Научная статья на тему 'Традиционно-культурное отношение к природной водной среде в условиях глобализации'

Традиционно-культурное отношение к природной водной среде в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
29
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Табырынова Л. Ю.

В статье, целью которого выступает выявление причин нарушения отношения современного человека к водной среде и разработка проекта возобновления традиций в данной области культуры, автор раскрывает суть традиционно-культурного человеческого отношения саха к духу-иччи воды под названием Уу иччитэ Кёх Боллох Тойон (Уукун). Дается краткое изложение идеи проекта, механизма ее реализации, а также излагается план реализации проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Традиционно-культурное отношение к природной водной среде в условиях глобализации»

жим доступа: http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option= com_content &task=view&id=6623&Itemid=3

11. У одбрану достоjанства српске jезичке науке (Саопштеае надлеж-них комисща Одбора за стандардизацщу српског jезика). Одлука бр. 2 Од-бора за стандардизацщу српског jезика. 11. август 1998 године [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rastko.rs/filologija/odbor/ оШика 002 c.html

ТРАДИЦИОННО-КУЛЬТУРНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДНОЙ ВОДНОЙ СРЕДЕ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

© Табырынова Л.Ю.*

Институт языков и культур народов северо-востока РФ Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова,

г. Якутск

В статье, целью которого выступает выявление причин нарушения отношения современного человека к водной среде и разработка проекта возобновления традиций в данной области культуры, автор раскрывает суть традиционно-культурного человеческого отношения саха к духу-иччи воды под названием Уу иччитэ Кёх Боллох Тойон (Уукун). Дается краткое изложение идеи проекта, механизма ее реализации, а также излагается план реализации проекта.

Из всех природных объектов водная среда имеет важное жизненное значение, поэтому утверждается, что без воды, в частности без жидкой воды, нет жизни на земле. Но вопреки этому знанию во многих районах земного шара назрела проблема чистой воды - это, бесспорно, одна из актуальных и глобальных проблем современности. Например, по данным гидрохимических наблюдений, проведенных Ленским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов России в 2006 г. реки Лена, Вилюй, Алдан, Олекма по качеству воды охарактеризованы в основном 3 -м и 4-м классами («грязная» и «очень загрязненная») [4].

Причину данной проблемы следует искать в самом человеке. Поскольку структурой культуры выступает отношение между ее элементами [К. Леви-Строс, 1957], причиной нарушений в культуре является нарушение отношения человека к природе и к традициям. Современный человек бездумно загрязняет воду потому, что у него сложилось неправильное отно-

* Кафедра культурологии. Научный руководитель: Г.С. Попова, профессор кафедры Культурологии, кандидат педагогических наук, доцент.

шение к природной водной среде. Современный отчужденный от природы человек смотрит на воду как на источник удовлетворения своих физических нужд, и не беспокоится насчет ее чистоты - есть готовые водоочистительные сооружения и чистая вода в бутылках. В результате подобного рода бездушия возникает и проблема духовной культуры [7]. Если наши предки с древних времен относились к природе с большим почтением и любовью, то в современной социокультурной ситуации значение природного фактора для экономического могущества уменьшается, поскольку все большую роль начинают играть не природные условия и богатство, а человеческий фактор [6]. А на самом деле независимо от времени и пространства развитие культуры в первую очередь определяет Отношение Человека к Природе.

Вода как химическое вещество и физическое тело, водная среда как среда обитания изучена только естественными науками. В условиях экологического кризиса, усугубленного глобализационными процессами, назрела необходимость возвращения отношения человека к водной среде в свое традиционное, человеческое русло, и этой актуальной проблемой с успехом может заниматься наука культурология. Осуществляя структурно-функциональный подход к проблеме исследования, а также прибегая к практическому наблюдению за повседневной культурой в обществе, можно выявить причины нарушения отношения современного человека к водной среде и разработать идеи и предложения для возобновления традиций в данной области культуры - этот аспект мы ставим в качестве цели данной статьи.

По мнению Л. Уайта истоки такого отчуждения следует искать в христианской концепции мира, которая вытеснила языческий анимизм, т.е. представление об одушевленности мира. Каждое дерево или река имели своего духа-покровителя, у которого необходимо было получить соизволения для каких-либо действий по отношению к этому дереву или реке. Уайт Л. полагал, что анимизм, который ограждал природу от человека, был разрушен христианским представлением о том, что человек как бы возвышается над природным миром. Эта установка представила человека в роли хозяина природы, имеющего право ее эксплуатировать, способствовала покорению природы человеком [5, с. 77]. Последствием распространения такого рода представлений стало появление людей маргиналов, которые отошли от своей традиционной веры и одновременно не приняли и христианство. Именно такие люди и оскверняют природу. Таким образом, произошедшая религиозная экспансия запада изменила традиционное отношение северного человека к природе и природной водной среде, что явилось причиной усиления и убыстрения темпов глобализационного процесса.

Наша идея решения данной проблемы заключается в следующем: чтобы вернуть человеческое, традиционно-культурное, нормативное отношение к живой воде, нужно обратиться к имманентной вере человека в силы

природы, в свою сотворенность с природой, формировать самоидентификацию человека в качестве дитя природы и добиться добровольного принятия современным человеком норм традиционной культуры. При такой традиционной самоидентификации человек воспринимает природную среду как свое жилище. В культуре саха эта концептуальная мысль заключена в двух предложениях: «Киси - айылга огото (Человек - дитя природы). Айылга - киси аласата (Природа - жилище человека)» [8]. А чтобы поселилась эта вера в сердце каждого человека, нужно создать ситуацию экзистенции, чтобы человек оказался на краю жизни и смерти и физически спонтанно ощутил дух единения с природой, чтобы он ощутил, узнал одушевленность и одухотворенность природы. «Экзистенцией называется центральное ядро человеческого «Я» как конкретной неповторимой личности. Экзистенция заключает в себе нерасчлененную целостность субъекта и объекта, недоступную рационалистическому мышлению, исходящему из противопоставления субъекта объекту» [11]. В нашем случае противопоставления современного Человека и Природы. По Бердяеву нужно совершить в себе революцию духа: «Персоналистическая революция, которой по-настоящему еще не было в мире, означает свержение власти объективации, разрушение природной необходимости, освобождение субъектов-личностей, прорыв к иному миру, к духовному миру... Тут субъект философского познания экзистенциален» [3, с. 298-299].

Такую экзистенциальную ситуацию можно создать и реально физически, и виртуально - с помощью рассказывания, показа, чтения текстов, содержащих смыслы традиционной культуры. Например, в культуре саха есть сущности под названием иччи - дух. Таким иччи для водной среды является ее Дух - Уу иччитэ под нарицательным именем Кёх Боллох Тойон. Этот иччи при хорошем, человеческом отношении к нему щедро одаривает человека, а при его плохом отношении может сильно покарать [1, 2, 9, 10]. Об этом обстоятельстве в устной культуре саха имеется множество мифов, преданий, легенд, которые продолжают складываться и в наши дни. Это свидетельствует о том, что в народе живо его духовное верование. Вот этот культурный элемент может и в современном обществе выполнять свои изначальные функции - способствовать самоидентификации человека в качестве дитя природы, оберегать водную среду от загрязнения некультурными, маргинальными субъектами общества - функцию социализации и нормативную функцию.

Исходя из вышеизложенного, нами создан проект «Возобновления традиционно-культурного отношения к природной водной среде в условиях современного социума». Базой реализации проекта выступает село Антоновка Нюрбинского улуса Республики Саха (Якутия).

Субъектами проектной деятельности являются дети дошкольного и школьного возраста, рабочая молодежь и взрослое население села. Труднее

всего будет прививаться желаемая нами культура отношения к природной среде лицам с маргинальной культурой, а загрязнение природы производят именно они, поскольку они остаются между двух культур в непричастном, отчужденном состоянии. В этом плане нами предлагается работать с маргинальными личностями по принципу «шоковой терапии» - вводя их в ситуацию и состояние экзистенции.

Срок реализации проекта предполагается определять согласно природному 12-летнему солнечному циклу. Первый цикл будет охватывать 12 лет, начиная с 2010 г. Это значит, что дети - первые участники проекта - к достижению взрослого возраста будут самоидентифицировать себя детьми природы, иметь традиционное представление о природной водной среде, будут иметь достаточные компетенции для продолжения традиционного отношения к живой воде, будут иметь практические умения для охраны природной водной среды от загрязнения, производимого в глобальном масштабе в результате современной человеческой жизнедеятельности.

Механизмом реализации идеи проекта является пробуждение ментального этнического самосознания людей, спонтанное пробуждение духовности, экзистенция участников проекта, их самоидентификация в качестве дитя природы, а также творческое отношение к идее проекта, активная жизненная позиция элиты населения. К элите местного населения можем причислить творческую интеллигенцию, молодых специалистов и духовно богатых представителей старшего поколения (рыбаков, охотников, коневодов, скотоводов), практически причастных к живой природе и к водной среде. Также к элите населения, несомненно, относятся студенты - в них заложена тяга к знаниям и ко всему новому, творческий подход к повседневности.

Материальное обеспечение проекта практически не требует дополнительных вложений и денежных затрат, так как в данное время в наличии имеется достаточное количество специальной литературы по проблеме исследования, наглядного материала, фольклорных текстов, готовых кинофильмов, видеоматериалов и т.п. Данная проблема вот уже полтора десятка лет волнует местное население, поэтому создано уже достаточно произведений именно о духовной сфере национальной культуры. Также сохранились в народе устные тексты о Духе-Уу иччитэ (Уукун), которые можно с успехом использовать в ходе реализации данного проекта.

План реализации проекта включает следующие меры: 1) дети будут с малых лет приучены обращаться к реке, озеру традиционно уважительно, именуя их ласково и уважительно «Эбэ», что значит «Бабушка» или «Старшая мать» - здесь мы планируем использовать функцию имени и называния, а также аксиологическую функцию сакральности; 2) детям-школьникам будут рассказываться, показываться истории и случаи из реальной жизни про людей, в чьих судьбах сыграла роль кара духа-иччи Уукун - т.е.

будет использована нормативная функция традиционной культуры. В этом плане будут использованы образовательные ресурсы детских садов и школ, народно-педагогический потенциал народа; 3) участниками проекта в результате рефлексии воспринятого будут создаваться произведения (рисунки, рассказы, стихи и песни, фильмы и т.п.), таким образом будет формироваться творческое отношение к воспроизводству и адаптации культурной традиции в современности; 4) будут воссозданы ритуалы поклонения духу-Уу иччитэ, Эбэ иччитэ, что приведет к ритуализации социума путем мимесиса и возвращению традиционно-культурного человеческого отношения к природной среде; 5) дети и молодое поколение будут учить взрослых правильному отношению к природе - будет проявляться и реа-лизовываться постфигуративность современной культуры. В случае одобрения населением и спроса на проект, возможно его распространение и в других регионах страны.

Таким образом, структурным подходом, методом проектов, на основе натурфилософских воззрений саха, категории духа мы представили в данной работе авторскую разработку по возобновлению традиционно-культурного человеческого отношения конкретно к природной водной среде. Практическая значимость работы нами видится в научном обосновании воспроизводства элементов традиционной культуры в современных социокультурных условиях глобализации.

Список литературы:

1. Алексеев Н.А. Традиционные религиозные верования якутов в XIX - нач. ХХ вв. - Новосибирск: изд-во «Наука», 1975.

2. Афанасьев Л.А. Учение Айыы. - Якутск, 1993.

3. Бердяев Н.А. Самопознание (Опыт философской автобиографии). Ред. М.Я. Фильштейн. - М.: «Книга», 1991.

4. Государственный доклад о состоянии и охране окружающей среды Республики Саха (Якутия) / Сост. Т.Г. Захарова, М.Г. Архипов; науч. ред. В.А. Григорьев. - Якутск: Бичик, 2007.

5. Гуревич П.С. Культурология. - М.: Проект, 2003.

6. Есин А.Б. Введение в культурологию. - М., 1999.

7. Константинов В.М. Охрана природы / В.М. Константинов. - М.: Академия, 2003.

8. Попова Г.С. Воспитание детей у народа саха / Г.С. Попова. - Якутск: Бичик, 1998.

9. Попов Н.С. Экологическая культура якутов / Н.С. Попов. - СПб.: Астерион, 2009.

10. Уткин К.Д, Сочинения. Т. 2. / К.Д. Уткин. - Якутск: Бичик, 2004.

11. Краткий философский словарь / Под ред. д. филос. н. А.П. Алексеева - М.: Проспект, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.