Научная статья на тему 'Традиционные самоловные орудия ведущих промысловых районов русского севера: традиции и современность'

Традиционные самоловные орудия ведущих промысловых районов русского севера: традиции и современность Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
628
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONAL TRAPS OF LEADING HUNTING AREAS OF RUSSIAN NORTH: TRADITION AND MODERNITY

For thousands of years throughout the Russian North, thanks to a kind of climatic conditions, forming a type of economy in which agriculture could not completely give people the means to survive and thrive. As the hunting skills of indigenous tribes and fishing traditions of the Russian population, together with the natural and geographical conditions, helped shape the territory of the Russian North a few hunting and fishing zones, each with its own characteristic fauna of fishing, hunting practices and markets. The tools, methods and hunting techniques of Russian North the nineteenth and early twentieth centuries are described.

Текст научной работы на тему «Традиционные самоловные орудия ведущих промысловых районов русского севера: традиции и современность»

ТРАДИЦИОННЫЕ САМОЛОВНЫЕ ОРУДИЯ ВЕДУЩИХ ПРОМЫСЛОВЫХ РАЙОНОВ РУССКОГО СЕВЕРА: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

М. Л. Мироненко

Архангельский государственный музей деревянного зодчества и народного искусства «Малые Коре-лы», Архангельск

На протяжении тысячелетий на всем русском Севере, благодаря своеобразным климатическим условиям, формируется тип хозяйства, в котором земледелие не могло полностью предоставить населению средства к выживанию и процветанию.

Как охотничьи навыки коренных племен, так и промысловые традиции русского населения, совместно с естественно-географическими условиями, способствовали формированию на территории русского Севера нескольких охотничье-промысловых зон, для каждой из которых характерна своя промысловая фауна, методы охоты и рынки сбыта.

В целом, к середине Х1Х-началу ХХ вв. происходит наиболее полное складывание охотничье-промыслового комплекса, куда входят орудия, способы и приемы охоты.

Особенностью Удорско-

Мезенского края, как чистопромыслового и Пинежско-Кулойского, подсобно-

промыслового, является большая зависимость населения этих районов от продуктов охотничьего промысла.

В рамках данной статьи мы объединили Мезенский и Пинеж-ский районы как наиболее зависящие от продуктов охотничьего промысла. При этом мы опирались как на определения, принятые в литературе, так и на данные архивов7 и сведения, полученные в беседах с охотоведами и охотниками означенных районов. Это позволило определить картину развития промысловой охоты в главных промысловых зонах нашего севера, а также историю бытования и упадка самоловного промысла.

В качестве субъекта рассмотрения мы выделили орудия промысла, главным образом, самоловные, как наиболее архаичные и дошедшие до нашего времени практически без изменений. Самыми распространенными самоло-

ГААО и архивное отделение при администрации МО «Мезенский район», г. Мезень.

вами для добычи мелких пушных зверей служили плашки, также относящиеся к кулёмкам. До периода массового применения капканов они были самыми распространенными самоловами. Материалом для их изготовления служило дерево. Во время командировки в Пинежский район, автор, совместно с главным охотоведом Пинежского района ГВ. Бутюко-вым, и охотниками А.Я. Тюряпиным и Е.А. Мелентьевым, прошел небольшую часть путика охотника-промысловика Л.Г. Хотёнова из с. Матвера, промышлявшего в окрестностях села в середине - конце 1990х годов ХХ в. Целью предприятия было обнаружение сохранившихся деревянных самоловов.

Обнаруженная плашка располагается в 5 км к северо-западу от деревни Матвера, в смешанном лесу (ель, сосна). Найденный самолов имеет размеры: ширина верхней плашки - 27,5 см; длина - 82 см; толщина 4 см., а нижней, соответственно - 31,5 см; 80 см. и 4 см. Высота ножек - 50 см.

Неподалеку от плашки был обнаружен очеп на рябчика. Вместе с ней он составлял своеобразный охотничий комплекс.

Самоловные орудия пережили за время своего существования немало запретов как «варварские» способы добычи. В современном Пинеж-ском районе, по словам главного охотоведа Г.В. Бутюкова, местное население относится к охоте инертно. Это можно объяснить тем, что, во-первых, здесь, как и везде, отсутствуют заготовительные конторы, а заготовкой продуктов промысла (пушниной) ведает частник. Соответственно, невысока и цена на продукты охотничьего промысла. По словам Г.В. Бутюкова, в Верколе до недавнего времени ставили очепы на птицу, запрещенные в 1996 году. Сейчас промысел разрешили, однако желающих воскресить древний способ ловли не находится.

Деревянных самоловов в настоящее время в Пинежском районе не применяют. В деревне Ёркино жил охотник Игнат Алексеевич Заварзин (примерно 1935 г.р.), который, наряду с капканной (выдра, куница) и ружейной охотой ставил слопцы на птицу. В настоящее время (2010 г.) И.А. Заварзин жив, но парализован.

Население Мезенского края так же, как и Пинежского, во многом зависело от продуктов охотничьего промысла.

О том, что прокормиться только земледельческим трудом было невозможно, упоминает «Ведомость Мезенской округи Койнасской волости, учиненная на присланные запросные пункты, о состоянии оной волости на 1785 год»: «...в нашей (Койнасской) волости в продаже хлеба не только ни какого ни находится, но еще и сами покупаем и заимствуем из магазей». И сами земли «по большей части песчаные и каменистые и к плодородию неспособные» [5, л. 2 об.].

Основными занятиями крестьян, согласно этой ведомости, являлись рыболовство и охота, продукты которых шли в основном на собственные нужды. Тем не менее, следует отметить, что добыча объектов охотничьего промысла в Мезенском уезде была неоднородна по волостям. Те волости, которые были расположены ближе к морю, характеризовались в основном добычей морского зверя и морской рыбы, а центральные -лесного зверя и птицы. Вот, к примеру, как распределилось соотношение в 1873 году (Табл. 1).

На Мезени так же, как и на Пинеге, была распространена ружейная и капканная охоты. Во время командировки автора в Мезенский район (февраль 2010 г.) и бесед с охотниками и охотоведами района выяснилось, что добыча деревянными самоловами была менее распространена в крае и характерна больше для территории Ненецкого автономного округа, откуда местные промысловики брали конструкции и модели изго-товления8. По словам главного охотоведа Мезенского района, Ю.П. Логвинова, к настоящему времени самоловы применяют только около 5%

1 Информатор - Ю.П. Логвинов, г. Мезень.

охотников. Из них только около 1% используют деревянные самоловы, в то время как остальные предпочитают капканы.

Анализ информации показал, что самоловы, применяемые охотниками Мезенского района, практически не отличаются от конструкций, используемых на Пинеге.

Что касается современного положения охоты и, в т.ч. самоловных орудий, то беседы с охотниками района показали, что в настоящее время в Мезенском крае подавляющее большинство зверей добывают при помощи современной техники и огнестрельного оружия. Основными объектами на данный период являются: из пушных: лисица, песец, куница; из боровой дичи: рябчик, белая куропатка, глухарь, гусь; из копытных -лось.

Промысловая охота в первоначальном варианте - как способ получения трудового дохода от реализации добычи, утратила свое значение. Единственное, что имеет значение на данный момент с точки зрения сбыта охотничьей продукции - обработка шкур, изготовление чучел и трофеев (рога, черепа животных) для украшения быта состоятельных граждан. Тем не менее, старинные способы добычи местами все еще практикуются.

Таким образом, самоловные конструкции, являясь самыми древними орудиями добычи зверя и птицы, не только дошли до наших дней практически без изменений, но и до самого последнего времени служили по своему назначению. Простые в изготовлении, надежные и уловистые, сотни плашек, слопцов, кулемок и других самоловов, оснащали охотничьи тропы-путики, храня в себе отголоски традиционного уклада и передавались из поколения в поколение.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Битрих А. А. Охота и пушной промысел Европейской части СССР. Л., 1926.

Бобринский Н. А. Очерки промысловых зверей и птиц.- 2-е издание. М. : Всесоюзное коопера-

тивное объединенное изд-во, 1937.

Ведомости о народной промышленности жителей, о промысле рыбы, птиц и зверей по Холмогорскому и Пинежскому уездам Архангельской губернии. ГААО. Ф. 6. Оп. 5. Д. 2. 1870 г.

Ведомости о промысле рыбы, о птицеловах и промысле пушных зверей, о натуральных повинностях по Нюхченской волости Пинежского уезда. ГААО. Ф. 6. Оп. 5. Д. 41. 1866г.

Ведомость Мезенской округи Койнасской волости, учиненная на присланные запросные пункты, о состоянии оной волости на 1785 год. ГААО. Ф. 1. Оп. 2. Т. 1. Д. 104. 1785 г.

Герасимов Ю. А. Охотничьи самоловы и самоловный промысел: Справочник. М. : Агропромиздат, 1990

Давыдов, А. И. Промыслы: охота и рыболовство Пинежского района: научная записка // Научный архив музея «Малые Корелы». Ф. 1. Оп. 1. 1980 г. Д. 2018.

Евдокимов А. А. Лесная охота и государственная пятилетка в Северном крае // Архангельское общество краеведения. Архангельск, 1930.

Иваницкий Н. А. Материалы по этнографии Вологодской губернии. М., 1890.

Ларин С. А. Техника добывания зверей и птиц. М. : Лесная промышленность, 1970.

Маккавеев С. Материалы для летописи охоты и пресноводного рыболовства. Архангельск : Изд. Архангельского общества краеведения, 1927. С. 39-42.

Максимов С. В. Год на Севере : Поморская энциклопедия. Архангельск, 1984. Т. 1.

О птицах и промыслах пушных зверей Пинежского уезда. Ф. 6. Оп. 5. Д. 56. 1857.

О состоянии охотничьего хозяйства и в частности охотничьего промысла в Архангельской губернии // Материалы по изучению положения и нужд охотничьего промысла. ГААО. Ф. 625. Оп. 3. Д. 14. Л. 8-12. 1923,.

Переписки с районными организациями по охотмероприятиям. Архивный отдел при администрации МО «Мезенский район». Ф. 1. Д. 16. 1951.

Рогачев К. Из села Кобелевского Пинежского уезда Архангельской губернии // Русский охотник. СПб., 1895. № 9. С. 137-138.

Сведения о промысле семей, о птицеловах и промысле пушных зверей по Пинежскому уезду. ГААО. Ф. 6. Оп. 5. Д. 57. 1866.

Сведения о числе лиц, занятых промыслами: морскими, речными и лесной охотой по волостям Архангельской губернии. ГААО. Ф. 6. Оп. 5. Д. 4. Л. 2,3. 1873.

Томилов С. Охота в Карпогорском районе // Природа и люди Севера. Архангельск : Издание Архангельского общества краеведения, 1927. С. 16-19.

Феклистов П. А. Охотничье оружие, боеприпасы, самоловы и обработка охотничьей продукции. Архангельск., 1993.

Черенков, С. Е. , Матюнин М. М. Самоловы. М. : ООО «Изд-во Астрель», ООО «Изд-во АСТ», 2003.

Шестаков М. Материалы для летописи охоты и пресноводного рыболовства // Природа и люди Севера. Архангельск : Изд. Архангельского общества краеведения, С. 39-41.

Таблица 1

Сведения о числе лиц, занятых промыслами: морскими, речными и лесной охотой по волостям Мезенского уезда Архангельской губернии: за 1873 год9.

Волость Объекты охоты

Морской зверь Морская рыба Речная рыба Озерная рыба Лесной зверь Птица

Дорогорская - 50 120 200 42 70

Долгощельская 80 - 30 5 - 15

Юромская 155 3 - 84 60

Лешуконская 20 - - 5 40

Погорельская - - - 20 31 18

Олемская - - 40 - - 70

Койнасская 16 - 6 25 690

Вожгорская - - 59 10 319

Койденская 1631 - 150 528 5 2

Золотицкая 350 - 20 10 17 40

Пустозерская 139 570 580 870 128 970

Красноборская - - 124 20 100 97

Устьцилемская - - 125 - - -

Мохченская - - - - 300

Данная информация представлена по следующему информационному источнику: [Сведения о числе лиц, занятых промыслами: морскими, речными и лесной охотой по волостям Архангельской губернии: за 1873 год. ГААО. Ф. 6. Оп. 5. Д. 4. Л. 2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.