Научная статья на тему 'ТРАДИЦИОННЫЕ СМИ И СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА: ДИАЛЕКТИКА СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ (2021-2022)'

ТРАДИЦИОННЫЕ СМИ И СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА: ДИАЛЕКТИКА СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ (2021-2022) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
254
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ / СМИ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Крашенинникова Мария Алексеевна, Никольская Элина Сергеевна

В статье приведены результаты исследования наиболее часто используемых языковых и стилистических средств репрезентации социальных конфликтов в русскоязычных СМИ и социальных сетях в 2021-2022 гг. Авторами были рассмотрены классификации социального конфликта, представленные в академических российских и зарубежных публикациях. На их основе, а также на базе изучения синонимических рядов в статье представлена методика выделения ключевых слов по категориям, где основным является слово «конфликт». По результатам анализа было выявлено, что наибольшая активность на тему социальных конфликтов в соцсетях и СМИ была зафиксирована в феврале-апреле 2022 г. В это время наблюдается всплеск разных видов конфликта, объединенных в общее понятие социального конфликта. Обсуждения в соцсетях количественно на порядок превышают публикации в СМИ. Однако с апреля 2022 г. происходит спад выявленной тенденции. Авторы связывают это с ужесточением законодательства, блокировкой доступа к ряду ресурсов, а также усталостью аудитории от конфликтной проблематики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Крашенинникова Мария Алексеевна, Никольская Элина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONAL MEDIA AND SOCIAL MEDIA: DIALECTICS OF SOCIAL CONFLICTS (2021-2022)

It is obvious to all of us that any society is involved in the discussion of various conflicts that are related to different aspects of life: politics, economics, science, etc. What forms the public agenda can be understood if we turn to official media. However, in recent decades, with the development of technology, it has become possible to explore new media, especially social networks. The purpose of this article is to find in media publications and social networks the topic of conflicts that most often become the subject of discussion. To accomplish this task, ten categories of conflicts are distinguished, as well as keywords for each of them. The article provides a quantitative and qualitative content analysis of the publications in Russian media and social networks from June 1, 2021 to June 1, 2022. The analysis shows that official media and social networks do not differ in terms of the topic - both of them touch upon the same conflicts. The topic began to develop first in media, later social network users started to discuss it. The greatest surge in the discussion occurred in the spring of 2022 associated with the start of the special military operation of the Russian Federation in Ukraine. The decline of interest in the topic of conflict was in April 2022, which is accounted for by the tightening of legislation, the blocking of access to some of the resources and the audience’s fatigue with conflict issues.

Текст научной работы на тему «ТРАДИЦИОННЫЕ СМИ И СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА: ДИАЛЕКТИКА СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ (2021-2022)»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 10. ЖУРНАЛИСТИКА. 2022. № 5

ДИСКУССИЯ

Крашенинникова Мария Алексеевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры новых медиа и теории коммуникации, факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия; e-mail: mashagarnova@ gmail.com

Никольская Элина Сергеевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры цифровой журналистики, факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия; e-mail: elina_nik@mail.ru

ТРАДИЦИОННЫЕ СМИ И СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА: ДИАЛЕКТИКА СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ (2021-2022)1

В статье приведены результаты исследования наиболее часто используемых языковых и стилистических средств репрезентации социальных конфликтов в русскоязычных СМИ и социальных сетях в 2021—2022 гг. Авторами были рассмотрены классификации социального конфликта, представленные в академических российских и зарубежных публикациях. На их основе, а также на базе изучения синонимических рядов в статье представлена методика выделения ключевых слов по категориям, где основным является слово «конфликт». По результатам анализа было выявлено, что наибольшая активность на тему социальных конфликтов в соцсетях и СМИ была зафиксирована в феврале—апреле 2022 г. В это время наблюдается всплеск разных видов конфликта, объединенных в общее понятие социального конфликта. Обсуждения в соцсетях количественно на порядок превышают публикации в СМИ. Однако с апреля 2022 г. происходит спад выявленной тенденции. Авторы связывают это с ужесточением законодательства, блокировкой доступа к ряду ресурсов, а также усталостью аудитории от конфликтной проблематики.

Ключевые слова: конфликт, социальный конфликт, СМИ, социальные сети.

Maria A. Krasheninnikova, PhD in Philology, Assistant Professor at the Chair of New Media and Communication Theory, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia; e-mail: mashagarnova@gmail.com

Elina S. Nikolskaya, PhD in Philology, Assistant Professor at the Chair of Digital Journalism, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia; e-mail: elina_nik@mail.ru

TRADITIONAL MEDIA AND SOCIAL MEDIA: DIALECTICS OF SOCIAL CONFLICTS (2021-2022)

It is obvious to all of us that any society is involved in the discussion of various conflicts that are related to different aspects of life: politics, economics, science, etc. What forms the public agenda can be understood if we turn to official media. However, in recent decades, with the development of technology, it has become possible to explore new media, especially social networks. The purpose of this article is to find in media publications and social networks the topic of conflicts that most often become the subject of discussion. To accomplish this task, ten categories of conflicts are distinguished, as well as keywords for each of them. The article provides a quantitative and qualitative content analysis of the publications in Russian media and social networks from June 1, 2021 to June 1, 2022. The analysis shows that official media and social networks do not differ in terms of the topic — both of them touch upon the same conflicts. The topic began to develop first in media, later social network users started to discuss it. The greatest surge in the discussion occurred in the spring of 2022 associated with the start of the special military operation of the Russian Federation in Ukraine. The decline of interest in the topic of conflict was in April 2022, which is accounted for by the tightening of legislation, the blocking of access to some of the resources and the audience's fatigue with conflict issues.

Key words: conflict, social conflict, media, social networks.

DOI: 10.30547/vestnik.journ.5.2022.102128

Введение

Репрезентация социального конфликта в современном медийном пространстве представляется крайне актуальной темой, перспективной для всестороннего изучения. На сегодняшний день мы не только имеем дело с констатацией факта социального конфликта через официальные СМИ, но и можем проследить реакцию не-институционализированных медиа, лидеров мнений, аудитории в социальных сетях на те или иные конфликтные события. Социальный конфликт, безусловно, может рассматриваться с разных сторон: социологической, исторической, филологической и др.

Новизна предлагаемого исследования обусловлена его задачей — выявить динамику вовлечения «официальных» и «неофициальных» медиаигроков в процесс обсуждения различных видов социального конфликта. Полисубъектность структуры современной медиасреды, характеризующейся большим количеством институционализированных и неинституционализированных потенциальных участников публичного пространства, определила необходимость подойти к поставленной задаче с разных сторон, применяя адекватные нашей цели методику и технический инструментарий.

В настоящей статье мы попытались ответить на ряд вопросов, связанных с поиском наиболее часто встречающихся языковых и стилистических средств выразительности, применяемых для репрезентации различных социальных конфликтов в современной цифровой медиасреде. Также в рамках данного исследования авторы провели параллели между упоминаемо-стью различных видов социального конфликта в официальных СМИ и социальных сетях, проанализировали динамику роста и последующего спада интереса общества к тому или иному виду социального конфликта.

Обзор литературы

Фундамент академического изучения феномена социального конфликта заложен разными группами российских и зарубежных ученых. Исследователи в большинстве случаев опираются на фундаментальные труды западных ученых: Р. Дарендорфа (1994), Г. Зиммеля (1994), Л. Козера (2000), С. Хантингтона (2017).

В России к данной теме обращаются конфликтологи, социологи, политологи. Основные вопросы, которые интересуют ученых, сосредоточены вокруг нескольких магистральных аспектов социального конфликта. Наибольшее число научных публикаций посвящено теоретико-методологическим основам и различным типологиям конфликта (Кильмашкина, 2015; Ярычев, 2009; Хохлов, 2014; Мурашева, 2021; Сапужак, 2019; Наумова, 2012; Омелаенко, 2019 и др.). Другая линия публикаций сосредоточена вокруг историографического подхода к социальному конфликту и проблеме его теоретического познания (напр., Плотников, Шетулова, 2015).

Изучение вопросов, связанных с проблематикой социального конфликта, затруднительно без типологизации данного явления. Анализ научных публикаций, содержащих классификацию социальных конфликтов, показал диаметрально противоположные подходы к данной теме. Социальные конфликты можно типологи-зировать по продолжительности их жизненного цикла, по масштабу распространения, по методам и интенсивности противодействия, по целям и последствиям, по форме (Сапужак, 2019: 45—46), также популярно деление по сферам жизнедеятельности общества (Хохлов, 2014). Фундаментальной отечественной монографией по изучению социального конфликта является труд А. Г. Здравомыс-лова (1995).

Отдельного внимания со стороны академического сообщества заслуживает изучение социального конфликта в публичном пространстве — в СМИ и социальных медиа. Среди медиаисследо-ваний можно выделить работы О. В. Смирновой, М. В. Шкондина, Г. В. Денисовой, А. С. Антиповой, Д. С. Ильченко (2021), С. И. Грачева, Т. В. Барановой (2018), В. А. Евдокимова (2007) и других. Отражение конфликта в искусстве и средствах массовой информации затрагивается исследователями А. Я. Анцуповым и А. И. Шипило-вым (2000). При этом именно исследование медиапространства представляется наиболее перспективным для изучения репрезентации социального конфликта.

Зарубежные ученые также демонстрируют стойкий интерес к изучению социального конфликта и репрезентации конфликтов в СМИ и социальных сетях. Чаще всего в фокус внимания зарубежных авторов попадают конкретные ситуации, например военные конфликты. На основе анализа их освещения в СМИ и новых медиа ученые пытаются проследить направления распространения конфликтов (Gilboa, Gabrielsen Jumbert, Miklian, Robinson, 2016), проводят сравнение стратегий их освещения в разных странах (Romero-Trillo, 2011), а также исследуют военные конфликты, обращая внимание на влияние СМИ и новых медиа на динамику развития спорных ситуаций (Adeyanju, 2018).

Когда в фокус внимания исследователей попадает репрезентация конфликтов в медиапространстве в общем, авторы пытаются их типологизировать. Так, например, С. Коттл (Cottle, 2006) выделяет латентные или явные, структурно детерминированные или

целенаправленно разыгрываемые, объективно реальные или субъективно воспринимаемые конфликты. А. Аёдеджи, Дж. Теофиллус и О. Ливиан (Ayodeji, Theophillus, Livian, 2002) определяют конфликты интересов, ценностей, целей, восприятия, ролей, ресурсов и псевдоконфликты. П. Валленстайн (Wallensteen, 2011) разделяет конфликты на четыре группы (глобальный, межгосударственный, внутренний, конфликт, спровоцированный конкретными государственными институтами). Критерием при этом, как мы видим, является масштаб охвата. Р. Рейбен (Reuben, 2009) же концентрируется на характере конфликта как такового, выделяя при этом конструктивные и деструктивные конфликты.

Методика

Первым этапом работы стало формирование классификации социальных конфликтов. За основу был взят подход профессора Йельского университета Р. Даля, о котором говорит А. С. Хохлов (2014) в своем учебном пособии «Конфликтология. История. Теория. Практика». Исследователь предложил различать конфликты по сферам жизнедеятельности общества. Такой подход кажется нам наиболее разумным, так как позволяет подойти к изучению конфликта с объективной точки зрения. Кроме того, первостепенная задача настоящего исследования — это анализ репрезентации социального конфликта, в связи с чем исследование конфликта в контексте сфер жизнедеятельности общества-социума представляется нам наиболее логичным.

Типология Р. Даля включает в себя девять категорий конфликта: экономический, социальный, политический, правовой, идеологический, нравственный, религиозный, научный, управленческий. Для полноты анализа мы выделили еще одну категорию — военные конфликты, так как, на наш взгляд, информационные поводы военной тематики также провоцируют в обществе обсуждение, которое может перерасти в конфликт. При этом отметим, что выделенная категория подразумевает под собой конфликт «вооруженного» толка, ведь военная тематика может вбирать в себя «политику», «экономику» и др. Таким образом, наша типология включила в себя десять категорий.

Следующим этапом стало выделение ключевых слов по категориям. Слово «конфликт» стало основным. Далее по каждой из категорий формировалось пять ключевых слов. Первое было производным существительным от прилагательного, данного в классификации (экономический [конфликт] — экономика, политический [конфликт] — политика и пр.). Остальные четыре определялись путем формирования синонимического ряда. Основанием стало обращение к словарям Н. А. Абрамова (2008), З. Е. Александровой (2001), Большому толковому словарю (1998). Оговоримся, что в процессе поиска возникли трудности с формированием синонимического ряда слова «экономика»: в упомянутых словарях нужного количества синонимов не нашлось (источники предлагают только слово «хозяйство»), поэтому мы обратились к работе Е. Н. Тихоновой и на основании ее данных выделили четыре слова, являющихся, по мнению исследователя, «примерами рыночно-экономических терминов, которые сформировали терминологические словообразовательные гнезда» (2018: 89). Кроме того, проблемным стало выделение пятого слова в категории «политический конфликт»: в упомянутых словарях также не было обнаружено достаточного количества синонимов. Для чистоты исследования пятое слово все-таки было предложено авторами, им стало слово «партия», как имеющее прямое отношение к политике. Мы понимаем, что такой выбор слов может быть не вполне точным, однако считаем, что в рамках пилотного исследования опора на принцип выделения словообразовательных гнезд является приемлемой. Очевидно, что в дальнейшем (после получения результатов пилотного исследования) методику нужно будет выстроить тщательнее. Выбранные слова представлены в таблице 1.

Таблица

Словообразовательные гнезда выбранных типов социального конфликта

конфликт + экономика социум политика право идеология нравственность религия наука управление война

конфликт + хозяйство объединение область законодательство мировоззрение мораль вера учение руководство борьба

конфликт + рынок компания деятельность юриспруденция миропонимание этика уверенность дисциплина инструкция столкновение

конфликт + маркетинг среда событие привилегия миросозерцание наставление вероучение доктрина господство кампания

конфликт + бизнес группа партия преимущество убеждение норма вероисповедание предмет власть нашествие

Анализ на предмет наличия в публикациях сформированных словообразовательных гнезд проводился в двух системах — «Ин-тегрум» (объектом стали СМИ) и «Медиалогия» (объектом стали социальные сети). Запросы формировались следующим образом: каждый содержал слово «конфликт», дополнительно указывалось слово из соответствующего словообразовательного гнезда. Всего было осуществлено 50 запросов в каждой системе соответ-ственно2.

Хронологические рамки исследования составили календарный год — с 1 июля 2021 по 30 июня 2022 г., что объясняется временем сбора эмпирического материала: системы хранят данные только за последние 12 месяцев.

При формировании запросов в системе «Интегрум» выставлялись следующие параметры: в выборку включались все категории СМИ, кроме «зарубежной прессы», «зарубежных информагентств», «зарубежных интернет-изданий», «зарубежных ТВ и радио», «интернет-библиотек». География поиска осталась свободной (не было исключения каких-либо стран), так как для нас первостепенным был язык публикаций (русский), а не географическая принадлежность источника.

При работе в системе «Медиалогия» в выборку включались абсолютно все социальные сети. География поиска также оставалась свободной. Отсекающим фильтром был только язык публикаций: в исследовании учитывались тексты исключительно на русском. Областью поиска были сообщения (посты, репосты, репосты с дополнением, комментарии, сторис), типами площадок — социальные сети.

Сбор эмпирических данных осуществлялся на ограниченных временных отрезках. Шагом анализа стали календарные месяцы — июль, август, сентябрь и далее.

Результаты

По результатам анализа наличия ключевых слов в публикациях СМИ и социальных сетей было составлено десять таблиц, которые наглядно показывают масштаб обсуждения тех или иных тем в соответствии с временными отрезками (месяцами). Отдельно для наглядности приведены рисунки, демонстрирующие упоминание в СМИ и социальных сетях доминирующей пары слов по ре-

левантной категории. Оговоримся, что при сборе данных в базе «Интегрум» платформа выдала ошибку при поиске публикаций по двум парам: «конфликт/среда» (категория «социальный конфликт») и «конфликт/вера» (категория «религиозный конфликт») в запросе по первому временному отрезку (01.07—31.07.2021 г.). В финальных таблицах значение по указанным парам было представлено как «0».

Анализ наличия в публикациях СМИ и социальных сетей ключевых слов, выбранных для исследования категории «экономический конфликт», представлен в таблице 2:

Таблица 2

Количественные показатели анализа материалов СМИ и социальных сетей по ключевым словам категории «экономический конфликт» с 01.07.2021 по 30.06.2022 г.

месяц/ конфликт+ экономика конфликт+ хозяйство конфликт+ рынок конфликт+ маркетинг конфликт + бизнес

год СМИ соц-сети СМИ соц-сети СМИ соц-сети СМИ соц-сети СМИ соц-сети

июль 2021 12 638 19 648 5 055 10 400 11 434 13 264 829 1 012 13 525 23 958

август 2021 13 107 21 216 4 921 12 132 12 103 12 410 743 926 13 146 32 139

сентябрь 2021 15 473 25 674 6 415 11 733 14 718 15 154 960 1 251 16 530 35 317

октябрь 2021 14 939 24 772 5 327 11 017 13 582 16 626 1 367 1 569 15 715 40 666

ноябрь 2021 17 017 27 190 6 064 10 707 15 731 21 715 958 1 461 16 590 36 112

декабрь 2021 18 524 29 571 6 888 11 967 16 003 19 051 1 078 2 615 17 386 40 399

январь 2022 20 188 41 591 4 995 11 149 17 514 25 646 788 1 334 15 034 40 526

февраль 2022 27 884 56 537 5 783 14 106 26 763 37 799 770 1 381 19 214 45 869

март 2022 30 817 104 514 7 194 16 073 31 907 64 517 889 1 518 20 758 59 945

апрель 2022 23 989 67 119 6 094 12 737 22 390 38 321 873 1 565 16 463 42 284

май 2022 21 573 42 005 3 316 7 686 18 971 29 218 1 102 2 726 14 331 33 217

июнь 2022 19 879 34 868 4 501 8 207 18 553 22 083 869 1 837 12 609 28 099

ИТОГО 23 6028 494 705 66553 137 914 219 669 315 804 11 226 19 195 191 301 458 531

ВСЕГО упоминаний в СМИ 724 777

ВСЕГО упоминаний в соцсетях 1 426 149

Рисунок 1. Количественные показатели анализа материалов СМИ и социальных сетей по наличию в них доминирующей пары слов («конфликт» / «экономика») с 01.07.2021 по 30.06.2022

Таблица показывает значительное доминирование упоминания слов «конфликт» и «экономика» в публикациях социальных сетей. Пиковое значение приходится на март 2022 г. (104 514 упоминаний). В материалах СМИ на первой строчке также оказалась пара «конфликт/экономика» (236 028 упоминаний). Практически идентичны предыдущему показателю значения пары «конфликт/ рынок» (219 669 упоминаний в СМИ). Второе место по социальным сетям занимают ключевые слова «конфликт» и «рынок» 315 804 упоминания). На третьей строчке в сегменте СМИ оказалась пара «конфликт/бизнес» (191 301 упоминание), и в сегменте социальных сетей — также «конфликт/бизнес», но с весомым перевесом по упоминаниям (458 531 упоминание). Наименьшие значения и в СМИ, и в социальных сетях показали пары «конфликт/ хозяйство» и «конфликт/маркетинг». Выделяя общую тенденцию, стоит сказать, что наибольший всплеск публикаций в СМИ и обсуждения в социальных сетях темы экономического конфликта произошел в марте 2022 г. Все категории за исключением одной («конфликт/маркетинг» — социальные сети) показали рост в этом временном отрезке. Кроме того, кривые имеют волнообразную

траекторию движения (разные категории возрастают в различные месяцы), но в целом показывают тенденцию к повышению (лишь четыре из 10 категорий остаются в исходных значениях или показывают отрицательный рост).

Следующая таблица (3) демонстрирует анализ публикаций СМИ и социальных сетей на наличие в них ключевых слов по категории «социальный конфликт».

Таблица 3

Количественные показатели анализа материалов СМИ и социальных сетей по ключевым словам категории «социальный конфликт» с 01.07.2021 по 30.06.2022 г.

месяц/ конфликт+ социум конфликт+ объединение конфликт+ компания конфликт+ среда конфликт + группа

год СМИ соц-сети СМИ соц-сети СМИ соц-сети СМИ соц-сети СМИ соц-сети

июль 2021 835 5 168 6 421 9 807 26 326 39 485 ошибка 25 659 33 770 74 521

август 2021 854 8 616 5 620 10 659 26 880 44 013 12 012 27 381 31 978 79 281

сентябрь 2021 962 6 952 7 619 11 754 32 176 45 409 14 776 30 182 39 520 86 024

октябрь 2021 1 140 7 284 7 216 14 493 30 258 49 932 14 713 29 610 38 427 91 095

ноябрь 2021 1 112 8 080 7 237 16 101 31 451 43 562 15 776 31 000 46 106 97 776

декабрь 2021 1 167 6 970 8 323 15 226 32 540 50 609 17 065 27 909 41 747 88 496

январь 2022 1 047 6 875 6 487 13 746 28 458 49 751 16 524 33 606 36 116 91 837

февраль 2022 1 408 5 984 8 621 18 100 36 061 56 524 18 619 37 872 48 008 138 369

март 2022 932 7 615 7 980 22 329 44 851 90 196 17 638 43 456 35 556 172 391

апрель 2022 762 7 883 7 257 16 344 32 305 63 626 13 841 33 811 30 396 107 441

май 2022 685 5 248 6 221 11 700 28 164 45 960 11 475 26 327 27 755 83 428

июнь 2022 760 5 899 6 346 11 345 25 804 35 338 11 988 24 343 28 724 72 049

ИТОГО 11664 82 574 85 348 171 604 375 274 614405 164 427 371 156 438 103 1 182 708

ВСЕГО упоминаний в СМИ 1 074 816

ВСЕГО упоминаний в соцсетях 2 422 447

Рисунок 2. Количественные показатели анализа материалов СМИ и социальных сетей по наличию в них доминирующей пары слов («конфликт» / «группа») с 01.07.2021

по 30.06.2022

Видно, что чаще всего упоминались два слова — «конфликт» и «группа»: анализ контента социальных сетей показал суммарно 1 182 708 упоминаний за год, в пиковом значении (март 2022) — 172 391 упоминание. Анализ публикаций СМИ показывает, что чаще всего также встречались слова «конфликт» и «группа» (438 103 упоминания). Вторую строчку по СМИ и социальным сетям занимает пара «конфликт/компания» — 375 274 и 614 405 соответственно. На третьей позиции оказалась пара «конфликт/среда» (в СМИ — 164 427 упоминаний, в социальных сетях — 371 156).

Пиковых значений показатели достигли в марте 2022 г., при этом наибольший всплеск произошел в социальных сетях при упоминании ключевых слов «конфликт/группа» и «конфликт/ компания». Также любопытно, что в октябре прошлого года почти все категории показали рост за исключением пары «конфликт/компания» (социальные сети). Нельзя сказать, что кривые показывают тренд к повышению упоминаемости: частота остается либо на уровне предыдущих значений, либо незначительно падает (вынесение в пример пары «конфликт/среда» показательным не является, так как по этим ключевым словам

программа выдала ошибку в первом временном отрезке исследуемого периода).

И если в первых двух случаях мы видим схожую ситуацию (по количественным значениям ключевые слова в СМИ и социальных сетях совпадают), то анализ наличия ключевых слов по категории «политический конфликт» (табл. 4) показывает несколько иную картину.

Таблица 4

Количественные показатели анализа материалов СМИ и социальных сетей по ключевым словам категории «политический конфликт» с 01.07.2021 по 30.06.2022 г.

месяц/ конфликт+ политика конфликт+ область конфликт+ деятельность конфликт+ событие конфликт + партия

год СМИ соц-сети СМИ соц-сети СМИ соц-сети СМИ соц-сети СМИ соц-сети

июль 2021 29 487 51 903 47 583 49 656 22 506 36 265 26 264 67 900 14 636 24 607

август 2021 30 959 58 088 44 818 63 050 22 614 47 525 28 916 97 758 14 465 28 664

сентябрь 2021 34 309 61 175 55 869 75 844 28 169 49 961 31 711 89 636 16 860 39 123

октябрь 2021 34 472 65 384 51 711 73 481 26 570 54 613 29 148 93 490 14 692 30 646

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ноябрь 2021 41 410 70 652 60 928 77 617 28 852 56 138 35 574 99 944 16 530 27 941

декабрь 2021 45 305 79 790 60 907 79 699 31 977 56 830 37 430 95 630 17 612 33 133

январь 2022 46 382 96 291 53 750 81 342 23 990 52 434 40 568 116 016 18 691 40 219

февраль 2022 57 158 145 138 80 442 118 820 28 161 61 984 55 687 159 241 20 515 51 961

март 2022 48 704 192 149 62 592 128 053 31 003 75 666 54 161 195 546 16 645 55 977

апрель 2022 41 586 145 545 55 069 102 210 24 715 69 098 39 418 164 577 17 289 42 214

май 2022 38 376 82 786 48 320 68 264 20 574 47 308 34 604 98 416 14 220 33 099

июнь 2022 37 645 74 433 51 886 62 298 20 611 39 691 30 054 84 127 13 320 23 591

ИТОГО 485 793 1 123 334 673 875 980 334 309 742 647 693 443 535 1 362 281 195 475 431175

ВСЕГО упоминаний в СМИ 2 108 420

ВСЕГО упоминаний в соцсетях 4 544 817

Рисунок 3. Количественные показатели анализа материалов СМИ и социальных сетей по наличию в них доминирующих пар слов («конфликт» /«область» (СМИ); «конфликт»/«событие» (СС)) с 01.07.2021 по 30.06.2022

Пиковые значения обсуждений политического конфликта в социальных сетях приходятся на март 2022 г. (192 149 упоминаний пары «конфликт/политика»). При этом начало активных обсуждений политического конфликта в соцсетях приходится на декабрь 2021 г., именно тогда кривая стремительно пошла вверх. Аналогичная ситуация происходит и с парой «конфликт/событие». Эти две пары идут «рука об руку» и показывают очень схожую динамику роста. При этом обе волны активных обсуждений очевидно стихают в мае—июне 2022 г. «Догоняющей» в таблице 4 является пара «конфликт/область». Ее верхнее значение также пришлось на март 2022 (128 053 упоминания).

При этом по таблице 4 отчетливо видно, что подобные темы затрагивались в русскоязычных СМИ ощутимо реже. Лидерами по упоминаемости в институционализированных медиа стали пары «конфликт/область» и «конфликт/политика», их пиковые значения мы наблюдаем в феврале 2022. На третьей строчке оказалась пара «конфликт/событие» (443 535 упоминаний). Получается, что обсуждения политического конфликта в соцсетях были гораздо масштабнее, чем в СМИ.

Таблица 5 показывает результаты анализа наличия ключевых слов, релевантных категории «правовой конфликт».

Таблица 5

Количественные показатели анализа материалов СМИ и социальных сетей по ключевым словам категории «правовой конфликт» с 01.07.2021 по 30.06.2022 г.

месяц/ конфликт+ право конфликт+ законодательство конфликт+ юриспруденция конфликт+ привилегия конфликт + преимущество

год СМИ соц-сети СМИ соц-сети СМИ соц-сети СМИ соц-сети СМИ соц-сети

июль 2021 35 906 88 410 9 851 7 970 496 1 024 1 052 2 883 5 819 8 436

август 2021 35 978 102 655 9 499 12 976 407 978 839 3 202 5 197 9 198

сентябрь 2021 43 924 107 633 14 295 10 773 564 1 179 1 306 2 404 6 838 9 397

октябрь 2021 41 095 113 333 11 659 12 430 456 940 1 180 2 865 6 282 9 338

ноябрь 2021 46 413 121 776 13 053 14 179 558 985 1 230 3 461 6 579 9 319

декабрь 2021 50 718 119 919 14 568 11 999 642 852 1 196 4 458 8 076 13 152

январь 2022 41 196 121 107 8 707 11 068 354 871 1 029 2 861 7 795 12 283

февраль 2022 56 386 170 422 10 913 13 448 418 962 1 086 2 978 8 570 14 604

март 2022 50 736 239 455 10 716 12 259 511 1 442 975 3 179 6 765 15 925

апрель 2022 38 333 150 529 8 747 14 054 446 1 292 856 2 628 6 201 13 927

май 2022 33 580 102 013 7 376 8 111 605 1 012 728 3 449 5 894 10 684

июнь 2022 35 158 88 787 8 278 8 080 356 793 641 2 117 5 534 9 539

ИТОГО 509 423 1 526 039 127 662 137 347 5 813 12 330 12 118 36 485 79 550 135 802

ВСЕГО упоминаний в СМИ 734 566

ВСЕГО упоминаний в соцсетях 1 848 003

З'.ПГ'ОГ'

200000

150000

1СЮ00О

ьооор

о

Рисунок 4. Количественные показатели анализа материалов СМИ и социальных сетей по наличию в них доминирующей пары слов («конфликт» / «право») с 01.07.2021 по 30.06.2022

Мы видим совершенно иную картину, нежели в первых трех типах конфликта: пара «конфликт/право» в публикациях социальных сетей встречается на порядок чаще других как в социальных сетях, так и в СМИ. Общее число упоминаний указанной пары — 1 526 039. Пиковое значение, как и в остальных случаях, приходится на март 2022 г. Важно отметить, что на первой строчке наиболее часто встречаемых слов категории в публикациях СМИ также оказываются «конфликт» и «право», но их количество значительно меньше — 509 423 упоминания (в три раза меньше, чем в социальных сетях). Пиковые значения при этом в социальных сетях приходятся на март 2022, а в СМИ — на февраль 2022 г Любопытно, что рост как в социальных сетях, так и в СМИ начинается в январе 2022 г., но его длительность разная (в социальных сетях наблюдается до марта, в СМИ — до февраля 2022 г.).

На втором месте среди публикаций СМИ оказалась пара «конфликт/законодательство» (127 662 упоминания), среди социальных сетей — «конфликт/законодательство» (137 347). Пиковые значения различаются: в социальных сетях указанная пара чаще всего упоминается в феврале 2022 г., а в СМИ показывает несколько сопоставимых по порядковым значениям всплесков: в декабре 2021 (14 568), в сентябре 2021 (14 295), в ноябре 2021 (13 053).

На третьем месте оказалась пара «конфликт/преимущество» (СМИ — 79 550; социальные сети — 135 802). Пиковые значения снова различаются так: в СМИ это февраль 2022 г. (8 570), а в социальных сетях — март 2022 г. (15 925). При этом в СМИ мы встречаем сопоставимый всплеск в декабре 2021 г. (8 076 упоминаний) с последующим незначительным падением (7 795 упоминаний в январе 2022 г.) и дальнейшим ростом в феврале 2022 г. При этом СМИ резко перестают упоминать указанную пару в марте 2022 г., а в социальных сетях рост все еще продолжается (падение происходит только в апреле 2022 г.).

Следующая таблица (6) явно показывает, что упоминаемость идеологического конфликта многократно выше у неинституцио-нализированных медиа, нежели у официальных СМИ.

Таблица 6

Количественные показатели анализа материалов СМИ и социальных сетей по ключевым словам категории «идеологический конфликт» с 01.07.2021 по 30.06.2022 г.

месяц/ конфликт+ идеология конфликт+ мировоззрение конфликт+ миропонимание конфликт+ миросозерцание конфликт + убеждение

год СМИ соц-сети СМИ соц-сети СМИ соц-сети СМИ соц-сети СМИ соц-сети

июль 2021 4 141 8 743 1 301 6 433 144 662 26 86 3 183 14 599

август 2021 3 971 9 189 1 271 11 723 75 367 35 32 2 616 15 105

сентябрь 2021 3 343 9 661 1 315 8 865 48 473 8 48 2 821 14 300

октябрь 2021 3 396 9 731 1 296 11 116 91 287 30 192 3 023 16 749

ноябрь 2021 3 897 10 894 1 579 8 566 62 1 066 20 104 3 427 19 012

декабрь 2021 4 235 9 638 1 567 7 309 89 247 18 43 3 935 17 455

январь 2022 3 179 11 654 1 595 9 130 74 306 18 43 3 194 16 782

февраль 2022 3 773 15 424 1 669 8 738 67 538 34 45 3 969 17 588

март 2022 5 641 32 716 1 497 13 385 70 725 17 34 3 806 53 085

апрель 2022 4 537 21 465 1 041 10 993 55 565 18 25 3 026 21 523

май 2022 4 043 13 593 1 182 6 542 51 208 15 37 2 665 16 677

июнь 2022 3 279 11 531 973 5 711 66 193 19 26 2 178 13 661

ИТОГО 47 435 164 239 16 286 108 511 892 5 637 258 715 37 843 236 536

ВСЕГО упоминаний в СМИ 102 714

ВСЕГО упоминаний в соцсетях 515 638

«юм

о

VII VIII (КИМ XII I 11 III IV V VI

Рисунок 5. Количественные показатели анализа материалов СМИ и социальных сетей по наличию в них доминирующих пар слов («конфликт» / «идеология» (СМИ); «конфликт»/«убеждения» (СС)) с 01.07.2021 по 30.06.2022

В таблице 6 мы видим очевидное доминирование пары «конфликт/ убеждения». Пик обсуждения с использованием данной пары в социальных сетях пришелся на март 2022 г. и составил 53 085 упоминаний. Второе место по упоминаемости принадлежит паре «конфликт/идеология», и также наиболее частые упоминания приходятся на социальные сети в марте 2022 г (32 716). Несколько реже пользователи социальных сетей обсуждали мировоззренческие конфликты. Пара «конфликт/мировоззрение» не имеет столь же яркого пика в марте, как предшествующие две пары словосочетаний, однако тоже демонстрирует некоторый подъем в указанный время (13 385 упоминаний). При этом в таблице видно, что обсуждение идеологического конфликта в СМИ в указанный период держалось на уровне низких показателей. Так, на первой строчке среди СМИ оказалась пара «конфликт/идеология» (47 435), на втором месте — «конфликт/убеждение» (37 843), на третьем — «конфликт/мировоззрение» (16 286). Всплески наблюдаются в марте 2022, в декабре 2021 и в феврале 2022 г. соответственно.

Таблица 7 показывает, каким образом «нравственный конфликт» отражался в СМИ и обсуждался в социальных сетях. Видно, что чаще всего упоминалась пара «конфликт/норма» пользователями социальных сетей (309 605 упоминаний), при этом всплески обсуждений приходятся на ноябрь 2021 и март 2022 г Любопытно, что к концу исследуемого периода упоминание указанной пары оказывается ниже стартового показателя (16 993 упоминания в июне 2022 против 20 806 упоминаний в июне 2021 г.).

Таблица 7

Количественные показатели анализа материалов СМИ и социальных сетей по ключевым словам категории «нравственный конфликт» с 01.07.2021 по 30.06.2022 г.

месяц/ конфликт+ нравственность конфликт+ мораль конфликт+ этика конфликт+ наставление конфликт + норма

год СМИ соц-сети СМИ соц-сети СМИ соц-сети СМИ соц-сети СМИ соц-сети

июль 2021 452 2 514 1 174 5 075 1 479 3 108 319 1 919 9 259 20 806

август 2021 509 2 702 1 080 6 618 1 332 4 020 262 2 537 8 254 22 281

сентябрь 2021 677 3 170 1 219 7 841 1 534 3 029 355 2 294 12 571 24 502

октябрь 2021 656 2 119 1 506 6 457 2 087 3 555 301 2 290 10 915 26 510

ноябрь 2021 784 3 062 1 467 7 183 1 876 4 197 382 3 235 12 965 27 600

декабрь 2021 739 2 311 1 376 5 549 2 253 3 185 387 3 318 13 071 24 204

январь 2022 560 4 996 1 232 9 812 1 521 6 493 339 2 757 9 783 23 673

февраль 2022 979 4 029 1 663 9 350 2 056 3 766 451 3 165 12 365 27 873

март 2022 717 4 459 1 549 13 566 1 736 5 227 395 3 476 12 588 40 802

апрель 2022 505 2 720 1 386 9 352 1 325 4 611 265 3 213 8 428 32 498

май 2022 520 3 829 1 093 5 616 1 325 2 904 359 2 084 6 708 21 863

июнь 2022 541 2 298 1 060 4 816 1 311 2 314 231 2 920 7 420 16 993

ИТОГО 7 639 38 209 15 805 91 235 19 782 46 409 4 046 33 208 124 327 309 605

ВСЕГО упоминаний в СМИ 171 599

ВСЕГО упоминаний в соцсетях 518 666

юоо

о

ии VIII I* я XI К11 I II II IV V VI

Рисунок 6. Количественные показатели анализа материалов СМИ и социальных сетей по наличию в них доминирующей пары слов («конфликт» / «норма») с 01.07.2021 по 30.06.2022

В категории СМИ на первой строчке также оказывается пара «конфликт/норма» (124 327 упоминаний), однако мы видим совсем иную динамику упоминаний. Так, всплеск начинается в августе 2021 г., после

чего частота упоминаний вполне сопоставима по значениям, за исключением двух незначительных спадов: в октябре 2021 и в январе 2022 г Примечателен, скорее, тот факт, что после марта 2022 г. упоминания идут на резкий спад и достигают минимальных значений в мае 2022 г

На втором месте по упоминаемости в СМИ оказывается пара «конфликт/этика» (19 782), а в социальных сетях — «конфликт/мораль» (91 235). При этом если в СМИ упоминания не показывают каких-либо значимых всплесков, то в случае с социальными сетями мы видим «скачущую» кривую. Всплески обсуждений происходят в сентябре 2021, январе 2022 и марте 2022 г., после чего динамика идет на спад.

Третью строчку в СМИ занимает пара «конфликт/мораль» (15 805), в социальных сетях — «конфликт/этика» (46 409). Так же, как и в предыдущем случае, в СМИ упоминания не имеют значительных всплесков (кривая практически «лежит»), а в социальных сетях происходят всплески — в январе и марте 2022 г.

Следующая таблица (8) показывает количество упоминаний ключевых слов, релевантных категории «религиозный конфликт.

Таблица 8

Количественные показатели анализа материалов СМИ и социальных сетей по ключевым словам категории «религиозный конфликт» с 01.07.2021 по 30.06.2022 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

меся конфликт+ религия конфликт+ вера конфликт+ уверенность конфликт+ вероучение конфликт + вероисповедание

год СМИ соц-сети СМИ соц-сети СМИ соц-сети СМИ соц-сети СМИ соц-сети

июль 2021 2 761 13 177 ошибка 24 377 5 886 17 002 113 253 726 2 168

август 2021 2 413 12 520 4 514 26 448 5 194 22 386 104 201 588 2 382

сентябрь 2021 2 763 14 866 5 088 26 724 6 419 20 372 173 276 698 2 272

октябрь 2021 2 827 17 287 4 802 26 551 6 220 21 862 102 274 497 2 006

ноябрь 2021 3 377 13 740 5 909 31 096 7 257 21 536 109 325 1 736 5 104

декабрь 2021 2 927 13 938 5 672 27 751 7 530 21 385 109 491 758 4 046

январь 2022 2 743 13 493 5 199 32 331 8 605 24 877 76 395 583 2 268

февраль 2022 3 002 15 695 7 367 37 680 11 365 28 836 103 213 580 3 023

март 2022 2 539 23 173 5 819 47 640 7 511 28 438 82 337 733 3 551

апрель 2022 2 030 17 789 5 596 41 225 6 212 25 299 48 404 627 3 575

май 2022 2 120 14 197 4 674 26 540 6 438 19 381 64 339 520 2 519

июнь 2022 1 787 10 849 4 265 21 438 5 626 18 533 57 153 396 1 887

ИТОГО 31 289 180 724 58 905 369 801 84 263 269 907 1 140 3 661 8 442 34 747

ВСЕГО упоминаний в СМИ 184 039

ВСЕГО упоминаний в соцсетях 858 840

Рисунок 7. Количественные показатели анализа материалов СМИ и социальных сетей по наличию в них доминирующих пар слов («конфликт» / «уверенность» (СМИ); «конфликт»/«вера» (СС)) с 01.07.2021 по 30.06.2022

Особенностями количественного контент-анализа религиозного конфликта также стала тенденция на более активное упоминание исследуемых пар слов именно в социальных сетях. В частности, в таблице 8 мы видим, что наиболее частотная пара слов — «конфликт/вера» достигла своего пика в марте 2022 г. (47 640). За ней следует пара «конфликт/уверенность», пик которой несколько «размазан»: наибольшее количество упоминаний фиксируем в феврале (28 836) и марте (28 438), далее кривая идет на спад. На третьем месте также социальные сети: пара «конфликт/религия» набрала в марте 2022 г. рекордные 23 173 упоминаний.

При этом в публикациях СМИ мы фиксируем несколько иную картину. Во-первых, как и в других видах социального конфликта, налицо количественное отставание упоминаемости исследуемых нами словесных пар. Во-вторых, имеющиеся пики некоторых значений приходятся на более ранний период, чем март. Так, пара «конфликт/уверенность» показала свой пик в феврале 2022. Аналогичная, хотя и менее явная картина с парой «конфликт/вера»: наиболее частотная упоминаемость — в феврале.

Отметим, что первую строчку в категории СМИ заняла пара «конфликт/уверенность» (84 263), на второй оказалась пара «конфликт/вера» (58 905), на третьей — «конфликт/религия» (31 289).

Что касается научного конфликта, то в таблице 9 отчетливо видны две волны пиковых значений. Первая — уже традиционно — относится к обсуждениям подобной проблематики в социальных сетях. Это пары «конфликт/наука» и «конфликт/предмет», всплески которых набрали в марте 2022 г. 39 580 и 34 329 упоминаний соответственно. При этом интересно посмотреть и на соседнюю волну: пик упоминаемости пары «конфликт/учение» в неинститу-ционализированных медиа пришелся на февраль 2022. А вот следующий по количественным показателям всплеск относится также к этой паре слов, но зафиксирован при этом в публикациях официальных СМИ. По таблице видно, что обсуждение в социальных сетях как будто немного «опережает» публикации в СМИ. Данный факт может свидетельствовать о том, что конкретные события из научной сферы обсуждались изначально пользователями соцсетей, а лишь потом стали объектом внимания институционализированных журналистов.

Таблица 9

Количественные показатели анализа материалов СМИ и социальных сетей по ключевым словам категории «научный конфликт» с 01.07.2021 по 30.06.2022 г.

месяц/ конфликт+ наука конфликт+ учение конфликт+ дисциплина конфликт+ доктрина конфликт + предмет

год СМИ соц-сети СМИ соц-сети СМИ соц-сети СМИ соц-сети СМИ соц-сети

июль 2021 8 672 25 184 7 046 12 186 2 528 6 592 1 644 3 081 10 635 20 512

август 2021 7 773 24 962 6 040 14 335 2 520 7 538 1 537 2 392 9 612 22 268

сентябрь 2021 9 609 25 151 8 027 14 149 2 722 8 309 1 231 2 322 11 701 23 519

октябрь 2021 10 350 27 405 7 940 14 101 2 873 8 690 1 739 2 854 11 827 26 457

ноябрь 2021 10 482 26 986 11 032 17 914 3 350 9 030 2 100 5 086 13 747 23 968

декабрь 2021 11 230 25 637 9 322 14 505 3 313 9 038 1 824 4 011 13 761 26 305

январь 2022 9 157 33 853 10 933 18 439 2 772 7 876 1 567 5 159 11 023 25 549

февраль 2022 11 100 31 360 16 529 25 973 3 263 7 815 2 251 6 483 12 305 25 798

март 2022 10 289 39 580 4 691 19 086 2 522 8 371 1 801 6 890 13 460 34 329

апрель 2022 8 704 32 311 4 181 16 310 2 127 8 167 1 318 4 289 10 927 28 349

май 2022 7 977 22 447 4 587 11 426 2 065 6 435 1 505 4 904 9 364 24 050

июнь 2022 7 795 22 134 3 460 8 180 1 816 6 457 1 490 2 913 9 957 18 231

ИТОГО 113 138 337 010 93 788 186 604 31 871 94 678 20 007 50 384 138 319 299 335

ВСЕГО упоминаний в СМИ 397 123

ВСЕГО упоминаний в соцсетях 968 011

Рисунок 8. Количественные показатели анализа материалов СМИ и социальных сетей по наличию в них доминирующих пар слов («конфликт» / «предмет» (СМИ); «конфликт»/«наука» (СС)) с 01.07.2021 по 30.06.2022

Отметим, что на первой строчке среди публикаций СМИ оказалась пара «конфликт/предмет» (138 319 упоминаний), в социальных сетях — «конфликт/наука» (337 010); на втором месте происходит рокировка: среди публикаций СМИ — пара «конфликт/ наука» (113 138), в социальных сетях — «конфликт/предмет» (299 335); третью строчку занимает пара «конфликт/учение» (СМИ - 93 788, социальные сети - 186 604).

В изучении управленческого типа социального конфликта мы наблюдаем (табл. 10) очевидное лидерство пары «конфликт/ власть», и традиционно пик упоминаемости данных слов приходится на март 2022 г. (249 837). И если в социальных сетях в обозначенный месяц эта пара "убежала" далеко вверх от своих ближайших соседей «конфликт/руководство» (136 163 упоминания за март), то в СМИ она же выделяется среди других исследуемых словосочетаний. Правда, там наибольший всплеск (78 559) приходится на февраль 2022. Данный факт, вероятно, свидетельствует о том, что пользователи социальных сетей опираются в своих публичных обсуждениях на уже вышедшие материалы в СМИ.

Таблица 10

Количественные показатели анализа материалов СМИ и социальных сетей по ключевым словам категории «управленческий конфликт» с 01.07.2021 по 30.06.2022

месяц/ конфликт+ управление конфликт+ руководство конфликт+ инструкция конфликт+ господство конфликт + власть

год СМИ соц-сети СМИ соц-сети СМИ соц-сети СМИ соц-сети СМИ соц-сети

июль 2021 26 665 33 484 21 353 29 194 2 566 4 541 1 329 2 613 39 187 75 866

август 2021 26 327 37 663 23 197 42 032 2 025 6 452 1 351 4 101 43 793 109 771

сентябрь 2021 30 103 38 364 26 745 52 870 3 175 5 908 1 398 3 970 47 595 100 263

октябрь 2021 30 084 44 281 25 458 50 124 2 926 8 281 1 173 3 526 45 767 107 501

ноябрь 2021 35 534 44 261 28 472 46 619 3 337 6 920 1 562 5 659 54 450 116 398

декабрь 2021 35 418 44 530 28 505 47 853 3 487 6 847 1 359 4 112 54 786 118 475

январь 2022 27 689 51 399 29 543 52 321 2 711 7 864 1 475 4 420 55 799 133 914

февраль 2022 33 779 54 035 42 489 85 259 3 159 9 178 2 220 7 926 78 559 192 456

март 2022 33 175 95 417 33 049 136 163 3 315 8 897 3 801 13 963 58 335 249 837

апрель 2022 28 804 53 882 25 590 74 567 2 670 6 787 2 040 8 283 43 806 170 251

май 2022 25 228 40 745 23 306 50 176 1 919 5 990 1 504 5 848 40 023 105 908

июнь 2022 25 549 31 374 21 408 39 989 1 989 5 059 1 680 3 831 39 609 83 870

ИТОГО 358 355 569 435 329 115 707 167 33 279 82 724 20 892 68 252 601 709 1 564 510

ВСЕГО упоминаний в СМИ 1 343 350

ВСЕГО упоминаний в соцсетях 2 992 088

2500«) 200000 150000 100000 50000

О

Рисунок 9. Количественные показатели анализа материалов СМИ и социальных сетей по наличию в них доминирующей пары слов («конфликт» / «власть») с 01.07.2021 по 30.06.2022

Третья по интенсивности волна в социальных сетях относится к паре «конфликт»/управление» (95 417 упоминаний), ее пик также приходится на март 2022. В СМИ же второй по интенсивности всплеск приходится на пару «конфликт/руководство» и относится к февралю 2022 г. (42 489).

Однако самая яркая картина ожидала исследователей со словесной парой «конфликт»/война» (табл. 11).

Таблица 11

Количественные показатели анализа материалов СМИ и социальных сетей по ключевым словам категории «военный конфликт» с 01.07.2021 по 30.06.2022 г.

месяц/ конфликт+ война конфликт+ борьба конфликт+ столкновение конфликт+ кампания конфликт + нашествие

год СМИ соц-сети СМИ соц-сети СМИ соц-сети СМИ соц-сети СМИ соц-сети

июль 2021 32 837 113 552 19 646 48 668 6 807 13 511 7 825 10 943 895 5 433

август 2021 35 215 134 905 20 320 55 003 6 295 14 624 7 402 13 296 494 1 957

сентябрь 2021 37 602 164 135 22 737 57 135 7 023 15 478 8 768 13 747 762 1 920

октябрь 2021 38 225 128 948 21 121 60 031 7 309 19 757 6 912 14 501 457 2 170

ноябрь 2021 46 698 145 531 24 262 58 277 10 247 22 385 7 575 17 088 647 1 770

декабрь 2021 53 063 170 745 25 009 65 170 7 753 17 354 8 330 15 083 551 1 739

январь 2022 51 856 177 936 22 084 60 708 10 583 22 141 7 944 16 559 443 1 584

февраль 2022 88 253 397 849 24 266 72 725 9 198 26 659 11 136 20 522 827 2 365

март 2022 66 204 565 883 23 284 109 608 8 733 33 733 9 109 26 666 510 2 769

апрель 2022 46 771 346 144 19 725 79 031 7 335 26 568 7 795 19 129 414 1 867

май 2022 44 508 212 156 18 840 54 465 7 218 18 711 6 182 11 945 475 1 336

июнь 2022 40 742 165 277 17 726 49 000 6 282 15 656 5 841 10 674 444 1 419

ИТОГО 581 974 2 723 061 259 020 769 821 94 783 246 577 94 819 190 153 6 919 26 329

ВСЕГО упоминаний в СМИ 1 037 515

ВСЕГО упоминаний в соцсетях 3 955 941

600000

о

VII VIII IX К XI XII I Л III IV V VI

Рисунок 10. Количественные показатели анализа материалов СМИ и социальных сетей по наличию в них доминирующей пары слов («конфликт» / «война») с 01.07.2021 по 30.06.2022

Упоминаемость пары «конфликт/война» в социальных сетях начала резко повышаться в январе 2022 г., достигла своего пика в марте (565 883), а затем в апреле пошла на снижение и в июне практически достигла количественных значений прошлого года. Всплеск интереса пользователей соцсетей к данной проблематике, несомненно, связан с началом специальной военной операции на Украине.

Однако интересно сравнить хронологические рамки начала этого всплеска в институционализированных и неинституциона-лизированных медиа. Судя по таблице 11, количество публикаций в СМИ с упоминанием пары «конфликт/война» стало показывать тенденцию к увеличению еще в октябре 2021 г., постепенно дойдя до своего пика в феврале 2022 (88 253). В марте эта волна уже пошла на спад. Получается, что в данном случае многочисленные публикации в СМИ, связанные с данной проблематикой, заметно опередили реакцию пользователей соцсетей.

Второй по интенсивности всплеск в социальных сетях в марте 2022 г. пришелся на пару «конфликт/борьба» (109 608). Стоит отметить, что остальные пары слов («конфликт/столкновение», «конфликт/кампания», «конфликт/нашествие») ни в социальные сетях, ни в СМИ не дали ощутимых всплесков.

Вторую строчку среди СМИ заняла также пара «конфликт/ борьба» (259 020). На третьей позиции оказалась пара «конфликт/ столкновение» (246 557).

Выводы

Исходя из проведенного контент-анализа наличия в публикациях СМИ и социальных сетей ключевых слов, релевантных выбранным изначально категориям конфликта (см. методику), мы пришли к следующим результатам.

Во-первых, среди десяти категорий на первых трех строчках как в институционализированных, так и в неинституционализирован-ных медиа оказываются одни и те же пары слов. Конечно, в очередности иногда возникают различия (из десяти категорий «единство» очередности показали всего три пары). Из этого следует, что в СМИ и социальных сетях обсуждаются одни и те же темы: о «замалчивании» какой-либо темы в СМИ или отсутствии отклика в социальных сетях речи нет. Возможно, картина была бы иной, если бы в сегменте социальных сетей исследовались только авторские публикации в личных аккаунтах. В анализируемый массив данных вошли также и «репосты», которые могут содержать материалы из официальных аккаунтов СМИ в социальных сетях. Однако такая сегрегация не входила в задачи настоящего исследования, которое является пилотным в данной теме.

Во-вторых, обсуждение подавляющего числа категорий конфликтов пришлось в исследуемом временном отрезке на февраль, март, апрель 2022 г. При этом между институционализированными и неинституционализированными медиа можно заметить любопытные различия: в большинстве своем повышение интереса к той или иной теме наблюдается сперва в СМИ (часто всплески мы видим в феврале 2022 г., а то и раньше), затем тему «подхватывают» пользователи социальных сетей (там всплески чаще встречаются в марте 2022 г.). Из этого можно сделать вполне дискуссионное предположение о том, что реакция пользователей в социальных сетях имеет отложенный характер по отношению к публикациям в официальных медиа.

В-третьих, исходя из количественных показателей, полученных в результате контент-анализа, очевидно, что обсуждения в социальных сетях на порядок превышают публикации в СМИ. Такую динамику показали все десять исследуемых категорий. Несмотря на то что внимание к определенным темам и со стороны социаль-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

129

129

ных сетей, и со стороны официальных медиа схоже, СМИ показывают более спокойную картину. Повторимся, что, возможно, картина была бы несколько иной, если бы при анализе были опущены «репосты» публикаций аккаунтов официальных СМИ (очевидно, что тема может «раскручиваться» и жить таким образом еще долго, например в телеграм-канале официального медиа, хотя в печатной версии или новостном эфире этой теме уже не будет уделяться прежнего внимания).

В-четвертых, говоря о пиковых значениях исследуемых категорий конфликта, как мы уже сказали, все продемонстрировали всплески с февраля по апрель 2022 г. Очевидно, что это связано с началом специальной военной операции РФ на Украине. Показательная категория «военного конфликта» демонстрирует значительный всплеск весной 2022. Параллельно этому именно в данный период возникают и другие пики — экономического конфликта, группового, политического, событийного, правового и др. На этом же фоне видим заметное увеличение упоминаемости пар слов «конфликт/убеждения», «конфликт/норма», «конфликт/ вера», «конфликт/наука», «конфликт/власть». На наш взгляд, данный факт позволяет зафиксировать тесную связь разного рода конфликтов, объединенных в общее понятие социального конфликта. Поводом для дальнейших возможных дискуссий остается лишь вопрос о балансе «сопровождающих» друг друга разного рода конфликтов.

Наконец, снова обращаясь к количественным показателям, нельзя не отметить, что после драматичного всплеска публикаций СМИ и обсуждений в социальных сетях по всем категориям конфликта весной того же 2022 г. наблюдается и повсеместный спад выявленной тенденции. Мы связываем это с ужесточением законодательства в медиасфере, блокировкой доступа к ряду ресурсов, а также вероятной усталостью аудитории от обсуждения конфликтной проблематики. Однако этот вопрос можно также отнести к дискуссионным.

Примечания

1 Исследование подготовлено в рамках работы по гранту Российского научного фонда (№ 22-18-00225).

2 Авторы благодарят за сбор и обработку информации магистрантов факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова Кирееву Полину Андреевну и Малюченко Дарью Олеговну.

Библиография

Абрамов Н. А. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. Около 5000 синонимических рядов. М.: АСТ, 2008.

Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка: Практический справочник. М.: Русский язык, 2001.

Анцупов А. Я., Шишлов А. И. Конфликтология: учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 2000.

Большой толковый словарь русского языка / под ред. С. А. Кузнецова. СПб.: Норинт, 1998.

Грачев С. И., Баранова Т. В. Роль «новых медиа» в современных конфликтах // Вестн. Моск. гос. обл. ун-та (электронный журнал). 2018. № 4. С 33-40. DOI: https://doi.org/10.18384/2224-0209-2018-4-927

Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социологические исследования. 1994. № 5. С. 145-147.

Евдокимов В. А. Влияние средств массовой информации на институ-циализацию социально-политических конфликтов // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2007. № 1. С. 117-119.

Здравомыслов А. Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса. М.: Аспект Пресс, 1995.

Зиммель Г. Человек как враг // Социологические исследования. 1994. № 2. С. 114-119.

Кильмашкина Т. Н. Конфликтология. Социальные конфликты. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.

Кильмашкина Т. Н. Разрешение социального конфликта как элемент управления им // Труды Академии управления МВД России. 2016. № 1 (37). С. 80-84.

Козер Л. Функции социального конфликта. М.: Идея-Пресс, 2000.

Мурашева С. В. Социальные конфликты как причины и следствия противоречий в российском обществе // Society and Security Insights. 2021. № 2. С. 151-165.

Наумова Е. В. Социальный конфликт как элемент технологии социального управления // Вестн. НГУЭУ. 2012. №4. С. 197-206.

Омелаенко Н. В. Социальный конфликт: диагностика, причины, управление // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2019. Т. 12. № 4. С. 85-96.

Плотников А. А. Проблема познания социального конфликта: современный взгляд // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2014. № 3. С. 113-119.

Плотников А. А., Шетулова Е. Д. Социальный конфликт: историографический взгляд // Вестн. НГТУ им. Р. Е. Алексеева. Сер.: Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии. 2015. № 2. С. 54-58.

Сапужак И. П. Типология социальных конфликтов // Вестн. МИТУ-МАСИ. 2019. № 1. С. 44-49.

Смирнова О. В., Шкондин М. В. Исследования медиа и журналистики в контексте конфликтологии: системно-теоретические аспекты // Вопросы теории и практики журналистики. 2021. Т. 10. №1. С. 5-21. DOI: 10.17150/2308-6203.2021.10(1).5-21

Смирнова О. В., Шкондин М. В., Денисова Г. В., Антипова А. С., Ильченко Д. С. Социальные индикаторы конфликта в контексте медиа и журналистики: анализ содержания российских СМИ // Вопросы теории и практики журналистики. 2021. Т. 10. № 3. С. 422-436. DOI: 10.17150/ 2308-6203.2021.10(3).422-436

Тихонова Е. Н. Словообразовательные гнезда в системе современной экономической терминологии // Вестн. Моск. гос. обл. ун-та. Сер.: Русская филология. 2018. № 2. С. 87-96. DOI: 10.18384/2310-7278-2018-287-96

Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: АСТ, 2017.

Хохлов А. С. Конфликтология. История. Теория. Практика: учеб. пособие. Самара: СФ ГБОУ ВПО МГПУ, 2014.

Ярычев Н. У. Теоретико-методологические подходы к изучению сущности и природы конфликта: особенности современной интерпретации // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Сер.: Общественные науки. 2009. № 5. С. 17-22.

Adeyanju C. G. (2018) The mass media and violent conflicts in Sub-Saharan Africa. Journal of Liberty and International Affairs 4 (3): 73-87.

Ayodeji A., Theophillus J., O. Livian. (2002) Current Discourse in Peace and Conflict Studies. In P. Wallensteen (ed.) Understanding conflict resolution: War, Peace and Global System. Third edition. SAGE Publications Ltd.

Cottle S. (2006) Mediatized Conflict: Developments in Media and Conflict Studies. Cardiff University; Open University Press.

Gilboa E., Gabrielsen Jumbert M., Miklian J., Robinson P. (2016) Moving media and conflict studies beyond the CNN effect. Review of International Studies 42 (4): 654-672. DOI: https://doi.org/10.1017/ S026021051600005X

Reuben R. (2009) The Impact of News Coverage on Conflict: Toward Greater Understanding. Marquette Law Review 93: 45-83.

Romero-Trillo J. (2011) The representation of liminality conflicts in the media. Journal of Multicultural Discourses 6 (2): 143-158. DOI: 10.1080/ 17447143.2010.545412

Wallensteen P. (2011) Understanding conflict resolution: War, Peace and Global System. Third edition. SAGE Publications Ltd.

Notes

Исследование подготовлено в рамках работы по гранту Российского научного фонда (№ 22-18-00225). [The study has been prepared within the frames of work based on the grant allocated by Russian Scientific Foundation (№ 22-18-00225).]

References

Abramov N. A. (2008) Slovar' russkikh sinonimov i skhodnykh po smyslu vyrazheniy. Okolo 5000 sinonimicheskikh ryadov [Dictionary of Russian Synonyms and Near-Synonyms. About 5000 Synonymic Chains]. Moscow: AST Publ. (In Russian)

Adeyanju C. G. (2018) The Mass Media and Violent Conflicts in Sub-Saharan Africa. Journal of Liberty and International Affairs 4 (3): 73—87.

Aleksandrova Z. E. (2001) Slovar' sinonimov russkogo yazyka: Prakticheskiy spravochnik. 11-e izdanie [Dictionary of Synonyms of the Russian Language: a Practical Reference Book]. Moscow. (In Russian)

Antsupov A. Ya., Shipilov A. I. (2000) Konfliktologiya: uchebnik dlya vuzov [Conflict Studies: a Textbook for Universities]. Moscow: YuNITI Publ. (In Russian)

Ayodeji A., Theophillus J., O. Livian. (2002) Current Discourse in Peace and Conflict Studies. In P. Wallensteen (ed.) Understanding Conflict Resolution: War, Peace and Global System. Third edition. SAGE Publications Ltd.

Cottle S. (2006) Mediatized Conflict: Developments in Media and Conflict Studies. Cardiff University; Open University Press.

Dahrendorf R. (1994) Elementy teorii sotsial'nogo konflikta [Elements of the Theory of Social Conflict]. Sotsiologicheskie issledovaniya 5: 145—147. (In Russian)

Evdokimov V. A. (2007) Vliyanie sredstv massovoy informatsii na institutsializatsiyu sotsial'no-politicheskikh konfliktov [The Influence of Mass Media on the Institutionalization of Socio-Political Conflicts]. Nauka o cheloveke: gumanitarnye issledovaniya 1: 117—119. (In Russian)

Gilboa E., Gabrielsen Jumbert M., Miklian J., Robinson P. (2016) Moving Media and Conflict Studies Beyond the CNN Effect. Review of International Studies 42 (4): 654-672. DOI: https://doi.org/10.1017/ S026021051600005X

Grachev S. I., Baranova T. V (2018) Rol' «novykh media» v sovremennykh konfliktakh [The Role of New Media in Modern Conflicts]. Vestn. Mosk. gos. obl. un-ta (elektronnyy zhurnal) 4: 33-40. DOI: https://doi.org/10.18384/2224-0209-2018-4-927 (In Russian)

Huntington S. (2017) Stolknovenie tsivilizatsiy [Clash of Civilizations]. Moscow: AST Publ. (In Russian)

Kil'mashkina T. N. (2015) Konfliktologiya. Sotsial'nye konflikty [Conflict Studies. Social Conflicts]. Moscow: YuNITI-DANA Publ. (In Russian)

Kil'mashkina T. N. (2016) Razreshenie sotsial'nogo konflikta kak element upravleniya im [Resolution of Social Conflict as an Element of Its Management]. Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii 1 (37): 80-84. (In Russian)

Khokhlov A. S. (2014) Konfliktologiya. Istoriya. Teoriya. Praktika: ucheb. posobie [Conflict Studies. History. Theory. Practice: a Study Guide]. Samara: SF GBOU VPO MGPU Publ. (In Russian)

Kozer L. (2000) Funktsii sotsial'nogo konflikta [Functions of Social Conflict]. Moscow: Ideya-Press Publ. (In Russian)

Kuznetsov S. A. (ed.) (1998) Bol'shoy tolkovyy slovar' russkogo yazyka [Large Explanatory Dictionary of the Russian Language]. St. Petersburg: Norint Publ. (In Russian)

Murasheva S. V (2021) Sotsial'nye konflikty kak prichiny i sledstviya protivorechiy v rossiyskom obshchestve [Social Conflicts as Causes and Consequences of Contradictions in Russian Society]. Society and Security Insights 2: 151—165. (In Russian)

Naumova E. V (2012) Sotsial'nyy konflikt kak element tekhnologii sotsial'nogo upravleniya [Social Conflict as an Element of Social Management Technology]. Vestn. NGUEU4: 197-206. (In Russian)

Omelaenko N. V. (2019) Sotsial'nyy konflikt: diagnostika, prichiny, upravlenie [Social Conflict: Diagnostics, Causes and Management]. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Sotsiologiya. Ekonomika. Politika 12 (4): 85-96. (In Russian)

Plotnikov A. A. (2014) Problema poznaniya sotsial'nogo konflikta: sovremennyy vzglyad [The Problem of Cognition of Social Conflict: a Modern View]. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Obshchestvennye nauki 3: 113— 119. (In Russian)

Plotnikov A. A., Shetulova E. D. (2015) Sotsial'nyy konflikt: istoriograficheskiy vzglyad [Social Conflict: a Historiographic View]. Vestn. NGTU im. R. E. Alekseeva. Ser.: Upravlenie v sotsial'nykh sistemakh. Kommunikativnye tekhnologii 2: 54—58. (In Russian)

Reuben R. (2009) The Impact of News Coverage on Conflict: Toward Greater Understanding. Marquette Law Review 93: 45—83.

Romero-Trillo J. (2011) The Representation of Liminality Conflicts in the Media. Journal ofMulticulturalDiscourses 6 (2): 143-158. DOI: 10.1080/17447143. 2010.545412

Sapuzhak I. P. (2019) Tipologiya sotsial'nykh konfliktov [Typology of Social Conflicts]. Vestn. MITU-MASI 1: 44-49. (In Russian)

Smirnova O. V., Shkondin M. V (2021) Issledovaniya media i zhurnalistiki v kontekste konfliktologii: sistemno-teoreticheskie aspekty [Media and Journalism Studies in the Context of Conflict Studies: the Systemic and Theoretical Aspects]. Theoretical and Practical Issues of Journalism 10 (1): 5-21. DOI: 10.17150/2308-6203.2021.10(1).5-21 (In Russian)

Smirnova O. V., Shkondin M. V., Denisova G. V., Antipova A. S., Il'chenko D. S. (2021) Sotsial'nye indikatory konflikta v kontekste media i zhurnalistiki: analiz soderzhaniya rossiyskikh SMI [Social Indicators of Conflict in the Context of Media and Journalism: an Analysis of the Russian Media's Content]. Theoretical and Practical Issues of Journalism 10 (3): 422-436. DOI: 10.17150/2308-6203.2021.10(3).422-436 (In Russian)

Tikhonova E. N. (2018) Slovoobrazovatel'nye gnezda v sisteme sovre-mennoy ekonomicheskoy terminologii [Word-Formation Families Within Modern Economic Terminology]. Vestn. Mosk. gos. obl. un-ta. Ser.: Russkaya filologiya 2: 87-96. DOI: 10.18384/2310-7278-2018-2-87-96 (In Russian)

Wallensteen P. (2011) Understanding Conflict Resolution: War, Peace and Global System. Third edition. SAGE Publications Ltd.

Yarychev N. U. (2009) Teoretiko-metodologicheskie podkhody k izucheniyu sushchnosti i prirody konflikta: osobennosti sovremennoy interpretatsii [Theoretical and Methodological Approaches to the Study of the Essence and Nature of Conflict: Features of Modern Interpretation]. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Severo-Kavkazskiy region. Seriya: Obshchestvennye nauki 5: 17—22. (In Russian)

Zdravomyslov A. G. (1995) Sociologija konflikta: Rossija na putjah preodolenija krizisa [Sociology of Conflict: Russia on the Way Toward Overcoming the Crisis]. Moscow: Aspekt Press Publ. (In Russian)

Zimmel' G. (1994) Chelovek kak vrag [The Stranger]. Sotsiologicheskie issledovaniya 2: 114—119. (In Russian)

Поступила в редакцию 29.07.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.