Научная статья на тему 'Традиционное жилище этнических групп Сибири и возможности его использования для организации экологического туризма'

Традиционное жилище этнических групп Сибири и возможности его использования для организации экологического туризма Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
255
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО / ЭТНОГРАФИЯ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Астанин Д. М.

В статье дан анализ влияния основных принципов экотуризма на архитектурный облик туристических центров, рассмотрены основные ти­пы традиционных жилищ коренных жителей Приенисейского края, приведены примеры их использования в качестве туристических учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Астанин Д. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Традиционное жилище этнических групп Сибири и возможности его использования для организации экологического туризма»

ТРАДИЦИОННОЕ ЖИЛИЩЕ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП СИБИРИ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИЗМА

© Астанин Д.М.*

Сибирский федеральный университет, г. Красноярск

В статье дан анализ влияния основных принципов экотуризма на архитектурный облик туристических центров, рассмотрены основные типы традиционных жилищ коренных жителей Приенисейского края, приведены примеры их использования в качестве туристических учреждений.

Ключевые слова экологический туризм, деревянное зодчество, этнография.

Согласно современным представлениям экотуризм - это не только туры направленные на изучение природы, но и знакомство с традиционным укладом жизни коренного населения в пределах сохранившихся естественных ландшафтов. При проектировании экотуризма следует рассматривать природное и культурное наследие региона в едином комплексе. Так как международный опыт свидетельствует о том, что существует взаимное влияние природных ландшафтов, систем расселения, форм природопользования, культурных традиций и особенностей региональной архитектуры. Развитие этнографического направления экологического туризма соответствует общемировой тенденции повышения интереса к региональному культурному наследию, которое долгое время играло второстепенную роль по отношению к достопримечательностям крупных городов. Это обусловлено тем, что человек в современном глобальном мире с одной стороны стремится к самоидентификации, хочет почувствовать себя причастным к определенным культурным традициям, с другой - знакомится с этническими особенностями других народов, составляя картину многогранного мира. Развитие этнографического направления экологического туризма на территории Красноярского края обеспечивает высокая степень этнического разнообразия и уникальное сочетание различных этнокультурных комплексов.

На юге Сибири поход Ермака в 1583-1585 гг. и поражение хана Кучума привели к падению Сибирского ханства и началу заселения региона русскими. Выдающуюся роль в освоении Сибири сыграла такая сословная группа русского населения как казачество. В бассейне реки Енисей русские землепроходцы появились в начале 17-го века и образовали новый хлебопроизводящий район. К 1710 году русских в Приенисейском крае было больше

* Аспирант кафедры Архитектурного проектирования.

чем коренного населения. Сложившееся к началу 19 века русское население Сибири получило наименование старожилы. После Собора 1666 г. в православной среде появились старообрядцы, которые уходили за Урал от гонений, и до сегодняшнего дня они сохраняют патриархальные формы в языке, быту, традициях. В настоящее время на территории Красноярского края существует 150 общин «часовенных» старообрядцев.

Основная масса русского населения проживала в сельской местности. Вначале возникали заимки, а на их основе деревни. Планировочными композициями сибирских поселений были гнездовая, долинная и дорожная. Для организации планировочных узлов экологического туризма наиболее приемлемыми являются гнездовая планировочная композиция, когда группы усадеб располагаются согласно рельефу местности, и долинная, когда река, как композиционная ось объединяет всю застройку. В этом случае выполняется один из основополагающих принципов экотуризма - минимизация воздействия на окружающую среду, когда территории экологического туризма представляют пространства естественного ландшафта и дезурбани-зированная застройка, гармонизирующая с естественным ландшафтом. Например, в Минусинском районе строители так размещали поселения, чтобы они были незаметны среди окружающей природы. Здесь еще сохранились поселки, которые трудно отыскать.

Уважение к местной культуре - один из принципов экотуризма. Строительство туристических учреждений должно осуществляться по технологиям коренных племен, с сохранением традиционных материалов и конструкций, с использованием основных принципов и архитектурных форм этнической и региональной архитектуры. Основным жильем русских крестьян была срубная изба на подклети. Строилась она из лиственницы или «кондовой» мелкослойной сосны диаметром 25-50 см с соединением углов «в лапу» и «в обло» и, имела несколько типов: клеть, связь, пятистенок и крестовый дом. Исходным типом жилья в 17 в. был четырехугольный сруб под крышей -клеть. В 18-19 вв. с усложнением техники строительства появляются «из-басвязью» (соединение двух жилых помещений теплыми сенями) и «изба-пятистенок» (имеет поперечную рубленую стену, членящую внутреннее помещение на кухню и горницу). В начале 19 века стали возводится крестовые дома. «Крестовик» разделен внутри крестообразно двумя капитальными стенами. Крестьянские усадьбы имели замкнутые дворы, застроенные по всему периметру хозяйственными постройками. Нет большой разницы в архитектуре жилищ старожилов, казаков и староверов. Но, например, дома казаков в основном рубятся «в лапу», старожилов «в обло», у старожилов -однокамерные избы, у староверов - связи и пятистенки и т.д., но основная разница в жилище русских поселенцев была не в архитектуре и строении избы, а в ее декоративном оформлении. Примером исторической реконструкции при строительстве туристических учреждений по технологиям ко-

ренных племен может служить Архитектурно-этнографический комплекс «Новая деревня» в Шушенском, который состоит из 6-ти усадеб, воссозданных с сохранением культурных стилей Приангарья и юга Красноярского края. Интересным является проект организации историко-этнографического музейного комплекса Казачий хутор Захаровка Казаченского района. Здесь будет построена этнодеревня, состоящая из подворий казаков, где турист может познакомится с культурой местного казачества и стать участником обрядов, воссоздаваемых организаторами подворья.

Промысловое деревянное зодчество отличалось редкой гармонией рукотворных сооружений с окружающей средой. Таежные зимовья - это сезонные жилища промысловиков-охотников. Зимовья - это самые простые постройки, хорошо сохранявшие тепло в северном климате. Сруб рубили в апреле-мае из заготовленного в декабре леса диаметром 15-30 см «в чашку» («в обло») и «в лапу». Первый венец клали из лиственницы, под который могли положить камни. Крыши строились односкатные и двускатные. Важным было правильно выбрать место для зимовья. Чаще всего это небольшая поляна в долине реки или озера, где зимовье было не сразу заметно. Бревенчатые срубы словно растворялись в бесконечной красоте лесов. Охотник -промысловик на своем участке ставил сеть таких зимовий. Сеть состояла из базовой избушки, в которой охотник живет, и путиковых избушек, в которых ночует по пути следования по своим угодьям. Расстояние между ними равно дневному зимнему переходу. Подобную сетевую планировочную организацию можно применить и для экологического туризма в природных парках в зонах традиционного природопользования. Здесь базовые избушки были бы основным местом размещения туристов, а путиковые - туристическими приютами. Элементы сетевой организации зоны экологического туризма уже используются в некоторых регионах Сибири. Природный парк Ергаки предлагает экскурсию «По тропе сибирского охотника», маршрут которой совпадает с путиком, а середине пути расположено зимовье охотника. На Байкале строится эко-отель класса люкс. Это туристический комплекс, состоящий из 8-ми деревянных рубленых домов, ресторана, бани и вертолетной площадки. Внешне отель напоминает таежную охотничью заимку с крепкими сибирскими зимовьями.

На территории Красноярского края проживают 10 коренных сибирских этносов, восемь из которых относится к категории малочисленных народов, а четыре (долганы, кеты, нганасаны, чулымцы) имеют исключительно местный ареал расселения. Коренные народы Сибири - создатели и хранители уникальных культур, которые составляют важную часть современной мировой цивилизации. На протяжении веков они осваивали арктические и горнотаежные территории, адаптировались к экстремальным таежным условиям и являются носителями уникального народного знания, своеобразных духовных ценностей, которые необходимо сохранять. Урбанизация деструк-

тивно влияет на этнокультурный комплекс практически всех этногрупп. Развитие этнотуризма, историческая реконструкция традиционного комплекса обеспечивает сохранение уникальных культур и более эффективное продвижение на отечественном и зарубежном туристических рынках районов Красноярского края с низким рейтингом турпредложений.

Таблица 1

Коренные народы Красноярского края

Семья Группа Народность

1. Уральская Самодийская Ненцы, энцы, нганасаны, селькупы

2. Алтайская Тюркская Чулымцы, хакасы, якуты, долганы

3. Енисейская Кеты, юги.

Жилища коренных народов Приенисейского края отличаются разнообразием архитектурных форм и конструкций, что обусловлено различием в хозяйственно-культурной деятельности и многообразием природно-климатических условий. Наиболее распространенной жилой постройкой коренных народов Севера (эвенков, ненцев, энцев, долган, нганасан, кетов) является конический чум. Конический чум - переносное жилище кочевников-оленеводов представляет собой конический остов из 25-50-ти шестов по 5-7 м, покрытый оленьими шкурами зимой, берестой - летом. Конический чум используется и как средство размещения туристов при организации туров на севере Красноярского края. Туристическая компания \Ыкоу.1геуе1 предлагает эко-, этно-, арттур«Норт-Гранд-Тур и мини-Норт-Гранд-Тур приключения с Карибу» путешествие на 400 и 1000 лет назад с проживанием в эвенкийском чуме, в одежде из шкур оленя. Путешествие проходит в марте-апреле, когда температура -15 С, а в чуме +26 С, тепло и сухо как у камина. Таким образом, эвенкийский чум кроме погружения в далекое прошлое обеспечивает и определенный уровень комфорта.

Большой Арктический заповедник организует экстремально-приключенческий тур «Таймырский лабиринт». Путешествие проходит в природном заказнике Бреховские острова, который является и территорией традиционного природопользования ненцев. Туристы, проплывая между островами, останавливаются в стойбище Кошкарева и проживают в чуме в течение 3-х дней.

У нганасан, долган,энцев и якутов получил распространение нартенный чум-балок. Он представлял собой подвижное легкое каркасное строение, поставленное на полозья и покрытое оленьими шкурами. Балок перевозился упряжкой из 5-7 оленей. Подобное сооружение используетсяв Норвегии, гдедля зимней рыбалки предоставляются специальные передвижные домики-вагончики, которые можно вывезти на лед водоема и ловить рыбу сквозь специальное отверстие в полу.

Для скотоводческих народов Южной Сибири (хакасов) основным жилищем была переносная круглая юрта каркасного типа, крытая войлоком. Ее остовом были стены из раздвижных деревянных решеток и купол из жердей. В использовании мобильных этнических построек интересен опыт Монголии. Экотуры здесь отличаются тем, что туристам в качестве средств размещения предоставляются войлочные юрты («гэры»). Юрты используются и на туристической базе «Серебрянный берег» на озере Хубсугул. Структура такой базы достаточно проста - деревянный дом, функционирующий как административное здание и ресторан, санитарный блок и 16 войлочных юрт с монгольской мебелью.

У скотоводов, перешедших на полуоседлый образ жизни, получили распространения стационарные жилища:

- срубная многоугольная юрта с пирамидальной или конусовидной крышей (хакасы, чулымцы);

- балаган - зимняя бревенчатая юрта трапецевидной формы, с наклонными стенами из бревен, обмазанных глиной, и низкой 2-хскат-ной крышей из коры (якуты);

- голомо - стационарный вид чума у малооленных и безоленных эвенков. По форме представлял усеченный конус из 4-5 плах (расколотых пополам стволов). В промежутках втыкались жерди, накладывались короткие плахи, конопатились мхом и засыпались дерном. Пол в голомо был ниже уровня почвы.

Стационарные этнические постройки в меньшей степени используются как туристические учреждения. Таким образом в качестве туристических учреждений наибольшее распространение получили в рекреационной зоне «Азиатский Север» мобильные каркасные сборно-разборные (чум, юрта) и кочевые (балок) жилища кочевников. А в рекреационной зоне «Юг Сибири» -стационарные круглогодичного (избы) и сезонного (зимовья) использования жилища русских поселенцев.

Необходимо отметить социально-экономическую деградацию сельской местности, утрату традиций. Традиционное культурное наследие во многом необходимо воссоздавать вновь, прибегая к исторической реконструкции. В качестве средств размещения туристов необходимо использовать как жилища коренных народов Приенисейского края и русских поселенцев, так и целенаправленное строительство туристских этнографических деревень с учетом региональных традиций народной архитектуры и особенностей естественного ландшафта. Развитие экотуризма и особенно его этнографического направления должно создавать основу для возрождения подлинной аутентичной традиционной культуры, так как это отвечает его основным принципам: минимизация воздействия на окружающую среду, уважение к местной культуре и вовлечение в туристический бизнес местного населения.

Список литературы:

1. Андрюсев Б.Е. Сибирское краеведение. Хозяйство, быт, традиции, культура сторожилов Енисейской губернии 19 - начала 20 вв. - 2-е изд. - Красноярск: КГПУ 2003. - 335 с.

2. Ащепков Е.А. Русское народное зодчество в Восточной Сибири / Е.А. Ащепков. - М.: Издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953. - 279 с.

3. Этноатлас Красноярского края. - Красноярск: Платина, 2006. - 223 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.