Научная статья на тему 'ТРАДИЦИОННЫЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ И ПРАВОВЫЕ ПРИНЦИПЫ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЮРИДИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ'

ТРАДИЦИОННЫЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ И ПРАВОВЫЕ ПРИНЦИПЫ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЮРИДИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
542
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВЫЕ ПРИНЦИПЫ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ТРАДИЦИОННЫЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванов Александр Александрович, Малахова Снежана Сергеевна

Официальное закрепление законодателем перечня российских духовно-нравственных ценностей в тексте нормативно-правового акта знаменует собой новый этап в развитии российского права. Перечень ценностей должен выполнять важную роль в будущем правотворчестве и правоприменении и в настоящее время может рассматриваться как один из механизмов института стратегического планирования в государстве. Необходимо определить юридическое значение подобного рода ценностей, что позволит определить механизмы их дальнейшего использования. В рамках проведенного исследования указанные законодателем ценности предлагается рассматривать применительно к общесоциальным принципам права. Проведенный сравнительный анализ позволяет прийти к выводу, что рассматриваемые ценности продолжают ряд общесоциальных юридических принципов, которые уже были выделены законодателем ранее, таких как принципы гуманизма, справедливости и другие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONAL SPIRITUAL AND MORAL VALUES AND LEGAL PRINCIPLES: COMPARATIVE ANALYSIS OF LEGAL CATEGORIES

The official consolidation by the legislator of the list of Russian spiritual and moral values in the text of the normative legal act marks a new stage in the development of Russian law. The list of values should play an important role in future law-making and law enforcement and can currently be considered as one of the mechanisms of the institute of strategic planning in the state. It is necessary to determine the legal significance of such values, which will determine the mechanisms for their further use. Within the framework of the conducted research, the values indicated by the legislator are proposed to be considered in relation to the general social principles of law. The comparative analysis allows us to conclude that the values in question continue a number of general social legal principles that have already been highlighted by the legislator earlier, such as the principles of humanism, justice and others.

Текст научной работы на тему «ТРАДИЦИОННЫЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ И ПРАВОВЫЕ ПРИНЦИПЫ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЮРИДИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ»

УДК 340 ГРНТИ 10.07.01

ТРАДИЦИОННЫЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ И ПРАВОВЫЕ ПРИНЦИПЫ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЮРИДИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ

Александр Александрович Иванов

кандидат юридических наук, доцент ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет» г. Тольятти

ale_iv@mail.ru Снежана Сергеевна Малахова юрист фармацевтической компании «Озон», г. Жигулевск

snezhana_malahova@mail .ru

TRADITIONAL SPIRITUAL AND MORAL VALUES AND LEGAL PRINCIPLES: COMPARATIVE ANALYSIS OF LEGAL CATEGORIES

Alexander A. Ivanov

Candidate of Law Sciences, Associate Professor, Federal State Budget Educational

Institution of Higher Education Togliatti State University, Togliatti Snezhana S. Malakhova lawyer of the pharmaceutical company "Ozon" Zhigulevsk

snezhana_malahova@mail .ru

АННОТАЦИЯ

Официальное закрепление законодателем перечня российских духовно-нравственных ценностей в тексте нормативно-правового акта знаменует собой

новый этап в развитии российского права. Перечень ценностей должен выполнять важную роль в будущем правотворчестве и правоприменении и в настоящее время может рассматриваться как один из механизмов института стратегического планирования в государстве. Необходимо определить юридическое значение подобного рода ценностей, что позволит определить механизмы их дальнейшего использования. В рамках проведенного исследования указанные законодателем ценности предлагается рассматривать применительно к общесоциальным принципам права. Проведенный сравнительный анализ позволяет прийти к выводу, что рассматриваемые ценности продолжают ряд общесоциальных юридических принципов, которые уже были выделены законодателем ранее, таких как принципы гуманизма, справедливости и другие.

ABSTRACT

The official consolidation by the legislator of the list of Russian spiritual and moral values in the text of the normative legal act marks a new stage in the development of Russian law. The list of values should play an important role in future law-making and law enforcement and can currently be considered as one of the mechanisms of the institute of strategic planning in the state. It is necessary to determine the legal significance of such values, which will determine the mechanisms for their further use. Within the framework of the conducted research, the values indicated by the legislator are proposed to be considered in relation to the general social principles of law. The comparative analysis allows us to conclude that the values in question continue a number of general social legal principles that have already been highlighted by the legislator earlier, such as the principles of humanism, justice and others.

Ключевые слова: правовые принципы, стратегическое планирование, традиционные духовно-нравственные ценности, юридическая ответственность.

Keywords: legal principles, strategic planning, traditional spiritual and moral values, legal responsibility.

Введение

Исторически можно выделить две концепции правопонимания: право или является продуктом свободного творчества государства в лице его органов и должностных лиц, либо являет собой фиксацию норм традиций и морали, которые, будучи закреплены в тексте нормативно-правового акта, приобретают более стабильную и определенную форму.

Попыткой примирить подобного рода концепции является воззрение, в соответствии с которым исходящие от государства правовые нормы должны находиться в согласии с существующими в данном обществе нормами морали и нравственности. Подобного рода условие является необходимым, чтобы право и процесс его применения соответствовали не только требованиям легальности, но также и требованиям легитимности, что уже выходит за формальные рамки юридической формы и предполагает учет также и морально-нравственных ценностей, принятых в конкретном обществе.

Весьма показательным в данном отношении является Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. №2 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», который был разработан на основе и в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [3].

Рассматриваемые в рамках данного исследования Основы, как указано в тексте данного документа, носят не общий, а специальный характер, затрагивая непосредственно сферу государственного управления стратегическим планированием и национальной безопасностью. Обеспечение защиты духовно -нравственных ценностей уже неоднократно рассматривалось в качестве цели ряда документов стратегического планирования, изданных Президентом Российской Федерации в последние годы, в связи с чем можно говорить о том, что Указом Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 было принято решение привнести дополнительную конкретизацию в те отношения, которые уже существовали в нашем государстве ранее.

«Традиционная духовно-нравственная ценность», таким образом, становится категорией, которая в настоящее время приобретает самостоятельное юридическое значение, будет определять направленность процессов как правотворчества, так и правоприменения. Представляет интерес и является практически важным определение существующего положения духовно -нравственных ценностей в системе права, их иерархии и взаимодействия в системе юридических норм и институтов.

Целью данного исследования является анализ сущности духовно -нравственных ценностей и определение их возможного места в правовой системе России, в качестве задач в данном случае может выступать изучение действующих документов в сфере стратегического планирования, а также литературы по теории права.

Методы

В рамках данного исследования использовался общенаучный диалектический метод исследования явлений окружающей действительности в их взаимодействии, соперничестве и развитии. Свое применение нашел также формально-юридический метод исследования, посредством которого правовые принципы были рассмотрены как самостоятельные юридические категории, отличные от всех прочих правовых и социальных категорий.

Результаты

В рассматриваемом указе Президента РФ содержится легальное определение традиционных ценностей как нравственных ориентиров, влияющих на формирование мировоззрения граждан России и формирование единого культурного пространства, влекущих укрепление гражданского единства и т.д. В данном случае законодателем довольно подробно говорится о важности данных ценностей для населения России, но непосредственно о том каким образом данные ценности должны повлиять на процесс правотворчества или правоприменения здесь не сказано.

В приведенном перечне ценностей значатся «жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и

ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России»

[4].

Анализируя приведенный перечень можно отметить, что многие из данных категорий уже известны правоведам и зафиксированы в законодательстве в качестве правовых принципов. Так, например, Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № Э90-ФЗ «О безопасности» в статье 2 в качестве первого из названных принципов называет «соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина» [2], а Уголовный кодекс РФ в статьях 6 и 7 называет такие принципы, как справедливость и гуманизм [1]. Обозначены в законодательстве в качестве принципов и некоторые другие «традиционные ценности» (хотя и не все).

Все вышеуказанное позволяет сформулировать предположение, что в настоящее время «традиционные духовно-нравственные ценности» с точки зрения как их содержания, так и предполагаемой роли в области воздействия на процессы правотворчества и правоприменения, возможно, было бы логично определить как правовые принципы, а если точнее, то в качестве такой разновидности правовых принципов, как принципы общесоциальные.

С точки зрения общего понятия, принцип есть центральное понятие, представляющее обобщение и распространение каких-либо положений на все явления той области, из которой данный принцип абстрагирован [8, 461]. А.У. Алиев определяет принцип как содержащуюся в законодательстве в виде специфичных норм основополагающую идею, представляющую собой духовно-нравственные положения, выражающие сущность, природу и назначение правового института [5, 18].

Рассматривая правовые принципы (применительно к институту юридической ответственности) Р.Л. Хачатуров и Д.А. Липинский предлагают подразделять их нравственно-юридические и специально-юридические [7, 306].

Схожего деления придерживается С.Д. Князев, который выделяет две группы принципов - общесоциальные, которые концентрируют в себе общие политические, экономические, нравственные начала правового регулирования, а также принципы специально-юридические, которые непосредственно касаются воздействия на правовые отношения [6, 70].

Выделение общесоциальных правовых принципов в данном случае предполагает, что соответствующие категории не являются только юридическими; в качестве социальных регуляторов и ориентиров они участвуют в регулировании и иных отношений в обществе.

Законодатель определяет традиционные ценности как нравственные ориентиры и это созвучно встречающимся в юридических исследованиях определениях, в соответствии с которыми правовые принципы целесообразно рассматривать как основополагающие идеи, начала, определяющие сущность и содержание права, его общую направленность на регулирование общественных отношений.

Традиционные правовые принципы также являются определенного рода идеями (например, гуманизм, индивидуализация ответственности, справедливость и так далее), которые могут найти свое выражение в деятельности государственных органов и их должностных лиц. В отношении ряда выделяемых традиционных ценностей, таких, например, как приоритет духовного над материальным или взаимопомощь, их непосредственная реализация в деятельности государственных органов представляется затруднительной, а содержание их выглядит достаточно аморфным. Представляется необходимость формирования соответствующей практики правоприменения и судебной практики, в рамках которых содержание подобного рода ориентиров было бы раскрыто.

Обсуждение

Можно прийти к выводу, что включение в российское законодательство перечня традиционных духовно-нравственных ценностей, безусловно, обогащает российское право, но также и вызывает много вопросов. Само

закрепление данных ценностей на уровне не закона, а подзаконного нормативно-правового акта способно вызвать неоднозначные оценки подобного рода решения. В отсутствие иных схожих категорий, в настоящее время духовно -нравственные ценности возможно отождествить с правовыми принципами, с некоторыми из которых наименование данных ценностей совпадает буквально. Это способно вызвать дополнительное развитие теории о правовых принципах, вызвать некоторую смену акцентов при раскрытии понятия подобного рода юридических категорий и обусловить их дополнительные дифференциации и классификации в будущем.

Возможно, однако, выдвинуть и серьезные возражения против такого рода подхода. Классический правовой принцип определяет особенности правоприменения и правотворчества, роль его заключается в регулировании деятельности субъектов права, а значение такой основополагающей юридической идеи, которая лаконичным образом была зафиксирована в названии правового принципа, превышает значение отдельной статьи нормативного акта. Можно говорить в данном случае, что правовой принцип может рассматриваться в качестве интегративной категории, некой «кристаллизации» действующих в государстве подходов к регулированию общественных отношений.

Традиционная ценность, в свою очередь, на основании принимаемых документов стратегического планирования, рассматривается теперь как новый объект правовой охраны. Несмотря на то, что подобного рода традиционные ценности были зафиксированы в нормативном акте, они не определяют деятельность государственных органов непосредственно, а лишь оказывают на нее косвенное воздействие, обуславливая необходимость для государства выделять дополнительные ресурсы, силы и средства для защиты традиционных ценностей, который в данном случае должны рассматриваться как явление, подлежащее правовой охране.

Таким образом, несмотря на частое тождество в названии правовых принципов и традиционных ценностей, а также их возможное определение, как

неких идеи, влияющих на деятельность законодателя и правоприменителя, данные категории совершенно различны. В отличии от общесоциальных принципов права, которые опосредуют проникновение социальных норм в область юриспруденции, содержание традиционных ценностей изначально носит сугубо социальныи характер, на которыи влияние юриспруденции представляется крайне незначительным.

Список литературы

1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. № 25 ст. 2954

2. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 «О безопасности» // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 января 2011 г. № 1 ст. 2

3. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 30 июня 2014 г. №26 (часть I) ст. 3378

4. Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» // Собрание законодательства Российской Федерации, 14 ноября 2022 г. № 46 ст. 7977

5. Алиев А.У. Принципы юридической ответственности и проблемы их реализации: дис. ... канд. юрид. наук. - Махачкала, 2005. - 178 с.

6. Князев С.Д. Основы государства и права. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1992. - 172 с.

7. Хачатуров Р.Л., Липинский Д.А. Общая теория юридической ответственности: монография. - СПб.: Пресс, 2007. - 934 с.

8. Фролов И.Т. Философский словарь. - М.: Республика, 2001. - 719 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.