ЭО!: 10.24411/9999-022А-2019-10231 УДК 398 ББК 82.3(2)
А. А. Чернобаева (Воронеж)
Традиционная культура молокан с. Пески Поворинского района Воронежской области
Во время фольклорной экспедиции филфака ВГУ 2017 г. в с. Пески Поворинского района Воронежской области было обнаружено присутствие в селе разнообразных религиозных групп населения, проживающих длительное время. Помимо православных, здесь есть баптисты, адвентисты, пятидесятники и молокане. Такое разнообразие религиозных течений, расположенных в одном селе с преимущественно этнически русским населением, нехарактерно для традиционной культуры сел Воронежской области.
Село Пески расположено в северо-восточной части Воронежской области, на берегу р. Хопер. О возникновении села известно, что оно было основано в период с 1720 по 1725 г. Первыми поселенцами были крестьяне-однодворцы (около 40 семей), бывшие служивые люди. Активный прирост населения начался в 1760-х гг. Вот как об этом писал воронежский краевед В. А. Прохоров:
В 1762 г. сюда пришли крестьяне из-под Москвы, в 1768 г. прибыла еще одна группа оттуда же (города Вереи и из Давидовой Пустыни). И тогда-то место, где жили однодворцы, стало называться Старожильем, а порядки домов, построенные новосельцами, — Московской частью. <...> Село разрасталось, растянулось почти на 5 верст с запада на восток. Позднее сформировалась его третья часть — Белка, получившая название по имени небольшой речки [Прохоров 1973, 236-237].
По некоторым сведениям, пойму р. Белки заселили переселенцы из с. Митро-полье Моршанского уезда Тамбовской губернии.
В настоящее время в селе проживают около семи тысяч человек, село, как и прежде, поделено на три части: Белка, центр (Старожилье) и Московская. В каждой части села есть общеобразовательная школа, клуб, библиотека, а до революции 1917 г. был свой православный храм, в центральной части существовал молоканский молельный дом.
О присутствии в селе разных религиозных групп, которые до недавнего времени именовались сектами, известно давно. Еще в 1910 г. в «Воронежских епархиальных ведомостях» священник М. Осетров опубликовал следующие сведения:
Село Пески вполне может считаться одним из самых давних и самых сильнейших сектантских пунктов не только Воронежской губернии, но даже и смежных с ней — Тамбовской, Саратовской и области Войска Донского. Занимая географически окраину, соприкасающуюся с границами названных губерний, оно за целый столетний период фигурирует в качестве постоянного этапа на тракты, чрез который, по счастливому почину Семена Матвеевича Уклеина, постоянно следовали и следуют все сектантские вожаки всех толков. <...> Сектантские молитвенные здания постоянно открыты для публичных речей
IV всероссийский конгресс Фольклористов. том второй
этих ораторов и для публики. При населении в 14000 душ (обоего пола) сектантов разных толков (молокан уклеинцев, просто молокан, сухих баптистов, баптистов и жидовствую-щих) здесь насчитывается около 2000 душ [Осетров 1910, 1061].
Как известно, молокане, как течение духовных христиан, появились во второй половине XVIII в. Основателем этой секты принято считать крестьянина Семена Матвеевича Уклеина. Как писал С. В. Булгаков,
<...> прежде православный, он вступил в секту духоборцев; затем отделился от них и основал около себя свой кружок [Булгаков 1994].
Источником вероучения молокан является Библия, которую они истолковывали своеобразно:
<...> многие места из Священного Писания они толковали аллегорически. В результате молокане отвергали внешние формы поклонения и церковные таинства, включая крещение и причастие, которые понимали также аллегорически [ЭЕХ 2017].
Признавая Христа, молокане отвергали поклонение Богородице и святым, также они отвергали иконы, крестное знамение и не признавали церковную иерархию.
Отвергая традиционные богослужения, молокане всё же собирались вместе на собрания. Как пишет С. А. Иникова,
<...> у них был детально разработанный обряд моления (обрядник), во время которого специальные чтецы читали Святое Писание, руководитель религиозной общины — пресвитер — говорил проповедь, певчие пели псалмы Давида, а остальные молящиеся подпевали; в нужные моменты все собрание становилось на колени. Пресвитер избирался всей общиной и никаких материальных преимуществ не имел. В связи с тем, что молокане очень уважали людей, умеющих читать Библию, грамотность в этой секте была несравненно выше, чем в какой-либо другой [Иникова 2002].
Далее С. А. Иникова пишет о том, что молокане не соблюдали посты,
только один на Страстной неделе считался обязательным, а в остальное время каждый устанавливал себе посты сам, если считал необходимым «укрепить дух» [Иникова 2002].
У молокан существовал запрет на употребление свинины, а также алкоголя и табака.
Современные молокане с. Пески сохранили память о жизни своих предков, хотя сама община распалась. По словам информантов, название молокане происходит якобы от того, что так их называли православные за то, что молокане ели в пост молоко. Существует и другая версия происхождения названия — от процитированного Уклеиным отрывка из Первого послания апостола Петра (гл. 2, ст. 2):
<...> как новорожденные младенцы возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение.
Таким образом, метафора словесное молоко послужила основанием для возникновения названия этого религиозного течения.
ЛОКАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРЫ: СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
222
А. А. Чернобаева
Трудно сказать, когда именно молокане поселились в Песках, но, вероятно, не позднее середины XIX в. К началу XX в. они прочно обосновались в селе, жили обособленно, в определенной части села, которая до сих пор называется Молоканский угол (расположен между центральной и Московской частями села), там и сейчас живут потомки молокан. Также в селе издавна существует Молоканское кладбище.
По словам информантов, песковские молокане отличались строгостью жизни, в вероучении признавали только Священное Писание, верили в Xриста, но не принимали Богородицу, святых, не чтили икон, не совершали крестное знамение и крест не почитали. Также они не признавали мирских увеселений — песни и пляски под гармошку были строго запрещены. Вот как об этом рассказывала Т. В. Дмитриева:
У нас нет пьянки, у нас нет сквернословия. У нас свадьбы с плясками нет. Это всегда считалось за грех. Бабушка особенно была против плясок. Гармошка, припевки — нет. Это исключено. В одежде — как ходили скромно, так и ходим.1
Также существовал запрет на употребление табака и спиртных напитков. В 1920-30-е гг. духовенство и верующие были подвержены репрессиям, молельный дом был закрыт. Но многие молокане сохраняли свой традиционный уклад жизни. В послевоенное время часть молокан объединились с баптистами, они «приняли крещение» и посещают баптистский молельный дом. Другие приняли православие. В настоящее время большая часть молодого поколения молокан стали светскими людьми без определенных вероучительных предпочтений. Вот как об истории общины рассказывает Т. В. Дмитриева:
Были молокане, которые верили и пели псалмы только из Библии. Они крещение не принимали. Потом стали молокане, которые принимали покаяние, а те, которые пели псалмы, покаяние не принимали. Потом были молокане, их называли «сухие», покаяние они принимали, а крещение нет. А баптисты — уже (принимали) и покаяние, и крещение. <...> Родители и бабушка были молокане. Родители были сухие молокане. А бабушка не принимала ни покаяние, ни крещение. Это те, что псалмами пели. Мама крещение не принимала2.
Другой информант, Л. В. Кошкина, рассказывает:
Когда наши тетушки и родители молодые были, здесь было три церкви. Одна была молодежная, вторая — сухие молокане, а третьи — старики. Молодежная церковь — у них была фисгармония, они пели из песенников песни. А старики пели только псалмы3.
О богослужении так называемых «стариков» сведений сохранилось мало, упоминается только то, что они пели псалмы из Псалтири царя Давида. Псалмы исполнялись на воскресных собраниях. Например, псалом 140 — единственный псалом, который и сейчас исполняют на своих собраниях баптисты — бывшие молокане.
1 Зап. от Тамары Васильевны Дмитриевой, 1953 г. р., с. Пески, Поворинский р-н, Воронежская обл. Соб. А. А. Чернобаева, Е. А. Грибоедова. 8.07.2017 [ФАЛНК ВГУ, 2017/1].
2 Зап. от Тамары Васильевны Дмитриевой, 1953 г. р., с. Пески, Поворинский р-н, Воронежская обл. Соб. А. А. Чернобаева, Е. А. Грибоедова. 8.07.2017 [ФАЛНК ВГУ, 2017/1].
3 Зап. от Ларисы Васильевны Кошкиной 1942 г. р., с. Пески, Поворинский р-н, Воронежская обл. Соб. А. А. Чернобаева, Е. А. Грибоедова. 11.07.2017) [ФАЛНК ВГУ, 2017/1].
Также исполнялись отдельные псалмы по особым случаям, например, на Рождество — псалом 2 «Зачем метутся народы.». Кроме псалмов Давида по разным случаям могли исполняться отрывки из Библии — из Ветхого и Нового Завета. Например, из Книги пророка Исаии, гл. 54, ст. 7-13: «На малое время я оставил тебя.», или из Книги Чисел, гл. 6, ст. 24-26: «Благослови тебя Господь и сохранит Тебя.», или там же, гл. 14, ст. 15-21: «Прости грех народу сему.»; из Нового Завета — Евангелие от Матфея, гл. 5, ст. 1, Нагорная проповедь: «Увидев народ, Он взошел на гору.», из Откровения Иоанна Богослова, гл. 1, ст. 12: «Я обратился, чтобы увидеть, чей голос говорил со мной.».
Особенные псалмы исполнялись во время похоронного обряда, например, обязательным было исполнение псалма 89: «Господи, ты нам прибежище в род и род.». Кроме того, нам удалось выяснить некоторые сведения о похоронном обряде. По мнению информантов, молокане, в отличие от православных, не поминают водкой и не ставят кресты на могилах. Во время подготовки к погребению и в процессе погребения исполняются особые псалмы и другие песнопения, соответствующие моменту. Хоронят на Молоканском кладбище, вместо креста ставят столбики с карточкой (т. е. с фотографией). На вопрос, читают ли по усопшему Псалтирь, отвечают: «Да, мы поем псалмы»4. Так же, как и у православных, после погребения устраивается совместная трапеза.
Особого внимания заслуживает музыкальная культура молокан. Как уже было сказано выше, во время своих собраний они исполняют особые духовные песнопения — псалмы Давида и некоторые отрывки из Священного Писания. По музыкальной стилистике эти песнопения близки к церковному знаменному пению, бытуют исключительно в устной традиции.
По словам информанта, традиция пения псалмов возникла из запрета на их чтение:
Им запрещали говорить, читать, и они начали нараспев эти псалмы петь, так это и пошло5.
Традиция существовала исключительно в устной форме, передавалась от родителей детям:
Меня сажала мама и заставляла учить псалмы6.
Псалмы исполнялись многоголосно, большими распевами. Об особой манере исполнения рассказывает Т. В. Дмитриева:
Пели все на разные голоса, и они каждое слово не говорили дважды, поёт одна, а потом
коротко обрывает, а потом начинают подпевать. И с мужчинами пели. Александр Петрович как пел! Он ещё подголоски делал7.
4 Зап. от Тамары Васильевны Дмитриевой, 1953 г. р., с. Пески, Поворинский р-н, Воронежская обл. Соб. А. А. Чернобаева, Е. А. Грибоедова. 11.07.2017 [ФАЛНК ВГУ, 2017/1].
5 Зап. от Тамары Васильевны Дмитриевой, 1953 г. р., с. Пески, Поворинский р-н, Воронежская обл. Соб. А. А. Чернобаева, Е. А. Грибоедова. 8.07.2017 [ФАЛНК ВГУ, 2017/1].
6 Зап. от Тамары Васильевны Кошкиной, 1942 г. р., с. Пески, Поворинский р-н, Воронежская обл. Соб. А. А. Чернобаева, Е. А. Грибоедова. 11.07.2017 [ФАЛНК ВГУ, 2017/1].
7 Зап. от Тамары Васильевны Дмитриевой, 1953 г. р., с. Пески, Поворинский р-н, Воронежская обл. Соб. А. А. Чернобаева, Е. А. Грибоедова. 11.07.2017 [ФАЛНК ВГУ, 2017/1].
локальные традиции и культуры: современные исследования
224
А. А. ЧЕРНОБАЕВА
По словам исполнителей, «псалмы очень трудно петь, перехватиться, вдохнуть не за кем»8. Мелодия псалмов имеет куплетную форму с запевом, куплеты с неравномерным количеством слогов:
мелодия одна, а куплеты разные, и вот подстраиваешь эти вилюшки, потому что количество слов в куплетах разное9.
Также существовал особый способ исполнения псалмов. Сначала один человек прочитывал первый стих вслух,
это называлось «проказывать», потому что песенников было мало, а Библии и тем более не было. Открывал один человек и проговаривал один куплет (стих), потом его пели. Потом снова проговаривал, и снова пели.10
В настоящий момент традиция пения стихов на грани исчезновения. Нет уже молоканской общины, остались лишь несколько человек, которые помнят псалмы и умеют их исполнять.
Таким образом, в с. Пески до настоящего времени существовала особая религиозная группа этнически русского населения, называющая себя молоканами. В селе существуют топонимы — Молоканский угол, Молоканское кладбище. Духовная культура молокан хотя и претерпела трансформацию в связи с разрушением общины, но сохранилась память о жизни и вероучении предков. Наиболее значимым явлением музыкальной культуры молокан можно считать устную традицию исполнения псалмов.
АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ФАЛНК ВГУ - Фольклорный архив лаборатории народной культуры Воронежского государственного университета.
ЛИТЕРАТУРА
Булгаков 1994 - Булгаков С. В. Справочник по ересям, сектам и расколам. М., 1994 URL: https:// azbyka.ru/otechnik/sekty/spravochnik-po-eresjam-sektam-i-raskolam/114 (дата обращения: 20.08.2018).
Иникова 2002 - Иникова С. И. Молокане // Религии народов современной России: Словарь. 2-е изд., испр. и доп. Ред.-кол. Мчедлов М. П., отв. ред. Аверьянов Ю. И., Басилов В. Н. и др. М., 2002. URL: https://modern_religion.academic.ru/l58/Молокане (дата обращения: 20.08.2018). Осетров 1910 - Осетров М. Миссионерские курсы и публичные беседы с сектантами в селе Песках Новохоперского уезда // Воронежские епархиальные ведомости. 1910. № 38. Прохоров 1973 - Прохоров В. А. Вся Воронежская земля. Воронеж, 1973.
ЭЕХ 2017 - Энциклопедия евангельских христиан-баптистов, 2017. URL: http://baptistru.info/index. php/Молокане (дата обращения: 20.08.2018).
8 Зап. от Тамары Васильевны Дмитриевой, 1953 г. р., с. Пески, Поворинский р-н, Воронежская обл. Соб. А. А. Чернобаева, Е. А. Грибоедова. 11.07.2017 [ФАЛНК ВГУ, 2017/1].
9 Зап. от Тамары Васильевны Кошкиной, 1942 г. р., с. Пески, Поворинский р-н, Воронежская обл. Соб. А. А. Чернобаева, Е. А. Грибоедова. 11.07.2017 [ФАЛНК ВГУ, 2017/1].
ю Зап. от Ларисы Васильевны Кошкиной, 1942 г. р., с. Пески, Поворинский р-н, Воронежская обл. Соб. А. А. Чернобаева, Е. А. Грибоедова. 11.07.2017 [ФАЛНК ВГУ, 2017/1].