Научная статья на тему 'Развитие основных отраслей ремесленных производств в Гяндже конца XIX начала XX веков (по этнографическим материалам)'

Развитие основных отраслей ремесленных производств в Гяндже конца XIX начала XX веков (по этнографическим материалам) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
361
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЯНДЖА / РЕМЕСЛЕННЫЕ ТРАДИЦИИ / ЭТНОГРАФИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / АЗЕРБАЙДЖАН / XIX-XX ВЕКА / GANJA / CRAFT TRADITIONS / ETHNOGRAPHIC RESEARCH / AZERBAIJAN / THE 19 TH AND 20TH CENTURIES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гасанов Эльнур Лятиф Оглы

В статье было исследовано историко-этнографическое значение развития основных традиционных ремесленных отраслей Гянджи. Впервые были систематически изучены главные особенности изделий этих отраслей и их значение в исследовании традиций художественных ремесел в период XIX-XX веков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of basic craft production in Ganja in the late 19th early 20th centuries (as shown by ethnographic materials)

This paper deals with the historical and ethnographic significance of the development of the main branches of traditional crafts in Ganja. For the first time the main features of products of these industries and their importance in the study of arts and crafts traditions during the 19 th and 20th centuries were systematically studied.

Текст научной работы на тему «Развитие основных отраслей ремесленных производств в Гяндже конца XIX начала XX веков (по этнографическим материалам)»

УДК 94(479.24)«18/1917» ББК 63.3(5Азе)5 Г 22

Э.Л. Гасанов,

докторант (аспирант) Гянджинского отделения Национальной академии наук Азербайджана, член-корреспондент Международной Академии теоретических и прикладных наук, Азербайджан, г. Гянджа, тел.: 8-99-450-556-22-12, e-mail: el-

hasanov@mail.ru

Развитие основных отраслей ремесленных производств в Гяндже конца XIX - начала XX веков (по этнографическим материалам)

(Рецензирована)

Аннотация. В статье было исследовано историко-этнографическое значение развития основных традиционных ремесленных отраслей Гянджи. Впервые были систематически изучены главные особенности изделий этих отраслей и их значение в исследовании традиций художественных ремесел в период XIX-XX веков.

Ключевые слова: Гянджа, ремесленные традиции, этнографическое исследование, Азербайджан, XIX-XX века

E.L. Hasanov,

PhD graduate student of the Ganja Branch of the Azerbaijan National Academy of Sciences, corresponding member of the International Academy of Theoretical and Applied Sciences, Azerbaijan, Ganja, tel.: 8-99-450-556-22-12, e-mail: el-hasanov @ mail.ru

Development of basic craft production in Ganja in the late 19th - early 20th centuries (as shown by ethnographic materials)

Abstract. This paper deals with the historical and ethnographic significance of the development of the main branches of traditional crafts in Ganja. For the first time the main features of products of these industries and their importance in the study of arts and crafts traditions during the 19th and 20th centuries were systematically studied.

Keywords: Ganja, craft traditions, ethnographic research, Azerbaijan, the 19th and 20th centuries.

На основе этнографических исследований, проводимых нами в период 2011-2013 годов, были выявлены некоторые новые для научной общественности факты о развитии традиционных ремесел в Гяндже в период второй половины XIX - первой половины XX веков. Как известно, Гянджа является одним из древних городов Кавказа. Родина великого азербайджанского поэта и мыслителя Низами Гянджеви (1141-1209гг.) считается вторым крупным культурно - экономическим центром Азербайджанской Республики. В течение многих столетий в этом городе развивались разные отрасли народного ремесла. Благодаря благоприятным природным, а также геостратегическим условиям в Гяндже развитие отдельных отраслей народного ремесла стало отличаться характерными особенностями.

Кроме того, на рубеже XIX-XX столетий в городе высокими темпами развивались такие отрасли, как керамика (гончарное дело), деревообработка, металлообработка, каменотесное дело, ковроткачество, благодаря усовершенствованию техники, а также технологии производства изделий.

Гончарное ремесло имело значимую роль в развитии города, так как в этот период в Гяндже существовало более 20 мастерских, где представители данного вида ремесла изготавливали качественные глиняные изделия. Гончарные образцы изделий Гянджи данной эпохи можно условно классифицировать по 3 основным группам: строительная керамика, эмалированные керамические изделия и неглазурные глиняные изделия [1;2].

Основными характерными особенностями гончарных изделий Гянджи являлись конструктивно-пластические формы, а также геометрические, зооморфные декоративноорнаментальные элементы.

Каменотесное дело Гянджи отличалось древней историей и богатыми традициями. На рубеже XIX-XX веков в этом древнем городе это ремесло считалось основным фактором развития местной архитектуры. Главные и довольно заметные образцы каменотесного ремесла Гянджи данной эпохи можно проследить в таких отраслях, как архитектура и строительное дело, эпиграфические памятники и эпитафии.

Основными показателями каменотесного ремесла Гянджи в сфере архитектуры и строительного дела являются экстерьеры свыше 200 жилых домов, а также общественных зданий, которые считаются историческими памятниками местного значения. Главными эпиграфическими образцами города данной исторической эпохи считаются каменные шебеке и каменные стелы гробницы Имамзаде и мечети Шаха Аббаса (или же Джума мечеть) [3].

Как известно, на рубеже XIX-XX веков, особенно в период XIX века в Гяндже развивалось ремесло каллиграфов-резчиков. На территории Гянджи до сих пор сохранилось довольно много образцов надгробных стел-произведений художественной резьбы по камню. Эпитафии этого древнего города являются прекрасным отражением поэтического творчества местных мастеров-поэтов-художников и каллиграфов-резчиков Мир Мехти Гянджи ( или же Мирзы Мехти Наджи ) и Шейха Замана [4].

Данные исторические образцы каменотесного ремесла Гянджи находятся на территории кладбищ комплекса «Имамзаде » и «Себзикар». Общее число данных эпитафий, в том числе уникальных склепов-гробниц, насчитывает более 100 единиц [5].

Ковроткачество Гянджи этого периода, безусловно, считается очень важным историкоэтнографическим источником. В период XIX-XX веков гянджинские национальные ковры сохраняли свои главные характерные декоративно-ремесленные особенности [6]. Важно отметить то, что гянджинские ковры отличались некоторыми свойствами в течение веков и в связи с этим ковры гянджа-карабахской группы в данном периоде считались особым декоративно-ремесленным видом [7].

Главными ремесленными видами гянджинских ковров считались палаз, килим, шедде, чувал, хурджун и др. По статистическим данным в 1886 году на территории Гянджи (Гянджинско-Елизаветпольской губернии) было произведено более 25 тысяч пудов ковровых изделий. 23 тысячи пудов данных изделий были отправлены на экспорт. В 1894 году данные показатели были в размере 28980 пудов, в 1913 году из Гянджи было экспортировано 72,2 тысячи единиц ковровых изделий [8].

Нужно иметь в виду тот факт, что начиная со второй половины XIV века разные ковры и ковровые изделия Гянджи были показаны на международных выставках неоднократно: в 1850, 1852, 1912 годах в Тбилиси [10]; в 1896 году в Нижнем Новгороде; в 1900 в Париже; в1911 году в Турине [11].

Металлообрабатывающее ремесло является одним из основных отраслей народного ремесла Гянджи. В период второй половины XIX и начала XX веков металлообработка развивалась с особой скоростью.

Благодаря развитию декоративно-орнаментальных особенностей, техническому снабжению и технологическому мастерству происходило усовершенствование ремесленных отраслей и в ювелирном деле, а также в сфере гравировки. В связи с этим изделия данного ремесла использовались как в быту, так и как оружие. Кроме того, в Гяндже развивалась художественная металлообработка [12].

Одним из главных доказательств развития этой отрасли в Гяндже считается

долговременное существование отдельных историко-этнографических единиц градостроительства-приходов, то есть местных кварталов мастеров. Эти приходы в течение веков назывались именами отдельных отраслей данного ремесла. Среди местных жителей приходы назывались-«мехелле» и носили такие имена, как «кузнецы» (демирчилер), «медники» (мискерлер), «ювелиры» (зергерлер) [13].

На территории приходов-кварталов жили и работали семьи представителей именно вышеуказанных ремесленных отраслей. Они имели крупные мастерские, и здесь изготавливались высококачественные изделия. Они использовались не только местными жителями, но и продавались покупателям других регионов. Иностранцы платили огромные суммы за изысканные изделия этого древнего ремесла Гянджи. Основными образцами ремесленных отраслей Гянджи в период XIX-XX веков являлись котел, жбан, поднос (особенно - «меджмеи» - крупный медный поднос), сини (медный поднос средней меры), нимче (художественная медная тарелка), разные виды оружия и ювелирных изделий [14].

Кроме вышеуказанных ремесленных отраслей в Гяндже на рубеже XIX-XX веков развивались такие традиционные ремесла как деревообработка, ткачество, шапочное дело, занятия войлочников, шорников и др. Данные ремесленные отрасли считаются важными историко-этнографическими источниками исследования прошлого Гянджи и ее развития. Этнографическое исследование отраслей ремесел очень важно как способ изучения, наряду с историей и культурой народа, годами сформированных политико-экономических и производственных отношений. Тесно связанные с хозяйством и ежедневным бытом народа, ремесленные занятые были одним из основных носителей национальники [11-13].

Таким образом, ряд занятий в Гяндже в период с 19 века до середины 20 века отличался от ремесел других областей страны. Это были в первую очередь профессии, связанные с расширением города и ростом населения. При таких обстоятельствах кустарное производство не смогло удержать свой натуральный характер. Уже в ряде отраслей готовые изделия были выставлены на рынок [15].

Увеличение количества ремесленников в городе напрямую было связано с ростом населения. Конкуренция продукции заводов и фабрик не достигла еще серьезного уровня, и поэтому создавались благоприятные условия для расширения традиционных родов занятий. Вдобавок изделия этих ремесленных отраслей были тесно связаны с бытом и традициями народа, и трудно было бы заменить их заводской продукцией [16].

В указанный период истории в Гяндже развивалось в основном ковроткачество, ткацкое дело, ремесло портного, тискальщика, кузнечное и ювелирное дело, профессии красильщика, бондаря и кожевника, оружейное дело и другие подобные ремесленные отрасли. Среди этих ремесел особо развивалось ковроткачество. Столь широкому развитию ковроткачества способствовала доступность сырья. Вдобавок ковры очень широко использовались в быту населением как мебель, занавес, постель и покрытие для пола. В ковроткачестве в основном были заняты женщины. Это было связано с тем, что в мусульманском обществе женщины предпочитали работать в домашних условиях. Однако известны случаи, когда этим ремеслом занимались и мужчины [17].

Портные и шапочники создавали как национальную одежду, так и одежду в стиле европейской моды. Согласно проведенным исследованиям есть точные сведения о широком развитии ювелирного дела в Гяндже в конце 19 века - в начале 20 века. Ювелиры в основном изготовляли украшения на заказ. Среди них шла специализация. Работы искусных мастеров поражали даже иностранцев. Развитие торговых и экономических отношений с соседними государствами способствовали признанию местных ювелирных изделий за границей. Примером этому служат уникальные образцы ручной работы азербайджанских ювелиров, хранящиеся в музеях Санкт-Петербурга (России), Франции и Грузии.

На основе классифицирования ремесел было определено, что к концу 19 века ряд «модных профессий» стал исчезать. Среди них были шерстобиты, чесальщики, селебчи, джулфачы, извочники. Они изжили себя и были заменены представителями новых ремесел.

Внутренняя обстановка ремесленного цеха отражала род занятий его владельца. В

этих цехах трудились мастер и его ученики. В быту населения Гянджи роль ремесленных изделий была велика. Эти изделия широко использовались гянджинцами - они украшали обстановку жилых комнат, ими пополняли приданое невест. Неотъемлемой частью одеяния горожан были созданные в местных цехах платья, костюмы и шапки. По сравнению с апшеронскими селами, хотя национальная одежда все еще оставалась более востребованной жителями города, европейская одежда в 20 веке стала постепенно вытеснять их. Это также было связано с нарастающим приходом в Гянджу представителей других национальностей. Поэтому все больше отмечались изменения в одежде. Только женские украшения как составная часть одеяния сохраняли свою национальную самобытность. В это время были модными украшения на груди, руках, пальцах и на одежде.

Еще одной особенностью ремесленного дела в Гяндже была его наследственная передача потомкам. Особо выделялись потомственные ювелиры, ткачи, изготовители ковров, башмачники, гончары и камнетесы [18].

Изучение развития ремесла актуально и в современном мире. Также возможно адаптировать к современности и развить на основе древних традиций уже вымирающие старинные профессии, такие как гончарное дело и художественную вышивку. Традиционные сферы ремесел являются неоценимыми и надежными источниками изучения культуры, эстетического вкуса, мировоззрения азербайджанского народа.

Примечания:

1. Акунова Л.Ф., Приблуда С.З. Материаловедение и технология производства художественных керамических изделий. М.: Высш. шк., 1979. 216 с.

2. Кулиева Н.М., Гасанов Э.Л. О развитии художественной керамики в древней Гяндже // Вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: материалы междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск: Априори, 2011. C. 132-135.

3. Azarbaycan incasanati. VIII cild. Baki: Elm, 1959. 276 s.

4. Hasanov E.L. Azarbaycan ziyaratgahlari: Ganca imamzada türbasi (tarixi-etnoqrafik tadqiqat). Baki: Elm va tahsil, 2012. 268 s.

5. Hasanov E.L. Risultati ricerca innovativa su taluni professionale industries Ganja XIX -inizio XX Secolo // Italian Science Review. 2014 № 2 (11). P. 216-218. URL: http://www.ias-j ournal .org/archive/2014/february/Hasanov.pdf.

6. The dawn of Art. Leningrad: Aurora Art Publishers, 1974. 196 p.

7. Azarbaycan etnoqrafiyasi: 3 cildda, I c. Baki: §arq-Qarb, 2007. 544 s.

8. Guliyeva N.M., Hasanov E.L. About ethnographic-archaeological research of some handicraft branches of Ganja during XIX - XX centuries // Progressive scientific explorations 2012 Proceedings of the 8th International scientific-practical conference. Prague: Publishing House -Education and Science s.r.o., 2012. P. 73-75.

9. öhmadov F.M. Gancanin tarix yadda§i. Baki: §irvanna§r, 1998. 198 s.

10. Taylor P.M., Hasanov E.L. Ethnological features of cultural heritage of Ganja (On the basis of Mahsati Ganjavi's creation) // Theoretical & Applied Science. 2013. № 12 (8). P. 41-44.

11. Guliyeva N.M., Hasanov E.L. Development of craft in Ganja in the beginning of XX century // Кадырбаевские чтения - 2012: материалы III Междунар. архео-этнографич. науч. конф. Актобе (Казахстан), 2012. С. 415-417.

12. Häsänov E.L. Die Gändschänischen teppiche von XIX - XX Jahrhundert als geschichtliche - ethnographische quelle // European Science and Technology (Die Europäische Wissenschaft und die Technologien): 2nd International scientific conference. Bildungszentrum Rdke. Wiesbaden (Germany), 2012. P. 26-27.

13. Hasanov E.L. Innovational ethnographic facts on investigation and teaching of some basic decorative - applied arts of Ganja of the XIX - XX centuries // Applied and Fundamental Studies: Proceedings of the 1st International Academic Conference. Saint Louis: Publishing House -Science and Innovation Center (Missouri), 2012. P. 400-403.

14. Azarbaycan arxeologiyasi: 6 cildda, VI cild. Baki: §arq-Qarb na§riyyati, 2008. 632 s.

15. Hasanov E.L. About fundamental studies on local cultural traditions of Ganja // European Journal of Natural History (Fundamental researches: Proceedings of International scientific conference. Aqaba (Jordan), 2013. № 3. P. 65-68.

16. Burton-Brown T. Excavations in Azerbaijan, 1948. London, 1951. 250 p.

17. Кавказский календарь на 1854 г. Тифлис, 1853. С. 338-341.

18. Guliyeva N.M., Hasanov E.L. Investigation of basic decorative-applied arts of Ganja on the basis of some innovative arguments and technologies // Science and Society: Proceedings of the 3rd International scientific-practical conference. London: SCIEURO (Great Britain), 2013. P. 281291.

References:

1. Akunova L.F., Pribluda S.Z. Material science and production technology of art ceramic ware. M.: Vyssh. Shkola. 1979. 216 pp.

2. Kuliyeva N.M., Hasanov E.L. On the development of art ceramics in ancient Ganja // Problems of social sciences: sociology, political science, philosophy, history: materials of international scient. and pract. conf. Novosibirsk: A priori, 2011. P. 132-135.

3. Azarbaycan incasanati. VIII cild. Baki: Elm, 1959. 276 s.

4. Hasanov E.L. Azarbaycan ziyaratgahlari: Ganca imamzada türbasi (tarixi-etnoqrafik tadqiqat). Baki: Elm va tahsil, 2012. 268 s.

5. Hasanov E.L. Risultati ricerca innovativa su taluni professionale industries Ganja XIX - inizio XX Secolo // Italian Science Review. 2014 № 2 (11). P. 216-218. URL: http://www.ias-j ournal .org/archive/2014/february/Hasanov.pdf.

6. The dawn of Art. Leningrad: Aurora Art Publishers, 1974. 196 p.

7. Azarbaycan etnoqrafiyasi: 3 cildda, I c. Baki: §arq-Qarb, 2007. 544 s.

8. Guliyeva N.M., Hasanov E.L. About ethnographic-archaeological research of some handicraft branches of Ganja during XIX - XX centuries // Progressive scientific explorations 2012 Proceedings of the 8th Intern. Sci.-Prac. Conf. Prague: Publishing House - Education and Science s.r.o., 2012. P. 73-75.

9. öhmadov F.M. Gancanin tarix yaddaçi. Baki: §irvanna§r, 1998. 198 s.

10. Taylor P.M., Hasanov E.L. Ethnological features of cultural heritage of Ganja (On

the basis of Mahsati Ganjavi's creation) // Theoretical & Applied Science. 2013. № 12 (8). P. 4144.

11. Guliyeva N.M., Hasanov E.L. Development of craft in Ganja in the beginning of XX century // Kadyrbayev’s readings - 2012: materials of the III Intern. Archeo-Ethnographic Sci. Conf. Aktobe (Kazakhstan), 2012. P. 415-417.

12. Häsänov E.L. Die Gändschänischen teppiche von XIX - XX Jahrhundert als geschichtliche - ethnographische quelle // European Science and Technology (Die Europäische Wissenschaft und die Technologien): 2nd International scientific conference. Bildungszentrum Rdke. Wiesbaden (Germany), 2012. P. 26-27.

13. Hasanov E.L. Innovational ethnographic facts on investigation and teaching of some basic decorative - applied arts of Ganja of the XIX - XX centuries // Applied and Fundamental Studies: Proceedings of the 1st International Academic Conference. Saint Louis: Publishing House -Science and Innovation Center (Missouri), 2012. P. 400-403.

14. Azarbaycan arxeologiyasi: 6 cildda, VI cild. Baki: §arq-Qarb naçriyyati, 2008. 632 s.

15. Hasanov E.L. About fundamental studies on local cultural traditions of Ganja // European Journal of Natural History (Fundamental researches: Proceedings of International scientific conference. Aqaba (Jordan), 2013. № 3. P. 65-68.

16. Burton-Brown T. Excavations in Azerbaijan, 1948. London, 1951. 250 p.

17. The Caucasian calender for 1854. Tiflis, 1853. P. 338-341.

18. Guliyeva N.M., Hasanov E.L. Investigation of basic decorative-applied arts of Ganja on the basis of some innovative arguments and technologies // Science and Society: Proceedings of the 3rd International scientific-practical conference. London: SCIEURO (Great Britain), 2013. P. 281291.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.