Научная статья на тему 'Жилище в обрядовой жизни русского населения Республики Мордовия'

Жилище в обрядовой жизни русского населения Республики Мордовия Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
326
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регионология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЖИЛИЩЕ / DWELLING / ЭТНОБЫТОВАЯ КУЛЬТУРА / ETHNIC EVERYDAY CULTURE / ОБЫЧАИ / ОБРЯДЫ / RITES / ЭТНОС / ETHNOS / ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПОСТРОЙКИ / ДОМ / HOUSE / РУССКАЯ ПЕЧЬ / RUSSIAN STOVE / HABITS / HOUSEHOLD OUTBUILDINGS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Аксенова Татьяна Викторовна, Кириллова Елена Александровна

В статье делается попытка выявить связь жилища русских, проживающих в Мордовии, с обрядовой культурой этноса. На полевом материале дан анализ степени сохранности обрядов русского населения Мордовии, связанных с жилыми и хозяйственными постройками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Аксенова Татьяна Викторовна, Кириллова Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dwelling in the Ritual Life of the Russian Population in the Republic of Mordovia

An attempt to determine the connection between the dwelling of the Russians residing in Mordovia and a ritual culture of the ethnos is made in the article. On the basis of the field data the analysis of the preservation degree of the rites of the Russian population of Mordovia connected with the dwelling and household outbuildings is presented.

Текст научной работы на тему «Жилище в обрядовой жизни русского населения Республики Мордовия»

Т. В. АКСЕНОВА, ЖИЛИЩЕ В ОБРЯДОВОЙ ЖИЗНИ Е. А. КИРИЛЛОВА РУССКОГО НАСЕЛЕНИЯ

РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Ключевые слова: жилище, этнобытовая культура, обычаи, обряды, этнос, хозяйственные постройки, дом, русская печь

Key words: dwelling, ethnic everyday culture, habits, rites, ethnos, household outbuildings, house, Russian stove

Жилище является одним из составных компонентов материальной культуры любого этноса. Его формирование и развитие происходило под воздействием физико-географических, экономических, демографических и исторических факторов, оказывающих существенное влияние на процесс функционирования этнобытовой культуры народов. Традиционное жилище представляет собой достаточно сложный комплекс взаимосвязанных элементов: жилой дом, хозяйственные постройки и земельный участок, на котором они расположены. По такой схеме до сих пор возводятся в сельской местности индивидуальные жилые дома. Они строятся на основе предшествующего опыта, строительных навыков и национально-бытовых традиций1. В современном сельском жилище русского населения Республики Мордовия ярко проявляются черты бытового уклада многих предшествующих поколений.

Выбор места жилища в прошлом определялся не только практическими соображениями (близость воды и открытость или защищенность пространства), но и представлениями об особой благоприятности для человека этого места. Выбор места для дома, как и материала для строительства, сопровождался многими обрядами, приметами и гаданиями, некоторые из которых сохраняются и в XXI в. Именно они в немалой степени определяли благоприятное «счастливое» место.

АКСЕНОВА Татьяна Викторовна, научный сотрудник отдела археологии и этнографии НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия, кандидат исторических наук.

КИРИЛЛОВА Елена Александровна, соискатель отдела археологии и этнографии НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия.

Выбор места будущего строительства сопровождался особыми приметами: предпочтительнее было место старого жилья, в котором жизнь текла спокойно и размеренно. У русских не рекомендовалось строить дом на перекрестке дорог, так как дорога — это символ переменчивости и изменений. Не строили дома на месте построек, сожженных молнией. В Торбеевском районе это было связано с поверьями о пророке Илье, который поражал нечистую силу и место, ею облюбованное2. Для выбора площадки для строительства прибегали к гаданиям. Например, жители с. Александровка Лямбирского района на намеченном месте оставляли на всю ночь куски хлеба или зерно. Если к утру еда исчезала или ее становилось меньше, то это означало, что место нечистое, строить здесь нельзя3.

Заготовка материала для строительства дома также определялась особыми поверьями. Так, практически нигде в Мордовии не строили дома из осины, которая считалась нечистым деревом4, для постройки дома использовали сосну, липу, березу. Дуб в основном применяли для нижних венцов и подоконников. Следует отметить, что наиболее богатые лесные массивы были в Зубово-Полянском, Темниковском и Теньгушевском районах, где для возведения жилых построек использовались хвойные и лиственные породы. В южных и центральных районах исследуемой территории преобладали постройки из чернолесья — мелкой липы, ольхи5.

Строительством домов занимались плотники, которых нанимали за определенную плату. Сам хозяин, если он не был плотником, рубил лишь мелкие хозяйственные постройки. Плотники были в каждой деревне, но много их приходило и со стороны. Согласно подворной переписи 1913 г., в д. Ушлейка Инсарского уезда (ныне Инсарского района) насчитывалось 15 плотников, а в с. Камакужа — 6, в д. Хитровка Инсарского района (ныне Старошайговского района) — 36.

Профессиональные плотники существовали и в конце XX в. Жители с. Селищи Краснослободского района нанимали плотников из с. Козловка Атюрьевского района. В Теньгушевском районе в с. Барашево дома строили приезжие плотники из Тюмени, Красноярска. Возведение дома также сопровождалось соблюдением различных обрядов. Повсеместно под углы первого венца клали монеты, зерно

или шерсть для богатства и счастья в новом доме. Например, в с. Маколово Чамзинского района под передний угол нижнего венца сруба клали медные пятаки7, в пос. Барашево Теньгушевского района — овечью шерсть, «чтобы скотина велась»8. Считалось, что это должно обеспечить новым жильцам дома безбедную жизнь и удачу в делах.

Особые обряды существовали при укладке матицы — поперечного верхнего бревна, которое служило опорой для потолочных плах. Матица, или матка, — важная часть постройки. Чтобы она была прочной, надежно держала потолок и несла благополучие семье, над ней совершали особый обряд. Он назывался «матичное угощение» и описан в лите-ратуре9. В Ковылкинском районе Мордовии известен обряд обсевания матицы: при ее закладке плотники обязательно бросали на нее горсть зерна, после чего выставлялось уго-щение10. В Зубово-Полянском районе при закладке матицы пили «стропильные»11. Обряды, в которых использовалась матица, сохранялись и после завершения строительства дома. В Старошайговском районе в с. Новая Федоровка во время сватовства сваха садилась под матицу, здесь же причесывали невесту, перед тем как она покинет родной дом12. В Ковылкинском районе, отправляясь в дальнюю дорогу, прикасались рукой к матице, чтобы путь был счастливым13. В с. Лопатино Торбеевского района под матицей вешали зуб от старой бороны для предохранения дома от клопов, блох и тараканов14, в с. Луньга Ардатовского района — пучки шерсти коровы или лошади для благополучия дома15, в с. Колопино Краснослободского района — лекарственные травы16. В матице крепилось железное кольцо, к которому подвешивалась детская колыбель, — люлька или зыбка17. Строительные обряды делали дом «жилищем», т. е. наполняли его определенным семантическим значением. Кроме того, строительные обряды — это доместикация пространства, т. е. «одомашнивание», «очеловечивание»18.

У русских, живших в Мордовии, сохранились обряды, связанные с переездом в новый дом. Отмечается, что для переезда был важен конкретный день. Например, в с. Енгалычево Дубенского района в субботу и понедельник, как правило, в новый дом не вселялись. Считалось, что эти дни являются несчастливыми для переезда19. Обряды, связанные с переездом в новый дом, разнообразны. Обяза-

тельно служили молебен, впускали кошку и петуха, этим животным русские и мордва приписывали очистительные и охранительные функции. Однако у русских в с. Воеводское Кочкуровского района считалось, что «кошку пустят — домовой тихо живет, а петуха — домовой шуметь будет, так как петух громко кричит»20. Перед переездом в последний день в печи варили кашу, кормили ею кошку, оставшуюся часть брали с собой для обеда в новом доме. В Торбеев-ском районе подметали пол, часть мусора также брали с собой21. Обязательно приглашали с собой домового. «Хозяюшка-господин! Пойдем в новый дом, на богатый двор, на житие-бытие, на богатство», — так звали с собой домового жители с. Слободские Дубровки Краснослободского района22. При переходе в новый дом жители с. Красино Дубенского района говорили: «Домовой, домовой, приди, охраняй мое жилище»23. В Старошайговском районе приглашали домового следующими словами: «Батюшка-домовой! Пойдем с нами в новый дом, на новое место, новое жилье обживать, новый дом оберегать»24.

Одной из устойчивых черт жилища является его внутренняя планировка: размещение печи, переднего угла, назначение и использование каждой части дома. Каждый угол дома выполнял определенные функции. Значительную часть жилого помещения занимала русская печь. Обычно ее ставили справа от входа, в одном из задних углов избы или, наоборот, у входа, причем устье печи было повернуто к боковой стене или входной двери25. Функции русской печи многочисленны. Она обогревала жилище, в ней готовили еду, пекли хлеб, на печи спали в холодное время; горячие кирпичи были незаменимым средством при лечении простудных заболеваний; в подпечке в сильные морозы держали кур и маленьких поросят26. Кроме того, в печи парились. Такая печь сохранилась в с. Воеводское Кочкуровского района27. С печью было связано множество обрядов жизненного цикла. В Дубенском районе во время сватовства сваха, придя к родителям невесты, шла к печи и прикладывала к ней руки, чтобы переговоры о сватовстве закончились успешно28. У русских Кочкуровского и Рузаевского районов сохранился обычай знакомить молодую с печкой29. В Торбеевском районе существовал обычай, согласно которому, когда молодых привозили из церкви, их

клали на печку с песнями и шутками30. В Дубенском районе в с. Петровка знахарки клали уголек в воду, шептали молитву и этой водой лечили заболевших31.

У русских повсеместно известен обряд «перепекания»: слабого ребенка на хлебной лопате засовывали в отверстие печи, как бы допекая его32. В д. Шимаревка Торбеевского района, чтобы предохранить новорожденного ребенка от сглаза, брали из печки уголек и, выйдя на перекресток, перебрасывали его через себя33. С печным углем и сейчас связан обычай предохранения от сглаза. Информаторы Краснослободского района рассказывают, что до сих пор маленьким детям угольком натирают подошвы и локотки, чтобы предохранить младенцев от дурного глаза34.

По диагонали от печи находился главный угол дома, так называемый «передний угол, или красный». Здесь висели иконы (образа): человек, входя в избу, сразу смотрел в красный угол, кланялся и крестился. К иконам относились бережно, их хранили в семье, передавали по наследству, ими благословляли на брак, дальнюю дорогу, любое большое и трудное дело. С этим углом были связаны все жизненные вехи: рождение, свадьба и смерть человека. В красном углу молились, собирались за столом на семейную трапезу, на почетное место сажали уважаемого гостя, головой к иконам клали покойника. Под божницу ставили первый и последний сноп как залог будущего урожая. Красный угол использовали и во время гаданий. В с. Резоватово Ичалковского района девушки, подметая пол от порога к красному углу, загадывали на женихов и приговаривали: «Гоню в свою избу женихов с чужих дворов»35.

В глубокой древности окружающий мир представлял для людей враждебное пространство. Мир семьи — пространство, наполненное теплотой, добром, поддержкой. Поэтому именно с порогом, границей между мирами, было связано много поверий, примет, обрядовых действий. Так, при входе в чужой дом нужно было обязательно встать у порога и прочесть краткую молитву, т. е. попросить защиты у Бога. Русские крестьяне говорили: «Вот Бог, а вот по-рог»36. В Старошайговском районе до сих пор запрещается здороваться через порог, разговаривать друг с другом, передавать через порог деньги37. Информаторы называют и обряды жизненного цикла, связанные с порогом. В родиль-

ном ритуале обрядовые действия у порога рассматривались как приобщение новорожденного к дому. В Кочкуровском районе отмечен обычай класть ребенка на порог38. Также считалось, что если пуповину захоронить под порогом, то человека всегда будет тянуть в родной дом, а связь его с матерью будет неразрывной. В Старошайговском районе пуповину закапывали в подпол, завернув в тряпочку39. Эти обрядовые действия сегодня не сохранились, так как роды проходят в больнице.

В свадебном обряде с порогом также связаны определенные действия. Так, во многих селах Мордовии существовал обычай, по которому жених и те, кто приехал за невестой в день венчания, должны были перешагнуть через порог ее дома, не наступая на него ногами40. Порог в данном случае воспринимался в качестве границы, через которую надо перескочить, чтобы навсегда увезти девушку из дома. В погребальном обряде гроб с покойником при выносе из избы три раза ударяли о порог, что всеми воспринималось как прощание умершего с домом41.

В настоящее время традиционное жилище русских Мордовии претерпело значительные изменения, которые выражаются в определенной унификации внешнего облика и внутренней планировки, что связано с использованием новых строительных материалов, повышением комфортности (менее трудоемкая и более удобная система отопления, система водоснабжения, а в ряде случаев — водоотведения). Меблировка сельского жилища также изменилась и в настоящее время приближается к городской. Однако, как показывают исследования, традиционные представления о жилище продолжают бытовать и сохраняются в определенных обрядах, направленных на сохранение благополучия каждой семьи.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Вавилин В.Ф. Традиции и новации в современном сельском жилище МССР // Вестн. Мордов. ун-та. Саранск, 1991. № 4. С. 28.

2 Полевой материал авторов (далее — ПМА): Шляхтин Иван Васильевич, 1933 года рождения, д. Шимаревка Торбеевского района, запись 2006 г.

3 ПМА: Переплетчиков Александр Николаевич, 1934 года рождения, д. Александровка Лямбирского района, запись 2007 г.

4 ПМА: Чижов Александр Сергеевич, 1934 года рождения, с. Резоватово Ичалковского района, запись 2006 г.

5 См.: Лузгин А.С. Жизнь промыслов: промысловая деятельность крестьян Мордовии во второй половине XIX — начале XX в. (этнокультурные аспекты). Саранск, 2001. С. 62.

6 См.: Подворная перепись крестьянского хозяйства. Пенза, 1913. Вып. 5. С. 92—140.

7 ПМА: Горбунова Клавдия Михайловна, 1925 года рождения, с. Мако-лово Чамзинского района, запись 2008 г.

8 ПМА: Машутин Иван Алексеевич, 1928 года рождения, пос. Барашево Теньгушевского района, запись 2008 г.

9 См.: Лаврентьева Л.С., Смирнов Ю.И. Культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия, фольклор. СПб., 2005. С. 48.

10 ПМА: Аниченкова Мария Серафимовна, 1928 года рождения, с. Ток-мово Ковылкинского района, запись 2006 г.

11 ПМА: Фомин Афанасий Никифорович, 1938 года рождения, с. Пру-шанка Потьма Зубово-Полянского района, запись 2007 г.

12 И.-1686. Мордовский этнографический вопросник: полевые материалы этносоциологической экспедиции, проводимой ИЭ АН СССР и МНИИЯЛИЭ при Совете министров МАССР. 1973 г. Старошайговский район.

13 ПМА: Аниченкова Мария Серафимовна ...

14 ПМА: Аникеев Дмитрий Владимирович, 1935 года рождения, с. Ло-патино Торбеевского района, запись 2006 г.

15 ПМА: Еникеева Анастасия Николаевна, 1922 года рождения, с. Луньга Ардатовского района, запись 2007 г.

16 ПМА: Авдеева Татьяна Николаевна, 1956 года рождения, с. Колопино Краснослободского района, запись 2007 г.

17 ПМА: Лукина Антонина Алексеевна, 1915 года рождения, с. Заречное Краснослободского района, запись 2006 г.

18 См.: Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. М., 1983. С. 45—46.

19 ПМА: Ганаева Мария Николаевна, 1945 года рождения, с. Енгалычево Дубенского района, запись 2006 г.

20 ПМА.: Ерочкина Людмила Ильинична, 1954 года рождения, с. Воеводское Кочкуровского района, запись 2008 г.

21 ПМА: Машутина Валентина Васильевна, 1930 года рождения, д. Ко-чеевка Теньгушевского района, запись 2008 г.

22 ПМА: Жадобина Мария Ивановна, 1933 года рождения, с. Слободские Дубровки Краснослободского района, запись 2006 г.

23 ПМА.: Жалмина Нина Николаевна, 1936 года рождения, с. Красино Дубенского района, запись 2008 г.

24 ПМА: Пронина Елена Николаевна, 1915 года рождения, с. Новая Фе-доровка Старошайговского района, запись 2006 г.

25 См.: Лаврентьева Л.С., Смирнов Ю.И. Культура русского народа ... С. 69.

26 ПМА: Рыжов Иван Васильевич, 1920 года рождения, д. Константиновка Ромодановского района, запись 2008 г.; Аниченкова Мария Серафимовна ...

27 ПМА: Прудскова Римма Васильевна, 1956 года рождения, с. Воеводское Кочкуровского района, запись 2008 г.

28 ПМА: Кузенькова Александра Тимофеевна, 1932 года рождения, с. Петровка Дубенского района, запись 2008 г.

29 ПМА.: Ерочкина Людмила Ильинична ... ; Таурина Лидия Ивановна, 1936 года рождения, с. Арх-Галицино Рузаевского района, запись 2008 г.

30 ПМА: Прокина Мария Ивановна, 1933 года рождения, д. Шимаревка Торбеевского района, запись 2007 г.

31 ПМА: Кузенькова Александра Тимофеевна ...

32 См.: Бузин В.С. Этнография русских: учеб. пособие. СПб., 2007. С. 302.

33 ПМА: Бардина Анна Гавриловна, 1935 года рождения, д. Шимаревка Торбеевского района, запись 2006 г.

34 ПМА: Пшеничникова Мария Ивановна, 1939 года рождения, с. Сивинь Краснослободского района, запись 2006 г.

35 ПМА: Першина Пелагея Григорьевна, 1915 года рождения, с. Резо-ватово Ичалковского района, запись 2006 г.

36 ПМА: Прокина Мария Ивановна ...

37 ПМА: Рожкова Елена Федоровна, 1928 года рождения, с. Новая Фе-доровка Старошайговского района, запись 2006 г.

38 ПМА: Рябова Анастасия Ивановна, 1934 года рождения, пос. Заречный Кочкуровского района, запись 2008 г.

39 И.-1686. Мордовский этнографический вопросник ...

40 ПМА: Юртанова Мария Яковлевна, 1913 года рождения, с. Тургенево Ардатовского района, запись 2008 г.; Щенникова Анастасия Илларионовна, 1933 года рождения, с. Горки Большеигнатовского района, запись 2008 г.

41 ПМА: Шумкина Светлана Григорьевна, 1941 года рождения, пос. Жу-ково Зубово-Полянского района, запись 2006 г.

Поступила 17.05.11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.