Научная статья на тему 'Традиционные и электронные источники вторичной информации в справочно-библиографическом обслуживании'

Традиционные и электронные источники вторичной информации в справочно-библиографическом обслуживании Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
628
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ремизова Т. В.

В статье идет речь о повышении качества справочно-библиографического обслуживания в условиях современной информационной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conventional and electronic sources of reference information in bibliographical services

Both domestic and foreign experience of library automation shows that the application of IT and data bases bibliographical and reference technologies extends customer services considerably. It increases the quality and efficiency but also generates some serious problems.

Текст научной работы на тему «Традиционные и электронные источники вторичной информации в справочно-библиографическом обслуживании»

модель», насыщенная всеми необходимыми элементами реальной модели взятой действительности, в том числе и с учетом гуманистических ценностей, установленных в ней.

Библиографический список

1. Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня: Пер. с нидерл. / Й. Хейзинга. - М., 1992. - С.9-13.

2. Шапкин С. А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований / С. А. Шапкин // Психологический журнал. -1999.- № 1. -С. 86-101.

3. Дудченко B.C. Инновационная игра как метод исследования и развития организации/B.C. Дудчснко. - М., 1983.-С.58.

4. Шапкин С.А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований / С.А Шапкин // Психологический журнал. -1999.-№ 1.-С. 86-101.

5. Макаревич В. Н. Игропатики, методологи: «незримое общество» выходит из подполья / В.Н. Макаревич // Соц. исследования. -1992. - № 7, - С.54.

6. ВладимироваТ, фризоргер добрался до казино / Т. Владимирова// Коммерческие вести. 2006. 5 апреля. - С.17.

ВЕТРЕНКО Инна Александровна, кандидат философских наук, доцент кафедры общественных наук.

Поступила в редакцию 17.05.06. © Ветренко И. Л.

УДК'81.3 Т.В.РЕМИЗОВА

ГПНТБ СО РАН

ТРАДИЦИОННЫЕ И ЭЛЕКТРОННЫЕ ИСТОЧНИКИ ВТОРИЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ В СПРАВОЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ____

В статье идет речь о повышении качества справочно-библиографического обслуживания в условиях современной информационной среды.

Как отечественный, гак и зарубежный опыт информатизации библиотек свидетельствует, что современные информационные технологии, богатый репертуар библиографических и реферативных баз данных (БД) значительно расширяют возможности информационного обслуживания пользователей, повышают его качество и эффективность, но вместе с тем порождают серьезные проблемы.

С одной стороны, появление баз данных и электронных справочных изданий вооружило библиографов новым, более эффективным поисковым инструментом, но с другой — осложнило условия их профессиональной деятельности. Сегодня необходимо знать не только традиционную систему источников вторичной информации во всем ее многообразии, но и хорошо ориентироваться в основных электронных ресурсах, владеть умениями и навыками автоматизированного поиска.

По подсчетам специалистов [ 1, с. 158], существует более ста разновидностей традиционных библиографических пособий. Такое же разнообразие характерно и для электронных источников. Согласно классификации Г. Н. Швецовой-Водки можно выделить семнадцать оснований для группировки компьютерных библиографических ресурсов [2]. Значительное расширение информационной базы справочно-библиографического обслуживания вызвано не только внедрением современных технологий в процесс производства информационных продуктов и услуг, но и необходимостью их диверсификации в условиях рыночной экономики [3, с. 76].

Отсюда возникает проблемная ситуация: каким вторичным источником нужно воспользоваться -

традиционным или электронным - и в какой форме дать ответ пользователю — в форме справки (результаты поиска библиографом) или методической консультации по самостоятельному поиску. Для того, чтобы грамотно подобрать вторичные источники, библиограф должен знать их типологию, уметь мысленно проанализировать поисковые возможности и сопоставить параметры запроса с информационными характеристиками библиографических пособий и баз данных. Конечно, не все признаки служат основой выбора того или иного источника при выполнении запросов, а лишь наиболее существенные из них.

Несмотря на большое разнообразие информационных запросов пользователей, поступающих в универсальную академическую библиотеку, какой является ГПНТБ СО РАН, и индивидуальный характер каждого из них, можно выделить группы запросов с повторяющимися признаками и создать их модели, т. е. обобщенные характеристики наиболее типичных запросов, которые и будут служить основой сопоставления характеристик запроса и поисковых возможностей вторичных источников и, в конечном счете, выбора наиболее подходящих из них на основе выработанных критериев.

Рассмотрим варианты решения этой проблемы на примере тематических запросов. Как видно из таблицы 1, больше половины запросов, поступающих в справочную службу ГПНТБ СО РАН, относится к общественной тематике, а оставшаяся часть примерно поровну распределяется между ес тественными науками и техникой. В таблице 2 приведен ряд запросов и их характеристики. Однако прежде чем рассмотреть, какие же источники были предложены, заме-

Таблица 1

Тематика запросов, поступивших в справочио-библиографический отдел ГПНТБ СО РАН за 1999-2005 гг.

Год Тематика Всего

Обществ. Естеств. Техн.

1999 12188 5085 2278 i i>.', V;

2000 12866 5233 2721 20,120

2001 13455 4276 120

2002 13712 366Р 3023 20401

2003 16149 4576 J76.1 2-¡490

2004 17052 3675 2739 23466

2005 14115 3820 3049 20984

тим, что, исходя из академического статуса ГПНТБ СО РАН, система обслуживания рассчитана преимущественно на самостоятельную работу читателей, поэтому сотрудники справочно-библиографическо-го отдела (СБО) осуществляют дифференцированный подход к поступающим запросам (в зависимости от цели запроса, уровня компьютерной подготовки пользователя, его финансовых возможностей, наличия доступа к глобальной сети). В отношении тематических запросов практикуются следующие формы помощи:

— продвинутым пользователям (независимо от цели запроса) предлагаются памятки и минимальные пояснения по работе с базой данных, соответствующей теме их запроса (например, с БД ИНИОН «Социальные и гуманитарные науки», ЭК ГНПБ им. К.Д. Ушинского, БД «Агрос» ЦНСХБ ВАСХНИА, Medline), если БД имеется в свободном доступе в Интернете. Кроме того, для этой категории пользователей в помещении СБО организованы рабочие места для самостоятельной работы читателей с электронными справочными изданиями и БД ВИНИТИ (с последними можно также работать в интернет-классе);

— менее опытные клиенты в аналогичном случае получают подробную консультацию у библиографа прямо за компьютером;

— для диссертантов, не владеющих компьютерной грамотностью, осуществляется автоматизированный поиск, какправило, с их участием, по крайней мере, на первоначальной стадии — отработки поискового предписания для каждой из выбранных систем (БД);

— студентам, включая дипломников, не имеющим навыков работы на компьютере, предлагаются традиционные источники и даются пояснения по методике их использования, И лишь в исключительных случаях (сложная или узкая тема) от этой категории пользователей принимается заказ на автоматизированный поиск.

Таким образом, на выполнение запроса оказывает влияние не только его тематика и имеющиеся в спра-вочно-библиографическом отделе ресурсы, но и общий порядок работы с читателями.

А теперь сопоставим параметры запросов с характеристиками возможных источников поиска информации (табл. 2).

Тематика первого и второго запроса носит межотраслевой характер, второй запрос имеет к тому же широкие хронологические рамки, Цель и того, и другого запроса — поиск информации для подготовки диссертации, компьютерными навыками пользователи не владеют, поэтому от них был принят заказ на автоматизированный поиск. В качестве источника были предложены базы данных ИНИОН «Социальные и гуманитарные науки», которые по своим информационным характеристикам в наибольшей степени соответствуют параметрам данных запросов (см. таблицу 3). Кроме того, по второму запросу пользователю дополнительно был предложен рефера-тивно-библиографический указатель «Культура. Культурология», издаваемый НИЦ Информкультура, для традиционного поиска, так как в библиотеке нет доступа к его электронной версии. Традиционные указатели ИНИОН не были предложены из-за значительной трудоемкости поиска: в первом случае читателю пришлось бы смотреть каждый номер нескольких серий, во втором — каждый номер одной серии, но за десять лет.

Третий запрос по своему содержанию трудности не представляет, и хотя его цель — поиск информации для написания диплома, но из-за большой ретроспективы также был принят заказ на автоматизированный поиск (БД ИНИОН «История»), Кроме того, предложены ретроспективные библиографические пособия по Японии и текущие указатели ИНИОН на бумажных носителях. Таким образом, данный запрос удалось удовлетворить путем сочетания традиционных и электронных источников вторичной информации, так как хронологические рамки баз данных пока еще ограничены, в данном случае двадцатью годами.

Тематика четвертого и пятого запроса — педагогика. Несмотря на тот факт, что цель их — информация, необходимая для курсовой работы, библиограф провел поиск по электронному каталиу ГНПБ им. К.Д. Ушинского, который включает, помимо монографий и авторефератов диссертаций, аналитическую роспись статей из журналов, сборников и специализированных газет. Поскольку печатный указатель по педагогике последние десять лет выходит нерегулярно, с большим опозданием и имеет значительные лакуны, то был осуществлен автоматизированный поиск,

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (39) 2006

Таблица 2

Общие характеристики тематических запросов

Содержание запроса Характеристики запроса Внешние факторы (возможности пользователя)

Тематика Хронологические рамки Виды искомых документов Цель Сложность Компьютерная грамотность Наличие доступа в Интернет Платежеспособность

1. Интеграция науки образования и производства в информационном обществе Философия Социология Экономика Науковедение 2 года Монографии Статьи Диссертац. + +

2. Дегуманизация духовной атмосферы: временное явление или устойчивая перспектива? Философия Социология Культурология 10 лет Статьи Диссертац. + - - +

3. Семейные традиции Японии История - Статьи Диплом + - - +

4. Наглядность в обучении и развитии младших школьников Педагогика - Статьи Курсовая + - - -

5. Мотивационная готовность к школьному обучению (дошкольников) Педагогика 20 лет . Статьи Курсовая -

6. Свечи парафиновые — несгораемый фитиль Химическая технология 25 лет Все Производственная необходимость + - +

7. Айва японская — состав, свойства, переработка, использование в хлебопечении Биохимия Пищевая промышленность 10 лет Все Диссертац. + +

В. Нейросенсорная тугоухость Медицина 30 лет Все Диссертац. + - - +

Сравнительный анализ информационных характеристик традиционных и электронных продуктов ИНИОН Т"бЛ"ЦЯ 3

«Социальные и гуманитарные науки»

Название серии Библиографические указатель ллкнмн

по COL «Новая литература «Социальные и гуманитарные 1тауки»

иальным и гуманитарным наукам»

Начало Периодичность Справочный Хронол. Периодичность Точки доступа

издания выхода аппарат охват обновления

Правоведение. 1973- Ежемесячно Содержание (в 1986- 1 раза в год Все значимые

Политология каждом номере) (;цонь, ,• 'ха'<рь) слова

Именной указатель Автор

(пономерной) Источник

Предметный Место издания

указатель Дата публикации

(пономерной) Язык

Указатель Рубрики ИНИОН

использованных

ИСТО 11ТИК011

(пономерной)

Экономика 1934- То же То же 1991 - То же

То же

История. Археология. 1947- То же То же 1986- То же

Этнология То же

Философия 1946- То же То же 1981 - То же

То же

Литературоведение 1953- То же То же 1986- То же

То же

Языкознание 1953 - То же То же 1986 - То же

То же

Науковедение 1947- То же То же 1986 - То же

То же

Религиоведение 1959- ежеквартально То же 1991 - То же

То же

Тематика шестого запроса — химическая технология, содержание не представляет сложности, но большая ретроспектива делает традиционный поиск весьма трудоемким. Навыки работы на компьютере у пользователя отсутствовали, поэтому библиографом была использована БД ВИНИТИ «Химия», которая имеется в ГПНТБ СО РАН с 1981 г. (см. приложение 1). Как известно, БД ВИНИТИ отражают все виды первичных документов, имеют широкие поисковые возможности, поэтому БД «Химия» и была выбрана в качестве источника.

Седьмой запрос носит комплексный характер, имеет широкие хронологические рамки, поэтому для его удовлетворения также был осуществлен автоматизированный поиск с использованием БД ВИНИТИ «Химия» и БД «Агрос» ЦНСХБ ВАСХНИЛ. В традиционном РЖ ВИНИТИ отсутствует конкретная рубрика, поэтому узкую тематику запроса пришлось бы искать среди более широких рубрик, а в печатных указателях ЦНСХБ предметный указатель - только пономерной, поэтому поиск и в том, и в другом источнике был бы сопряжен со значительными трудностями. Это и обусловило выбор электронных продуктов.

До недавнего времени медицинские запросы, выполняемые библиографами, составляли значительную часть заказов на автоматизированный поиск. Сейчас ситуация начала меняться по нескольким причинам: в Интернете появилась БД «Российская медицина» в свободном доступе, a Medline уже давно представлен в глобальной сети. Растущая информационная грамотность позволяет многим пользователям вести самостоятельный поиск информации, хотя некоторые из них предпочитают поручать это ответственное дело профессионалам в лице библиографов

Таблица 4

Использование электронных ресурсов при выполнении запросов пользователей в справочно-библнографическом отделе ГПНТБ СО РАН за 1999 - 2005 гг.

Год Общее количество справок В т.ч. с использование мЭР Процент

1999 23727 7905 33,3%

2000 28378 7866 27,7%

2001 27814 9137 32,9%

2002 26301 7939 30,2%

2003 24490 6497 26,5%

2004 23446 11178 47,7%

2005 20984 10113 48,2%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

справочной службы. Таким примером служит восьмой запрос.

Как видим, в большинстве рассмотренных случаев для выполнения запросов предлагались электронные ресурсы. Однако данные таблицы 4 свидетельствуют о том, что, несмотря на рост использования

Таблица 5

Критерии соответствия параметров запроса информационным характеристикам вторичного источника

Критерии Тематика Хронологические рамки Поисковые возможности Виды включенных документов Полнота отражения документопотока Языковый охват

Оптимальное соответствие + + + + + +

Допустимое соответствие + + + +

Минимальное соответствие + +

электронных ресурсов, традиционные источники сохраняют свою значимость для информационного поиска.

В настоящее время и в отечественной, и в зарубежной печати активно обсуждаются критерии определения качества электронных ресурсов. Необходимость соответствия вторичного источника характеристикам информационного запроса чаще всего только декларируется, но решение данного вопроса пока предложено не было. Вот почему необходимо разработать методику, которая должна помочь из имеющегося множества БД и традиционных библиографических пособий выбрать те, которые в наибольшей степени подходят для удовлетворения конкретного запроса. Данная методика, по нашему мнению, должна заключаться в: 1) создании моделей типовых запросов, то есть выделении их наиболее общих характеристик (как было показано выше). Модель запроса следует отличать от поискового образа запроса (ПОЗ). В извес тном словаре по информатике Ф.С. Воройского дано следующее определение ПОЗ: «содержание запроса, записанное терминами ИПЯ»; 2) сопоставлении их с поисковыми возможностями источников вторичной информации.

Для определения степени соответствия вторичного источника информационному запросу предлагается ввести критерии соответствия, которые и служат основой выбора:

— критерий оптимального соответствия;

— критерий допустимого соответствия;

— критерий минимального соответствия.

В основе данных критериев лежат базовые характеристики как запроса, так и вторичного источника (см. таблицу 5):

— тематика (отрасль знания, научная дисциплина или сфера практической деятельности);

— хронологические рамки;

— географические рамки;

— языковый охват;

— виды включенных документов;

— полнота отражения документопотока;

— широкие поисковые возможности.

Следует отметить, что в ситуации конкретного

запроса разные характеристики могут выступать в качестве решающих, и источник, имеющий минимальную степень соответствия, может с успехом

использоваться как дополнительный или даже основной.

Таким образом, в целях повышения качества справочно-библиографического обслуживания в условиях современной информационной среды, при постоянном наращивании разнообразных баз данных и поисковых систем, необходимо детально разработать методику выбора вторичных источников, в оптимальной степени соответствующих каждому конкретному запросу.

Приложение 1 Список электронных версий РЖ ВИНИТИ, имеющихся в фонде ГПНТБ СО РАН

Автоматика 2002 -Вычислительные технологии 1997 -Генетика 1981 -География 1991 -Геология и геофизика 1985 -Горное дело 1981 -Информатика 1982 -Медицина 1998 -Механика 1985 -

Обеспечение безопасности при чрезвычайных ситуациях 1987 -Охрана окружающей среды 1981 — Физика 1995-

Фиэико-химическая биология и биот ехнология 1981 -Химия 1981-Экономика 2000 -

Библиографический список

1. Гречихин A.A. Общая библиография: Учебник для вузов. - М.: Изд-во МГУП, 2000. - 588 с.

2. Швецова-Водка Г.Н, Классификация компьютерных библиографических ресурсов //Мир библиографии. — 2001. - №2. -С. 14-21.

3. Цветкова В.А. Принципы реструктуризации системы научно-технической информации: Дис. на соиск. учен. степ, д-ра техн. наук. -М.,1999. - 308 с.

РЕМИЗОВА Татьяна Владимировна, главный библиограф.

Поступила в редакцию 17.05.06. © Ремизова Т, В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.