остановившись весной на берегу реки, они кололи оленя, угощая её хозяина кровью и мясом» [18, с. 132]. Первый праздник проводили без особого размаха - лишь благодарили водную стихию. К тому же нужно было пополнить запасы свежим мясом. Родители с нетерпением ждали детей-школьников, которые в эти дни прилетали из посёлка. Старших подростков ждали как полноценных помощников, которые всё лето помогали родителям в выпасе оленей.
Праздник Ранн'атгыргын (11 июня)
На следующий день после праздника Ваамк'аанмат проводили другой праздник по случаю постройки нового жилища ранн'атгыргын [8, с. 266]. Ваежские оленеводы иногда такой обряд проводили два и даже три раза, во время весеннего и летнего праздников.
Во всех случаях проводили ранйыррав (от ра / яран'ы «жилище, йыррын «освящение»), т. е. «освящение жилища кровью» [7, с. 62]. Ловили из стада йыррын - жертвенного оленя, кровью которого обмазывали жилище, тем самым освящая его. Оленя подводили к противоположной от входа стороне жилища (западной), где и совершали жертву. Кровью обмазывали жилище по часовой стрелке. Возможно, это связано с почитанием предков. По мнению чукчей, духи умерших являются для живых помощниками. Описывая похожий обряд, И. С. Вдовин писал, что, устанавливая стойбище на лето, перед ярангой главы разводился небольшой костёр, куда бросали небольшие кусочки разных продуктов - с просьбой, чтобы хозяин места был благосклонен к стаду и жителям стойбища, чтобы и олени, и люди пребывали на этом месте в благополучии [18, с. 132].
После постройки нового жилища и его освящения место на текущий год называли анолъатынвын /анолъатын (летнее стойбище). Это была самая продолжительная стоянка на лето и осень (иногда до 5 месяцев),
где на всё лето оставались женщины, дети, старики. Чтобы в стойбище всегда была свежая рыба или пополнялся запас мяса за счёт добычи диких животных, в стойбище на
2 месяца во время летней оленеводческой компании к 'аалъатгыргын оставался мужчина, которого называли анотвалъын («летом бытующий»). Он же заготавливал дрова на осенний период для всех яранг в стойбище, готовил снаряжение к зиме и производил другие хозяйственные работы. У всех оленеводов Чукотки летние стойбища ставили на сухой террасе или на бугре у рыбных рек и озёр [5, с. 69; 8, с. 321].
Кыткытк'аалъатгыргын - весенняя оленеводческая кампания (13 июня -
3 июля)
Чукотское слово кыткытк'аальатгыргын («весеннее продвижение оленей») происходит от названия чукотского месяца kbtkbtbk - «первое лето» [2, с. 30].
После праздника день уходил на подготовку к выходу на следующий маршрут. Пополнив запасы продуктами и снаряжением, уходили на весенний маршрут. В период половодья выбирали пастбища у малых рек. Маршрут не был тяжёлым и продолжительным, поэтому приветствовалось, когда со стадом уходили старшие дети с наставником. Некоторые семейные мужчины оставались в стойбище на заготовке дров, для ловли рыбы и других хозяйственных работ. Женщины шили для мужчин летнюю одежду.
Пока гнуса не так много, на свежей зелени и обилии воды олени набирали вес, полностью менялся шёрстный покров.
По возвращению на стойбище анолъа-тынвын / анолъатын (обычно 3-5 июля) сразу проводили два праздника. Второй раз проводили праздник Ваамк 'аанмат («убой оленя реке, воде»). В этот раз жертвенный убой оленя производили у реки. Обычно праздник проводил и совершал обряд ытъёолралъын «переднедомный» [2, с. 142], поэтому члены бригады собирались и трапезничали у одного костра.
На следующий день проводили другой праздник - Вагтэлк'аанмат. Название праздника происходит от чукотского слова вэгтылык, которое означает, что олени после отдыха и пережёвывания пищи встают и снова уходят на кормёжку. Следовательно,
название праздника можно перевести как «жертвенный убой по случаю вставания оленей». После этого на долгие два месяца оленеводы уводили стадо на летние пастбища.
К'аалъатгыргын - летняя оленеводческая кампания (5 июля - 3 сентября)
Летняя кампания (летовка) длилась около двух месяцев. После 10 июля появлялись подкожный и носоглоточный овод. С их появлением стадо становилось беспокойным и плохо кормилось в жаркие дни. Искали более прохладные и широкие места, выходили на широкие долины крупных рек, которые к лету мелели, и их можно было переходить вброд. Оставались не тающие снега на вершинах высоких гор и наледи на горных речках. Здесь постоянные ветры и поздно тающие снега создавали благоприятные условия летовки из-за меньшего распространения комара, мошки и овода [13, с. 107].
В самом начале лета ориентировались на телят, которые ещё были слабы. Как только замечали, что они устали и наелись, то, несмотря на то, что взрослые олени ещё не насытились, всё равно укладывали стадо на отдых. Только телята начинают хрюкать, искать мать, чтобы попить молока, - пора было поднимать стадо. В период до 20 июля (в начале летовки) иногда за день стадо укладывали шесть раз. На обильном зелёном корме телята быстро подрастали, им нужно было дольше кормиться. Через месяц количество лёжек уменьшали до четырёх.
В августе начинали движение в обратном направлении - в сторону летнего стойбища анолъатынвын / анолъатын. Уже использовали другие корма на пастбищах, поэтому оленеводы могли проводить стадо по июльскому маршруту.
Заключение
Бригады оленеводов ваежской тундры тяготели к местам, где они разбивали свои летние стойбища анолъатынвын /анолъатын. В течение продолжительного периода вокруг этих мест проходил весь производственный и культурный цикл оленеводов - проводились основные летние праздники и совершались обряды.
Другие же оленеводческие мероприятия, которые неизменно проходили с совершением обрядовых действий, будь то весенняя разбивка стада, или праздник Кильвэй, про-
ходили на зимних маршрутах и могли проводиться в разных местах в зависимости от часто меняющихся условий.
В настоящей работе описан «усреднённый» календарь сезонных передвижений оленеводов в 1980-е гг., который несколько менялся от года к году. Наиболее резкие перемены происходили в годы экстремальных явлений, например когда из-за зимних оттепелей на поверхности снега образовывалась твёрдая корка (наст). Оленеводы называют это явление кытъы 'л («твёрдый снег») и э 'к 'эрэн ' («время плохого оленьего корма») [19, с. 205].
Другие изменения последних десятилетий вызваны другими причинами. В связи с ликвидацией и объединением некоторых стад хозяйства менялся состав бригады, семейные группы смешивались. Несмотря на то, что расширилась территория кочевания оставшихся бригад, каждая группа оленеводов стремилась на прежние места, поэтому перестали придерживаться установленных мест кочёвок. Также и отколовшиеся (потерянные) олени уходили на привычные места, где и терялись.
И ещё одно важное изменение в жизни оленеводов связано с упрощением и исчезновением обрядности, сопровождающей пастухов. В настоящее время в бригадах не совершаются традиционные обряды, оленеводы не придерживаются описанного в данной работе праздничного цикла. Стойбища анолъ-атынвын / анолъатын больше не устанавливают, так как в бригадах не остаются женщины из оленеводческих семей - они переезжают в сёла, где у них растут и учатся дети. Так, сейчас в одной из бригад с оленеводами кочуют женщины, которым вообще не знакомы чукотские обрядовые традиции, поэтому их и не исполняют, как в 1980-е гг. При этом женщины продолжают круглый год кочевать с мужчинами-оленеводами. И наоборот, в бригадах, где работают оленеводы старшего поколения, женщины - хранительницы традиций, оленеводство продолжает развиваться. Несмотря на социальные изменения, которые коснулись ваежских оленеводов, в бригадах остаются и работают люди. Это даёт надежду, что оленеводческие праздники и другие традиционные хозяйственные
мероприятия могут возродиться, пусть даже
приобретя новые формы.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Полевые материалы автора (ПМА), 2019 г.
2 Там же.
3 ПМА, 2004 г.
4 ПМА, 2009 г.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вдовин И. С. Ваегские чукчи // Сибирский этнографический сборник. - М. ; Л. : Изд-во Акад. наук СССР, 1962. - Т. IV : Очерки по истории, хозяйству и быту народов Севера. -С. 153-164. - (Тр. Ин-та этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. Нов. сер.).
2. Богораз В. Г. Чукчи: Социальная организация. - М. : ЛИБРОКОМ, 2011. - 216 с.
3. Северная энциклопедия. - М. : Европейские издания, 2004. - 1200 с.
4. Нувано В. Н. Этнотерриториальная группа ва-ежские чукчи // Тропою Богораза : науч. и литератур. материалы. - М. : Ин-т Наследия, 2008. - С. 78-84.
5. Орловский П. Н. Год анадырско-чукотского оленевода // Северная Азия. - 1928. - № 2. -С. 61-70.
6. Богораз В. Г. Чукотский общественный строй по данным фольклора // Советский Север. -1930. - № 6. - С. 63-79.
7. Богораз В. Г. Чукчи. - Л. : Главсевморпуть, 1939. - Т. II. - 208 с.
8. Кузнецова В. Г. Материалы по праздникам и обрядам амгуэмских чукчей // Сибирский этнографический сборник. - М. ; Л. : Изд. Акад. наук СССР, 1957. - С. 263-326.
9. Богораз В. Г. Очерк материального быта оленных чукчей, составленный на основании коллекций Н. Л. Годатти, находящихся в этнографическом музее Императорской Академии наук. - СПб., 1901. - 66 с. - (Сборник Музея по антропологии и этнографии при Имп. Акад. наук. Т. 1).
10. Баскин Л .М. Костёр Николая Нувано // Северные просторы. - 2004/2005. - С. 32-35.
11. Вальгиргин А. И., Нувано В. Н. Календарные праздники хатырских и ваежских оленеводов // Тропою Богораза : науч. и литератур. материалы. - М. : Ин-т Наследия, 2008. - С. 218223.
12. Задорин В. Н. Как чукотские пастухи управляют оленьим стадом // Тропою Богораза : науч. и литератур. материалы. - М. : Ин-т Наследия, 2008. - С. 69-71.
13. Друри И. В. Пастбищное хозяйство выпас у чукоч Анадырского района // Оленьи пастбища и приёмы выпаса оленей в Анадырском крае. - Л. : Гл. упр. Сев. мор. пути, 1936. -С. 105-124. - (Тр. Аркт. ин-та. Т. 1.ХП).
14. Друри И. В. Оленеводство. - М. ; Л. : Гос. изд-во с.-х. лит., 1955. - 254 с.
15. Северное оленеводство / под ред. В. А. Забродина. - М. : Колос, 1979. - 283 с.
16. Сыроватский Д. И. Организация и экономика оленеводческого производства. - Якутск, 2000. - 408 с.
17. Природа и ресурсы Чукотки. - Магадан : СВНЦ ДВО РАН, 2006. - 323 с. - (Тр. Чукот. фил. СВКНИИ ДВО РАН; Вып. 11).
18. Вдовин И. С. Религиозные культы чукчей // Памятники культуры народов Сибири и Се-
Информация о статье
Дата поступления 23 февраля 2021 г.
Дата принятия в печать 20 апреля 2021 г.
Сведения об авторе
Нувано Владислав Николаевич - научный сотрудник лаборатории истории и экономики Северо-Восточного комплексного научно-исследовательского института им. Н. А. Шило Дальневосточного отделения РАН (Анадырь, Россия)
Адрес для корреспонденции: 689000, Россия, Анадырь, ул. Энергетиков, 15 E-mail: [email protected]
Для цитирования
Нувано В. Н. Традиционный хозяйственный цикл ваежских оленеводов: 1980-е - начало 2000-х гг. // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2021. Т. 8, № 2 (30). С. 145-154. DOI: 10.24147/2312-1300.2021.8(2).145-154.
вера (вторая половина XIX - начало XX в.). -Л. : Наука, 1962. - С. 117-171.
19. Наши льды, снега и ветры. Народные и научные знания о ледовых ландшафтах и климате Восточной Чукотки. - М. : Ин-т Наследия, 2013. - 360 с.
Article info
Received
February 23, 2021
Accepted April 20, 2021
About the author
Vladislav N. Nuvano - Researcher of the History and Economics Laboratory of North-East Interdisciplinary Scientific Research Institute n.a. N. A. Shilo of the Far East Branch of the Russian Academy of Sciences (Anadyr, Russia) Postal address: 15, Energetikov ul., Anadyr, 689000, Russia
E-mail: [email protected] For citations
Nuvano V.N. Traditional Economic Cycle of Vaegi Reindeer Herders: 1980s - Beginning of 2000s. Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2021, vol. 8, no. 2 (30), pp. 145-154. DOI: 10.24147/2312-1300.2021.8(2). 145-154 (in Russian).