Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве; конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
УДК 340.141(470.62/.67) «199/20» ББК 67
DOI 10.24411/2073-3313-2019-10287
ТРАДИЦИОННОЕ ПРАВО НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА И СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Магомеднаби Магомедмирзоевич АЙБАТОВ, профессор кафедры истории государства и права юридического института Дагестанского государственного университета, доктор юридических наук E-mail: [email protected]
Научная специальность: 12.00.01 — теория и история права и государства;
история учений о праве и государстве
Аннотация. В статье рассматривается процесс возрождения отдельных норм обычного права в постсоветский период на Северном Кавказе. Автор исследует историю формирования и тенденции развития правовых обычаев и культурных традиций некоторых народов Северо-Кавказского региона, поднимает вопрос о внедрении некоторых элементов традиционного права народов Северного Кавказа в современное российское законодательство.
Ключевые слова: обычай, адат, традиция, шариат, мусульманское право, обычное право, нормотворчество, правовое регулирование, Северный Кавказ.
Annotation. The article deals with the process of revival of certain norms of customary law in the postSoviet period in the North Caucasus. The author examines the history of formation and trends in the development of legal customs and cultural traditions of some peoples of the North Caucasus region and considers the introduction of some elements of the traditional law of the peoples of the North Caucasus in modern Russian legislation.
Keywords: custom, adapt, tradition, Sharia, Islamic law, customary law, rule making, law regulation, the North Caucasus.
В современных условиях, когда происходит модернизация государственно-правовой системы страны, при недостаточной эффективности позитивного права возрастает интерес к традиционному праву, особенно у народов Северо-Кавказского региона.
Двадцатый век стал переломным этапом в исследовании традиционного права народов Северного Кавказа, когда историко-правовая наука начала систематизацию и кодификацию обычно-правовых норм.
В XX в., особенно в условиях советской государственно-политической системы, традиционное право не получало особой поддержки со стороны советской правовой системы, которая пыталось всячески противодействовать применению обычно-правовых норм. В современных условиях, в связи с обсуждением проблемы о совместимости норм традиционного права и современного российского законодательства, среди представителей историко-правовой школы вновь возрастает интерес к традиционному
ЗАКОН И ПРАВО • 07-2019
праву народов, в том числе народов Северного Кавказа.
В конце XX — начале XXI в. благодаря усилиям ученых, как российских, так и СевероКавказского региона, было переиздано значительное количество памятников традиционного права народов России, в том числе и народов Северного Кавказа, что повлекло за собой появление на страницах научных журналов дискуссионных статей о месте и роли традиционного права в современной российской правовой системе.
В конце XIX — начале XX в. представители российской юридической науки сделали значительный шаг в теоретическом осмыслении традиционного права народов России. Но многие авторы не рассматривали обычное право как источник законодательства, а видели в нем традиционные нормы как нормы, которыми может пользоваться местная юстиция. В связи с этим на практике возникали коллизии между позитивным законом и нормой обычного права.
Как отмечает Л. Лаптева, причиной этого является то, что «закон стремился к утверждению принципов формального равенства, тогда как обычай, живущий в народе, исходил из целесообразности, учета фактических обстоятельств каждого дела и личности сторон в конфликте»1.
В отличие от других регионов на Северном Кавказе возникла своеобразная правовая практика, связанная с взаимопроникновением позитивного права и норм традиционного права народов Северного Кавказа. Государственно-правовые реформы, проводимые в России начиная с 90-х годов XX в., способствовали формированию нового отношения к традиционной правоприменительной практике. В современных условиях появилась тенденция поиска способов эффективного соотношения действующей правовой системы РФ и норм традиционного права, которые не противоречат в своей основе российской правоприменительной практике и законам Российского государства.
Следует отметить, что в действующей Конституции РФ применяется такое понятие, как «коренные малочисленные народы», под которыми, на наш взгляд, понимаются народы, сохраняющие черты традиционного образа жизни, в том числе и в области правоприменительной практики.
Далее в Конституции отмечается, что «местное самоуправление осуществляется с учетом исторических и иных местных традиций»2. Поэтому, на наш взгляд, при выработке государ-
ственной правовой политики о соотношении обычного права и российского законодательства требует особого внимания специфика правовой ситуации на Северном Кавказе.
Как справедливо отмечает профессор Л.Р. Сю-кияйнен, «в современных условиях в Российской Федерации продолжается процесс возрождения ислама, который начался еще в 90-е годы XX в.»3.
В Основном законе нашего государства отмечается, что «в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся семейные отношения»4, что дает возможность субъектам РФ с преобладающим мусульманским населением принимать по предметам совместного ведения законодательство, учитывающее отдельные нормы адата и мусульманского права.
Как пример, брачный договор, который детально разработан в мусульманском праве, модель которого может быть использована в семейном законодательстве народов Северного Кавказа. Подобные положения могут быть использованы в урегулировании вопросов наследования, опеки, попечительства и благотворительности5.
В отдельных регионах Северного Кавказа в 90-е годы XX в. предпринимались попытки внедрения некоторых традиционных норм права в региональное законодательство.
Так, 31 июля 1999 г. в Республике Ингушетия был принят Закон «О регулировании некоторых вопросов семейно-брачных отношений в Республике Ингушетия», который предоставил лицам мужского пола, зарегистрированным в установленном порядке на территории Республики, «возможность вступать в брак с четырьмя женщинами»6. Закон ссылался на демографическую ситуацию и традиционный уклад жизни в данном субъекте Российской Федерации. В последующем данная норма была несколько раз изменена, а в 2006 г. отменена. Однако отметим, что в ст. 37 Конституции Республики Ингушетия содержится норма, которая фактически разрешает вступать в брак и выстраивать семейные отношения «на основе национальных традиций и обычаев»7.
В правовом смысле Северо-Кавказский регион представляет собой особый регион, где адатское и мусульманское право формировались на протяжении нескольких сотен лет в свободных условиях.
М.С. Зинченко и Т.М. Мисиров отмечают существование «юридического плюрализма на Северном Кавказе»8.
ЗАКОН И ПРАВО • 07-2019
Представляется интересной точка зрения A.A. Ливеровского, который уверен, что «традиционные нормы, связанные с шариатом и адатом, никогда не исчезали из социальной практики, особенно у народов Северного Кавказа»9.
Современная исламская научная правовая мысль выработала свой взвешенный подход к взаимодействию норм действующего российского законодательства и норм обычного права: если формально позитивное право запрещает действие определенного обычая, то следует выработать альтернативное решение, которое нашло бы признание у обеих сторон. При этом альтернативное решение сможет максимально возможным путем реализовать предписание адата и шариата, не противореча при этом российскому законодательству.
Аналогичный подход следует использовать и при одновременном регулировании сходных общественных отношений российским законодательством и обычным правом на Северном Кавказе. Отсюда следует мысль, что по остальным вопросам, не урегулированным российским законодательством, действуют нормы адата и шариата.
Данный подход позволяет в полной мере обосновать взаимодействие и взаимосвязь норм обычного права на Северном Кавказе и действующее российское право, ибо обычное право может быть отнесено к коренным ценностям на-родов10.
Уникален пример взаимодействия российского права и норм традиционного права в сфере действующих норм законодательства, активно применяющихся в гражданских правоотношениях. Например, обычное право ингушей регламентировало правила поведения, закрепляло основные права и обязанности ингушей, передавая их на протяжении многих веков из поколения в поколение11.
С одной стороны, это позволяет оценить полноценную реализацию норм позитивного права, а с другой — дает возможность взглянуть на процесс реализации норм адата и шариата.
Так, в последние годы исламские страховые компании и финансовые организации активно заключают сделки в соответствии с нормами российского законодательства, соблюдая требования шариата. Аналогичным образом регулируется процесс выпуска и предоставления в пользование банковских карт и ценных бумаг, оформленных по российскому законодательству, но участвующих в обороте у лиц на основе правил и предписаний исламских норм.
Таким образом, изучение правового прошлого народов Северного Кавказа позволит нам понять, что собственно происходит в современном правовом пространстве этого очень сложного и разнообразного по культуре региона.
В целом, как нам представляется, «правовые» традиции — это не что иное, как нормы современного общественного быта народов данного региона, поэтому разговоры о будущем обычного права на Северном Кавказе вряд ли будут иметь серьезное юридическое продолжение, хотя бытование отдельных норм обычного права, не противоречащих законодательству Российского государства, допустимо и не несет в себе правовых конфликтов.
В связи с этим, как справедливо подчеркивает A.A. Ливеровский, «в законодательства республик Северного Кавказа следует вводить юридические конструкции опосредованного введения норм местных адатов или направлений шариата, нацеленных на автономность принятия решений в отдельных этнических и религиозных общинах, в соответствии с их традиционными укладами, обозначая при этом отраслевые и процедурные ограничения»12.
1 Лаптева Л.Е. Исследования обычного права народов Российской империи XIX в. // Гос-во и право. 1997. № 8. С. 109.
2 Конституция РФ (принятая на всероссийском референдуме 12.12.1993 г., в ред. от 21.07.2014 г.) // URL: http://ivo.garant.ru/#/document/10103000/paragraph/ 825:0 (Дата обращения: 15.01.2019)
3 Сюкияйнен Л.Р. Совместим ли шариат с современным российским правом? // Журнал Высшей школы экономики. Право. 2014. № 3. С. 5.
4 Конституция РФ...
5 Сюкияйнен Л.Р. Указ. соч. С. 5.
6 О регулировании некоторых вопросов семейно-брач-ных отношений в Республике Ингушетия: Закон Республики Ингушетия от 31.07.1999 г. // URL: http:// docs.cntd.ru/document/802045395 (Дата обращения: 20.12.2018)
7 Конституция Республики Ингушетия от 27.02.1994 г. (в ред. от 13.04.2016 г.) // URL: http://docs.cntd.ru/ document/720705885 (Дата обращения: 20.12.2018)
8 Зинченко М.С., Мисиров Т.М. Адаты и шариат в системе традиционных ценностей народов Северного Кавказа // Теодицея. 2012. № 3. С. 43.
9 Ливеровский A.A. Перспективы претворения шариата и адата в современной России // Юрид. вестник ДГУ. 2012. № 2. С. 6.
10 Рамазанов A.X. Методологические проблемы преподавания историко-правовых дисциплин // Юрид. вестник ДГУ. 2018. №2. С. 11.
11 Гандарова Л.Б. Принципы обычного права ингушей // Юрид. вестник ДГУ. 2018. № 3. С. 20.
12 Ливеровский A.A. Указ. соч. С. 19.
ЗАКОН И ПРАВО • 07-2019