УДК 39:332.2.02(571.56)"199" DOI 10.24411/9999-056А-2020-10013
ТРАДИЦИОННОЕ ХОЗЯЙСТВО КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА И АГРАРНАЯ РЕФОРМА 1990-х гг. В ЯКУТИИ
Яна Михайловна Санникова,
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, г. Якутск. E-mail: [email protected]
В статье отражены основные моменты аграрной реформы 1990-х гг. в Якутии. Показаны управленческие особенности в аграрном секторе республики, повлиявшие на процесс реформирования, в частности, северных хозяйств. На основе архивных документов выявлены основные проблемы, которые требовали решения в оленеводческой отрасли — ведущей в традиционном хозяйстве Севера Якутии. Среди них выделены проблемы финансового положения хозяйств, сбыта продукции, материально-технического обеспечения, прекращения строительства инфраструктуры, приобретения перерабатывающего оборудования, обслуживания оленеводов. Также рассмотрены изменения в формах хозяйствования, в распределении общественных и частных хозяйств по показателям развития сельского хозяйства в целом, которые в конечном итоге стали реальным отражением процесса реформирования 1990-х гг. Ключевые слова: Якутия, коренные народы, традиционное хозяйство, аграрная реформа, 1990-е годы.
TRADITIONAL ECONOMY OF THE INDIGENOUS PEOPLES OF THE NORTH AND AGRARIAN REFORM OF THE 1990s IN YAKUTIA
Yana Sannikova, Institute for Humanities Research and Indigenous Studies of the North SB RAS, Yakutsk, Russia. E-mail: [email protected]
The article shows the main points of the agrarian reform of the 1990s in Yakutia. The features of the management of the Northern farms of the Republic, which also influenced the reform process, are considered. On the basis of archival documents, the main problems that needed to be solved in the reindeer breeding industry — the leading one in the traditional economy of the North of Yakutia — were identified. Among them, the problems of the financial situation of farms, sales of products, logistics, termination of infrastructure construction, purchase
of processing equipment, and servicing of reindeer herders are highlighted. Changes in the forms of management, the distribution of public and private farms in the indicators of agricultural development in general, which eventually became a real reflection of the reform of the 1990s, are also considered. Keywords: Yakutia, indigenous peoples, traditional economy, agrarian reform, the 1990s.
В первое десятилетие после распада Советского Союза, сопровождавшегося противоречивыми процессами в политической и экономической жизни страны, произошли изменения и в традиционном хозяйственном образе жизни коренных народов Якутии — эвенков, эвенов, долган, юкагиров, чукчей, саха и русских старожилов. С одной стороны, образовывались самостоятельные хозяйства различной формы собственности, с другой — разрушалась централизованная государственная экономика, создавшая, в числе прочего, специфичное советское сельскохозяйственное производство в стране. Нужно отметить, что при формировании рыночных отношений постсоветского периода идея советского государства о товарности производства сельскохозяйственной продукции не претерпела больших изменений, поэтому хозяйство коренных народов Якутии продолжало развиваться как традиционная отрасль сельскохозяйственной жизни страны. В то же время было очевидно, что дальнейшее развитие традиционного хозяйства коренных народов Якутии будет зависеть от стратегии аграрной политики нового государства.
С начала 1990-х гг. для Республики Саха (Якутия), как и всех субъектов РФ, начался путь становления рыночных отношений, составной частью которых явилась аграрная реформа. Реформирование аграрного сектора предполагало комплексное переустройство сельского хозяйства и жизни сельчан на основе многообразия видов собственности на землю, полученных средств и результатов производства в сочетании с различными формами хозяйствования. Главная цель преобразований, по мнению руководителей республики, состояла в обеспечении перевода сельского хозяйства и промыслов на рыночные отношения, в эффективном использовании земельных ресурсов для решения продовольственной задачи и социально-экономических преобразований села, адекватных социально направленной рыночной экономике [2, с. 76; 5, с. 371—378].
В 1992—1995 гг. с обоснованием официальных направлений реформы в периодической печати выступили Президент РС (Я) М.Е. Николаев и другие должностные лица исполнительной власти. В целом шло очень активное обсуждение различных проблем проводимой реформы в средствах массовой информации. По прошествии времени становится понятным,
что официальные этапы проводимой реформы были весьма условными, поэтому при анализе подготовительный (1990—1992 гг.) и решающий (1993—1995 гг.) могут быть объединены в один начальный этап затянувшейся реформы. Как впоследствии писал руководитель рабочей комиссии по разработке проекта официальной государственной программы аграрной реформы на 1993—1995 гг., в тот период заместитель председателя правительства, Е.Г. Егоров, официального отдельного документа первоначально так и не было принято [1, с. 3]. Позже, в июне 1995 г., была утверждена Концепция развития села, и хотя речь в ней шла об аграрной реформе, она была принята уже после бесповоротных трансформаций в сельском хозяйстве.
Председатель правительства Ю.Н. Кайдышев в рамках программы действий на 1995—1997 гг. обозначил, что «в агропромышленном комплексе будут приняты все меры для реализации принятой Концепции развития села, основной целью которой являются стабилизация экономики и социальное обустройство села, обеспечение занятости сельских жителей, создание эффективной производственной инфраструктуры по сбыту продукции, агросервисному обслуживанию, переработке сельскохозяйственного сырья и строительству объектов в сельской местности» [2, с. 77; 4]. Имелись и альтернативные предложения по развитию якутского села в условиях перехода к рыночным условиям. Так, команда экономиста-учёного Н.Н. Тихонова в 1994 г. разработала альтернативную концепцию интенсивного развития сельскохозяйственного производства как основы материальной культуры коренных народов суверенной республики [2, с. 77—78; 3].
К 1992 г. начальные мероприятия по новым земельным отношениям в аграрной сфере в рамках проводимой земельной реформы в республике были в процессе реализации. Сложность решения земельного вопроса упиралась в обширность территории, особенности природно-климатического, почвенно-биологического развития, фактическое отсутствие законодательно-правовых нормативов по землеустройству и по использованию земли. Первым шагом стало принятие в марте 1991 г. республиканского закона о земельной реформе. Всего за год была проведена инвентаризация земли, создан специальный земельный фонд, отменены ограничения в развитии приусадебного хозяйства, уточнены границы населённых пунктов. За год около 300 новых зарегистрированных крестьянских хозяйств получили 17,5 тыс. гектаров сельскохозяйственных угодий.
10—11 сентября 1991 г. в Якутске состоялся Первый съезд кочевых родовых общин малочисленных народов Севера Якутии. На нём было принято обращение к руководству республики: признать этнические территории в соответствии с п. 4 Декларации о государственном суверенитете Якутской — Саха ССР достоянием малочисленных народов Севера; в ходе земельной реформы возвратить им незаконно отторгнутые или переданные другим
районам, землепользователям, городам и рабочим посёлкам оленьи пастбища, охотничьи угодья и рыболовные водоёмы и предоставить в вечное пользование с правом наследования; в закон о земле Якутской — Саха ССР включить как составную часть самостоятельный раздел об этнических территориях малочисленных народов Севера Якутии; разработать самостоятельный закон о кочевых родовых общинах и ускорить его принятие; принять закон об охране домашних и диких оленей в связи с резким сокращением их поголовья и опасностью полной ликвидации этой северной отрасли; утвердить новые правила охоты. В феврале 1992 г. в республике был принят закон, по которому с начала того же года пользование землёй стало платным, начали взиматься земельный налог и арендная плата [2, с. 78, 80—81].
Традиционное хозяйство Севера Якутии было представлено оленеводством, рыболовным и охотничьим промыслами, табунным коневодством и скотоводством. Эти отрасли составляли сельскохозяйственную основу экономики отдельного улуса (района), их развитие считалось преимущественным, соответственно и внимание к ним было более пристальным, нежели к отраслям общехозяйственной направленности. При этом отдельное хозяйство (совхоз, коллективное предприятие, родовая община или крестьянское хозяйство) создавало свой уклад жизни. В эти годы большое значение для жизни сельских жителей имела система личных подсобных хозяйств, которая давала возможность развития индивидуального подворного хозяйства для личного потребления [6, с. 295—306].
В 1990-е гг., особенно в первой половине, в реформировании хозяйств Севера Якутии отразилась специфика управления в традиционных отраслях арктических и северных районов. На основе архивных материалов можно сделать предварительный вывод о том, что изучаемые хозяйства в 1988— 1991 гг. развивались в системе комплексного аграрного сектора Севера Якутии при более широких функциональных полномочиях и материально-технических возможностях Агропромышленного комбината «Север». Была выработана общая направленность принципов управления и практики реализации решений на местах. В то же время передача организационно-управленческих функций непрофильному в хозяйственном плане министерству по делам малочисленных народов Севера в 1992—1993 гг. стала впоследствии некоторым препятствием к дальнейшему рациональному хозяйственному развитию всего коренного населения Севера Якутии. С конца 1993 г. арктические и северные хозяйства были переданы полностью в ведение единого профильного министерства республики как в экономическом, хозяйственном, так и в организационно-управленческом плане.
В рассматриваемый период республиканское министерство сельского хозяйства подвергалось структурным преобразованиям и как орган
государственного управления аграрным сектором позиционировало свои новые задачи и функции на основе отношений в рыночной экономике. Как видно из архивных документов, этот период был сложным с точки зрения поддержания более-менее стабильного финансового положения хозяйств на фоне системного кризиса в экономике страны. На всех уровнях исполнительной власти ставились вопросы о необходимости улучшения финансово-хозяйственного положения, но нужно констатировать, что в целом ряде случаев управленческие решения принимались бессистемно. По сути, финансовое состояние хозяйств в корне так и не изменилось. Тем не менее профильное министерство с постоянно трансформирующейся структурой осуществляло практическую деятельность по управлению хозяйствами. Основная масса проблем так и оставалась нерешённой из-за отсутствия финансового обеспечения. Можно говорить только о локальных конкретно-ситуационных механизмах и схемах принятия решений на местах. Архивные источники свидетельствуют о том, что с 1994 г. хоть и материально практически неподкреплённая, но в то же время важная координирующая роль принадлежала улусным управлениям сельского хозяйства. От них во многом зависела взвешенность и продуманность действий на местах в рамках проводимой аграрной политики, и, в конечном итоге, процесс и результаты адаптации традиционного хозяйственного уклада коренного населения в целом к новым рыночным условиям [ОВА МСХ РС (Я). Ф. 55. Оп. 35. Д. 305. 172 л.; Д. 306. 216 л.].
На примере ведущей отрасли северного хозяйства — домашнего оленеводства — можно увидеть результаты изменений в формах хозяйствования за первую половину 1990-х гг. Так, по данным министерства сельского хозяйства, на 1 января 1995 г. поголовье оленей в республике составляло 298,4 тыс. голов, в том числе в сельхозпредприятиях — 56,5% (168,5 тыс. голов), общинах — 27,2% (81,1 тыс.), подсобных хозяйствах — 0,7% (2,2 тыс.), личных хозяйствах — 15,6% (46,5 тыс.). При этом за 1994 г. было реализовано 3444,6 т оленины: сельхозпредприятиями — 63,4% (2183,4 т), общинами — 35,6% (1226,9 т), подсобными хозяйствами — 1,0% (34,2 т), без учёта реализации населением. Приплод тугутов составил 84,8 тыс. голов: в сельхозпредприятиях — 66,0% (56,0 тыс.), общинах — 33,2% (28,1 тыс.), подсобных хозяйствах — 0,8% (692) (крайние цифры исправлены мной исходя общего подсчёта данных — Я.С.). Падёж оленей составил 76,4 тыс. голов, в том числе: в сельхозпредприятиях — 20,4% от оборота стада (51,3 тыс.), общинах — 24,9% от оборота стада (24,4 тыс.), подсобных хозяйствах — 18,8% от оборота стада (619). Всего в 276 оленеводческих бригадах были заняты около 2,5 тыс. оленеводов, чумработников и зооветспециалистов [ОВА МСХ РС (Я). Ф. 55. Оп. 35. Д. 8. Л. 18—20].
При этом профильное министерство официально констатировало недостаточную государственную поддержку и обострение многих проблем в оленеводческой отрасли в ходе проведения экономических реформ и реорганизаций:
- постоянно растущие цены на энергоносители, технику, корма, стройматериалы, тарифы на все виды транспортных услуг, большая задолженность по банковским кредитам (по итогам 1994 г. средняя сумма долга на одного работника составляла 5223 тыс. руб., средняя зарплата — 285 тыс. при прожиточном минимуме в условиях Севера 348 тыс. руб.);
- крайне затруднённый сбыт оленины в связи с сокращением золотодобывающих приисков, нерегулируемым завозом мясопродуктов извне, низкой платёжеспособностью местного населения и заготавливающих предприятий;
- прекращение развития производственной и социальной инфраструктур отрасли;
- ухудшение материально-технического обеспечения оленеводства и производственно-бытовых условий (закрылись пошивочные мастерские, которые обеспечивали оленеводов тёплой спецодеждой), отток кадров.
В связи с высокими авиатарифами не проводились мероприятия по обслуживанию оленеводов и поголовья (в т.ч. медицинские, торговые, культурно-просветительские, ветеринарные). Возникла проблема качественной организации охраны оленьих пастбищ, что вело к неуклонному их сокращению. Процесс бесконтрольного разгосударствления крупных оленеводческих совхозов привёл к формированию мелких нежизнеспособных форм хозяйствования.
Эти проблемы оленеводческих хозяйств середины 1990-х гг. продолжали существовать на фоне произошедших кардинальных изменений в формах хозяйствования, распределения между новыми категориями хозяйств основных количественных и некоторых качественных показателей развития домашнего оленеводства. Состояние дел в оленеводстве отражает характерные черты процесса реформирования аграрного сектора республики в целом на фоне системного кризиса экономики страны.
По данным Минсельхозпрода РС (Я) на январь 1998 г., в агропромышленном комплексе республики за годы реформирования государственной собственности были созданы 3928 крестьянских (фермерских) хозяйств, 51 коллективных хозяйства, 67 производственных кооперативов, 202 родовых общины и 157 государственных унитарных предприятий, при этом разгосударствление последних продолжалось. В результате разгосударствления и приватизации в сельском хозяйстве по итогам 1997 г. доля крестьянских хозяйств в общем объёме валовой продукции составляла 14%, в личных подворьях производилось 47%. По республике в целом 75,2%
поголовья крупного рогатого скота, 43,3% поголовья лошадей находились в хозяйствах с негосударственной формой собственности. В 1997 г. частный сектор реализовал 58,6% мяса, произвёл 76,2% молока. По состоянию на 1 января 1998 г. за негосударственными формами собственности были закреплены 207 тыс. га сенокосов и 62 тыс. га пашни, 89 тыс. семей получили земли для ведения личного подсобного хозяйства, 24 тыс. семей — для строительства индивидуального жилья, возрождался традиционный уклад жизни сельских жителей — сайылычные хозяйства [ОВА МСХ РС (Я). Ф. 55. Оп. 35. Д. 8. Л. 63—65].
К 1998 г. спад производства в отрасли составил 22% по сравнению с 1991 г. — это меньше, чем в других отраслях народного хозяйства республики. Однако снижение производства в сельском хозяйстве Якутии было связано не только с реформой, но и с объективными экстремальными климатическими условиями территории, которые не позволяли сельхозтоваропроизводителям «встать на ноги». Три года подряд они несли колоссальные убытки, невосполнимые ни федеральным, ни республиканским бюджетами. Так, убытки от стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций составили в 1995 г. 32 млрд руб., 1996 г. — 132 млрд, 1997 г. — 80 млрд. Из федерального бюджета в 1996 г. было возмещено только 4,5 млрд руб. [ОВА МСХ РС (Я). Ф. 55. Оп. 35. Д. 8. Л. 63—65].
Как и по всей стране, итоги переустройства сельского хозяйства и жизни селян в Якутии не принесли быстрых ожидаемых результатов. Создаваемые организационно-управленческие структуры часто не имели механизмов обратной связи на местах; их распоряжения, постановления не всегда могли быть претворены в реальную жизнь тружеников. Как и по стране в целом, ни труженики, которые занимались в повседневной жизни традиционным хозяйством, ни руководство всех уровней не были готовы к этим преобразованиям. Однако нельзя говорить о равных возможностях участия в реформах обеих сторон.
Основным результатом реформирования к концу 1990-х гг. в аграрном секторе Якутии, в том числе в традиционном хозяйстве Севера, стали трансформационные изменения в формах хозяйствования на основе разгосударствления собственности. Реальная деятельность хозяйств на местах оценивалась управленческими структурами на основе показателей развития отраслей и их распределения по категориям хозяйств различных форм собственности. В то же время нужно отметить, что все хозяйства, независимо от формы собственности, в рассматриваемый период сталкивались с одними и теми же проблемами — последствиями системного кризиса в аграрной отрасли страны.
Как сказано выше, в первой половине 1990-х гг. на процесс реформирования хозяйств Севера Якутии определённое влияние оказали управленческие
процессы в традиционных отраслях. В частности, в первые постсоветские годы организационно-управленческие функции были возложены на непрофильное в хозяйственном плане министерство по делам малочисленных народов Севера и при этом усечены компетенции агропромышленного комбината «Север». Только с конца 1993 г. арктические и северные хозяйства были переданы в управление профильного министерства сельского хозяйства и продовольствия республики с созданными подведомственными организациями по традиционным отраслям и районными управлениями сельского хозяйства на местах.
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
1. Государственная программа аграрной реформы в Республике Саха (Якутия) на 1993—1995 гг. (проект). Якутск: Изд-во ЯНЦ СО РАН, 2008. 136 с.
2. Ковлеков С.И. Аграрная реформа в Республике Саха (Якутия) в 1991—1995гг. // Суверенная Республика Саха (Якутия) (1991—1996): проблемы коренных преобразований. Якутск, 1999. С. 76—110.
3. Концепция развития якутского села в условиях перехода к рыночным отношениям. Якутск, 1994. 44 с.
4. Программа действий: приоритеты и ориентиры // Республика Саха. 1995. 14 июня.
5. Санникова Я.М. Аграрная реформа 1990-х гг. на Севере Якутии: традиционные отрасли хозяйства и официальная политика // Россия. Век двадцатый: сб. статей к 95-летию д-ра ист. наук В.М. Ковальчука. СПб: Нестор-История, 2011. С. 371—378.
6. Санникова Я.М. Структурные изменения в управлении традиционным хозяйством Севера Якутии в 1992—1993 гг. // Научный диалог. 2018. № 9. С. 295—306.
7. ОВА МСХ РС (Я) (Объединённый архив Министерства сельского хозяйства Республики Саха (Якутия)).