Традиционные ценности: соотношение научного понятия и политического проекта
Илларионов Григорий Андреевич,
к.ф.н., доцент кафедры философии Сибирского федерального университета
E-mail: [email protected] Грицков Юрий Викторович,
д.ф.н., профессор, профессор кафедры философии Сибирского федерального университета E-mail: [email protected]
Морозова Ольга Федоровна,
д.кл.н, доцент, профессор кафедры философии Сибирского федерального университета E-mail: [email protected]
Рахинский Дмитрий Владимирович,
д.ф.н., доцент, профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения Красноярского государственного медицинского университета имени профессора В.Ф. Вой-но-Ясенецкого; профессор кафедры гражданского права и процесса Красноярского государственного аграрного университета E-mail: [email protected]
В статье рассматривается противоречие между научным пониманием традиции и политическим проектом укрепления традиционных ценностей России. Для науки и философии традиция представляет собой сложное, антиномичное понятие. Не существует подхода, позволяющего преодолеть методологические и аксиологические противоречия и множественность возможных интерпретаций понятия традиции. В политическом контексте традиция и традиционные ценности рассматриваются как конкретный, нормативно закрепляемый объект, функционально служащий задачам укрепления суверенитета и безопасности России. Согласование неопределенности научного понимания традиции и политических задач в ее отношении предлагается осуществить: в теоретическом аспекте на основании методологии социального конструктивизма, а практически - переходом от административного регулирования и стремления к идеологическому однообразию к выстраиванию диалога патриотических сил, и социальному конструированию реальности на основе хабитуализации и институциали-зации соответствующего дискурса.
Ключевые слова: традиция, традиционные ценности, основы российской государственности, изобретение традиции, конструктивизм.
Философское исследование традиционных ценностей обладает актуальностью на уровнях. Первый из них - уровень социально-философский, в рамках которого понятие традиции, и традиционных ценностей, проблематизируется в течение всего XX века. Как научное понятие традиция многообразна и противоречива. Как замечает исследователь Д. Бен-Амос, «такого синтеза, в котором бы учитывались противоречащие друг другу взгляды и аналитические потребности, моменты стабильности и изменчивости в традиции, смысловые аспекты, пришедшие из научной терминологии и порожденные повседневным сознанием и живой культурой, прошлое и проекция прошлого в будущее, применительно к понятию традиции, уже имеющему собственную историю, достигнуть невозможно» [18, с. 97]. В этом смысле, исследование традиционных ценностей актуально как продолжение и развитие фундаментально-научного дискурса изучения онтологии и динамики социальности в аспекте ее воспроизводства и преемственности - связи ее прошлых, настоящих и будущих состояний.
Второй уровень актуальности исследования традиционных ценностей раскрывается в политических, правовых и культурных практиках современной России. Ряд нормативных актов в России прямо связывает политику, направленную на укрепление традиционных ценностей, с задачами политической, культурной и экзистенциальной безопасности России [12, 13, 14, 15]. Тематика традиционных ценностей составляет значимую часть содержания введенных в российской средней школе в 2022 году уроков «Разговоры о важном», и введенном в российской высшей школе в 2023 году курсе «Основы российской государственности». Традиционные ценности составляют значительную часть политической риторики в России в течение последних десятилетий [2, 9, 10], а в рамках СВО одним из ключевых элементов государственного нарратива становится противопоставление «созидательной энергии российского общества, опирающейся на свои традиции и ценности» и «деструктивных идеологий, насаждающих насаждать неолиберальные и тоталитарные по своей сути ценности» [7].
Двойственность понятия традиция и следующего из него понятия традиционных ценностей как научного понятия и как политического концепта обуславливает исследовательскую цель данной работы - поиска концептуального и методологического пути их согласования, с целью построения единого понимания традиционных ценностей и пути к реализации политического их компонента в аспекте укрепления российской государственности. Это подтверждается и тем, что под «традицией понимается - исторически сложившиеся совокупности элементов социального и культурного наследия, которые передаются из поколения в поколение, являются ценностью в рамках культуры и сохраняющиеся в определенном сообществе в течение длительного времени» [11, с. 67].
Методологически исследование опирается на концептуальный анализ понятия традиция и ряда смежных концептов на материале нормативных документов, работах классических и современных исследователей,
сз о
сг
=Е
0
1
-1 У
"О
=Е СГ
и на функциональный анализ традиции и традиционных ценностей как элемента российской политики в сфере безопасности и суверенитета.
Проблема исследования заключается в том, что на сегодняшний день научное понимание традиционных ценностей и политический дискурс вокруг них в значительной степени рассогласованы. Для философии само понятие традиции, и производное от нее дескриптивное понятие традиционный - представляет собой проблему, во многих аспектах даже антиномию. На сегодняшний день философия еще не смогла непротиворечиво определить традицию с учетом всего колоссального комплекса относящихся к ней феноменов и изучающих их разнородных научных дисциплин и методологий. В политическом же дискурсе вокруг традиции и традиционных ценностей они обсуждаются как нечто определенное, и более того, подлежащее укреплению, защите, и служащее основой для успешного развития российского общества.
Практическая сторона этой проблемы проявляется в крайне общем и неконкретном определении традиционных ценностей в нормативной базе, что означает огромный релятивизм их интерпретации. Приведем пример. Традиционные ценности раскрываются в пункте 5 указа Президента от 09 ноября 2022 года № 809: «к традиционным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России» [15]. Данная формулировка оставляет почти безграничные возможности для интерпретации, особенно в таких фрагментах как «созидательный труд», «коллективизм», «историческая память». На практике это означает невозможность единого понимания того, что конкретно подразумевается под традиционными ценностями в рамках таких практических мероприятий как внедрение курса «Основ российской государственности» в ВУЗах России.
Мы полагаем, что проблема неопределенности традиционных ценностей - это не проблема недостаточной конкретности нормативной базы, напротив, причиной является фундаментальная нерешенность проблемы - что есть традиция, и что можно считать традиционным. Проведем краткий анализ данной проблемы.
Авторы, осуществлявшие концептуализацию понятия традиции, такие как польский философ Е. Шацкий [17], или советско-американский философ Д.Б. Зильберман [3], отмечали что за использованием понятия традиции скрывается несколько взаимосвязанных, но нетождественных контекстов ее понимания.
Первое понимание традиции - объекты, дошедшие от нас из прошлого, буквально «переданные» исходя из латинской этимологии слова «tradition». Так определяет традицию, например, американский историк и теоретик культуры Д. Гросс, говоря о традиции как о «практиках, совокупности верований или образов мышления, существующих в настоящем, но перешедших к нам из прошлого» [19, с. 8]. В этом же смысле о традиции говорил и К. Маркс, утверждая, что «традиции всех мертвых поколений тяготеют, как кошмар, над умами живых» — [6, с. 119]. И преимущественно в подобном объектном о смысле говориться о традиционных ценностях в норма-со тивной базе и политическом дискурсе России - как о на-== следуемом социокультурном содержании, полученном = в результате серии актов межгенерационных «traditio», z передач.
В рамках второго понимания понятия традиция о ней говорят, как о механизме социального наследования и культурного воспроизводства, иными слова - традиция - это не столько объект передачи, сколько способ передачи. В подобном духе определял традицию советский философ Э.С. Маркарян, давая определение «культурная традиция - это выраженный в социально организованных стереотипах групповой опыт, который путем пространственно-временной трансмиссии аккумулируется и воспроизводится в различных человеческих коллективах» [5, с. 80].
Третья форма использования понятия традиции говорит о ней как о субъективной оценке прошлого в настоящем. В этом смысле традиция отождествляется с культурной памятью и исторической памятью, т.е. определенными позициями относительно значимости, ценности и реальности тех или иных объектов в прошлом [8, с. 1-11].
В различии контекстов понимания понятия традиции мы можем увидеть антиномию, стоящую за релятивизмом использования понятия - различие во взглядах на ее онтологию. С одной стороны, традиция предстает объектом, и в этом случае она обладает качествами исторической устойчивости, относительного постоянства, неизменности. С другой стороны, традиция предстает социальным конструктом, формирующимся в настоящем исходя из потребностей текущего исторического момента, где референция к прошлому есть реализация легитимирующей функции. В этом случае она будет подвижной, динамичной, изменчивой и непостоянной -в зависимости от потребностей исторического момента.
Вышеобозначенная научная проблема превращается из фундаментальной социально-философской антиномии в проблему методологическую если перейти от уровня теоретической абстракции к практике реализации политического проекта укрепления и защиты традиционных ценностей.
В случае, если мы говорим о традиции объективистски - укрепление традиционных ценностей означает защиту некоторых социокультурных объектов, которыми российская культура уже обладает, которые были унаследованы из прошлого. Но в этом случае мы встаем перед неразрешимой проблемой аутентификации традиционных ценностей - объекта защиты. Какие именно социальные практики, какие именно символические структуры выступают традицией-объектом? Россия пережила в течение XX века несколько смен политических и культурных парадигм, переход от аграрной к индустриальной и постиндустриальной экономике, обширную урбанизацию, переход от традиционной экономики к плановой, а затем рыночной и т.д. Практически невозможно в такой динамической системе определить четкие границы традиционных ценностей как конкретных социальных практик ил институтов, а попытки сделать это административно натолкнутся на сопротивление. Даже на поверхностном уровне социально-политической идентичности в российском социуме все еще нет четкой определенности в соотношении «русской», «российской», «советской», «православной», «светской» идентичностей. Тождественны ли они, или противопоставлены, соответствующие им культурные практики комплементарны или эксклюзивны - мы не имеем таких ответов на эти вопросы, которые можно было бы нормативно утвердить в качестве объективных. Одной из распространенных метафор объективистского понимания традиции являются рассмотрение их как социальной привычки, но изменчивость габитуса российской культуры делает почти невозможным аутентифицировать традиционное определенно и конкретно.
В этом смысле конструктивистский взгляд на традиционные ценности предстает более соответствующим настоящему историческому моменту. Даже в ранее приводимой нами нормативной базе укрепление традиционных ценностей чаще всего связывается с такими прагматическими задачами как защита суверенитета и безопасности России. И это соответствует конструктивистскому пониманию традиции как прагматической, легитимирующей социальные практики и институты структуре конструктов, формируемой частично целенаправленно, частично стихийно. Как мы показывали в другом исследовании, посвященном «войнам исторической памяти» -государственная политики России в сфере формирования гражданской идентичности может быть достаточно четко прослежена в ее переменчивости в функциональной связи с политическими потребностями момента [4, с. 30-50]. Достаточно очевидной предстает и связь интенсификации политики укрепления традиционных ценностей с внешнеполитическими конфликтами России, СВО, «информационными войнами» и т.п.
Наш тезис заключается в том, что традиционные ценности по природе своей являются социальным конструктом, то есть интерсубъективным феноменом культуры, существующим в силу убежденности людей в его существовании. Причем традиции и традиционные ценности как конструкт уже достаточно долгое время являются предметом изучения социальной философии. Наиболее известен в этом контексте концепт «изобретения традиции» британского философа Э. Хобсбаума. На материале анализа «британских традиционных ценностей» Э. Хобсбаум показывал их недавнее происхождение, мнимую «исконность» социальных практик, воспринимаемых часто как «старинные». «Изобретение традиций» подразумевает формирование набора легитимирующих социальные институты и практики конструктов, воспринимаемых в качестве традиционных в объективном и объектном смысле [20].
Традиционные ценности как российской политический проект - это проект конструирования «изобретенной традиции» России, вызванный функциональной необходимостью подобных конструктов для успешного функционирования российского социума. Этот вывод может представляться банальным, однако он имеет большое методологическое значение для реализации процесса конструирования. Традиционные ценности -это не то, что может быть сконструировано путем научного познания и последующего внедрения в образовательный процесс, поскольку для науки и философии, как мы продемонстрировали выше, традиция - неразрешенная проблема - вследствие почти неисчерпаемой комплексности и сложности. И традиционные ценности невозможно ввести административно-правовым регулированием, поскольку вследствие множества возможных интерпретаций любых значимых аспектов российской истории, государственности и культуры - попытка принудительного введения единообразия позиций приведет скорее к обратному эффекту. Как удачно выражает эту мысль Л.Г. Фишман - мы переживаем нужду в традиционных ценностях, но у нас нет готовых ответов о их содержании, и путях их внедрения [16, с. 76-87].
Конструктивизм можно обвинить в том, что он обесценивает традиционные ценности - показывая их субъективный характер, разоблачая их мнимую «унаследо-ванность» и «укорененность». Но в рамках конструктивизма мы можем найти и понимание того, каким образом традиционные ценности как политический проект могут быть реализованы. Классики социального конструктивизма П. Бергер и Т. Лукман показывали, как через обыденную коммуникацию посредством хабитуализации,
сигнификации, институционализации коммуникативных практик рождается социальная реальность, функционирующая в дальнейшем как объективная по отношению к социальным акторам [1]. В этом смысле путем конструирования традиционных ценностей как фактора безопасности, суверенности и дальнейшего развития России является не внедрение некоторого содержания, а создание условий для формирования плюрального патриотического дискурса, в котором множественность позиций, методологий и оценок - не препятствие, но диалогическое развитие, при условии нормативного регулирования интенций коммуникации - сохранения и развития российской государственности и культуры.
Согласование релятивной и сложной научной стороны традиционных ценностей, и политического проекта российских традиционных ценностей, возможно на базе конструктивистского понимания традиции, где такие политические акты как внедрение курсов «Разговоры о важном» и «Основы российской государственности» служат приглашением к творческому диалогу экспертного сообщества, и широкой общественности, причем формирование такого дискурса требует не жесткого идеологического регулирования и стремления к недостижимому единообразию мнений, но начала активного диалога, постепенному созданию новых и актуализации классических школ мысли, палитры позиций. Конструирование традиционных ценностей как политический проект станет возможен при регулярном, стимулируемом диалоге патриотических умов России. Регулярность сделает данный дискурс габитусом, а время и содержательная часть породит институциализован-ные его формы. Внедрение же объективистской спорной «истины» традиционных ценностей России породит только сиюминутный политический симулякр, и вызовет неприятие несогласных с его содержанием, что в большей степени расколет, чем объединить патриотические силы России.
Литература
1. Бергер П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. - М.: Медиум, 1995. - 323 с.
2. Вершинина Д.Б. Традиционные ценности в государственной и общественной риторике России 2010-х годов: основные концепты и проблемы / Д.Б. Вершинина // Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения, 2018. - № 4. - С. 477-484.
3. Зильберман Д.В. К пониманию культурной традиции / Д.В. Зильберман. - М.: ННФ «Институт развития им. Г.П. Щедровицкого», 2015. - 623 с.
4. Илларионов Г.А. «Войны памяти» и проблема социально-эпистемологического релятивизма / Г.А. Илларионов, М.К. Мосиенко // Антиномии, 2023. - № 1. - С. 30-50.
5. Маркарян Э.С. Узловые проблемы культурной традиции / Э.С. Маркарян // Советская этнография, 1981. - № 2. - С. 78-96.
6. Маркс К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта // К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч. 2-е изд. Т. 8. - М., 19551981. - 689 с.
7. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 21 февраля 2023 г.
8. Рахинский Д.В. Инструментальный подход к традиции в концептуальном и общественном контекстах / Д.В. Рахинский, Г.А. Илларионов, А.Н. Городище-ва, Н.А. Князев // Социодинамика, 2021. - № 3. -С. 1-11.
сз о
сг ш
0
1
-1 У
"О ш
сг
9. Рахинский Д.В. Россия в глобальном мире: информационные ресурсы воздействия / Д.В. Рахинский // Красноярск, 2014. - 183 с.
10. Рахинский Д.В. Особенности информационного потенциала современной глобализации / Д.В. Рахинский // Ульяновск, 2015-206 с.
11. Социология (словарь терминов): Учебный терминологический словарь для студентов всех форм обучения по специальностям «Социальная работа», «Менеджмент организации», «Финансы и кредит», «Маркетинг», «Юриспруденция» / Д.В. Рахинский, Л.Г. Король, И.В. Малимонов [и др.]. - Красноярск, 2007. - 80 с.
12. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
13. Указ Президента РФ от 05.12.2016 № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации».
14. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
15. Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
16. Фишман Л.Г. Соблазн готовых ответов. Как изобрести традиционные ценности / Л.Г. Фишман // Россия в глобальной политике, 2023. - № 2 (120). - С. 7687.
17. Шацкий Е. Утопия и традиция / Е. Шацкий. - М.: Наука, 1990. - 350 с.
18. Ben-Amos D. The Seven Strands of Tradition: Varieties in its Meaning in American Folklore Studies / D. Ben-Amos // Journal of Folklore Research, 1984. - Vol. 2. -№ 3. - P. 97-131.
19. Gross D. The Past in Ruins: Tradition and the Critique of Modernity / D. Gross. - Amherst: University of Massachusetts Press, 1992. - 175 p.
20. Hobsbawm E. The Invention of Tradition / E. Hobsbawm. - New York: Cambridge University Press, 1983. - 323 p.
TRADITIONAL VALUES: CORRELATION OF SCIENTIFIC CONCEPT AND POLITICAL PROJECT
Illarionov G.A., Gritskov Y.V., Morozova O.F., Rakhinsky D.V.
Siberian Federal University, Krasnoyarsk State Agrarian University
The article examines the contradiction between the scientific understanding of tradition and the political project of strengthening the traditional values of Russia. For science and philosophy, tradition is a complex, antinomic concept. There is no approach that allows overcoming methodological and axiological contradictions and the multiplicity of possible interpretations of the concept of tradition. In the political context, tradition and traditional values are considered as a concrete, normatively fixed object, functionally serving the tasks of strengthening the sovereignty and security of Russia. It is proposed to reconcile the uncertainty of the scientific understanding of tradition and political tasks in relation to it: in the theoretical aspect on the basis of the methodology of social constructivism, and in practice - by moving from administrative regulation and striving for ideological monotony to building a dialogue of patriotic forces, and
social construction of reality based on habitualization and institutionalization the corresponding discourse.
Keywords: tradition, traditional values, foundations of Russian
statehood, invention of tradition, constructivism.
References
1. Berger P. Social construction of reality. A treatise on the sociology of knowledge / P. Berger, T. Lukman. - Moscow: Medium, 1995. - 323 p.
2. Vershinina D.B. Traditional values in the state and public rhetoric of Russia in the 2010s: basic concepts and problems / D.B. Vershinina // Bulletin of the Udmurt University. Sociology. Political science. International Relations, 2018. - № 4. - P. 477484.
3. Zilberman D.V. To the understanding of cultural tradition /
D.V. Zilberman // Moscow: NPF «Institute of Development named after G.P. Shchedrovitsky», 2015. - 623 p.
4. Illarionov G.A. «Memory wars» and the problem of socio-epistemological relativism / G.A. Illarionov, M.K. Mosienko // Antinomies, 2023. - № 1. - P. 30-50.
5. Markaryan E.S. Nodal problems of cultural tradition /
E.S. Markaryan // Soviet Ethnography, 1981. - № 2. - P. 78-96.
6. Marx K. The eighteenth brumaire of Louis Bonaparte // K. Marx,
F. Engels // Op. 2nd ed. Vol. 8. - M., 1955-1981. - 689 p.
7. Message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly of the Russian Federation dated February 21, 2023.
8. Rakhinsky D.V. Instrumental approach to tradition in conceptual and social contexts / D.V. Rakhinsky, G.A. Illarionov, A.N. Go-rodishcheva, N.A. Knyazev // Sociodynamics, 2021. - № 3. -P. 1-11.
9. Rakhinsky D.V. Russia in the global world: information impact resources / D.V. Rakhinsky // Krasnoyarsk, 2014. - 183 p.
10. Rakhinsky D.V. Features of the information potential of modern globalization / D.V. Rakhinsky // Ulyanovsk, 2015-206 p.
11. Sociology (dictionary of terms): Educational terminology dictionary for students of all forms of education in the specialties «Social work», «Organization Management», «Finance and Credit», «Marketing», «Jurisprudence» / D.V. Rakhinsky, L.G. Korol, I.V. Malimonov [et al.] // Krasnoyarsk, 2007. - 80 p.
12. Decree of the President of the Russian Federation № 400 dated 02.07.2021 «On the National Security Strategy of the Russian Federation».
13. Decree of the President of the Russian Federation № 646 dated 05.12.2016 «On the approval of the Information Security Doctrine of the Russian Federation».
14. Decree of the President of the Russian Federation dated 07.05.2018 № 204 «On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024».
15. Decree of the President of the Russian Federation № 809 dated 09.11.2022 «On approval of the Foundations of State Policy for the preservation and strengthening of traditional Russian spiritual and moral values».
16. Fishman L.G. The temptation of ready answers. How to invent traditional values / L.G. Fishman // Russia in Global Politics, 2023. - № 2 (120). - P. 76-87.
17. Shatsky E. Utopia and tradition / E. Shatsky // Moscow: Nauka, 1990. - 350 p.
18. Ben-Amos D. The Seven Strands of Tradition: Varieties in its Meaning in American Folklore Studies / D. Ben-Amos // Journal of Folklore Research, 1984. - Vol. 2. - № 3. - P. 97-131.
19. Gross D. The Past in Ruins: Tradition and the Critique of Modernity / D. Gross // Amherst: University of Massachusetts Press, 1992. - 175 p.
20. Hobsbawm E. The Invention of Tradition / E. Hobsbawm // New York: Cambridge University Press, 1983. - 323 p.
<n ■_
u
CO CM
о
CM