ТРАДИЦИОННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
А. Акбаров
Традиционная и современная методология. Чтобы применить какой-либо метод или стратегию обучения, учитель должен учесть важные факторы: интересы, мотивации и уровень интеллектуальных способностей каждого учащегося. Он должен начать обучение с поэтапного понимания процесса развития своих учеников. Таксономия образовательных целей Блума (1956) выделяет в когнитивной области иерархию шести категорий (см. табл.). Учителю следует знать потребности и способности своих учеников, как они воспринимают процесс обучения и развиваются в рамках этого процесса, и далее строить стратегию обучения в аудитории в соответствии с этими ключевыми моментами. Согласно теории Гарднера, все люди обладают различными интеллектами и индивидуальным проявлениями своих способностей, каждый человек имеет уникальный «когнитивный профиль» (Гарднер, 2006, с. 8). Структура интеллекта по Гарднеру (2006, с. 9-14) может быть представлена: (а) лингвистико-вербальный интеллект; (б) логико-математический интеллект; (в) пространственно-визуальный интеллект; (г) музыкальный интеллект; (д) телесно-кинестетический интеллект; (е) межличностный интеллект; (ж) внутриличностный интеллект; (з) натуралистический интеллект. Теория множественности интеллекта открывает двери к многообразию методов обучения, которые с легкостью можно применить в языковом классе, и дает учителю возможность расширения современных стратегий преподавания с помощью различных методик и форм организации занятий (Армстронг, 2009, с. 51). Принимая во внимание способности и степень интеллектуального развития учеников, учитель может управлять атмосферой в классе и определиться с ответом на вопрос об использовании традиционных или современных методов обучения, а также с выбором вспомогательных средств и обучающих стратегий, которые помогут каждому ребенку усвоить знания по-своему.
Таблица
Когнитивные процессы Результат
(1) Знание Припоминание информации, полученной и освоенной
(2) Понимание учениками
(3) Применение Дает возможность использования знаний
(4) Анализ Дают возможность работать над проблемами, кото-
(5) Синтез рые нас вдохновляют, чтобы изучить и раскрыть свой
(6) Оценка творческий потенциал с каждым учеником
52
Традиционный метод. Традиционные методы обучения, связанные с преподаванием языка, все еще широко используются во многих школах, особенно государственных. Учитель управляет процессом обучения и, таким образом, оказывается в центре всего этого процесса. К тому же обучение проходит согласно строгим предписаниям учебника. Традиционный способ обучения представляет собой такой процесс взаимодействия, когда учитель -источник знаний, а учащиеся - пассивные получатели этих знаний (Boumova, 2008). Применяя методы традиционной педагогической науки, учитель занимает центральное место в классе и ведет подготовленный урок по сложившейся традиции: просмотр предыдущего материала, его повторение, введение новой темы, объяснение грамматики, чтение, выполнение переводов и упражнений, исправление ошибок. Эти пункты включены в каждый урок. Целью такого метода является запоминание пройденного материала, независимо от того, понимают ли его ученики или нет. Важное место отводится тестированию. Все учащиеся проходят тестирование, являющееся основным методом оценки знаний, но при этом не принимаются во внимание предпосылки их знаний, способности и интересы. Таким образом, в классе нет достаточной взаимной связи учитель-ученик, а у учащихся мало шансов для практики и развития своих знаний и навыков иностранного языка и опыта коммуникаций. Существует три основных способа, используемых в традиционном обучении: (1) прямые указания и лекции; (2) самостоятельная работа;
(3) обучение через восприятие на слух и наблюдение.
Современные методы обучения. С уверенностью можно сказать, что все педагоги ищут лучшие способы преподавания и использования современных методов и стратегий обучения. В отличие от традиционной, современная методология гораздо более ориентирована на личность учащегося. По словам Джима Скривнера, основная роль учителя заключается в том, чтобы «помочь учебному процессу состояться», что подразумевает «вовлечение учащихся в то, что происходит, «позволяя им работать в своем темпе, не давая им долгие разъяснения, поощряя их участие и общение (Scrivener, 2005, 18, с. 19). Современные классы оснащены различными наглядными средствами (магнитно-маркерные доски, образовательные ресурсы, обучающие игрушки, компьютеры, различные поделки, математическое оборудование, печатные и электронные книги и др.). И велика потребность в учителе, способном включить все это в процесс обучения. В современном учебном процессе учитель необходим не столько для того, чтобы объяснять, сколько поддерживать и помогать учащимся исследовать, пытаться претворить задуманное, делая обучение интересным. Рональдом В. Уайтом сформулированы три принципа современной методологии: преобладание речевой деятельности, акцент на центрированность связанного текста как сердце процесса обучения и абсолютный приоритет речевой методологии в классе. Вместо того чтобы запоминать грамматические правила и отдельный список слов, современная методология предпочитает «представлять контекстный язык и развивать навыки» (White, 1998, 11). В настоящее время мы имеем дело с большим количеством методов, используемых в школах, чтобы улучшить образовательный процесс, и большинство из них дают очень хорошие резуль-
53
таты, в особенности при взаимодействии друг с другом. Сегодня широко используются следующие методы:
«прямая инструкция» (наиболее распространенная форма обучения посредством чтения лекций; однако это не самый эффективный метод преподавания, некоторые группы учащихся нуждаются в более интересных формах преподавания для достижения эффективности их обучения);
обучение посредством исследования (этот метод требует много времени, энергии и планирования, но часто это оправдано его эффективностью; развиваются навыки критического мышления, чтобы прийти к определенному заключению. Это наиболее личностно-ориентированный и личностнонаправленный метод обучения);
групповое обучение (предполагает распределение учащихся по группам с целью совместной работы; как правило, распределение происходит независимо от уровня способностей, необходимо, чтобы в группе находились дети с различными уровнями интеллектуального развития);
«свободная инструкция» (как следует из названия, это гораздо менее формальный метод обучения; опытные учителя знают своих учеников. Если вы преподавали определенной группе учащихся в течение некоторого времени, то вы, вероятно, уже знаете немного о их интересах и уровне их подготовки) (Wisegeek.org, 2014).
Большинство методов группируются в семейства образовательных моделей, поэтому мы можем говорить о семействе моделей обработки информации, семействе социальных моделей, семействе личностных моделей, бихевиористской (поведенческой) системе семейства моделей и конструктивистской модели (интегрированной). Это показывает, что системы школьного образования во всем мире пытаются определить наилучший подход к преподаванию. Среди всех вышеуказанных методов я бы выделил модель, которая, по мнению большинства исследователей, лучшая на сегодняшний день. Ключевым моментом этой работы, связанной с современными, передовыми методами обучения, является рассмотрение SIOP-модели, широко распространенной и внедренной в образовательных системах всех пятидесяти штатов США, а также имеющей тенденцию быть лучшим методом преподавания в мире. Она была создана заслуженными профессорами Калифорнийского государственного университета Дженой Эшевария и Мэри Эллен Вогт, а также Деборой Шорт, консультантом в области профессионального развития и старшим научным сотрудником Центра прикладной лингвистики в Вашингтоне округа Колумбия. Эта модель поддерживается Программой образовательного развития и исследований, Центром исследования образования, разнообразия и передового опыта (ЭРЕРЕ) и многими другими научно-исследовательскими центрами во всем мире (Echevarria, Vogt&Short, 2008, с. 3). Эта модель формировалась на протяжении многих лет и сегодня предназначена для повседневного использования в обучении. Она может быть реализована для всех школьных предметах и во всех видах уроков. Это требует от учителя высокой организованности и хорошей подготовленности.
SIOP-модель состоит из восьми взаимосвязанных компонентов:
• Подготовка к уроку.
• Построение темы.
54
• Понятное введение.
• Взаимодействие.
• Практика и применение.
• Постановка урока.
• Обзор и оценка (Echevarria, Vogt&Short, 2008, с. 16).
Каждая из этих деталей помогает и направляет учителя на планирование и постановку урока с целью получения лучших результатов и обратной связи от учащихся. Модель SIOP имеет тридцать особенностей в применении на уроках для изучающих английский язык и англоязычных жителей. Эти особенности включены в вышеуказанные восемь взаимосвязанные компоненты. Результатом использования этого метода является высокое качество, эффективность обучения и улучшение успеваемости учащихся.
Преимущества и недостатки традиционных и современных методов. Применяя современные методы обучения, мы имеем возможность использовать в своей работе множество различных вспомогательных устройств и материалов. Дети, безусловно, получат большое удовольствие от уроков, на которых применяются различные визуальные материалы, например, флэшкарты, интерактивные доски, компакт-диски и т. д. Таким образом, они становятся более внимательными и лучше запоминают учебный материал, передавая его в долговременную память намного быстрее, чем если бы учитель объяснял тему традиционным способом. Эти средства также «поддерживают факты в эксплицитно-декларативной памяти учащихся» (Ortega, 2009, 87). Большую пользу от использования вспомогательных средств получает и учитель: конечно, гораздо проще показать процесс произрастания растений в виде слайд-шоу, чем рисовать картинки на доске каждый раз, когда это необходимо.
Есть у современных методов и недостатки, которые, наоборот, говорят в пользу традиционных методов. Как уже было сказано, они позволяют нам использовать современные средства обучения, которые могут привести к определенным препятствиям и неудобствам, в частности, могут снизить степень взаимодействия между учителем и учеником, кроме того, высокая стоимость оборудования и необходимость его техобслуживания, а также необходимость обучения педагогов правильному использованию техники. Традиционные методы обучения использовались в течение длительного периода. Нельзя сказать, что традиционная модель обучения является абсолютно неправильной или неприемлемой в условиях современности. Она также может быть использована и сегодня, но, конечно, вкупе с другими методами.
Заключение. Сложно сказать, какие методы необходимо сегодня использовать в аудитории, особенно молодому учителю. В процессе обучения все должно быть принято во внимание: сама аудитория, количество учащихся, оборудование, которым располагает учебное заведение, базовые знания учащихся и их способности, социальные условия, мотивации каждого индивида. Учитель может использовать любые педагогические методы, разрешенные системой образования, как традиционные, так и современные, однако включая их широкий спектр своей деятельности, он должен неустанно работая над собой, ежедневно совершенствуя свои навыки преподавания. Он
55
должен стать хорошим примером для своих учеников не только как представитель своей профессии, но также как интересная личность, которая способна вовлечь учащихся в учебный процесс. Быть учителем - большая работа и большая ответственность. Необходимо предвидеть все возможные трудности, уже входя в класс. Установление личного контакта учителя с учениками проходит долгий путь через определение комфортной зоны в процессе обучения. Если учитель видит в своих учениках тех, кому нужен учитель, способный помочь им, когда они в этом нуждаются в течение образовательного процесса, если он способен вызвать улыбку, вспышки радости и счастья, горящий огонек в глазах, нам не придется задавать вопросы, касающиеся традиционных или современных методов обучения. Такому учителю под силу все.
Список литературы
Bloom, B. S. & D. R. Krathwohl. 1956. Taxonomy of Educational Objectives: The Classification of Educational Goals: Handbook I, Cognitive Domain. New York: Longmans, Green.
Christison, M. A. 1996. - Teaching and Learning Language through Multiple-Intelligences.ll TESOL Journal 6: 10-14.
Create Brief - The SIOP® Model: A Professional Development Framework for a Comprehensive School - Wide Intervention.
http://www.cal.org/create/publications/briefs/professional-development-framework.html(accessed January 21, 2013.)
Differentiated Instruction Meets Needs of Diverse Students.
http://learningdisabilities.about.com/od/instructionalmaterials/tp/differinstruct.htm (accessedJan-uary 13, 2013.
Echevarria J, M. E. Vogt, D. J. Short. 2008. Making Content Comprehensible - The SIOP Model (4th edition). New Jersey: Pearson Education, Inc.
Gardner H. 2006. Multiple Intelligences.
http://books.google.ba/books?hl=en&lr=&id=8K54fg6YU4EC&oi=fnd&pg=PR7&dq=gardner+h.+
(1993).+multiple+intelligences+the+theory
Larsen-Freeman, D. 2000. Techniques and Principles in Language Teaching. Oxford: Oxford University Press.
Masaryk University Faculty of Art. Traditional vs. Modern Teaching Methods: Advantages and Disadvantages ...
is.muni.cz/th/86952/ff_m_b1/ V Boumova 2008.
Models of Teaching. Faculty Center for Teaching and Learning
http://www.fctl.ucf.edu/events/winterconference/2008/content/Monday/Models%20of%20Teachi
ng.
Ortega L.2009.Understanding Second Language Acquisition. London,Great Britain: Hodder Education, Hachette UK Company.
Scrivener, J. 2005. Learning Teaching. Oxford: Macmillan.
Scrivener18,19 as cited in
http://is.muni.cz/th/86952/ff_m/MgrDiplomkaBoumova.pdf SIOP: Sheltered Instruction Observation Protocol. http://www.siopinstitute.net/.
Traditional education. http://en.wikipedia.org/wiki/Traditional_education (accessed January 8, 2013.
The SIOP Model. http://www.msdwt.k12.in.us/msd/wp-content/uploads/2011/10/siop-model-and-research-findings(accessed January 24, 2013.
TLC - Non-TraditionalTeaching& Learning Strategies.
www.montana.eduResources>Teaching Strategies (accessed January 22, 2013.
What are Some Different Teaching Methods?
http://www.wisegeek.org/what-are-some-different-teaching-methods.htm white, R. V. 1988. The ELT Curriculum. Oxford: Blackwell
56