Спирина М.Ю.
к.и.н., заслуженный учитель России, член Творческого союза художников России, проректор по научной работе
Межрегионального института экономики и права при Межпарламентской Ассамблее ЕврАзЭС, Санкт-
Петербург
mus931@inbox.ru
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И ЧЕЛОВЕК
Ключевые слова: традиционная культура, модернизация, человек, творчество, личность.
Keywords: traditional culture, modernization, people, creativity, personality.
В условиях глобализирующегося мира в теоретических исследованиях и практических обсуждениях преимущественное место заняли проблемы экономики, политики, права. Особенностями современного мира являются: а) глоба-лизационные процессы (экономические, политические, коммуникационно-информационные); б) проблемы Природы (экологические); в) проблемы человеческие (здоровье, благосостояние, качество личности); д) проблемы сохранения разнообразия и уникальности народов-этносов. Человечество подошло к той черте, когда современная техногенно-потребительская цивилизация обнаружила свою тупиковость. Вследствие этого необходимо самым серьезным образом пересмотреть основания такой цивилизации и сознательно избрать иную, духовно-экологическую стратегию развития; в противном случае Человек в результате глобальных кризисов может быть сметен с лица Земли.
Культура, вкупе с экономикой и политикой, образует фундамент общества. Ещё М. Вебер подчеркивал особое значение базисных ценностей культуры, оказывающих определяющее влияние на воспроизведение и укоренение того или иного способа экономической жизни. Упомянем и слова Д. Норта о том, что в любом обществе наличествует эффект «зависимости от предыдущей траектории развития», создаваемый именно культурой1. Культура выступает предметом исследования в таких науках, как философия, социология, искусствоведение, история, литературоведение и др. Сегодня существует около тысячи определений термина. М. С. Каган считал, что культура, наряду с природой, обществом и человеком, есть четвертая форма бытия, порожденная деятельностью человека. Он характеризовал культуру как мир человеческой деятельности, как мир артефактов, и это в полной мере относится к традиционной культуре, формирование которой имеет истоки в глубокой древности, в самом начале деятельности человека по преображению природы в соответствии с законами общества. Культура любого народа является и процессом, и результатом вживания людей в окружающую среду, причем отличает культуры различных этносов деятельностная, активная поведенческая реакция на мир. Д. С. Лихачев называл культуру сакральным полем.
В третьем тысячелетии обостряется интерес к исследованию самых фундаментальных вопросов, связанных с жизнью человеческого сообщества, самого человека, стремление осмыслить любые сферы его жизнедеятельности: науки, искусства, религии, философии и, разумеется, культуры в целом. Мы разделяем мнение М.С. Кагана о том, что ни одна из конкретных наук о культуре не рассматривает ее как целостный феномен, не пытается осмыслить и прогнозировать ее развитие. «Надо ли разъяснять, сколь важно для нас ныне обретение такого понимания культуры? Оно важно для всего человечества, переживающего одну из самых драматичных "культурных революций", но особенно важно оно для нашей страны»2. Вспомним также положение В.И. Вернадского о том, что человек представляет собой крупнейшую геологическую силу, изменяющую лик Земли, откуда вытекает и ноосферный подход к развитию культуры. Высшая часть ноосферы совпадает с тем, что можно назвать подлинной культурой, основанной на высших духовных ценностях - Добре, Истине, Красоте, их объективный характер начинает сейчас все более подтверждаться современной наукой3. Обратим внимание, что Н. В. Коломиец включает в основные антропологические константы культуры как биологические (сознание, самосознание, разум, интеллект, творческие потенции, агрессия), так и социокультурные (стремление к познанию, вера, человеческое, личность)4. В связи с этим особенно остро возникает необходимость глубокого изучения традиционной культуры как базиса всей «второй природы», без которого невозможно дальнейшее существование человечества.
Культура немыслима без человека, ее кризис связан с антропологическим кризисом как проявлением глобали-зационных изменений в истории человечества. Многие ученые видят возможность выхода из кризисов современного мира в органической взаимосвязи традиций и новаций. В этом особую значимость приобретает опыт России.
1 Норт Д. Функционирование экономики во времени. Нобелевская лекция // Отечественные записки. - М., 2004. - № 6. -С. 88-103.
2 Каган М.С. Философия культуры. Становление и развитие. - СПб.: Лань, 1998. - С. 17.
3 Шишин М.Ю. Ноосферная концепция культуры: Дис. ... д-ра филос. наук: Барнаул, 2003. - 283 с. - http://www.lib.ua-ru.net/ (^/00^127815.^1
4 Коломиец Н.В. Антропологическая constanta в культурной локалистике. - http://www.countries.ru/1ibrary/antropo1ogy/ ko1omiets.htm
Россия сегодня переживает давно существующие и вновь появившиеся проблемы, в решении которых важная роль принадлежит человеку. Его в разное время называли то рабочей силой, то человеческим фактором, то человеческим капиталом, то человеческим потенциалом, наконец, «думающей рабочей силой». Представляется необходимым вспомнить те времена, когда человек звучал гордо (с большой буквы). Высокое значение такого Человека как личности творческой, инициативной, самодеятельной, ответственной, подтверждается всей историей его существования на планете, что нашло свое отражение в традиционной культуре, сохранение которой до последнего времени являлось неоценимой заслугой России. Именно в России еще в ХХ веке продолжали существовать и развиваться народные ремесла, устное народное творчество, народная музыка, народный танец. Периодически именно отечественные исследователи обращались к опыту народного правосознания, народной экономической культуры, народной философии, народной физической культуры, народной педагогики, народной экологической культуры. Е.Ю. Боброва выделяет также «народную психологию», объектами коей она считает мифологию, религию, культуру, науку, народное творчество, народные обычаи1. Однако все эти феномены не исследовались внимательно, напротив, временами вызывали непонимание и даже откровенное неприятие.
Такая позиция объяснялась главным образом тем, что в распоряжении исследователей не имелось эффективных результатов изучения традиционной культуры. Исследователи обратили внимание на этот феномен только в 19201930-е гг. Пока еще не исследована история ее развития, не определено точно место традиционной культуры в культурном тексте, не изучены детально ее компоненты. В ходе своей эволюции традиционная культура претерпела многие метаморфозы. «Каждая культура, - пишет Р. Инглегард, - представляет стратегию адаптации ее народа. В долгосрочной перспективе такие стратегии, как правило, являются реакцией на преобразования экономического, технического и политического характера и, как таковые, не могут долго оставаться неизменными»2. Вследствие этого традиционная культура третьего тысячелетия приобрела новые формы, функционирует в новых условиях, зависит от культурной политики того или иного государства, сохраняя при этом судьбоносное значение для человечества в целом.
Прежде, чем переходить к рассмотрению, что может дать сегодня человечеству традиционная культура, необходимо дать определение этому понятию, поскольку слишком часто отдельные заинтересованные лица трактуют это понятия субъективно. Научное исследование традиционной культуры давно уже требует актуализации и модернизации. Последний аспект заслуживает особого внимания в целях эффективного и всеобъемлющего применения традиционной культуры в современном социокультурном процессе. Модернизация не является самоподдерживаемым, самопрогрессирующим процессом, в ее осуществлении человек играет стимулирующую роль. Наиболее часто модернизацию рассматривают как движение от индустриализма к постиндустриализму в экономической, как движение от авторитарных к демократическим режимам - в политической, как переход от обычного к юридическому праву - в правовой сфере. Временами модернизация проявляется в не всегда позитивных формах. Так, превалирующая сегодня массовая культура постиндустриального общества очень часто включается в понятие традиционной культуры, что является еще одним свидетельством малой изученности традиционной культуры, определения ее структуры и содержания.
В наиболее популярных трактовках теории модернизации подчёркивается, что развитие современной промышленной индустрии, транспорта и коммуникаций, мирового рынка, урбанизации должно приводить к повсеместному вытеснению традиционной культуры на периферию общественной жизни. Ряд отечественных философов придерживается точки зрения, что специфические черты национальных культур в ходе формирования единой глобальной мировой культуры неизбежно утрачиваются и «можно сожалеть об утрате национальной специфики, но вряд ли целесообразно только ради сохранения ее отказываться от благ цивилизации»3. Но во всех глобализационных процессах наличествует связь с прошлым. В ХХ - начале XXI вв. специалисты разных отраслей науки все чаще стали отмечать наличие тех или иных составляющих древней, традиционной культуры в явлениях и процессах глобализирующегося мира. Ж. Бодрияр, М. Мафессоли выдвинули тезис о «ренессансе» традиционной, архаической культуры.
Традиционная культура являет собой совокупность материальных и духовных ценностей всего человечества, а также практикуемых человеком основных способов взаимодействия с природой и социальным окружением. Она проявляется в деятельности общества, государства, его институтов, а также в национальных традициях, духовных ценностях, стиле мышления и установках, моральных нормах, стереотипах и образцах межличностного и межгруппового поведения и самовыражения, особенностях языка и образа жизни. Такая культура представляет собой совокупность как специфических производимых и потребляемых данным этносом культурных явлений, так и элементов общечеловеческой культуры. Традиционная культура выполняет роль интегратора человеческого общества, обеспечивая одновременно и «нравственную оседлость» человека4. Культуру можно также рассматривать как развитие духовно-практических способностей и потенций человека и их воплощение в индивидуальном развитии людей. У человека (работника), воспитанного средствами традиционной культуры, формируются способности к адекватной оценке не только своего места в обществе, но и своих интересов и целей, способности к планированию своего жизненного пути, к реалистической оценке различных жизненных ситуаций, готовности к реализации рационального выбора линии по-
1 Боброва Е.Ю. Основы исторической психологии. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997. - С. 17.
2 Новая постиндустриальная волна на Западе. - М.: Academia, 1999. - С. 249-250.
3 Кармин А.С. Философия культуры в информационном обществе: проблемы и перспективы // Вопросы философии. - М., 2006. - № 2. - С. 56.
4 Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном / Сост. и общая ред. Г. А. Дубровской. - Изд. 2-е, доп. - М.: Детская литература, 1988. - С. 120.
ведения и ответственности за этот выбор, наконец, способности к нравственной оценке своего поведения и своих действий1 .
Сегодняшнее бытие традиционной культуры значительно осложнилось целым рядом социально-экономических и социокультурных трансформаций. К примеру, сегодня юноши и девушки получают информацию о народных традициях и обычаях, главным образом, через каналы массовых коммуникаций, а не от своих бабушек и дедушек, которые уже сами никаких традиций не знают, ничего не могут объяснить и тем более показать. Но тяга к «пережиткам прошлого» у молодых людей все равно наблюдается. Так, например, культурологи отмечают так называемый «инициаци-онный голод» современной культуры. У молодежи он возник как следствие отказа от некоторых ритуально-обрядовых принципов культуры, обеспечивающих более органичный и гармоничный процесс социализации подрастающего поколения. Современная действительность даёт примеры сохранения и возрождения многих форм традиционной культуры и искусства. М. Мафессоли пишет, например, о росте числа небольших групп экзистенциальной сети, своего рода трайбализме, который основывается одновременно на религиозном духе и на локализме (близости к центру, природе)2. Подобные специфические субкультуры, называемые «квазиэтносами», формируют устойчивый запрос на образцы традиционного искусства, этнической символики, мифосознания, чтобы как-то обозначить свое существование и отличие от других «племен».
Т.А. Апинян назвала проявления традиционной культуры в современном мире «мифологическим ренессансом»3. В них мы имеем дело с целостной культурой, для которой характерны особое видение мира, свои способы зна-ково-символического воплощения разных формах фольклора и близких к фольклору направлений культурной практи-ки4. Традиционная (народная) культура в ее лучших образцах и традициях обладает иерархией ценностей, с четким преобладанием духовных над материальными; синкретизмом различных сфер человеческой деятельности; целостностью и структурностью. В этом и проявляется подлинная традиционная культура. А.В. Головнёв подчёркивает, что «сегодня в восприятии "культурного наследия" важно не столько его ценностное определение, сколько механизм актуализации в живой реальности»5. В этом плане традиционная культура, главными особенностями которой являются слиянность духовной и материальной составляющей, человечность, традиционность, преемственность, жизнерадостность, экологичность, здоровьесбережение, предстает одним из важнейших средств противостояния глобализацион-ным кризисам.
Рубеж веков и тысячелетий всегда имел особое значение для человека и культуры. Начало третьего тысячелетия особо показало, что современного человека времени различных революций (научно-технической, гендерной, сексуальной и др.) нельзя считать прежним классическим субъектом истории. Современный человек не ощущает себя творцом культуры, зачастую выступая как современный номад с кейсом. Обнаружилась предельная или беспредельная пластичность и подвижность, изменчивость не каких-то атрибутов и акциденций, а самой природы, натуры чело-века6. В связи с этим и представляется необходимым возвращение к историческому опыту эволюции человека, который теснейшим образом связан с формированием традиционной культуры.
В традиционной культуре человек рассматривается как целостный биосоциальный организм, в формировании которого необходимо обеспечивать его физическое и психическое (психологическое) здоровье, соответствие национальному этическому и эстетическому идеалу. Эти позиции особенное значение приобретают в процессе воплощения в жизнь Концепции духовно-нравственного воспитания граждан России, когда особенно следует учитывать, что культура выступает как некий глобальный социорегулятивный механизм адаптации человека и общества к условиям природного и социального окружения. Понятия «механизм» и «адаптация», естественно, мыслятся весьма широко и включают не только традиционно охранные, но и инновационно-преобразующие модели поведения, также обусловленные необходимостью адаптации7.
В современной России наблюдается, с одной стороны, разрушение деревни, сельской среды, истребление природы и исторической среды, сопровождающееся падением нравственности, истреблением понятия «духовные ценности» культуры, искусства, с другой, — вполне определенное формирование общественного национально-этнического самосознания народа в экологическом и нравственном содержании. Глобализация затронула не только континенты, государства, целые народы, но и отдельно взятую личность. Именно в противостоянии антропологическому кризису человек должен проявлять себя «как целостное единство природы и общества». Традиционная культура содержит народный идеал совершенного человека. Он включает такие черты личности, как трудолюбие, ответственность, инициативность, человечность, самостоятельность, ум, здоровье, любовь к Родине, уверенность в себе, уважительность и др.
1 Введение в курс философии (под ред. акад. Ф.С. Файзуллина). - Уфа: УГАТУ, 1996. - http://your1ib.net/content/ view/2056/36
2 Мафессоли М. Околдованность мира или божественное социальное // Социо-логос. Общество и сферы смысла. - М.: Прогресс, 1991. - С. 278-279.
3 Апинян Т. А. Мифология: теория и событие. Учебник. - СПб.: СПбГУ, 2005.
4 Народная культура в современных условиях: учебное пособие. М-во культуры РФ. Рос. ин-т культурологии / Отв. ред. Н.Г. Михайлова. - М.: РИК, 2000. - 219 с. - ^^ШЬит
5 Головнёв А.В. Культурное наследие и гуманитарные технологии // IX Конгресс этнографов и антропологов России. Тезисы докладов. Петрозаводск, 4-8 июля 2011 г. / Редкол.: В.А. Тишков и др. - Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2011. -С. 5.
6 Коломиец Н.В. Антропологическая constanta в культурной локалистике. - http://www.countries.ru/1ibrary/antropo1ogy/ ko1omiets.htm
7 Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. - М., 1983; Богатырев П.Г. Фольклор как особая форма творчества // Вопросы теории народного искусства. - М., 1971.
Современные исследователи считают личность сущностной, центральной характеристикой антропологической константы в культуре. Формирование личности происходит в процессах социализации индивидов и направленного воспитания: освоения социальных норм и функций. Личность есть объединенная единством самосознания совокупность наиболее устойчивых воспоминаний, стремлений и чувствований (личность психическая), приуроченных к известному телу (личность телесная) и имеющих определенное отношение к другим личностям (личность социальная). Воспитание такой личности в традиционной культуре начинается с самого раннего детства, можно даже сказать - с внутриутробного периода. Достаточно обратиться к материалам, собранным членами Императорского Русского географического общества1. В традиционной культуре обращалось особое внимание на заботы о новых всходах жизни, когда от беременной женщины требовалось, чтобы она жила повышенной, против обычного уровня, нравственной жизнью, чтобы она каждый шаг делала осторожно: избегала неприятных встреч, бережно бы относилась к домашним животным и т.д. и т.д., ибо ее поведение определяло формирование плода и будущего человека.
Традиционная культура помогает человеку сохранять в себе человечность, развивать те черты и компоненты личности, отсутствие которых всерьёз беспокоит специалистов различных сфер научного знания. К таким компонентам относятся: творческое мышление, интуиция, уверенность в своих силах, самостоятельность в решениях и деятельности, умение работать в команде, пр. Без интуиции, например, невозможно формирование личности человека, его самосовершенствование и самовоспитание, его творческая деятельность.
Проблема утраты интуиции связана с таким фактором, как восприятие. Использование видео- и компьютерной техники привело к нарушению равновесия звукового и визуального восприятия. Специалисты всё чаще говорят о новой болезни - видеотизме. Человечество постепенно утрачивает выработанную веками специфическую культурную способность образного мышления. Именно образное мышление формировалось произведениями устного народного творчества, народной музыки, изделиями народного художественного ремесла. И как тут не вспомнить, что с прилавков магазинов практически исчезли произведения традиционного прикладного искусства, вместо которых мы наблюдаем китчевые и контрафактные изделия. Вместе с тем, нынешнюю экспансию визуальной культуры следует рассматривать в качестве возвращения древней традиции. Изображение вернулось в качестве исконного, но технологически обновленного языка, который предстает эффективным ресурсом в актуализации культурного наследия. Аудиовизу-альность представляется важнейшей сферой гуманитарных технологий, позволяющей не только адекватно транслировать и наглядно представлять факты и их интерпретации, но и включать полученные знания в научный оборот и информационный поток.
Еще одной актуальной проблемой выступает здоровье человека. В преамбуле Устава Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов»2. Ю.П. Лисицын утверждает, что здоровье - это «гармоническое единство биологических качеств, которые обусловлены врожденными и приобретенными биологическими и социальными явлениями»3. Т.М. Клименко и В.Б. Малинин4 считают, что здоровье необходимо определить как биосоциальную категорию, представляющую собой нормальное положительное физическое и духовное (психическое) состояние и функционирование организма людей, соответствующее позитивным биологическим началам и свойствам (качествам), приобретенным в условиях и в результате воздействия окружающей природной и социальной среды.
Традиционная культура содержит принципы здорового образа жизни и этногигиены. Она самым непосредственным образом связывает психофизическое здоровье человека с состоянием его души. Радость, оптимизм в традиционной культуре есть мировоззрение и образ жизни, они не только предписываются культурами разных народов, но и воплощаются в предметах, исполненных народными мастерами. Оптимистичная предметно-пространственная среда обитания человека образуется в результате того, что человек создает предметы быта и жилище в соответствии с национальным этическим и эстетическим идеалом (законами Добра и Красоты). Каждое изделие, будь то дом, в котором обитает человек, или половик, постеленный на полу этого дома, сотворяется в соответствии с этими законами, учитывая, что красота включает в себя и полезность для человека. Как неоднократно отмечала М. А. Некрасова, в традиционной культуре жилище человека представляет собой «живое пространство живых вещей». Традиционное прикладное искусство способно противостоять отчуждению человека от своей историко-культурной цельности, от родной земли; опасности перерождения психологии создателя в психологию расхитителя и разрушителя5.
В этой связи важным представляется экологическое воспитание средствами традиционной культуры. Взаимодействие природы и человека чрезвычайно актуально для будущего всей Земли. Забота о природе — это не только забота человека о себе как части природы. В современном мире забота о природе выступает как забота человека о человечестве. Экологи и социологи отмечают, что в русских семьях оптимальные, с точки зрения экологии, взаимоотношения с природой, основывающиеся на народном опыте, существовали издавна. Обитатели сельской местности строго соблюдали принципы рационального природопользования и охраны окружающей среды. Природа в народном сознании являлась идеалом гармонии, красоты, разумности, вот почему в решении многих текущих экологических
1 Бунятов Гр. Домашнее воспитание женщины у армян Эриванской губернии. // Этнографическое обозрение. 1896. - № 4. -С. 124-133; Виноградов Г. - Самоврачевание etc. // Живая старина. 1915. - IV. - С. 356 и др.
2
Популярная медицинская энциклопедия. - М., 1987. - С. 220.
3
Лисицин Ю.П. Социальная гигиена и организация здравоохранения. - М., 1987. - С. 61.
4 Клименко Т.М., Малинин В.Б. Уголовная ответственность за незаконный оборот наркотических, психотропных, ядовитых и иных сильнодействующих средств. - СПб.: МИЭП при МПА ЕВрАзЭС, 2014. - С. 29.
5 Некрасова М.А. Место народного искусства как духовного феномена в современной культуре России. - http://ruskline. ru/analitika/2009/03/30/mesto_narodnogo_iskusstva_kak_duhovnogo_fenomena_v_sovremennoj_kul_ture_rossii
проблем значительную помощь может оказать традиционная культура. Отметим также, что этика Природы (животных и растений) явилась образцом подражания для человека. П.А. Кропоткин в своей работе «Этика» выводил нравственность человека непосредственно из опыта природы1.
Современным экономике, образованию, науке, технике, искусству требуется всесторонне образованный, гармонически развитый специалист, не просто умеющий грамотно выполнять определенные профессиональные функции, но мыслящий, видящий перспективу, творчески относящийся к своей трудовой деятельности, обладающий высоким императивом. Такая личность предстает как носитель сознания, преобразующий мир на основе его познания, переживания и отношения к нему с обязательной ответственностью за все свои действия. Вот почему традиционная культура как средство воспитания «совершенного человека» занимает важное место в сфере образования. Многие специалисты отмечают различные возможности использования методов и средств народной педагогики в формировании творческой личности современного специалиста.
Народная педагогика - это исторически сложившаяся совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, героическом эпосе, своде правил традиционного поведения и воспитания, обычаях, обрядах, традициях, детских играх и игрушках. Народная педагогика содержит как идеал воспитания, так и пути и средства его достижения. Ценности народной педагогики помогают направить современный образовательный процесс на формирование этнического самосознания у подрастающих поколений, развитие у них понимания роли своего народа, этнической группы в социальном окружении, мировой культуре.
Необходимость обращения к народной педагогике отмечали В.И. Белов, В.И. Вернадский, Г. С. Виноградов, Д.С. Лихачев, А.С. Макаренко, Д.И. Менделеев, В.Н. Сорока-Росинский, В.А. Сухомлинский, др. К. Д. Ушинский разработал теоретические положения, которые положили начало русской этнопедагогике как области научного знания. Важнейшую роль в возвращении народной педагогики в современную образовательную деятельность сыграл Г.Н. Волков. В 2002 году был издан двухтомник его педагогических сочинений, получивший название «Педагогика любви»2. Высоко оценивая значимость народного педагогического опыта, имеющегося в традиционной культуре, он определил народную педагогику как педагогику национального спасения3. В связи с этим вспомним и мнение князя Ф.С. Голицына, высказанное им на рубеже Х1Х-ХХ вв. по результатам анализа народных промыслов России. Он особо подчёркивал в этом компоненте традиционной культуры нравственные начала и способность благотворно воздействовать на умственное и нравственное развитие народа, его самодеятельность .
Отдельно необходимо обратить внимание на трудовое воспитание подрастающего поколения, которое в народной педагогике являлось одной из важнейших частей семейного воспитания. Труд в традиционной культуре считался высшим предназначением человека. В связи с этим приведем точку зрения А.С. Макаренко о том, что трудовое воспитание является средством не только «физического развития в труде», но и психологического и духовного развития человека5.
Традиционная народная культура прошлого универсальна. Она определяет и нормирует все аспекты жизнедеятельности общины: уклад жизни, формы хозяйственной деятельности, обычаи, обряды, регулирование социальных взаимоотношений членов сообщества, тип семьи, воспитание детей, характер жилища, одежды, питания, освоение окружающего пространства, отношения с природой, миром, верования, поверья, знания, язык, фольклор как знаково-символическое выражение традиции.
Приобщение ребенка с раннего возраста к культуре своего народа способствует возрождению генетической и культурной памяти детей и развитию их духовного потенциала. Традиционная культура изначально воспитательна, она дает детям уроки стройности, порядка, образованности, нравственности. Традиционная культура сохраняет свое значение фундамента современной мировой культуры, корневой системы любой национальной культуры. Ее непреходящее значение для формирования Человека образно выразил Г.Н. Волков словами: «Без памяти - нет традиций, без традиций - нет культуры, без культуры - нет воспитания, без воспитания - нет духовности, без духовности - нет личности, без личности - нет народа».
Исторический опыт традиционной культуры невозможно переоценить, когда речь идет о сохранении Человека. Живучесть традиций и особенностей в той или иной культуре воспитания говорит не о косности культуры, а о непреходящей нравственной ценности, необходимости сконцентрированного в этих традициях и особенностях народного опыта, который перспективен к использованию в современных социокультурных и экономических условиях и необходим для формирования и устойчивого развития Человека.
1 Кропоткин П.А. Этика: Избранные труды. - М.: Политиздат, 1991. - С. 45-66. - http://iph.ras.ru/elib/Kropotkin_Eth.html Институт философии РАН, эл. библ-ка.
2 Волков Г.Н. Педагогика любви. Избранные этнопедагогические сочинения: в 2 т. [сост. М.Н. Егоров; отв. за вып. Е.И. Михайлова]; Министерство образования Республики Саха (Якутия). - М.: МАГИСТР-ПРЕСС, 2002. - Т. 1. 460 с.: портр.; Т. 2. 459 с.: портр.
3 Волков Г.Н. Педагогика национального спасения: избранные этнопедагогические сочинения / Г.Н. Волков; сост.: А. А. Со-кальский. - Элиста: Джангар, 2003. - 437 с.: ил.
4 Исходный для России строй труда. Записка кн. Ф.С. Голицына. - Санкт-Петербург, 1909. Типогр. А.С. Суворина. Отдельная, заключительная к т. I, глава из сочинения кн. Ф.С. Голицына «Кустарное дело в России». - С. 60.
5 Макаренко А.С. О моём опыте / А.С. Макаренко. Педагогические сочинения. В 8-и т. 1984-1989. Т. 4. - М.: Педагогика, 1984. - С. 127.