Научная статья на тему 'Традиционная мусульманская культура и обычаи кочевников в управлении Средней Азией чингизидами'

Традиционная мусульманская культура и обычаи кочевников в управлении Средней Азией чингизидами Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
817
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЯЯ АЗИЯ / МАВЕРАУННАХР / ЧИНГИЗИДЫ / ИМПЕРИЯ ЧИНГИСХАНА / ЧАГАТАЙСКИЙ УЛУС / КОЧЕВЫЕ НАРОДЫ / ИСЛАМ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ачилова Г. М.

Статья посвящена состоянию всех сфер, включая административное управление в истории Центральной Азии, в период Чингизидов, который является самым сложным в ее истории. В статье представлена информация о кочевой и оседлой форме управления. Статья предоставлена автором для публикации в бюллетене «Россия и мусульманский мир»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Традиционная мусульманская культура и обычаи кочевников в управлении Средней Азией чингизидами»

Ачилова Г.М.,

младший научный сотрудник

(Институт истории АН РУз)

ТРАДИЦИОННАЯ МУСУЛЬМАНСКАЯ КУЛЬТУРА И ОБЫЧАИ КОЧЕВНИКОВ В УПРАВЛЕНИИ СРЕДНЕЙ АЗИЕЙ ЧИНГИЗИДАМИ

Аннотация. Статья посвящена состоянию всех сфер, включая административное управление в истории Центральной Азии, в период Чингизидов, который является самым сложным в ее истории. В статье представлена информация о кочевой и оседлой форме управления.

Ключевые слова: Средняя Азия; Маверауннахр; Чингизиды; империя Чингисхана; Чагатайский улус; кочевые народы; ислам.

В настоящее время уделяется особое внимание достоверному освещению различных периодов истории мусульманского управления на основе досконального исследования исторических источников. Как известно, одним из спорных вопросов является традиционное мусульманское управление в Средней Азии в период Чингизидов. Сравнительный анализ исторических источников может внести определенные изменения в существующие до сих пор взгляды.

Известно, что после смерти основателя огромной империи -Чингисхана в 1227 г., завоевавшего большую часть Европы и Азии, захваченные территории были разделены между его сыновьями: Джучи (1184-1227), Чагатаем (1224-1242), Угэдэйем (1186-1241) и Тулуйем. Территории, перешедшие под управление наследников Чингисхана, в административном отношении были разделены границами. Разделенные между принцами области стали называться улусами. Среди улусов большая территория, переданная во владение Чагатая, в отличие от других, стала называться именем правителя - «Чагатайский улус».

По вопросу территорий, входивших в состав Чагатайского улуса, в источниках встречаются различные сведения, так как в источниках о государствах, перешедших под управление наследников Чингисхана, практически отсутствуют источники о Чагатайском улусе, написанные местными историками. В некоторых работах приводятся сведения, что территория Центральной Азии, на протяжении почти целого века, до завоевания монголами, входившая в состав государства Караханидов (за исключением Мавера-

уннахра, который с 1210 г. входил в состав государства Хорезм-шахов), полностью перешла во владение Чагатая. Эти сведения встречаются в фундаментальном произведении по истории монголов русского ученого В.В. Бартольда и Михала Бирана, который в настоящее время специально занимается историей этой династии. Изучая произведения этих авторов, можно заметить, что по вопросу определения территории Чагатайского улуса они опирались на персидские источники XIII в. В произведениях Рашидид-дина и Джувайни, считающихся основными источниками по истории периода правления монголов, подчеркивается, что территория Чагатайского улуса состояла из Кашгара, Яркенда, Хотана, Восточного Туркестана, Семиречья, Маверауннахра и восточной части Хорезма. Однако в источниках XIV в. и последующих периодов о территории Чагатайского улуса встречаются другие сведения. В частности, в произведении автора периода Тимуридов Низамид-дина Шомий сообщается, что Чагатаю были переданы территории Маверауннахра, часть Хорезма, земли уйгуров, а также Кашгар, Бадахшан, Балх и область от Газны до берегов реки Синд. Такие сведения встречаются в произведениях Мирзо Улугбека, Абулгази Бахадырхана и в источнике XVI в. - работе Хуршоха. Э. Оливер, один из первых европейских исследователей истории чагатайского периода, также повторяет сведения этих авторов.

Можно предположить, что представленные вышеупомянутыми авторами сведения являются важным моментом для внесения ясности по многим вопросам. В частности, в публикациях советского периода приводятся сведения о том, что владения Чагатая не распространялись на земли к югу от Амударьи. В действительности же чагатайские ханы постоянно претендовали на земли к югу от Амударьи.

Государство Хулагуидов (1256-1353), образованное на территории Ирана и Ирака на 30 лет позже Чагатайского улуса, захватило принадлежавшие ему земли. Впоследствии это стало причиной похода Амира Темура на Хорасан от имени Чагатая. И такое положение свидетельствует о правомерности действий Амира Те-мура с точки зрения закона. Сведения, приводимые Б. Ахмедовым, также подтверждают эту мысль - согласно его утверждению, хан Кебек (1318-1326), положивший начало процессу перехода чингизидов к оседлой жизни, первоначально установил свою власть в Хорасане, а еще точнее, в Балхе. По этому поводу автор приводит следующие сведения: «Балх и сопредельные с ним районы стали быстро восстанавливаться к концу правления Кебекхана из рода

Чагатая». Таким образом, на основе источников XIV и последующих веков, можно сделать вывод, что до 60-х годов XIII в., т.е. до образования государства Хулагуидов, земли южнее Амударьи входили в состав Чагатайского улуса.

Результаты изучения территории Чагатайского улуса показали, что с точки зрения административного управления она была разделена на две, отличающиеся друг от друга, части. Образ жизни населения предопределил образование на этих территориях своеобразной формы управления. К первой относятся принадлежащие кочевникам территории, на которой находились города, расположенные в бассейнах рек Или, Алмалык, Семиречье и Каялык. В период господства монголов в Центральной Азии эти области исполняли задачу административного центра, здесь располагалась главная резиденция хана. Вторая часть, т.е. оседло-земледельческие области от побережья Сырдарьи до Хорасана, на протяжении многих лет являлась экономической опорой монголов. В Чагатайском улусе, образованном на основе этого разделения, управленческая власть монголов была установлена на основе обычаев кочевников и традиций жителей оседлых областей. Исследование системы управления Чингизидов в Центральной Азии показывает, что за полуторавековой период их господства обстановка менялась неоднократно. Этот процесс в зависимости от политической ситуации в империи неоднократно менялся. Поэтому процесс государственного управления целесообразно изучать, разделив его на следующие периоды: к начальному этапу относится период объединенной империи монголов (1227-1260), когда все территории управлялись единым правителем - каганом. От ханов улусов требовалось подчинение приказам кагана. Поэтому Чагатай и еще несколько ханов после него по всем вопросам подчинялись Великому кагану. Но можно сказать, что ханы Золотой Орды в этот период считали себя достаточно независимыми. По этой причине очень скоро, переняв местную форму управления, им удалось централизовать государство. В этот период на оседлых территориях Чагатайского улуса, где под руководством местных представителей высших слоев сохранялись мусульманские традиции, была установлена форма правления, служившая интересам кочевников. Точно такое положение наблюдалось в управлении каракитаев, правивших Мавераунна-хром до 1210 г. Представители этих двух династий исповедовали иную религию и почти не разбирались в системе мусульманского управления. Вместе с этим взаимодействие кочевников и оседлого населения в Средней Азии происходило намного сложнее, чем

в других монгольских государствах. Безжалостная политика Чага-тая по отношению к мусульманам и неукоснительное соблюдение Великой Ясы (уложения Чингисхана) способствовали относительно длительному сохранению традиций кочевых монголов в Средней Азии. Эта система, заложенная Чагатаем, действовала вплоть до начала XIV в.

Второй этап (с 1260-х годов до начала XIV в.) можно охарактеризовать как период распада общемонгольской империи и образования независимых от контроля кагана государств на территории, которыми владели наследники Чингисхана. В этот период в Чагатайском улусе возникло двоевластие. Государством совместно управляли Кайду - представитель дома первого кагана империи Угэдэя (с 1229 г.) и потомки Чагатая. Возникновение двоевластия стало причиной чрезвычайного ухудшения жизни населения оседлых районов, так как оно вынуждено было одновременно выполнять требования представителей двух властей. Появление в этот период такой формы правления и непрерывные междоусобные войны монгольских государств объясняются также тем, что Чингизиды придавали большое значение господству в Средней Азии. Эта территория была для них не только экономической базой, но и выполняла роль моста для проникновения в другие страны Азии и Европы.

К третьему этапу относится период с начала XIV в. до разделения Чагатайского улуса на две части в 1340 г. В результате перехода к оседлому образу жизни чагатайских ханов и принятия ислама произошли большие изменения в управлении: монгольские ханы от традиционных монгольских методов управления перешли к местной мусульманской форме правления. Этому процессу положило начало решение Кебекхана (1309-1318) о принятии оседлости. А принятие Тармаширином (1326-1334) ислама в качестве религии стало причиной окончательного внедрения местных традиционных форм управления, которые существовали здесь с давних времен. Однако такое смешение оседлой и кочевой культур привело к разделению Чагатайского улуса. Усиливаются противоречия между сторонниками двух тенденций развития, зародившиеся еще во времена установления монгольского правления и приведшие к многолетней борьбе между ними. В результате Чагатайский улус разделился на Западную и Восточную части. Маве-рауннахр, входивший в Западную часть, также распадается на небольшие бекства (провинции), в административном отношении превратившись в мелкие владения различных племен.

Важным аспектом в освещении системы управления является исследование вопроса о титулах и государственных должностях, существовавших в центральном и на местном уровнях управления во время господства Чагатаев. Известно, что после образования монгольской империи государственное управление было сформировано на основе традиций древних тюркских народов. Во всемонгольской империи верховным правителем считался каган. Великий каан (Великий хан), или каган, в качестве верховного сюзерена всех сановников государства и главы правящего рода управлял всей территорией страны, в том числе и улусами. По своему рангу после кагана стоял хан улуса. Как было во все времена у всех тюркских народов, так и у монголов, в управлении государством первый помощник кагана считался верховным визирем. А в Чагатайском улусе с преимущественным проживанием тюркских народов второй после хана человек в управлении государством назывался доруга, или доругачи. Каган не позволял правителям улусов постоянно вмешиваться в дела по управлению территориями и отдавал приоритет управлению доругачи.

Под контролем правления доругачи, внедренного в качестве нововведения в традиционное управление в Маверауннахре, были образованы учреждения, занимавшиеся вопросами экономики, военных дел и юстиции. В подчиненных городах наряду с доруга-чи находились малики. После нашествия монголов доругачи становятся представителями военной власти монголов на местах, а затем на них были возложены задачи сбора налогов и доставки податей во дворец или резиденцию хана, организации почтовой связи, сбора войска, постоянного контроля за целевым расходом казны, переписи населения. Самой ответственной задачей доруга-чи являлось управление финансовой системой государства. По этой причине Махмуд и Маъсуд Ялавачи считались также непосредственными визирями финансов хана. Исходя из того, что почти все отрасли управления были возложены на представителей местного населения, можно говорить о заинтересованности Чингизидов в конце XIII - начале XIV в. больше в сборе налогов с населения, чем в управлении Маверауннахром.

Начиная со времен Чингисхана в качестве доругачи оседлых областей выступал Махмуд Ялавач (?-1254). Но в произведении Джамола Карши, являющегося единственным местным автором письменных источников, он описывается не доругачи, а визирем. В китайских источниках Махмуд Ялавач отмечается как главный по сбору налогов с Западных областей. В его распоряжении нахо-

дились монгольские баскаки, являвшиеся опорой монголов в сборе налогов, местные правители, военные чиновники, а также часть монгольских военных отрядов. На Махмуда Ялавача были возложены вышеперечисленные задачи доругачи. В связи с ухудшением отношений Махмуда Ялавача с Чагатаем, после восстания Махмуда Тараби в 1238 г., он был вынужден уехать из Маверауннахра, а его сын Маъсудбек (1239-1289), служивший в это время у Угэдэя, занимает место своего отца. Его полномочия в управлении оседлыми областями были признаны в половине империи. В целом Ялавачи, пришедшие к власти в одно время с Чингизидами, управляли областями в должности доругачи до начала процесса переселения монгольских ханов в Маверауннахр.

Монгольские правители, как и все завоеватели, уделяли большое внимание военной власти для предотвращения восстаний и возникновения движения местных жителей за независимость. По этой причине в областях в качестве военных помощников доругачи назначались танмачи. Однако, по мнению В.В. Бартольда, должность танмачи первоначально была внедрена Угэдэйем в качестве организатора учреждений почтовой службы, и только в некоторых случаях они обладали военной властью. Наряду с происходившими преобразованиями, кроме доругачи, в центральном управлении существовали такие высокие государственные должности, как эмир Яса, писарь, хранитель печати и барсолов. Они не принимали участия в управлении на местах, в основном находясь при хане, участвовали в государственных делах. Писарь руководил делопроизводством; эмир Яса надзирал за исполнением приговоров и указов, решений судов; а барсолов организовывал охоту и руководил за соблюдением правопорядка. Хранитель печати занимался проставлением печати красного цвета на ярлыки - грамоты хана. Самым большим изменением, возникшим в монгольском управлении в начале XIII в. и принятым в качестве основной формы управления в последующие годы, было внедрение «десятичной» системы, разделение армии и населения на «тысячи». Впоследствии «тысячная» система управления, привнесенная монголами, смешалась с местной формой правления. Монгольские войска, разбитые на «тысячи», по отношению к оседлому населению выполняли полицейские функции, а во время организации военных походов по требованию (талаб) занимались сбором налогов и платежей в пользу хана. Кроме управленческих должностей монголов, основанных на обычаях кочевников, почти полностью сохранились отдельные местные должности. Эти звания и система управления

государством, существовавшие еще со времен мусульманских династий, хотя и потеряли свой прежний вид, но своим совершенством в начале XIV в. заинтересовали ханов улусов. В итоге этот процесс завершился переходом к оседлой жизни и принятием местной формы управления.

Хотя в источниках не встречаются точные сведения о должностях этого периода, опираясь на факты, которые приведены в изученных местных документах, появляется возможность освещения существовавших чинов. В областях с оседлым населением представителями власти считались садры, эмиры туменов, малики, баскаки и визири диванов. Их сыновья или наследники обладали очень большими земельными владениями.

Некоторые придворные должности, сохранившиеся до этого времени, использовались на службе у местных правителей - маликов и садров. В частности, как во времена Сельджукидов и Хорезмша-хов, так и в период правления монголов, а затем и при Тимуридах финансово-экономическими вопросами заведовал сановник - муш-риф. Человек, занимавшийся вопросами казначейства, назывался муставфий, руководил финансовыми делами в отдаленных областях государства, а также являлся финансовым советником. Свидетельством существования такой должности во времена правления монголов является тот факт, что сын шейха Сайфиддина Бохарзи занимал должность муставфия.

Обладатель должности шихна занимался охраной общественного порядка в области. Он обеспечивал мир и спокойствие народа, в некоторых случаях помогал собирать налоги. По всей видимости, шихна относился к воинскому сословию. Кроме них существовала должность раиса. В каждой крепости, городе и районе существовали люди, занимавшие эту должность. Раис избирался местным населением из числа уважаемых людей города. В период монгольского правления раисы подчинялись местным правителям, руководившим оседлыми оазисами. Мухтасиб контролировал городские рынки. В большинстве случаях на эту должность назначались образованные люди, хорошо сведущие в исламской религии. О. Чехович в своем исследовании упоминает о должности вакила, который сдавал в аренду земли землевладельца и свои личные земли. К примеру, в одном из документов упоминается представитель Фатхабада Ходжа Мухаммад, в котором приводятся сведения о его собственности. Но в домонгольский период во времена Хорезмшахов должность вакила считалась высокой государственной должностью, который занимался во дворце общими вопросами.

Также в документе говорится о таких званиях, как садри джахон, ифтихори джахон, кази, муфти, мехтар, сарроф, мираб.

В местных документах среди диванов встречается название «диван ал-мазолим». Жалобы по отношению к высокопоставленным гражданским и военным чиновникам рассматривались в диване мазолим, возглавляемом местным правителем. Этот диван выносил приговор на основе родовых обычаев при рассмотрении виновности командующих, которые по своему происхождению были тюрками. Это свидетельствует о том, что в те времена кроме шариатского права существовало и обычное право.

В целом, хотя эти государственные должности во времена монголов потеряли свое прежнее влияние во дворце и на государственном уровне, они сохранили свое значение в местном управлении и контроле за большими земельными владениями. Участие мусульманских улемов в управлении является отдельным вопросом, и, по утверждению В. Бартольда, хан не поручал им какие-либо задачи на уровне официальных государственных дел. Улемы могли только давать советы правителям и государственным чиновникам по некоторым вопросам. Такое положение в мусульманском мире существовало только в период правления монголов. Во все другие времена улемы считались основной опорой государства. Сохранение наследственной собственности садров в Мавераун-нахре и права на управление проживающим там населением дало им возможность удерживать свое влияние, как и в домонгольский период. В частности, после падения власти Караханидов духовная и административная власть в Бухарской области переходит в руки богатого семейства религиозных садров, известного под названием «Садри джахон» (Садры мира), которые и во времена монголов не теряли свою власть.

Оставленные монголами на своих местных должностях малики в большинстве случаях считали себя независимыми правителями. Такое положение стало причиной возникновения внутреннего кризиса в Чагатайском улусе. Из правителей улусов Дувахан (1282-1307), Кебекхан и Тармаширин с целью концентрации в своих руках центральной власти, прекращения своеволия маликов, восстановления хозяйственных отношений проводили административную и денежную реформы. Они провели ряд мероприятий, направленных на улучшение городской жизни, развитие внутренней и внешней торговли, сближение друг с другом кочевого и оседлого населения. Но такая деятельность не находила поддержки со стороны высокопоставленных представителей тюрко-монголь-

ской знати. К тому же чагатайские ханы не проявили твердости в достижении своих целей, что во многом стало причиной неудачи административных, политических и социальных реформ.

Исследование вопросов территории государства Чингизидов и административного управления в Средней Азии показало, что в Чагатайском улусе, образованном в 30-е годы XIII в., появилась своеобразная форма системы административного управления. В управлении государством основная роль принадлежала военным сановникам, а области и районы управлялись правителями, избираемыми из числа представителей местного населения. В первые годы образования Чагатайского улуса монгольские начальники почти не вмешивались в дела местного управления. Такое положение объясняется несколькими факторами. Во-первых, в связи с отсутствием у правителя четких позиций в осуществлении своих целей наблюдалось постоянное вмешательство во внутренние дела представителей улуса Джучи, хулагуидских ханов и кагана. Во-вторых, правители улусов не находили поддержки ни со стороны тюрко-монгольских аристократов, ни со стороны местных правителей. В-третьих, следует отметить усиление внутренних противоречий между ханом и существующей системой по причине несовпадения интересов местной власти и правителей.

Статья предоставлена автором для публикации в бюллетене «Россия и мусульманский мир»

Юсупова Н.Ж.,

кандидат юридических наук, доцент

(Международная исламская академия Узбекистана) ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ИСЛАМСКОГО ПРАВА В УКРЕПЛЕНИИ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Аннотация. В данной статье рассматриваются историко-право-вые и культурно-нравственные аспекты семейных отношений в исламском праве, а также их урегулирование с социальными, общественно-историческими, социально-экономическими, правовыми, просветитель-ско-организационными основами.

Ключевые слова: семейные проблемы; брачные отношения; права женщин; семейное право; Коран; хадисы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.