Научная статья на тему 'Традиционно-бытовая культура горских евреев в трудах русских ученых XIX - начала XX века'

Традиционно-бытовая культура горских евреев в трудах русских ученых XIX - начала XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
247
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРСКИЕ ЕВРЕИ / КУЛЬТУРА ГОРСКИХ ЕВРЕЕВ / MOUNTAIN JEWS / THE CULTURE OF MOUNTAIN JEWS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Семенов Игорь Годович

По итогам Гюлистанского договора 1813 года, весь ареал расселения горских евреев вошел в состав России, и с этого времени корпус источников по быту горских евреев существенно разрастается. В XIX начале XX в. еще только шел процесс накопления материалов по культуре горских евреев, причем ввиду необычайного интереса к этой теме, к ее исследованию подключались крупнейшие специалисты в тех или иных областях науки. Одним из наиболее выдающихся ученых того времени был языковед В.М. Миллер. Благодаря его трудам, горские евреи надолго стали одной из самых хорошо исследованных в лингвистическом отношении кавказских этнических групп. Им же были открыты академические дискуссии и по проблеме этногенеза горских евреев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Традиционно-бытовая культура горских евреев в трудах русских ученых XIX - начала XX века»

ACTA HISTORICA: труды по истории, археологии, этнографии и обществознанию № 2, 2018

ТРАДИЦИОННО-БЫТОВАЯ КУЛЬТУРА ГОРСКИХ ЕВРЕЕВ В ТРУДАХ РУССКИХ УЧЕНЫХ XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА

Семенов Игорь Годович д.и.н., в.н.с.,

Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН, Махачкала, РФ. i_semyonov6i@mail.ru Аннотация:

По итогам Гюлистанского договора 1813 года, весь ареал расселения горских евреев вошел в состав России, и с этого времени корпус источников по быту горских евреев существенно разрастается. В XIX - начале XX в. еще только шел процесс накопления материалов по культуре горских евреев, причем ввиду необычайного интереса к этой теме, к ее исследованию подключались крупнейшие специалисты в тех или иных областях науки. Одним из наиболее выдающихся ученых того времени был языковед В.М. Миллер. Благодаря его трудам, горские евреи надолго стали одной из самых хорошо исследованных в лингвистическом отношении кавказских этнических групп. Им же были открыты академические дискуссии и по проблеме этногенеза горских евреев. Ключевые слова:

горские евреи, культура горских евреев.

Igor G. Semyonov DSc (History), Leading Researcher, The Institute of History, Archeology and Ethnography of the Daghestan Scientific Centre of RAS, Makhachkala, Russian Federation i_semyonov6i@mail .ru Annotation:

According to the results of the Treaty of Gulistan in 1813, the entire area of settlement of Mountain Jews became part of Russia, and since that time the corps of sources from the life of Mountain Jews has grown significantly. In the XIX - early XX century the process of accumulation of materials on the culture of the mountain Jews was just going on, and due to the extraordinary interest in this topic, the leading experts in various fields of science were involved in its research. One of the most prominent scientists of the time was the linguist VM. Miller. Thanks to his work, the mountain Jews for a long time became one of the well-studied linguistically Caucasian ethnic groups. He also opened academic discussions on the problem of the ethnogenesis of the mountain Jews.

Keywords:

Mountain Jews, the culture of Mountain Jews.

В 1813 г. был заключен Гюлистанский мирный договор, по которому почти весь Кавказ перешел под контроль Российской империи. Границы России в этом регионе, с перерывом на 1918-1920 годы, сохранялись практически неизменными вплоть до распада СССР в 1991 г. По итогам Гюлистанского договора, весь ареал расселения горских евреев вошел в состав России. С этого времени корпус источников по быту горских евреев существенно разрастается, причем эти источники представлены не только статистическими и административными материалами, но и описаниями путешественников, писателей и журналистов.

В этот период накопление материалов по быту горских евреев шло по нарастающей. В 1860 г. акад. Б.А. Дорн во время своей экспедиции на Кавказ собрал ряд материалов по культуре горских евреев, правда, он успел издать только небольшое число слов горско-еврейского языка [1]. Тогда же выходцем из черты еврейской оседлости, И.Я. Черным в ходе нескольких поездок на Кавказ были собраны многочисленные материалы по языку горских евреев, их религиозной обрядности, свадебным обрядам и фольклору [2; 3; 4].

В последние десятилетия XIX в. русским иранистом В.Ф. Миллером было положено начало академическому исследованию языка и этногенеза горских евреев [5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12,13.]. Анализ горско-еврейского языка, привел его к заключению о том, что еврейское население Восточного Кавказа сформировалось в результате миграций из Малой Мидии [7. С. XIII] (Атропатена древнегреческих источников; Северо-Западный Иран). На вывод В.Ф. Миллера, безусловно, повлияли исторические легенды самих горских евреев о своем происхождении от десяти колен, а также еще и географическая близость традиционного ареала расселения горских евреев к Малой Мидии. Однако, позднее было установлено, что язык горских евреев принадлежит к юго-западной подгруппе иранских языков [14. с. 342; 15. с. 3738; 7. с. 231-286]. Отсюда следует, что больше оснований имеет точка зрения о связи этнических корней горских евреев с Хузестаном и нижней Месопотамией, так как в Малой Мидии в древний и в раннесредневековый периоды доминировали северо-западные иранские языки, в том числе и язык азери. Можно также отметить, что в наше время источников по этнической истории горских евреев значительно больше, чем во времена В.Ф. Миллера, и они по-

Том. 1. № 2. 2018

зволяют говорить о крупных миграциях евреев на Восточный Кавказ не только из Иранского Азербайджана, но и со всего Ирана, а также из Курдистана.

К концу XIX в. относятся две очень ценные статьи М. Бежанова о с. Варташен. В одной из них приводится краткая информация о варташенских евреях [16], а вторая - прямо посвящена описанию бытовой и духовной культуры варташенских евреев [17]. Особенно подробно М. Бежанов описывает подготовительные мероприятия местных евреев к Пасхе, а также приводит образцы их устного народного творчества, преимущественно религиозного содержания (= Агада; ha-Gada). Спустя недолгое время выходит в свет серия очерков А.Т. Васильева, посвященных бытовой культуре горских евреев [18]. Ю.И. Мурзаханов справедливо характеризует труд Васильева А.Т. как одно из самых значительных сочинений по этнографии горских евреев [19. с. 12]. В этой работе подробно описывается структура горско-еврейской общины, ее основные занятия, жилище, одежда, пища, обряды свадебного, детского и погребально-поминального циклов [20. с. 27-32].

Как можно обратить внимание, из вышеизложенного следует, что всех или почти всех крупных авторов, писавших о горских евреях, в той или иной степени интересовали этнические корни этого народа. Определенный барьер в разрешении этой проблемы создавали собственные горско-еврейские мифологемы по данной теме, а именно легенды о генетических связях горских евреев с десятью потерянными израильскими коленами. Последнее, как правило, погружало исследователей в трясину дискуссий о возможности таких связей, и уводило историков в сторону от реальной сути проблемы.

С другой стороны, нерешенность проблемы этногенеза горских евреев создавала интригу - как в академических кругах, так и в околонаучных. Острота этой ситуация сохраняется поныне. Это видно по возрастающему кругу различной литературы по данной теме - и академической, и журналистской. И та и другая не лишены разного рода спекуляций по этой теме, но все же в целом нельзя не отметить, что в наше время материалов для реконструкции обобщенной модели этногенеза горских евреев несравненно больше, чем в досоветский период. В XIX - начале XX в. еще только шел процесс накопления таких материалов, причем ввиду необычайного интереса к этой теме, к ее исследованию подключались крупнейшие специалисты в тех или иных областях науки. Как говорилось выше, одним из наиболее выдающихся ученых того времени был языковед В.М. Миллер. Благодаря его трудам, горские евреи надолго стали одной из самых хорошо исследованных в лингвистическом отношении кавказских этнических групп. Им же были открыты академические дискуссии и по проблеме этногенеза горских евреев.

Новое слово в этом отношении принадлежит крупнейшим специалистам по физической антропологии Э. Шантре, И.И. Пантюхову, К.М. Курдову и С.А. Вайсенбергу. В последние десятилетия XIX - начале XX в. эта наука находилась еще в стадии своего становления, и работами Э. Шантре было положено начало исследованиям в этой области на Кавказе, причем его работами были затронуты и горские евреи [21]. И.И. Пантюховым были несколько расширены источники по данной теме [22; 23]. Несколько позднее К.М. Курдовым были проведены замеры у кюринских лезгин, горских евреев Шемахинского уезда и Дагестана, а также кавказских татов [13; 24; 25; 26.]. В указанных работах К.М. Курдова, помимо анализа собственно физико-антропологических результатов, важное место было уделено также изложению многочисленных этнографических деталей, что сделало работы этого автора одной из самых востребованных по горско-еврейской теме.

Важная полевая и аналитическая работа по физической антропологии горских евреев была проделана С.А. Вайсенбергом [28; 29; 30; 31]. Материалы К.М. Курдова и С.А. Вайсен-берга по горским евреям были учтены в составленной А.Д. Элькиндом сводной таблице основных физико-антропологических характеристик различных еврейских групп мира [32].

Список литературы:

1. Дорн Б. Каспий. О походах русских в Табаристан, с дополнительными сведениями о других набегах их на прибрежья Каспийского моря. СПб., 1875.

2. Черный И.Я. Горские евреи // Сб. сведений о кавказских горцах. Тифлис, 1870. Вып. 3. Отдел 1.

3. Черный И.Я. Горские евреи Терской области // Сб. сведений о Терской области. Вып. 1. Владикавказ, 1878.

4. Черный И.И. Книга путешествий по Кавказу. СПб., 1884 (на иврите).

ACTA HISTORICA

5. Миллер В.Ф. О происхождении кавказских евреев (доклад) // Древности восточные: Тр. Восточной комиссии Императорского Московского археологического общества. Т. l. Вып. l. М., l889.

6. Миллер В.Ф. Очерк фонетики еврейско-татского наречия // Тр. по востоковедению, издаваемые Лазаревским институтом восточных языков. Вып. VII. М., 1890 (отдельное издание: Миллер В.Ф. Очерк фонетики еврейско-татского наречия. М. l900).

7. Миллер В.Ф. Материалы для изучения еврейско-татского языка. Введение, тексты и словарь. СПб., 1892.

8. Миллер В.Ф. О происхождении и языке кавказских евреев (доклад) // Тр. седьмого Археологического съезда в Ярославле, l887. Т. III. М. l892.

9. Миллер В.Ф. О семитском элементе в татском наречии горских евреев // Археологические известия и заметки. Т. 7. М., 1899. N° 11-12.

10. Миллер В.Ф. Очерк морфологии еврейско-татского наречия // Тр. по востоковедению, издаваемые Лазаревским институтом восточных языков. Вып. VIII. М. 1901.

11. Миллер В.Ф. Морфологические черты еврейско-татского наречия // Древности восточные: Тр. Восточной комиссии Императорского Московского археологического общества. Т. 2. Вып. 3. М., l903.

12. Миллер В.Ф. Еврейско-татский ма'ни // Зап. Восточного отделения Русского императорского археологического общества. Т. XXI. Вып. IV. СПб. 1913.

13.Курдов К.М. Таты Дагестана // Русский антропологический журнал. М., 1907. да 3 и 4.

14. Оранский И.М. Введение в иранскую филологию. М., 1960. Курдов К.М. Таты Шемахинского уезда Бакинской губернии // Русский антропологический журнал. М., 1913. W 1 и 2.

15. Оранский И.М. Иранские языки в историческом освещении. М., 1979.

16. Бежанов М. Краткие сведения о с. Варташен и его жителях // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис, 1892. Вып. 14. Отдел 1.

17. Бежанов М. Евреи в с. Варташен (Елисаветпольской губ., Нухинский уезд) // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис, l894. Вып. l8. Отдел 3.

18. Васильев А.Т. Горские евреи // Новое обозрение. Тифлис, 1889. 19 января, W 1752; 29 июня, W 1903; 4 июля, W 1907; 28 июля, W 1930; i августа, W 1934; 4 августа, W 1937; 15 августа, W 1948; 19 августа, W l95l.

19. Мурзаханов Ю.И. Горские евреи. Аннотированный библиографический указатель. XVIII - начало XX вв. Ч. I. М. 1994.

20. Мурзаханов Ю.И. Очерк истории этнографического изучения горских евреев (XVIII - начало XX в.). М. l994.

21.Chantre E. Recherces anthropologiquies dans le Caucase. Populations actuelles. Vol. 4. Paris; Lyon, 1887.

22. Пантюхов И.И. Антропологические наблюдения на Кавказе. СПб., l890.

23. Пантюхов И.И. Антропологические наблюдения на Кавказе, читанные на заседании Кавказского отдела Императорского русского географического общества // Зап. Кавказского отдела Императорского русского географического общества. Кн. XV.Тифлис, 1893.

24. Курдов К.М. К антропологии лезгин. Кюринцы // Русский антропологический журнал. М., l90l. W 3 и 4. Кн. VII-VIII.

25. Курдов К.М. Горские евреи Дагестана // Русский антропологический журнал. М., l905. W 3 и 4. Кн. XXIII-XXIV.

26. Курдов К.М. Горские евреи Шемахинского уезда Бакинской губернии // Русский антропологический журнал. М., 1912. W 2 и 3. Кн. XXX-XXXI.

27. Курдов К.М. Таты Шемахинского уезда Бакинской губернии // Русский антропологический журнал. М., 1913. W 1 и 2.

28. Вайсенберг С.А. Кавказские евреи в антропологическом отношении // Русский антропологический журнал. М., 1912. W 2 и 3. Кн. XXX-XXXI.

29. Вайсенберг С.А. Исторические гнезда Кавказа и Крыма (Из отчета о летней поездке l9l2 г.) // Еврейская старина. СПб., 1913. Т. 6. Вып. 1. Январь-март.

30. Вайсенберг С.А. Об антропологическом типе евреев // Этнографическое обозрение. l9l4. W l-2.

31. Weissenberg S. Die kaukasischen Juden in anthropologischer Beziehung / / Archiv für Anthropologie. Bd. VIII (XXXVI). N 5. Braunschweig, 1909.

32. Элькинд А.Д. Антропологическое изучение евреев за последние десять лет // Русский антропологический журнал. М., 1912. W 2 и 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.