Научная статья на тему 'Традиционные этно-антропологические и исторические особенности основных ремесленных отраслей Гянджи XIX начала XX в'

Традиционные этно-антропологические и исторические особенности основных ремесленных отраслей Гянджи XIX начала XX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
165
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
XIX-XX ВЕКА / ГЯНДЖА / АЗЕРБАЙДЖАН / ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / РЕМЕСЛЕННЫЕ ОТРАСЛИ / XIX-XX CENTURIES / GANJA / AZERBAIJAN / HISTORIC-ETHNOGRAPHICAL RESEARCH / HANDICRAFT BRANCHES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гасанов Эльнур Лятиф Оглы

В статье исследуются характерные ремесленные особенности Гянджи. Отмечается их значение в изучении традиций художественных ремесел в период XIX-XX вв. На основе историко-этнографических, археологических фактов доказывается важность изучения местных ремесленных образцов как этно-исторических источников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Traditional ethno-anthropological and historical features of the main handicraft branches of Ganja in XIX early XX centuries

The article examines typical handicraft features of Ganja. It is noted their importance in study of arts and crafts traditions during XIX-XX centuries. On the basis of historic-ethnographical, archaeological facts prove the importance of studying of the local craft samples as ethno-historical sources.

Текст научной работы на тему «Традиционные этно-антропологические и исторические особенности основных ремесленных отраслей Гянджи XIX начала XX в»

ЭТНОЛОГИЯ

УДК 94(479.24).072/.084.2:745.5

Э.Л. Гасанов

Традиционные этно-антропологические и исторические

особенности основных ремесленных отраслей Гянджи

XIX - начала XX в.

В статье исследуются характерные ремесленные особенности Гянджи. Отмечается их значение в изучении традиций художественных ремесел в период XIX-XX вв. На основе историко-этнографических, археологических фактов доказывается важность изучения местных ремесленных образцов как этно-исторических источников.

The article examines typical handicraft features of Ganja. It is noted their importance in study of arts and crafts traditions during XIX-XX centuries. On the basis of historic-ethnographical, archaeological facts prove the importance of studying of the local craft samples as ethno-historical sources.

Ключевые слова: XIX-XX века, Гянджа, Азербайджан, историко-этнографическое исследование, ремесленные отрасли.

Key words: XIX-XX centuries, Ganja, Azerbaijan, historic-ethnographical research, handicraft branches.

Как известно, в течение многих столетий в городе Гяндже развивались разные отрасли народного ремесла. Благодаря благоприятным природным, а также геостратегическим условиям в Гяндже развитие отдельных отраслей народного ремесла стало отличаться характерными особенностями. Историко-этнографическое исследование задач и отраслей ремесел как способ изучения наряду с историей и культурой народа годами сформированных политико-экономических и производственных отношений очень важно. Тесно связанные с хозяйством и ежедневным бытом народа ремесленные занятия были одними из основных национальных традиций.

Ряд занятий в Гяндже c XIX до середины XX в. отличались от кустарных промыслов других областей Азербайджана. Это были в первую очередь профессии, связанные с расширением города и ростом населения, что увеличивало спрос на ремесленные изделия. При таких обстоятельствах кустарное производство не смогло удержать свой натуральный характер. Уже в ряде отраслей готовые изделия были выставлены на базар [11, с. 255].

© Гасанов Э.Л., 2014

Увеличение количества ремесленников в городе напрямую было связанно с ростом населения. Конкуренция продукции заводов и фабрик не достигла еще серьезного уровня, и поэтому создавались благоприятные условия для расширения традиционных родов занятий. Вдобавок, изделия этих ремесленных отраслей были тесно связаны с бытом и традициями народа и трудно было бы заменить их заводской продукцией. В указанный период истории в Гяндже развивалось в основном гончарное ремесло, ковроткачество, ткацкое дело, ремесло портного, тискальщика, кузнечное и ювелирное дело, профессии красильщика, бондаря и кожевника, оружейное дело и др. [2, с. 339; 3, с. 133].

Гончарное ремесло имело значимую роль в развитии города, так как в этот период в Гяндже существовало более 20 мастерских, где представители данного ремесла изготавливали качественные, неоднородные глиняные изделия. Гончарные образцы Гянджи данной эпохи можно условно классифицировать в таких основных группах, как строительная керамика, неглазурные глиняные изделия и эмалированные керамические изделия [7, с. 57].

Основными характерными особенностями гончарных изделий Гянджи являлись конструктивно-пластические формы, а также геометрические, зооморфные декоративно-орнаментальные элементы.

Среди городских ремесел особо стоит выделить ковроткачество. Широкому развитию данного ремесла способствовала доступность сырья. Вдобавок ковры очень широко использовались в быту - и как мебель, и как занавесь, и как постель, и как покрытие для пола. В ковроткачестве в основном были заняты женщины. Это было связано с тем, что в мусульманском обществе женщины предпочитали работать в домашних условиях. Однако известны случаи, когда этим ремеслом занимались и мужчины [1, с. 34].

Ковроткачество Гянджи данного периода безусловно считается очень важным историко-этнографическим источником. В период Х1Х-ХХ вв. Гянджинские национальные ковры сохраняли свои главные характерные декоративно-ремесленные особенности. Важно отметить то, что Гянджинские ковры отличались некоторыми свойствами в течение веков и в связи с этим ковры Гянджа-Карабахской группы в данном периоде считались особым декоративно-ремесленным видом.

Главными ремесленными видами Гянджинских ковров в данном периоде считались палаз, килим, шедде, чувал, хурджун и др. По статистическим данным в 1886 г. на территории Гянджи (Гянджин-ской-Елизаветпольской губернии) было произведено более 25 тыс. пудов коврового изделия, 23 тыс. пудов данных изделий были отправлены на экспорт. В 1894 г. последние показатели достигли

28980 пудов, а в 1913 г. из Гянджи было экспортировано 72,2 тыс. единиц ковровых изделий [13, с. 17].

Следует отметить, что начиная со второй половины XIX в. разные качественные ковры и ковровые изделия Гянджи неоднократно демонстрировались на международных выставках.

На основе классифицирования ремесел было определено, что к концу XIX в. многие ранее модные профессии стали исчезать. Среди них были шерстобиты, чесальщики, селебчи, джулфачы, извоч-ники. Они изжили свое и были заменены представителями новых ремесел.

В быту у населения Гянджи роль ремесленных изделий была велика. Они широко использовались гянджинцами - ими украшали обстановку жилых комнат, а также пополняли приданое невест. Неотъемлемой частью одеяния горожан были созданные в местных цехах платья, костюмы и шапки. Портные и шапочники создавали как национальную одежду, так как и наряды в стиле европейской моды. Несмотя на то, что национальная одежда все еще оставалась более востребованной жителями города, в Гяндже, в отличие от апшеронских сел, европейская одежда в XX в. стала постепенно вытеснять национальную. Это было связано с нарастающим притоком в Гянджу представителей других национальностей. И только женские украшения, как составная часть одеяния, оставляли свою национальную особенность. В это время были модными украшения на груди, руках, пальцах и на одежде.

Еще одной особенностью ремесленного дела в Гяндже была его наследственная передача потомкам. Особо выделялись потомственные ювелиры, ткачи, изготовители ковров, башмачники, гончары и камнетесы [7, с. 57; 12, с. 252]. Каменотесное дело Гянджи отличалось древней историей и богатыми ремесленными традициями. На рубеже XIX-XX вв. в этом древнем городе данное ремесло считалось основным рычагом развития местной архитектуры. Главными показателями каменотесного ремесла Гянджи в сфере архитектуры и строительного дела являются экстерьеры свыше двухсот жилых домов, а также общественных зданий, которые являются историческими памятниками местного значения. Это, прежде всего, каменные шебеке и каменные стелы гробницы Имамзаде и мечети Шаха Аббаса (или же Джума мечеть) [5, с. 145-151].

На рубеже XIX-XX вв., особенно в XIX в. в Гяндже активно развивалось ремесло каллиграфов-резчиков. На территории Гянджи до сих пор сохранилось довольно много образцов надгробных стел -произведений художественной резьбы по камню. Эпитафии этого древнего города являются прекрасным отражением поэтического творчества местных мастеров-поэтов-художников и каллиграфов-резчиков Мир Мехти Гянджи (или же Мирзы Мехти Наджи) и Шейха

Замана [14, с. 3]. Данные исторические образцы каменотесного ремесла Гянджи находятся на территории кладбищ комплекса Имам-заде и Себзикар. Общее число эпитафий, в том число уникальных склепов-гробниц насчитывается более ста единиц.

Металлообрабатывающее ремесло было одним из основных отраслей народного ремесла Гянджи. Во второй половине XIX и начале XX в. металлообрабатывание развивалось с особой скоростью и ускорялось с ростом квалификации в этой сфере.

Согласно проведенным исследованиям есть точные сведения о широком развитии ювелирного дело в Гяндже в конце XIX - в начале XX в. Ювелиры в основном изготовляли украшения на заказ. Среди них существовала специализация. Работы искусных мастеров поражали даже иностранцев. Развитие торговых и экономических отношений Гянджи с соседними государствами способствовало признанию местных ювелирных изделий за границей.

Благодаря декоративно-орнаментальным особенностям, техническому снабжению и технологическому мастерству произошло усовершенствование ремесленных отраслей и в ювелирном деле, и в занятии медников, а также в сфере гравировки. В связи с этим изделия данного ремесла использовались как в быту, так и в качестве оружия. Кроме того, в Гяндже развивалось художественное метал-лообрабатывание.

Кроме вышеуказанных ремесленных отраслей в Гяндже на рубеже XIX-XX вв. развивались такие традиционные народные профессии, как деревообработка, ткачество, шапочное дело, занятия войлочников, шорников и др. Данные ремесленные отрасли считаются важными историко-этнографическими источниками исследования прошлого Гянджи и ее развития. Одним из главных доказательств развития этих отраслей в Гяндже считается долговременное существование отдельных историко-этнографических единиц градостроительства - приходов, т. е. местных кварталов мастеров. Эти приходы в течение веков назывались по отдельным отраслям данного ремесла [11, с. 115-122]. На территории данных приходов-кварталов жили и работали семьи представителей именно вышеуказанных ремесленных отраслей. Они имели крупные мастерские и здесь изготавливались высококачественные изделия, которые не только использовались местными жителями, но и продавались покупателям других регионов [9, с. 402].

Данные исторические факты являются доказательством развития традиционных ремесленных отраслей и подтверждают важность научного исследования в этой сфере. На основе инновационных методов и технологий весьма актуально изучение основных местных ремесленных традиций как неоспоримых историко-этнографических и антропологических источников.

Традиционные сферы ремесел, как показало проведенное нами исследование, являются неоценимыми и надежными источниками изучения культуры, эстетического вкуса, мировоззрения азербайджанского народа. И поэтому важнейшей обязанностью этнографии, как науки, является передача их следующим поколениям и продолжение углубленных научных исследований в будущем.

Список литературы

1. Зубов П. Картина Кавказского края. - Т. IV. - СПб., 1834-1835.

2. Кавказский календарь на 1854 г. - Тифлис, 1853.

3. Кулиева Н.М., Гасанов Э.Л. О развитии художественной керамики в древней Гяндже: материалы междунар. науч.-практ. конф. «Вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история». - Новосибирск, 2011.

4. Azerbaycan arxeologiyasi: 6 cildde, VI cild. - Baki, 2008.

5. Azerbaycan etnoqrafiyasi: 3 cildde, I cild. - Baki, 2007.

6. Ergenekon Cavidan. Tempe kege sanatinda geleneksel süsleme üsullari ve günümüzde bu saneye yönelik yeni yakla§imlar // Azerbaycan xalgasi ve xalq tetbiqi seneti mövzusunda III Beynelxalq simpoziumun materiallari. - Baki, 2005. - S. 4546.

7. Guliyeva N.M., Hasanov E.L. New ethnographic approach to the research of main decorative - applied arts of Ganja of the XIX-XX centuries // International scientific conference - Achievements in science: new views, problems, innovations. -Lodz, 2012. - P. 56-58.

8. Guliyeva N.M., Hasanov E.L. Investigation of basic decorative-applied arts of Ganja on the basis of some innovative arguments and technologies // Science and Society: Proceedings of the 3rd International scientific-practical conference. - London, 2013. - P. 281-291.

9. Hasanov E.L. Innovational ethnographic facts on investigation and teaching of some basic decorative - applied arts of Ganja of the XIX-XX centuries // Applied and Fundamental Studies: Proceedings of the 1st International Academic Conference. - Saint Louis, 2012. - P. 400-403.

10. Häsänov E.L. Die Gändschänischen teppiche von XIX-XX Jahrhundert als geschichtliche - ethnographische quelle // European Science and Technology (Die Europäische Wissenschaft und die Technologien): 2nd International scientific conference. Bildungszentrum Rdk e. V. - Wiesbaden, 2012. - P. 26-27.

11. Hesenov E.L. Gence imamzade türbesi (tarixi-etnoqrafik tedqiqat). - Baki, 2012.

12. Hasanov E.L. Innovative results of ethno-archaeological researches in Ganja (On the basis of handicraft patterns) // Global Science and Innovation: Proceedings of the 1st International scientific conference. Chicago: Publishing house Accent Graphics communications. - Chicago (USA), 2013, vol. 1. - P. 251-253.

13. The dawn of Art. - Leningrad, 1974.

14. Guliyeva N.M., Häsänov E.L. Die traditionelle Gändschänischen Teppiche von Zeitraum der Aserbaidschanischen Gelehrten und Dichter Mirsä Schäfi Waseh als ethno-anthropologische quelle (XIX Jahrhundert) // European Applied Sciences (Europäische Fachhochschule). - 2014. - № 2. - S. 3-5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.