Научная статья на тему 'Традиционное войлочно- бурочное ремесло в Дагестане в советский период'

Традиционное войлочно- бурочное ремесло в Дагестане в советский период Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
118
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕТСКИЙ И ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОДЫ / АРТЕЛЬ / ВОЙЛОЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ / БУРКА / ДЖАМАЛУТДИН МУТАЕВ / ВСЕДАГЕСТАНСКИЙ СЪЕЗД КУСТАРЕЙ / ПРОБЛЕМЫ БУРОЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА / SOVIET AND POST-SOVIET PERIODS / ARTEL / FELT PRODUCTS / BURKA / JAMALUTDIN MUTAEV / THE ALL-DAGESTAN CONGRESS OF HANDICRAFTSMEN / PROBLEMS OF FELT PRODUCTION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Изудинова Раисат Саидовна

В статье охарактеризовано развитие войлочно-бурочного производства в Дагестане в годы советской власти с учетом всех достижений и противоречий в этой области. Работа написана на основе архивных данных и полевого этнографического материала. Названы причины упадка после установления власти Советов в Дагестане традиционных ремесел и промыслов, в том числе и войлочно-бурочного производства. Отмечено, что создание в рамках промысловой кооперации артелей мастеров по изготовлению бурок стало формой возрождения центров ремесла. Показаны деятельность и роль Д. Мутаева как организатора бурочного производства в Аварии в 1920-е гг. Проанализировано развитие отрасли с 1930-х гг. по настоящее время. Автор отмечает очередной виток возрождения древнего промысла в постсоветские годы в связи с введением рыночных отношений, отменой правовых ограничений, но вместе с тем обращает внимание на необходимость его поддержки органами местного самоуправления и государственной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Traditional Felt Cloak Crafts in Dagestan in the Soviet Period

The study attempts to highlight the development of felt cloak (burka) production in Dagestan during the years of Soviet power with all its achievements and contradictions. The paper is written based on archival data and field ethnographic material. The reasons for the decline after the establishment of the power of the Soviets in Dagestan of traditional crafts, including felting production, were identified. It is noted that the creation of masters in the production of burkas within the framework of industrial cooperation of cooperatives of artels became a form of revival of craft centers. The activity and role of D. Mutaev as the organizer of felting production in the accident in the 1920s are shown. The development of the industry since the 1930s to nowadays is analyzed. The author notes the next round of the revival of the ancient industry in the post-Soviet years lies in connection with the introduction of market relations, the abolition of legal restrictions, but at the same time draws attention to the need for its support by local governments and state authorities.

Текст научной работы на тему «Традиционное войлочно- бурочное ремесло в Дагестане в советский период»

УДК 94(47+57)(470.67) Изудинова Раисат Саидовна

кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой историко-правовых дисциплин СевероКавказского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции

ТРАДИЦИОННОЕ ВОЙЛОЧНО-БУРОЧНОЕ РЕМЕСЛО В ДАГЕСТАНЕ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

https://doi.org/10.24158/fik.2019.12.18 Izudinova Raisat Saidovna

PhD in History, Associate Professor, Head of the Department of Historical and Legal Disciplines, North Caucasian Institute (branch) of All-Russian State University of Justice

TRADITIONAL FELT CLOAK CRAFTS IN DAGESTAN IN THE SOVIET PERIOD

Аннотация:

В статье охарактеризовано развитие войлочно-бу-рочного производства в Дагестане в годы советской власти с учетом всех достижений и противоречий в этой области. Работа написана на основе архивных данных и полевого этнографического материала. Названы причины упадка после установления власти Советов в Дагестане традиционных ремесел и промыслов, в том числе и войлочно-буроч-ного производства. Отмечено, что создание в рамках промысловой кооперации артелей мастеров по изготовлению бурок стало формой возрождения центров ремесла. Показаны деятельность и роль Д. Мутаева как организатора бурочного производства в Аварии в 1920-е гг. Проанализировано развитие отрасли с 1930-х гг. по настоящее время. Автор отмечает очередной виток возрождения древнего промысла в постсоветские годы в связи с введением рыночных отношений, отменой правовых ограничений, но вместе с тем обращает внимание на необходимость его поддержки органами местного самоуправления и государственной власти.

Ключевые слова:

советский и постсоветский периоды, артель, войлочные изделия, бурка, Джамалутдин Мутаев, Вседагестанский съезд кустарей, проблемы бу-рочного производства.

Summary:

The study attempts to highlight the development of felt cloak (burka) production in Dagestan during the years of Soviet power with all its achievements and contradictions. The paper is written based on archival data and field ethnographic material. The reasons for the decline after the establishment of the power of the Soviets in Dagestan of traditional crafts, including felting production, were identified. It is noted that the creation of masters in the production of burkas within the framework of industrial cooperation of cooperatives of artels became a form of revival of craft centers. The activity and role of D. Mutaev as the organizer of felting production in the accident in the 1920s are shown. The development of the industry since the 1930s to nowadays is analyzed. The author notes the next round of the revival of the ancient industry in the post-Soviet years lies in connection with the introduction of market relations, the abolition of legal restrictions, but at the same time draws attention to the need for its support by local governments and state authorities.

Keywords:

Soviet and post-Soviet periods, artel, felt products, burka, Jamalutdin Mutaev, the All-Dagestan congress of handicraftsmen, problems of felt production.

Промыслы и ремесла испокон веков играли значительную роль в хозяйственной и культурной жизни народов Дагестана. С установлением советской власти в Дагестане наблюдаются мо-дернизационные процессы в народной культуре, а именно в ремеслах и промыслах. Эти процессы коснулись и войлочно-бурочного промысла и были связаны с уменьшением значения рыночных отношений в экономике, государственным контролем над торговлей, курсом власти Советов, направленным на жесткое ограничение ведения мастерами частной промысловой деятельности, с исчезновением некоторых традиционных рынков сбыта товаров ремесленного производства. Цель статьи - показать развитие войлочно-бурочного промысла Дагестана в советский период со всеми достижениями и проблемами в этой области производства, обозначить некоторые специфические черты войлочно-бурочного производства в постсоветский период. Статья написана на основе архивных данных и полевого этнографического материала.

После установления советской власти в Дагестане народный промысел стал делом государственным. Чтобы сохранить древнее ремесло - изготовление бурок - в 1920-е гг. встает вопрос о создании бурочной артели. В Дагестане с 1920-х гг. начала прививаться новая форма организации труда ремесленников и кустарей - промысловая кооперация. Началом этому послужило постановление Сессии Дагестанского ЦИК от 3 мая 1923 г. В нем предлагалось ДагЦСНХ принять меры к восстановлению кустарной промышленности Дагестана посредством кооперирования кустарей и создания специального органа промысловой кооперации. В сентябре 1924 г. был созван Вседагестанский съезд кустарей, который учредил Союз кустарно-промысловых кооперативов - Дагкустпромсоюз [1]. К концу 1925 г. уже начали работать ковровые артели в Южном Дагестане, ювелирная артель в Кубачи, суконные артели в Даргинском, Лакском, Аварском округах, бурочные артели в Андийском округе.

В новых условиях вопрос о мелкотоварном ремесленном производстве стал значимым, а сам вид производства рассматривался как одно из средств восстановления и развития народного хозяйства. Важнейшей формой возрождения центров традиционного ремесла были признаны артели (кооперативы) [2, с. 235]. Им стали выделяться государственные средства на поддержку мастеров, строительство и оборудование мастерских, цехов. В 1925 г. по линии только что созданного Дагкустпромсоюза было выдано кредитов в размере 192 тыс. р. [3, с. 95]. В 1926 г. постановлением СНК РСФСР Промкооперации Дагестана на реализацию плана капитального строительства было направлено 315 тыс. р. [4]. Вследствие этого в 1925-1926 гг. по стране 62,5 % кустарей были заняты в промыслах (ср.: в 1913 г. - 34,5 %). Подсчитано, что в бурочном производстве 83 % работниц были из бедняцких хозяйств. К 1 сентября 1924 г. было создано 7 бурочных артелей: две в Гунибском, одна в Аварском и 4 в Андийском округах [5].

Начиная с 1924 г. Джамалутдин Мутаев, житель селения (далее - сел.) Тандо, взялся за организацию бурочной артели. Процесс этот происходил неспокойно, в острой борьбе с ярыми противниками кооперации. В создании артели принимали активное участие председатель колхоза в сел. Ансалта Башир Алидибиров и Сааду Салихов, впоследствии директор бурочного промкомбината сел. Рахата.

Процесс создания артели был непростым. Основой начальной сырьевой базы послужила шерсть, в значительном количестве закупленная по всей Аварии. Складов для ее хранения еще не было, и поэтому Д. Мутаеву приходилось размещать ее у своих родственников и близких друзей. Такие склады были созданы в сел. Анди, Гагатли, Ансалта, Рахата, Тандо, Шодрода. Многим эти новшества не нравились, они не давали своих помещений под склады. В такой обстановке арендовать более или менее подходящие помещения под цех для производства бурок было весьма затруднительно. Вначале для каждой из производственных операций исходные материалы - шерсть-сырье, очищенную и подготовленную к валянию шерсть, готовые бурки для окраски, окрашенные бурки для окончательной отделки - раздавались мастерицам, которые после соответствующей производственной операции сдавали полуфабрикат на склады. Чтобы привлечь работников в артель, Д. Мутаев с разрешения и с помощью соответствующих властей стал заготавливать на складах запасы муки, сахара, мыла и других товаров первой необходимости. Работники артели все необходимое могли получать непосредственно через эти склады. С продовольствием в стране в это время было крайне плохо, и таким образом подобное мероприятие способствовало привлечению населения к новым для него формам производственных взаимоотношений. Вскоре артель, разбросанная по всем селениям района, не только обеспечивала часть населения постоянным заработком, но и стала приносить значительный доход государству.

Через несколько месяцев Д. Мутаев стал реализовывать идею сосредоточения мастериц-бу-рочниц в артели в одном из селений, где будут выполняться все производственные процессы, от подготовительных до завершающих. Вначале такая артель была задействована в сел. Ансалта. Этим было положено начало постепенному переходу от кустарного производства к промышленному.

Незамедлительно активизировалась деятельность противников кооперации. Не говоря об открытом бойкоте самой идеи производственной кооперации, они обвиняли сторонников артели в отходе от шариатских норм и установлений. Например, необходимое в процессе работы закатывание бурочницами рукавов платьев выше локтя было объявлено демонстративным вызовом вековечным этическим нормам и общественному мнению и др. Несмотря ни на что, большинство женщин продолжало работу в артели. Эта артель просуществовала всего шесть месяцев, так как и финансовые затруднения, и противостояние значительной части населения не давали возможности развернуться в полную силу.

По инициативе Д. Мутаева вопрос обсуждался на общем сходе населения сел. Ансалта. Выступив с большой речью, он подробно рассказал, каковы цели и задачи создания артели, какую конкретную пользу принесет осуществление этой затеи женщинам-бурочницам из бедняцких и середняцких семей. Здесь же в своей речи Д. Мутаев выдвинул идею строительства силами джа-маата при поддержке государства специального производственно-хозяйственного комплекса артели. Спустя некоторое время решено было начать строительство специального комплекса для артели в местечке «Майдан» между сел. Ансалта и Рахата (Рахатинская округа). И после этого попытки помешать строительству не прекратились, дважды кто-то пытался поджечь здание. Все же в 1925 г. были построены один цех и контора из двух комнат. К 1937 г. было построено уже 4 больших цеха, контора, складские и другие подсобные помещения. В этом же году при артели было открыто располагавшееся в специальном строении детское учреждение - «ясли-сад» для детей работниц, всего на 150 мест. Особенно радостным событием в жизни сельчан был пуск местной электростанции, обеспечивавшей электроэнергией сел. Рахата, Ансалта, Ашино.

В значительной степени эти успехи были достигнуты благодаря самоотверженности и энтузиазму лучших людей, таких, в частности, как Д. Мутаев. В своих воспоминаниях о нем жители сел.

Ансалта, Рахата, Анди и др. говорят, что это был не только хороший организатор-хозяйственник, но и чуткий и отзывчивый человек, неустанно заботившийся о благе ближнего. Поэтому он до сих пор, до сегодняшнего дня - в благодарной памяти тех, кто с ним работал, кто его знал.

С начала 1930-х гг. мощность Рахатинской артели росла из года в год. Ее продукция стала пользоваться большим спросом в Дагестане, на Северном Кавказе, в Закавказье, России. С октября 1928 г. по сентябрь 1929 г. Рахатинская артель, насчитывавшая к тому времени 386 чел., выпустила 4 876 бурок на общую сумму почти 74 тыс. р. При этом членами артели изготовлено было 3 509 бурок - на 47 659 р., а не членами - 1 367 шт. на общую сумму 2 629 р. Бурка высшего сорта стоила 19 р., первого сорта - 17 р., второго - 14 р. [6].

Во время Великой Отечественной войны работницы артели работали с удвоенной энергией. Работа предприятия была перестроена в соответствии с нуждами военного времени. С 1941 г. артель выполняла заказы для Красной армии в требуемом объеме и всегда в заданный срок. В короткий предвоенный период 1941 г. и в первые месяцы войны, выполняя задание Государственного Комитета Обороны, андийские бурочные артели увеличили массовый выпуск наплечных бурок-накидок для кавалерийских частей, начали прорабатывать возможности выпуска другой продукции для армии: потников под седла, войлочных носков, валенок [7, с. 100]. В артели сел. Рахата выпускались в массовом порядке наплечные бурки, войлочная обувь, вязаные шерстяные носки и рукавицы, войлочные подстилки, валенки. План выпуска бурок был увеличен до 20 тыс. шт. в год, но работницы артели довели их выпуск до 25 тыс. Вот одно из воспоминаний работницы бурочной артели военных лет Патимат Алигаджиевой: «Мы гордились тем, что наши теплые бурки укрывали советских воинов на фронте от холода и дождя, что мы вносим свою, хоть маленькую лепту в дело обороны Родины». Если заказ был срочным, то со временем и усилиями не считались, работали и ночами при лунном свете или при светильниках. За пять лет войны артель послала на фронт более 120 тыс. бурок. Многие работницы артели были награждены медалями «За самоотверженный труд» и орденами. В 1943 г. коллектив бурочной артели получил благодарственное письмо от председателя Совнаркома Советского государства И.В. Сталина.

В послевоенные годы артель выполняла заказы предприятий и организаций краев, областей, республик Союза на наплечные бурки и другую продукцию. Годовое производство бурок с начесом и без начеса в Рахатинской артели в 1953-1954 гг. (за один год, с октября по сентябрь) равнялось 6 780 единицам [8]. В эти же годы нередко ощущался и дефицит сырья. Так, на этом же предприятии план 1954-1955 гг. по этой причине был выполнен только на 66,8 %. Сократилась и численность работниц артели, составившая на этот период 142 чел. [9].

В 1940-60-е гг. развивающиеся ремесла республики тормозились административными методами - вмешательством в сферу деятельности мелких ремесленных и иных индивидуальных промыслов, а затем и правовыми методами регулирования подобного же толка. Запреты и ограничения органов государственной власти в отношении ремесел и промыслов следовали один за другим. С 1965 г. началось исправление подобных перегибов. В августе этого же года СМ РСФСР, а затем и правительство Дагестана принимают постановление «О промыслах кустарей и ремесленников», согласно которым те же бурочники могли производить продукцию из материала заказчика в населенных пунктах, не относящихся «к городам республиканского значения и райцентрам». Еще более сузили число «запрещенных промыслов» постановление СМ СССР в мае 1976 г. «О кустарно-ремесленных промыслах граждан» [10, с. 315] и изданное на его основе соответствующее «Положение...». Здесь уже были сняты многие жесткие запреты по отношению к промыслам, мастерам, мелким производителям вообще [11]. Следует очередное оживление ремесленного производства, возрастает численность и ассортимент войлочно-бурочной продукции.

Очередной рост производства бурочных изделий начался с 1975 г. Годовая выработка составляла уже 10 тыс. шт., 7,5 тыс. полостей для арбабашей (войлочных ковров), 3,5-4 тыс. бурочных полостей для производства ноговиц. Выпускались подарочные бурки белого и черного цветов, чабанские бурки.

В 1977 г. были освоены три вида новых изделий: чехлы на легковые автомобили и коврики для диванов и кресел. 1 мая 1977 г. впервые в истории артели был открыт коврово-паласный цех, в котором работало 20 девушек-ковровщиц, прошедших специальную подготовку. День выпуска первого ковра - 3 июня 1977 г.

В 1970-80-е гг. заказы на многие изделия поступали из Азербайджана, Армении, с Украины, из Кабардино-Балкарской АССР, Краснодарского края, Карачаево-Черкесской автономной области, Москвы, из-за границы.

В последнее время бурочный комбинат не работает по несколько месяцев. Спрос на бурки, производимые на дому частными мастерами, в настоящее время заметно возрос. Это объясняется и усилившимся интересом ко всему, что так или иначе относится к сфере национально-этнической культуры, и декоративно-художественными особенностями изделия, способного придать народный

колорит интерьеру, и спецификой его фактуры с точки зрения удобства его бытового использования, и, наконец, увеличением числа людей, имеющих финансовые возможности сделать друзьям и близким очень неплохой, во многих случаях «экзотический» подарок, и т. д.

В настоящее время заказы бурочницам, работающим на дому, поступают из Грузии, Абхазии, Карачаево-Черкесии, Чечни, Осетии, Ставропольского и Краснодарского краев. Бывает, что у торговцев покупают бурки перекупщики, вывозящие их за границу - в Турцию, Иран. Российские киностудии, киностудии ближнего и дальнего зарубежья, театры, фольклорные и профессиональные художественные ансамбли постоянно обращаются с заказами на бурки различного качества и видов, войлочные полости, накидки на арбы и подводы, чехлы для ружей и др.

Итак, для советского периода истории развития войлочно-бурочного промысла характерно плановое государственное регулирование процесса мелкотоварного ремесленного производства. Политика советского правительства была направлена на жесткое ограничение в области индивидуального промыслового производства и кооперирования мастеров в наиболее крупных ремесленных центрах. Введение рыночных отношений в 1990-е гг., отмена правовых ограничений внесли существенные перемены в процесс бурочного производства в Дагестане. Отмечается рост активности частных мастеров, производящих бурки на дому, началось восстановление полузабытой традиционной технологии изготовления настоящих андийских бурок. Однако для сохранения этого древнего промысла этого недостаточно, необходима поддержка со стороны органов местного самоуправления и государственной власти.

Ссылки:

1. ЦГА РД. Ф. Р-37. Оп. 21. Д. 96. Л. 15.

2. Магомедов А.Д. Традиционное художественное ремесло Дагестана. XIX-XX вв. : дис. ... д-ра ист. наук. Махачкала, 1999. 396 с.

3. Османов А.И. Осуществление новой экономической политики в Дагестане: 1921-1925 гг. М., 1978. 246 с.

4. ЦГА РД. Ф. Р-178. Оп. 14. Д. 2. Л. 10.

5. Там же. Ф. Р-115. Оп. 8. Д. 1. Л. 51.

6. Там же. Оп. 4. Д. 13. Л. 4.

7. Искусство Дагестана в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Очерки истории. Махачкала, 1984. 188 с.

8. ЦГА РД. Ф. Р-1187. Оп. 1. Д. 99. Л. 5.

9. Там же. Д. 607. Л. 11.

10. Магомедов А.Д. Указ. соч. С. 315.

11. Собрание постановлений Правительства СССР. М., 1976. № 7. 390 с.

References:

Dagestan Art During the Great Patrominic War 1941-1945. Historical Essays 1984, Makhachkala, 246 p., (in Russian). Magomedov, AD 1999, Traditional Art Craft of Dagestan. 19th- 20h Centuries, D.Phil. thesis, Makhachkala, 396 p., (in Russian). Osmanov, AI 1978, Implementation of the New Economic Policy in Dagestan: 1921-1925, Moscow, 246 p., (in Russian).

Редактор: Хорева Людмила Николаевна Переводчик: Ездина София Александровна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.