Научная статья на тему 'Традиционная культура как основа стабильного развития современного общества'

Традиционная культура как основа стабильного развития современного общества Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
112
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / CULTURE / НЕВОЕННЫЕ ФАКТОРЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / NON-MILITARY FACTORS OF NATIONAL SECURITY / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NATIONAL SECURITY NYE / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / POLITICAL PROCESS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Усманов Р.Х., Косов Г.В.

В статье рассматривается вопрос соотношения таких понятий как культура и национальная безопасность. Доказывается, что национальная безопасность российского общества напрямую связана с блокированием угроз в культурно-духовной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Усманов Р.Х., Косов Г.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The traditional culture as the basis for stable development of society

The article discusses the relation of concepts such as culture and national security. It is proved that the national security of the Russian society is directly related to the blocking of threats to the cultural and spiritual spheres.

Текст научной работы на тему «Традиционная культура как основа стабильного развития современного общества»

Р.Х. Усманов доктор политических наук, профессор кафедры политологии АГУ*

Г.В. Косое доктор политических наук, профессор кафедры международных отношений, мировой экономики и международного права ПГЛУ

Традиционная культура как основа стабильного развития современного общества

Вопрос о месте и роли традиционной культуры в современном обществе представляется необычайно интересным и важным. Что происходит с народными обычаями, верованиями, ритуалами, обрядами в современном обществе? Отмирают ли они полностью, сохраняются в качестве реликтов прошлого или обретают новую жизнь и смысл, удовлетворяя актуальные духовные потребности людей?

Тема отношения к традиции особенно актуальна для России так и для Турции из-за неординарности исторического момента, который переживает и российское, и турецкое общество. В моменты реформ и кризисов, больших изменений внимание общественности обращается к культурному наследию. Традиционная, исторически унаследованная культура выступают объектом повышенного внимания. К ней относятся по-разному: одни критически, другие с ностальгическим любованием, третьи сугубо прагматически. Видимо, некоторые архаические формы культуры, которые до этого считали «пережитками прошлого», играют в жизни современного человека весьма значительную, не вполне проясненную роль. В связи с этим представляется важным уточнить смысловые аспекты понятий традиция, традиционная культура.

Традиционная культура - сложное и многогранное явление, не ограниченное крестьянским фольклором. Помимо традиционных для того или иного народа видов и форм художественной деятельности и ее результатов (сказок, песен, танцев и т.д.), народная художественная культура включает систему воплощенных в художественных образах базовых духовно-нравственных ценностей и идеалов того или иного народа, отражает его мировоззрение и миропонимание.

Народная художественная культура включает также сложившиеся в том или ином этносе и передающиеся от поколения к поколению формы и способы создания, сохранения и распространения художественных ценностей, формы бытования произведений народного творчества.

У некоторых людей понятие традиционной культуры вызывает односторонне положительную оценку. Ведь традиционная (или

* usmanr@mail.ru

народная) культура - основа национального духовного богатства. На ней во все века строилось патриотическое, нравственное, эстетическое воспитание подрастающих поколений. Однако становится опасно, если любовь к традиционной культуре перерастает в некритическое любование ей. На самом деле, в традиционной культуре, наряду с положительными сторонами, проявляются и некоторые отрицательные: консерватизм, этническая ограниченность, неразборчивость в выборе эстетических средств. Если обратиться к изучению образцов народного творчества, то в них можно обнаружить основания для бытового расизма, антиинтеллектуализма, нетерпимости к инакомыслию, преклонения перед любой властной силой, какой бы политической окраски она не была.

В народном искусстве находит отражение система народных воззрений. «Картина мира» у всех народов включает в себя одинаковые базовые компоненты: привычные формы, цвета, звуки, родных, предков, семью, язык, среду обитания. Все эти компоненты в той или иной степени отражаются в искусстве. Г.Д. Гачев рассматривает целостность жизни народа через понятие космо-психо-логос как единство тела (местной природы), души (национального характера) и духа (языка, логики). Он объединяет человека и мир понятием «национальный образ мира», «национальный космос». «В понятии образ мира (картина мира) воплощена идея целостности преемственности в зарождении, развитии

л

и функционировании познавательной сферы личности»1.

Духовная культура интерпретируется как часть культуры, связанной с религиозной жизнью людей, воплощающей сакральные ценности, идеалы, знания и обеспечивающей связь человека с запредельным миром в процессе культовой практики. Православную культуру мы рассматриваем в качестве составной части духовной культуры. В данном случае в рамках духовной культуры выделяем наиболее важный и существенный момент - религиозный аспект. Выделение религиозного аспекта в духовной культуре является оправданным, т.к. православная культура по своей сути религиозна, т.е. направлена на определение отношений между человеком и иным (внема-териальным) миром.

В.Н. Окатов писал: «...основу культуры образуют ценности. Ценности как духовные цели. Именно они выражают живой нерв культуры, её смысловое ядро»2. Преемственность позволяет постоянно воспроизводить основы той или иной культуры. Прерывание преемственности способно если не уничтожить культуру, то нанести ей

о

существенный и даже непоправимый вред3. Преемственность культуры осуществляется через духовные константы, которые определяют

1

Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. - Р.-н/Д., 1998. - С. 227.

2 Окатов В.Н. Культура и нравственность // IV Питиримовские чтения (14-15 мая 1997 г.) -Тамбов, 1998. - С.20.

3 Бычкова С.С. Размышление о церкви и культуре // Религия и свободомыслие в культурно-историческом процессе. Межвузов. Сб. -СПб.,1991. - С.51.

стабильность и развитие общества. Культура действительно определяет универсальное отношение человека к миру. К культурным относятся такие ценности, которые определяют историческое развитие.

В современный период времени концепт «национальная безопасность» приобретает новое значение. Теперь это не только обеспечение международного положения, но к национальной безопасности относят также внутреннее положение страны. В связи с этим происходит расширение сферы изучения национальной безопасности. К тому же в ситуации «культурного империализма» теоретическое осмысление данного концепта не может быть полным без изучения культурной сферы.

В современный период времени факторы обеспечения национальной безопасности государства делятся на военные и невоенные. Невоенные факторы включают в себя все то, что не относится к военной силе. Входит сюда и культура, использование которой приобретает особое значение в связи с распространением массовой культуры по всему миру и размыванию культурных границ. С помощью культурного фактора стало возможным достижение победы в борьбе за мировое лидерство. Осознание важности культуры как невоенного фактора привело к тому, что стали разрабатываться стратегии по завоеванию других государств на ее основе. Но, правительства государств также понимают, что с помощью культурного фактора также стало возможным препятствовать такого рода проникновению. Поэтому культура становится фактором способным дестабилизировать состояние национальной безопасности, но также и фактором в обеспечении национальной безопасности.

Инокультурному проникновению способствуют два процесса -процесс миграции и процесс глобализации, которые охватывают весь мир. Учитывая, что условия возникновения и существования стран Запада и Востока разные, вполне объясним и тот факт, что опыт в противодействии инокультурному проникновению тоже разный. Опыт западных стран заключается во введение квот, запретов и барьеров на существование чужих культурных ценностей в своей стране. При этом инициатором, выступающим против чужих культурных ценностей, выступают руководящие органы государств. Что касается опыта мусульманских стран, то здесь реакция на инокультурное проникновение заключается в активизации исламского мира, которая влечет за собой рост радикализма и терроризма против западных культурных ценностей. Таким образом, здесь инициатором является население. Каждая сторона стремится защитить свою безопасность и сохранить национальную идентичность. При этом каждая из сторон пытается различными способами проникнуть с помощью культуры на другую сторону и распространить там свое влияние. Можно сказать о том, что возможно наступает конфликт цивилизаций на культурном уровне,

конфликт Запада и Востока, так как ни одна из сторон не желает впустить друг друга в свою культуру.

Без эффективной культурной политики не может быть суверенного, развитого государства. Культурная политика государства должна представлять собой механизм по противодействию угрозам национальной безопасности в культурной сфере. Она направлена на то, чтобы воспитать нравственность среди населения, а так же прививать чувства принадлежности к своей Родине, патриотизма, гражданственности. Все это делается для того, чтобы в культуре не образовался вакуум, который может заполниться инокультурными элементами. Это может привести к распаду российской культуры. А распад культуры в свою очередь может привести к гибели самого государства.

Усманов Р.Х., Косов Г.В. Традиционная культура как основа стабильного развития современного общества. В статье рассматривается вопрос соотношения таких понятий как культура и национальная безопасность. Доказывается, что национальная безопасность российского общества напрямую связана с блокированием угроз в культурно-духовной сфере.

Ключевые слова: культура, невоенные факторы национальной безопасности, национальная безопасность, политический процесс.

Usmanov R.H., Kosov G.V. The traditional culture as the basis for stable development of society. The article discusses the relation of concepts such as culture and national security. It is proved that the national security of the Russian society is directly related to the blocking of threats to the cultural and spiritual spheres.

Key words: culture, non-military factors of national security, national security Nye, the political process.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.