Научная статья на тему 'Традиционные ценности: что это означает для России и для западного мира'

Традиционные ценности: что это означает для России и для западного мира Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
6
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ценности / Россия / история / традиции / культурное наследие / бу' дущее / values / Russia / history / traditions / cultural heritage / future

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Костина Анна Владимировна

В настоящее время, когда формируются контуры нового миропорядка, а мир перехо' дит от однополярности к реальной многополярности, становится очевидным следующее. Причиной межцивилизационных разломов, которые сегодня существенно углубились, является принципиальное различие ценностных систем, определяющих стратегии каж' дого из субъектов глобальной геополитики. А если это так, то становится очевидным и другое — именно ценности выступают в качестве основной цели современных гибрид' ных и консциентальных войн, и победа в таких войнах соотносится с возможностью защи' тить и отстоять свои метафизические ценности, свой образ будущего. Традиционные ценности для России и стран с многовековой историей имеют большую значимость, го' раздо большую, чем для таких стран, как США, чья история — это история белых пересе' ленцев, не включающая представления как коренного населения Америки, так и переме' щенных в эту страну афроамериканцев. Исключение ценностей этих древних народов является характерным для США, провозглашающих в качестве первоочередных императи' вов «защиту ЛГБТ'сообществ». Между тем в рамках России все 190 народов и народно' стей сохраняют связь со своей историей и потому особым образом относятся к семье и роду, что органично сочетается с инновационностью, технологичностью и устремлен' ностью в будущее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONAL VALUES: WHAT IT MEANS TO RUSSIA AND TO THE WESTERN WORLD

Today, at a time when the outline of a new world order is taking shape, and the world is shifting from unipolarity to actual multipolarity, the following idea becomes obvious. The reason of inter/ civilisational faults, which have considerably deepened recently, is the fundamental difference between the value systems which define the strategies of each actor in the global geopolitics. And if this is so, another thing becomes obvious as well — it is values that act as the main target in mod/ ern hybrid and consciental wars, and the victory in such wars correlates with the possibility to defend and stand up for one’s metaphysical values, one’s image of the future. Traditional values for Russia and for countries with centuries/old history are of greater importance, much greater than for such countries as the USA, whose history is the history of Caucasian migrants, not including the ideas of either Native American population or African Americans who were displaced to that country. Leaving out the values of these ancient nations is characteristic of the USA, which declared the “protection of LGBT communities” as high/priority imperatives. At the same time, within Russia, all its 190 peoples and nationalities maintain the link with their history and therefore have a special attitude towards the family and the lineage, which harmonises with innovations, technologies, and aspiration for the future.

Текст научной работы на тему «Традиционные ценности: что это означает для России и для западного мира»

Sokovnikova, L. (2021) Zafiksirovano rekordnoye zamedleniye Golfstrima. Chem eto grozit? Hi-News.ru [online] Available at: https://hi-news.ru/research-development/zafiksirovano-re-kordnoe-zamedlenie-golfstrima-chem-eto-grozit.html (accessed: 10.03.2023). (In Russ).

Overextending and Unbalancing Russia. Assessing the Impact of Cost-Imposing Options (2019) RAND Corporation [online] Available at: https://www.rand.org/pubs/research_briefs/RB10014. html (accessed: 02.03.2023).

Pentagon's Joint Concept Competing (2023) USNI News, March 9 [online] Available at: https://news.usni.org/2023/03/09/pentagons-joint-concept-for-competing (accessed: 10.03.2023).

Weizsäcker, E. and Wijkman, A. (2018) Came On! Capitalism. Short-termism. Population and Destruction of the Planet. Springer. 220 p.

Submission date: 02.04.2023.

Колин Константин Константинович — доктор технических наук, профессор, главный научный сотрудник Института проблем информатики Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» Российской академии наук, директор Центра стратегических гуманитарных исследований Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета. Адрес: 119333, Российская Федерация, г. Москва, ул. Вавилова, д. 44, корп. 2. Тел.: +7 (495) 306-42-31. Эл. адрес: kolinkk@mail.ru

Kolin Konstantin Konstantinovich, Doctor of Technical Sciences, Professor, Principal Researcher, Institute of Informatics Problems, Federal Research Center "Computer Science and Control", Russian Academy of Sciences, Director, Centre for Strategic Humanitarian Studies, Institute of Fundamental and Applied Research, Moscow University for the Humanities. Postal address: 44, Vavilova St., Bldg. 2, Moscow, Russian Federation, 119333. Tel.: 8 903 501-36-86. E-mail: kolinkk@mail.ru

РО!: 10.17805^ри.2023.2.7

Традиционные ценности: что это означает для России и для западного мира

А. В. Костина Московский гуманитарный университет

В настоящее время, когда формируются контуры нового миропорядка, а мир переходит от однополярности к реальной многополярности, становится очевидным следующее. Причиной межцивилизационных разломов, которые сегодня существенно углубились, является принципиальное различие ценностных систем, определяющих стратегии каждого из субъектов глобальной геополитики. А если это так, то становится очевидным и другое — именно ценности выступают в качестве основной цели современных гибридных и консциентальных войн, и победа в таких войнах соотносится с возможностью защитить и отстоять свои метафизические ценности, свой образ будущего. Традиционные ценности для России и стран с многовековой историей имеют большую значимость, гораздо ббльшую, чем для таких стран, как США, чья история — это история белых переселенцев, не включающая представления как коренного населения Америки, так и перемещенных в эту страну афроамериканцев. Исключение ценностей этих древних народов яв-

ляется характерным для США, провозглашающих в качестве первоочередных императивов «защиту ЛГБТ-сообществ». Между тем в рамках России все 190 народов и народностей сохраняют связь со своей историей и потому особым образом относятся к семье и роду, что органично сочетается с инновационностью, технологичностью и устремленностью в будущее.

Ключевые слова: ценности; Россия; история; традиции; культурное наследие; будущее

ВВЕДЕНИЕ

Ценностные системы формируются в течение достаточно продолжительного времени — в России они складывались, начиная с образования русской централизованной государственности, а своими корнями уходят вглубь веков — в историю русского народа и всех народов России как этнических групп. Поэтому очевидно, что для народов стран, чьи истоки восходят к одно-, двух-, трехтысяче-летнему прошлому, таких как Россия, Индия, Китай, их традиции являются тем фундаментом и той ценностной опорой, которые придают особый смысл всей их истории и определяют направление их развития в современном мире.

Именно это обусловливает то внимание к культурному наследию, которое составляет гордость стран с многовековой историей и их национального престижа. Приверженность «традиционным ценностям» составляет существенную часть смыслов концепций национальной безопасности этих стран. В Китае положения, связанные с национальной безопасностью страны, определяют содержание таких документов, как решения съездов, постановления пленумов коммунистической партии и Центральной военной комиссии ЦК КПК, документов Центрального военного совета и Государственного совета КНР, а также открытых для широкой общественности Закона о национальной безопасности, Белой книги «Национальная оборона Китайской Народной Республики»1. Исследователи отмечают, что «ориентация КНР в вопросах национальной безопасности на традиционные цивили-зационные ценности будет приносить скорее всего успех как внутри континентального Китая, так и в формате всемирной китайской "ойкумены"» (Феоктистов: Электронный ресурс).

СПЕЦИФИКА РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕННОСТЕЙ В США Сегодня практически единственной страной в мире, которая исходит из универсальности собственных ценностей, являются США. Как отмечается почти во всех стратегиях национальной безопасности Америки, американские ценности являются «отражением всеобщих ценностей», которые США будут отстаивать во всем мире2. Для сохранения устойчивого лидерства США «необходимо сформировать контуры нового мирового экономического порядка, который будет и впредь отражать... интересы и ценности»3, для реализации этого США будут «применять военную силу, при необходимости используя ее в одностороннем порядке»4. Те же основания международной политики США сохраняются в Стратегии 2017 г., которая открывается с постулата о долге государства перед народом: «служить его интересам, обеспечивать его безопасность, отстаивать его права и защищать его ценности» (Президент Дональд Трамп ... : Электронный ресурс). Среди жизненно важных национальных интересов названы: 1) защита американского образа жизни; 2) развитие американского благосостояния; 3) сохранение мира посредством силы; 4) расширение американского влияния (там же). При этом подчеркивается,

что Америка себя рассматривает в качестве «силы добра», использующей свое влияние для продвижения своих интересов «во благо всего человечества»; отмечается, что «Россия имеет целью ослабить влияние США в мире и отделить Америку от ее союзников и партнеров»; «Китай распространяет свою власть в ущерб суверенитету других» и «строит самую совершенную в мире после американской военную систему»; вместе Россия и Китай «стремятся формировать мир, который противоречит американским ценностям и интересам» (Савин, 2017: Электронный ресурс).

В Стратегии 2022 г. цели США в отношении России определены еще более прямо — это ограничение «стратегических секторов экономики России, включая оборону и аэрокосмическую отрасль, и... продолжение противодействия... России» (Бирюков, 2022: Электронный ресурс).

При этом, если обратиться к внутренней политике США, можно отметить, что постоянно декларируемые Америкой права человека и ценность демократии нарушаются постоянно, в частности, об этом свидетельствует статистика гибели американцев от рук полицейских («каждый день в США от рук полицейских погибает минимум три человека, за один лишь март было убито 111 человек» (Полиция в США за месяц убила больше ... : Электронный ресурс)), причем, согласно исследованиям специалистов Школы общественного здравоохранения Гарвардского университета, от рук полиции афроамериканцы гибнут в среднем в три раза чаще, чем белое население (Салькова, 2020: Электронный ресурс).

То же неравноправие показала пандемия COVID-19. Согласно заявлению главного санитарного врача США Джерома Адамса на телеканале CBS, а также масштабному исследованию, проведенному газетой The Washington, среди 800 000 инфицированных в США число афроамериканцев оказалось больше в три раза, чем число белых, а среди 45 000 погибших число афроамериканцев оказалось в шесть раз больше. «Еще ни одна пандемия не выявляла так явно неравенство в нашем обществе», — отметило издание (Логинова, 2020: Электронный ресурс).

Согласно данным за 2019 г., представленным Китайским обществом по изучению прав человека, в США социально-экономическое неравенство постоянно растет — «коэффициент Джини (статистический показатель степени расслоения общества данной страны или региона по какому-либо изучаемому признаку, который используется для оценки экономического неравенства) в США достиг 0,482, превысив международную "линию безопасности" — 0,4». При этом «богатство 0,1% домохозяйств высшего слоя общества равно богатству 90% домохозяйств низших слоев населения» (В США растет разрыв ... : Электронный ресурс). Численность среднего класса продолжает сокращаться, а уровень бедности остается высоким. Согласно данным специального доклада ООН по вопросам о крайней нищете и правах человека, «в США существует наибольший разрыв в доходах населения среди западных стран. — 40 млн американцев живут в бедности, а 18,5 млн — в условиях крайней нищеты» (там же).

Эти факты, весьма многочисленные, ставят под вопрос правомерность обозначения ценностей США как справедливых и тем более универсальных. Западные ценности либерализма и демократии не включены в систему ценностей конфуцианского, индуистского, буддистского, исламского миров. Различаются с ценностями США и ценности России. И сегодня уже очевидно, что границы между ценностными системами становятся и линиями и цивилизационных разломов5.

Ценности и история в таких странах, как Россия, Индия, Китай, в странах Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона существуют в сохраняющихся памятниках.

Для Америки же вопрос об ее истоках является проблематичным, и в ценностной системе Америки, в отличие от других стран с многовековой историей, традиционные ценности не присутствуют. И этот факт связан не с несоответствием запросам времени или неактуальностью, отсутствие ссылки на традиционные ценности в документах стратегического значения США определяется отсутствием в Америке тех традиций, которые имели бы всеобщую значимость и отражали бы ее многовековую историю. А традиции и история коренных американцев, судя по внутренней политике США, такой значимостью не обладают.

Если бы ценности многочисленных племен индейцев США и Канады были сохранены и включены в современный ценностный набор, там бы наверняка оказались традиционные ценности — прежде всего, род и семья. Однако уничтожение более 14 млн человек, которое сегодня рассматривают как индейскую демографическую катастрофу (Страна свободы и равенства: Электронный ресурс), полное исчезновение в результате европейской колонизации в США таких племен, как бе-отуки, куэва, таино, тимукуа, утрата собственной культуры в результате принудительной ассимиляции (Малоземов, Лашманова, 2021: 40), исчезновение традиционного типа хозяйствования, его сакрального обоснования, традиций и верований, языка, традиционной культурной деятельности, насильственное перемещение детей и молодежи в школы-интернаты как «гуманный способ» «убить индейца, спасти человека» (Полонская, 2022: Электронный ресурс) — все это привело и к утрате традиционных ценностей индейцев. Эти ценности не сохраняются даже в резервациях, где достаточно жалкое существование влачат ирокезы, навахо, сиу, чикасо, семинолы, численность которых резко сократилась не только из-за физического уничтожения, но также из-за практики в США и Канаде «стерилизации женщин коренных американцев, во многих случаях без их информированного согласия» (Турков, 2022: Электронный ресурс), распространенной в 1960-х и 1970-х гг. По разным подсчетам, число женщин индейских племен, подвергнутых насильственной стерилизации, составляет от 25 до 40%, или до 70 000 женщин, та же практика осуществлялась по отношению ко всем женщинам с цветной кожей (Ураимов, 2014: Электронный ресурс; УШаго8а, 2022). И это несмотря на то, что все индейцы США, численность которых составляет на сегодня примерно 2,5 млн человек, с 1921 г. «имеют американское гражданство и равные права со всеми гражданами США» (Резервации США ... : Электронный ресурс).

Доходы и продолжительность жизни в резервациях различны — у индейцев ог-лала (численность — около 38 000 человек) продолжительность жизни составляет примерно 50 лет (примерно столько же, как в Нигере, Афганистане, Сомали), в резервации навахо средняя продолжительность жизни — примерно 70 лет, при этом около 40% семей живут ниже федерального уровня бедности. Уровень жизни в племенах чикасо, чокто, чероки, семинолов, маскогов выше. Проживающие на территории Оклахомы — своих коренных землях — освобождаются от уплаты налогов, имеют право торговать без акцизов табачной продукцией и алкоголем, открывать на территории резерваций казино, подчиняться не местному, а федеральному правосудию (Мельников, 2020: Электронный ресурс).

Отсутствие собственной традиционной культуры сказывается и на исследовательских практиках. Такой известный исследователь американской культуры, как

Г. Гэнс, не видел различия между подлинно народным искусством коренных индейцев и теми поделками, которые те же индейцы продают туристам, где народное творчество рассматривается как предприятие, учреждаемое для коренного населения, как правило, более цивилизованными эмигрантами или переселенцами в целях поддержания ими своего материального благополучия и создания «из сохранившихся святынь и секулярных артефактов... пользующегося спросом народного искусства» (Gans, 1985: 4). Иначе говоря, традиции рассматриваются не как «аккумулятор» духовного опыта народа, но низводятся до «коммерческого предприятия», где «старая фолк-культура... продается в. лавках дистрибьютерами» (там же: 21).

Эту особенность Америки, по-своему переживающей проблему отсутствия древней и величественной истории, отразили в своих работах Ж. Бодрийар и У. Эко. Исследователи показали, что эта беспочвенность компенсировалась созданием «мира абсолютной подделки» (Eco, 1987: 31), мира «спецэффектов» (Бодрийар, 2000), где современные здания, выстроенные в духе европейских средневековых феодальных замков и католических монастырей, создают иллюзию историчности, точно так же, как «Христианский купол (все изображения Христа здесь смахивают на Бьерн Борг, поскольку скопированы с "Христа" Торвальдсена) представляет собой симуляцию третьего уровня: религия сделалась спецэффектом» (там же: 68). У. Эко говорит и о явных фальсификациях, указывая на то, что оригинал акта о продаже Манхэттена, в отличие от представляемого сегодня в качестве подлинника, был составлен не на английском, а на датском языке (Усманова, 2000: 65).

Сегодняшняя система ценностей США — это система ценностей белых переселенцев, для которых либерализм и демократия означали собственную свободу и собственные права. Точно так же были сформированы или привезены бывшими белыми эмигрантами такие значимые ценности, как трудолюбие и тяга к финансовому благополучию, составлявшие стержень протестантской этики, а также такие, как состязательность, личный успех и индивидуализм, связанные с жизнью на незнакомой земле и необходимостью продвижения фронтира как зоны освоения Дикого Запада, вера в прогресс и технологии, обусловленные необходимостью индустриального развития как наиболее эффективного, и быстрым ростом городов и крупномасштабных производств. Об этом ценностном разрыве свидетельствует также «нежелание ассимилироваться в американскую культуру, которое проявляют многочисленные группы мигрантов, образующих общины, по существу, воспроизводящие их коренную культуру. При этом многие граждане Америки не знают английского языка или владеют им в ограниченных пределах, позволяющих осуществлять лишь бытовую коммуникацию» (Костина, 2011: 5). Намеренное нежелание отказываться от своей собственной культуры, принимая американскую культуру в качестве образца, формирование своих идеалов и образа жизни исходя из смыслов своих собственных локальных культур, свидетельствует о том, что в анклавах мигрантов «гражданское единство по своему значению уступает этногруп-повому, региональному или этноконфессиональному» (там же: 6).

ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ РОССИИ И ИХ УСТОЙЧИВОСТЬ К РЕФОРМАМ «ЛИХИХ 90-Х»

Значимость традиционных ценностей для России отражается в документах стратегического планирования. Уже в Стратегии национальной безопасности Рос-

сийской Федерации 2015 г. определялись такие ценности, как «приоритет духовного над материальным; защита человеческой жизни, прав и свобод человека; семья, созидательный труд, служение Отечеству; нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм; историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины»6. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации 2021 г. и Указе Президента РФ 2022 г. «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» к традиционным ценностям отнесены: «...жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России»7.

В связи с выходом Указа Президента РФ о ценностях обсуждается целый ряд вопросов, ключевыми из которых являются следующие: первый — насколько универсальны эти ценности для различных народов России; второй — какова степень «сохранности» к настоящему времени тех ценностей, которые с начала реформ 1990-х гг. всеми средствами — от образования до СМИ — были подвергнуты массированной атаке (Костина, 2016: 48). Последняя как раз и была направлена на то, чтобы «радикально переформатировать сознание "советского человека", внедрить в умы и души молодых поколений новые идеологические, политические воззрения, новую систему духовно-нравственных ценностей» (Ильинский, 2022: 9).

По первому вопросу выскажем такое суждение. Не станем прибегать к привычному аргументу о том, что всех живущих в России иностранцы называют русскими — точно так же, как называют себя те, кто выезжает из России. Причем понятие «русский» никогда не означало и не означает в настоящее время этническую принадлежность. Конечно, это понятие можно понимать, как «русскоязычный», но можно рассматривать и как «принадлежащий русской культуре».

Обратимся к другому, сегодня ставшему актуальным как никогда ранее, вопросу: можно ли ощущать свою идентичность по этническому происхождению с одним народом, а по культуре — с другим? В доперестроечное время такое положение было аксиомой — киргиза Чингиза Айтматова, аварца Расула Гамзатова, белоруса Василя Быкова, композитора армянина Арама Хачатуряна весь мир знал как советских деятелей культуры, представлявших не только свой народ, но и культуру России в целом. За границей — пусть и неточно — этих деятелей литературы и искусства назвали русскими.

Сегодня многое изменилось. Однако и в настоящее время коренных малых и автохтонных народов России насчитывается более 190. Причем практически всем народам России независимо от их численности (русские, по данным 2021 г., составляют 80,85% населения (Национальный и этнический состав России: Электронный ресурс)) присуща опора на те ценности, которые можно назвать традиционными, — это ориентированность на род и родичей в своих поступках, особо уважительное отношение к гостю, взаимопощь, при этом отсутствие расчетливости, стремление к многолюдным и богатым праздникам, отмечающим значительные события, когда собираются все родичи. Все эти качества, которые вырабатывались веками всеми народами, населявшими Россию, стали их единой культурной харак-

теристикой, присущей и русским, и мордве, и татарам, и башкирам, и якутам, и карелам, и эвенкам, и коми, и алтайцам, и корякам, и всем иным народам и народностям. Конечно, в рамках городской культуры, где доминирует индивидуальный образ жизни, эти проявления ослаблены, но они не исчезли полностью. Но даже в рамках городской культуры эти принципы общежития в основе своей сохранены, что существенно отличает россиян от европейцев и американцев.

И именно это цивилизационное своеобразие России имеют в виду современные западные политики, отмечающие отличие Российской цивилизации от всех существующих, и прежде всего западной. Такой «совокупный» взгляд, безусловно, не может быть объяснен незнанием западных политиков. Напротив, прекрасно представляя этническую карту России, это огромное пространство, населенное разными по численности и историческому развитию народами, они рассматривают его как единое целое, где разные народности и этносы проявляют культурную общность, будучи связанными между собой через русскую культуру.

И эта связь, это сходство между народами России оказывается столь сильным, что позволяет говорить о наличии у них единства ценностных оснований, принципиально отличных от западных систем ценностей и культурных матриц.

Что касается второго вопроса — об актуальности традиционных ценностей в современной России, здесь наиболее достоверную картину позволяют представить данные социологических исследований. Обратимся к такому ключевому для отечественной культуры понятию, как семья, оно является системообразующим также для таких ценностей, как историческая память и преемственность поколений.

Примем за основу данные комплексного исследования, проведенного в 1990, 1994, 1998, 2002 гг. Центром изучения социокультурных изменений Института философии РАН под руководством члена-корреспондента РАН Н. И. Лапина в рамках всероссийского мониторинга «Наши ценности и интересы сегодня» (Лапин, 2003).

Среди терминальных ценностей, т. е. отражающих желаемые социальные отношения, ценность семьи составила в 1990 г. — 61%, в 1994 г. — 69,3%, в 1998 г. — 66,8%, в 2002 г. — 72,8%. Другими словами, данная ценность не только не утратила своей значимости, но, напротив, укрепилась. В 2010 г., согласно данным социологического исследования, проведенного Социологическим центром РАГС, «семья в иерархии ценностных представлений россиян занимала первое место по максимальному ранговому значению в пятибалльной шкале (77,7%) вместе с такими ценностями, как дети (74,9%) и здоровье (73,4%)»8. Эти данные подтвердили исследования 2022 г., показавшие, что в структуре ценностных ориентаций российской молодежи «первое место занимают ценности семейные: по 97% назвали важными здоровье членов семьи и ее безопасность, 96% — отношения в семье; 95% — материальное положение семьи» (Российская молодежь . : Электронный ресурс).

Отметим, что значимость самой ценности традиции, под которой понимаются «элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах. в течение длительного времени» (Гофман, 1989: Электронный ресурс) не только не утрачена, но и укрепилась в своей значимости. Так, в 1990 г. ценность традиции выделяли 41,5%, в 2002 г. — 45,3% (Лапин, 2003), в 2016 г. — 58% (Зыбуновская, 2012).

ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ: ЗНАЧИМОСТЬ В ГРАНИЦАХ РАЗЛИЧНЫХ КУЛЬТУР И ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Несмотря на очевидную значимость ценности семьи, которая может выступать в качестве практически универсальной ценности, отношение к семье в разных странах отличается принципиальным образом. Центральным понятием семья остается для стран ислама, Индии и Китая, многих стран Азии, Африки и Латинской Америки. В противовес этому в Америке и Европе осуществляется целенаправленная дискредитация этой ценности.

Первым шагом в этом направлении стал доклад Госдепартамента США 1959 г., где была озвучена идея о необходимости регуляции народонаселения. Этот тезис был конкретизирован в меморандуме, изданном вице-президентом Международной федерации планируемого родительства (МФПР) Ф. Яффе, где содержались призывы к мерам «регулирования рождаемости, среди которых числились стерилизация, аборты, сокращение социальной поддержки материнства, а также поощрение роста гомосексуализма» (Юмашева, 2021: Электронный ресурс). Тема демографического кризиса и перенаселения Земли как одна из важнейших проблем человечества стала предметом внимания со стороны ученых Римского клуба начиная с первого доклада 1972 г. (Пределы роста ... , 1991). Несмотря на обоснованный и представленный в докладе Римскому клубу академиком С. П. Капицей принцип демографического императива, в корне отличающийся от популяционного принцип Мальтуса (Капица, 1996: 63 — 80), где народонаселение рассматривается как система, зависящая не от внешних факторов, а исключительно от собственных, внутренних свойств, эта идея не нашла поддержки.

В то же время на Международной конференции ООН по народонаселению и развитию 1994 г. были поддержаны принципы, декларированные ранее МФПР, в первую очередь «сексуальное просвещение», аборты и стерилизация, «гендерное» равенство.

В 2010 г. Всемирная организация здравоохранения разработала стандарты для сексуального образования в Европе, направленные на продвижение однополых отношений и раннюю сексуализацию.

В 2011 г. была открыта для подписания Конвенция Совета Европы о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием (также известная как Стамбульская конвенция). Конвенция, подписанная 46 странами и ратифицированная 39 странами, вступила в силу в 2014 г. Россия не подписала Стамбульскую конвенцию, так как понятие «гендерного равноправия», которое в ней содержится, распространяется на «социально сконструированные роли, модели поведения, действия и атрибуты, которые данное общество считает подходящими для женщин и мужчин» (статья 3с)9. По этой же причине в 2021 г. вышла из нее Турция, первая ратифицировавшая Конвенцию (В Турции объяснили выход ... : Электронный ресурс).

В 2011 г. Б. Обама объявил защиту прав сексуальных меньшинств приоритетом внешней политики США (Обама объявил . : Электронный ресурс). В Стратегии национальной безопасности США 2015 г. указывается: «Мы будем защищать сообщества людей, которые слишком часто становятся объектом насилия, злоупотреблений и нерадивого отношения. Это этнические и религиозные меньшинства, люди с ограниченными возможностями, лесбиянки, гомосексуалисты, бисексуалы и трансгендеры, перемещенные лица, а также рабочие-мигранты»10. В 2021 г. прези-

дентом Джо Байденом был подписал указ о защите и продвижении прав ЛГБТ-со-общества по всему миру — в пресс-релизе Белого дома говорится о том, что Америка «демонстрирует лидерство в области прав человека, усиливая защиту наиболее уязвимых категорий, в том числе ЛГБТ-сообщества» (Байден подписал указы . : Электронный ресурс). Вслед за этим «Федеральное правительство Германии включило концепцию продвижения "лесбиянок, геев, бисексуалов, трансгендеров и ин-терсексуалов" ("ЛГБТИ") в свою внешнюю политику» (Юмашева, 2021: Электронный ресурс).

Для России пропаганда ЛГБТ является неприемлемой. Это связано как с традициями и религиозными установлениями, так и с интересами национальной безопасности, где депопуляция является одной из наиболее существенных угроз. Согласно суммарному коэффициенту рождаемости (или коэффициента фертиль-ности), отражающему число рожденных одной женщиной детей в течение ее репродуктивного периода, простое воспроизводство населения требует сохранения уровня коэффициента в значении 2,1. В более развитых странах уровень рождаемости к концу XX в. снизился до 1,57, а в Южной Корее к 2021 г. он составил весьма низкие показатели — 0,71. Как отмечает член Комитета Государственной Думы VII созыва по вопросам семьи, женщин и детей И. Юмашева, в России, как и в большинстве развитых стран, «этот показатель находится ниже уровня воспроизводства, и дополнительные факторы, влияющие на отказ или невозможность рождения женщинами детей, приближают дату исчезновения народа с исторического горизонта» (там же).

При этом, как отмечает политик, влияние западных установок и ценностей оказалось настолько прочным для поколения Z (родившиеся в 2000-е гг.), что 15,9% этого поколения, т. е. каждый шестой, причисляет себя к ЛГБТ. Все это свидетельствует о том, что поддержание и укреплении таких традиционных ценностей, как семья и дети, положительно скажется не только на ее демографии, но главное — на духовном здоровье нации, и это одна из первоочередных задач России.

Еще один ряд образуют ценности гуманизма, милосердия, справедливости. Все эти понятия связаны с понятием «совесть», которое не имеет аналогов в других языках, используется только в языках славянских народов и соотносится с внутренним комплексом отношения к миру. Понятие совести специфично, ни одно из таких понятий (слов), как «доброта», «сопереживание», «соучастие», «нравственный долг», не заменяет понятия совести. Невозможно объяснить содержание этого концепта исходя из золотого правила нравственности, гласящего «не делайте другим то, что вы не желаете для себя, и поступайте с другими так, как хотели бы, чтобы поступили с вами».

Если проследить историю этого концепта от Библии до произведений русской классической литературы (Арутюнова, 2000), то станет очевидной его связь с понятиями стыда, нравственной нормы («поступать по совести»), внутреннего голоса («голос совести», «веление совести»), судьи («суд совести», «совесть судила иначе»), исполнителя наказания («совесть мучает», «угрызения совести»), часть души и тела («чистая совесть», «потерять совесть») (там же: 75). Совесть заставляет человека вести себя так, чтобы не идти вразрез с представлениями о должном у своего народа, у близких, осознавая при этом свой долг и ответственность перед другими людьми, — вне зависимости от закона.

Понятия «совесть» в том значении, каким оно обладает в рамках русской культуры, нет в иных языках. При переводе этого слова на другие языки семантический сдвиг будет налицо: так, во французском и английском языках слово «совесть» переводится, как «conscience» и соотносится с такими понятиями, как «сознание», «осознание», «рассудок».

Что касается ценностей гражданственности, патриотизма, служения Отечеству и ответственности за его судьбу, то эти ценности напрямую связаны с понятием государственности. Формирование этого кода как кода не этничности, а национальности — как гражданственности и государственности осуществлялось самой историей, оно было обусловлено спецификой принятой религии, легитимирующей власть, и геополитическими особенностями России с ее огромными просторами и населенной многочисленными народами, что требовало централизованной власти. Причем, как подчеркивал Н. О. Лосский, эта державность, вера во все-сильность государства — «Третьего Рима» — была связана с мессианством, исканием «абсолютного добра для всех народов» (Лосский, 1990). Устойчивость представлений о гражданственности показали результаты исследования 1991 г., когда на вопрос: «Кем Вы себя считаете в первую очередь: гражданином СССР (1) или гражданином республики, в которой живете (2)?», русские и белорусы устойчиво себя идентифицировали с государством (примерно 67%), только затем — с республикой (примерно 23%). В то же время эстонцы, армяне, азербайджанцы, узбеки соотносили себя в первую очередь с республикой (соответственно 97, 83, 65, 53%) и только потом — с государством в целом (соответственно 3, 8, 28, 38%) (Гудков, 2004: 142).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Верность этих тенденций, зафиксированных социологическим исследованием, полностью подтвердила нынешняя геополитическая ситуация.

Сегодня эти данные полностью соответствуют политике бывших союзных республик, среди которых наиболее враждебные политические действия по отношению к России и к русским — гражданам этих государств — демонстрируют как раз те, где степень этнической и республиканской идентичности была максимальной.

Очевидно, что значимость ценности патриотизма наиболее явно осознается в ситуации угрозы государству — в мирное время эта ценность выступает, возможно, в качестве фоновой, но в годы военных испытаний становится основополагающей и системообразующей, влияющей на все мировосприятие каждого гражданина.

Так, в начале 1920-х гг., когда ситуация на фронтах Гражданской войны позволяла ожидать ее скорейшего завершения и разгрома Белой армии, А. В. Луначарский, первый нарком просвещения, вполне в духе пролетарского интернационализма рассуждал о том, что «идея патриотизма — идея насквозь лживая... преподавание истории в направлении создания народной гордости, национального чувства и т. д. должно быть отброшено» (Луначарский, 1925: 103). Однако уже спустя десятилетие, в 1930-х гг., когда усилились противоречия между СССР и главными капиталистическими державами, что привело к обострению международных отношений, когда явно определилась угроза новой войны, стала очевидной и конструктивная роль патриотических идей.

Именно в 1930-е гг. были «реабилитированы» для общественного сознания такие фигуры, как Александр Невский, Минин и Пожарский, Петр I. Еще десятилетие назад, в послереволюционные годы, они рассматривались как «вожди городской торговой буржуазии», как те, кто «оказал ценные услуги новгородскому торговому капиталу» (Малая ... , 1930: 216), кто «подавлял волнения русского населения, протестовавшего против тяжелой дани татарам» и «покончил с крестьянской революцией» (Малая ... , 1931: 229), кто являлся «ярким представителем российского первоначального накопления. соединял огромную волю с крайней психической неуравновешенностью, жестокостью, запойным пьянством и безудержным развратом» (там же: 447; 651).

В 1930-е же годы эти фигуры переосмысливаются в аспекте той значимости, которую имели их деяния не для класса, а для страны в целом. Становится очевидной и грандиозность их деяний, и их героическое содержание. В это время именно об этих исторических деятелях появились такие фильмы, как «Петр I» (1937), «Александр Невский» (1938), «Суворов» (1940) (Золотарев, 2015: 30), упрочившие фундамент патриотического сознания.

В настоящее время ценность патриотизма вновь обретает свое подлинное значение. Героизм и способность к беззаветному служению, героизму и самопожертвованию проявляют воины во время специальной военной операции. Важно, что чувство патриотизма среди учащейся молодежи существенно усиливается. На вопрос социологического исследования, ежегодно проводящегося в Московском гуманитарном университете, о тех личностных качествах, которые характерны для современной российской молодежи, были выделены такие ее особенности, как целеустремленность, самостоятельность, коммуникабельность, оптимизм, патриотизм (Первокурсник МосГУ, 2022). Согласно ежегодному мониторингу ценностных ориентаций современной молодежи, проведенному в рамках федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», «68% учащихся считают себя патриотами» (год назад, в 2021 г., — 57%), при этом «патриотические настроения у молодежи выражены несколько больше, нежели у учащихся» (68 и 78% соответственно) (Ежегодный мониторинг, 2022: Электронный ресурс). Современная молодежь понимает патриотизм как любовь к Родине, а наиболее «распространенными эмоциями о России являются вера в свою страну, гордость за нее и любовь по отношению к ней» (там же).

Эти тенденции, достаточно явные, свидетельствующие о сдвигах в ценностном сознании молодых россиян в сторону гражданственности и патриотизма, говорят о том, что и информационное поле, и система образования, и художественная среда выстраиваются вокруг наших традиционных ценностей — тех ценностей, которые были в 1990-е гг. подавлены и дискредитированы. И это ощущение прочности своего ценностного фундамента придает молодым способность смотреть в будущее не только сквозь призму материального мира, но и подниматься над ним и выстраивать перспективу своей жизни исходя из высоких идеалов чести, служения, достоинства.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Концепция национальной безопасности КНР [Электронный ресурс] // StudRef. URL: https://studref.com/566103/politologiya/kontseptsiya_natsionalnoy_bezopasnosti (дата обращения: 08.01.2023).

2 Стратегия национальной безопасности США 2015 г., раздел 4. Ценности [Электронный ресурс] // Российский правовой портал: библиотека Пашкова. URL: https://constitutions.ru/ ?p=17992 (дата обращения: 08.01.2023).

3 Там же.

4 Полный текст Стратегии национальной безопасности США [Электронный ресурс] // ОКО ПЛАНЕТЫ. URL: https://oko-planet.su/politik/politiklist/271399-polnyy-tekst-strategii-nacionalnoy-bezopasnosti-ssha.html (дата обращения: 08.01.2023).

5 Национальная военная стратегия США 2015 [Электронный ресурс] // Арсенал Отечества. №4 (18). URL: https://arsenal-otechestva.ru/article/619-usa-strategy-2015 (дата обращения: 02.03.2023).

6 Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. №683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/ (дата обращения: 02.03.2023).

7 Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Президент России. URL: http://www. kremlin.ru/acts/bank/47046 (дата обращения: 08.01.2023). См. также: Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. №809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication. pravo.gov.ru/Document/View/0001202211090019 (дата обращения: 08.01.2023).

8 Исследование на тему «Здоровый образ жизни как социальная ценность и реальная практика» проведено в 24 субъектах РФ. Опрошены 2400 человек в возрасте от 18 лет и старше по общероссийской репрезентативной выборке (Зыбуновская, 2012).

9 Конвенция Совета Европы о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием. 11 мая 2011 [Электронный ресурс]. URL: https://doccoe.home.blog/ coe210/ (дата обращения: 08.01.2023).

10 Стратегия национальной безопасности США (2015 г.) [Электронный ресурс] // Ракурс : газета. URL: https://www.rakurs-art.ru/strategiya-nacionalnojj-bezopasnosti/ (дата обращения: 08.01.2023).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Арутюнова, Н. Д. (2000) О стыде и совести // Логический анализ языка: Языки этики / отв. ред. Н. Д. Арутюнова. М. : Языки русской культуры. 444 с. С. 54-77.

Байден подписал указы о «восстановлении роли США в мировом сообществе» [Электронный ресурс] // Новости стран Центральной Азии. URL: https://central-asia.news/kirgiziya/ politika-kirgiziya/baiden-podpisal-ykazy-o-vosstanovlenii-roli-ssha-v-mirovom-soobshestve (дата обращения: 08.01.2023).

Бирюков, В. (2022) «Россия — угроза, Китай — конкурент»: основные тезисы Стратегии нацбезопасности США [Электронный ресурс] // Военное обозрение. Аналитика. URL: https://topwar.ru/203900-rossija-ugroza-kitaj-konkurent-osnovnye-tezisy-strategii-nacionalnoj-bezopasnosti-ssha-v-kontekste-vneshnepoliticheskih-planov-vashingtona.html (дата обращения: 08.01.2023).

Бодрийар, Ж. (2000) Америка / пер. с фр. Д. Калугина. СПб. : Владимир Даль. 203 с.

В США растет разрыв между богатыми и бедными [Электронный ресурс] // RG.RU. URL: https://rg.ru/2020/07/15/v-ssha-rastet-razryv-mezhdu-bogatymi-i-bednymi.html (дата обращения: 08.01.2023).

В Турции объяснили выход из Стамбульской конвенции по защите прав женщин [Электронный ресурс] // РИА Новости. URL: https://ria.ru/20210321/turtsiya-1602231081.html (дата обращения: 08.01.2023).

Гофман, А. Б. (1989) Традиция [Электронный ресурс] // Философский энциклопедический словарь. URL: http://philosophy.niv.ru/doc/dictionary/philosophical/fc/slovar-210-2.htm#zag-2241 (дата обращения: 08.01.2023).

Гудков, Л. (2004). Негативная идентичность : статьи 1997-2002 годов. М. : Новое лит. обозрение ; ВЦИОМ-А. 807 с.

Ежегодный мониторинг ценностных ориентаций современной молодежи 2022 год [Электронный ресурс]. URL: https://xn—80adrabb4aegksdjbafk0u.xn—p1ai/upload/iblock/df6/ rj7mhwnp0lcc8ppmas4d35zfdd3pbu5c.pdf (дата обращения: 08.01.2023).

Золотарев, О. В. (2015) Советский Союз в 1930-е годы: поворот в идеологии и историческое образование // Интеллигенция и мир. № 1. С. 28-38.

Зыбуновская, Н. В. (2012) Ценность семьи в массовом сознании россиян (социологический анализ) // Социология власти. № 1. С. 66-72.

Ильинский, И. М. (2022). Доклад на XVIII Международной конференции «Высшее образование для XXI века»: «Воспитание — вызовы современности» // Знание. Понимание. Умение. №4. С. 5-17. DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2022.4.1

Капица, С. П. (1996) Феноменологическая теория роста населения Земли // Успехи физических наук. Т. 166. № 1. С. 63-80.

Костина, А. В. (2011) Национально-культурная идентичность в ситуации диалога культур [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». №6. С. 5-12. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2011/6/Kostina_National-and-Cultural-Identity/ (дата обращения: 08.01.2023).

Костина, А. В. (2016). Общество потребления и ценности российской цивилизации // Знание. Понимание. Умение. №4. С. 45-55.

Лапин, Н. И. (2003) Как чувствуют себя, к чему стремятся граждане России. Результаты мониторинга «Наши ценности и интересы сегодня» (1990-2002 гг.) // Мир России. Социология. Этнология. №4. С. 120-159.

Логинова, К. (2020) Расистский вирус: почему жертв пандемии в США больше среди чернокожих [Электронный ресурс] // Известия. URL: https://iz.ru/1003015/kseniia-loginova/ rasistskii-virus-pochemu-zhertv-pandemii-v-ssha-bolshe-sredi-chernokozhikh (дата обращения: 08.01.2023).

Лосский, Н. (1990) Характер русского народа. Кн. 2. М.

Луначарский, А. В. (1925) Проблемы народного образования : сб. статей. 2-е изд. М. : Работник просвещения. 224 с.

Малая советская энциклопедия : в 10 т. (1930) / ред. совет Д. Л. Вейс, М. Б. Вольфсон, А. И. Догадов и др. ; глав. ред. Н. Л. Мещеряков. М. : Советская энциклопедия, 1928-1931. Т. 5. 958 с.

Малая советская энциклопедия : в 10 т. (1931) / ред. совет Д. Л. Вейс, М. Б. Вольфсон, А. И. Догадов и др. ; глав. ред. Н. Л. Мещеряков. М. : Советская энциклопедия, 1928-1931. Т. 6. 990 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Малоземов, С. И., Лашманова, И. Е. (2021) Проблема расовой дискриминации индейцев Северной Америки (конец XV — первая половина XIX в.) // Контентус. №5. С. 34-42.

Мельников, А. (2020) Племенам индейцев суд вернул половину Оклахомы [Электронный ресурс] // Журналистская правда. URL: https://jpgazeta.ru/plemenam-indejczev-sud-vernul-polovinu-oklahomy/ (дата обращения: 08.01.2023).

Национальный и этнический состав России [Электронный ресурс] // Росинфостат. URL: https://rosinfostat.ru/natsionalnyj-sostav/ (дата обращения: 08.01.2023).

Обама объявил защиту прав сексуальных меньшинств приоритетом внешней политики США [Электронный ресурс] // Интерфакс. URL: https://www.interfax.ru/russia/220625 (дата обращения: 08.01.2023).

Первокурсник МосГУ (2022). Социологическое исследование. 2022. М. : Изд-во Моск. гу-манит. ун-та. 58 с.

Полицейский беспредел в демократичной Америке. Подборки видео на канале YouTube [Электронный ресурс] // YouTube. URL: https://www.you tube. com/watch? v=7bZbJRkOUgk (дата обращения: 08.01.2023).

Полиция в США за месяц убила больше, чем в Британии за сто лет. 3 апреля 2015 [Электронный ресурс]. URL: https://marc-aureli.livejournal.com/57603.html (дата обращения: 08.01.2023).

Полонская, Л. (2022) Украденные дети. О культурном геноциде индейцев в Канаде [Электронный ресурс] // Топос. Литературно-философский журнал. URL: https://www.topos.ru/ article/zhizn-kak-est/ukradennye-deti-o-kulturnom-genocide-indeycev-v-kanade (дата обращения: 08.01.2023).

Пределы роста: Доклад по проекту Римского клуба «Сложные положения человечества» (1991) / Д. Х. Медоуз, Д. Л. Медоуз, Й. Рэндерс, В. В. Беренс ; пер. с англ. ; науч. ред. Д. Н. Кавтарадзе. М. : Изд-во МГУ. 205 с.

Президент Дональд Трамп провозглашает стратегию национальной безопасности, направленную на продвижение американских интересов. Перевод «ИноСМИ^Щ [Электронный ресурс] // ПРАВДИНФОРМ. URL: http://trueinform.ru/modules.php?name=Laid&sid= 20585 (дата обращения: 08.01.2023).

Резервации США в XXI веке: блеск и нищета индейцев Америки [Электронный ресурс] // Picabu. URL: https://pikabu.ru/story/rezervatsii_ssha_v_xxi_veke_blesk_i_nishcheta_indeyt-sev_ameriki_6709426 (дата обращения: 08.01.2023).

Российская молодежь рассказала о своих ценностях и приоритетах [Электронный ресурс] // Санкт-Петербургские ведомости. URL: https://spbvedomosti.ru/news/country_and_ world/rossiyskaya-molodezh-rasskazala-o-svoikh-tsennostyakh-i-prioritetakh/ (дата обращения: 08.01.2023).

Савин, Л. (2017) Что нового в новой Стратегии национальной безопасности США [Электронный ресурс] // ПРАВДИНФОРМ. 20.12.2017. URL: http://trueinform.ru/modules. php?name=Laid&file=article&sid=20617 (дата обращения: 08.01.2023).

Салькова, А. (2020) В США линчуют: полиция убивает чернокожих втрое чащей белых [Электронный ресурс] // Газета.ru. URL: https://www.gazeta.ru/science/2020/06/25_a_ 13130449.shtml (дата обращения: 08.01.2023).

Страна свободы и равенства. Как в Америке уничтожили миллионы индейцев (2017) [Электронный ресурс] // Рамблер. URL: https://news.rambler.ru/other/38732621/ ?utm_ content=news_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink (дата обращения: 08.01.2023).

Турков, М. (2022) США. Принудительная Стерилизация [Электронный ресурс] // Про-за.ру URL: https://proza.ru/avtor/mturkov (дата обращения: 08.01.2023).

Ураимов, А. (2014) Канадский холокост [Электронный ресурс] // Официальный сайт движения «Народный собор». URL: https://narodsobor.ru/2014/06/29/21579-kanadskij-xolokost/ (дата обращения: 08.01.2023).

Усманова, А. Р. (2000) Умберто Эко: парадоксы интерпретации. Минск : Пропилеи. 200 с.

Феоктистов, В. М. Новая концепция национальной безопасности Китая как выражение системы трансформирующихся культурно-цивилизационных ценностей в условиях глобализации [Электронный ресурс] // Портал Восток. URL: https://www.portal-vostok.ru/ index.php/kitaj/sovremennost/53-novaya-kontseptsiya-natsionalnoj-bezopasnosti-kitaya-kak-vyrazhenie-sistemy-transformiruyushchikhsya-kulturno-tsivilizatsionnykh-tsennostej-v-usloviyakh-globalizatsii (дата обращения: 08.01.2023).

Юмашева, И. (2021) Семейные ценности как ключевой механизм «мягкой силы» России [Электронный ресурс] // Парламентская газета. URL: https://www.pnp.ru/columnists/ semeynye-cennosti-kak-klyuchevoy-mekhanizm-myagkoy-sily-rossii.html (дата обращения: 08.01.2023).

Eco, U. (1986) Travels in Hyperreality. San Diego: Harcourt Brace Jovanovich. 324 р.

Gans, H. J. (1985) American Popular Culture and high Culture in a Changing Class Structure // Prospects: An Annual of American Cultural Studies. Cambridge University Press. Vol. 10. Pp. 4-21.

Villarosa, L. (2022). Under the Skin. The hidden toll of racism on American lives and on the health of our nation. Doudbleday Books. 288 p.

Дата поступления: 11.04.2023 г.

TRADITIONAL VALUES: WHAT IT MEANS TO RUSSIA AND TO THE WESTERN WORLD

A. V. Kostina Moscow University for the Humanities

Today, at a time when the outline of a new world order is taking shape, and the world is shifting from unipolarity to actual multipolarity, the following idea becomes obvious. The reason of inter-civilisational faults, which have considerably deepened recently, is the fundamental difference between the value systems which define the strategies of each actor in the global geopolitics. And if this is so, another thing becomes obvious as well — it is values that act as the main target in modern hybrid and consciental wars, and the victory in such wars correlates with the possibility to defend and stand up for one's metaphysical values, one's image of the future. Traditional values for Russia and for countries with centuries-old history are of greater importance, much greater than for such countries as the USA, whose history is the history of Caucasian migrants, not including the ideas of either Native American population or African Americans who were displaced to that country. Leaving out the values of these ancient nations is characteristic of the USA, which declared the "protection of LGBT communities" as high-priority imperatives. At the same time, within Russia, all its 190 peoples and nationalities maintain the link with their history and therefore have a special attitude towards the family and the lineage, which harmonises with innovations, technologies, and aspiration for the future.

Keywords: values; Russia; history; traditions; cultural heritage; future

REFERENCES

Arutiunova, N. D. (2000) O styde i sovesti. In: Logicheskii analiz iazyka: Iazyki etiki / ed. by N. D. Arutiunova. Moscow, Iazyki russkoi kul'tury. 444 p. Pp. 54-77. (In Russ.).

Baiden podpisal ukazy o «vosstanovlenii roli SShA v mirovom soobshchestve». Novosti stran Tsentral'noi Azii [online] Available at: https://central-asia.news/kirgiziya/politika-kirgiziya/baiden-podpisal-ykazy-o-vosstanovlenii-roli-ssha-v-mirovom-soobshestve (accessed: 08.01.2023). (In Russ.).

Biriukov, V. (2022) «Rossiia — ugroza, Kitai — konkurent»: osnovnye tezisy Strategii natsbe-zopasnosti SShA. Voennoe obozrenie. Analitika [online] Available at: https://topwar.ru/203900-rossija-ugroza-kitaj-konkurent-osnovnye-tezisy-strategii-nacionalnoj-bezopasnosti-ssha-v-kon-tekste-vneshnepoliticheskih-planov-vashingtona.html (accessed: 08.01.2023). (In Russ.).

Bodriiar, Zh. (2000) Amerika / transl. from French by D. Kalugin. Saint-Petersburg, Vladimir Dal'. 203 p. (In Russ.).

V SShA rastet razryv mezhdu bogatymi i bednymi. RG.RU [online] Available at: https://rg.ru/2020/07/15/v-ssha-rastet-razryv-mezhdu-bogatymi-i-bednymi.html (accessed: 08.01.2023). (In Russ.).

V Turtsii ob»iasnili vykhod iz Stambul'skoi konventsii po zashchite prav zhenshchin. RIA Novosti [online] Available at: https://ria.ru/20210321/turtsiya-1602231081.html (accessed: 08.01.2023). (In Russ.).

Gofman, A. B. (1989) Traditsiia. In: Filosofskii entsiklopedicheskii slovar' [online] Available at: http://philosophy.niv.ru/doc/dictionary/philosophical/fc/slovar-210-2.htm#zag-2241 (accessed: 08.01.2023). (In Russ.).

Gudkov, L. (2004). Negativnaia identichnost' : stat'i 1997-2002 godov. Moscow, Novoe lit. obozrenie ; VTsIOM-A. 807 p. (In Russ.).

Ezhegodnyi monitoring tsennostnykh orientatsii sovremennoi molodezhi 2022 god [online] Available at: https://xn—80adrabb4aegksdjbafk0u.xn—plai/upload/iblock/df6/rj7mhwnp0lcc8 ppmas4d35zfdd3pbu5c.pdf (accessed: 08.01.2023). (In Russ.).

Zolotarev, O. V. (2015) Sovetskii Soiuz v 1930-e gody: povorot v ideologii i istoricheskoe obra-zovanie. Intelligentsiia i mir, no. 1, pp. 28-38. (In Russ.).

Zybunovskaia, N. V. (2012) Tsennost' sem'i v massovom soznanii rossiian (sotsiologicheskii anal-iz). Sotsiologiia vlasti, no. 1, pp. 66-72. (In Russ.).

Il'inskii, I. M. (2022). Doklad na XVIII Mezhdunarodnoi konferentsii «Vysshee obrazovanie dlia XXI veka»: «Vospitanie — vyzovy sovremennosti». Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 4, pp. 5-17. DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2022A1 (In Russ.).

Kapitsa, S. P. (1996) Fenomenologicheskaia teoriia rosta naseleniia Zemli. Uspekhi fizicheskikh nauk, vol. 166, no. 1, pp. 63-80. (In Russ.).

Kostina, A. V. (2011) Natsional'no-kul'turnaia identichnost' v situatsii dialoga kul'tur. Informatsionnyi gumanitarnyi portal «Znanie. Ponimanie. Umenie», no. 6, pp. 5-12 [online] Available at: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2011/6/Kostina_National-and-Cultural-Identity/ (accessed: 02.03.2023). (In Russ.).

Kostina, A. V. (2016). Obshchestvo potrebleniia i tsennosti rossiiskoi tsivilizatsii. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 4, pp. 45-55. (In Russ.).

Lapin, N. I. (2003) Kak chuvstvuiut sebia, k chemu stremiatsia grazhdane Rossii. Rezul'taty monitoringa «Nashi tsennosti i interesy segodnia» (1990-2002 gg.). Mir Rossii. Sotsiologiia. Etnologiia, no. 4, pp. 120-159. (In Russ.).

Loginova, K. (2020) Rasistskii virus: pochemu zhertv pandemii v SShA bol'she sredi cher-nokozhikh. Izvestiia [online] Available at: https://iz.ru/1003015/kseniia-loginova/rasistskii-virus-pochemu-zhertv-pandemii-v-ssha-bolshe-sredi-chernokozhikh (accessed: 08.01.2023). (In Russ.).

Losskii, N. (1990) Kharakter russkogo naroda. Book 2. Moscow. (In Russ.).

Lunacharskii, A. V. (1925) Problemy narodnogo obrazovaniia : sb. statei. 2nd ed. Moscow, Ra-botnik prosveshcheniia. 224 p. (In Russ.).

Malaia sovetskaia entsiklopediia : in 10 vols. (1930) / editorial board: D. L. Veis, M. B. Vol'f-son, A. I. Dogadov et al. ; ed. by N. L. Meshcheriakov. Moscow, Sovetskaia entsiklopediia, 1928-1931. Vol. 5. 958 p. (In Russ.).

Malaia sovetskaia entsiklopediia : in 10 vols. (1931) / editorial board: D. L. Veis, M. B. Vol'fson, A. I. Dogadov et al. ; ed. by N. L. Meshcheriakov. Moscow, Sovetskaia entsiklopediia, 1928-1931. Vol. 6. 990 p. (In Russ.).

Malozemov, S. I. and Lashmanova, I. E. (2021) Problema rasovoi diskriminatsii indeitsev Severnoi Ameriki (konets XV — pervaia polovina XIX v.). Kontentus, no. 5, pp. 34-42. (In Russ.).

Mel'nikov, A. (2020) Plemenam indeitsev sud vernul polovinu Oklakhomy. Zhurnalistskaia Pravda [online] Available at: https://jpgazeta.ru/plemenam-indejczev-sud-vernul-polovinu-okla-homy/ (accessed: 08.01.2023). (In Russ.).

Natsional'nyi i etnicheskii sostav Rossii. Rosinfostat [online] Available at: https://rosinfo-stat.ru/natsionalnyj-sostav/ (accessed: 08.01.2023). (In Russ.).

Obama ob'iavil zashchitu prav seksual'nykh men'shinstv prioritetom vneshnei politiki SShA. InterFaks [online] Available at: https://www.interfax.ru/russia/220625 (accessed: 08.01.2023). (In Russ.).

Pervokursnik MosGU. Sotsiologicheskoe issledovanie. 2022 (2022). Moscow, Moscow Univ. for the Humanities. 58 p. (In Russ.).

Politseiskii bespredel v demokratichnoi Amerike. Podborki video na kanale YouTube. YouTube [online] Available at: https://www.youtube.com/watch?v=7bZbJRkOUgk (accessed: 08.01.2023). (In Russ.).

Politsiia v SShA za mesiats ubila bol'she, chem v Britanii za sto let. 2015, April, 3 [online] Available at: https://marc-aureli.livejournal.com/57603.html (accessed: 08.01.2023). (In Russ.).

Polonskaia, L. (2022) Ukradennye deti. O kul'turnom genotside indeitsev v Kanade. Topos. Literaturno-filosofskii zhurnal [online] Available at: https://www.topos.ru/article/zhizn-kak-est/ukradennye-deti-o-kulturnom-genocide-indeycev-v-kanade (accessed: 08.01.2023). (In Russ.).

Predely rosta: Doklad po proektu Rimskogo kluba «Slozhnye polozheniia chelovechest-va» (1991) / D. Kh. Medouz, D. L. Medouz, I. Renders, V. V. Berens ; transl. from English ; ed. by D. N. Kavtaradze. Moscow, Moscow State Univ. 205 p. (In Russ.).

Prezident Donal'd Tramp provozglashaet strategiiu natsional'noi bezopasnosti, napravlennuiu na prodvizhenie amerikanskikh interesov. Perevod «InoSMI.RU». PRAVDINFORM [online] Available at: http://trueinform.ru/modules.php?name=Laid&sid=20585 (accessed: 08.01.2023). (In Russ.).

Rezervatsii SShA v XXI veke: blesk i nishcheta indeitsev Ameriki. Picabu [online] Available at: https://pikabu.ru/story/rezervatsii_ssha_v_xxi_veke_blesk_i_nishcheta_indeytsev_ameri-ki_6709426 (accessed: 08.01.2023). (In Russ.).

Rossiiskaia molodezh' rasskazala o svoikh tsennostiakh i prioritetakh. Sankt-Peterburgskie vedomosti [online] Available at: https://spbvedomosti.ru/news/country_and_world/rossiyskaya-molodezh-rasskazala-o-svoikh-tsennostyakh-i-prioritetakh/ (accessed: 08.01.2023). (In Russ.).

Savin, L. (2017) Chto novogo v novoi Strategii natsional'noi bezopasnosti SShA. PRAVDINFORM [online] Available at: http://trueinform.ru/modules.php?name=Laid&file=article& sid=20617 (accessed: 08.01.2023). (In Russ.).

Sal'kova, A. (2020) V SShA linchuiut: politsiia ubivaet chernokozhikh vtroe chashchei belykh. Gazeta.ru [online] Available at: https://www.gazeta.ru/science/2020/06/25_a_13130449.shtml (accessed: 08.01.2023). (In Russ.).

Strana svobody i ravenstva. Kak v Amerike unichtozhili milliony indeitsev (2017) Rambler [online] Available at: https://news.rambler.ru/other/38732621/?utm_content=news_media& utm_medium=read_more&utm_source=copylink (accessed: 08.01.2023). (In Russ.).

Turkov, M. (2022) SShA. Prinuditel'naia Sterilizatsiia. Proza.ru [online] Available at: https://proza.ru/avtor/mturkov (accessed: 08.01.2023). (In Russ.).

Uraimov, A. (2014) Kanadskii kholokost. Ofitsial'nyi sait dvizheniia «Narodnyi sobor» [online] Available at: https://narodsobor.ru/2014/06/29/21579-kanadskij-xolokost/ (accessed: 08.01.2023). (In Russ.).

Usmanova, A. R. (2000) Umberto Eko: paradoksy interpretatsii. Minsk, Propilei. 200 p. (In Russ.).

Feoktistov, V. M. Novaia kontseptsiia natsional'noi bezopasnosti Kitaia kak vyrazhenie sistemy transformiruiushchikhsia kul'turno-tsivilizatsionnykh tsennostei v usloviiakh globalizatsii. Portal Vostok [online] Available at: https://www.portal-vostok.ru/index.php/kitaj/sovremennost/53-novaya-kontseptsiya-natsionalnoj-bezopasnosti-kitaya-kak-vyrazhenie-sistemy-trans-formiruyushchikhsya-kulturno-tsivilizatsionnykh-tsennostej-v-usloviyakh-globalizatsii (accessed: 08.01.2023). (In Russ.).

Iumasheva, I. (2021) Semeinye tsennosti kak kliuchevoi mekhanizm «miagkoi sily» Rossii. Parlamentskaia gazeta [online] Available at: https://www.pnp.ru/columnists/semeynye-cennos-ti-kak-klyuchevoy-mekhanizm-myagkoy-sily-rossii.html (accessed: 08.01.2023). (In Russ.).

Eco, U. (1986) Travels in Hyperreality. San Diego, Harcourt Brace Jovanovich. 324 p.

Gans, H. J. (1985) American Popular Culture and high Culture in a Changing Class Structure. In: Prospects: An Annual of American Cultural Studies. Cambridge University Press. Vol. 10. Pp. 4-21.

Villarosa, L. (2022). Under the Skin. The hidden toll of racism on American lives and on the health of our nation. Doudbleday Books. 288 p.

Submission date: 11.04.2023.

Костина Анна Владимировна — доктор философских наук, доктор культурологии, профессор, проректор по учебной и воспитательной работе Московского гуманитарного университета, академик Международной академии наук (г. Инсбрук, Австрия). Адрес: 111395, Российская Федерация, г. Москва, ул. Юности, 5. Тел.: +7 (499) 374-75-95. Эл. адрес: Anna_Kos-tina@inbox.ru

Kostina Anna Vladimirovna, Doctor of Philosophy, Doctor of Cultural Studies, Professor, Vice-Rector for Academic Affairs and Education, Moscow University for the Humanities, Member, International Academy of Sciences (Innsbruck, Austria). Postal address: 5, Yunosti St., Moscow, Russian Federation, 111395. Tel.: +7 (499) 374-75-95. E-mail: Anna_Kos-tina@inbox.ru

РО!: 10.17805^ри.2023.2.8

О диалектическом уме и исторической реальности

Э. Ф. Макаревич

Московский гуманитарный университет

В этом эссе речь идет о диалектическом уме, по сути, о диалектической логике, понимании ее роли в познании и развитии мира и страны. Это понимание во многом было определено личностью выдающегося советского философа Эвальда Васильевича Ильенкова. Именно он стал лидером борьбы с догмами официальной советской философии, влиявшей на образование, политику и пропаганду в Советском Союзе. Интерпретация диалектической логики по Ильенкову позволяет понять особенности конкурентов диалектики в познании и изменении мира, прежде всего позитивизма. Именно с позиции диалектики в эссе рассматривается сущность государственного ума, которым должен обладать лидер страны.

Ключевые слова: история; диалектическая логика; диалектико-материалистический метод познания мира; диалектический ум; государственный ум; позитивизм; К. Маркс; Ф. Энгельс; И. Кант; В. Ленин; Э. Ильенков; Э. Соловьев; Ю. Хабермас; Дж. Кеннан

ВВЕДЕНИЕ

В наше время, когда современный мир пребывает в состоянии различного рода кризисов — геополитических, экономических, экологических, информационных и гуманитарных, — огромное значение приобретает интеллектуальная и этическая культура лидеров и мышление аналитиков. Главным инструментом этой культуры является философия как метод познания исторической реальности. В первом ряду здесь стоит метод диалектической логики, творцом которой в советское время был выдающийся мыслитель Эвальд Васильевич Ильенков, по сути, стоявший у истоков нового марксизма. Именно его диалектическая логика позволяет определить критерии диалектического государственного ума, который рождает эффективные и этически выверенные решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.