Научная статья на тему 'ТРАДИЦИОННЫЙ ГОЛОВНОЙ УБОР РУССКИХ И ЕГО ХУДОЖЕСТВЕННО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ'

ТРАДИЦИОННЫЙ ГОЛОВНОЙ УБОР РУССКИХ И ЕГО ХУДОЖЕСТВЕННО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
31
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВ / ОРНАМЕНТ / ВЫШИВКА / КОМПОЗИЦИЯ / КОКОШНИК / ВЕНЕЦ / КИКА / УБРУС

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бавбекова И.А.

Русский народ, имеющий свою самобытность и национальный колорит, сохраняет свои устоявшиеся традиции, язык и элементы костюма, что является его основной задачей. В костюме отображаются отработанные веками колористические и композиционные решения, которые определяют художественное прошлое народа, связывают его с настоящим и будущим. В статье рассматривается один из элементов женского русского костюма - головной убор. Целью статьи является изучение основных видов русских головных уборов, орнаментальных композиций, цветового решения и элементов декора. Выявление художественно-стилистических особенностей головного убора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONAL RUSSIAN HEADDRESS AND ITS ARTISTIC AND STYLISTIC FEATURES

The Russian people, which has its own identity and national flavor, has been preserving its established traditions, language and costume elements for centuries, which is its main task. The costume displays centuries-old coloristic and compositional solutions that define the artistic past of the people, connect it with the present and the future. The article considers one of the elements of the Russian women's costume, a headdress. The purpose of the article is to study the main types of Russian headdresses, ornamental compositions, color solutions and decorative elements. Identification of artistic and stylistic features of the headdress.

Текст научной работы на тему «ТРАДИЦИОННЫЙ ГОЛОВНОЙ УБОР РУССКИХ И ЕГО ХУДОЖЕСТВЕННО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ»

УДК 391.4:687.4

И.А. Бавбекова

ТРАДИЦИОННЫЙ ГОЛОВНОЙ УБОР РУССКИХ И ЕГО ХУДОЖЕСТВЕННО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Русский народ, имеющий свою самобытность и национальный колорит, сохраняет свои устоявшиеся традиции, язык и элементы костюма, что является его основной задачей. В костюме отображаются отработанные веками колористические и композиционные решения, которые определяют художественное прошлое народа, связывают его с настоящим и будущим.

В статье рассматривается один из элементов женского русского костюма - головной убор.

Целью статьи является изучение основных видов русских головных уборов, орнаментальных композиций, цветового решения и элементов декора. Выявление художественно-стилистических особенностей головного убора.

Ключевые слова: мотив, орнамент, вышивка, композиция, кокошник, венец, кика, убрус

Irina A. Bavbekova TRADITIONAL RUSSIAN HEADDRESS AND ITS ARTISTIC AND STYLISTIC FEATURES

The Russian people, which has its own identity and national flavor, has been preserving its established traditions, language and costume elements for centuries, which is its main task. The costume displays centuries-old coloristic and compositional solutions that define the artistic past of the people, connect it with the present and the future. The article considers one of the elements of the Russian women's costume, a headdress. The purpose of the article is to study the main types of Russian headdresses, ornamental compositions, color solutions and decorative elements. Identification of artistic and stylistic features of the headdress.

Key words: motif, ornament, embroidery, composition, kokoshnik, crown, kika, ubrus

Введение

Национальный костюм и его составляющие на протяжении многих веков занимали особое положение в культурном пространстве Руси. В старину головной убор являлся самым значимым и нарядным предметом женского костюма, отражающим древние русские традиции. Конструктивное многообразие головных уборов связано с их функциональным назначением. Региональные особенности уборов выражают орнаментальные традиции. Благодаря бытованию характерных форм и использованию традиционных отделочных материалов сохранились стилистические особенности декоративности головных уборов.

Материалы и методы

Исходя из поставленных целей, в статье были использованы теоретический и искусствоведческий методы исследования. Теоретический метод включает в себя: аналогию, классификацию, обобщение, сравнительный анализ, синтез (объединение), изучение и анализ литературы, документации, архивных источников и т.д.

Искусствоведческий метод, позволяет выявить основные виды русских головных уборов, их орнаментальные композиции, цветовое решение и элементы декора. Кроме того, был применен метод стилистического и сравнительно-стилистического анализов, с помощью которых удалось выявить характерные художественно-стилистические особенности

головных уборов в целом, особенности декоративного оформления.

Литературный обзор

Согласно исследованиям Брайчевской О.А., археологические памятники X-XIII века состоят преимущественно из женских головных уборов, выполненных из шелковых или шерстяных тканей, декорированных сохранившимися фрагментами вышивки, выполненной золотой и серебряной нитями. Автор отмечает, что изделия украшались бахромой, крученой нитью, бисером, жемчугом, бляшками и бусами [4]. В XII-XVII веке головные уборы русских поражали своим разнообразием. Как отметил Ф.М. Пармон: «...почти каждая губерния (а иногда и уезд) имела свойственную только ей форму головного убора» [8].

В 1698 году Корб И.Г. в своем «Дневнике путешествия в Московию» дает следующее описание головного убора московских красавиц: «Замужняя или вдова покрывают голову дорогими мехами, девушки ходят с открытой головой, нося только укрепленную на лбу богатую повязку; волосы девушек спадают до плеч и с гордым изяществом заплетены в косы» [6].

Головной убор всегда являлся завершением композиции костюма и дополнялся декоративными элементами: лентами, ажурными венцами, повязками, обручами, сложенными жгутом платками.

О головных украшениях пишет И.Е. Забелин. В 1869 году выходит его книга под названием «Домашний быт русских цариц в ХУ1-ХУП столетиях» [5], где он дает следующее описание головным уборам: «Девичью косу украшал косник или накосник - вплетенная в нее золотная нить или чаще - треугольная привеска, обычно на жесткой основе, богато расшитая нитками и жемчугом, окаймленная кружевом или металлическими пластинками. Вокруг головы (заплетала ли девушка косу или носила волосы распущенными) была перевязка - шелковая лента, а у богатых - и из золотых нитей. Украшенная на лбу шитьем (иногда - жемчугом), она называлась также челом или челкой; если орнамент шел по всей окружности - венком или венцом. Венец с зубцами по верхнему краю (городками) назывался коруной» - так описывает автор головные украшения русских цариц» [5].

Результаты

Женские головные уборы указывали на возраст, благосостояние, семейное положение и использовались в различных обрядах. Так, у замужних женщин убор покрывал всю голову, а после венчания у девушки «расплетали косы», и она уже надевала головной убор, называемый «кича молодухи».

Каждый головной убор имел свое особенное, сакральное значение: на свадьбу надевали кокошник, после рождения первого ребенка - рогатую кичку или высокий лопатообразный головной убор, который являлся символом плодородия и деторождения.

Многообразие видов головных уборов поражает своими неповторимыми формами и художественными решениями. М.А. Сабуровой были отмечены три основных типа головных уборов согласно их конструкции: 1 -головные уборы из куска несшитой ткани; 2 -сложные головные уборы, включающие разнообразные детали; 3 - головные уборы ленточной конструкции [10].

Особенностью головных уборов было богатое украшение их вышивкой с использованием золотой или серебряной нити, зажиточные люди добавляли инкрустации жемчугом и драгоценными камнями. Обогащение орнаментального декора различными композиционными приемами предполагало использование чаще растительного и реже - геометрического орнамента. Для каждой композиции характерным являлось использование каймы с

мелким орнаментом по верху и низу изделия в виде зубчиков или мелких мотивов.

а) б)

Иллюстрация 1 - а) Венчик Х1-Х111 век, б) Венец. Девичий народный головной убор: Россия, СевероЗападные губернии, Первая половина XIX в. Государственный Эрмитаж

Хотелось бы рассмотреть некоторые основные виды головных уборов в русском народном костюме.

К первому виду относится венок (перевязка, очелья). Более ранний вариант венка - это полотенце (ширинка, наметка) [9], представляющая собой полотно ткани с затканным узором на концах. За основу данного головного убора был взят венок из полевых цветов, напоминающий полоску. Цветы венка ниспадали на спину, покрывая часть волос (иллюстрация 1). Головные уборы такого типа и колпаки были характерны для жителей юга России.

К этому же виду можно отнести убор, называемый ободок. Под ободком понимался лубяной или берестяной обруч, обтянутый кумачом. Элементами декора выступали воланы из жемчуга и ленты, которые завязывались сзади. Ободок носили незамужние девушки. Он считался праздничным головным убором и уже в начале XX века использовался как головной убор невесты. В этом случае голова невесты и верхняя часть лица были закрыты кисейным покрывалом.

Второй вид-головной убор кика (кичка) (иллюстрация 2), являвшийся символом замужних женщин. Благодаря своей твердой основе и необычной форме, он имел еще несколько названий: кичка рогатая, кичка копытообразная, кичка лопатообразная, в виде обруча, овала, полуовала и т.д. Кика имела мягкую тулью, окруженную жестким, расширяющимся кверху подзором. Впервые она упоминается в русских письменных памятниках XIV в. [9, с.133]. Однако, есть предположение, что рогатые кички изучены лишь в XIX веке в южных регионах: Калужской, Рязанской, Тульской и Орловской губерниях.

Иллюстрация 2 - Головной убор кичка или кика

Верхняя часть данного убора выполнялась из однотонной или полосатой хлопчатобумажной ткани, и углы ее выглядели в виде торчащих рожек. Часть, покрывавшая лоб и закрывавшая уши, декорировалась орнаментом. Украшением выступала вышивка золотой нитью в технике гладь и тамбурный шов, а в качестве орнаментальных форм использовали растительный орнамент, который дополнялся драгоценными камнями и паетками. Отмечены кички, лобная часть которых покрыта готовой парчовой полоской, расшитой золотом, но, возможно, это мог быть фрагмент дорогой шелковой ткани. Та часть, которая ниспадала на шею, выполнялась из разноцветного бисера. Такой убор носили в любой день, однако за счет украшений убор становился тяжелым. Именно это заставляло женщин всегда держать голову приподнятой. Отсюда появилось выражение «задрать нос» [12].

Гиляровская Н.В. дает следующее описание данному головному убору: «Кика состояла из мягкой тульи, окруженной подзором - полоской разной ширины и формы, облегающей голову. Тулья кики изготавливалась из простой ткани, приклеенной рыбьим клеем на александрийской картузной бумаге. Сверху она покрывалась яркой шелковой тканью,... атласом,...та часть, что проходила около лица имела разнообразную величину и фор-му...богато украшалась жемчугом.» [3].

Третий вид носит название коруна (обруч, чильце, почелок, ряска, венец) (иллюстрация 3). Данный головной убор имел металлический каркас из проволоки для хорошей фиксации формы. Коруны в северных губерниях имели зубцы (прототип сегодняшней короны). Края коруна, в любом из ее вариантов, неровные, декорируются жемчугом или толстой золотой тесьмой. Орнамент на таком изделии был стилизованный, растительный.

К четвертому виду относится головной убор, который в XVШ-XIX веках носил название борушка (иллюстрация 4а) (сборник (иллюстрация 4б), самшура, мархатка, моршень). Он представлял собой мягкую, мятую шапоч-

ку, расшитую золотой и серебряной нитями по однотонной атласной или бархатной ткани.

Иллюстрация 3 - Коруна

Данный головной убор шили из нескольких частей ткани. Элементами декора выступали кружева ручной работы, вышивка золотой нитью в технике гладь, жемчуг и драгоценные камни. Использовали преимущественно растительный орнамент, основу композиции составлял большой цветок с отходящими по бокам ветками (см. иллюстрация 4б). Шапочка имела высокий «лоб», на который могли крепиться вышитые «бисерные броши» и красивая кружевная оборка (см. иллюстрация 4а].

а) б)

Иллюстрация 4 - а) Головной убор - Борушка, б) Сборник XIX век Костромская губ. Холст, кумач, ситец, золотные нити, колотый перламутр, конский волос, золотное шитье. Исторический музей Москва

Сорока - это следующий вид головного убора, получивший название согласно своей форме. Есть мнение, что она может быть элементом кики, но уже с XVIII века сорока выступает как самостоятельный головной убор (иллюстрация 5). В качестве отделки использовалась золотая тесьма, паетки, вышивка золотой или серебряной нитью. Для вышивки использовали технику гладь или тамбурный шов. Орнамент использовался растительный с симметричной композицией, предпочтение отдавали мотиву вазон или большому цветку в центре композиции.

История данного головного убора полна загадок, поскольку точное его происхождение не установлено. Первые упоминания о высоком головном уборе, низко сидящем на лбу и закрывавшем голову полностью до ушей, относятся к XVI веку, однако подобия кокошника отмечены в погребениях Новгорода Х^П веков (иллюстрация 6) [7].

а) б)

Иллюстрация 5 - а) Сорока XVIII век. Ярославская губ. Кумач, бархат, шелк, холст, золотные нити, блестки, золотное шитье. Исторический музей Москва б) Сорока XIX век Ярославская губ. Женский головной убор замужней женщины. ГЭМ

Старинным традиционным головным убором восточных славян можно назвать -наметка (намитка). Особенностью убора является сложенная в виде полосы и завязанная на затылке ткань. Она имела прямоугольную форму, по краям использовался геометрический орнамент в виде сетки или полос с зигзагообразными линиями. На некоторых уборах использовали узкое кружево. Характерной особенностью такого убора было то, что он обязательно закрывал лоб и завязывался сзади на узел, а его края либо свисали на плечи или спину, либо он полностью заматывался вокруг головы в виде чалмы.

Повойник (повой, повоец) - шапочка, выполненная из плотной ткани, вышитой золотой нитью и галуном по твердой основе. Для его выполнения использовали хлопчатобумажную или шелковую, с набитым рисунком, ткань. Основу составлял растительный орнамент. Обязательным было использование большого элемента в виде цветка на лицевой части убора, который имел продолжение в правую и левую стороны с повторяющимися элементами. Верх шапочки состоял из замкнутой композиции, выполненной по кругу и имеющей центр в виде цветка.

Убрус - большое полотно двухметровой длины и шириной от сорока до пятидесяти сантиметров. Существовало несколько способов его завязывания: под подбородком, сзади, вокруг головы или шеи, либо концы, завязанные в красивый узел на лбу. Ткань убруса могла быть однотонной, в мелкий рисунок, иметь бахрому по низу изделия.

Результатом многовекового развития традиций стал кокошник - старинный русский головной убор, имеющий разнообразной высоты гребень и напоминающий опахало или полумесяц.

Илюстрация 6 - Рельеф Х-Х11 века

Кокошник надевали только замужние женщины, однако он являлся и элементом свадебного костюма. Форма кокошников поражает своим разнообразием, их общий вид узнаваем и имеет яркий художественный образ. Анализ кокошников позволяет утверждать, что основу каждого составляет жесткая конструкция, состоящая из стеганного холста, проклеенного картона или картузной бумаги. Для удержания формы использовали венцы или металлические ленты, которые крепились к волоснику или мягкой шапочке [1]. Верх кокошника обшивали бархатной тканью, кумачом или декоративной тканью -штоф, которая представляла собой комбинированное переплетение с крупным и сложным тканым рисунком [4]. Если этот головной убор выполняли для богатых женщин, то его украшали вышивкой из золотой и серебряной нитей, добавляя драгоценные камни и речной жемчуг.

Представители богатого сословия носили кокошники, а среднего класса - сороку или кику. Данный головной убор, независимо от своего вида, надевался или «собирался» одинаково.

Узнаваемый этнорегиональный облик убору придавали отдельные элементы декора и его форма. В каждом большом селе и городе были специально обученные мастерицы, изготавливавшие их по всем правилам с использованием единых принципов формообразования. В зависимости от типа и конструкции кокошников определяются принципы декорирования изделия. Все это позволило выде-

лить несколько видов данного головного убора.

Маслова Г.С. выделила четыре основных вида кокошников и четыре основных района их изготовления: Северо-западный район, в котором отмечены различные формы кокошников, большая часть которых напоминала сороку. Сюда можно отнести: кокошник белозерский, каргопольский и тверской кокошники, тверская «ряска», новгородская кика, кокошник сборник или моршень и самый распространенный кокошник, имеющий твердую часть повойника с рясами [7, с.134]. Вторым отмечен центральный район, в который вошли области бывшей Владимиро-Суздальской Руси. Для этого района характерны однорогие кокошники. К юго-западному району с центром в Курской губернии относятся одногре-бенчатые, двухгребенчатые и седлообразные кокошники. К четвертому, южному району, Маслова отнесла Рязанскую, Тамбовскую, Воронежскую и частично Калужскую и Курскую губернии, где кокошник напоминает новгородскую кику, единственное отличие составляет жемчужная поднизь.

Кокошник считался общерусским головным убором, однако его бытование просматривается не везде. Самым знаменитым и узнаваемым по праву является кокошник в виде «короны» или гребня (иллюстрация 6, см. иллюстрация 3). Основной особенностью кокошников является разнообразие форм гребня. Каждый головной убор состоял из определенной композиции, которая декорировалась в зависимости от сословия. Основным элементом орнамента являются растительные элементы и волнообразные линии. Выполняемые народными мастерицами узоры сначала имели плоскую форму. Каждый орнамент сюжетом был связан с природной формой. Растительный орнамент, часто используемый на головном уборе, имел основной мотив - в виде цветка, расположенного в центре композиции. Мелкие элементы создают фон, стебли переплетаются со стилизованными цветами. Растительный орнамент, используемый на кокошниках, не уступает другим типам узоров.

Основными элементами отделки являлись драгоценные камни, речной жемчуг, вышивка золотой и серебряной нитью.

Цветовое богатство вышивок на кокошниках сводится к бесчисленным вариациям. Цветные нити сливаются в локальные пятна, в орнаменте соблюдается определенный ритм, где золотой или серебряный цвет по-

вторяется на разных деталях узора, подчеркивая тем самым общую композицию. Мастерицы-вышивальщицы по памяти переосмысливали мотивы, давая им новую жизнь.

Иллюстрация 6 - Кокошник в виде короны

Драгоценность и природная красота материалов отделки определяла художественные особенности каждого вида головного убора. Шитье жемчугом, драгоценными камнями, золотой и серебряной нитями украшали головные уборы, делая их дорогими и драгоценными изделиями. В XIXвеке добротные золотые и серебряные нити сменила позолота и посеребренная медь, а мелкий речной жемчуг вытеснили сеченый перламутр и бисер. В России были специальные центры, золотошвейные мастерские. Каждый головной убор выполнялся несколькими видами швов. Предполагаемую композицию разбивали на несколько частей, каждая из которых расшивалась определенным швом, благодаря чему изделие получалось рельефным.

Обсуждение

В результате анализа основных видов русских головных уборов орнаментальных композиций, цветового решения и элементов декора нами разработана систематизация. Основанием для разнообразных приемов художественно-стилистических особенностей головных уборов могут быть различные группы подходов: геометрический, растительный и метафорический. Нами была показана связь орнаментальных композиций и художественно-стилистических особенностей головных уборов.

Заключение

Рассматривая головные уборы, мы можем сделать вывод: все они имели разную форму, что позволило объединить их в группы согласно их видам. Каждый головной убор имел свою устоявшуюся композицию, в которой

видоизменялись только отдельные орнамен- некоторых изделиях менялось количество и тальные мотивы. Любой из рассмотренных плотность швов, что делало поверхность из-уборов содержал вышивку золотой и сереб- делия разнообразным и мелкоузорным. Деко-ряной нитью. Узор каждого головного убора ративное решение головных уборов строи-был самобытным и не повторяющимся в дру- лось на соотношении одинаковых по рисунку, гих районах. Традиционными являлись рас- но разных по размеру элементов. тительный и геометрический орнаменты. На

Литература:

1.Волосник, головной убор [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // https://rus-brokgauz-efron.slovaronline.com/28010-Волосник (дата обращения: 23.10.2022).

2.Виды старинных головных уборов и правила их ношения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://pressa.tv/interesnoe/62638-vidy-starinnyh-golovnyh-uborov-i-pravila-ih-nosheniya-21-foto.html (дата обращения: 20.06.2022).

3. Гиляровская Н.В. Русский исторический костюм для сцены. Киевская и Московская Русь. - Москва; Ленинград : Искусство, 1945. - 140 с.

4. Головные уборы славянок [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.liveinternet.ru/users/43826Q1/post344661745/ (дата обращения: 24.06.2022).

5.Забелин И. Е. Домашний быт русского народа в XVI и XVII столетии. - 4-е изд. с доп. - Москва : Сту-пин, 1918. - 792 с.

6. Корб И. Г. Дневник путешествия в Московию (1698 и 1699 гг.). - СПб.: Издание А. С. Суворина, 1906. - 322 с.

7. Маслова Г.С. Кокошники от старины, до наших дней [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.livemaster.ru/topic/1691213-kokoshnik-ot-sedoj-stariny-i-do-nashih-dnej (дата обращения: 26.Q6.2Q22).

8. Пармон Ф. М. Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества : Моногр. - 3-е изд. - Москва : Издательство В. Шевчук, 2015. - 272 с.

9. Рабинович М. Г. Одежда русских XIII-XVII вв. // Древняя одежда народов Восточной Европы: материалы к историко-этнографическому атласу. - Москва: Наука, 1986. - 271 с.

10. Рабинович М. Г. Очерки материальной культуры русского феодального города. - Москва: Наука, 1988. - 309 с.

11. Сабурова М.А. Древнерусский костюм. Древняя Русь. Быт и культура. - Москва : Наука, 1997. -С.93-Ю9

12. Старинные головные уборы: костюм замужних русских женщин, необычные головные уборы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.culture.ru/materials/194415/samye-neobychnye-golovnye-ubory-russkikh-zhyon (дата обращения: 26.06.2022).

References:

1.Volosnik, golovnoj ubor [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: // https://rus-brokgauz-efron.slovaronline.com/28Q1Q-Volosnik (data obrashcheniya: 23.1Q.2Q22).

2.Vidy starinnyh golovnyh uborov i pravila ih nosheniya [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://pressa.tv/interesnoe/62638-vidy-starinnyh-golovnyh-uborov-i-pravila-ih-nosheniya-21-foto.html (data obrashcheniya: 2Q.Q6.2Q22).

3. Gilyarovskaya N.V. Russkij istoricheskij kostyum dlya sceny. Kievskaya i Moskovskaya Rus'. - Moskva; Leningrad : Iskusstvo, 1945. - 14Q s.

4. Golovnye ubory slavyanok [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.liveinternet.ru/users/43826Q1/post344661745/ (data obrashcheniya: 24.Q6.2Q22).

5.Zabelin I. E. Domashnij byt russkogo naroda v XVI i XVII stoletii. - 4-e izd. s dop. - Moskva : Stupin, 1918. -792 s.

6. Korb I. G. Dnevnik puteshestviya v Moskoviyu (1698 i 1699 gg.). - SPb.: Izdanie A. S. Suvorina, 19Q6. - 322

s.

7. Maslova G.S. Kokoshniki ot stariny, do nashih dnej [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.livemaster.ru/topic/1691213-kokoshnik-ot-sedoj-stariny-i-do-nashih-dnej (data obrashcheniya: 26.Q6.2Q22).

8. Parmon F. M. Russkij narodnyj kostyum kak hudozhestvenno-konstruktorskij istochnik tvorchestva : Monogr. - 3-e izd. - Moskva : Izdatel'stvo V. SHevchuk, 2Q15. - 272 s.

9. Rabinovich M. G. Odezhda russkih XIII-XVII vv. // Drevnyaya odezhda narodov Vostochnoj Evropy: materi-aly k istoriko-etnograficheskomu atlasu. - Moskva: Nauka, 1986. - 271 s.

1Q. Rabinovich M. G. Ocherki material'noj kul'tury russkogo feodal'nogo goroda. - Moskva: Nauka, 1988. -3Q9 s.

11. Saburova M.A. Drevnerusskij kostyum. Drevnyaya Rus'. Byt i kul'tura. - Moskva : Nauka, 1997. - S.93-1Q9

12. Starinnye golovnye ubory: kostyum zamuzhnih russkih zhenshchin, neobychnye golovnye ubory [El-ektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.culture.ru/materials/194415/samye-neobychnye-golovnye-ubory-russkikh-zhyon (data obrashcheniya: 26.06.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.