Научная статья на тему 'Традиционная культура молокан с. Пески Поворинского района Воронежской области'

Традиционная культура молокан с. Пески Поворинского района Воронежской области Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
915
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
традиционная культура / молокане / псалмы. / traditional culture / Molokans / psalms.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чернобаева Алла Александровна

В статье рассматривается духовная культура и традиции религиозной группы христиан-молокан с. Пески Поворинского района Воронежской области. Молокане жили здесь с середины ХIХ в. обособленно, в определенной части села, которая до сих пор называется Молоканский угол. Также в селе сохранилось молоканское кладбище. Особого внимания заслуживает музыкальная культура молокан. Во время своих собраний они исполняют псалмы и другие отрывки из Священного Писания особым распевом, многоголосно. Псалмы бытуют исключительно в устной традиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Traditional Molokan Culture in the Village of Peski (Povorinsky district, Voronezh region)

The article looks at the spiritual culture and traditions of Christian-Molokans religious group from the village of Peski (Povorinsky district. Voronezhskaya oblast`). Molokans have lived there since the mid 19th century in the detached part of the village named nowadays Molokansky Ugol. There is also the Molokan graveyard in Peski. The musical culture of Molokans is worth of special attention. During their assemblies they sing Psalms and other extracts from the Holy Scripture in the special chant called polyphony. Psalms exist only in oral tradition.

Текст научной работы на тему «Традиционная культура молокан с. Пески Поворинского района Воронежской области»

ЭО!: 10.24411/9999-022А-2019-10231 УДК 398 ББК 82.3(2)

А. А. Чернобаева (Воронеж)

Традиционная культура молокан с. Пески Поворинского района Воронежской области

Во время фольклорной экспедиции филфака ВГУ 2017 г. в с. Пески Поворинского района Воронежской области было обнаружено присутствие в селе разнообразных религиозных групп населения, проживающих длительное время. Помимо православных, здесь есть баптисты, адвентисты, пятидесятники и молокане. Такое разнообразие религиозных течений, расположенных в одном селе с преимущественно этнически русским населением, нехарактерно для традиционной культуры сел Воронежской области.

Село Пески расположено в северо-восточной части Воронежской области, на берегу р. Хопер. О возникновении села известно, что оно было основано в период с 1720 по 1725 г. Первыми поселенцами были крестьяне-однодворцы (около 40 семей), бывшие служивые люди. Активный прирост населения начался в 1760-х гг. Вот как об этом писал воронежский краевед В. А. Прохоров:

В 1762 г. сюда пришли крестьяне из-под Москвы, в 1768 г. прибыла еще одна группа оттуда же (города Вереи и из Давидовой Пустыни). И тогда-то место, где жили однодворцы, стало называться Старожильем, а порядки домов, построенные новосельцами, — Московской частью. <...> Село разрасталось, растянулось почти на 5 верст с запада на восток. Позднее сформировалась его третья часть — Белка, получившая название по имени небольшой речки [Прохоров 1973, 236-237].

По некоторым сведениям, пойму р. Белки заселили переселенцы из с. Митро-полье Моршанского уезда Тамбовской губернии.

В настоящее время в селе проживают около семи тысяч человек, село, как и прежде, поделено на три части: Белка, центр (Старожилье) и Московская. В каждой части села есть общеобразовательная школа, клуб, библиотека, а до революции 1917 г. был свой православный храм, в центральной части существовал молоканский молельный дом.

О присутствии в селе разных религиозных групп, которые до недавнего времени именовались сектами, известно давно. Еще в 1910 г. в «Воронежских епархиальных ведомостях» священник М. Осетров опубликовал следующие сведения:

Село Пески вполне может считаться одним из самых давних и самых сильнейших сектантских пунктов не только Воронежской губернии, но даже и смежных с ней — Тамбовской, Саратовской и области Войска Донского. Занимая географически окраину, соприкасающуюся с границами названных губерний, оно за целый столетний период фигурирует в качестве постоянного этапа на тракты, чрез который, по счастливому почину Семена Матвеевича Уклеина, постоянно следовали и следуют все сектантские вожаки всех толков. <...> Сектантские молитвенные здания постоянно открыты для публичных речей

IV всероссийский конгресс Фольклористов. том второй

этих ораторов и для публики. При населении в 14000 душ (обоего пола) сектантов разных толков (молокан уклеинцев, просто молокан, сухих баптистов, баптистов и жидовствую-щих) здесь насчитывается около 2000 душ [Осетров 1910, 1061].

Как известно, молокане, как течение духовных христиан, появились во второй половине XVIII в. Основателем этой секты принято считать крестьянина Семена Матвеевича Уклеина. Как писал С. В. Булгаков,

<...> прежде православный, он вступил в секту духоборцев; затем отделился от них и основал около себя свой кружок [Булгаков 1994].

Источником вероучения молокан является Библия, которую они истолковывали своеобразно:

<...> многие места из Священного Писания они толковали аллегорически. В результате молокане отвергали внешние формы поклонения и церковные таинства, включая крещение и причастие, которые понимали также аллегорически [ЭЕХ 2017].

Признавая Христа, молокане отвергали поклонение Богородице и святым, также они отвергали иконы, крестное знамение и не признавали церковную иерархию.

Отвергая традиционные богослужения, молокане всё же собирались вместе на собрания. Как пишет С. А. Иникова,

<...> у них был детально разработанный обряд моления (обрядник), во время которого специальные чтецы читали Святое Писание, руководитель религиозной общины — пресвитер — говорил проповедь, певчие пели псалмы Давида, а остальные молящиеся подпевали; в нужные моменты все собрание становилось на колени. Пресвитер избирался всей общиной и никаких материальных преимуществ не имел. В связи с тем, что молокане очень уважали людей, умеющих читать Библию, грамотность в этой секте была несравненно выше, чем в какой-либо другой [Иникова 2002].

Далее С. А. Иникова пишет о том, что молокане не соблюдали посты,

только один на Страстной неделе считался обязательным, а в остальное время каждый устанавливал себе посты сам, если считал необходимым «укрепить дух» [Иникова 2002].

У молокан существовал запрет на употребление свинины, а также алкоголя и табака.

Современные молокане с. Пески сохранили память о жизни своих предков, хотя сама община распалась. По словам информантов, название молокане происходит якобы от того, что так их называли православные за то, что молокане ели в пост молоко. Существует и другая версия происхождения названия — от процитированного Уклеиным отрывка из Первого послания апостола Петра (гл. 2, ст. 2):

<...> как новорожденные младенцы возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение.

Таким образом, метафора словесное молоко послужила основанием для возникновения названия этого религиозного течения.

ЛОКАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРЫ: СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

222

А. А. Чернобаева

Трудно сказать, когда именно молокане поселились в Песках, но, вероятно, не позднее середины XIX в. К началу XX в. они прочно обосновались в селе, жили обособленно, в определенной части села, которая до сих пор называется Молоканский угол (расположен между центральной и Московской частями села), там и сейчас живут потомки молокан. Также в селе издавна существует Молоканское кладбище.

По словам информантов, песковские молокане отличались строгостью жизни, в вероучении признавали только Священное Писание, верили в Xриста, но не принимали Богородицу, святых, не чтили икон, не совершали крестное знамение и крест не почитали. Также они не признавали мирских увеселений — песни и пляски под гармошку были строго запрещены. Вот как об этом рассказывала Т. В. Дмитриева:

У нас нет пьянки, у нас нет сквернословия. У нас свадьбы с плясками нет. Это всегда считалось за грех. Бабушка особенно была против плясок. Гармошка, припевки — нет. Это исключено. В одежде — как ходили скромно, так и ходим.1

Также существовал запрет на употребление табака и спиртных напитков. В 1920-30-е гг. духовенство и верующие были подвержены репрессиям, молельный дом был закрыт. Но многие молокане сохраняли свой традиционный уклад жизни. В послевоенное время часть молокан объединились с баптистами, они «приняли крещение» и посещают баптистский молельный дом. Другие приняли православие. В настоящее время большая часть молодого поколения молокан стали светскими людьми без определенных вероучительных предпочтений. Вот как об истории общины рассказывает Т. В. Дмитриева:

Были молокане, которые верили и пели псалмы только из Библии. Они крещение не принимали. Потом стали молокане, которые принимали покаяние, а те, которые пели псалмы, покаяние не принимали. Потом были молокане, их называли «сухие», покаяние они принимали, а крещение нет. А баптисты — уже (принимали) и покаяние, и крещение. <...> Родители и бабушка были молокане. Родители были сухие молокане. А бабушка не принимала ни покаяние, ни крещение. Это те, что псалмами пели. Мама крещение не принимала2.

Другой информант, Л. В. Кошкина, рассказывает:

Когда наши тетушки и родители молодые были, здесь было три церкви. Одна была молодежная, вторая — сухие молокане, а третьи — старики. Молодежная церковь — у них была фисгармония, они пели из песенников песни. А старики пели только псалмы3.

О богослужении так называемых «стариков» сведений сохранилось мало, упоминается только то, что они пели псалмы из Псалтири царя Давида. Псалмы исполнялись на воскресных собраниях. Например, псалом 140 — единственный псалом, который и сейчас исполняют на своих собраниях баптисты — бывшие молокане.

1 Зап. от Тамары Васильевны Дмитриевой, 1953 г. р., с. Пески, Поворинский р-н, Воронежская обл. Соб. А. А. Чернобаева, Е. А. Грибоедова. 8.07.2017 [ФАЛНК ВГУ, 2017/1].

2 Зап. от Тамары Васильевны Дмитриевой, 1953 г. р., с. Пески, Поворинский р-н, Воронежская обл. Соб. А. А. Чернобаева, Е. А. Грибоедова. 8.07.2017 [ФАЛНК ВГУ, 2017/1].

3 Зап. от Ларисы Васильевны Кошкиной 1942 г. р., с. Пески, Поворинский р-н, Воронежская обл. Соб. А. А. Чернобаева, Е. А. Грибоедова. 11.07.2017) [ФАЛНК ВГУ, 2017/1].

Также исполнялись отдельные псалмы по особым случаям, например, на Рождество — псалом 2 «Зачем метутся народы.». Кроме псалмов Давида по разным случаям могли исполняться отрывки из Библии — из Ветхого и Нового Завета. Например, из Книги пророка Исаии, гл. 54, ст. 7-13: «На малое время я оставил тебя.», или из Книги Чисел, гл. 6, ст. 24-26: «Благослови тебя Господь и сохранит Тебя.», или там же, гл. 14, ст. 15-21: «Прости грех народу сему.»; из Нового Завета — Евангелие от Матфея, гл. 5, ст. 1, Нагорная проповедь: «Увидев народ, Он взошел на гору.», из Откровения Иоанна Богослова, гл. 1, ст. 12: «Я обратился, чтобы увидеть, чей голос говорил со мной.».

Особенные псалмы исполнялись во время похоронного обряда, например, обязательным было исполнение псалма 89: «Господи, ты нам прибежище в род и род.». Кроме того, нам удалось выяснить некоторые сведения о похоронном обряде. По мнению информантов, молокане, в отличие от православных, не поминают водкой и не ставят кресты на могилах. Во время подготовки к погребению и в процессе погребения исполняются особые псалмы и другие песнопения, соответствующие моменту. Хоронят на Молоканском кладбище, вместо креста ставят столбики с карточкой (т. е. с фотографией). На вопрос, читают ли по усопшему Псалтирь, отвечают: «Да, мы поем псалмы»4. Так же, как и у православных, после погребения устраивается совместная трапеза.

Особого внимания заслуживает музыкальная культура молокан. Как уже было сказано выше, во время своих собраний они исполняют особые духовные песнопения — псалмы Давида и некоторые отрывки из Священного Писания. По музыкальной стилистике эти песнопения близки к церковному знаменному пению, бытуют исключительно в устной традиции.

По словам информанта, традиция пения псалмов возникла из запрета на их чтение:

Им запрещали говорить, читать, и они начали нараспев эти псалмы петь, так это и пошло5.

Традиция существовала исключительно в устной форме, передавалась от родителей детям:

Меня сажала мама и заставляла учить псалмы6.

Псалмы исполнялись многоголосно, большими распевами. Об особой манере исполнения рассказывает Т. В. Дмитриева:

Пели все на разные голоса, и они каждое слово не говорили дважды, поёт одна, а потом

коротко обрывает, а потом начинают подпевать. И с мужчинами пели. Александр Петрович как пел! Он ещё подголоски делал7.

4 Зап. от Тамары Васильевны Дмитриевой, 1953 г. р., с. Пески, Поворинский р-н, Воронежская обл. Соб. А. А. Чернобаева, Е. А. Грибоедова. 11.07.2017 [ФАЛНК ВГУ, 2017/1].

5 Зап. от Тамары Васильевны Дмитриевой, 1953 г. р., с. Пески, Поворинский р-н, Воронежская обл. Соб. А. А. Чернобаева, Е. А. Грибоедова. 8.07.2017 [ФАЛНК ВГУ, 2017/1].

6 Зап. от Тамары Васильевны Кошкиной, 1942 г. р., с. Пески, Поворинский р-н, Воронежская обл. Соб. А. А. Чернобаева, Е. А. Грибоедова. 11.07.2017 [ФАЛНК ВГУ, 2017/1].

7 Зап. от Тамары Васильевны Дмитриевой, 1953 г. р., с. Пески, Поворинский р-н, Воронежская обл. Соб. А. А. Чернобаева, Е. А. Грибоедова. 11.07.2017 [ФАЛНК ВГУ, 2017/1].

локальные традиции и культуры: современные исследования

224

А. А. ЧЕРНОБАЕВА

По словам исполнителей, «псалмы очень трудно петь, перехватиться, вдохнуть не за кем»8. Мелодия псалмов имеет куплетную форму с запевом, куплеты с неравномерным количеством слогов:

мелодия одна, а куплеты разные, и вот подстраиваешь эти вилюшки, потому что количество слов в куплетах разное9.

Также существовал особый способ исполнения псалмов. Сначала один человек прочитывал первый стих вслух,

это называлось «проказывать», потому что песенников было мало, а Библии и тем более не было. Открывал один человек и проговаривал один куплет (стих), потом его пели. Потом снова проговаривал, и снова пели.10

В настоящий момент традиция пения стихов на грани исчезновения. Нет уже молоканской общины, остались лишь несколько человек, которые помнят псалмы и умеют их исполнять.

Таким образом, в с. Пески до настоящего времени существовала особая религиозная группа этнически русского населения, называющая себя молоканами. В селе существуют топонимы — Молоканский угол, Молоканское кладбище. Духовная культура молокан хотя и претерпела трансформацию в связи с разрушением общины, но сохранилась память о жизни и вероучении предков. Наиболее значимым явлением музыкальной культуры молокан можно считать устную традицию исполнения псалмов.

АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ФАЛНК ВГУ - Фольклорный архив лаборатории народной культуры Воронежского государственного университета.

ЛИТЕРАТУРА

Булгаков 1994 - Булгаков С. В. Справочник по ересям, сектам и расколам. М., 1994 URL: https:// azbyka.ru/otechnik/sekty/spravochnik-po-eresjam-sektam-i-raskolam/114 (дата обращения: 20.08.2018).

Иникова 2002 - Иникова С. И. Молокане // Религии народов современной России: Словарь. 2-е изд., испр. и доп. Ред.-кол. Мчедлов М. П., отв. ред. Аверьянов Ю. И., Басилов В. Н. и др. М., 2002. URL: https://modern_religion.academic.ru/l58/Молокане (дата обращения: 20.08.2018). Осетров 1910 - Осетров М. Миссионерские курсы и публичные беседы с сектантами в селе Песках Новохоперского уезда // Воронежские епархиальные ведомости. 1910. № 38. Прохоров 1973 - Прохоров В. А. Вся Воронежская земля. Воронеж, 1973.

ЭЕХ 2017 - Энциклопедия евангельских христиан-баптистов, 2017. URL: http://baptistru.info/index. php/Молокане (дата обращения: 20.08.2018).

8 Зап. от Тамары Васильевны Дмитриевой, 1953 г. р., с. Пески, Поворинский р-н, Воронежская обл. Соб. А. А. Чернобаева, Е. А. Грибоедова. 11.07.2017 [ФАЛНК ВГУ, 2017/1].

9 Зап. от Тамары Васильевны Кошкиной, 1942 г. р., с. Пески, Поворинский р-н, Воронежская обл. Соб. А. А. Чернобаева, Е. А. Грибоедова. 11.07.2017 [ФАЛНК ВГУ, 2017/1].

ю Зап. от Ларисы Васильевны Кошкиной, 1942 г. р., с. Пески, Поворинский р-н, Воронежская обл. Соб. А. А. Чернобаева, Е. А. Грибоедова. 11.07.2017 [ФАЛНК ВГУ, 2017/1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.