Научная статья на тему 'Традиционные представления о женском теле русских Алтая'

Традиционные представления о женском теле русских Алтая Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
349
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / РУССКИЕ АЛТАЯ / ЖЕНСКОЕ ТЕЛО / ВОЛОСЫ / "СКРЫТОСТЬ" / РЕГУЛЫ / "НЕЧИСТОТА" / "ГРЕШНОСТЬ" / ГИГИЕНА / КАНОНЫ КРАСОТЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Коляскина Елена Александровна

Реконструируются традиционные представления сельских жителей Алтая, связанные с женским телом, бытовавшие во второй половине XIX первой трети XX в. Впервые на материале Алтая исследованы стереотипы, касающиеся регул и интимной гигиены тела. Большое влияние на каноны красоты женского тела и лица оказало материнство. Пестрый этнографический состав сельских жителей Алтая позволил рассмотреть влияние религиозного, исторического и других факторов на формирование стереотипов, связанных с женским телом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Traditional Conception of the Altaic Russians about Female Body

In the article the traditional views of Altai countrymen connected with a female body, being in circulation in second half of 19th first third of 20th century are reconstructed. For the first time the stereotypes concerning regulars and intimate hygiene are investigated on Altai material. Maternity has influenced greatly on beauty canons of a female body and face. Mixed ethnographic structure of the Altai countrymen allowed to consider influence of religious, historical and other factors on formation of stereotypes connected with a female body.

Текст научной работы на тему «Традиционные представления о женском теле русских Алтая»

Е.А. Коляскина

Традиционные представления о женском теле русских Алтая

Ключевые слова: традиционные представления, русские Алтая, женское тело, волосы, «скрытость», регулы, «нечистота», «грешность», гигиена, каноны красоты.

Современное российское общество все чаще стало обращать внимание на свою историю и традиции. К изучению представлений о женском теле в русской традиционной культуре обращались Т.А. Топорков, Т.Б. Щепанская, Мазалова и др. В данной статье описаны воззрения русского населения Алтая.

Во второй половине XIX - первой трети XX в. на территории современного Алтайского края и примыкающих районах Горного Алтая и Республики Казахстан сельское население разделялось на старожилов и переселенцев. В первой группе по конфессиональной принадлежности выделялись православные (1сибиряки, бергалы, казаки) и старообрядцы (поляки, кержаки, австрийцы и др.). Переселенцы (российские) делились по местам выхода (воронежские, вятские, курские и т.д.).

Тело женщины не являлось предметом демонстрации. Замужняя женщина не могла показываться на людях с непокрытой головой - гологоловой, простоволосой - это считалось неприличным, грехом, особенно у старообрядцев [1, с. 23; 2, с. 32]. Выйдя замуж, женщина должна была закрывать волосы головными уборами - кичкой, шашмурой, которые покрывали платком или шалью. В исследуемый период эти уборы носили в основном старообрядки, остальные женщины часто ограничивались платком, к свадьбе шили наколок, сапец [1, с. 22-23; 2, с. 32; 3, с. 346; 4; 5, с. 131-132; 6, с. 172; 7, с. 10]. Бухтармин-ские старообрядки могли снять шашмуру на ночь, космачом разрешалось только спать. Ходить в непокрытой платком шашмуре даже в своем доме можно было только старухам. Заплетая две косы, замужняя кержачка не должна была перекрещивать волосы -это считалось грехом, она расчесывала каждую сторону отдельно, соединять волосы в одну косу было позволительно лишь девушке [3, с. 347-348].

Незакрытые волосы замужней женщины наделялись разрушительной силой. Так, в заговоре старообрядцев от мора пчел как одна из его возможных причин упоминались бабы простоволоски [1, с. 96;

2, с. 71]. Считалось, что нельзя кормить ребенка грудью с непокрытой головой. У некоторых старожилов и переселенцев сохранялось представление о необхо-

димости собирать в течение жизни свои вычесанные волосы и ногти, чтобы после смерти их положили в гроб. Считалось, что если птица унесет волосы к себе в гнездо, то у человека будет болеть голова [1, с. 92]. В гаданиях волосы связывались с магией, сексуальной энергией, потусторонним миром. Бухтар-минцы считали, что остриженные ногти нужно класть за пазуху [1, с. 93].

Закрытой у женщины должна была быть и шея, поэтому распространение имели фасоны одежды под горлышко или с глухим воротником - ошейником, особенно у старожилов [3, с. 326; 5, с. 128; 6, 166-167].

У старожилов рукава должны были закрывать руки до запястья - косточки [3, с. 29, 177, 321, 337; 6, 167]. При выяснении отношений между мужчиной и женщиной последняя могла сказать: «Что ты меня ругаешь! Ты моих локтей видал?» [8, с. 23]. Девушки-старожилки и женщины-переселенки могли позволить себе более короткий рукав, но локти оставались закрытыми [3. с. 174; 5. с. 128]. Видимо, рукам придавалось ритуальное значение, о чем свидетельствует элемент свадебно ритуала рукобитье/зарученье [1, с. 73;

3, с. 353-354; 9, с. 187; 10, с. 3; 11, с. 16].

Свои ноги старожилки скрывали под юбкой или сарафаном длиной по щиколотку или даже в пол. В 1920-1930-х гг. стали носить юбки до середины голени, как у переселенок [3, с. 29, 177, 337; 5, с. 128;

6, 167-168; 8, с. 23]. Г.Д. Гребенщиков писал, что в крестьянском быту юбки задирать не полагалось [4]. Тем более показать женщине колени считалось непристойным, даже грехом. В начале 1930-х гг. в некоторых селах Алтая появились юбки до середины икры и даже выше колена. Говорили, что это бессовестная мода, которая на тот момент не прижилась в алтайских селах. Обладательницу такого наряда считали прохожей девкой. Вероятно, женские колени связывали с сексуальной энергией, что отразил фольклорный материал. Ассоциация ног и сексуальности прослеживалась и в гадании на суженого.

Скрытность в женской одежде достигалась также за счет трапециевидного силуэта и многослойности. Основными формообразующими элементами были вытачки, защипы, сборки, которые создавали объемные формы [8, с. 23]. За исследуемый период в одежде старообрядцев произошло увеличение пышности женского силуэта за счет перехода к так называемому круглому сарафану (его ширина увеличилась почти в два раза, доходила до 4,5 м) и нарукавников с борами,

ИСТОРИЯ

которые носили поверх рубахи и сарафана. Все это подпоясывали поясом, вокруг которого выдергивали ткань, образуя напуск [1, с. 22; 2, с. 31; 3, с. 321, 334, 337-339, 383; 4; 5, с. 132-133; 6, 164-167; 7, с. 10]. Фотографии запечатлели бухтарминок в костюмах объемного силуэта, пышность которого акцентировалась на груди и бедрах [3, с. 29, 101, 174, 337, 342, 353]. Выделение талии опояской подчеркивало не столько ее тонкость, сколько пышность груди и бедер. В силуэте переселенок и православных старожилок акцент на талии достигался за счет рельефной конструкции кофты и пышной юбки, которые могли составлять парочку [8, с. 28; 12]. В начале ХХ в. появлялись и платья, в обиход они вошли в основном у казачек и бергалок, но были не так популярны, как парочки [4; 5, с. 126, 128, 130; 6, 167, 169, 171; 12; 13, с. 137]. Эта одежда подчеркивала линии женского тела. Многие староверки считали грехом носить такой костюм, называли его мирской, расейской, дьявольской лопотью. Только самодуровцы и австрийцы отрицали значение сохранения традиционного костюма [2, с. 34-35, 50; 3, с. 314, 319]. Но все же современные фасоны в начале ХХ в. теснили старинные.

Представление о необходимости скрывать тело женщины было связано с православной концепцией его грешности и соматическими воззрениями русских. В период регул женщина считалась нечистой, как и после родов. Наиболее распространенными в селах Алтая были названия регул, производные от женской одежды: на рубахе/на рубашке/нарубашечно, на бельё/ на белье/бельевое, т.е. регулы ассоциировались с нательной одежды женщины. Также говорили: мыться стала/начинала мыться (о начале регул) или отмылась (о наступлении климакса) - нечистота/необходимость очищения. Бытовало название, указывающее на связь смен фаз луны с ритмом женского организма -месячные. Зафиксированы названия, свидетельство -вавшие о восприятии регул как части чужой, природной сферы - гости, заболел/ больна.

Нечистая женщина не должна была контактировать с предметами культа: ходить в церковь, прикасаться к иконам. Данные запреты сохранялись в селах, где дольше функционировали церкви или старообрядческие общины. Запрещалась в период регул и сексуальная жизнь. Кроме ограничения в отношении тяжелой работы, нами встречено лишь одно свидетельство о существовании трудовых запретов: нельзя было готовить пищу, чтобы не испортить продукты, передав им свои качества - кислый вкус, вялость. Имел место также запрет на стирку белья со следами месячной крови совместно с прочей одеждой, правда, его сакральная причина чаще уступала место рациональному объяснению: чтобы не испачкать остальное белье. Вода после такой стирки, как и вода, применявшаяся в ритуалах жизненного цикла, считалась вредоносной, поэтому ее выливали так,

чтобы ни кто не ходили через это место. Зафиксировано представление о необходимости прятать белье со следами регул, особенно первых, от матери, чтобы сильно не шло. Не было принято, чтобы девочка заранее узнавала о физиологических процессах своего организма. Информацию девочка получала чаще всего от старших подруг или сестер уже после появления у нее регул. В то же время был распространен взгляд на месячные как на естественный процесс женского организма.

Появление регул означало наступление зрелости девочки, т. е. начало очень важного этапа в ее жизни. В нашем регионе «скакание в паневу» бытовало как часть свадебного ритуала у вятских и других переселенцев. У хохлов отец запрягал телегу, сажал туда дочь и возил по селу, выкрикивая: «Поспелу дыру везу ко двору». Таким образом, общество ставилось в известность, что девушка вступила в категорию невест. У сибиряков было зафиксировано упоминание схожего обычая, он совершался, когда девушка становилась засиделой. Подобный обычай был зафиксирован Г.В. Любимовой в Красногорском районе [14. с. 40]. Русские Алтая осознавали взаимосвязь появления регул и готовности женского организма к деторождению. Бытовало общерусское представление, что регулы отсутствуют, пока женщина кормит ребенка грудью и забеременеть в этот период нельзя.

Отношение к женской наготе было амбивалентны. С одной стороны, ее магические свойства использовались в народной медицине. С другой стороны, были развиты представления о грешности и постыдности тела, особенно у старообрядцев-беспоповцев. Когда обмывали тело покойного, то не раздевали его полностью, а поочередно обнажали части тела. Во всех этнографических группах покойного должен был обмывать представитель того же пола, на крайний случай старуха, т.е. женщина, лишенная женского начала - месячных. Бухтарминцы считали, что видеть себя во сне голым - к стыду [1, с. 101]. В то же время образ жизни и воспитания крестьян способствовал раннему узнаванию человеческого тела и его физиологических процессов. Г. Д. Гребенщиков говорил о сохранении «каменщиками» древнерусской традиции баниться без различия пола [15, с. 25]. Из-за тесноты помещений крестьяне часто спали все вместе на полатях или полу, летом купались в реке обнаженными, молодой паре место отводили в общем помещении, прикрытое лишь занавеской. Женщины в селах Алтая не носили трусов до 1940-1950-х гг. Их происхождение связывали с мужскими штанами, которые женщине было не принято носить. Зажиточные старожилки 1910-х гг. рождения носили панталоны с кружевами, что предыдущее поколение считало грехом [6, с. 170]. Только староверы юга Алтая полагали нормальным носить женщинам штаны, которые они надевали для

верховой езды или работы в поле вместе с сарафаном, что вызывало недоумение и насмешки российских переселенцев [2, с. 33; 3, с. 344-345; 12].

Что касается представлений о красоте, то многие фольклорные тексты говорят о белой коже с румянцем (кровь с молоком), алых губах, длинных, иногда вьющихся волосах [2, с. 59, 83-84; 4]. Об использовании девушками на Алтае белил и румян упоминают лишь источник середины XIX в. и фольклор. Интересно, что последний говорит о природной белизне и румянце без использования косметики [1, с. 69; 2, с. 83; 10, с. 24]. Длинная и толстая коса считалась девичьей гордостью, чтобы увеличить ее длину и объем использовали ленты, или косники, косоплетки - бисерные или вязанные шерстяные полоски с бахромой и пуговицами [2, с. 32; 3, с. 360; 5, с. 131]. В конце 1920 - начале 1930-х гг. самые отчаянные модницы коротко остригали волосы - под польку. Это вызывало

насмешки и даже негодование в сельском обществе, говорили: «Под лысу польку». Особое значение придавалось глазам, в фольклоре они - канал проникновения любви [10. с. 30]. Также признаком красоты у кержаков считались гармоничные, некрупные черты лица. Важной составляющей красивого облика являлся костюм, о чем свидетельствует выражение: «Пенёк наряди, и тот хороший будет».

Представители всех групп русских крестьян Алтая в конце XIX - первой трети XX в. воспринимали тело как природную данность, которую нужно заключать в культурные рамки - одежду. Особо строго относились к этому кержаки. Тело женщины связывалось с чадородием, что отразилось в канонах красоты старожилов и переселенцев Алтая: пышные, округлые формы тела. Восприятие женского тела и его физических процессов зависело от этнокультурной принадлежности человека.

Библиографический список

1. Герасимов, Б. В долине реки Бухтармы / Б. Герасимов // ЗСПЗСОРГО. - 1911. - Вып. 5.

2. Швецова, М. «Поляки» Змеиногорского округа / М. Швецова // ЗЗСОИРГО. - 1899. - Кн. 26.

3. Бухтарминские старообрядцы. - Л., 1930.

4. Гребенщиков, Г Д. Егоркина жизнь / Г Д. Гребенщиков [Электронный ресурс] // http://irbis.asu.ru/docs/altai/literature/ greben/story.html.

5. Корникова, Л.В. Типология и эволюция народного костюма крестьян Бийского округа в первой трети ХХ в. / Л.В. Корникова // Бийский район: История и современность : в 2 т. - Барнаул, 2005. - Т. 1.

6. Куприянова, И.В. Типы мужской и женской одежды, бытовавшей в первой трети ХХ в. / И.В. Куприянова // Залесовское Причумышье : очерки истории и культуры.

- Барнаул, 2004.

7. Новоселов, А. Отчет о поездке на Алтай / А. Новоселов // Известия ЗСОИРГО. - 1913. - Т. 1. - Вып. 2.

8. Фурсова, Е .Ф. Традиционная одежда русских крестьян-старожилов Верхнего Приобья (конец ХІХ - на-

чало XX вв.) / Е.Ф. Фурсова. - Новосибирск, 1997.

9. Белослюдов, А.Н. Свадебный ритуал «каменщиков» / А.Н. Белослюдов // Шарабарина Т.Г. Русские свадебные традиции на Рудном Алтае. - Усть-Каменогорск, 2004.

10. Гуляев, С. Этнографические очерки Южной Сибири / С. Гуляев // Библиотека для чтения. - СПб., 1848.

- Т. 90. - Ч. 1.

11. Швецова, М. Из поездки в Ридерский край / М. Швецова // ЗСОРГО. - 1898. - Кн. 25-26.

12. Гребенщиков, Г.Д. Река Уба и убинские люди / Г. Д. Гребенщиков [Электронный ресурс] // http://irbis.asu.ru/ (¿(^/аЬш/ Ш;ега1ш'е^геЬепМогу.Ыт1

13. Липинская, В.А. Старожилы и переселенцы: Русские на Алтае. XVIII - начало XIX вв. / В.А. Липинская. - М., 1996.

14. Любимова, Г.В. Возрастная символика в культуре календарного праздника русского населения Сибири XIX-XX веков / ГВ. Любимова. - Новосибирск, 2004.

15. Гребенщиков, Г.Д. Алтайская Русь / Г.Д. Гребенщиков // Алтайский альманах. - СПб., 1914.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.