www.volsu.ru
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ==
UDC 37.026.9 Submitted: 15.10.2023
LBC 74.261.7+51.1(2) Accepted: 15.11.2023
TRADITIONAL VALUES OF STUDENT EDUCATION IN THE SYSTEM OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION
Larisa V. Tavkin
Volgograd State University, Volgograd, Russian Federation
Irina V. Vlasyuk
Volgograd State University, Volgograd, Russian Federation
Abstract. The system of secondary vocational education is undergoing a complex step-by-step transformation, the content of secondary vocational education programs is changing, the elements of the educational environment are being updated, and solving the problems of college student education is becoming a top priority. Professional educational institutions are faced with the task of educating and preparing a responsible citizen who is able to independently assess the situation and build his/her activities in accordance with the interests of the surrounding people. The purpose of the research is to study the main directions of the axiological approach to understanding the content and formation of educational activities in the system of secondary vocational education. The results of the study: through the use of methods of theoretical analysis and pedagogical modeling in conjunction with empirical and statistical methods the main directions of the axiological approach to understanding the content and formation of the educational activities in the system of secondary vocational education are identified. This research is a preparatory stage for the development of a model of organizational and methodological support for the teachers in the implementation of a business-oriented direction in the student education in secondary vocational education.
Key words: secondary vocational education, education of students, axiological approach, spiritual and moral values, morality, pedagogical modeling, teacher's image.
УДК 37.026.9 Дата поступления статьи: 15.10.2023
ББК 74.261.7+51.1(2) Дата принятия статьи: 15.11.2023
ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ § В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
кч Лариса Викторовна Тавкинь
g Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, Российская Федерация
1
w Ирина Вячеславовна Власюк
® Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, Российская Федерация
Л
Аннотация. Система среднего профессионального образования переживает комплексную поэтапную трансформацию, меняется содержание программ среднего профессионального образования, обновляются элементы образовательной среды, решение проблем воспитания студентов колледжа становится первооче-
редной задачей. Перед профессиональными образовательными организациями ставится задача воспитания и подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Цель исследования - изучение основных направлений аксиологического подхода к пониманию сущности и формированию содержания воспитательной деятельности в системе среднего профессионального образования. Результаты исследования: применение методов теоретического анализа и педагогического моделирования в совокупности с эмпирическими и статистическими методами позволили нам выделить основные направления аксиологического подхода к пониманию сущности и формированию содержания воспитательной деятельности в системе среднего профессионального образования. Данное исследование является подготовительным этапом разработки модели организационно-методического сопровождения деятельности преподавателей по реализации бизнес-ориентирующего направления воспитания студентов СПО.
Ключевые слова: среднее профессиональное образование, воспитание студентов, аксиологический подход, духовно-нравственные ценности, нравственность, педагогическое моделирование, образ преподавателя.
Введение. Сегодня система среднего профессионального образования переживает комплексную поэтапную трансформацию и является наиболее активно меняющейся структурой в системе российского образования.
Последние несколько лет среднее профессиональное образование переживает настоящий подъем, о чем свидетельствует заметный рост интереса школьников к среднему профессиональному образованию. Количество поступающих в колледжи превышает число абитуриентов вузов [4]. Определяющий фактор, влияющий на выбор молодого человека в пользу колледж, в первую очередь, экономический. Молодые юноши и девушки заинтересованы как можно быстрее получить востребованную профессию или специальность и финансовую независимость, создать семью, собственный бизнес. Выпускники профессиональных образовательных организаций начинают выстраивать свою карьеру раньше, чем их одноклассники, получающие вузовские дипломы, нарабатывают трудовой стаж, приобретают профессиональный опыт, они более адаптированы к самостоятельной деятельности и имеют больше шансов на стабильную работу после выпуска. Современные абитуриенты рассматривают обучение в колледже как качественно иную основу для развития карьеры, как реальную альтернативу обучения в вузе.
Меняется содержание программ среднего профессионального образования, обновляются элементы образовательной среды, внедряются методики, аккумулирующие лучшие практики проектирования, преподавания и ре-
ализации образовательных программ как в колледже, так и на базе предприятий или с привлечением представителей работодателя. Для подготовки специалиста формируется новая экосистема «колледж - индустриальный партнер».
Главная особенность среднего профессионального образования в том, что оно базируется на экономике. Однозначно опирается на общую педагогику, но базируется на экономике - именно это является приоритетом при проектировании образовательных программ и моделировании учебно-воспитательного процесса в профессиональной образовательной организации. Основная задача - подготовка универсального специалиста четвертого, пятого и шестого уровней международной классификации: квалификация и ее уровни - важные элементы сопряжения сфер труда и профессионального образования. Основная деятельность для среднего профессионального образования, в отличие от других ступеней образования, - труд, формирование компетенции, процесс зарабатывания денег.
При определении понятия «воспитание» в среднем профессиональном образовании необходимо помнить, период обучения в колледже совпадает с определенным возрастным кризисом. Согласно культурно-исторической теории Л.С. Выготского, кризис семнадцати лет «завершается новыми качествами личности, среди которых: профессиональное самоопределение, формирование индивидуального стиля мышления, регуляция собственного поведения на основе ценностей и смыслов, формирование логического интеллекта, осознание собственной ценности и индивидуальности,
личностное самоопределение» [1, с. 255]. В этот период у молодых людей происходит осмысление своего места в жизни.
В отечественной педагогической науке воспитание рассматривается как трансляция духовных и иных ценностей, помощь человеку в комплексном развитии его личности: физическое, нравственное, духовное, умственное развитие, весь комплекс, связанный с эмоционально-волевой и когнитивной сферой.
Мы выделяем особенность студентов колледжа в том, что, сделав шаг в профессию, они готовятся самостоятельно выйти на рынок труда и изменить свой социальный статус. Таким образом, основная цель воспитания в среднем профессиональном образовании - это самостоятельность и социальные отношения, накладывающие ответственность. Перед профессиональными образовательными организациями ставится задача воспитания и подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.
Целью статьи мы ставим изучение основных направлений аксиологического подхода к пониманию сущности и формированию содержания воспитательной деятельности в системе среднего профессионального образования.
Методы. В рамках поставленной цели мы использовали комплекс следующих методов: теоретические методы (теоретический анализ и педагогическое моделирование); эмпирические методы (собеседование, анкетирование, беседы, опросы на базе Google-плат-форм, изучение документации, педагогический эксперимент), математические и статистические методы (регистрация, ранжирование, графопостроение, сравнение, метод корреляции). В исследовании нами была реализована вся совокупность методов, в данной статье приведены некоторые результаты теоретического анализа и результаты одного из опросов студентов колледжей Волгоградской области. В опросе приняли участие 460 студентов технических специальностей третьего и четвертого курсов обучения в возрасте 19-20 лет, из них 286 юноши и 194 девушки. Распределение респондентов по образовательным орга-
низациям: Камышинский политехнический колледж - 42 % от числа участников; Волгоградский экономико-технический колледж -37 %; университетский колледж Волгоградского государственного университета - 21 %. Опрос проводился в мае и июне 2023 г. путем онлайн анкетирования.
Результаты и обсуждения. Педагогический процесс, включающий в себя систему воспитания, обладает аксиологическим значением. Профессиональное и личностное развитие обучающихся должно базироваться на истинных ценностях и духовно-нравственных идеалах. По мнению В.Н. Саготовского, «образование утверждает определяющую роль его духовных основ, базирующихся на подлинных ценностях и духовно-нравственных идеалах - культурных образцах» [5, с. 58-63].
Перечисленные ценности - это своего рода система координат, которая так и или иначе конкретизируется, расширяется и доопределяется. При внимательном изучении актуализированных федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования, примерных программ воспитания укрупненных групп специальностей мы видим, что окружение, среда, уклад жизни являются главным фактором социализации и воспитания, а также личностного развития обучающейся молодежи. Закон об образовании в Российской Федерации закрепляет формирование системы ценностей обучающегося в процессе обучения и воспитания. Поставленная задача требует серьезного осмысления в выборе средств и методов воспитательной работы со студентами. По мнению В.П. Зинченко: «Фундаментальные ценности имеют разные источники. Демократическое государство не может претендовать на определение духовных и интеллектуальных ценностей. Максимум на социальные, да и то не на их определение, а на обеспечение условий их достижения...» [2, с. 85-97].
Для разработки эффективных практик воспитательной работы педагогам следует осознавать, что нравственность - это внутренняя потребность человека, а не желание соответствовать общественным нормам и правилам взаимоотношений между членами общества, родными и близкими людьми.
А.В. Кирьякова в своих работах определила значение исследования ценностных ориента-ций индивида тем, что они представляют собой основной «канал усвоения духовной культуры общества, превращение культурных ценностей в стимулы и мотивы практического поведения людей. Формирование ценностных ориентаций во многом способствует процессу развития личности в целом» [3, с. 6-14].
В.А. Сухомлинский считал, что процесс формирования нравственных качеств учащегося связан с развитием его убеждений [6, с. 501]. Основой и наиважнейшим фактором духовной культуры студентов является характер их отношения к окружающим, истории, к малой родине, а также к самому себе как к гражданину великой страны. Среди духовно-нравственных ценностей, которые следует формировать в первую очередь, студенты выделяют такие ценности как «патриотизм, любовь к Отечеству» и «человеколюбие и уважение к окружающим» (табл. 1).
Основоположник отечественной педагогики К.Д. Ушинский отмечал, что «нравственное чувство - благороднейшее и нежнейшее растение души человеческой, требует большого ухода и присмотра» [7, с. 428]. Большинство опрошенных студентов Волгоградской
области считают, что в процессе духовно-нравственного воспитания должна участвовать образовательная организация (табл. 2).
Серия вопросов, связанных с понятиями «нравственность» и «безнравственные поступки», позволили сделать вывод о том, что половина опрошенных студентов часто сталкивается с безнравственными поступками в повседневной жизни, лишь 6 % опрошенных утверждают, что в современном мире довольно редко можно встретиться с проявлениями безнравственности. На открытый вопрос «Какие поступки можно назвать безнравственными» 32,5 % респондентов ответили «неуважение к окружающим» и 26,8 % - «неуважение к истории Отечества», частыми ответами были «ложь», «корысть», «преступление», «жестокость».
В исследовании нам удалось определить семейные ценности в представлении обучающихся среднего профессионального образования. Надо отметить, что студенты колледжа к восемнадцати годам уже овладевают специальностью или профессией и очень востребованы. Имея собственный заработок и экономическую поддержку семьи, юноша или девушка готовы планировать свою будущую жизнь и создание собственной семьи.
Таблица 1
Духовно-нравственные ценности, которые следует формировать в первую очередь
№ Ценности №
1 Доброта, вера в добро, сострадание 16,4 %
2 Милосердие, гуманность, отзывчивость 3,1 %
3 Патриотизм, любовь к Отечеству 20,2 %
4 Правдивость, благородство, честность 10,8 %
5 Собственное достоинство, личный авторитет 7,2 %
6 Совесть, религиозность 3,1 %
7 Справедливость, объективность, истинность 4,5 %
8 Стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим отечеством 13,7 %
9 Трудолюбие, профессионализм 4,5 %
10 Человеколюбие и уважение к окружающим 16,5 %
Таблица 2
Социальные институты, формирующие духовно-нравственные ценностей личности
№ Ценности №
1 Семья 33,2 %
2 Образовательная организация 46,6 %
3 Институт церкви 4,2 %
4 Сама личность 10,8 %
5 Другое (учреждения культуры, спортивные школы и секции и др.) 5,2 %
Большое значение для трансформации системы среднего профессионального образования имеет изменение образа преподавателя и мастера производственного обучения, необходимо внедрять эффективные и полезные инструменты развития кадрового потенциала системы среднего профессионального образования. Анализ планов воспитательной работы преподавателей показал достаточно традиционный перечень мероприятий, ориентированных на формирование духовно-нравственных ценностей студентов: классные часы, беседы со священнослужителями, философами, круглые столы, участие в конференциях, демонстрация видеофильмов о высших моральных ценностях, посещение объектов культурного наследия и другие мероприятия, поднимающие проблемы духовности и нравственности.
Заключение. Применение методов теоретического анализа и педагогического моделирования в совокупности с эмпирическими и статистическими методами позволили нам выделить основные направления аксиологического подхода к пониманию сущности и формированию содержания воспитательной деятельности в системе среднего профессионального образования.
Важной проблемой формирования ценностей воспитания студентов в системе среднего профессионального образования, от решения которой зависит эффективность воспитания, на наш взгляд, является проблема не-сформированности или ошибочности представлений преподавателей и студентов о сути и роли воспитания в профессиональной подготовке студентов.
Результаты проведенных нами опросов студентов колледжей Волгоградской области дают основания предположить, что ценности связаны с деятельностью и имеют субъективный характер, ценности направляют поведение молодого человека, студенты стремятся к воссозданию духовности и нравственности. Аксиологический подход в профессиональном образовании объединяет в единый процесс профессиональное становление и личностное развитие обучающегося. Необходимо опираться на чувства и отношения. Чувственное воспитание человека формирует систему ценностей того, что ценит сам чело-
век, очень важно, чтобы эти ценности совпали с ценностями общества.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Выготский, Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. - М. : Смысл : Эксмо,
2005. - 1136 с.
2. Зинченко, В. П. Ценности в структуре сознания / В. П. Зинченко // Вопросы философии. -
2011. - № 8. - С. 85-97.
3. Кирьякова, А. В. Развитие аксиологического потенциала личности в условиях университетского образования / А. В. Кирьякова // Вестник Оренбургского государственного университета. -
2006. - № 1 (51). - С. 6-14.
4. Мониторинг СПО // Федеральный институт цифровой трансформации в сфере образования: Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга качества подготовки кадров. - 2023. - Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: https://monitoring.miccedu.ru/ ?m=spo. - Загл. с экрана.
5. Саготовский, В. Н. Аксиология творчества / В. Н. Саготовский // Наука. Искусство. Культура. -
2012. - № 1. - С. 58-63.
6. Сухомлинский, В. А. Избранные педагогические сочинения / В. А. Сухомлинский. - М. : Просвещение, 2000. - 600 с.
7. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений. Т. 8. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии / К. Д. Ушинский. - М. : Изд-во Акад. пед. наук, 1950. - 776 с.
REFERENCES
1. Vygotsky L.S. Psikhologiya razvitiya cheloveka [Psychology of Human Development]. Moscow, Smysl Publ., Eksmo Publ., 2005. 1136 p.
2. Zinchenko V.P. Tsennosti v strukture soznaniya [Values in the Structure of Consciousness]. Voprosyfilosofii [Questions of Philosophy], 2011, no. 8, pp. 85-97.
3. Kiryakova A.V. Razvitiye aksiologicheskogo potentsiala lichnosti v usloviyakh universitetskogo obrazovaniya [Development of the Axiological Potential of the Individual in the Conditions of University Education]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Orenburg State University], 2006, no. 1 (51), pp. 6-14.
4. Monitoring SPO [Monitoring Open Source Software]. Federal 'nyy institut tsifrovoy transformatsii v sfere obrazovaniya: Informatsionno-analiticheskiye
materialy po rezul'tatam provedeniya monitoringa kachestva podgotovki kadrov [Federal Institute of Digital Transformation in Education: Information and Analytical Materials Based on the Results of Monitoring the Quality of Personnel Training], 2023. URL: https://monitoring.miccedu.ru/?m=spo
5. Sagotovsky V.N. Aksiologiya tvorchestva. [Axiology of Creativity]. Nauka. Iskusstvo. Kul 'tura [Science. Art. Culture], 2012, no. 1, pp. 58-63.
6. Sukhomlinsky V.A. Izbrannyye pedagogi-cheskiye sochineniya [Selected Pedagogical Works]. Moscow, Prosveshhenie Publ., 2000. 600 p.
7. Ushinsky K.D. Sobraniye sochineniy. Vol. 8. Chelovek kak predmet vospitaniya. Opyt pedagogicheskoy antropologii [Collected Edition. Vol. 8. Man as a Subject of Education. Experience of Pedagogical Anthropology]. Moscow, Izd-vo Akad. ped. nauk, 1950. 776 p.
Information About the Authors
Larisa V. Tavkin, Head of International Office, Postgraduate Student, Volgograd State University, Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation, [email protected], https://orcid.org/0009-0000-3044-9739
Irina V. Vlasyuk, Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Director of the Institute of History, International Relations and Social Technologies, Volgograd State University, Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-7220-9602
Информация об авторах
Лариса Викторовна Тавкинь, начальник отдела международного сотрудничества, аспирант, Волгоградский государственный университет, просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация, [email protected], https://orcid.org/0009-0000-3044-9739 Ирина Вячеславовна Власюк, доктор педагогических наук, профессор, директор Института истории, международных отношений и социальных технологий, Волгоградский государственный университет, просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-7220-9602