Научная статья на тему 'Традиционная культура русского народа Республики Мордовия в системе жизнеобеспечения этноса'

Традиционная культура русского народа Республики Мордовия в системе жизнеобеспечения этноса Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
570
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культура / традиционная культура / культура русского народа / национальная культура / этнос / республика мордовия

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Аксенова Т. В.

В статье рассмотрены особенности культуры русских Республики Мордовия в условиях многонационального социокультурного мира, проанализированы этнокультурные процессы русского народа конца XIX-XX вв. с учетом жизнеобеспечения этноса и взаимовлияния национальных культур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of the Russians" culture in the Republic of Mordovia under conditions of the multinational sociocultural world are considered in the article. The author analyses ethnocultural processes of the Russians in the late 19th-20th centuries taking into account life support of the ethnos and mutual influence of the national cultures.

Текст научной работы на тему «Традиционная культура русского народа Республики Мордовия в системе жизнеобеспечения этноса»

Т. В. Аксенова

ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА РУССКОГО НАРОДА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ В СИСТЕМЕ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭТНОСА

Работа представлена отделом археологии и этнографии Научно-исследовательского института гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. Научный руководитель - доктор исторических наук, профессор Л. И. Никонова

В статье рассмотрены особенности культуры русских Республики Мордовия в условиях многонационального социокультурного мира, проанализированы этнокультурные процессы русского народа конца XIX-XX вв. с учетом жизнеобеспечения этноса и взаимовлияния национальных культур.

Peculiarities of the Russians' culture in the Republic of Mordovia under conditions of the multinational sociocultural world are considered in the article. The author analyses ethnocultural processes of the Russians in the late 19th-20th centuries taking into account life support of the ethnos and mutual influence of the national cultures.

Традиционная культура, являясь определяющей частью жизни любого народа, играет огромную роль в системе жизнеобеспечения этносов, определяется социально-экономическими условиями жизни общества, сохраняя при этом черты, присущие предшествующим этапам исторического развития. В то же время культура готовит индивида к социальной жизни, воспитывает в нем необходимые качества, без которых невозможна его жизнь в об -ществе, и выступает коллективной памятью народа.

Традиционная культура несет в себе огромный гуманистический потенциал: традиции и обычаи являются действенным средством национального воспитания, при-

общения молодежи к культуре своего народа, что служит главным фактором сохранения и развития этноса. Отсюда вытекает необходимость изучения традиционной культуры разных народов.

Актуальность изучения традиционной культуры русских Республики Мордовия объясняется необходимостью сохранения самобытности данной культуры в многонациональном социокультурном мире, каким является наша республика. Русское население Республики Мордовия проживает в непосредственной близости с представителями таких национальностей, как мордва, татары, украинцы и др. Это наложило отпечаток на различные составляющие традиционной культуры (праздники, обычаи,

1 9

пищу и др.), они впитали в себя элементы культуры вышеназванных народов. На современном этапе исторического развития остро встал вопрос о более глубоком изучении этнокультурных процессов русского народа на территории Мордовии конца Х1Х-ХХ вв., закреплении и реализации основных гарантий их жизнедеятельности, к числу которых относятся признание и рассмотрение русской традиционной культуры через призму жизнеобеспечения данного этноса и диалога национальных культур.

Современная традиционная культура русских Республики Мордовия сложилась как результат исторического развития разных сторон жизни общества и процесса инкультурации вследствие межэтнической коммуникации.

Сохраняя в основном традиционные черты, присущие русским всей России, культура русского населения Мордовии впитала в себя элементы культур соседних народов (мордвы, татар, украинцев). Все это отчетливо прослеживается при анализе праздников, обычаев, обрядовой и повседневной пищи.

Календарная обрядность, возникнув в глубокой древности, отражала мировоззрение народа, она изменялась в соответствии с развитием общества и под влиянием взаимодействия соседних этносов. Непреходящая ценность для жизни людей сельскохозяйственного производства способствовала сохранению календарной обрядности до наших дней. Календарные праздники, имея в своей основе языческие верования славян, получили православное содержание. Среди православных праздников, отмечаемых в Мордовии, наиболее популярными являются Рождество, Святки, Масленица, Пасха, Троица. Эти праздники празднуются и русским населением, и мордовским. Анализ структуры праздничных обрядов позволяет говорить о взаимовлиянии двух национальных культур. Святки, гадания, коляды были любимым развлечением молодежи в русских и мордовских селах. Сообщения о том, что ходили с «при-

певками », «колядками», зафиксированы практически во всех районах Мордовии. Как рассказывает жительница села Потьма, во всех домах ждали ряженых, готовились к их приходу1.

Считалось, как угостишь ряженых, такого счастья они тебе и пожелают, поэтому не жадничали, подавали щедро. Заходившие в избу ряженые пели песню «Усень, таусень, давайте закусим»2. В Рузаевском районе «славить по домам ходили дети, собирали деньги, при этом приговаривали: "Открывайте сундучки, доставайте пятачки"»3 . Так, например, и русские, и мордовские славильные песни отражали пожелания процветания и благополучия хозяевам дома. Колядовали о семейном благополучии, здоровье, плодородии земли и приплоде скота. В Ичалковском районе русское население ходило колядовать также под Новый год, в основном ребятишки и молодые парни и девушки. Для этого изготавливали фонари из бумаги или из тыквы, святочные лампы, запасались зерном. Со смехом и прибаутками ходили по домам, подходя к дому, бросали горсти зерна в окно. Аналогичные обряды с зерном отмечены исследователями среди русских по всей территории России4. Гадали в основном молодые девушки в ночное время до первого крика петуха. В гаданиях использовалось множество разнообразных предметов домашнего обихода, сельскохозяйственных орудий, украшений, растений, цветов, а также ритуальная пища - хлеб, блины, хлебные крошки, кутья, каша. Все эти предметы выступали в символическом, а не в бытовом значении. Так, например, зерно обозначало символ материального достатка, а уголь, зола - печали и болезни, щепотка земли - смерть5.

Цикл масленичных обрядов представлен катанием на лошадях, с гор, гуляньями, посещением родственников, блинами, проводами зимы. Масленицу праздновали в каждом доме, и памятна она прежде всего вкусной и обильной едой. Хозяйки собирали много молока и сметаны, масло,

Традиционная культура русского народа Республики Мордовия в системе жизнеобеспечения этноса

яйца, творог. У восточнославянских народов, особенно у русских, Масленица славилась блинами. Пекли блины, как правило, из дрожжевого теста. Мука бралась самая разная: пшенная, пшеничная, просяная, ячменная, гречишная, манная и даже гороховая. Так, как основной возделываемой злаковой культурой в Мордовии было просо, то и наиболее распространенными были пшенные блины. По сведениям информаторов из Ельниковского и Ковылкинского районов, сначала просо очищали от шелухи специальными лопатками. А затем очищенное пшено толкли в ступе деревянными пестами, из полученной пшенной муки уже и производили выпечку6. Сегодня обычно используют пшеничную муку, а между тем истинно русские блины - из гречишной. Блины из гречневой муки называли «красными»7. Многие жительницы с. Подлесная Тавла Кочкуровского района выпекают настоящие гречневые блины. В с. Старые Авгуры Краснослободского района жительницы готовят манные блины8 , а в с. Сивинь для того, чтобы придать пышность и мягкость блинам, добавляют немного манки9. В составе разновидностей блинов известны и крахмальные блины. Бытование крахмальных блинов отмечено в с. Новоселки Чамзинского района и пос. Николаевка Октябрьского района10.

Большая группа обрядов сосредотачивается вокруг Пасхи - главного церковного праздника христиан. Пасхальные обычаи русских хорошо изучены и описаны в научной литературе. Это и соблюдение предпасхального поста, и посещение церкви, и крашение яиц, как символа воскрешения Христа, и пасхальная трапеза. По сообщениям информаторов, яйца в основном красили луковой шелухой, которую специально копили для этого случая. Использовались и другие естественные красители: плоды шиповника, травы. А вот в с. Шалы Атюрьевского района яйца красили только листочками от деревьев, и получались они светло-зеленого цвета. Также обязательно выпекали пасхальные куличи. Рус-

ское население Мордовии сохранило самобытность пасхальных обрядов и традиций, присущих русским по всей России. Например, среди русских не принято на Пасху посещать кладбища. Этот день Церковью объявлен как день всеобщего ликования по поводу воскрешения Иисуса Христа. Для посещения кладбища отводится вторник после Пасхальной недели - Родительский день, день специально установленный Церковью для поминовения усопших.

Последним большим праздником, знаменовавшим конец сева, была Троица. Этот праздник впитал в себя прежние дохристианские обычаи, которые были связаны с почитанием растительности, которая в это время распускалась и цвела. Зеленью и цветами во время летних праздников украшали дома, улицы и церкви. В селе Майдан Инсарского района, где проживает и русское, и мордовское население, на Троицу «собираются дети и подростки, идут в лес, чтобы набрать ветки березы, клена или черемухи. Ветками березы и клена украшают окна и двери домов. А на листьях черемухи в русской печке пекут яйца. Аромат необыкновенный. Этим зазывают добрых духов в свой дом» - так рассказывает житель села Николай Иванович Лисенков11 . Береза, как культовое дерево, растущее в средней полосе России, почиталось и русскими и мордвой.

Осенний период сельскохозяйственного календаря у русских начинался со времени сбора первых результатов земледель -ческого труда с августа месяца и продолжается до декабря. Первые две-три недели августа в народе называли спасовками. Начинался период осенних полевых работ. В эти дни отмечали три праздника: 1 августа по старому стилю - медовый, 6 августа -яблочный и 16 - ржаной или хлебный. На медовый Спас варили «медяные» квасы и угощали всех, пришедших в гости. Выбрав лучший липовый сот, несли в церковь «на помин души». В этот день совершали водосвятие - освещали все источники: озера, реки. После водосвятия крестьяне купались

сами, купали лошадей, а пастухи пригоняли с пастбищ домашнюю скотину и вгоняли ее в реку12.

Второй Спас повсеместно называли яблочным, так как с этого времени разрешается, есть садовые плоды и огородные овощи. Второй Спас назывался еще и Спасом на горе. Вся паперть в приходских церквах в этот день была заставлена столами, на которых лежали горы гороха, картофеля, огурцов, репы, ржи, ячменя, яблок. Все эти плоды священник благословлял после обедни и читал над ними молитву. За это благодарные прихожане ссыпали ему в особые корзины так называемые начатки, т. е. понемногу каждого сорта принесенных плодов. После освещения и благословления крестьяне набожно осеняли себя крестом и разговлялись яблоками. Третий Спас крестьяне называли Спасом на полотне или ореховым. А называли его потому так, что к этому времени поспевал лесной орех. Девчата да ребятишки с лукошками шли в лес по орехи, приговаривая: «Спасибо Спасу лесному, ореховому, ржаному. Спасу урожайному». В народе этот день называли также Спасом хлебным, ржаным. На этот праздник пекли пироги из нового хлеба,

святили рожь на озимые, чистили к осени целебные источники, пили подземную водицу, обходили колодцы.

Покров отмечается 14 октября по новому стилю. В Мордовии праздник Покрова один из самых любимых. К Покрову дню крестьяне заканчивали все полевые работы. Информаторы отмечают, что «Божья матерь засевает поля, а Покров собирает плоды». С этого времени начинаются свадьбы, отсюда Покров - свадебник. Существует поверье: «Покров весело проведешь, дружка милого найдешь», поэтому этот день отмечают как можно веселее13.

Русские, проживая по соседству с другими народами, перенимали друг у друга многие способы приготовления кушаний и обменивались продуктами хозяйственной деятельности. Значение межэтнических связей в современной культуре наиболее ярко отражается в национально-смешанных семьях.

Реальные и сравнительно-исторические исследования раскрывают культурное взаимодействие этнических общностей, дают возможность исследователю проследить изменение роли культуры в жизни народов региона на всех этапах его развития.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 ПМА: Лазарева А. И., 1933 г. р., с. Потьма Зубово - Полянского района, зап. 2006 г.

2 ПМА: Авдонина А. И., 1933 г. р., с. Потьма Зубово - Полянского района, зап. 2006 г.

3 ПМА: Удалкина Е. В., 1926 г. р., д. Трусовка Рузаевского района, зап. 2006 г.

4 Терещенко А. В. Быт русского народа. СПб., 2003. С. 54.

5 ПМА: Лазарева А.И., 1933 г. р., с. Потьма Зубово - Полянского района, зап. 2006 г.

6 ПМА: Козлова М. А., 1927 г. р., с. Перцовое Ельниковского района; Кленина А. В., 1926 г. р., с.Токмово Ковылкинского района, зап.2006 г.

7 ПМА: ТремаскинаН. В., 1932 г. р., с. Мичурино Чамзинского района.; Кокнаева В. В., 1930 г. р., с. Мнчурино Чамзинского района, зап. 2006 г.

8 ПМА: Тутарова Е. П., 1965 г. р., с. Старые Авгуры Краснослободского района, зап. 2006 г.

9 ПМА: Пряхина Н. А., 1955 г. р., с. Сивинь Краснослободского района, зап. 2006 г.

10 ПМА: Голубева Валентина Тимофеевна, 1938 г. р., с Новоселки Чамзинского района; Кечай-кина Зинаида Ивановна, 1945 г. р.,п. Николаевка Октябрьского района.

11 ПМА: Лисенков Н. И., 1933 г. р., с. Майдан Инсарского района, зап. 2006 г.

12 Ковалев В. М., Могильный Н. П. Русская кухня: традиции и обычаи. М.: Советская Россия, 1990. С. 229.

13 ПМА: Горшенина В. С., 1915 г. р., с. Муравлянка Ельниковского района, зап. 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.