Научная статья на тему 'ТРАДИЦИОННЫЕ СПОСОБЫ ПРОИЗВОДСТВА ПРИРОДНЫХ КРАСИТЕЛЕЙ И КРАШЕНИЯ ШЕРСТИ У ИНГУШЕЙ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ'

ТРАДИЦИОННЫЕ СПОСОБЫ ПРОИЗВОДСТВА ПРИРОДНЫХ КРАСИТЕЛЕЙ И КРАШЕНИЯ ШЕРСТИ У ИНГУШЕЙ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
136
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШЕРСТЬ / ПРИРОДНЫЕ КРАСИТЕЛИ / ПРОТРАВА / КРАШЕНИЕ / РАСТЕНИЯ / КОРНИ / ЛИСТЬЯ / КОРА / СОЦВЕТИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Акиева Хава Магомедовна

В статье рассматриваются традиционные способы производства природных красителей, раскрываются особенности технологии правильного крашения с применением натуральных ингредиентов. Антропология цвета в культуре ингушей базировалась на двухуровневой основе: с одной стороны, она была связана с естественно-средовыми условиями окружения, с другой - формировалась под влиянием исторической практики и жизнедеятельности народа. Рассматриваются технологические издержки, которые возникают при производстве натуральных красителей в домашних условиях. Отмечается, что к началу ХХ в. на территории Северного Кавказа происходит постепенный переход от применения натуральных красителей к более дешевым и менее трудоемким фабричным аналогам. Автором представлен систематизированный перечень местных красильных растений и деревьев, дается информация о красильных свойствах минералов и технологии их использования в кустарном производстве ингушей в XIX-XX вв. в процессе крашения шерсти. На основе проведенного анализа делается вывод о том, что в современных условиях происходит утрата традиционного опыта производства натуральных красителей и крашения шерсти у ингушей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONAL METHODS OF PRODUCING NATURAL DYES AND WOOL DYEING AMONG THE INGUSH IN THE 19TH - EARLY 20TH CENTURIES

The paper discusses traditional methods for the production of natural dyes, the features of the technology of correct dyeing. The anthropology of color in the culture of the Ingush was based on a two-level basis: on the one hand, it was associated with the natural environmental conditions, and on the other hand, it was formed under the influence of historical practice and life. The technological costs that arise in the production of natural dyes at home are considered. The research shows that by the beginning of the twentieth century in the North Caucasus there is a gradual transition from the use of natural dyes to cheaper and less laborious factory analogues. The author presents a systematized list of local dyeing plants and trees, provides information on the dyeing properties of minerals and the technology of their use in the handicraft production of the Ingush in the 19th - 20th centuries in the process of dyeing wool. Based on the analysis, the author concludes that in modern conditions there is a loss of traditional experience in the production of natural dyes and wool dyeing among the Ingush.

Текст научной работы на тему «ТРАДИЦИОННЫЕ СПОСОБЫ ПРОИЗВОДСТВА ПРИРОДНЫХ КРАСИТЕЛЕЙ И КРАШЕНИЯ ШЕРСТИ У ИНГУШЕЙ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Научная статья

УДК 745/749:[667.27:677.31](=351.43)"18/19" ББК 85.125.6(=60)5 А 39

DOI: 10.53598 / 2410-3691-2021-3-284-139-148

ТРАДИЦИОННЫЕ СПОСОБЫ ПРОИЗВОДСТВА

ПРИРОДНЫХ КРАСИТЕЛЕЙ И КРАШЕНИЯ ШЕРСТИ У ИНГУШЕЙ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.

(Рецензирована) Хава Магомедовна Акиева

Ингушский государственный университет, г. Магас, Россия [email protected]

Аннотация. В статье рассматриваются традиционные способы производства природных красителей, раскрываются особенности технологии правильного крашения с применением натуральных ингредиентов. Антропология цвета в культуре ингушей базировалась на двухуровневой основе: с одной стороны, она была связана с естественно-средовыми условиями окружения, с другой - формировалась под влиянием исторической практики и жизнедеятельности народа. Рассматриваются технологические издержки, которые возникают при производстве натуральных красителей в домашних условиях. Отмечается, что к началу ХХ в. на территории Северного Кавказа происходит постепенный переход от применения натуральных красителей к более дешевым и менее трудоемким фабричным аналогам. Автором представлен систематизированный перечень местных красильных растений и деревьев, дается информация о красильных свойствах минералов и технологии их использования в кустарном производстве ингушей в XIX-XX вв. в процессе крашения шерсти. На основе проведенного анализа делается вывод о том, что в современных условиях происходит утрата традиционного опыта производства натуральных красителей и крашения шерсти у ингушей.

Ключевые слова: шерсть, природные красители, протрава, крашение, растения, корни, листья, кора, соцветия.

Для цитирования: Акиева Х.М. Традиционные способы производства природных красителей и крашения шерсти у ингушей в XIX - начале XX вв. // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология». 2021. Вып. 3 (284). С. 139-148. DOI: 10.53598 / 2410-3691-2021-3-284-139-148

Original Research Paper

TRADITIONAL METHODS OF PRODUCING NATURAL DYES AND WOOL DYEING AMONG

THE INGUSH IN THE 19TH - EARLY 20TH

CENTURIES

Khava M. Akieva

Ingush State University Magas Russia [email protected]

Abstract. The paper discusses traditional methods for the production of natural dyes, the features of the technology of correct dyeing. The anthropology of color in the culture of the Ingush was based on a two-level basis: on the one hand, it was associated with the natural environmental conditions, and on the other hand, it was formed under the influence of historical practice and life. The technological costs that arise in the production of natural dyes at home are considered. The research shows that by the beginning of the twentieth century in the North Caucasus there is a gradual transition from the use of natural dyes to cheaper and less laborious factory analogues. The author presents a systematized list of local dyeing plants and trees, provides information on the dyeing properties of minerals and the technology of their use in the handicraft production of the Ingush in the 19th - 20th centuries in the process of dyeing wool. Based on the analysis, the author concludes that in modern conditions there is a loss of traditional experience in the production of natural dyes and wool dyeing among the Ingush.

Keywords: wool, natural dyes, mordant, dyeing, plants, roots, leaves, bark, inflorescences.

For citation: Akieva Kh.M. Traditional methods of producing natural dyes and wool dyeing among the Ingush in the 19th - early 20th centuries // Bulletin of Adyghe State University. Series "Regional Studies: Philosophy, History, Sociology, Jurisprudence, Political Science, Cultural Studies". 2021. No.3 (284). P. 139 - 148 (in Russian). DOI: 10.53598 / / 2410-3691-2021-3-284-139-148

В кустарном шерстяном производстве крашение шерсти было одним из важных процессов не только ввиду его трудоемкости, но и в контексте смыслового значения того или иного цвета в традиционном мировоззрении ингушей. В связи с этим в процессе производства шерстяных изделий следует выделять два исследовательских среза: технологию производства красителей и последующей окраски шерстяных волокон и семантику цвета. Данная статья посвящена рассмотрению первого аспекта

Говоря о естественно-средовом природном факторе, необходимо остановиться на природных красителях, использование которых было характерно для традиционных обществ. Как известно, искусственные, в частности анилиновые, красители стали широко проникать

в регион с конца XIX в. Однако полевой материал свидетельствует, что еще во второй половине XIX в., а в некоторых высокогорных районах - вплоть до начала XX в., активно применялись натуральные краски местного производства.

Набор цветовой гаммы мастерицы напрямую зависел от богатства природных ресурсов местности. Возможность добычи на территории проживания минеральных и растительных красителей, таким образом, определяла в итоге цветовую палитру войлочных изделий.

Природные красители изготавливались из растений, древесной коры, минералов (селитры) и глины. Однако первенство в списке натуральных красителей в культурах северокавказских народов имели корни растений семейства мареновых. Различная технология

производства позволяла получить широкий диапазон оттенков красного - от темно-красного и темно-коричневого до розового и светло-коричневого. Спектральные оттенки определялись также сезоном сбора и видом используемого в кустарном производстве многолетнего растения семейства мареновых, которых всего насчитывается чуть больше полусотни. Надо сказать о том, что и отдельные части этого растения давали разный оттенок: сердцевина корня - ярко-красный, листья и кожица - коричневый. Народные умельцы экспериментировали, сочетая марену с другими растениями - природными красителями, например, при смешении красного оттенка корня марены с темно-синим василька или корней птичьей гречишки получался фиолетовый, а при соединении красного и желтого цвета, получаемого от щавеля курчавого - оранжевый [1].

В горной Ингушетии жители сел собирали и продавали корень марены, широко используемый для крашения шерсти и пряжи. Сбор и продажа марены были для отдельных семей единственным источником существования. Впоследствии красильные свойства марены стали использоваться в фабричном производстве, например, у «московских, владимирских, тверских фабрикантов Барановых, Зубатовых, Малютиных, Лепешкиных и др.» [2; 67]. Именно поэтому посадка и сбор марены в регионе быстрыми темпами развивались до 70-х годов XIX в.

Ко второй половине XIX в. в Ингушетии и Чечне оформились центры по производству крашеных войлоков. В селах функционировали небольшие красильные мастерские. Таких войлоков в Терской области производилось на 800 тысяч рублей в год, в Дагестане - на 275 тысяч, на Кубани - на 52 тысячи [3; 65].

Проникновение искусственных анилиновых красителей на Северный Кавказ относится к концу XIXв. Так, А.М. Соколов в своей

работе 1900 г. отмечает, что «кустари-красильщики, соблазняемые отчасти дешевизною, отчасти простотою приемов при окрашивании» неустойчивыми анилиновыми красками, «стали в последнее время прибегать к ним в прямой ущерб достоинству изделий» [4; 4]. Проникновение анилиновых красок на Кавказ вызывает у автора опасения в связи с «угрозой совершенно уронить достоинства знаменитых местных ковров» [4; 4].

Несмотря на то, что в горной местности вплоть до начала XX в. мастерицы, согласно полевому материалу, письменным источникам и этнографическим музейным коллекциям, еще пользовались натуральными красителями, это умение стало уходить в прошлое вместе с общей тенденцией увядания кустарного войлочного производства, постепенно теряющего свои позиции в конкуренции с более дешевым фабричным. С течением времени опыт изготовления и использования природных красителей был практически утрачен не только ингушами, но и, к сожалению, другими народами Северного Кавказа.

Попытки возрождения на практике традиционного искусства вой-локоваляния, ковроделия, техники изготовления природных красителей впервые была предпринята в Республике Ингушетия в 1996-1998 гг. профессором Х.А. Акиевым. Не имея поддержи со стороны государственной власти, в тяжелых условиях экономического кризиса и событий на Северном Кавказе, эта работа не получила своего дальнейшего развития. В настоящее время, пытаясь возродить народный войлочный промысел, местные школы народного творчества и мастерские пока еще используют искусственные красители. В этом плане показателен пример Республики Дагестан, где д. и. н. М.М. Магомедхановым возрождено традиционное ковровое производство с использованием природных красителей.

Исследовательский интерес к данному виду декоративно-прикладного творчества начали проявлять с конца XIX в. [5, 6; 94-117, 7, 8, 9]. Известны работы советского времени, в которых акцент делался на экономической составляющей данного вида традиционного производства [9, 10, 11, 12, 13, 14; 77-86] либо на его историко-этнографической стороне [15, 16, 17, 18]. Непосредственно

о технологии производства натуральных красителей основная информация носит полевой характер.

Натуральные красители обладали рядом несомненных качеств. В частности, благодаря растительным красителям и их сочетанию достигалась разнообразная палитра цветов, оттенки получались мягкими, цвет обладал стойкостью и был безвреден для здоровья.

Рис. 1. Войлочный двухцветный ковер. XVIII в. Коллекция автора.

Технологически процесс изготовления красителя из различных природных растительных средств практически одинаков. Как правило, из какой-либо части растения или дерева, предварительно измельченной, во время кипячения готовился отвар, либо путем длительного вываривания получали более густую консистенцию, либо краситель получали путем настаивания в воде ингредиента (обычно это занимало пару дней).

Для изготовления красителя мастерицы могли использовать свежие и высушенные травы, листья деревьев, плоды кустарников и т.д. Если используется сухой продукт, то первоначально его заливали водой и давали отстояться около полусуток. Затем, долив немного воды, грели около двух часов, не доводя до кипения. После полученный отвар разводили с теплой водой в посуде для крашения.

Иногда перед крашением шерсть (предварительно очищенную от грязи, схваченную нитяной связкой, промытую в теплой мыльной воде, затем многократно и хорошо пропо-лощенную в холодной воде) пропитывали протравами для крепкого сцепления с краской. Для этого ее пропаривали в теплой воде с разведенной протравой или могли оставить на ночь (главным было, чтобы вода не была слишком горячей, иначе шерсть сваляется). В этом случае цвет окрашиваемого изделия мог разительно отличаться от разведенной в сосуде краски. О таком способе крашения с протравами упоминает еще Плиний, отмечая, что «хотя в котле краска одного цвета, ткань, когда ее вынимают, отливает различными цветами, в зависимости от тех протрав, которыми она была обработана» [19; 154].

Пропитывания протравами можно было избежать, в случае если их

разводили в воде вместе с краской. В третьем случае, наиболее распространенном, протраву использовали после крашения, так как это давало больше возможностей в ее подборе. Протрава также влияла на степень насыщенности цвета, так как без ее использования одна и та же краска давала разные оттенки. И.П. Ще-блыкин отмечает, что излюбленными тонами ингушских войлочных ковров являются «ярко-желтые, оранжевые, красные, ярко-зеленые и некоторые другие» [20; 454]. В целом преобладали теплые цвета.

В процессе крашения могли иногда использовать соду, соль, золу и урину (крупного рогатого скота) - для прочности и закрепления краски, казеиновый клей (который готовился из обезжиренного творога козьего или коровьего молока в сочетании с содой) - для получения более густой массы, иногда с протравой железным купоросом. Протравой служили прокисшее молоко (сыворотка), квасцы. Иногда использовали ферментированную урину, соединяя ее с мареной обязательно в глиняной таре, давали некоторое время побродить и затем опускали в получившийся раствор шерсть. В таком случае соли алюминия служат протравой. Аналогично могли использовать любые железные предметы, которые в сочетании с уриной давали окислы, таким образом можно было получить рыжий

цвет. Большое количество серных и других минеральных источников в местной природной среде позволяло использовать их в процессе крашения.

Для расширения цветового диапазона, достижения необходимого цветового оттенка «практиковалось комбинирование двух или нескольких красящих веществ и использование сильно пигментированных земли, глины, минералов, древесной золы и сажи» [21; 11]. Следует назвать основные глиноземные протравы, которые использовали при крашении: квасцы белые (покупные; давали желто-серый цвет); сернокислый глинозем (продукт, получаемый путем растворения глиноземсодержа-щих веществ (глины) в серной кислоте); хромовые квасцы (или двойные соли, получали посредством смешивания горячих водяных растворов сульфатов металлов); хромпики (натриевая и калиевая соль); железный (зеленый) и медный (синий) купорос; винный камень (получали при брожении виноградного сока).

Автором предлагается примерный список природных красителей, распространенных в регионе и используемых для крашения шерсти. Перечень используемых для крашения растительных красителей сгруппирован и представлен ниже в таблице - с указанием, из какой именно части растения/дерева какой цвет можно получить.

№ п/п Название растений/ деревьев Из чего получают краску Цвет и окрашиваемые материалы

РАСТЕНИЯ

1 Свидина южная (сем. кизиловые) Листья (водный и содовый экстракт) Желтый, оливковый, черно-коричневый

2 Молочай прутьевидный (инг.: вирашург») [22; 232] Надземная часть Желтый, зеленый, черный

3 Солодка голая(лакрица) Надземная часть, корни корневища, листья Окрашивают по протраве в различные тона

4 Герань лесная Корневища, листья Черный

5 Герань сибирская Надземная часть Черный и желтый

№ п/п Название растений/ деревьев Из чего получают краску Цвет и окрашиваемые материалы

6 Зверобой продырявленный Цветки Золотистый и зеленый

7 Душица обыкновенная (инг.: 1умар буц») [22; 113] Надземная часть, цветки Различные тона в зависимости от протравы: оранжевый, красный

8 Дубровник белый Корни Ржаво-коричневый и темно-желтый

9 Алтей лекарственный Цветки Красный (по протраве), серый, синевато-черный и темно-фиолетовый

10 Хатьма тюрингенская (собачья роза) Листья, цветки Зеленый, синий, розовый

11 Чистотел большой (инг.: «йод буц»)[22; 424] Корни, надземная часть Желтый и его тона

12 Водяной перец. Горец перечный и др. гречишные Надземная часть Желтые, золотистые, черные и цвет хаки (в зависимости от протравы)

13 Щавель обыкновенный, кислый (инг.: «мисторг») [22; 433] Корни Полевой, коричневый и черный по протраве

14 Щавель туполистый Корни Красный (коричневые оттенки)

15 Щавель курчавый Надземная часть, листья Желтый, оливковый

16 Вербейник обыкновенный (инг.: хьазилг буц») [22; 77] Свежие корни, листья; надземная часть Желтый, коричневый

17 Крапива (инг.: «ниташ») [22; 182] Листья Коричневый

18 Горечавка (всего на Кавказе насчитывают до 30 видов горечавки) Цветки Синий

19 Красавка кавказская Цветки Синий

20 Василек луговой, синий (инг.: «сигалб1арг») [22; 223] Цветки Синий

21 Зверобой (инг.: «1аьрждарий буц»)[22; 127] Цветки Красный

22 Ксантория (лишайник) Надземная часть Бордовый

23 Вайда Листья Темно-сине-зеленый, желто-зеленый

КУСТАРНИКИ

24 Держи дерево Плоды незрелые Розовый, розово-лиловый

25 Чабрец (инг.: «кондар») [22; 413] Соцветия Розовый

26 Боярышник отогнуточашелистковый (инг.: «г1иринг») [22; 49-50] Кора, ветви, листья Красный

№ п/п Название растений/ деревьев Из чего получают краску Цвет и окрашиваемые материалы

27 Шиповник коричневый (инг.: хьандирг») [22; 429] Плоды Желтый, светло-коричневый

28 Черника Ягоды Синий, фиолетовый

29 Туполистный щавель Корни Красный

30 Марена красильная Кора, ветви, листья, корни Все оттенки красного

31 Манжетка обыкновенная Листья, корни Серо-зеленый

32 Бузина черная (инг.: «ч1инжарг1») [22; 54] Ягоды Черный, различные оттенки серого и фиолетового

33 Кермек широколистный Соцветия Черный

34 Мирикария лисохвостовидная Соцветия Черный

35 Крушина ломкая, слабительная (инг.: «ц1он») [22; 187] Кора, листья, соцветия Оливковый, коричневый

36 Барбарис обыкновенный (инг.: «мистадар») [22; 27] Стебли, корни Желтый, оранжевый

37 Лещина обыкновенная (инг.: хьуна б1ар»)[22; 200] Кора Коричневый

38 Бирючина обыкновенная (инг.: «берза комар») [21; 42] Кора, плоды Коричневый (различные тона в зависимости от протравы)

39 Ежевика (инг.: «мангал-комар») [22;120] Ягоды Фиолетовый, темно-синий

ДЕРЕВЬЯ

40 Можжевельник (инг.: зазгаш») [22; 230] Ягоды, кора Желто-зеленый

41 Скумпия Листья Желтый, коричневый

42 Клен платановидный (инг.: «къоахк»)[22; 144] Листья Желтый

43 Ива обыкновенная (инг.: «дак»)[22; 140,142] Кора Коричневый

44 Дикая яблоня (инг.: «хьуна 1аж») [22; 439] Кора Желтый, зеленый

45 Алыча (инг.: «хьуна хьаг») [22; 16] Кора Зеленый, коричневый

46 Грецкий орех (инг.: «боча б1ар»)[22; 265] Листья, скорлупа в разное время созревания Желтый, коричневый разной степени интенсивности, черный -кожура незрелого ореха

47 Граб кавказский Кора (водный отвар) Желтый

48 Облепиха крушиновидная (инг.: «наркаш») [22; 352] Листья, ветви, плоды Различные тона желтого цвета

№ п/п Название растений/ деревьев Из чего получают краску Цвет и окрашиваемые материалы

49 Дуб (инг.: «наж») [22; 108] Листья; кора молодых ветвей и тонких стволов Черный, желтый, зеленый, темно-коричневый; отвар коры давал насыщенность черной шерсти

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

50 Ясень высокий (инг.: «къаьхь эсти»)[22; 443] Кора Синий, коричневый, черный

51 Жостер слабительный (инг.: «че коачяр») [22; 124] Кора древесины; плоды дерева -зрелые и перезрелые; плоды дерева (незрелые ядовитые) Различные оттенки зеленого (по протраве); изумрудная и пурпурно-красная; желтый

52 Ольха (инг.: миТинг») [22; 261] Кора Желтый, коричневый; отвар коры давал насыщенность черной шерсти

Таким образом, производство природных красителей и окрашивание -шерсти трудоемкий, технологически многостадийный процесс. Для создания природных красителей требуются достаточные временные затраты на сбор сырья (ориентированный на сезонные изменения природы), на высушивание (при необходимости), создание нужной консистенции (отстаивание, упаривание, смешение с другими ингредиентами). Аналогичная работа должна проводиться

с сырьем как перед окрашиванием (протравливание, вымачивание), так и после него - многократное полоскание в прохладной воде.

Потеря информации о традиционных способах производства натуральных красителей, об особенностях местных красильных растений и минералов, о технологии правильного крашения (с использованием нескольких цветов) сегодня затрудняет процесс возрождения этого вида кустарного промысла.

Примечания:

1. ПМА: Тетрадь № 3 (2014 г.). Информатор: Татиева Петимат Юсуповна, 1924 г.р. с. Галашки.

2. Гриценко Н.П. Города Северо-Восточного Кавказа и производительные силы края V - середины XIX века. Ростов-на-Дону: РГУ, 1984.

3. Шавлаева Т.М. Из истории развития шерстяного промысла у чеченцев в XIX - начале XX в. Нальчик, 2009.

4. Соколов А.М. Кустарные ремесла. Крашение шерсти. Санкт-Петербург, 1900.

5. Броневский С. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. Ч. 2. Москва, 1823.

6. Вертепов Г.А. Очерки кустарных промыслов в Терской области // Терский сборник. Владикавказ, 1897. Вып. 1. С. 94-117.

7. Марграф О.В. Очерк кустарных промыслов Северного Кавказа с описанием техники производства. Москва, 1882.

8. Грабовский Н.Ф. Экономический и домашний быт жителей Горского участка Ингушского округа // ССОКГ. Тифлис, 1870. Вып. III.

9. Пиралов А.С. Краткий очерк кустарных промыслов Кавказа. Санкт-Петербург, 1913.

10. Лысенков П.Л. Заметки о памятниках материальной культуры и об изобразительном искусстве Чечено-Ингушетии. Грозный, 1938.

11. Гриценко Н.П. Города Северо-Восточного Кавказа и производительные силы края V - середины XIX века. Грозный, 1984.

12. Гриценко Н.П. Ремесла и местная кустарная промышленность по переработке сельскохозяйственного сырья. Грозный, 1972.

13. Хасиев С.-М.А. Из истории развития кустарных промыслов чеченцев и ингушей в дореволюционном прошлом // Хозяйство и хозяйственный быт народов Чечено-Ингушетии. Грозный: ЧИИИСФ, 1983.

14. Горчханова Г.А. К состоянию кустарных промыслов и обрабатывающей промышленности в пореформенной Чечено-Ингушетии // Вопросы политического и экономического развития Чечено-Ингушетии (XVII-XX вв.). Грозный: ЧИИИСФ, 1986. С. 77-86.

15. Студенецкая Е.Н. Одежда народов Северного Кавказа XVIII-XX вв. Москва, 1989.

16. Акиева Х.М. Прикладное искусство чеченцев и ингушей (XIX - начало XX в.). Грозный, 1984.

17. Хасбулатова З.И. Народно-декоративное искусство чеченцев и ингушей и его связь с семейно-бытовыми условиями // Искусство народных художественных промыслов Северного Кавказа. Махачкала, 1989.

18. Акиев Х.А. Пути развития декоративно-прикладного искусства (XVIII - XIX вв.) // Малая Азия и Северный Кавказ. Рукопись монографии // Государственный архив Республики Ингушетия. Документы и материалы Акиева Х.А.

19. Лукас А. Материалы и ремесленные производства Древнего Египта / пер. Б.Н. Савченко; под общ. ред. В.В. Авдиева. Москва, 1958.

20. Щеблыкин И.П. Искусство ингушей в памятниках материальной культуры Ингушетии: сб. ст. / сост. А.Х. Танкиев. Саратов, 1999.

21. Гамзатова П.К. Естественные красители для тканей у аварцев в XIX - начале XX вв. // Известия дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. 2010. № 3 (12).

22. Фаргиев А.И. Растительный мир Ингушетии. Целебные свойства растений. 2-е изд., доп. и перераб. Нальчик, 2013.

References:

1. PMA: Notebook No. 3 (2014). Informant: Tatieva Petimat Yusupovna, born in 1924. The village of Galashki.

2. Gritsenko N.P. Cities of the North-East Caucasus and productive forces of the region of the 5th - middle of the 19th century. Rostov University. 1984.

3. Shavlaeva T.M. From the history of the development of woolen craft among Chechens in the 19th - early 20th centuries. Nalchik. 2009.

4. Sokolov A.M. Handicrafts. Wool dyeing. SPb. 1900.

5. Bronevsky S. The latest geographical and historical news about the Caucasus. Part 2. M. 1823.

6. Vertepov G.A. Essays on handicrafts in the Terek region // Terek collection. Iss. 1. Vladikavkaz. 1897. P. 94-117.

7. Margraf O.V. Essay on handicrafts in the North Caucasus with the description of production techniques. M. 1882.

8. Grabovsky N.F. Economic and domestic life of the residents of the Gorsky section of the Ingush district // SSOKG. Iss. III. Tiflis. 1870.

9. Piralov A.S. A short sketch of the handicrafts of the Caucasus. SPb. 1913.

10. Lysenkov P.L. Notes on the monuments of material culture and the fine arts of Chechen-Ingushetia. Grozny. 1938.

11. Gritsenko N.P. Cities of the North-East Caucasus and the productive forces of the region the 5th - middle of the 19th century. Grozny. 1984.

12. Gritsenko N.P. Crafts and local handicraft industries for processing agricultural raw materials. Grozny. 1972.

13. Khasiev S.-M.A. From the history of the development of handicrafts of Chechens and Ingush in the pre-revolutionary past // Economy and economic life of the peoples of Chechen-Ingushetia. Grozny: CHIIISF, 1983.

14. Gorchkhanova G.A. On the state of handicrafts and manufacturing industry in the post-reform Chechen-Ingushetia // Issues of political and economic development of Chechen-Ingushetia (the 17th-20th centuries). Grozny: CHIIISF, 1986. P. 77-86.

15. Studenetskaya E.N. Clothing of the peoples of the North Caucasus of the 18th-20th centuries. Moscow, 1989.

16. Akieva Kh.M. Applied art of Chechens and Ingush (the 19th - early 20th century). Grozny, 1984.

17. Khasbulatova Z.I. National-decorative art of Chechens and Ingush and its connection with family and everyday conditions // Art of folk art crafts of the North Caucasus. Makhachkala, 1989.

18. Akiev Kh.A. Ways of development of decorative and applied arts (the 18-19th centuries) // Minor Asia and the North Caucasus. Manuscript of the monograph // State Archive of the Republic of Ingushetia. Documents and materials of Akiev Kh.A.

19. Lucas A. Materials and craft production of Ancient Egypt /translated by B.N. Savchenko; Ed. V.V. Avdiev. Moscow, 1958.

20. Shcheblykin I.P. Art of Ingush in the monuments of the material culture of Ingushetia: collection of articles / Compiled by A.Kh. Tankiev. Saratov, 1999.

21. Gamzatova P.K. Natural dyes for fabrics in Avars in the 19th - early 20th centuries // Izvestiya of the Dagestan State Pedagogical University. Social sciences and humanities. 2010. No. 3 (12).

22. Fargiev A.I. Plant world of Ingushetia. Healing properties of plants. 2nd ed., supplemented and processed. Nalchik, 2013.

Статья поступила в редакцию 05.08.2021; одобрена после рецензирования 12.08.2021; принята к публикации 16.08.2021.

The paper was submitted 05.08.2021; approved after reviewing 12.08.2021; accepted for publication 16.08.2021.

© Х.М. Акиева, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.